Научная статья на тему 'Аутсорсинг в энергетических компаниях – основа повышения их конкурентоспособности'

Аутсорсинг в энергетических компаниях – основа повышения их конкурентоспособности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
369
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник НГИЭИ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
аутсорсинг / аутсорсинговая компания / аутсорсинговые услуги / бизнес-модель / достоинства и недостатки применения аутсорсинга / конкурентоспособность / матрица аутсорсинга для ТЭК / неоднородность ТЭК / энергетические предприятия / outsourcing / competitiveness / energy enterprises / business model / advantages and disadvantages of outsourcing / heterogeneity of the fuel and energy sector / outsourcing matrix for the fuel and energy sector / outsourcing services / outsourcing company

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Стародубцева Ольга Анатольевна, Крылова Елена Владимировна

Введение. В условиях глобализации, ужесточения конкурентной борьбы на мировых рынках за новые технологии особое значение приобретает использование в работе энергетических предприятий актуальных бизнес-моделей, одной из которых является аутсорсиг. Внедрение аутсорсинга стало необходимостью для предприятий топливно-энергетического комплекса России, так как он позволяет увеличить конкурентоспособность энергетических предприятий за счет снижения издержек, передавая непрофильные функции сторонним организациям, путем рационализации производственных процессов, концентрируя внимание на основных бизнес-процессах. Материалы и методы. Методическую, теоретическую и информационную базу исследования составляют труды отечественных и зарубежных ученых в области концепции теории производственных процессов в энергетике, ценообразовании, аутсорсинге. Методология исследования заключается в использовании методов экономического анализа, сочетании теоретических, эмпирических и матричных методов. Результаты исследования. В статье представлено авторское определение понятия «аутсорсинг». Выделены достоинства и недостатки применения аутсорсинга в энергетических предприятиях. Приведена классификация аутсорсинга, а также перечислены этапы передачи заказчиком бизнес-процессов фирме-аутсорсеру. По данным анализа использования аутсорсинга в энергетических предприятиях, разработаны рекомендации для практического использования аутсорсинга в топливно-энергетических процессах менеджмента. Обсуждение. В результате реформирования энергетической отрасли из структур большинства образовавшихся АО-компаний были выведены непрофильные виды бизнеса, такие как: ремонтные, пуско-наладочные, связи, транспортные, охранные и другие подразделения, и в результате был взят за основу «аутсорсинг». Однако наличие в инфраструктуре энергетических предприятий специализированных технологических сегментов, содержащих системы управления основными производственными процессами, накладывает свои особенности, и это необходимо учитывать при выборе организации-аутсорсера. Заключение. Данное исследование заключается в определении эффективных бизнес-моделей с целью повышения конкурентоспособности энергетических предприятий путем снижения затрат и повышения конкурентных преимуществ за счет выполнения качественных услуг. Аутсорсинг позволит управляющим энергетической компанией принимать эффективные решения по развитию профильного (основного) бизнеса, а вспомогательные бизнес-процессы передать сторонним организациям, осуществляющим эти функции более качественно и с наименьшими затратами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Стародубцева Ольга Анатольевна, Крылова Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Outsourcing in energy companies – the basis for increasing their competitiveness

Introduction. In the context of globalization, the tightening of competition in the world markets for new technologies, the use of current business models in the work of energy enterprises, one of which is outsourcing, is of particular importance. The introduction of outsourcing has become a necessity for enterprises of the fuel and energy complex of Russia, as it allows increasing the competitiveness of energy enterprises by reducing costs, transferring non-core functions to third-party organizations, by rationalizing production processes, focusing on the main business processes. Materials and Methods. The methodological, theoretical and informational base of the research consists of the works of domestic and foreign scientists in the field of the concept of the theory of production processes in the energy sector, pricing, outsourcing. The methodology of the research consists in the use of methods of economic analysis, a combination of theoretical and empirical and matrix methods. Results. The article presents the author's definition of the concept of «outsourcing». The advantages and disadvantages of outsourcing in energy enterprises are highlighted. The classification of outsourcing is given, as well as the stages of transferring business processes by the customer to the outsourcer company are listed. Based on the analysis of the use of outsourcing in energy enterprises, recommendations have been developed for the practical use of outsourcing in fuel and energy management processes. Discussion. As a result of the reform of the energy industry, non-core types of business, such as repair, commissioning, communications, transport, security and other divisions, were withdrawn from the structures of most of the formed joint-stock companies, and as a result, «outsourcing» was taken as a basis. However, the presence of specialized technological segments in the infrastructure of energy enterprises containing control systems for the main production processes imposes its own characteristics and this must be taken into account when choosing an outsourcer organization. Conclusion. This study is aimed at identifying effective business models in order to increase the competitiveness of energy enterprises by reducing costs and increasing competitive advantages through the provision of quality services. Outsourcing will allow the managers of the energy company to make effective decisions on the development of the core business, and transfer the auxiliary business processes to third-party organizations that perform these functions more efficiently and at the lowest cost.

