Научная статья на тему 'Аудит нефинансовой отчетности в фокусе устойчивого развития российских компаний'

Аудит нефинансовой отчетности в фокусе устойчивого развития российских компаний Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
нефинансовая отчетность / устойчивое развитие / верификация отчетности / валидация информации / группы стейкхолдеров / аудиторская проверка / концепции корпоративной социальной ответственности / non-financial reporting / sustainable development / reporting verification / information validation / stakeholder groups / audit / concepts of corporate social responsibility

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Анисимова Елена Владимировна

ВВЕДЕНИЕ. В статье приведен анализ стандартов системы менеджмента качества, аудиторской деятельности, стандартов в области устойчивого развития, применяемых в России для целей подтверждения достоверности нефинансовой отчетности организаций. Рассмотрена российская нормативно-правовая база подтверждения нефинансовой отчетности в контексте устойчивого развития, исследованы виды независимого внешнего подтверждения по инициативе выпускающей отчетность стороны. Проведен сравнительный структурный анализ стандартов подтверждения нефинансовой информации, используемой в практике отечественного бизнеса. ЦЕЛЬ. Исследование концепции подтверждения достоверности (аудита) нефинансовой отчетности отечественных организаций и определение мер по повышению эффективности процедур и порядка его проведения. ДИЗАЙН ИССЛЕДОВАНИЯ. Объектом исследования выступили концептуальные положения построения отечественной системы подтверждения публичной нефинансовой отчетности. Базой исследования явились законодательные и нормативно-правовые документы, исследования и аналитические обзоры профессиональных сообществ, труды российских ученых. МЕТОДЫ. В ходе исследования использованы традиционные методы изучения проблемы: сравнительного анализа, монографический, абстрактнологический, расчетно-конструктивный и другие. РЕЗУЛЬТАТЫ. Автор определил собственное суждение о составляющих парадигмы развития института подтверждения достоверности нефинансовой отчетности в России. В статье также представлены направления совершенствования нормативного правового регулирования процедур оценки и заверения нефинансовой информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Audit of Non-Financial Reporting in the Focus of Sustainable Development of Russian Companies

INTRODUCTION. The article provides an analysis of applying standards of quality management system, audit and sustainable development in Russia for confirming non-financial reporting of organizations. The Russian regulatory framework for confirming the reliability of non-financial reporting in the context of sustainable development was reviewed. The types of independent external confirmation initiated by the organization that issued non-financial statements were examined. A comparative structural analysis of standards for confirming non-financial reporting, which are used in Russian business practice, was carried out. OBJECTIVE. The study of the concept of the reliability (audit) confirming of nonfinancial reporting in domestic organizations and identifying measures to improve the efficiency of the audit procedure and procedures. RESEARCH DESIGN. The object of the study was the conceptual provisions for constructing a domestic system for confirming the reliability of public nonfinancial reporting. The basis of the research was legislative and regulatory documents, studies and analytical reviews of professional communities, and the works of domestic scientists. The work was based on traditional methods of studying, such as comparative analysis, monographic, abstract-logical and calculation-constructive. RESULTS. The author determined his own judgment about the components of the development paradigm of the institution of confirming the reliability of nonfinancial reporting in Russia. The article presents directions for improving the legal regulation of procedures for assessing and confirming the reliability of non-financial reporting.

Текст научной работы на тему «Аудит нефинансовой отчетности в фокусе устойчивого развития российских компаний»

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АУДИТ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА

https://doi.org/10.31279/2782-6414-2023-4-4 УДК 35.073.526:35.073.515.4:502.131.1

Исследовательская статья

Аудит нефинансовой отчетности в фокусе устойчивого развития российских компаний

Анисимова Елена Владимировна

ООО «Аудит-НТ», г. Санкт-Петербург, Россия E-mail: eva94@mail.ru

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:

Анисимова Е. В.

Аудит нефинансовой отчетности в фокусе устойчивого развития российских компаний // Исследование проблем экономики и финансов. 2023. № 4. Ст. 4. https://doi.org/10.31279/2782-6414-2023-4-4

КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ:

автор декларирует отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов, связанных с публикацией настоящей статьи.

ПОСТУПИЛА: 21.10.2023 ПРИНЯТА: 12.12.2023 ОПУБЛИКОВАНА: 30.12.2023

COPYRIGHT: © 2023 Анисимова Е. В.

АННОТАЦИЯ

ВВЕДЕНИЕ. В статье приведен анализ стандартов системы менеджмента качества, аудиторской деятельности, стандартов в области устойчивого развития, применяемых в России для целей подтверждения достоверности нефинансовой отчетности организаций. Рассмотрена российская нормативно-правовая база подтверждения нефинансовой отчетности в контексте устойчивого развития, исследованы виды независимого внешнего подтверждения по инициативе выпускающей отчетность стороны. Проведен сравнительный структурный анализ стандартов подтверждения нефинансовой информации, используемой в практике отечественного бизнеса.

ЦЕЛЬ. Исследование концепции подтверждения достоверности (аудита) нефинансовой отчетности отечественных организаций и определение мер по повышению эффективности процедур и порядка его проведения.

ДИЗАЙН ИССЛЕДОВАНИЯ. Объектом исследования выступили концептуальные положения построения отечественной системы подтверждения публичной нефинансовой отчетности. Базой исследования явились законодательные и нормативно-правовые документы, исследования и аналитические обзоры профессиональных сообществ, труды российских ученых.

МЕТОДЫ. В ходе исследования использованы традиционные методы изучения проблемы: сравнительного анализа, монографический, абстрактно-логический, расчетно-конструктивный и другие.

РЕЗУЛЬТАТЫ. Автор определил собственное суждение о составляющих парадигмы развития института подтверждения достоверности нефинансовой отчетности в России. В статье также представлены направления совершенствования нормативного правового регулирования процедур оценки и заверения нефинансовой информации.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: нефинансовая отчетность, устойчивое развитие, верификация отчетности, валидация информации, группы стейкхолдеров, аудиторская проверка, концепции корпоративной социальной ответственности

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ | № 4 (2023)

ACCOUNTING, AUDITING

ACCOUNTING, AUDITING AND ECONOMIC STATISTICS

https://doi.org/10.31279/2782-6414-2023-4-4 Research article

UDK 35.073.526:35.073.515.4:502.131.1

Audit of Non-Financial Reporting in the Focus of Sustainable Development of Russian Companies

Elena V. Anisimova

LLC «Audit-NT», Saint Petersburg, Russia E-mail: eva94@mail.ru

TO CITE:

Anisimova E. V.

