УДК 339.137.22
МАДЫШЕВА АС ЕМ МАРАТОВНА
Магистр экономических наук, Академия труда и социальных отношений, г.Москва, Россия, e-mail: [email protected]
DOI:10.26726/1812-7096-2023-2-90-94 АУДИТ ТУРИСТИЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ТРАНСГРАНИЧНЫХ ТЕРРИТОРИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАНА
Аннотация. В данной статье рассматриваются понятия трансграничных территорий, аудит туристических возможностей и его важность во внешнеэкономической деятельности. В ходе подготовки статьи был использован метод абстракции, дедукции и анализа трансграничных территорий и туристических возможностей. В результате чего были получены выводы о необходимости создания на туристических трансграничных территориях совместного органа для эффективного регулирования туристической двухсторонней деятельности на взаимовыгодных условиях, котоый сможет обеспечить экономические возможности для обеих сторон и предложить широкий спектр возможностей.
Ключевые слова: туризм, аудит, трансграничные территории, возможности, сотрудничество, взаимовыгода.
MALYSHEVA ASEM MARATOVNA
Master of Economics, Academy of Labor and Social Relations,
Moscow, Russia, e-mail: [email protected]
AUDIT OF TOURISM OPPORTUNITIES OF CROSS-BORDER TERRITORIES OF THE RUSSIAN FEDERATION AND THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN
Abstract. This article discusses the concepts of cross-border territories, the audit of tourist opportunities and its importance in foreign economic activity. During the preparation of the article, the method of abstraction, deduction and analysis of cross-border territories and tourist opportunities was used. As a result, conclusions were drawn about the need to create a joint body in the tourist cross-border territories for the effective regulation of tourism bilateral activities on mutually beneficial terms, which will be able to provide economic opportunities for both sides and offer a wide range of opportunities.
Keywords: tourism, audit, cross-border territories, opportunities, cooperation, mutual benefit.
1. Введение
Туризм на сегодняшний день является не только показателем развития отношений между странами, методом познания культуры разных стран и способом укрепления здоровья населения, но и источником экономического развития регионов и страны в целом.
Трансграничный туризм - это активно развивающийся вид экономического, социального и культурного сотрудничества во всем мире [1]. Трансграничные территории относятся к районам, которые расположены на границе или вблизи границы между двумя или более странами и являются предметом перекрывающихся притязаний на суверенитет или юрисдикцию этих стран [2].
Примеры трансграничных территорий включают дельты рек, озера, острова и регионы с общими природными ресурсами. Эти области могут также включать сухопутные и морские границы, а также воздушное и киберпространство. Управление и использование трансграничных территорий могут быть сложными из-за различных конкурирующих требований и интересов вовлеченных стран. Важно иметь надлежащие соглашения и протоколы для обеспечения мирного и устойчивого управления этими территориями.
2. Основная часть
2.1 Аудит возможностей развития туристических трансграничных территорий России
Трансграничные территории могут предложить широкий спектр туристических возможностей, в т. ч.:
Природные достопримечательности: на трансграничных территориях часто есть уникальные природные достопримечательности, такие, как горы, озера, реки и леса, которыми могут любоваться туристы.
Культурные достопримечательности: трансграничные территории также могут предложить широкий спектр культурных достопримечательностей, включая исторические места, музеи и культурные фестивали.
Приключения и активный отдых: многие трансграничные территории предлагают возможности для приключений и активного отдыха, таких, как пешие прогулки, кемпинг, катание на лыжах и водные виды спорта.
Еда и вино: трансграничные территории могут также предлагать уникальные кулинарные впечатления, такие, как местные деликатесы и традиционные блюда, а также возможность попробовать и узнать о местных винах и других напитках.
Покупки: трансграничные территории также могут предлагать туристам возможности для покупок, например, изделий местных ремесел и сувениров.
Размещение: трансграничные территории могут предлагать различные варианты размещения, включая отели, общежития, ночлег и завтрак и аренду на время отпуска.
