Научная статья на тему 'Аудиторские процедуры получения свидетельств полноты совершения учетных операций'

Аудиторские процедуры получения свидетельств полноты совершения учетных операций Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
187
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУДИТ / БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ / ФИНАНСОВЫЕ ОПЕРАЦИИ / AUDIT / ACCOUNTING / FINANCIAL TRANSACTIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шишлянников Евгений Алексеевич

Рассмотрены аудиторские процедуры получения свидетельств полноты совершения учетных операций. Проанализированы факторы риска существенных искажений в финансовой (бухгалтерской) отчетности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Audit procedures for receiving evidences to perform accounting operations fullness

Auditing procedures for gaining evidence of completeness of accounting operations are discussed. Risk factors for serious distortions in financial (accounting) statements are analyzed

Текст научной работы на тему «Аудиторские процедуры получения свидетельств полноты совершения учетных операций»

Е.А. ШИШЛЯННИКОВ

где — межсерийная дисперсия выборочной средней количественного признака,

6,2 =

Х(о !-г))

т (4)

По формуле (2) определяем межсерийную дисперсию выборочной доли альтернативного признака: 52 = 0,001.

По формуле (1) находим среднюю ошибку выборки для доли альтернативного признака, такого, как количество налоговых споров, возникших в связи с оспариванием недобросовестности налогоплательщика: = ± 0,008.

Показатель частности выборочной доли ю, равный 0,029, характеризует долю в выборочной совокупности налоговых споров, возникших в связи с оспариванием недобросовестности налогоплательщика, со средней ошибкой выборки, равной ±0,008, или 0,8%.

По формуле (4) определяем межсерийную дисперсию выборочной средней количественного признака: 5Ц1 = 11 790 570 214 103.

По формуле (3) находим среднюю ошибку выборки для выборочной средней: ^ = ± 1 035 311,56.

В табл. 2 приведены результаты расчетов финансовых последствий нарушений принципа определенности налогообложения в РФ за 2006 г. исходя из данных генеральной совокупности налоговых споров по видам наиболее часто оспариваемых налоговых обязательств.

Как следует из табл. 2, необоснованное увеличение сумм налоговых обязательств налогоплательщика составило 39 153 590 тыс. р. Таким образом, нарушение принципа определенности налогообложения дестабилизирует процесс налогообложения вследствие необоснованного увеличения сумм налоговых обязательств налогоплательщика.

Примечания

1 Ардашев В.Л. ВАС РФ: добросовестно о недобросовестности // Налоговые споры: теория и практика. 2006. № 11 (35). С. 10-12.

2 Общая теория статистики: статистическая методология в изучении коммерческой деятельности: учеб. пособие / под ред. О.Э. Башиной, А.А. Спириной. М., 2007. С. 211.

Е.А. ШИШЛЯННИКОВ

АУДИТОРСКИЕ ПРОЦЕДУРЫ ПОЛУЧЕНИЯ СВИДЕТЕЛЬСТВ ПОЛНОТЫ СОВЕРШЕНИЯ УЧЕТНЫХ ОПЕРАЦИЙ

На этапе планирования проведения аудиторской проверки косвенным свидетельством того, что бухгалтерский учет аудируемым лицом велся в соответствии с действующим законодательством и соблюдалась полнота учета всех хозяйственных операций, что хозяйственные операции действительно имели место, могут служить заявления руководства аудируемого лица, составленные по специальной форме. Аудитору при этом следует руководствоваться положениями федеральных правил (стандартов) № 13 «Обязанности аудитора по рассмотрению ошибок и недобросовестных действий в ходе аудита» и № 14 «Учет требований нормативных правовых актов Российской Федерации в ходе аудита».

В федеральном правиле (стандарте) № 13 основное внимание уделяется обязанностям аудитора по рассмотрению недобросовест-

ных действий, являющихся причиной существенных искажений финансовой (бухгалтерской) отчетности. Стандарт отмечает два типа преднамеренных искажений: искажения, возникающие в процессе недобросовестного составления финансовой (бухгалтерской) отчетности, и искажения, возникающие в результате присвоения активов.

Недобросовестное составление финансовой (бухгалтерской) отчетности подразумевает искажение или неотражение числовых показателей либо нераскрытие информации в финансовой (бухгалтерской) отчетности с целью введения в заблуждение пользователей этой отчетности. Такого типа искажения часто имеют место при аудиторских проверках (несписание существенной дебиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности или нереальной для взыскания; не-

© ЕА. Шишлянников, 2007

ФИНАНСОВАЯ, НАЛОГОВАЯ И ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА

желание создавать резервы по сомнительным долгам, под обесценение стоимости материально-производственных запасов, финансовых вложений; невыполнение положений по бухгалтерскому учету отражения событий после отчетной даты, условных фактов хозяйственной деятельности, информации по прекращаемой деятельности). Причиной этого является нежелание руководства аудируемого лица представить в финансовой (бухгалтерской) отчетности для внешних пользователей реальное финансовое состояние организации.

Последствиями таких нарушений могут быть присвоение активов различными способами, в том числе путем хищения денежных средств, материальных или нематериальных активов, и инициирование оплаты аудируемым лицом несуществующих товаров и услуг. Подобные действия сопровождаются вводящими в заблуждение бухгалтерскими записями или документами для сокрытия недостачи активов.