Audit of Non-Financial Reporting in the Focus of Sustainable Development of Russian Companies // Research in Economic and Financial Problems. 2023. № 4. Art. 4.

https://doi.org/10.31279/2782-6414-2023-4-4

DECLARATION OF COMPETING INTEREST: none declared.

RECEIVED: 21.10.2023 ACCEPTED: 12.12.2023 PUBLISHED: 30.12.2023

COPYRIGHT: © 2023 Anisimova E. V.

ABSTRACT

INTRODUCTION. The article provides an analysis of applying standards of quality management system, audit and sustainable development in Russia for confirming non-financial reporting of organizations. The Russian regulatory framework for confirming the reliability of non-financial reporting in the context of sustainable development was reviewed. The types of independent external confirmation initiated by the organization that issued non-financial statements were examined. A comparative structural analysis of standards for confirming non-financial reporting, which are used in Russian business practice, was carried out.

OBJECTIVE. The study of the concept of the reliability (audit) confirming of non-financial reporting in domestic organizations and identifying measures to improve the efficiency of the audit procedure and procedures.

RESEARCH DESIGN. The object of the study was the conceptual provisions for constructing a domestic system for confirming the reliability of public non-financial reporting. The basis of the research was legislative and regulatory documents, studies and analytical reviews of professional communities, and the works of domestic scientists. The work was based on traditional methods of studying, such as comparative analysis, monographic, abstract-logical and calculation-constructive.

RESULTS. The author determined his own judgment about the components of the development paradigm of the institution of confirming the reliability of non-financial reporting in Russia. The article presents directions for improving the legal regulation of procedures for assessing and confirming the reliability of non-financial reporting.

KEY WORDS: non-financial reporting, sustainable development, reporting verification, information validation, stakeholder groups, audit, concepts of corporate social responsibility

RESEARCH IN ECONOMICS AND FINANCE PROBLEMS | № 4 (2023)

ВВЕДЕНИЕ

Методы и модели управления производственными организациями сегодня должны учитывать интересы социально-общественных образований и других групп заинтересованных лиц (стейкхолдеров), принимая во внимание особенности взаимоотношений между ними, а также объективные условия создания устойчивой ценности. Современная парадигма социально-экономического развития предусматривает формирование системы публичной нефинансовой отчетности, которая достоверно характеризует деятельность организаций, включая сотрудничество и инициативы в области устойчивого развития. Рост значения нефинансовой отчетности организаций значительным образом обусловлен формированием концепции корпоративной социальной ответственности (далее - КСО). Такая концепция предполагает, что организация принимает на себя ответственность за результаты своей производственно-хозяйственной деятельности и полностью осознает их влияние на окружающую среду и качество жизни общества.

Важность нефинансовой отчетности в современной экономике, включая влияние качественной нефинансовой информации на результаты производственно-финансовой деятельности организаций, исследовали ряд ученых-экономистов, например Е. В. Арсенова [19], В. С. Левин [26], Ж. М. Корзоватых [25], А. В. Кожари-нов [24], М. Л. Пятов [28], Т. Н. Соловей [28], А. С. Сорокина [28], Н. В. Малиновская [27] и другие. Вопросы теории и практики подтверждения (аудиторской проверки) нефинансовой информации нашли отражение в работах И. В. Алексеевой [18], Р. П. Булыга [21], И. Н. Богатой [20], Е. М. Евстафьевой [20], Д. А. Ендовицкого [22], Р. Г. Каспиной [23], И. В. Сафоновой [21], В. П. Суйц [29], А. Н. Хорина [29], А. Д. Шеремета [29] и других ученых. Несмотря на значительное количество исследований, многие теоретические и практические аспекты предоставления услуг по подтверждению нефинансовой информации в условиях приостановления с 2019 года процесса формирования законодательной базы по вопросам нефинансовой отчетности в России остаются недостаточно разработанными и требуют проведения дальнейших исследований, в том числе в свете вызовов, с которыми сталкивается отечественная экономика с 2020 года и по настоящее время.

В статье представлен анализ проблем развития аудита в широком смысле понимания, включая предоставление услуг по реализации заданий, обеспечивающих уверенность в нефинансовой информации, а также исследование преимуществ применения положений стандартов аудиторской деятельности с точки зрения реализации

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ | № 4 (2023) Бухгалтерский учет, аудит и экономическая статистика

парадигмы устойчивого социально-экономического развития общества, что неразрывно связано с актуальностью задач подтверждения достоверности публичной нефинансовой отчетности организации.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Проведенная работа потребовала применения таких методов научного познания, как группировка и сравнение, анализ и синтез, обобщение и систематизация, индукция и дедукция, логический и структурный анализ теоретического и практического материала. В качестве фактологической базы для проведения исследования использовались нормативные акты Российской Федерации в сфере заверения нефинансовой отчетности, документы Совета по международным стандартам аудита и подтверждения достоверности информации (IAASB), наукометрические базы eLibrary.Ru и Кибер-Ленинка, глобальная сеть «Интернет», труды ученых, посвященные вопросам подтверждения (аудита) нефинансовой информации за период 2014-2023 годов. В работе использованы исследования и аналитические обзоры профессиональных сообществ (Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), Саморегулируемой организации аудиторов Ассоциации «Содружество» (СРО ААС)) [32, 33].

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Нормативно-правовая основа формирования и представления нефинансовой отчетности

Изучение проблем подтверждения нефинансовой отчетности в международном аспекте дает основание полагать, «что согласно директиве Еврокомиссии в отношении раскрытия отчетных данных об устойчивом развитии (Directive 2014/95/EU) государства-члены могут потребовать, чтобы информация была заверена» [21]. В то же время согласно рекомендациям «Комиссии о Директиве по корпоративной отчетности в области устойчивого развития (CSRD) от 21.04.2021 вносятся поправки в существующие требования к нефинансовой отчетности, включая проведение аудита (заверения) сообщаемой информации с перспективой перехода в части подтверждения информации с ограниченным уровнем уверенности к разумному» [21, 30].

В Российской Федерации нормативно-правовая база, как и практика, по вопросам составления и подтверждения нефинансовой информации пребывает в процессе формирования и представлена, в том чис-

ле, следующими базовыми документами: Концепцией развития публичной нефинансовой отчетности, утвержденной постановлением Правительства РФ [2]; Рекомендациями Банка России [13, 14]; Международными стандартами аудита [1, 8, 9], Международными стандартами заданий, обеспечивающих уверенность [6, 7] и Международной концепцией заданий, обеспечивающих уверенность [10]; приказом Минэкономразвития России «Об утверждении методических рекомендаций по подготовке отчетности об устойчивом развитии» [4], приказом Минфина России [5], отдельными стандартами системы качества Росстандарта [15, 16, 17] и другими документами.

