Научная статья на тему 'Аудит инвентаризационных материалов в предприятии розничной торговли'

Аудит инвентаризационных материалов в предприятии розничной торговли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
135
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Воропаева О. Д.

Излагаются основные этапы проведения аудита в розничном торговом предприятии с рассмотрением моментомсвойственных каждому этапу, на которые следует обратить внимание в силу отраслевой специфики деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Аудит инвентаризационных материалов в предприятии розничной торговли»

2. МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Центра начального обучения МСФО. -Режим доступа: http://allmsfo.ru

3. Пятов М.Л. Принципы начисления и непрерывности в МСФО / М.Л. Пя-тов, И.А. Смирнова [Электронный ресурс] // Бухгалтерский учет, налогообложение, отчетность, 1С Бухгалтерия. Официальный сайт Института проблем и предпринимательства. - Режим доступа: http://www.ippnou.ru.

3. Степанов К.А. Допущение непрерывности деятельности организации как один из основополагающих принципов бухгалтерского учета и подготовки финансовой отчетности / К.А. Степанов // В сб.: Социально-экономические проблемы становления и развития рыночной экономики. Материалы докладов итоговой научно-практической конференции. - Казань: Издательство КГФЭИ, 2005. - С. 274-276.

4. Степанов К.А. Бухгалтерская отчетность в контексте существования принципа действующего предприятия / К.А. Степанов // В сб.: Социально -экономические проблемы становления и развития рыночной экономики. Материалы докладов итоговой научно-практической конференции. - Казань: Издательство КГФЭИ, 2008. - С. 313-316.

5. ФПСАД 11 «Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица», утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2003 г. № 405 [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства финансов России. - Режим доступа: www.minfin.ru.

АУДИТ ИНВЕНТАРИЗАЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ В ПРЕДПРИЯТИИ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ

© Воропаева О.Д.*

Юго-Западный государственный университет, г. Курск

Излагаются основные этапы проведения аудита в розничном торговом предприятии с рассмотрением моментомсвойственных каждому этапу, на которые следует обратить внимание в силу отраслевой специфики деятельности.

В самой природе бухгалтерского учета как системы формирования информации для целей ее пользователей заложена возможность отражения ошибочных сведений о фактах хозяйственной деятельности организации. В целях обеспечения достоверности таких фактов периодически должна проводится проверка соответствия учетных данных фактическому наличию имущества и обязательств организации, т.е. инвентаризация. Таким обра-

* Доцент кафедры «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», кандидат экономических наук.

зом, инвентаризация, как элемент метода бухгалтерского учета выступает в качестве необходимого дополнения и инструмента контроля к документации хозяйственных операций [2].

Проведениеинвентаризации обусловлено тем, что:

- не все хозяйственные операции торгового предприятия, могут быть оформлены документами в момент их совершения, в частности порчу, естественную убыль, недостачу товаров оформляют документами только в ходе инвентаризации;

- в процессе хозяйственной деятельности учетные документы (документальные) данные могут не совпадать с фактическими остатками товаров из-за утраты документов, арифметических ошибок;

- с помощью инвентаризации определяют фактическое наличие ценностей у материально ответственных лиц, сопоставление этих данных с учетными позволяет выявлять отклонения в виде недостачи или излишка и таким образом контролировать сохранность и правильное использование товарно-материальных ценностей [3].

Рассмотрим основные этапыпроведения аудита инвентаризационных материалов и некоторые свойственные им моменты в силу отраслевой специфики деятельности розничного торгового предприятия.

Поверка учетной политики розничного торгового предприятия.

Инвентаризация имущества и обязательств торговых предприятий является не только хозяйственным мероприятием, но и элементом учетной политики. Согласно п. 3 ст. 6 Закона о бухгалтерском учете порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств должен быть утвержден при формировании учетной политики.

Необходимо обратить особое внимание на это положение, так как во многих организациях (особенно в сфере малого бизнеса) инвентаризация либо вообще не проводится, либо проводится с нарушением установленных правил, когда формально заполняются инвентаризационные описи и составляются акты по данным регистров бухгалтерского учета (без проведения натуральной (вещественной) проверки).

Следует обратить внимание на то, что если бухгалтерская отчетность торговой организации в соответствии с законодательством должна в обязательном порядке подтверждаться независимой аудиторской организацией, то отсутствие документов о проведении инвентаризации имущества и обязательств перед годовой бухгалтерской отчетностью может служить основанием для отказа в выдаче Положительного аудиторского заключения о представленной к аудиторской проверке бухгалтерской отчетности даже при отсутствии серьезных нарушений законодательства, регулирующего бухгалтерский учет и отчетность в РФ.

