Так, например, Счетная палата РФ активно внедряет в практику стратегический аудит социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности страны1. 21 марта 2012 г. прошла совместная Конференция Счетной палаты Российской Федерации и Всемирного банка на тему «Стратегический аудит в условиях перехода к программному бюджету и контрактной системе», в рамках которой подписан Меморандум о взаимопонимании. Данное соглашение имеет большое значение, он предусматривает необходимость информационного обмена в сфере оценки эффективности и целенаправленности использования национальных ресурсов, а также возможности реформирования и создания новых показателей экономики государства, финансового мониторинга платежной системы, аудита финансовой отчетности и т.д.
Таким образом, можно говорить о том, что стратегический аудит основательно входит в экономическую деятельность как предпринимателей и юридических лиц, так и в функционирование органов государственной власти. Сегодня объясняется его ключевая необходимость и обосновывается значимость использования, которая подтверждается практической деятельностью. Список использованной литературы:
1. Отчет о работе Счетной палаты Российской Федерации в 2013 году.
2. Васильева М.В. Стратегический аудит в социально-экономическом развитии регионов: от внедрения до концепции // Российское предпринимательство. 2010. № 7. Вып. 2 (115).
3. Замбаев Х.Н. Тенденции развития внешнего государственного финансового контроля в условиях модернизации государственных финансов // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). М., 2012.
4. Суглобов А.Е. Использование аудита в борьбе с коррупцией в социальной сфере // Экономический анализ: теория и практика. 2009. № 15.
5. Штефан М.А. Аудит мошенничества: понятие и сущность // Международный бухгалтерский учет. 2014. № 40 (238).
© Магазова Э.Р., 2017
УДК 330
Магазова Элина Ринатовна
Магистр гр. МЭУз-15-01 УГНТУ E-mail: [email protected]
АУДИТ В СИСТЕМЕ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ РОССИИ
Аннотация
Исследуется аудит в системе финансового контроля России. Система государственного финансового контроля в России рассматривается как совокупность субъекта, объекта и средств и методов контроля, взаимодействующих как единое целое в процессе установления желаемых результатов исполнения, измерения со- стояния объекта контроля, анализа и оценки данных измерения и выработки необходимых корректирующих воздействий. Выделяются проблемы формирования единой системы государственного финансового контроля и направления их устранения.
Ключевые слова
Государственный финансовый контроль, финансовый аудит, принципы аудита, аудит эффективности
1 Отчет о работе Счетной палаты Российской Федерации в 2013 году.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 04-1/2017 ISSN 2410-700Х_
Постановка проблемы. Потребностью сегодняшнего дня является формирование действенной системы аудита государственного финансового контроля. Сегодня довольно важным и актуальным является вопрос развития и становления целостной системы государственного финансового контроля в России, без решения которого невозможно повысить эффективности производства, конкурентоспособности базовых отраслей национальной экономики, решить проблемы жизнедеятельности государства, снизить уровень тенизации экономики и коррупции. Целью статьи явялется анализ государственного финансового контроля. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить принципы организации государственного финансового контроля,
- выяснить основные этапы и порядок проведения государственного финансового контроля,
- выявить проблемы реализации государственного финансового контроля в РФ и предложить пути возможного из решения.
Анализ последних исследований и публикаций. Проблематикой финансового контроля во всех его проявлениях занимались такие отечественные и зарубежные ученые, как А. Барановский, И. Басанцов, В. Бурцев, Ю. Воронин, В. Двуреченская, М. Гдемидов, В. Дьяченко и др.
Высоко оценивая вклад исследователей в освещение теоретико-методологических основ и практических аспектов организации государственного финансового контроля, однако отметить следует, что на сегодня остается ряд нерешенных проблем в этой сфере. Ключевой из них является проблема функционирования органов государственного финансового контроля на основе системного подхода, который предусматривает прежде всего, поиск путей конструктивного взаимодействия органов контроля различных уровней, законодательное обеспечение их организации и функционирования, единую методологию совместной деятельности, создание единого информационными пространства [2, 54].
Анализируя систему государственного контроля с точки зрения социальной значимости можно выделить такие ее составляющие: элементы, связи, границы и подсистемы: контролирующая и подконтрольная.
Формирование системы комплексного подхода включает в себя набор последовательных аспектов, которые задействованы в процессе выполнения проектов и могут быть использованы в построении системы контроля [6.94]:
- структура системы контроля единая и слаженная, что в свою очередь свидетельствует о распознании всех источников и получателей данных и о непротиворечивости информации;
- система контроля взаимодействует с получаемыми данными о достигнутых результатах, что позволяет вовремя обнаружить некорректную информацию, возможные отклонения в процессе выполнения работы;
- концепция контроля имеет многоуровневую структуру, каждая ступень которой конкретизирует описание системы, соответствует установленным нормам, в результате чего выполнение нескольких сложных заданий компенсируется выполнением большого количества простых заданий;
Представленная концепция методологических аспектов по формированию системы комплексного контроля, в процессе выполнения проекта нацелена на информативную сторону работы контрольной системы и опускает другие, не менее важные аспекты ее построения и усовершенствования.
Такая система охватывает как нормативно-правовую базу, так и органы, осуществляющие государственный контроль. [6, с. 203].
Однако, в данных определениях искусственно разорвана органическая связь между структурой системы, и ее объектами и субъектами, а также неправомерно отождествляются контролирующие органы и разновидности государственного финансового контроля, а ее обеспечивающие подсистемы сводятся к нормативно-правовой, организационной и методической.