Минэкономразвития Российской Федерации еще в 2019 году представлены проекты федерального закона «О публичной нефинансовой отчетности» [12, 32] и постановления Правительства Российской Федерации «Перечень ключевых (базовых) показателей публичной нефинансовой отчетности» [32]. Документы прошли «оценку и согласование федеральными органами исполнительной власти и были направлены в Правительство Российской Федерации» [32]. Однако «в сентябре 2022 года работа над законопроектом о публичной нефинансовой отчетности была приостановлена» по настоящее времени [32].

Особенности терминологии подтверждения нефинансовой отчетности

Положениями Концепции развития публичной нефинансовой отчетности предполагается употребление терминов «заверение» и «подтверждение» в качестве аналогичных. Вместе с тем документ определяет «подтверждение (заверение)» как «систему методов и процессов, позволяющих убедиться в том, что отчетная информация отвечает определенным критериям, в том числе: достоверности, существенности и полноты информации, раскрываемой в рамках публичной нефинансовой отчетности; соответствия нефинансовой отчетности деятельности организации, информация о которой раскрывается в публичных нефинансовых отчетах, требованиям регламентирующих документов» [2].

С точки зрения Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» необходимо особо подчеркнуть, что понятие «аудит» используется исключительно по отношению к финансовой информации как «независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности» [1].

В профессиональной управленческой и экономической терминологии активно используется термин «еерифн-

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ | №Н(2023)

кация». Популярен этот термин и в профессиональном аудиторском сообществе. В то же время понятие «верификация», как и «валидация» нормативно определены, в основном, «национальными стандартами системы менеджмента качества». Например, согласно пункту 3.6.2 ГОСТ Р ИСО 14064-3-2021 «верификация (verification): процесс оценки заявления в отношении исторических данных и информации для определения, является ли это заявление в существенном отношении правильным и соответствует ли оно критериям» [15]. С точки зрения Росстандарта «отличие валидации от верификации заключается в том, что предметом валидации являются данные и информация, касающиеся будущего и обычно основанные на опыте прошлых периодов» [15]. В свою очередь, в Постановлении Правительства от 24.03.2022 № 455 определено, что «предметом верификации является проверка и подтверждение сведений о сокращении (предотвращении) выбросов парниковых газов или об увеличении поглощения парниковых газов в результате реализации климатического проекта, которые содержатся в отчете о реализации климатического проекта» [3].

Объектом «независимого внешнего подтверждения публичной нефинансовой отчетности по инициативе выпускающих ее организаций» может выступать не только публичный нефинансовый отчет (далее -ПНФО), но и его части и(или) процедуры (методы) его подготовки, что наглядно отражено на рисунке 1 [2].

Рисунок 1

Видынезависимоговнешнего подтверждения по инициативе выпускающей нефинансовую отчетность организации

Источник: разработано автором на основе [2, 6].

ЙО

2 m

N

" я

Зм Я

M ~

S а.

я ц

О

Формы проверки публичной нефинансовой отчетности

Независимое внешнее заверение и (или) оценка публичной нефинансовой отчетности «по инициативе выпускающих ее организаций может проводиться как в форме общественного подтверждения (заверения), так и в форме профессионального подтверждения (заверения)» [2].

Концепцией развития публичной нефинансовой отчетности <, также определено, что «общественное подтверждение (заверении публичной нефинансовой отчетности характеризуется разнообразием видов, осущесовлаетоя,

как правило, на основе формализованной методологии и регламентов, которые могут различаться в зависимости от целей, задач, предмета подтверждения (заверения)», при условии открытости методологии и использованных процедур. При этом сама «процедура подтверждения (заверения) может быть организована специализированным органом делового союза, ассоциации, который на регулярной основе проводит общественное подтверждение (заверение) публичных нефинансовых отчетов организаций на предмет полноты и значимости информации об их ответственной деловой практике» [2]. Примером реализации такого подхода может служить деятельность Совета РСПП по предоставлению заключений и отчетов по нефинансовой отчетности [33].

В свою очередь, общественное заверение может быть организовано также посредством установления взаимодействия с представителями основных групп стейк-холдеров путем образования специального «постоянно действующего при организации органа заинтересован-

Междуна и одные стандарты IAASB

Прямое регулирование:

МСЗОУ 3000 "Задания, обеспечивающие уверенность, отличные от аудита и обзорной проверки финансовой информации прошедших периодов" МСЗОУ 3410 "Задания, обеспечивающие уверенность, в отношении отчетности о выбросах парниковых тазов" Косвенное регулирование: МСЗОУ 3400 "Проверка прогнозной

финансовой информации" МСЗОУ 3402 "Заключение аудитора обслуживающей организации, обеспечивающее уверенность, о средствах контроля обслуживающей организации"

Стандарты в области устойчивого

развития

Стандарты Институт AccountAbility (Институт Социальной и Этической отчетности АА1000, основанный на принципе отчетности с тройным итогом (3BL) Джона Элкингтона):

Стандарт заверения отчетов AAL000AS v3 (The ААL000 Assurance Standard v3)

Косвенное регулирование:

MCA 315 "Выявление и оценка рисков существенного искажения посредством изучения организации и ее окружения" МСА 701 "Информирование о ключевых вопросах аудита в аудиторском заключении" МСА 720 "Обязанности аудитора, относящиеся к прочей информации" МСА 600 "Особенности аудита финансовой отчетности группы (включая работу аудиторов компонентов)" МСА 620 "Использование работы эксперта аудитора" и другие

Стандарты системы менеджмента качества

Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии:

ГОСТР ИСО 14064-3-2021 "Газы парниковые. Часть 3. Требования и руководство по валидации и верификации заявлении в

отношении парниковых газов", ИСО 14065-2022 «Общие принципы и требования к органам по валидации и верификации экологической информации». ИСО/МЭК 17029-2022 «Оценка соответствия. Общие принципы и требования к органам по валидации и верификации)»

Рисунок2

Стандарты,регулирующиепроцессподтверждениянефинансовой отчетности экономических субъектов в России

Источник: разработаноавтором наоснове [5,6,7, 8, 9,15,16, 17,21,31,32].

ных сторон» или специально созываемой «группы из числа представителей заинтересованных сторон» [2].

