Научная статья на тему 'Аутопсихологическая компетентность личности: (содержательные аспекты)'

Аутопсихологическая компетентность личности: (содержательные аспекты) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2890
189
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Аутопсихологическая компетентность личности: (содержательные аспекты)»

вывать эти способы в конкретной ситуации, развитие нравственных ориентиров, этических принципов и норм в этой деятельности являются весьма значимой педагогической целью, а разработка педагогических технологий развития информационной культуры в учебном процессе вуза может рассматриваться как достаточно актуальная задача.

Сегодня существует острая необходимость в комплексной подготовке условий, обеспечивающих развитие информационной культуры в учебном процессе вуза. Эффективным механизмом может стать процесс обучения, формирующий способности к самоопределению и самореализации, или так называемый системно-деятельностный подход. Разработка педагогических технологий должна также базироваться на подходе к обучению как к процессу управления.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бондаревская Е. В. Педагогическая культура как общественная и личная ценность // Педагогика. - 1999. - № 3.

2. Ветров Ю. Информационные технологии в образовательном пространстве технического университета// Высшее образование в России. - 2004. - № 3.

3. Гендина Н. И. Информационная культура и проблемы становления информационного образования // Культурология и культуроведение: концептуальные подходы, образовательная практика. - М., 1998.

4. Гусинский Э. Н. Построение теории образования на основе междисциплинарного системного подхода. - М., 1994.

5. Зотов Р. А., Лиговский А. В. Становление личности молодого человека. - JL, 1987.

6. Исаев И. Ф. Культурологический подход к исследованию педагогической деятельности // Педагогическое образование XXI века. - М., 1994.

7. Каракозов С. Д. Информационная культура в контексте общей теории культуры личности. - М., 1986.

8. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: учебное пособие: в 2 кн. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 1999. -Кн. 2: Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения.

9. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е. Н. Педагогика: учебное пособие. - М., 1997.

10. Тестовые материалы к курсу «Психодиагностика»: учеб-но-методическое пособие / сост. И. А. Вишняков, В. В. Шляко-ва. - Омск, 2000.

АУТОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ЛИЧНОСТИ

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ

Т. Л. Шиманская

Омский государственный педагогический университет

Совершенствование личности в своем сущностном качестве означает оптимальную интеграцию ее личностной, духовной, профессиональной культур. Культура как личностное новообразование выступает интегральным показателем развития человека. Эффективность процесса совершенствования личности в жизнедеятельности приводит к максимальной самореализации личности, выбору способа жизни, соответствующего ее типу. Оптимальность осуществления жизни предполагает согласованность внутреннего и внешнего разрешения противоречий между возможностями и потребностями, условиями и обстоятельствами жизни. Под оптимумом понимается наилучший, наиболее рациональный, разумный уровень жизнедеятельности, который определяет соответствующий уровень психологической культуры (1). По своей сущности это понятие означает сознательно реализуемые тенденции к минимизации или максимизации основных

характеристик психологической культуры личности, определяющей наибольшую продуктивность жизнедеятельности. Достижению оптимальности осуществления жизнедеятельности способствует аутопсихологическая компетентность личности.

Аутопсихологическая компетентность является одним из главных психолого-акмеологических условий активизации личностного потенциала человека. Она предполагает осознание человеком собственных индивидуальных и личностных особенностей, а также понимание того, как надо действовать на основе знания самого себя в различных жизненных ситуациях. Высокий уровень аутопсихологической компетентности предполагает возможность эффективного самоуправления на основе овладения внутренним ресурсом.

Наиболее подробное описание этого феномена можно встретить в работах А. А. Деркача, И. В. Елшиной, Н. В. Кузьминой, Г. И. Метельского, А. П. Ситникова, Л. А. Степновой, Т. Е. Егоровой. Исследователь Л. А. Степнова определяет статус данного психического явления как предметно-онтоло-гический (4, 527-565). Аутопсихологическая компетентность формируется в пространстве субъективной активности человека на различных уровнях и этапах данной активности: аутопсихологическая компетентность участвует в процессах формирования субъекта того или иного вида деятельности; отвечает за реализацию процессов внутриличностной интеграции, целостности и внутреннего переструктурирования; обеспечивает саморазвитие индивида за счет специфической само-преобразующей деятельности.