На рисунке 1 представлены требования, предъявляемые к проведению государственного финансового контроля.
Рисунок 1 - Требования, предъявляемые к проведению государственного финансового контроля
Среди основных принципов финансового контроля, зафиксированных в Лимской декларации, были предусмотрены:
• независимость финансового контроля как неотъемлемого атрибута демократии и обязательного элемента управления финансовыми ресурсами;
• законодательное закрепление независимости органов финансового контроля;
• наличие внутреннего и внешнего контроля как обязательного условия существования финансового контроля;
• гласность и открытость контролирующих органов с обязательным требованием соблюдения коммерческой и иной тайны, защищается законом.
Основная качественная характеристика системы государственного финансого контроля - ее единство, обеспечивается полнотой и непротиворечивость законодательных и других актов, составляющих правовую базу, нацеленностью деятельности всех контролирующих органов на достижение достоверных результатов ревизий и проверок на контролируемых направлениях и участках, применением при осуществлении контрольных мероприятий одинаковых форм и методов контроля [10 с. 15].
Выводы. Подытожив вышеизложенное, система финансового государственного контроля - это единый взаимосвязанный и взаимообусловленный комплекс задач и норм, принципов и правил, объектов и субъектов, методов и средств реализации государстенного финансового контроля, рассчитанных для:
- фиксации законности, рациональности, действенности и эффективности использования денежных средств и государственного имущества;
- осуществления денежной, бюджетной, таможенной, заемной, валютной, долговой, инвестиционной, антимонопольной стратегии ценовой политики;
- ведения предпринимательской деятельности;
- осуществления контроля над финансовыми операциями, которые подпадают под определение «теневой экономики»;
- проведения превентивных мер в области предотвращении отмывания прибыли, которая получена незаконным путем, финансировании терроризма;
- разработки и применения, обязательных для их усовершенствования, профилактических и коррекционных мер.
Эта формулировка не совпадает с существующими обозначениями в наличии характера взаимоотношений между элементами системы контроля и целью использования, что дает конкретные
направления для становления системы государственного контроля. Список использованной литературы:
1. А.А. Терехов. Аудит: законодательные решения. - М.: Финансы и статистика, 2013. - 608 с.
2. Е.Н. Кондрат. Финансовая безопасность России в современном мире. Теоретико-методологические аспекты. - М.: Форум, 2014. - 176 с.
3. А.С. Чумакова. Зарождение и развитие системы городских общественных банков в России, вторая половина XIX - начало XX вв (на материалах Симбирской губернии). - М.: Флинта, 2014. - 208 с.
4. Новое в региональном и муниципальном финансовом контроле. - М.: Библиотечка "Российской Газеты", 2012. - 144 с.
5. Е.Н. Гладковская. Финансы. - М.: Книга по Требованию, 2012. - 320 с. В.Е. Леонтьев, В.В. Бочаров. Финансовый менеджмент. - М.: ИВЭСЭП, Знание, 2014. - 520 с.
6. Ю.М. Воронин. Бюджетная система Российской Федерации. - М.: "ИПК "Коста", 2011. - 864 с.
7. С.П. Глинкина. Приватизация. Концепции. Реализация. Эффективность. - М.: Наука, 2012. - 235 с.
8. Дж. Тобин. Денежная политика и экономический рост. - М.: Либроком, 2014. - 272 с.
9. Финансовое право. - М.: Юрист, 2014. - 600 с.
10.Л.Ф. Шилова, Е.Г. Токмакова, Ю.Н. Руф, Н.В. Зылева. Бухгалтерский финансовый учет. В 2 частях. Часть 1. - М.: Флинта, НОУ ВПО МПСИ, 2011. - 400 с.
11.Государственный финансовый контроль. - М.: Рид Групп, 2012. - 512 с.
© Магазова Э.Р., 2017
УДК 72.025
М.С. Михальченко, студент магистратуры БГТУ им. В. Г. Шухова г. Белгород, Российская Федерация
ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕШЕНИЯ ВОПРОСОВ ПРОВЕДЕНИЯ КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА ОБЩЕГО ИМУЩЕСТВА В МНОГОКВАРТИРНОМ ЖИЛОМ ДОМЕ
НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА БЕЛГОРОДА
Аннотация
В статье рассматриваются практические аспекты решения вопросов проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном жилом доме на примере города Белгорода.
Ключевые слова Капитальный ремонт, жилой дом, общее имущество.
Рассмотрим практические аспекты решения вопросов проведения капитального ремонта на примере многоквартирного дома расположенного в Белгородской области, город Белгород, Свято-Троицкий бульвар, дом 15. Год постройки 2008, этажность здания 19 этажей, конструкция дома монолитная, общая площадь 29473 м2.
Фасад дома разрушается, в связи, с чем собственники многоквартирного жилого дома, изъявили желания произвести текущий ремонт фасада. В связи с тем, что целостность конструкции разрушилась, уменьшается жизненный цикл здания, теплоизоляция и эстетический вид. Разрушение проходят 3 стадии: зарождение трещин в местах напряжений и образования различных дефектов; стадия медленного их развития; стадия резкого, необратимого, критического разрушения. Дефекты подразделяются на три категории. Третья категория - дефекты, не снижающие несущую способность конструкций и легко ликвидируемые при ремонте. Вторая категория - возникновению повреждений, снижающих несущую