Формирование системы профессионального подтверждения нефинансовой информации аудиторскими организациями (аудита нефинансовой отчетности) происходит параллельно со становлением общественного заверения в соответствии с действующими в стране стандартами.

Стандарты подтверждения (оценки) нефинансовой отчетности

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Осуществленные исследования применяемой в России системы стандартов в части подтверждения и оценки публичной отчетности организаций позволили заключить, что процесс подтверждения достоверности нефинансовой информации регулируется: стандартами «Системы менеджмента качества» ГОСТ Р ИСО 14064-3-2021, ИСО 14065-2022, ИСО/МЭК 17029-2022

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ | № 4 (2023)

[15, 16, 17]; международными стандартами в области устойчивого развития, в частности стандарт заверения отчетов AA1000AS [19, 20, 32]; международными стандартами заданий, обеспечивающих уверенность (далее - МСЗОУ) Совета по международным стандартам аудита и подтверждения достоверности информации (далее - IAASB) Международной федерации бухгалтеров (далее - IFAC), среди которых необходимо выделить как документы прямого действия «Международный стандарт заданий, обеспечивающих уверенность 3000 (пересмотренный) «Задания, обеспечивающие уверенность, отличные от аудита и обзорной проверки финансовой информации прошедших периодов» (далее - МСЗОУ 3000), «Международный стандарт заданий, обеспечивающих уверенность 3410 «Задания, обеспечивающие уверенность, в отношении отчетности о выбросах парниковыхгазов»»(далее - МСЗОУ 3410) [6, 7, 10]; международные стандарты аудито(оалее -МСА) IAASB (в плане определения общих аспектов процессов оказанияаудиторскихуслуг) [1,8,9].

В ои икк время праСдемой остестсяпрактическос отаут-ссаие, осабеннкв отааслевкмкантексткрелсаместов, инструктивного материала, организационно-методических рекомендаций и указаний в области проведения

подтверждения нефинансовой отчетности и контроля таких услуг в отечественной экономике [32].

На текущий момент основную методологическую базу осуществления независимой проверки нефинансовой отчетности в нашей стране можно представить тремя типами стандартов заверения, что наглядно демонстрирует схема на рисунке 2.

Сравнение стандартов подтверждения нефинансовой отчетности и их особенности

В части профессионального заверения основополагающим стандартом, который определяет базовые прин-ципыпадтваржо-ния инепасосоственнай оценки информации об организации и ее деятельности, является МСУСЛПЗООО [6]. ДенныК итондаае п рямкасм е задани-тп,тсторыу обеаеечивают укиреасескь, конри этом не являются «обиореоЫ прооисколфинсисоеоЯ инфор-мааиисуошедших исриодок» клк аудиноаСи^беречень ведов таоиу услуг (задчокК) устанослен Мстфином России пpиккуoлoуЯH.Mе.2M17№Лен[Л]и п^е^^ на рисунке 3.

Выполнение заданий, обеспечивающих разумную уверенность:

в финансовой информации, не относящейся к прошедшим периодам (2.1.1) нефинансовой информации (в том числе в отчетах о выбросах парниковых газов, отчетности о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух, отчетности об устойчивом развитии) (2.1.2) в предмете, отличном от информации (2.1.3)

у

МСЗОУ 3000

Выполнение заданий, обеспечивающих ограниченную уверенность:

в финансовой информации, не относящейся к прошедшим периодам (2.2.6) нефинансовой информации (в том числе в отчетах о выбросах парниковых газов, отчетности о выоросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух, отчетности об устойчивом развитии) (2.2.7) в предмете, отличном от информации (2.2.8)

Рисунок 3

Виды аудиторскихуслуг, в отношениикоторыхприменимМСЗОУ 3000

Источник: разработано автором на основе [5, 6].

Особенностью рассматриваемых видов задания является участие не менее трех сторон, которые по свой сути у являются независимыми: «практикующий специалист, ответственная сторона и предполагаемые пользователи» [6]. При этом следует иметь в виду, что «во многих заданиях по подтверждению ответственная сторона мо- т жетявлятьсятакжелицом,выполняющимколичествен-

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ | № 4 (2023)

ную или качественную оценку, и заказчиком задания» (пункт A37 МСЗОУ 3000) [6]. В связи с чем представляется полезным провести корректную стратификацию пользователей по обоснованным группам стейкхолде-ров. Схема взаимодействия сторон приведена на рисунке 4.

Рисунок 4

Независимые стороны, участвующие в задании, в отношении которых применим МСЗОУ 3000

Источник: разработано автором на основе [6, 10].

Согласно пункту 10 МСЗОУ 3000, документ «предоставляет практикующему специалисту при выражении в письменном заключении своего мнения о степени достоверности любого предмета задания (в том числе нефинансовой информации, содержащейся в публичной отчетности) право выбора принимаемой на себя ответственности в виде разумной либо ограниченной уверенности» [6, 21]. Однако в рамках задания, обеспечивающего уверенность в свете применения МСЗОУ 3000, при выработке соответствующих выводов «уровень уверенности, который практикующий специалист предоставляет заинтересованным пользователям, должен быть значимым» [6, 10, 21]. Стоит обратить внимание на отсутствие количественных мер измерения градации типов уверенности заверяющего субъекта «разумная уверенность», «значимая уверенность», «ограниченная уверенность»[6,10].

МСЗОУ 3410 дает возможность аудиторской организации выбрать тип принимаемой на себя ответственности (разумной либо ограниченной) при выражении надлежащих выводов о степени достоверности отчета о выбросах парниковых газов в соответствующем документе (отчете или заключении) [7]. Следует отметить, что для целей МСЗОУ 3410 отчет о выбросах парниковых газов - это «отчет, в котором указаны составные элементы и количественные параметры выбросов парниковых газов организации за период (иногда называемые «кадастром выбросов») и, если применимо, сравнительная информация и пояснительные примечания, включая ос-

новные принципы количественной оценки и политики составленияотчетности»[7].

Для целей подтверждения нефинансовой информации могут быть использованы положения других международных стандартов заданий, обеспечивающих уверенность (МСЗОУ 3400, МСЗОУ 3402) [21, 32], как и Международных стандартов аудита [1, 8, 9], однако в исключительно определенной их части и определенном контексте. Так, например, общие положения МСА 620 «Использование работы эксперта аудитора» [9] и МСА 600 «Особенности аудита финансовой отчетности группы (включая работу аудиторов компонентов)» [8] могут быть применены при планировании и осуществлении процессов взаимодействия аудиторов, выполняющих задание по подтверждению (оценке) нефинансовой информации с компетентными в вопросах задания экспертами или аудиторами компонентов.

