почему аутсорсинг
стал популярен в европе?
аутсорсинг как новая форма
международной бизнес-деятельности
Аннотация
В жестких условиях обострения конкуренции европейские компании стали мировыми лидерами по использованию аутсорсинга. Статья посвящена развитию популярной на Западе формы ведения бизнеса.
Вначале XXI столетия широкое развитие в Европе получила такая форма хозяйственной деятельности, как аутсорсинг -использование материальных средств и интеллектуального капитала сторонних компаний для получения услуг, ранее оказываемых внутренними подразделениями организации. В настоящее время в условиях бурного развития информационных технологий (ИТ) и усиления глобализации возрастают масштабы этой деятельности, расширяется спектр бизнес-процессов, передаваемых на аутсорсинг. Сегодня множество европейских компаний связали свою деятельность с аутсорсингом. Более того, они сформировали определенную, характерную для региона модель его использования.
Масштабы аутсорсинга
В основе быстрого распространения аутсорсинга лежит обострение конкуренции на внутренних и международных рынках. Реалии сегодняшнего дня подталкивают компании к достижению конкурентного преимущества не только в профилирующем виде деятельности, но и в непрофилирующих, внутренних бизнес-процессах и функциях. Речь, прежде всего,
Алексеев С.А.
аспирант факультета мировой экономики Института мировой экономики и международных отношений РАН, консультант ООО «Альпина бизнес букс» [email protected]
международный бизнес
_в основе быстрого
_распространения
аутсорсинга лежит обострение конкуренции
_на внутренних
и международных
рынках
роп 1
идет об обслуживании и поддержке системы информационно-коммуникационных технологий, управлении человеческими ресурсами и логистикой, о бухгалтерском и финансовом учете, проведении маркетинговых исследований.
Ключевыми преимуществами применения аутсорсинга являются снижение себестоимости и улучшение качества выполнения бизнес-процесса, разгрузка организационной структуры, увеличение гибкости компании в затратах на текущие потребности бизнеса. Кроме решения задач повышения уровня конкурентоспособности и оптимизации бизнеса, для многих средних и крупных организаций аутсорсинг становится эффективным средс-ом противодействия экономическому спаду естабильности. Использование этого инструмента посредством сокращения активов и связанных с ними расходов может способство-ть финансовому оздоровлению компаний.
ависимости от расположения поставщика слуг по отношению к заказчику аутсорсинг в Европе можно разделить:
- на национальный (в этом случае поставщик и заказчик работают в пределах одного европейского государства);
- европейский (поставщик и заказчик работают в разных странах Европы)
- глобальный, или офшорный (поставщик располагается в другом регионе мира: например, в Индии).
Перевод рабочих мест в другие страны и регионы, как правило, преследует цель извлечения выгоды от найма работников с более низкой оплатой труда путем заключения договора с иностранным поставщиком либо открытия собственного дочернего предприятия в принимающей стране.
Бум аутсорсинга в Европе
Бум аутсорсинга в Европе начался в 2003 г. Он совпал с подъемом в экономике. Доля этого региона на мировом рынке аутсорсин-говых услуг повысилась с 12% в 2002 г. до 41% в 2003 г. Рост был вызван увеличившимся инте-
ресом европейских компаний к аутсорсингу в сфере программных разработок и телекоммуникаций.
В следующем году позиции Европы еще более укрепились. Сумма заключенных аутсорсинго-вых сделок в регионе (40,5 млрд евро) удвоилась по сравнению с 2002 г. К 2004 г. по этому показателю Европа обогнала США (соответственно 49% и 44%). Основная причина - быстрое увеличение спроса на информационные технологии.
Европейские компании осознали, что они не могут продолжать эффективно конкурировать в глобальном масштабе без использования аутсорсинга. В последующий период Европа сохраняла свое лидерство. 2005 год был отмечен концентрацией аутсорсинговых контрактов стоимостью свыше 800 млн евро. При этом 4 из 5 из них относились к сфере аутсорсинга обеспечения и обслуживания инфраструктуры информационно-коммуникационных технологий.
В 2007 г. в регионе было заключено аутсор-синговых сделок на сумму 41,6 млрд долл., а его доля в мире достигла 49,5% (США - 34,6%). При этом Европа обогнала США не только по общей сумме сделок, но и по количеству контрактов. Этот год стал определенной вехой в развитии аутсорсинга в ЕС. К лидерам в регионе - Германии, Франции и Нидерландам примкнули такие страны, как Бельгия, Дания, Норвегия, Финляндия, Швейцария и Италия, в каждой из которых объем совершенных сделок по аутсорсингу превысил 1% от мировой величины.
По итогам трех кварталов 2008 г. сумма аут-сортинговых сделок в Европе вдвое превысила соответствующий показатель США.
Причины распространения аутсорсинга
Важным побудительным мотивом к использованию аутсорсинга стала сложность организационной структуры, свойственная современным европейским компаниям. Крупнейшие европейские ТНК все активнее проявляют себя
ключевыми
преимуществами
применения
аутсорсинга
являются снижение
себестоимости
и улучшение
качества
выполнения
бизнес-процесса
Ж ■
международный бизнес
них
1QU I
Ключевые слова:
аутсорсинг, Европа, конкуренция, бизнес-процессы, информационные технологии, мультисорсинг, телекоммуникации
на мировой арене: расширяются, сливаются и поглощают другие компании. Это приводит к увеличению штата работников, а также к расширению инфраструктуры ИТ1 и телекоммуникаций. Поэтому многие функции по их обслуживанию становятся трудновыполнимыми внутри организации без отвлечения от основной деятельности.
