Научная статья на тему 'Аутсорсинг как новая форма международной бизнес-деятельности'

Аутсорсинг как новая форма международной бизнес-деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
267
282
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУТСОРСИНГ / OUTSOURCING / ЕВРОПА / EUROPE / КОНКУРЕНЦИЯ / COMPETITION / БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ / BUSINESS PROCESSES / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION TECHNOLOGIES / МУЛЬТИСОРСИНГ / ТЕЛЕКОММУНИКАЦИИ / TELECOMMUNICATIONS / MULTISOURCING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алексеев С. А.

В жестких условиях обострения конкуренции европейские компании стали мировыми лидерами по использованию аутсорсинга. Статья посвящена развитию популярной на Западе формы ведения бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the severe environment of the growing competition European companies became world leaders in using outsourcing. The article considers development of the popular form of running a business.

Текст научной работы на тему «Аутсорсинг как новая форма международной бизнес-деятельности»

почему аутсорсинг

стал популярен в европе?

аутсорсинг как новая форма

международной бизнес-деятельности

Аннотация

В жестких условиях обострения конкуренции европейские компании стали мировыми лидерами по использованию аутсорсинга. Статья посвящена развитию популярной на Западе формы ведения бизнеса.

Вначале XXI столетия широкое развитие в Европе получила такая форма хозяйственной деятельности, как аутсорсинг -использование материальных средств и интеллектуального капитала сторонних компаний для получения услуг, ранее оказываемых внутренними подразделениями организации. В настоящее время в условиях бурного развития информационных технологий (ИТ) и усиления глобализации возрастают масштабы этой деятельности, расширяется спектр бизнес-процессов, передаваемых на аутсорсинг. Сегодня множество европейских компаний связали свою деятельность с аутсорсингом. Более того, они сформировали определенную, характерную для региона модель его использования.

Масштабы аутсорсинга

В основе быстрого распространения аутсорсинга лежит обострение конкуренции на внутренних и международных рынках. Реалии сегодняшнего дня подталкивают компании к достижению конкурентного преимущества не только в профилирующем виде деятельности, но и в непрофилирующих, внутренних бизнес-процессах и функциях. Речь, прежде всего,

Алексеев С.А.

аспирант факультета мировой экономики Института мировой экономики и международных отношений РАН, консультант ООО «Альпина бизнес букс» [email protected]

международный бизнес

_в основе быстрого

_распространения

аутсорсинга лежит обострение конкуренции

_на внутренних

и международных

рынках

роп 1

идет об обслуживании и поддержке системы информационно-коммуникационных технологий, управлении человеческими ресурсами и логистикой, о бухгалтерском и финансовом учете, проведении маркетинговых исследований.

Ключевыми преимуществами применения аутсорсинга являются снижение себестоимости и улучшение качества выполнения бизнес-процесса, разгрузка организационной структуры, увеличение гибкости компании в затратах на текущие потребности бизнеса. Кроме решения задач повышения уровня конкурентоспособности и оптимизации бизнеса, для многих средних и крупных организаций аутсорсинг становится эффективным средс-ом противодействия экономическому спаду естабильности. Использование этого инструмента посредством сокращения активов и связанных с ними расходов может способство-ть финансовому оздоровлению компаний.

ависимости от расположения поставщика слуг по отношению к заказчику аутсорсинг в Европе можно разделить:

- на национальный (в этом случае поставщик и заказчик работают в пределах одного европейского государства);

- европейский (поставщик и заказчик работают в разных странах Европы)

- глобальный, или офшорный (поставщик располагается в другом регионе мира: например, в Индии).

Перевод рабочих мест в другие страны и регионы, как правило, преследует цель извлечения выгоды от найма работников с более низкой оплатой труда путем заключения договора с иностранным поставщиком либо открытия собственного дочернего предприятия в принимающей стране.

Бум аутсорсинга в Европе

Бум аутсорсинга в Европе начался в 2003 г. Он совпал с подъемом в экономике. Доля этого региона на мировом рынке аутсорсин-говых услуг повысилась с 12% в 2002 г. до 41% в 2003 г. Рост был вызван увеличившимся инте-

ресом европейских компаний к аутсорсингу в сфере программных разработок и телекоммуникаций.

В следующем году позиции Европы еще более укрепились. Сумма заключенных аутсорсинго-вых сделок в регионе (40,5 млрд евро) удвоилась по сравнению с 2002 г. К 2004 г. по этому показателю Европа обогнала США (соответственно 49% и 44%). Основная причина - быстрое увеличение спроса на информационные технологии.

Европейские компании осознали, что они не могут продолжать эффективно конкурировать в глобальном масштабе без использования аутсорсинга. В последующий период Европа сохраняла свое лидерство. 2005 год был отмечен концентрацией аутсорсинговых контрактов стоимостью свыше 800 млн евро. При этом 4 из 5 из них относились к сфере аутсорсинга обеспечения и обслуживания инфраструктуры информационно-коммуникационных технологий.

В 2007 г. в регионе было заключено аутсор-синговых сделок на сумму 41,6 млрд долл., а его доля в мире достигла 49,5% (США - 34,6%). При этом Европа обогнала США не только по общей сумме сделок, но и по количеству контрактов. Этот год стал определенной вехой в развитии аутсорсинга в ЕС. К лидерам в регионе - Германии, Франции и Нидерландам примкнули такие страны, как Бельгия, Дания, Норвегия, Финляндия, Швейцария и Италия, в каждой из которых объем совершенных сделок по аутсорсингу превысил 1% от мировой величины.

По итогам трех кварталов 2008 г. сумма аут-сортинговых сделок в Европе вдвое превысила соответствующий показатель США.