Бизнес и конференции: приграничные территории могут также предлагать возможности для делового и конференц-туризма, с удобствами и услугами, удовлетворяющими потребности корпоративных и профессиональных групп.
Медицинский туризм: трансграничные территории могут предлагать специализированные медицинские и оздоровительные услуги, такие, как спа и оздоровительные курорты, а также специализированные медицинские процедуры, которые привлекают туристов.
В целом трансграничные территории могут предложить посетителям широкий спектр туристических возможностей, включая природные, культурные и приключенческие впечатления, а также возможности для отдыха, шоппинга и бизнеса.
Туризм на приграничных территориях относится к перемещению туристов через международные границы с целью посещения и изучения различных регионов и культур. Этот тип туризма может предложить уникальный и разнообразный спектр впечатлений для посетителей, включая природные и культурные достопримечательности, приключения и мероприятия на свежем воздухе, местную еду и вино, а также возможности для отдыха и шопинга.
Трансграничный туризм также может предоставить экономические возможности для обеих сторон границы, такие, как создание рабочих мест, увеличение доходов для бизнеса и развитие инфраструктуры. Однако важно обеспечить, чтобы развитие туризма на приграничных территориях было устойчивым и инклюзивным, а выгоды распределялись между всеми заинтересованными сторонами [2].
Приграничные территории также создают некоторые проблемы, которые необходимо учитывать, такие, как:
- Различные правила и политика по обе стороны границы.
- Потенциальное негативное воздействие на окружающую среду или местную культуру.
- Усиление конкуренции за ресурсы.
- Вопросы безопасности и защиты.
- Языковые и культурные барьеры.
Значение аудита туристических возможностей на приграничных территориях заключается в обеспечении объективной и систематической оценки текущего состояния развития туризма в регионе, а также в выявлении потенциальных возможностей и вызовов. Это может включать анализ наличия и доступности туристических ресурсов и инфраструктуры, оценку эффективности существующих политик и правил, а также оценку отношения и восприятия местных жителей и других заинтересованных сторон [3].
Аудит является средством создания совокупной информации об организации и ее проверки на финансовую достоверность отчетности (табл. 1).
В целом, аудит рассматривается, как однозначная отрасль экономической деятельности, в субъективном понятии - это сфера деятельности, направленная на проведение проверки от-четностей, как бухгалтерской или финансовой, так и данных учета. В результате чего независимый аудитор выражает правдивое письменное заключение об отчетности, т. е. проверка
аудитора - специальная процедура, не зависящая от чего-либо, для проверки и оценка отчетности, данных учета и деятельности организации либо процесса, либо системы или проекта и т.д.
Таблица 1
Виды аудита*
№ Вид аудита Описание аудита
1. Финансовый аудит Целостная проверка состояния организации на правдивость финансовой отчетности, включает и экономическую, и финансовую составляющую фирмы, а также анализируется и оценивается перспектива дальнейшего развития предприятия.
2. Инвестиционный аудит В комплексе проверяются и оцениваются эффективность использования ресурсов предприятия и его рациональность, что предоставляет возможность на первоначальном этапе процесса инвестирования изучить информацию о сделке.
3. Технический аудит Данная процедура основана на изучении имеющихся инженерных и производственных систем, что позволяет получить оценку состояния предприятия, планируемые затраты на ремонт, а также с целью повышения эффективности сбор информации о наличии резервов.
4. Аудит персонала Проведение оценки уровня квалификации, личных качеств и характеристик сотрудников предприятия и их соответствия занимаемой должности.
5. Пиар-аудит Оценивается эффективность планируемого или уже реализованного проекта, отслеживается фактическое достижение целей в связи с общественностью и соотнесение финансовых вложений с результатами компании.
6. Экологический аудит Проверка воздействия предприятия на окружающую среду и его соответствие требованиям международных стандартов.