Такие авторы, как А. А. Деркач,И. В. Елшина,А. П. Ситников, осмысливают аутопсихологическую компетентность в русле акмеологического подхода как «...готовность и способность личности к целенаправленной психической работе по изменению личностных черт и поведенческих характеристик» (3). Аутопсихологическая компетентность имеет ключевое значение для осуществления прогрессивного личностного и профессионального развития. От ее уровня зависят качество самоанализа, адекватность самооценки, уровень саморегуляции, самоэффективность и др. Т. Е. Егорова рассматривает аутопсихологическую компетентность как свойство личности, характеризующее высокий уровень самосознания, оптимальный уровень саморегуляции и способности, указывающие на готовность личности к целенаправленной работе по саморазвитию, самокоррекции (2,192-206).

Поскольку компетентность охватывала всегда какую-либо область профессиональной деятельности, то и аутопсихологическая компетентность рассматривалась в целях более успешной профессионализации человека. На наш взгляд, рассмотрение аутопсихологической компетентности не должно ограничиваться только профессиональной деятельностью. Более широкий контекст - жизнедеятельность - позволит как теоретически выявить ее сущностные аспекты, механизмы формирования и развития, так и разработать и внедрить технологию развития аутопсихологической компетентности в психологическую практику.

В процессе исследования данного феномена мы старались выделить такие положения, которые были бы способны обогатить содержание аутопсихологической компетентности в акмеологии и в то же время выделить собственно психологические аспекты.

1. Аутопсихологическая компетентность является результатом особого рода психологической деятельности, которая относится к классу внутриличностной деятельности. Ее предметом является саморазвитие и самосовершенствование человека, обретение целостности мира и «Я».

2. Определение аутопсихологической компетентно сти через готовность и способность личности к самоизменениям объединяет мотивационно-смысловые факторы, детерминирующие инициирование и дальнейшее функционирование процесса самоизменения. Аутопсихологические способности выражают технологическую составляющую процесса само-

изменения и объединяют набор конкретных психологических навыков, приемов, психотехнологий, обеспечивающих реализацию процессов самоизменения.

2. Структурные компоненты аутопсихологической компетентности выделяются с позиции системно-деятельностно-го подхода:

- рефлексивный компонент, отвечающий за способность осуществлять адекватную самооценку и эффективный самоконтроль, анализ проблемных зон и своих ресурсов;

- проективный компонент, отвечающий за способность осуществлять планирование развивающей самопреобразу-ющей деятельности;

- интрокоммуникативный компонент как системообразующий внутренний диалог;

- конструктивный компонент, проявляющийся в способности осуществлять целенаправленные внутриличностные изменения;

- организаторский компонент, выступающий в умении наращивать свои ресурсы для саморазвития;

- прогностический компонент как способность и умение предвосхищать ключевые моменты своего развития.

Развитие всех компонентов аутопсихологической компетентности представляется сложной задачей. Осложняется проблема тем, что потребность в постоянном самоизменении, саморазвитии присутствует у немногих людей. А без потребности и готовности измениться невозможно. Сам процесс саморазвития зачастую проходит болезненно, поскольку связан с отказом от старых стратегий поведения, а иногда и от прежней картины мира. Переход в новое состояние сопровождается переосмыслением себя, своей жизни или какой-то ее части. В какой-то момент может возникнуть состояние «пугающей пустоты», когда «старое» уже не дает результата, а «нового» еще не появилось. В этом контексте развитие позитивного мышления, позволяющего обрести внутреннюю целостность, становится одной из задач в формировании аутопсихологической компетентности.

3. Формирование аутопсихологической компетентности -это в большей степени путь «интериоризации» получаемого опыта, где все внешнее направляется на преобразование (изменение) внутреннего, например неудовлетворенность уровнем достижений выливается в поиски новых путей самореализации или снижения уровня притязания посредством изменения своей самооценки, трансформации иерархии ценностей или проявления силы воли, направленной на саморазвитие таких свойств своего сознания, которые позволили бы достичь желаемого результата. Аутопсихологически компетентным можно назвать человека, который свой внутренний мир выстраивает строго в единстве трех видов отношений: отношение к себе, к другим и к отношению других к себе.