Стандарт заверения отчетов AA1000ASvЗ [30, 31] определяет процесс планирования и реализации заверяющим субъектом заданий по подтверждению качества в части достоверности и полноты раскрытия публичной информации (включая нефинансовую информацию) о деятельности организации. Одной из особенностей документа является то обстоятельство, что заверению подлежит не только как таковая нефинансовая отчетность (например, годовые отчеты, отчеты об устойчивом развитии, комплексные отчеты), но содержание официальных сайтов, сообщения о существенных фактах жизнедеятельности организаций, нормативные раскрытия

ИССЛЕДОВАНИЕПРОБЛЕМ ЭКОНОМИК И И ФИНАНСОВ | № 4 (2023)

и другие обязательные раскрытия. Также приходится констатировать, что «стандарт AA1000ASv3 допускает одновременное представление в одном заявлении о заверении как умеренного, так и высокого уровня уверенности при рассмотрении различных вопросов задания» [21]. При этом каждый вопрос такого задания подлежит отдельному обоснованию и документальному подтверждению в части уровня «предоставляемой по нему уверенности» [21, 31].

Стандарты системы качества Росстандарта (ГОСТ Р ИСО 14064-3-2021, ИСО 14065-2022, ИСО/МЭК 17029-2022) предоставляют специалисту по верификации и (или) валидации при формировании выводов, заключений и мнений в отношении заявлений менеджмента организаций по парниковым газам возможность выбора принимаемой ответственности в виде разумной (при понимании недостижимости абсолютной) или ограниченной (вплоть до минимальной) уверенности [15-17]. Заявление по верификации представляет собой «официальную письменную декларацию для

предполагаемого пользователя, которая обеспечивает доверие к декларации об экологической информации и подтверждает соответствие критериям» [17]. Так, «заявление в отношении парниковых газов» может быть представлено в «отчете по парниковым газам», «плане проекта по парниковым газам» или «отчете по исследованию углеродного следа продукции» [16].

Основные аспекты анализа действующих в Российской Федерации типов стандартов подтверждения нефинансовой информации по основным структурным компонентам приведены на рисунке 5. Согласно проведенному исследованию, существующая практика заверения нефинансовых отчетов предполагает развитие и профессиональной, и общественной форм заверения с предоставлением письменных итоговых документов. С точки зрения нормативного регулирования «профессионального подтверждения (заверения) публичной нефинансовой отчетности» в российской практике основным стандартом подтверждения является международный стандарт МСЗОУ 3000 [2, 6].

Элемент стандарта Стандарты

IAASB Прочие

МСЗОУ 3000 МСЗОУ 3410 АА1000А8 уЗ ИСО (14064-32021.14065 2022. МЭК 17029 2022)

Заверяющий субъект Практикующий специалист (аудиторская организация) Практикующий специалист (аудиторская организация) Специалист по заверению Эксперт по верификации (валидацнн)

Подтверждаемая информация Разнообразная 1Ш формация Отчет о выбросах парниковых газов Публичные отчеты. содержание вебсайта. обязательные заявки Заявление в отношении ктнмашческнх проектов по парниковым газам

Виды предоставляемой уверенности Ограниченная или разумная Ограниченная или разумная Умеренная и (или) высокая Ограниченная или разумная

Масштаб уверенности От значимой до высокой От минимальной до высокой

От значимой до высокой От ограниченной до абсолютной

Контр 0.1 ь качества услуг в отношении сверяющего субъекта Применение МСКК 1 или более с троте стандарты Применение МСКК 1 или более строгие стандарты Определено треоование по реализации механизмы контроля для обеспечения высокого качества Определены общие принципы и требования к органам по валидацнн

Вид документа Заключение, отчет по заданию Заключение, отчет по заданию Заявление о заверении Письменное заключение

Рисунок 5

Структурный анализ стандартов подтверждения нефинансовой отчетности

Источник: разработано автором на основе [6, 7, 15, 16, 17, 21, 30, 31, 32].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Полагаем, в целях повышения достоверности нефинансовой отчетности необходимо провести совершенствование нормативного регулирования процедур ее подтверждения по следующим направлениям:

1. В целях расширения объектной базы публичной нефинансовой информации и аудиторских услуг произвести доработку и принятие закона РФ «О публичной нефинансовой отчетности». Профессиональное заверение отчетности определить за аудиторскими организациями, поскольку их деятельность регулируется

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ | № 4 (2023)

законодательством и подлежит внешнему контролю по международным стандартам IAASB.

2. Нормативно определить регламент взаимодействия субъектов профессионального и общественного заверения нефинансовой отчетности.

3. Нормативно закрепить требования по обязательности профессионального подтверждения достоверности публичной нефинансовой отчетности для публичных общественно значимых организаций. При этом в связи с учетом введенных недружественными странами санкций и других ограничительным мер по отношению к отечественному бизнесу предусмотреть возможность исключения из отчетности нормативно определенных сведений, например по аналогии с нормами пункта

16 Положения по бухгалтерскому учету «Информация о связанных сторонах» (ПБУ 11/2008)» [11].

4. Нормативно установить возможность, регламент и процедуры проведения совместного аудита (проводимого несколькими аудиторскими организациями) всей корпоративной отчетности (финансовой и нефинансовой).

5. Регламентировать порядок использования основным аудитором (аудиторской организацией) результатов проверки (оценки) прочих субъектов заверения всей корпоративной отчетности. В качестве основы для регламентации могут служить инструменты и процедуры, в том числе, определенные МСА 600 «Особенности аудита финансовой отчетности группы (включая работу аудиторов компонентов)» [8], МСА 620 «Использование работы эксперта аудитора» [9].

Список литературы

1. Об аудиторской деятельности : Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-Ф3. Текст : электронный // Кон-сультантПлюс : [правовой сайт]. URL: https://www.TOnsultant.nj/document/cons_doc_LAW_83311/?ysdid=lqdp24 mhu602046855 (дата обращения: 20.08.2023).

2. Концепция развития публичной нефинансовой отчетности и план мероприятий по ее реализации : [утверждены распоряжением Правительства РФ от 05.05.2017 № 876-р]. Текст : электронный // Гарант.Ру : информационно-правовой портал. URL: https://www.garant.nj/products/ipo/prime/doc/71573686/?ysclid=lqdpcwm 1q315984502#1000 (дата обращения: 20.08.2023).