Текст научной работы на тему «Аутсорсинг в энергетических компаниях – основа повышения их конкурентоспособности»

08.00.05 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ

08.00.05 УДК 338.585

DOI: 10.24412/2227-9407-2021-7-59-69

Аутсорсинг в энергетических компаниях -основа повышения их конкурентоспособности

О. А. Стародубцева, Е. В. Крылова

Новосибирский государственный технический университет, г. Новосибирск, Россия

кгу!оуа@еогр. тШ. ги

Аннотация

Введение. В условиях глобализации, ужесточения конкурентной борьбы на мировых рынках за новые технологии особое значение приобретает использование в работе энергетических предприятий актуальных бизнес-моделей, одной из которых является аутсорсиг. Внедрение аутсорсинга стало необходимостью для предприятий топливно-энергетического комплекса России, так как он позволяет увеличить конкурентоспособность энергетических предприятий за счет снижения издержек, передавая непрофильные функции сторонним организациям, путем рационализации производственных процессов, концентрируя внимание на основных бизнес-процессах. Материалы и методы. Методическую, теоретическую и информационную базу исследования составляют труды отечественных и зарубежных ученых в области концепции теории производственных процессов в энергетике, ценообразовании, аутсорсинге. Методология исследования заключается в использовании методов экономического анализа, сочетании теоретических, эмпирических и матричных методов.

Результаты исследования. В статье представлено авторское определение понятия «аутсорсинг». Выделены достоинства и недостатки применения аутсорсинга в энергетических предприятиях. Приведена классификация аутсорсинга, а также перечислены этапы передачи заказчиком бизнес-процессов фирме-аутсорсеру. По данным анализа использования аутсорсинга в энергетических предприятиях, разработаны рекомендации для практического использования аутсорсинга в топливно-энергетических процессах менеджмента.

Обсуждение. В результате реформирования энергетической отрасли из структур большинства образовавшихся АО-компаний были выведены непрофильные виды бизнеса, такие как: ремонтные, пуско-наладочные, связи, транспортные, охранные и другие подразделения, и в результате был взят за основу «аутсорсинг». Однако наличие в инфраструктуре энергетических предприятий специализированных технологических сегментов, содержащих системы управления основными производственными процессами, накладывает свои особенности, и это необходимо учитывать при выборе организации-аутсорсера.

Заключение. Данное исследование заключается в определении эффективных бизнес-моделей с целью повышения конкурентоспособности энергетических предприятий путем снижения затрат и повышения конкурентных преимуществ за счет выполнения качественных услуг. Аутсорсинг позволит управляющим энергетической компанией принимать эффективные решения по развитию профильного (основного) бизнеса, а вспомогательные бизнес-процессы передать сторонним организациям, осуществляющим эти функции более качественно и с наименьшими затратами.

Ключевые слова: аутсорсинг, аутсорсинговая компания, аутсорсинговые услуги, бизнес-модель, достоинства и недостатки применения аутсорсинга, конкурентоспособность, матрица аутсорсинга для ТЭК, неоднородность ТЭК, энергетические предприятия.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Стародубцева О. А., Крылова Е. В. Аутсорсинг в энергетических компаниях - основа повышения их конкурентоспособности // Вестник НГИЭИ. 2021. № 7 (122). С. 59-69. DOI: 10.24412/2227-94072021-7-59-69

© Стародубцева О. А., Крылова Е. В., 2021

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License. The content is available under Creative Commons Attribution 4.0 License.

Outsourcing in energy companies - the basis for increasing their competitiveness

O. A. Starodubtseva, E. V. Krylova

Novosibirsk State Technical University, Novosibirsk, Russia *krylova@corp.nstu.ru

Abstract

Introduction. In the context of globalization, the tightening of competition in the world markets for new technologies, the use of current business models in the work of energy enterprises, one of which is outsourcing, is of particular importance. The introduction of outsourcing has become a necessity for enterprises of the fuel and energy complex of Russia, as it allows increasing the competitiveness of energy enterprises by reducing costs, transferring non-core functions to third-party organizations, by rationalizing production processes, focusing on the main business processes. Materials and Methods. The methodological, theoretical and informational base of the research consists of the works of domestic and foreign scientists in the field of the concept of the theory of production processes in the energy sector, pricing, outsourcing. The methodology of the research consists in the use of methods of economic analysis, a combination of theoretical and empirical and matrix methods.

Results. The article presents the author's definition of the concept of «outsourcing». The advantages and disadvantages of outsourcing in energy enterprises are highlighted. The classification of outsourcing is given, as well as the stages of transferring business processes by the customer to the outsourcer company are listed. Based on the analysis of the use of outsourcing in energy enterprises, recommendations have been developed for the practical use of outsourcing in fuel and energy management processes.

Discussion. As a result of the reform of the energy industry, non-core types of business, such as repair, commissioning, communications, transport, security and other divisions, were withdrawn from the structures of most of the formed joint-stock companies, and as a result, «outsourcing» was taken as a basis. However, the presence of specialized technological segments in the infrastructure of energy enterprises containing control systems for the main production processes imposes its own characteristics and this must be taken into account when choosing an outsourcer organization.

Conclusion. This study is aimed at identifying effective business models in order to increase the competitiveness of energy enterprises by reducing costs and increasing competitive advantages through the provision of quality services. Outsourcing will allow the managers of the energy company to make effective decisions on the development of the core business, and transfer the auxiliary business processes to third-party organizations that perform these functions more efficiently and at the lowest cost.

Keywords: outsourcing, competitiveness, energy enterprises, business model, advantages and disadvantages of outsourcing, heterogeneity of the fuel and energy sector, outsourcing matrix for the fuel and energy sector, outsourcing services, outsourcing company.

For citation: Starodubtseva O. A., Krylova E. V. Outsourcing in energy companies - the basis for increasing their competitiveness // Bulletin NGIEI. 2021. № 7 (122). P. 59-69. (In Russ.). DOI: 10.24412/2227-9407-2021-7-59-69

Введение

Реформирование энергетики (РАО «ЕЭС России») создает условия для конкуренции и изменений в ее структуре: переход от централизованного производства электроэнергии к распределенной выработке электроэнергии отдельными электроэнергетическими предприятиями и к производству электроэнергии на объекте потребителя. Кроме того, энергетические компании начинают конкурировать с компаниями, которые специализируются на новейших технологиях, таких как: цифровизация, аналитика данных, продуктовые и процессные инновации в энергетике и т. д. Действующие энергетические компании видят, что на

рынке появились новые игроки, которые изначально вообще не являются энергетическими компаниями, и в связи с этим необходимо предпринимать решительные действия, чтобы участвовать в конкурентной борьбе.