Проверка утвержденного графика, форм и методов проведения инвентаризации.

Аудитор должен проверить наличие утвержденного руководителем графика проведения инвентаризаций, отражающего количество инвентаризаций в отчетном году, время их проведения.Отдельному рассмотрению должна быть подвергнута эффективность проведения внеплановых и выборочных инвентаризаций.

Проверка порядка проведения инвентаризации.

В ходе аудита проверяется соответствие фактического порядка проведения инвентаризации и оформление ее результатов в розничном торговом предприятии порядку, установленному Методическими указаниями по проведению инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13.06.1995 г. № 49 [1].

Поверке подлежит и формирование инвентаризационной комиссии. Ее состав должен быть утвержден приказом руководителя и обязательно предусматривать участие материально-ответственных лиц при проведении инвентаризации.

Следует убедиться в наличии приказов (постановлений, распоряжений) руководителя торгового предприятия о проведении инвентаризации формы № ИНВ-22, в котором должны быть оговорены время и сроки ее осуществления, перечень ценностей, подлежащих инвентаризации, состав инвентаризационной комиссии. Затем проверяют регистрацию данных приказов в журнале учета контроля за выполнением приказов (постановлений, распоряжений) о проведении инвентаризации формы № ИНВ-23. При этом обращают внимание на наличие в данном журнале: даты и номера приказа, наименования предприятия, фамилии, имени, отчества материально-ответственных лиц, состава инвентаризационной комиссии, наименования инвентаризируемых ценностей, расписки в получении приказа, проставлении предварительных результатов инвентаризации (даты и суммы), окончательных результатов (даты и суммы), даты утверждения результатов инвентаризации, даты принятия мер по недостаче.

Проверка оформления первичных документов, составляемых в ходе инвентаризации.

Данные о фактических остатках товаров и тары должны быть отражены в инвентаризационной описи формы № ИНВ-3 «Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей». Опись должна быть составлена не менее чем в двух экземплярах. Один ее экземпляр обязательно должен быть заполнен непосредственно материально ответственным лицом. В ней не должно быть помарок и неоговоренных исправлений. Ошибки, допущенные в описях, должны быть исправлены в установленном порядке, исправления должны быть письменно подтверждены всеми членами инвентаризационной комиссии. В начале описи (на титульном листе) материально ответственное лицо (МОЛ) ставит расписку, так же должны быть указаны остатки

товаров и тары на момент проведения инвентаризации по данным отчета, номер и дата приказа, дата и время начала и окончания инвентаризации. Данные о товарах и таре подлежат внесению в опись только после их фактической тщательной проверки на основе обязательного пересчета, взвешивания, перемеривания и т.д.

Дополнительно отдельными описями должны быть оформлены выявленные при инвентаризации неходовые и залежалые товары.

Проверка бухгалтерской обработки инвентаризационных материалов.

Аудитор должен проверить выявление в бухгалтерии окончательного результата инвентаризации, который производится путем сопоставления фактических остатков товаров и тары по инвентаризационным описям с данными учетных регистров по соответствующим счетам.Окончательные результаты инвентаризации товаров должны быть оформлены сличительной ведомостью результатов инвентаризации.

Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием товарно-материальных ценностей и данными бухгалтерского учета должны быть отражены на счетах бухгалтерского учета в установленном порядке, так в частности далее производят проверку отражениев бухгалтерском учете недостачи по дебету счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

Размер причиненного работниками ущерба должен быть определен по данным бухгалтерского учета на основе балансовой стоимости или себестоимости недостающих ценностей. При хищении, недостаче, умышленной порче (уничтожении) размер причиненного ущерба определяют исходя из рыночных цен.

Стоимость излишков товарно-материальных ценностей, выявленных при инвентаризации, должна быть включена в состав внереализационных доходов с учетом оценки по рыночным ценам в соответствии с требованиями п.20 ст.250 НК РФ. Недостачи и потери запасов при хранении и пределах норм естественной убыли включены в состав материальных расходов (п. 2 п. 7 ст. 254 НК РФ). Суммы, которые организация взыскивает с виновного работника в качестве возмещения ущерба, должны быть включены в состав внереализационных доходов на основании п.3 ст.250 НК РФ.

Проверка принятия мер по результатам инвентаризации.

Результаты инвентаризации должны быть утверждены руководителем розничного торгового предприятия.