7. Публичный аудит Сбор мнений и взглядов граждан при совершении правовых актов, что является фундаментальным для государственного и регионального контроля.
8. Операционный аудит Это комплекс мер для получения объективной информации по проверке операций и процессов с целью совершенствования необходимых процедур, что повышает эффективность ресурсоиспользования предприятия.
* Источник: составлено автором.
Современный аудитор, в первую очередь, - это достоверность бухгалтерской отчетности, при этом оценивается финансово-экономическая деятельность фирмы, дальнейшая перспектива развития предприятия и повышение его эффективности, а также ведет к обнаружению альтернативных путей экономического роста.
Аудит также может играть ключевую роль в планировании и развитии туризма на трансграничных территориях, предоставляя данные и информацию, которые могут использоваться для создания всеобъемлющего плана развития туризма. Это включает в себя определение приоритетных областей для инвестиций и развития, а также определение областей, в которых могут потребоваться дальнейшие исследования и анализ.
Аудит туризма на границе важен по нескольким причинам.
1. Выявление потенциала. Аудит может помочь определить потенциальные туристические возможности, которые ранее могли быть упущены из виду, такие, как природные и культурные достопримечательности, а также местные предприятия и услуги, которые могли бы извлечь выгоду из увеличения туризма.
2. Выявление проблем. Аудит также может выявить потенциальные проблемы или препятствия для развития туризма, такие, как отсутствие инфраструктуры, объектов и услуг, а также отсутствие доступа для туристов.
3. Планирование и развитие. Аудит может дать информацию для разработки комплексного плана развития туризма, включая распределение ресурсов и реализацию политики и правил.
4. Мониторинг и оценка. Аудит также может служить инструментом для мониторинга и оценки успеха усилий по развитию туризма с течением времени.
5. Прозрачность. Аудит может обеспечить прозрачность и подотчетность в процессе развития туризма, предоставляя данные и информацию общественности и заинтересованным сторонам.
6. Соответствие. Аудит может использоваться для обеспечения соблюдения правил и законов, касающихся пересечения границ и иммиграции, а также для обеспечения безопасности туристов и местных сообществ.
7. Сравнительный анализ. Аудит можно использовать для сравнения туристических возможностей с другими регионами и территориями, чтобы установить цели, измерить прогресс и сравнить результаты.
2.2 Пути развития туристических трансграничных территорий России
Актуальность развития туризма в России ежегодно отмечается и в Посланиях президента. Так, 6 сентября 2022 г. В..В. Путин отметил на Госсовете важность обеспечения ведение реестра населенных пунктов, имеющих высокий туристический потенциал, а также разработку и реализацию комплекса мер по созданию объектов туристической инфраструктуры в таких населенных пунктах [4].
Новым явлением на российском туристическом рынке стал трансграничный туризм, который рассматривает взаимодействие нескольких граничащих между собой государств в призме международного туризма. Так, отношения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан на современном этапе имеют положительную динамику развития. На протяжении последних лет внешнеэкономические связи между государствами развиваются достаточно успешно и характеризуются ростом числа совместных предприятий, взаимных инвестиций и торгового оборота. Стоит отметить, что в отличие от других направлений, туристический обмен между двумя государствами развит достаточно слабо, именно поэтому определение проблем и перспектив сотрудничества в сфере туризма является актуальным направлением международной деятельности [5].
В целом, туристический потенциал Республики Казахстан имеет перспективу улучшения экономических показателей за счет трансграничных территорий, числа туристов, выгодного географического положения, обширной территории, которая богата большими запасами полезных ископаемых, культурно-историческим наследием, великолепной национальной кухней, которые способны привлечь туристов [6]. Однако имеются проблемы, которые представлены в табл. 2, и предложены решения и пути совершенствования.