Энергетические компании находятся под давлением необходимости трансформации бизнес-моделей и операций, перехода на более экологичную энергетику и разработки специализированных цифровых решений для более влиятельных потребителей. Необходимо более гибкое, эффективное и экономичное управление цепочками создания стоимости, в то время как новые игроки в области возобновляемых источников энергии стремятся до-

биться экономии за счет масштаба и расширить свой бизнес на фоне сокращения субсидий на своих внутренних рынках1.

Для эффективной конкуренции энергетическим компаниям в России не хватает средств, знаний, навыков. В таких условиях необходимо применять другие модели бизнеса в энергетике, основанные на аутсорсинге.

Актуальность применения аутсорсинга связана с его применением во всем мире, в связи с тем, что он позволяет повысить конкурентоспособность энергетических компаний путем снижения издержек, рационализации производственной и управленческой деятельности за счет концентрации внимания на основных бизнес-процессах, сокращая отдельные вспомогательные подразделения, внедрять наиболее эффективные новые технологии.

В результате реформирования энергетической отрасли из структур большинства образовавшихся АО-компаний были выведены непрофильные виды бизнеса, такие как: ремонтные, пуско-наладочные, связи, транспортные, охранные и другие подразделения и в результате был взят за основу «аутсорсинг»2.

Однако наличие в инфраструктуре энергопредприятий специализированных технологических сегментов, содержащих системы управления основными производственными процессами, накладывает свои особенности, и это необходимо учитывать при выборе организации-аутсорсера. Высокий уровень компетенций энергетических компаний требует большой ответственности, опыта работы в данной области, высокой квалификации от партнеров-аутсорсеров.

Материалы и методы

Теоретической, информационной и методической составляющей настоящего исследования послужили литературные источники отечественных и зарубежных ученых, специалистов в области аутсорсинга. Вопросы развития аутсорсинга нашли свое отражение в трудах таких исследователей, как: Т. А. Алимова, А. М. Анохин [2], В. Д. Билинкис, Б. В. Дука, С. О. Календжян [15], Ю. Ю. Курсова и других авторов [1; 8; 9; 10]. Аникин Б. А. отмечает, что истоки практического аутсорсинга как метода производственной кооперации и высоких технологий управления в промышленности относятся к периоду «великого противостояния». Термин «аутсорсинг» происходит от английских слов «outside resource using» - «использование внешних ресурсов» [3, с. 8].

Российский опыт применения аутсорсинга в энергетическом секторе исследуют А. А. Нечаев,

С. И. Берлин, Т. Д. Дегтярева, В. И. Колибаба, И. А. Мезинова, Ю. П. Ямпольский. По мнению Жан-Луи Бравара и Роберта Моргана, неправильное использование аутсорсинга может привести к катастрофическим последствиям для предприятия. Нужно принимать решение о выборе видов деятельности, которые действительно целесообразно передавать стороннему поставщику, учитывая не только различные аспекты управления, но и финансовые императивы бизнеса [7, с. 53].

К зарубежным авторам, занимающимся исследованиями применения аутсорсинга, относятся: С. Баден-Фуллер, Дж. Бартелеми, Ж-Л. Бравар, Дж. Валстром, Л. Виллкокс, П. Готтшальк, К. Кетлер, К. Кросс, Дж. Куинн и другие ученые-экономисты [11; 14].

Проблемы оценки эффективности аутсорсинга в энергоремонте проанализированы в работах Ю. Ф. Битерякова, А. А. Вагнера, С. Н. Горина, С. А. Кутинова [12].

Достоинства и недостатки аутсорсинга подробно разобраны В. Алексашиным, М. А. Быкадо-ровым, В. Р. Курьяновичем, С. Н. Сайфиевой, С B. Середой и др. [13].

В российском трудовом и гражданском законодательстве понятие «аутсорсинг» отсутствует. Однако такой род деятельности в рыночной экономике России осуществляется. Оказание услуг аутсорсинга регулируется нормами главы 39 «Возмездное оказание услуг» ГК РФ3. По договору возмездного оказания услуг исполнитель (фирма-аутсорсер) обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги (п. 1 ст. 779 ГК РФ).

Институт аутсорсинга (США) определяет аутсорсинг как организационное решение по передаче стороннему подрядчику некоторых бизнес-функций или отдельных бизнес-процессов корпорации. Другими словами, аутсорсинг означает использование внешних ресурсов, т. е. передачу различных бизнес-функций сторонней организации, которая располагает необходимыми ресурсами для реализации данных функций4.

По нашему мнению, аутсорсинг - это передача компанией ряда непрофильных, вспомогательных для бизнеса функций или частей бизнес-процессов на договорной основе сторонней организации, профессионально специализирующейся на оказании таких услуг. Главным критерием для передачи любого бизнес-процесса или бизнес-функции на аутсорсинг является наличие конкурентной среды [6, с. 137].

Авторское утверждение основывается на том:

1) что аутсорсинг для энергетических предприятий применим только для вспомогательных бизнес-процессов (или его частей), т. к. это позволяет руководству предприятия сосредоточиться на основной деятельности, оставив в управлении руководства организации только ключевые функции, что приводит к снижению себестоимости процесса выполнения второстепенных функций за счет специализации аутсорсера;

2) исходя из специфики энергетической отрасли, компании должны сами разрабатывать критерии выбора аутсорсера, учитывая его знания, навыки, компетенции, опыт работы, месторасположение, производственную инфраструктуру и пр. [6, с. 139].