4. Одним из важных критериев оценки аутопсихологической компетентности может выступать такой уровень сознания человека, который способен преломлять в себе все противоречия и антагонизмы разных философских учений и вырабатывать свой язык понимания. Именно о таком языке говорится как о «языке мудрости». Им небезуспешно пользуются те, о которых мы говорим «психолог (педагог, врач) от Бога», «мудрый по жизни», «умудренный опытом». Именно этот язык, язык внутреннего опыта, осознания позволяет человеку быть гармоничным как в мире самого себя, так и в мире социальных отношений.

5. Содержание аутопсихологической компетентности проявляется на нескольких уровнях: 1) на психофизиологическом уровне, что выводит человека на проблемы физического саморазвития, сохранения гомеостаза в окружающей среде, само-оздоровления; 2) на психологическом (личностном) уровне, что выводит на проблемы ценностных ориентиров, организации своей познавательной сферы деятельности, управления своими психическими состояниями; 3) на социальном уровне, что выво дит на проблемы межличностных отношений; 4) на духовном уровне, уровне самосубъективного отношения и субъектного отношения к миру, что выводит на проблемы воспитания

в себе основ гуманистического мировоззрения, ориентацию своей жизни на общечеловеческие нравственные ценности, «благоговейного отношения к жизни», а также проблемы развития таких способностей в виде личностных образований, которые позволяли бы пережить самые высокие чувства соприкосновения с миром как органичным целостным образованием, чувства единения с миром природы, Вселенной.

Отсюда специфика аутопсихологической компетентности заключается в осознании и использовании таких средств и способов воздействия человека на самого себя, которые обеспечивали бы ему готовность к самореализации себя в жизнедеятельности и реализации такого самосубъективного отношения, в основе которого лежат гуманистические принципы единства и духовности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Деркач А. А. Акмеологические основы развития профессионала. - Москва-Воронеж, 2004.

2. Егорова Т. Е. Формирование аутопсихологической компетентности в условиях групповой интенсивной подготовки: дис. ... канд. психол. наук. - М., 1997.

3. Ситников А. П., Деркач А. А., Елшина И. В. Аутопсихологическая компетентность руководителей: прикладные технологии,- М., 1994.

4. Степнова Л. А. Развитие аутопсихологической компетентности государственных служащих: дис. ... д-ра психол. наук. -М., 2003.

КАРЬЕРА СОТРУДНИКА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Канд. юрид. наук, доцент В. Б. Гайдов

Омская академия М ВД России

Особое значение в прохождении службы в органах внутренних дел имеет изменение служебного положения сотрудника, предусмотренное перемещением по службе. Анализ законодательства, регулирующего порядок прохождения службы в органах внутренних дел, позволяет выделить шесть видов перемещения сотрудников: на вышестоящую должность; на равнозначную должность; на нижестоящую должность; при поступлении на учебу с освобождением от занимаемой должности, а также при назначении на должность после окончания учебы; в порядке прикомандирования к представительным органам государственной власти и органам государственного управления; на службу в другую местность. Кроме того, допускается временное перемещение сотрудника при исполнении им обязанностей по другой должности на определенный срок (включая совмещение должностей); в случае привлечения его в качестве обвиняемого в совершении преступления до рассмотрения судом; в случае грубого нарушения служебной дисциплины на период проведения служебной проверки; а также на период орга-низационно-штатных мероприятий с зачислением его в распоряжение органа внутренних дел на срок не более двух месяцев.

Вместе с тем обращает на себя внимание многолетнее отсутствие системы продвижения по «служебной лестнице» -карьеры (от итальянского слова camera - жизненный путь) сотрудников органов внутренних дел. В советский период слово «карьера» воспринималось как что-то чуждое социалистическому строю. Если оно и употреблялось, то в одном ряду с такими «негативными» понятиями, как карьеризм, бюрократизм, бюрократ (2, 39). Сегодня прежнее толкование имеет тенденцию к изменению. Во многих сферах люди раскрывают свои способности, делают карьеру в бизнесе, политике, искусстве, спорте и других областях общественно полезной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.