3. Об утверждении Правил верификации результатов реализации климатических проектов : Постановление Правительства РФ от 24.03.2022 № 455. Текст : электронный // Гарант.Ру : информационно-правовой портал. URL: https:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403655546/?ysdid=lqdpj4ae4l307271562 (дата обращения: 26.11.2023).

4. Об утверждении методических рекомендаций по подготовке отчетности об устойчивом развитии : Приказ Минэкономразвития России от 01.11.2023 № 764. Текст : электронный // КонтурНорматив : [сайт]. URL: https://normativ. kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=459720&ysclid=lqdppjj4yf546447313 (дата обращения: 26.11.2023).

5. Об определении видов аудиторских услуг, в том числе перечня сопутствующих аудиту услуг : Приказ Минфина России от 09.03.2017 № 33н. Текст : электронный // КонсультантПлюс : [правовой сайт]. URL: https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216523/?ysclid=lqdpv067w9596217282 (дата обращения: 26.11.2023).

6. Международный стандарт заданий, обеспечивающих уверенность 3000 (пересмотренный) «Задания, обеспечивающие уверенность, отличные от аудита и обзорной проверки финансовой информации прошедших периодов» : [введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 09.01.2019 № 2н]. Текст : электронный // КонсультантПлюс : [правовой сайт]. URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_317768/?ysclid=lqdpwrrnea318850258 (дата обращения: 14.09.2023).

7. Международный стандарт заданий, обеспечивающих уверенность 3410 «Задания, обеспечивающие уверенность, в отношении отчетности о выбросах парниковых газов» : [введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 09.01.2019 № 2н]. Текст : электронный // КонсультантПлюс : [правовой сайт]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_317769/?ysclid=lqduy3bzvh407501602 (дата обращения: 18.09.2023).

8. Международные стандарты аудита 600 «Особенности аудита финансовой отчетности группы (включая работу аудиторов компонентов)» : [введены в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 09.01.2019 № 2н]. Текст : электронный // КонсультантПлюс : [правовой сайт]. URL: https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 207119/?ysclid=lqdpzkaib9871035547 (дата обращения: 17.09.2023).

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ | № 4 (2023)

9. Международные стандарты аудита 620 «Использование работы эксперта аудитора» : [введены в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 09.01.2019 № 2н]. Текст : электронный // КонсультантПлюс : [правовой сайт]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_317412/?ysclid=lqdq28hnko 457773604 (дата обращения: 11.09.2023).

10. Международная концепция заданий, обеспечивающих уверенность. Текст : электронный // КонсультантПлюс : [правовой сайт]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_211200/?ysclid=lqdq4unz6j612248640 (дата обращения: 09.11.2023).

11. Положение по бухгалтерскому учету «Информация о связанных сторонах» (ПБУ 11/2008)» : [утверждено Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.04.2008 № 48н]. Текст : электронный // КонсультантПлюс : [правовой сайт]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_77344/64e2662ee000644c 6ba4019f86314d5c6fdfdf4f/?ysclid=lqdq80yk8l911554604 (дата обращения: 11.09.2023).

12. О публичной нефинансовой отчетности : проект Федерального закона : [подготовлен Минэкономразвития России ; не внесен в ГД ФС РФ ; текст по состоянию на 10.10.2019]. Текст : электронный // КонсультантПлюс : [правовой сайт]. URL: https://www.consultant.ru/law/hotdocs/52072.html?ysclid=lqdqpxyydf340544503 (дата обращения: 09.11.2023).

13. О рекомендациях по раскрытию публичными акционерными обществами нефинансовой информации, связанной с деятельностью таких обществ : информационное письмо Банка России от 12.07.2021 № ИН-06-28/49. Текст : электронный // КонсультантПлюс : [правовой сайт]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_390868/?ysclid=lqdqun2jh847695396 (дата обращения: 09.11.2023).

14. О рекомендациях по реализации принципов ответственного инвестирования : информационное письмо Банка России от 15.07.2020 № ИН-06-28/111. Текст : электронный // КонсультантПлюс : [правовой сайт]. URL: https:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_357591/?ysclid=lqdr19n0tx88702603 (дата обращения: 09.11.2023).

15. ГОСТ Р ИСО 14064-3-2021. Газы парниковые. Часть 3. Требования и руководство по валидации и верификации заявлений в отношении парниковых газов : национальный стандарт Российской Федерации : утвержден Приказом Росстандарта от 30.09.2021 № 1031-ст. Текст : электронный // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов : [сайт]. URL: https://docs.cntd.ru/document/726720621?ysclid=lqdr7kda tj334238936 (дата обращения: 09.11.2023).

16. ГОСТ Р ИСО/МЭК 17029-2022. Оценка соответствия. Общие принципы и требования к органам по валидации и верификации : национальный стандарт Российской Федерации : утвержден Приказом Росстандарта от 19.09.2022 № 953-ст. Текст : электронный // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов : [сайт]. URL: https://docs.cntd.ru/document/1200193363?ysclid=lqdrbc6ul9625015978 (дата обращения: 09.11.2023).

17. ГОСТ Р ИСО 14065-2022. Общие принципы и требования к органам по валидации и верификации экологической информации : национальный стандарт Российской Федерации : утвержден Приказом Росстандарта от 25.10.2022 № 1187-ст. Текст : электронный // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов : [сайт]. URL: https://docs.cntd.ru/document/1200193813?ysclid=lqdrdpfoot697391022 (дата обращения: 09.11.2023).

18. Алексеева К. А. Совершенствование нефинансовой корпоративной отчетности: российский опыт // Economics. 2017. № 10. С. 39-43.

19. Арсенова Е. В., Нефедова К. А., Неретина А. Д. Содержание понятия «Нефинансовая отчетность» в современной управленческой науке // Вестник ГУУ. 2014. № 1. С. 178-182.