Результаты исследования

Сегодня аутсорсинг представляет собой высокую технологию менеджмента, которая позволяет достичь эффективного функционирования всех звеньев цепочки создания ценности и обеспечить каждое ее звено ключевыми компетенциями производителя и доступными ресурсами. В таблице 1 пред-

ставлены достоинства и недостатки применения аутсорсинга.

Возможность передачи бизнес-процессов аут-сорсеру может включать следующие этапы:

1. Определение основных направлений деятельности компании, которые необходимы для реализации миссии, целей и стратегии. Они не должны передаваться сторонней организации.

2. Выделение основных и вспомогательных функций бизнес-процессов и определение, какие из этих функций необходимо передать стороннему исполнителю.

3. Формулировка критериев выбора предпри-ятия-аутсорсера.

4. Выбор партнера-аутсорсера и разработка проектных работ и контракта.

5. Заключение контракта. Заключение контракта предполагает выбор энергетической организации вида аутсорсинга, который зависит от степени важности тех или иных бизнес-процессов, передаваемых на сторону.

В рамках контракта выделяют следующую классификацию аутсорсинга (таблица 2).

Таблица 1. Особенности применения аутсорсинга в энергетических компаниях Table 1. Features of outsourcing application in energy companies

Преимущества / Benefits Недостатки / Disadvantages

1 2

1. Снижение затрат, в результате того, что стоимость 1. Предоставление услуг компанией-аутсорсером услуг компании-аутсорсера обходится меньше, чем может оказаться недостаточно качественным ввиду затраты на выполнение этой же функции самой недобросовестного выполнения или отсутствия у компанией-заказчиком / Cost reduction, as a result of предполагаемого поставщика необходимого the fact that the cost of outsourcer services is less than оборудования для качественного выполнения работ; the cost of performing the same function of the client отсутствие предоставляемой аутсорсером гарантии на company itself выполнение услуг / Provision of services by an

outsourcer company may be of insufficient quality due to unfair performance or lack of necessary equipment for quality work performance; lack of warranty provided by the outsourcer for the performance of services

2. Несмотря на то, что стоимость услуг аутсорсера 2. Сотрудники компании-аутсорсера могут быть является затратами компании-заказчика, однако допущены к документам и информационным данным сокращается его налогооблагаемая база: экономия на компании-заказчика, и появляется риск потери налогах на зарплату, снижение амортизационных конфиденциальной информации / Employees of the расходов и налогов на основные средства, так как outsourcing company may be allowed to access оборудование принадлежит аутсорсеру / Despite the documents and information data of the customer company fact that the cost of outsourcer services is the cost of the and there is a risk of losing confidential information customer company, but its taxable base is reduced: savings

on payroll taxes, reduced depreciation costs and taxes on fixed assets, as the equipment belongs to the outsourcer

Окончание таблицы 1 / End of table 1 1 | 2

3. Привлечение аутсорсера позволяет сократить 3. Вероятность возникновения аварийных ситуаций персонал, высвободить дополнительные офисные, из-за несвоевременного выполнения функции производственные площади, оборудование, фирмой-аутсорсером, что приводит к значительным оргтехнику и пр., что позволяет компании-заказчику временным и финансовым затратам для решения решать другие важные стратегические задачи / возникших проблем компанией-заказчиком / Attracting an outsourcer allows you to reduce staff, free Probability of emergencies due to untimely performance up additional office and production space, equipment, of the function by the outsourcer firm, which leads to office equipment, etc., which allows the client company significant time and financial costs to solve the problems to solve other important strategic tasks by the customer company

4. С помощью имеющихся у компании-аутсорсера 4. Фирма-аутсорсер может отказаться работать в специализированного оборудования, знаний, опыта, компаниях-заказчиках, у которых не формализованы технологий компания-заказчик может получать более или не устоялись бизнес-процессы. Не стоит качественную услугу / With the help of the outsourcing исключать и возможность банкротства фирмы-company's specialized equipment, knowledge, аутсорсера / The outsourcing firm may refuse to work for experience, technology, the customer company can get a client companies, whose business processes have not been better service formalized or established. The possibility of the

outsourcer firm going bankrupt should not be ruled out

5. При аутсорсинге того или иного бизнес-процесса 5. Возможность потери контроля над собственными происходит разделение и частичная передача другой ресурсами и отрыв руководства от части деятельности компании рисков, связанных с осуществлением организации, переданной компании-аутсорсингу. деятельности / When outsourcing a business process, Результат - снижается управленческая гибкость / risks associated with the implementation of activities are Possibility to lose control over own resources and shared and partially transferred to another company management detachment from part of the organization's

activities transferred to the outsourcing company. The result - reduced managerial flexibility

6. Обеспечивает большую гибкость компании в 6. Вероятность выбора недобросовестных случае внезапного изменения рыночной ситуации поставщиков и нежелание компании-аутсорсера или потребительских предпочтений, так как проще и развиваться. Необходимость учитывать общее дешевле найти новых поставщиков с необходимыми состояние экономики и положение целевого возможностями и ресурсами / Provides more flexibility рыночного сегмента / The likelihood of selecting to the company in case of sudden changes in the market unscrupulous suppliers and the reluctance of the situation or consumer preferences, as it is easier and outsourcing company to develop. The need to take into cheaper to find new suppliers with the necessary account the general state of the economy and the position capabilities and resources of the target market segment