Укрупнение масштабов и глобальное распространение побуждают компании к сотрудничеству с крупными поставщиками аутсорсин-говых услуг.
Важная особенность ведущих европейских компаний вытекает из того, что уровень транснационализации их деятельности выше американских. Выходя на заграничные рынки, они сталкиваются с проблемами правовых, культурных и рыночных различий. Данное обстоятельство существенно затрудняет для них обеспечение и обслуживание инфраструк-ы ИТ и коммуникаций, а также выполнение ерационно-учетных и клиентских функций. ешение этих проблем европейские компании находят в сотрудничестве с региональными и глобальными поставщиками аутсорсинговых услуг, которые обладают для этого необходимыми материальными, трудовыми и интеллектуальными ресурсами.
Распространение аутсорсинга во многих странах Европы вызвано проблемами компаний с укомплектованием штата специалистов в области информационных технологий. По данным опроса Евростата [4], в котором приняли участие более 100 тыс. различных компаний из 27 стран ЕС, 37% крупных компаний испытывали нехватку работников в данной области.
Развитию аутсорсинга в регионе помогло также положительное отношение к нему со стороны ряда профсоюзных организаций. По их мнению, региональный аутсорсинг уменьшает вероятность перемещения рабочих мест за пределы Европы. К тому же во многих
1 ИТ - сокращение от «информационные технологии» (от англ. IT, information technology) - прим. ред.
контрактах персонал компаний переходит в штат аутсорсинговой компании на лучших условиях.
И, наконец, распространению этого вида хозяйственной деятельности способствовало совершенствование методологии и практики аутсорсинга в Европе. За последние годы европейские компании накопили большой опыт в этой сфере. Кроме того, многие фирмы выработали методику выбора процессов, передаваемых на аутсорсинг, подходящего партнера для сделки, а также методику конечной оценки проекта.
Стандартизированный вид
Опыт показал, что аутсорсинговые мегасдел-ки не всегда являются наиболее эффективным решением проблем бизнеса. Поэтому в настоящее время в Европе широкое развитие получает альтернативный вариант - мультисорсинг, когда один заказчик предпочитает разбивать большой аутсорсинговый проект на части, выполняемые разными поставщиками. Такого рода сделки характеризуются снижением рисков и ужесточением требований со стороны клиента к скорости реагирования поставщиков на изменения его потребностей. Примером мультисорсинга в Европе может служить сделка британо-нидерландской нефтяной ТНК Royal Dutch Shell, которая заключила договор на мультисорсинг в 2008 г. с четырьмя аутсорсинговыми компаниями. Основными подрядчиками четырехмиллиардного контракта были крупнейшие европейские поставщики. Из крупной нефтяной организации было переведено более 3200 рабочих мест в компании поставщиков услуг. По утверждениям первых лиц корпорации, основным преимуществом от заключения этой сделки стало приобретение гибкости, соответствующей требованиям современного высокодинамичного рынка. За годы подъема услуги аутсорсинга в Европе приобрели стандартизированный вид, в котором четко определены входные и выходные параметры, ответственность сторон, критерии эффективности. Европейский рынок аутсор-
Keywords:
outsourcing,
Europe,
competition,
business processes,
information
technologies,
multisourcing,
telecommunications
международный бизнес
..региональный
аутсорсинг
уменьшает
вероятность
перемещения
„рабочих мест
синга подошел к потреблению типовых услуг, - когда на обслуживание передается типовая функция, выполняемая по стандартной модели. Крупнейшие европейские поставщики аутсорсинговых услуг ATOS Origin, Capgemini, BT, T-System, Equant, Capita стали высококлассными региональными лидерами и на равных соперничают с филиалами американских конкурентов.
Литература
1. Дж. Брайан Хейвуд. Аутсорсинг. В поисках конкурентных преимуществ. - Киев: Вильямс, 2004.
2. Бравар Ж.-Л., Морган Р. Эффективный аутсорсинг. - Днепропетровск: Баланс бизнес букс, 2007.
3. Czerniawska F., James M. Next generation outsourcing. London: MCA, 2008. - P. 8.
4. Wirthmann A., Smihily M. Internet usage by enterprises 2007. // Eurostat data in focus. Brussels: European Communities. - 2007. - № 25. - P. 1.
5. Клементс С., Доннеллан М., Рид С., Аутсорсинг бизнес-процессов. Советы финансового директора. - Москва: Вершина, 2006.
Alekseev S.A.
Post-graduate student, Department ofWorldEconomy, Institute of World Economy and International Relations of the Russian Academy of Sciences, consultant for Alpina Business Books " LLC
Why outsourcing became popular in Europe?
Outsourcing as a new form of the international business activity
I
Abstract
n the severe environment of the growing competition European companies became world leaders in using outsourcing. The article considers development of the popular form of running a business.