20. Богатая И. Н., Евстафьева Е. М. Исследование практики подтверждения (заверения) нефинансовой отчетности // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2022. № 8-2. С. 171-176. https://doi.org/10.17513/vaael.2362

21. Булыга Р. П., Сафонова И. В. Аудит бизнеса: обзор действующих стандартов в фокусе ESG-регулирования // Аудитор. 2022. Т. 8, № 7. С. 23-31. https://doi.org/10.12737/1998-0701-2022-8-7-23-31

22. Ендовицкий Д. А., Сухарева А. А. Стандартизация заверения и подтверждения ESG-отчетности в Российской Федерации // Современная экономика: проблемы и решения. 2022. № 11(155). С. 91-102. https://doi.org/10.17308/meps/2078-9017/2022/ll/91-102

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ | № 4 (2023)

23. Каспина Р. Г., Самойлова Н. О. Аудит нефинансовой информации // Учет. Анализ. Аудит. 2020. Т. 7, № 4. С. 71-80. https://doi.org/10.26794/2408-9303-2020-7-4-71-80

24. Кожаринов А. В., Неретина А. Д., Елесина М. В., Мурар В. И. Перспективы развития нефинансовой отчетности в России // Вестник евразийской науки. 2014. № 5 (24).

25. Корзоватых Ж. М. Развитие системы нефинансовой отчетности как инструмента повышения эффективности бизнеса // Вестник ГУУ. 2023. № 6. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2023-6-115-122

26. Левин В. С. О необходимости раскрытия нефинансовой информации в условиях устойчивого развития и оценки ESG-рисков // Финансы. 2022. № 3. С. 39-48.

27. Малиновская Н. В. Организация процесса перехода к интегрированной отчетности // Международный бухгалтерский учет. 2022. № 3. С. 300-313. https://doi.org/10.24891/ia.25.3.300

28. Пятов М. Л., Соловей Т. Н., Сорокина А. С., Гусниева А. А. Нефинансовая отчетность в экономике: опыт XIX - начала XXI в. // Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика. 2018. № 3. https://doi.org/10.21638/spbu05.2018.306

29. Суйц В. П., Хорин А. Н., Шеремет А. Д. Комплексный анализ и аудит интегрированной отчетности по устойчивому развитию компаний. Москва : ИНФРА-М, 2020. 184 с. https://doi.org/10.12737/1072676

30. Предложение по Директиве по корпоративной отчетности в области устойчивого развития (CSRD) : предложения от 21.04.2021. Текст : электронный // European Commission : [официальный сайт]. URL: https://ec.europa.eu/ info/business-economy-euro/company-reporting-and-auditing/company-reporting/corporate-sustainability-reporting_ en#review (дата обращения: 11.09.2023).

31. AA1000 Assurance Standard v3 : международный стандарт, требования для проведения высококачественных проверок устойчивости при применении Принципов подотчетности AA1000 (AA1000AP, 2018). Текст : электронный. URL: https://www.accountability.org/ (дата обращения: 05.06.2022).

32. О совершенствовании концептуальных основ осуществления аудиторской деятельности во исполнение Плана мероприятий по реализации Концепции развития аудиторской деятельности в Российской Федерации до 2024 года : доклад для общественных консультаций. Текст: электронный // Саморегулируемая организация аудиторов Ассоциации «Содружество» (СРО ААС) : [сайт]. URL: https://sroaas.ru/pc/actions/ok-koncept-osnov/ (дата обращения: 08.09.2023).

33. Регламент общественного заверения корпоративных нефинансовых отчетов : утвержден 30 июня 2022 г. Текст : электронный // Российский союз промышленников и предпринимателей : [сайт]. URL: https://rspp.ru/simplepage/ reglament-obshchestvennogo-zavereniya-korporativnykh-nefinansovykh-otchetov/ (дата обращения: 26.11.2023).

References

1. On Auditing Activities : Federal Law, dated December 30, 2008 № 307-FZ. Text : electronic // ConsultantPlus : [site]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_83311/?ysclid=lqdp24mhu602046855 (date of access: 08.20.2023).

2. The concept for the development of public non-financial reporting and the action plan for its implementation : [approved by Order of the Government of the Russian Federation dated May 5, 2017 № 876-r]. Text : electronic // Guarantor. Ru : [information and legal portal]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71573686/?ysclid=lqdpcwm 1q315984502#1000 (date of access: 08.20.2023).

3. On approval of the Rules for verifying the results of climate projects : Decree of the Government of the Russian Federation dated March 24, 2022 № 455. Text : electronic // Guarantor. Ru : [information and legal portal]. URL: https://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/403655546/?ysclid=lqdpj4ae4l307271562 (date of access: 11.26.2023).

4. On approval of methodological recommendations for preparing the country's economy for sustainable development : Order of the Ministry of Economic Development of Russia dated November 1, 2023 № 764. Text : electronic // KonturNormativ : [site]. URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=459720&ysclid=lqdppjj4 yf546447313 (date of access: 11.26.2023).

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ | № 4 (2023)

5. On determining the types of audit services, including the list of audit-related services : Order of the Ministry of Finance of Russia dated 03/09/2017 № 33n. Text : electronic // ConsultantPlus : [site]. URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_216523/?ysclid=lqdpv067w9596217282 (date of access: 08.16.2023).

6. International standard of assurance engagements 3000 (revised) «Assurance engagements other than audits and reviews of historical financial information» : [put into effect on the territory of the Russian Federation by Order of the Ministry of Finance of Russia dated 01/09/2019 № 2n]. Text : electronic // ConsultantPlus : [site]. URL: https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_317768/?ysclid=lqdpwrrnea318850258 (date of access: 09.14.2023).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. International Standard for Assurance Engagements 3410 «Assurance Engagements for Reporting Greenhouse Gas Emissions» : [put into effect on the territory of the Russian Federation by Order of the Ministry of Finance of Russia dated January 09, 2019 № 2n]. Text : electronic // ConsultantPlus : [site]. URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_317769/?ysclid=lqduy3bzvh407501602 (date of access: 09.18.2023).

8. International Auditing Standards 600 «Features of an audit of a group's financial statements (including the work of component auditors)» : [were put into effect on the territory of the Russian Federation by Order of the Ministry of Finance of Russia dated January 09, 2019 № 2n]. Text : electronic // ConsultantPlus : [site]. https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_207119/?ysclid=lqdpzkaib9871035547 (date of access: 09.17.2023).

9. International Auditing Standards 620 «Use of the work of an auditor's expert» : [were put into effect on the territory of the Russian Federation by Order of the Ministry of Finance of Russia dated January 09, 2019 № 2n]. Text : electronic // ConsultantPlus : [site]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_317412/?ysc?ysclid=llid=l?ysclid=l qdq28hnko457773604qdq28hnko457773604 (date of access: 09.11.2023).

10. International concept of assurance assignments. Text : electronic // ConsultantPlus : [site]. URL: https://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_211200/?ysclid=lqdq4unz6j612248640 (date of access: 09.11.2023).