7. Аутсорсинг позволяет сконцентрировать 7. Отсутствие четкой законодательной базы управленческие, инвестиционные и прочие ресурсы аутсорсинга. Опасность делегирования бизнес-предприятия на основном бизнесе / Outsourcing процессов компании-аутсорсингу из-за боязни утечки allows to concentrate managerial, investment and other информации или возможного нарушения договорных resources of the enterprise on the main business обязательств / Lack of a clear legal framework for

outsourcing. Danger of delegating business processes to an outsourcing company for fear of information leakage or possible breach of contractual obligations Источник: составлено авторами на основании исследования методик субъективной оценки преимуществ и недостатков применения аутсорсинга в энергетических компаниях

Таблица 2. Классификация аутсорсинга Table 2. Classification of outsourcing

Признак классификации / Classification feature Вид аутсорсинга / Type of outsourcing Характеристика / Characteristics

Разделение ответственности и рисков в рамках контракта /

Sharing responsibilities and risks within the contract

Частичный (выборочный) аутсорсинг/ Partial (selective) outsourcing

Полный аутсорсинг / Complete outsourcing

Внешний аутсорсинг / External outsourcing

Форма организации процесса аутсорсинга/

Form of organiza- Внутренний аутсор-tion of the outsourc- синг / Internal outsourcing process ing

Иншоринг / Insourcing

Передача определённого набора функций аутсорсеру / Transfer of a certain set of functions to an outsourcer

Передача бизнес-процесса аутсорсеру, преследующая цели повышения рыночной стоимости компании и обеспечения соответствующего требованиям рынка качественного уровня бизнес-процессов (обычно применяется для вспомогательных бизнес-процессов) / Transferring a business process to an outsourcer, pursuing the goal of increasing the market value of the company and providing a qualitative level of business processes that meets the requirements of the market (usually applied to auxiliary business processes) Передача отдельных или взаимосвязанных функций аутсорсеру на коммерческой основе / Outsourcing individual or interrelated functions to an outsourcer on a commercial basis Перераспределение функций внутри компании, выделение специального подразделения аутсорсера для выполнения определённой задачи / Redistribution of functions within the company, allocation of a special outsourcer unit to perform a specific task Когда работа осуществляется другой компанией, но внутри своей страны / When the work is done by another company, but within their own country

Когда работа осуществляется в другой стране / When the work is done in another country

Географическая расположенность/ Geographic location Офшоринг / Ofshoring

Источник: составлено авторами на основании анализа по признакам классификации и видам аутсорсинга

Необходимо отметить, что в настоящее время существуют и другие классификации аутсорсинга, где в качестве признаков классификации могут выступать: полнота передаваемого процесса, вид деятельности, длительность передачи функций, отрасль применения и пр.

За рубежом аутсорсинг достаточно быстро распространяется среди энергетических компаний, и в настоящее время многие российские энергетические компании стали проявлять к нему интерес.

Топливно-энергетический комплекс разнообразен и включает не только нефтяную, газовую, угольную промышленности, но и энергетику, и потому предприятия, входящие в ТЭК, могут использовать различные формы и виды аутсорсинга. Аналитики такую неоднородность отрасли не могли оставить без внимания и изобразили это графически (рис. 1).

На рисунке 1 можно увидеть, что для нефтегазового сектора вероятность аутсорсинга достаточно высокая по сравнению с электроэнергетикой.

Рассмотрим некоторые примеры аутсорсинга, применяемые топливно-энергетическими компаниями.

«Лукойл» выделил свои буровые подразделения в самостоятельные компании «Лукойл-бурение»6.

Топливная компания Росатом «ТВЭЛ», в которую входит ОАО «ПО «Электрохимический завод» имеет договор с аутсорсером ООО «Чистый дом», где доля завода в портфеле заказов этой сервисной компании сегодня составляет только около 60 процентов от общего объема5, а также договор с аутсорсером УК «Техсервис», который оказывает услуги по текущему ремонту строительных конструкций зданий и сооружений; эксплуатации и техническому обслуживанию вентиляционных систем, лифтов, внутренних систем (и оборудования) водоснабжения и водоотведения, отопления, электрооборудования зданий, систем противопожарного водоснабжения, а также услуги по уборке помещений зданий и прилегающих территорий.

«Пензаспецавтомаш» работает на аутсорсе у «Газпромнефти», «Лукойла», «Транснефти» и других крупных топливных компаний .

Клиенты нефтегазовой отрасли часто имеют уникальные потребности в центрах обработки дан-

ных (ЦОД) и все чаще передают данную функцию в ЦОД на аутсорсинг. Например, СуггеОпе-поставщик ЦОД ведет большой бизнес с компаниями, занимающимися исследованиями и разработками в энергетической отрасли8.

Вероятность аутсорсинга" / Probability of outsourcing1 1 С учетом количества и размера сделок за последние 2 года, а также готовности к аутсорсингу (на основании опроса)/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Considering the number and size of transactions over the past 2 years, as well as the willingness to outsource (based on the survey) Консервативная оценка на основании сравнения с показателями Азиатско-Тихоокеанского региона /

: A conservative estimate based on comparisons with the Asia-Pacific region

Рис. 1. Матрица аутсорсинга для ТЭК Fig. 1. Outsourcing matrix for the fuel and energy sector Источник: разработано авторами на основании9

Были реализованы проекты по аутсорсингу обслуживания АРМ и поддержки пользователей в компании «МОЭК», аутсорсингу IT-инфраструк-туры в компании «Мосэнергосбыт», размещение серверного оборудования и перенос бизнес-приложений Сибирской генерирующей компании в ЦОД компанией «Ай-Теко». Необходимо отметить такую компанию, как: ООО «АйТи Энерджи Сервис» (IT ENERGY), которая обладает уникальной пятидесятилетней экспертизой в области ИТ-обслуживания энергетических предприятий.