Таблица 2
Проблемы в развитии туризма трансграничных территорий России и Казахстана, предложения по их решению и пути совершенствования*
Проблемы Предложения по решению проблем и пути совершенствования
Недостуные цены на услуги сферы развлечения и отдыха и низкие доходы жителей и туристов трансграничных территорий Проведение макетинговых исследований с целью сегментирования рынка и разработки туров для разных социальных аудиторий
Не налажена взаимосвязь между туристи-чскими предприятиями на трансграничных территориях Создание совместного трансграничного органа для эффективного регулирования туристической двухсторонней деятельности, в деятельность которого будет входить нижеследующие решения:
Низкая квалификация специалистов данной отрасли Подготовка, переподготовка и сертифицирование кадров, даже тех, кто имеет практический опыт работы в туристическом бизнесе
Отсутствие надлежащего сервиса и знаний о потребностях каждого туриста Маркетинговые мероприятия с целью разработки туристических программ, соответствующих требованиям потребителя с учетом этноса
Недостаток предложений по совместным турпакетам и информированности об имеющихся дестинациях Разработка совместных туров трансграничного туризма и их дальнейшей рекламы и продвижения
Слабый поток туристов между трансграничными регионами и соответственно незначительная прибыль от взаимодействия и сотрудничества Разработка совместных туристических программ для создания взаимовыгодных маршрутов на трансграничных териториях
* Составлено автором на основании источника [7].
Как видим, возникла необходимость создания совместного трансграничного органа для эффективного регулирования туристической двухсторонней деятельности на взаимовыгодных условиях, который, по нашему мнению, будет способен решить данные проблемы. Туризм на трансграничных территориях может обеспечить экономические возможности для обеих сторон границы. Эти возможности включают создание рабочих мест, увеличение доходов для бизнеса и развитие инфраструктуры. Кроме того, трансграничный туризм может способствовать культурному обмену и взаимопониманию между различными регионами и сообщества-
ми. Однако также могут возникнуть проблемы в виде усиления конкуренции за ресурсы и потенциального негативного воздействия на окружающую среду или местную культуру. Чтобы максимизировать экономические выгоды от трансграничного туризма и свести к минимуму негативные последствия, важно иметь четкую политику и правила, а также активное сотрудничество между правительствами и заинтересованными сторонами.
3. Выводы.
В целом, аудит туризма на границе может помочь гарантировать, что развитие туризма будет устойчивым, инклюзивным и принесет пользу всем заинтересованным сторонам. Это также позволяет выявлять и решать проблемы, соблюдать правила и отслеживать прогресс с течением времени, что может помочь обеспечить эффективное управление развитием туризма и приносить пользу как туристам, так и местным сообществам.
Приграничные и прибережные территорий Казахстана и России имеют огромный масштаб и разнообразны своими рекреационными условиями. Стоит отметить, что чем больше объем товарных потоков на трансграничных территориях, тем больше наблюдается экономический подъем в данных регионах. Соответственно, приграничное сотрудничество является важным фактором экономического развития, однако трансграничные территории не являются инвестиционно привлекательными.
Сотрудничество в деле развития инфраструктуры нуждается в создании туристических трансграничных органов, разработке различных стратегий, процедур и программ, совместных проектах в деле создания туристических продуктов, анимационных услуг, развлечений и отдыха, а также в совершенствовании мест размещения, зонирования, транспортных магистралей, морских и речных путей и т.д. Благодаря чему сформируется устойчивый источник пополнения местных бюджетов.
Литература
1. Бакланов, П. Я. Трансграничные территории : проблемы устойчивого природопользования [Текст] / П.Я. Бакланов, С.С. Ганзей. - Владивосток : Дальнаука. 2014.
2. Zhansagimova, A. E., Azatbek, T. A., Niyazbekova, S. U. Model of organizational structure for tourist cluster in Kazakhstan //Actual Problems of Economics. 2013. Т. 149. № 11. С. 332-337.