11. Accounting Regulations «Information on Related Parties» (PBU 11/2008) : [approved by Order of the Ministry of Finance of Russia dated April 29, 2008 № 48n]. Text : electronic // ConsultantPlus : [site]. URL: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_77344/64e2662ee000644c6ba4019f86314d5c6fdfdf4f/?ysclid=lqdq80yk8l911554604 (access date: 09.11.2023).

12. On Public Non-Financial Reporting : Draft Federal Law : [prepared by the Ministry of Economic Development of Russia ; not included in the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation ; text as of 10.10.2019). Text : electronic // ConsultantPlus : [site]. URL: https://www.consultant.ru/law/hotdocs/52072.html?ysclid=lqdqpxyydf340544503 (date of access: 09.11.2023).

13. On recommendations for the disclosure by public joint-stock companies of non-financial information related to the activities of such companies : Information letter of the Bank of Russia dated July 12, 2021 № IN-06-28/49. Text : electronic // ConsultantPlus : [site]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_390868/?ysclid=lqdqu n2jh847695396 (date of access: 09.11.2023).

14. On recommendations for implementing the principles of responsible investment : Information letter of the Bank of Russia dated July 15, 2020 № IN-06-28/111. Text : electronic // ConsultantPlus : [site]. URL: https://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_357591/?ysclid=lqdr19n0tx88702603 (date of access: 09.11.2023).

15. GOST R ISO 14064-3-2021. Greenhouse gases. Part 3. Requirements and guidelines for validation and verification of statements regarding greenhouse gases : National standard of the Russian Federation : approved by Order of Rosstandart dated September 30, 2021 № 1031-st. Text : electronic // Electronic fund of legal and regulatory documents : [site]. URL: https://docs.cntd.ru/document/726720621?ysclid=lqdr7kdatj334238936 (date of access: 11.09.2023).

16. GOST R ISO/IEC 17029-2022. Conformity assessment. General principles and requirements for validation and verification bodies : National standard of the Russian Federation : approved by Order of Rosstandart dated September 19, 2022 № 953-st. Text : electronic // Electronic fund of legal and regulatory documents : [site]. URL: https://docs.cntd. ru/document/1200193363?ysclid=lqdrbc6ul9625015978 (date of access: 09.11.2023).

17. GOST R ISO 14065-2022. National standard of the Russian Federation. General principles and requirements for bodies for validation and verification of environmental information : National standard of the Russian Federation : approved by Order of Rosstandart dated October 25, 2022 № 1187-st. Text : electronic // Electronic fund of legal and regulatory

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ | № 4 (2023)

documents : [site]. URL: https://docs.cntd.ru/document/1200193813?ysclid=lqdrdpfoot697391022 (date of access: 09.11.2023).

18. Alekseeva K. A. Improving non-financial corporate reporting: Russian experience // Economics. 2017. № 10. P. 39-43.

19. Arsenova E. V., Nefedova K. A., Neretina A. D. The content of the concept of «Non-financial reporting» in modern management science // Vestnik GUU. 2014. № 1. P. 178-182.

20. Bogataya I. N., Evstafieva E. M. Study of the practice of confirmation (assurance) of non-financial reporting // Bulletin of the Altai Academy of Economics and Law. 2022. № 8-2. P. 171-176. https://doi.org/10.17513/vaael.2362

21. Bulyga R. P., Safonova I. V. Audit of Business: Overview of Current Standards in the Focus of ESG- Regulation// Auditor. 2021. Vol. 8, № 7. P. 23-31. https://doi.org/10.12737/1998-0701-2022-8-7-23-31

22. Endovitsky D. A., Sukhareva A. A. Standardization of assurance and confirmation of ESG reporting in the Russian Federation // Modern economics: problems and solutions. 2022. № 11 (155). P. 91-102. https://doi.org/10.17308/meps/2078-9017/2022/ll/91-102

23. Kaspina R. G., Samoilova N. O. Audit of non-financial information // Accounting. Analysis. Audit. 2020. Vol. 7, № 4. P. 71-80. https://doi.org/10.26794/2408-9303-2020-7-4-71-80

24. Kozharinov A. V. [et al.] Prospects for the development of non-financial reporting in Russia. Text : electronic // Bulletin of Eurasian Science. 2014. № 5 (24).

25. Korzovatykh Zh. M. Development of the non-financial reporting system as a tool for increasing business efficiency // Bulletin of the State University of Management. 2023. № 6. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2023-6-115-122

26. Levin V. S. On the need to disclose non-financial information in the context of sustainable development and assess ESG risks // Finance. 2022. № 3. P. 39-48.

27. Malinovskaya N. V. Organization of the transition to integrated reporting // International accounting. 2022. № 3. P. 300313. https://doi.org/10.24891/ia.25.3.300

28. Pyatov M. L., Solovey T. N., Sorokina A. S., Gusnieva A. A. Non-financial reporting in economics: experience of the 19th - early 21st centuries // Bulletin of St. Petersburg University. Economy. 2018. № 3. https://doi.org/10.21638/spbu05.2018.306

29. Suits V. P., Khorin A. N., Sheremet A. D. Comprehensive analysis and audit of integrated reporting on sustainable development of companies. Moscow : INFRA-M, 2020. 184 p. https://doi.org/10.12737/1072676

30. Proposal for a Corporate Sustainability Reporting Directive (CSRD). Text : electronic // European Commission : [official site]. URL: https://ec.europa.eu/info/business-economy-euro/company-reporting-and-auditing/company-reporting/ corporate-sustainability-reporting_en#review (date of access: 09.11.2023).

31. AA1000 Assurance Standard v3 is an international standard, requirements for conducting high-quality assurance audits when applying the AA1000 Accountability Principles (AA1000AP, 2018). Text: electronic. URL: https://www. accountability.org/ (date of access: 06.05.2022).

32. On improving the conceptual framework for carrying out auditing activities in pursuance of the Action Plan for the implementation of the Concept for the development of auditing activities in the Russian Federation until 2024 : Report for public consultations. Text : electronic // The self-regulating organization of auditors of the Association «Commonwealth» (SRO AAS) : [site]. URL: https://sroaas.ru/pc/actions/ok-koncept-osnov/ (date of access: 09.08.2023).

33. Regulations for public certification of corporate non-financial reports : approved on June 30, 2022. Text : electronic // Russian Union of Industrialists and Entrepreneurs : [site]. URL: https://rspp.ru/simplepage/reglament-obshchestvennogo-zavereniya-korporativnykh-nefinansovykh-otchetov/ (date of access: 09.11.2023).

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ | № 4 (2023)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.