В некоторых публикациях отмечается, что в отрасли существуют функции, которые аутсорсер не может охватить или отдача которых приведет к снижению технологической безопасности - на предприятиях энергетики передача на аутсорсинг таких процессов, как релейной защиты и автоматики, телеметрических комплексов и систем учета [16; 17; 18; 19; 20].

Однако проведенные зарубежные исследования электросетевых компаний выявили, что данные компании на аутсорсинг в области релейной защиты

и автоматики (РЗА) будут отдавать услуги: по обучению своих специалистов и обеспечению безопасности функционирования энергобъектов (в том числе, кибербезопасности), обучению, монтажу и наладке оборудования.

Обсуждение

Таким образом, передача непрофильных бизнес-процессов энергетических предприятий на аутсорсинг вполне обоснована, т. к. эти процессы должны обеспечивать основной бизнес всем необходимым, учитывая бесперебойность работы производства энергии. При этом вспомогательные подразделения должны иметь необходимый штат работников, численность которых может и не зависеть от объемов работ и услуг, тем более, если работа энергетической компании может быть связана с сезонностью. Работа вспомогательных подразделений в сезонные периоды может быть разной и их загруженность неравномерной. В таких ситуациях целесообразно перевести непрофильные подразделения на аутсорсинг в зависимости от спроса на продукцию или услуги, что позволит снизить издержки энергетической компании.

Однако необходимо учитывать, что не всегда можно использовать аутсорсинг ремонтного обслуживания оборудования для генерирующих компаний, так как необходимо рассматривать двухстороннюю специфичность активов таких организаций: оборудование и его состояние и наличие активов ремонтной организации: квалификацию персонала, специфику технологий и знаний, особенности оборудования. При высокой степени двухсторонней специфичности активов целесообразнее сохранить ремонтную деятельность в генерирующей органи-

зации, для аффилированных ремонтных предприятий эффективнее применить стратегию интеграции с территориальными или оптовыми генерирующими компаниями.

Заключение

В результате проведенного исследования с помощью сочетания теоретических и эмпирических методов общепринятое понятие «аутсорсинг» для промышленных предприятий рассмотрено для более узкого отношения к энергетической отрасли.

В данной работе также приведены примеры применения аутсорсинга на топливно-энергетических предприятиях и выявлены специфические особенности работы организаций-аутсорсеров с энергетическими компаниями. Перечислены этапы возможности передачи бизнес-процессов аутсорсеру.

Выделены достоинства и недостатки применения аутсорсинга в энергетических компаниях, а также представлена классификация аутсорсинга.

Выявлены наиболее часто используемые аут-сорсинговые услуги в топливно- энергетическом секторе.

Даны рекомендации по дальнейшему использованию аутсорсинга в энергетических предприятиях.

Проведенное исследование позволит шире и эффективнее использовать аутсорсинг для энергетических предприятий с целью сокращения издержек и повышения своей конкурентоспособности. А также быстро реагировать на динамический процесс изменения и учитывать показатели развития энергетического предприятия в условиях неопределенности.

1 Professional procurement management and strong supply chain performance in the energy sector [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.inverto.com/en/expertise/energy-sector/

2 Головщиков В. О. Электроэнергетика России: состояние, реформирование, перспективы развития [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru/view/44 127913/

3 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 03.12.2012).

4 Аутсорсинг в практике американских корпораций [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://usacanada.jes.su/s032120680005179-0-1/

5 Аутсорсинг для развития бизнеса [Электронный ресурс]. Режим доступа: Атомная энергия 2.0 (atomic-energy.ru).

6 Успешные итоги года аутсорсеров ЭХЗ. Аутсорсинг для развития бизнеса [Электронный ресурс]. Режим доступа: Атомная энергия 2.0 (atomic-energy.ru)

7 Аутсорсинг гигантов от СССР до Boeing: почему крупный бизнес работает с внешними командами [Электронный ресурс]. Режим доступа: Сервисы на vc.ru

8 Energy Sector's Data Center Outsourcing Healthy [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.datacenterknowledge.com/archives/2015/02/23/energy-sectors-data-center-outsourcing-healthy

9 ИКТ в ТЭК: аутсорсеры готовы на все. [Электронный адрес]. Режим доступа: https://itservice.korusconsulting. ru/press -center/publications/ikt-it-outsourcing. htm

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Головщиков В. О. Электроэнергетика России: состояние, реформирование, перспективы развития // Институт систем энергетики им. Л. А. Мелентьева СО РАН, методологический семинар. г. Иркутск. 2019.

2. Анохин А. М. Аутсорсинг для развития бизнеса // Безопасность Окружающей Среды. № 2. 2009. С. 6-14.

3. Аникин Б. А. Аутсорсинг: создание высокоэффективных и конкурентоспособных организаций. Учеб. пособие / Под ред. проф. Б. А. Аникина. М. : Инфра-М, 2003. 187 с.

4. Нечаев А. А., Берлин С. И. Аутсорсинг в электроэнергетике // Российское предпринимательство. № 3. 2010. С.101-105.

5. Мезинова И. А. Концепция аутсорсингового взаимодействия в практике компаний топливно-энергетического комплекса: мировой и российский опыт // Международный журнал прикладных наук и технологий «Integral». № 1. 2019. С. 140-144.