Причины распространения аутсорсинга

Важным побудительным мотивом к использованию аутсорсинга стала сложность организационной структуры, свойственная современным европейским компаниям. Крупнейшие европейские ТНК все активнее проявляют себя

ключевыми

преимуществами

применения

аутсорсинга

являются снижение

себестоимости

и улучшение

качества

выполнения

бизнес-процесса

Ж ■

международный бизнес

них

1QU I

Ключевые слова:

аутсорсинг, Европа, конкуренция, бизнес-процессы, информационные технологии, мультисорсинг, телекоммуникации

на мировой арене: расширяются, сливаются и поглощают другие компании. Это приводит к увеличению штата работников, а также к расширению инфраструктуры ИТ1 и телекоммуникаций. Поэтому многие функции по их обслуживанию становятся трудновыполнимыми внутри организации без отвлечения от основной деятельности.

Укрупнение масштабов и глобальное распространение побуждают компании к сотрудничеству с крупными поставщиками аутсорсин-говых услуг.

Важная особенность ведущих европейских компаний вытекает из того, что уровень транснационализации их деятельности выше американских. Выходя на заграничные рынки, они сталкиваются с проблемами правовых, культурных и рыночных различий. Данное обстоятельство существенно затрудняет для них обеспечение и обслуживание инфраструк-ы ИТ и коммуникаций, а также выполнение ерационно-учетных и клиентских функций. ешение этих проблем европейские компании находят в сотрудничестве с региональными и глобальными поставщиками аутсорсинговых услуг, которые обладают для этого необходимыми материальными, трудовыми и интеллектуальными ресурсами.

Распространение аутсорсинга во многих странах Европы вызвано проблемами компаний с укомплектованием штата специалистов в области информационных технологий. По данным опроса Евростата [4], в котором приняли участие более 100 тыс. различных компаний из 27 стран ЕС, 37% крупных компаний испытывали нехватку работников в данной области.

Развитию аутсорсинга в регионе помогло также положительное отношение к нему со стороны ряда профсоюзных организаций. По их мнению, региональный аутсорсинг уменьшает вероятность перемещения рабочих мест за пределы Европы. К тому же во многих

1 ИТ - сокращение от «информационные технологии» (от англ. IT, information technology) - прим. ред.

контрактах персонал компаний переходит в штат аутсорсинговой компании на лучших условиях.

И, наконец, распространению этого вида хозяйственной деятельности способствовало совершенствование методологии и практики аутсорсинга в Европе. За последние годы европейские компании накопили большой опыт в этой сфере. Кроме того, многие фирмы выработали методику выбора процессов, передаваемых на аутсорсинг, подходящего партнера для сделки, а также методику конечной оценки проекта.

Стандартизированный вид

Опыт показал, что аутсорсинговые мегасдел-ки не всегда являются наиболее эффективным решением проблем бизнеса. Поэтому в настоящее время в Европе широкое развитие получает альтернативный вариант - мультисорсинг, когда один заказчик предпочитает разбивать большой аутсорсинговый проект на части, выполняемые разными поставщиками. Такого рода сделки характеризуются снижением рисков и ужесточением требований со стороны клиента к скорости реагирования поставщиков на изменения его потребностей. Примером мультисорсинга в Европе может служить сделка британо-нидерландской нефтяной ТНК Royal Dutch Shell, которая заключила договор на мультисорсинг в 2008 г. с четырьмя аутсорсинговыми компаниями. Основными подрядчиками четырехмиллиардного контракта были крупнейшие европейские поставщики. Из крупной нефтяной организации было переведено более 3200 рабочих мест в компании поставщиков услуг. По утверждениям первых лиц корпорации, основным преимуществом от заключения этой сделки стало приобретение гибкости, соответствующей требованиям современного высокодинамичного рынка. За годы подъема услуги аутсорсинга в Европе приобрели стандартизированный вид, в котором четко определены входные и выходные параметры, ответственность сторон, критерии эффективности. Европейский рынок аутсор-

Keywords:

outsourcing,

Europe,

competition,

business processes,

information

technologies,

multisourcing,

telecommunications

международный бизнес

..региональный

аутсорсинг

уменьшает

вероятность

перемещения

„рабочих мест

синга подошел к потреблению типовых услуг, - когда на обслуживание передается типовая функция, выполняемая по стандартной модели. Крупнейшие европейские поставщики аутсорсинговых услуг ATOS Origin, Capgemini, BT, T-System, Equant, Capita стали высококлассными региональными лидерами и на равных соперничают с филиалами американских конкурентов.

Литература

1. Дж. Брайан Хейвуд. Аутсорсинг. В поисках конкурентных преимуществ. - Киев: Вильямс, 2004.

2. Бравар Ж.-Л., Морган Р. Эффективный аутсорсинг. - Днепропетровск: Баланс бизнес букс, 2007.

3. Czerniawska F., James M. Next generation outsourcing. London: MCA, 2008. - P. 8.

4. Wirthmann A., Smihily M. Internet usage by enterprises 2007. // Eurostat data in focus. Brussels: European Communities. - 2007. - № 25. - P. 1.

5. Клементс С., Доннеллан М., Рид С., Аутсорсинг бизнес-процессов. Советы финансового директора. - Москва: Вершина, 2006.

Alekseev S.A.

Post-graduate student, Department ofWorldEconomy, Institute of World Economy and International Relations of the Russian Academy of Sciences, consultant for Alpina Business Books " LLC

Why outsourcing became popular in Europe?

Outsourcing as a new form of the international business activity

I

Abstract

n the severe environment of the growing competition European companies became world leaders in using outsourcing. The article considers development of the popular form of running a business.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.