3. Развитие инновационного предпринимательства в России и его основные барьеры /Ниязбекова Ш.У., Хаки-мова Д.Д. //Донецкие чтения 2018: образование, наука, инновации, культура и вызовы современности : Материалы III Международной научной конференции ; под общ. ред. С.В. Беспаловой. 2018. С. 319-320.
4. Александрова, А. Ю. Роль и влияние границы, пограничности и трансграничности в развитии туризма : стратегические инициативы и парт- нерство [Текст] / А.Ю. Александрова // Материалы III-й международной на- учно-практической конференции. - БНЦ СО РАН. 2013. С. 56-66.
5. Послание президента В..В Путина от 6 сентября 2022 г.
6. Абдулманапов П. Г. ФГБУН «Институт социально-экономических исследований ДНЦ РАН» ; ГАОУ ВО «Дагестанский государственный университет народного хозяйства». URL : https://doi.org/10.26726/1812-7096 -2018-12-275-282.
7. Макулжан, А. Приграничное сотрудничество Казахстана и России. Время Востока [Электронный ресурс]. - URL : http://www.easttime.ru/analitic/2/3/563/.
8. Аманжолова, Д. А. Историко-культурный туризм как фактор гуманитарного сотрудничества России и Казахстана [Текст] / Д.А. Аманжолова // Казахстан и Россия: научное и культурное взаимодействие и сотрудничество ; отв. ред. Ш.К. Ахметова, З.Е. Кабульдинов, И.В. Толпенко, Н.А. Томилов. - Астана-Омск : Полиграфия «EnterGroup», 2013. С. 27-40.
References:
1. Baklanov, P. YA. Transgranichnye territorii : problemy ustojchivogo prirodopol'zovaniya [Tekst] / P.YA. Baklanov, S.S. Ganzej. - Vladivostok : Dal'nauka. 2014.
2. Zhansagimova, A. E., Azatbek, T. A., Niyazbekova, S. U. Model of organizational structure for tourist cluster in Kazakhstan //Actual Problems of Economics. 2013. T. 149. № 11. S. 332-337.
3. Razvitie innovacionnogo predprinimatel'stva v Rossii i ego osnovnye bar'ery / Niyazbekova SH.U., Hakimova D.D. // Doneckie chteniya 2018: obrazovanie, nauka, innovacii, kul'tura i vyzovy sovremennosti : Materialy III Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii ; pod obshch. red. S.V. Bespalovoj. 2018. S. 319-320.
4. Aleksandrova, A. YU. Rol' i vliyanie granicy, pogranichnosti i transgranichnosti v razvitii turizma : strategicheskie inicia-tivy i part- nerstvo [Tekst] / A. YU. Aleksandrova // Materialy III-j mezhdunarodnoj na- uchno-prakticheskoj konferencii. -BNC SO RAN. 2013. S. 56-66.
5. Poslanie prezidenta V.. VPutina ot 6 sentyabrya 2022 g.
6. Abdulmanapov P. G. FGBUN «Institut social'no-ekonomicheskih issledovanij DNC RAN» ; GAOU VO «Dagestanskij gosudarstvennyj universitet narodnogo hozyajstva». URL : https://doi.org/10.26726/1812-7096-2018-12-275-282.
7. Makulzhan, A. Prigranichnoe sotrudnichestvo Kazahstana i Rossii. Vremya Vostoka [Elektronnyj resurs]. - URL : http:// www.easttime.ru/analitic/2/3/563/.
8. Amanzholova, D. A. Istoriko-kul'turnyj turizm kak faktor gumanitarnogo sotrudnichestva Rossii i Kazahstana [Tekst] / D.A. Amanzholova // Kazahstan i Rossiya: nauchnoe i kul'turnoe vzaimodejstvie i sotrudnichestvo ; otv. red. SH.K. Ahmeto-va, Z.E. Kabul'dinov, I. V. Tolpenko, N.A. Tomilov. - Astana-Omsk : Poligrafiya «EnterGroup», 2013. S. 27-40.