6. Стародубцева О. А., Стародубцева В. К. Производственный аутсорсинг - эффективный инструмент повышения конкурентных преимуществ организации = Manufacturing outsourcing is an effective tool for enhancing competitive advantages of organization // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2015. № 2. С. 137-142.

7. Жан-Луи Бравар, Роберт Морган. Эффективный аутсорсинг. Понимание, планирование и использование успешных аутсорсинговых отношений. М. : Balance Business Books. 2007. 288 с.

8. Золин И. Е. Рынок труда: теория и практика. Н. Новгород, 2003. 166 с.

9. Зименков Р. И. Аутсорсинг в практике американских корпораций // США & Канада: экономика, политика, культура. № 6. 2019. С. 54-80.

10. Ибрагимов С. Аутсорсинг гигантов от СССР до Boeing: почему крупный бизнес работает с внешними командами // Новые сервисы, обновления инструментов, опыт использования и полезные приёмы. 2019.

11. Джейсон Вердж. Аутсорсинг центров обработки данных в энергетическом секторе / Energy Sector's Data Center Outsourcing Healthy // Data Center Knowledge. Сан-Франциско, Калифорния 94105. 2015.

12. Битеряков Ю. Ф., Кутинов С. А. Оценка эффективности использования аутсорсинга // Вестник ИГЭУ. № 1. 2016 г. С. 32-37.

13. Кочетков Д. М. Аутсорсинг: глобальные тенденции и российские перспективы // Устойчивое развитие регионов: экономическая политика в условиях внешних и внутренних шоков. Екатеринбург. С. 148-169.

14. Маркус Шварц, Даниэль Гилек. Энергетический сектор. Профессиональное управление закупками и высокая эффективность цепочки поставок в энергетическом секторе // INVERTO. № 3 (1). 2021.

15. Календжян С., Золотарева С. Аутсорсинг и делегирование полномочий в деятельности компаний. М. : ЛитРес Самиздат. 2020. 184 с.

16. Родионова Н. П., Остроухов В. М., Березняковский В. С., Петрова И. В. Эффективный аутсорсинг. М. : РИОР. 2020. 118 с.

17. Ефросинин Ю. Аутсорсинг в стратегии современного бизнеса. Лучшие практики успешной работы. М. : Питер. 2019. 352 с.

18. Сайфиева С. Н., Быкадоров М. А. Теоретические основы и эволюция развития аутсорсинга // Журнал экономической теории. Институт экономики УрО РАН. № 3. Екатеринбург. 2016. С. 77-91.

19. Мялкина А. Ф., Трегубова В. М. Мода на аутсорсинговое бухгалтерское сопровождение: позитивные и отрицательные стороны // Социально-экономические явления и процессы. Т. 12. № 6. 2017. С. 211-218.

20. Синяев В. В. Стратегическая карта как ключевой элемент организационного механизма аутсорсинга // Экономические Системы. Институт проблем рынка РАН, Институт экономики РАН, Издательско-торговая корпорация «Дашков и К» (Москва). Т. 13. № 2. 2020. С. 119-123.

Дата поступления статьи в редакцию 27.04.2021, принята к публикации 31.05.2021.

Информация об авторах: СТАРОДУБЦЕВА ОЛЬГА АНАТОЛЬЕВНА,

доцент кафедры «Производственный менеджмент и экономика энергетики»

Адрес: Новосибирский государственный технический университет, 630073, Россия, Новосибирск, проспект Карла Маркса, 20 E-mail: olgastarodubzeva@mail.ru Spin-код: 4962-1282

КРЫЛОВА ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА,

доцент кафедры «Производственный менеджмент и экономика энергетики»

Адрес: Новосибирский государственный технический университет, 630073, Россия, Новосибирск, проспект Карла Маркса, 20 E-mail: krylova@corp.nstu.ru Spin-код: 4152-0282

Заявленный вклад авторов: Стародубцева Ольга Анатольевна: сбор и обработка материалов, подготовка текста статьи. Крылова Елена Владимировна: анализ и дополнение текста статьи.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вари ант рукописи.

REFERENCES

1. Golovshchikov V. O. Elektroenergetika Rossii: sostoyanie, reformirovanie, perspektivy razvitiya [Electric power industry in Russia: state, reforming, and development prospects], Institut sistem energetiki im. L. A. Melent'eva SO RAN, metodologicheskij seminar. g. Irkutsk. 2019.

2. Anohin A. M. Autsorsing dlya razvitiya biznesa [Outsourcing for business development], Bezopasnost' Okruzhayushchej Sredy [Environmental Safety], No. 2, 2009, pp. 6-14.

3. Anikin B. A. Autsorsing: sozdanie vysokoeffektivnyh i konkurentosposobnyh organizacij [Outsourcing: the Creation of highly effective and competitive organizations], In B. A. Anikina (ed.), Moscow: Infra-M, 2003, 187 p.

4. Nechaev A. A., Berlin S. I. Autsorsing v elektroenergetike [Outsourcing in electric power industry], Ros-sijskoe predprinimatel'stvo [Russian entrepreneurship], No. 3, 2010, pp. 101-105.

5. Mezinova I. A. Koncepciya autsorsingovogo vzaimodejstviya v praktike kompanij toplivno-energeticheskogo kompleksa: mirovoj i rossijskij opyt [The concept of outsourcing interaction in the practice of fuel and energy complex companies: world and Russian experience], Mezhdunarodnyj zhurnalprikladnyh nauk i tekhnologij «Integral» [International Journal of Applied Sciences and Technologies «Integral»], No. 1, 2019, pp. 140-144.