По распоряжению руководителя выявленная недостача товаров и тары сверх норм естественной убыли в размере, не превышающем среднего месячного заработка работника, взыскивается путем удержания ее из заработной платы работника. Ущерб, превышающий средний месячный заработок работника, взыскивается путем подачи иска в суд, если работник отказался погасить его добровольно.

В случае выявления пересортицы товаров одного вида, при которой в количественном выражении избыток товаров одного вида оказывается таким же, как и недостача другого и при оценке принятия решения руководителем розничного торгового предприятия о возможности зачета такой пересортицы, аудитор должен исходить из п. 5.3 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13.06.1995г №49 итого, что бухгалтерское законодательство позволяет провести взаимозачет по товарам, между которыми возникла пересортица только при соблюдении следующих усло-вий:у товаров, между которыми проводится зачет, одинаковое наименование и количество;недостача одних товаров и излишек других возникли в том периоде, за который проводилась инвентаризация;недостача и излишек товаров возникли в тот момент, когда ответственным лицом был один и тот же сотрудник.

Напомним, что пересортица - это возникновение излишков одного сорта и недостачи другого сорта товаров одного и того же наименования и именно только при проведении инвентаризаций и выявляется пересортица.

В составе инвентаризационных документов должны быть в наличии подробные объяснения материально-ответственных лиц о допущенной пересортице.

Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств установлен также порядок регулирования возникающих в связи спересортицей разниц, так, согласно п. 5.3 может быть допущен взаимный зачет излишков и недостач, образовавшихся в результате пересортицы. Взаимный зачет излишков и недостач имущества в результате пересортицы разрешено проводить в случаях, если при инвентаризации выявлены расхождения фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета.

В целях зачета недостачи материальных ценностей излишками по пересортице под пересортицей понимается несоответствие учетных и фактических данных по количеству в отношении номенклатуры материальных ценностей одного наименования с разными отличительными признаками (сорт, вид).

Для целей бухгалтерского учета согласно п. 5.3. Методических указаний по проведению инвентаризации взаимный зачет излишков и недостач в результате пересортицы может быть допущен по решению руководителя только в виде исключения за один и тот же проверяемый период, у одного и того же проверяемого лица, в отношении товарно-материальных ценностей одного и того же наименования и в тождественных количествах. О допущенной пересортице материально-ответственные лица представляют подробные объяснения инвентаризационной комиссии.

Зачет недостач излишками возможно отразить только в бухгалтерском учете. Зачет по пересортице отражается в бухгалтерском учете путем кор-

ректировки данных аналитического учета по соответствующему счету, например счету 41 «Товары».

Если сумма недостачи превышает сумму излишков - например, когда стоимость фактически отпущенных по ошибке товаров оказывается выше, чем стоимость товаров, которые следовало отпустить, но которая в результате ошибки оказалась в излишке - разница взыскивается с виновного лица.

Далее аудитор должен проверить отражение недостач и излишков налоговом учете. При этом он должен исходить из того, что в налоговом учете понятия пересортицы нет.Налоговый кодекс РФ вообще не предусматривает зачета недостач излишками по пересортице. В налоговом учете излишки и недостача должны быть учтены обособленно. Следовательно, в целях исчисления налога на прибыль излишки и недостачи подлежат учету раздельно.

Список литературы:

1. Методические указания по проведению инвентаризации имущества и финансовых обязательств. (утверждены Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13.06.1995г. № 49).

2. Нечитайло А.И. Теория бухгалтерского учета. - М.: Проспект, КНО-РУС, 2010. - 272 с.

3. Мирульд Е.Д. Бухгалтерский учет товарных операций в розничной торговле. - М.: Эксмо, 2007. - 228 с.

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К УЧЕТУ РАСХОДОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СУБЪЕКТОВ

© Кореняко Е.А.*

Липецкий государственный технический университет, г. Липецк

Статья посвящена рассмотрению расходов с точки зрения системного подхода. Раскрыта сущность и содержание системы учета расходов, выделены ее основные характеристики. Предлагается рассматривать систему учета расходов применительно к финансовому, налоговому и управленческому учету.

Категорию расходов целесообразно рассматривать с точки зрения системного подхода, изучая систему учета расходов. Определение системы учета расходов не нашло своего отражения в работах российских и зарубежных авторов, что позволяет самостоятельно сформулировать сущность данной системы, последовательно используя имеющиеся трактовки таких категорий, как система, учетная система, расходы.

* Доцент кафедры Бухгалтерского учета и финансов, кандидат экономических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.