Для исключения таких хозяйственных операций на этапе планирования аудитор должен получить письменные заявления от руководства аудируемого лица, в которых:

- подтверждаются обязанности руководства по внедрению и обеспечению эффективности системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, которая создана для предотвращения и обнаружения недобросовестных действий и ошибок;

- выражается его мнение о том, что каждое в отдельности и все в совокупности неисправленные искажения финансовой (бухгалтерской) отчетности, которые будут установлены аудитором при проведении проверки, являются несущественными (краткое изложение таких искажений должно быть включено в заявление руководства или прилагаться к нему);

- аудитору предоставляется информация обо всех важных фактах, относящихся к любому недобросовестному действию;

- дается оценка риска того, что финансовая (бухгалтерская) отчетность может содержать существенные искажения, возникшие в результате недобросовестных действий и ошибок;

- признается ответственность руководства за надлежащее составление финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Согласно положениям федерального правила (стандарта), аудитор должен обратиться с просьбой к руководству аудируемого лица о предоставлении такого письменного заявления, но эта просьба может вызвать недоумение и даже протест последнего. Во избежание конфликтной ситуации целесообразно подготовить унифицированную форму письменного заявления, указав в нем:

- на необходимость подачи письменного заявления в соответствии с федеральным правилом (стандартом) № 13 «Обязанности аудитора по рассмотрению ошибок и недобросовестных действий в ходе аудита»;

- обязанность выполнения федеральных правил (стандартов) аудируемыми лицами в соответствии с законом «Об аудиторской деятельности»;

- ответственность руководства аудируемого лица за предотвращение и обнаружение недобросовестных действий и ошибок.

Согласно п. 3 ст. 9 закона «Об аудиторской деятельности», федеральное правило (стандарт) № 14 является обязательным для применения аудируемым лицом и ответственность за соблюдение им требований нормативных правовых актов РФ несет руководство аудируемого лица. Настоящим федеральным правилом (стандартом) рекомендуется руководству при выполнении своих обязанностей по предотвращению и обнаружению фактов несоблюдения нормативных правовых актов РФ осуществлять в первую очередь следующие процедуры:

- отслеживать изменения законодательства РФ в установленной сфере деятельности и гарантировать, что хозяйственная деятельность аудируемого лица соответствует необходимым требованиям;

- разрабатывать надлежащую систему внутреннего контроля и осуществлять ее функционирование;

- разрабатывать и утверждать правила внутреннего распорядка с обязательным уведомлением работников и обеспечивать их соблюдение;

- создавать условия для ознакомления с правилами внутреннего распорядка и их понимания;

- осуществлять контроль за соблюдением указанных правил и применять меры

Известия ИГЭА. 2007. № 5 (55)

Е.И. СЕРЕБРЯКОВА

дисциплинарного характера к работникам, не соблюдающим указанные правила;

- привлекать специалистов в области права для отслеживания изменений законодательства РФ;

- вести реестр нормативных правовых актов РФ, которые должны соблюдаться аудируемым лицом.

При аудите неизбежен риск того, что некоторые существенные искажения в финансовой (бухгалтерской) отчетности не будут обнаружены, несмотря на надлежащее планирование аудита и его проведение в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности. Риск увеличивается, когда существенное искажение является результатом несоблюдения законодательства РФ вследствие наличия нормативных правовых актов РФ, касающихся в основном текущей деятельности аудируемого лица, требования которых обычно не оказывают существенного влияния на финансовую (бухгалтерскую) отчетность и потому могут не всегда учитываться его системой внутреннего контроля и бухгалтерского учета; влияния на эффективность аудиторских процедур ограничений, присущих системе внутреннего контроля и бухгалтерского учета, а также применения в ходе аудита выборочных методов проверки и тестирования; наличия в большинстве доказательств, получаемых аудитором, доводов лишь в подтверждение определенного вывода, не носящих исчерпывающего характера; совершения действий, направленных на сокрытие фактов несоблюдения законодательства РФ (сговор, подлог документов, умышленное неотражение в учете хозяйственных операций, действия высшего руководства в обход системы контроля, предоставление аудитору заведомо ложной информации).

На этапе планирования аудитор, выполняя требования нормативных правовых актов РФ, использует имеющуюся информацию о деятельности аудируемого лица, получает у его руководства сведения о разработанных им процедурах, направленных на обеспечение соблюдения аудируемым лицом и его сотрудниками таких актов, и сведения о нормативных правовых актах РФ, которые могут оказывать существенное влияние на деятельность аудируемого лица, а также проводит совместно с руководством аудируемого лица анализ процедур, принятых для выявления, оценки и отражения в учете судебных санкций.

Исходя из этого выполняются процедуры, направленные на обнаружение случаев несоблюдения требований нормативных правовых актов, вопросник по которым разрабатывается аудитором с учетом особенностей деятельности аудируемого лица и оформляется на основе внутрифирменных стандартов аудиторской организации. Аудитору необходимо получить достаточные и надлежащие аудиторские доказательства соблюдения требований тех правовых актов РФ, которые оказывают влияние на определение существенных величин и раскрытие информации в финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Подводя итоги, отметим, что применение предложенной методики планирования аудиторской проверки, основанной на комплексе тестов системы бухгалтерского учета и средств контроля аудируемого лица, способствует достижению целей, которые должна преследовать система бухгалтерского учета для воспрепятствования возникновению ошибок и предварительной оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля аудируемого лица.

Е.И. СЕРЕБРЯКОВА

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫМИ РЕСУРСАМИ НАКОПИТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ

ТРУДОВОЙ ПЕНСИИ

Начиная с 2003 г. застрахованные лица, 17 декабря 2001 г. возраст, дающий право на

не достигшие возраста на пять лет меньшего, трудовую пенсию по старости, получили воз-

чем установленный федеральным законом «О можность реализовать свои права при форми-

трудовых пенсиях в Российской Федерации» от ровании накопительной части трудовой пенсии,

© Е.И. Серебрякова, 2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.