6. Starodubceva O. A., Starodubceva V. K. Proizvodstvennyj autsorsing - effektivnyj instrument povysheniya konkurentnyh preimushchestv organizacii = Manufacturing outsourcing is an effective tool for enhancing competitive advantages of organization [Manufacturing outsourcing is an effective tool for enhancing competitive advantages of organization], Biznes. Obrazovanie. Pravo. Vestnik Volgogradskogo instituta biznesa [Business. Education. Law. Vestnik of Volgograd Institute of Business], 2015, No. 2, pp. 137-142.

7. Zhan-Lui Bravar, Robert Morgan. Effektivnyj autsorsing. Ponimanie, planirovanie i ispol'zovanie uspeshnyh autsorsingovyh otnoshenij [Effective Outsourcing. Understanding, planning, and using successful outsourcing relationships], Moscow: Balance Business Books. 2007, 288 p.

8. Zolin I. E. Rynok truda: teoriya i praktika [Labor market: theory and practice], N. Novgorod, 2003, 166 p.

9. Zimenkov R. I. Autsorsing v praktike amerikanskih korporacij [Outsourcing in the practice of American corporations], SSHA & Kanada: ekonomika, politika, kul'tura [WS & Canada: economy, politics, culture], No. 6, 2019, pp. 54-80.

10. Ibragimov S. Autsorsing gigantov ot SSSR do Boeing: pochemu krupnyj biznes rabotaet s vneshnimi ko-mandami [Outsourcing giants from the USSR to Boeing: why big business works with external teams], Novye servisy, obnovleniya instrumentov, opyt ispol'zovaniya i poleznye priyomy [New services, tool updates, experience of use and useful techniques], 2019.

11. Dzhejson Verdzh. Autsorsing centrov obrabotki dannyh v energeticheskom sektore / Energy Sector's Data Center Outsourcing Healthy, Data Center Knowledge. San-Francisko, Kaliforniya 94105. 2015.

12. Biteryakov Yu. F., Kutinov S. A. Ocenka effektivnosti ispol'zovaniya autsorsinga [Assessing the effectiveness of outsourcing], Vestnik IGEU [Bulletin of the IHEU], No. 1, 2016 g, pp. 32-37.

13. Kochetkov D. M. Autsorsing: global'nye tendencii i rossijskie perspektivy [Outsourcing: global trends and Russian prospects], Ustojchivoe razvitie regionov: ekonomicheskayapolitika v usloviyah vneshnih i vnutrennih shokov [Sustainable development of regions: economic policy in the face of external and internal shocks], Ekaterinburg, pp.148-169.

14. Markus SHvarc, Daniel' Gilek. Energeticheskij sektor. Professional'noe upravlenie zakupkami i vysokaya effektivnost' cepochki postavok v energeticheskom sektore [Energy Sector. Professional Purchasing Management and High Supply Chain Efficiency in the Energy Sector], INVERTO, No. 3 (1), 2021.

15. Kalendzhyan S., Zolotareva S. Autsorsing i delegirovanie polnomochij v deyatel'nosti kompanij [Outsourcing and delegation of authority in companies' activities], Moscow: LitRes Samizdat. 2020, 184 p.

16. Rodionova N. P., Ostrouhov V. M., Bereznyakovskij V. S., Petrova I. V. Effektivnyj autsorsing [Effective outsourcing], Moscow: RIOR. 2020, 118 p.

17. Efrosinin Yu. Autsorsing v strategii sovremennogo biznesa. Luchshie praktiki uspeshnoj raboty [Outsourcing in the strategy of modern business. The best practices of successful work], Moscow: Piter. 2019, 352 p.

18. Sajfieva S. N., Bykadorov M. A. Teoreticheskie osnovy i evolyuciya razvitiya autsorsinga [Theoretical Foundations and Evolution of Outsourcing Development], Zhurnal ekonomicheskoj teorii [Journal of Economic Theory], Institut ekonomiki UrO RAN, No. 3. Ekaterinburg, 2016, pp. 77-91.

19. Myalkina A. F., Tregubova V. M. Moda na autsorsingovoe buhgalterskoe soprovozhdenie: pozitivnye i ot-ricatel'nye storony [The fashion for outsourcing accounting support: positive and negative sides], Social'no-ekonomicheskie yavleniya i process [Socio-economic phenomena and processes], Vol. 12, No. 6, 2017, pp. 211-218.

20. Sinyaev V. V. Strategicheskaya karta kak klyuchevoj element organizacionnogo mekhanizma autsorsinga [Strategic map as a key element of the organizational mechanism of outsourcing], Ekonomicheskie Sistemy [Economic Systems], Institut problem rynka RAN, Institut ekonomiki RAN, Publ. «Dashkov i K» (Moscow), Vol. 13, No. 2, 2020, pp.119-123.

The article was submitted 27.04.2021, accept for publication 31.05.2021.

Information about the authors: STARODUBTSEVA OLGA ANATOLIEVNA,

Dr. Sci. (Economy), of the Department of Production Management and Energy Economics

Address: Novosibirsk State Technical University, 20 Karl Marx Avenue, Novosibirsk, 630073, Russia

E-mail: olgastarodubzeva@mail.ru

Spin-code: 4962-1282

KRYLOVA ELENA VLADIMIROVNA,

Ph. D. (Economy), of the Department of Production Management and Energy Economics Address: Novosibirsk State Technical University, 20 Karl Marx Avenue, Novosibirsk, 630073, Russia E-mail: krylova@corp.nstu.ru Spin-code: 4152-0282

Contribution of the authors: Olga A. Starodubtseva: collection and processing of materials, preparation of the text of the article. Elena V. Krylova: analysis and addition of the text of the article.

All authors have read and approved the final version of the manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.