3 К О Н О М И
4 Е С К И Е
НАУКИ
М.Ю. Нестерова
АУДИТ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ В КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ
В статье рассматриваются вопросы проведения аудита эффективности для определения степени использования средств бюджета в Курганской области. Проанализированы результаты проверок, проведенных органами финансового контроля, а также определены основные причин выявленных нарушений.
Ключевые слова: Аудит эффективности, государственные средства, критерии оценки эффективности, нормативно-правовая база, проверка, регион.
Проблема аудита эффективности использования государственных средств занимает одно из центральных мест из совокупности проблем, стоящих перед государством. Она волнует экономическую науку и хозяйственную практику на протяжении многих лет. Особенно актуальной эта проблема становится на современном этапе развития экономики в связи с ростом дефицита финансовых ресурсов, ужесточением конкуренции, глобализации бизнеса и увеличением экономических рисков.
Данные закономерности приводят к тому, что в государстве начинают происходить глобальные изменения в системе финансового контроля. Другими словами, помимо установления законности использования бюджетных средств, появляются новые задачи, обуславливающие необходимость проведения аудита эффективности - как инструмента, способного повлиять на повышение эффективности использования бюджетных средств.
Аудит эффективности представляет собой вид внешнего государственного аудита и применяется в целях определения эффективности использования федеральных и иных ресурсов, полученных объектами аудита для достижения запланированных целей, решения поставленных задач социально-экономического развития Российской Федерации и осуществления возложенных на Счетную палату функций. [1]
© М.Ю. Нестерова, 2022.
Научный руководитель: Павлова Лариса Леонидовна - кандидат экономических наук, доцент, Тюменский индустриальный университет, Россия.
Предметом аудита эффективности является деятельность органов государственной власти по использованию бюджетных средств, выделенных на выполнения определенных целей и задач.
Объекты аудита эффективности - это органы государственной власти и субъекты Российской Федерации, федеральные и региональные органы, бюджетные учреждения, государственные унитарные и казенные предприятия и учреждения, а также социальные группы граждан, на жизнеобеспечение которых оказывают влияние результаты эффективного использования бюджетных средств.
Цель аудита эффективности заключается в оценке использования государственных средств, направленных на: выполнение государственных функций; реализацию целей социально-экономической политики государства или отдельного региона; выполнение министерствами, ведомствами или бюджетными учреждениями возложенных на них функций и решение ими поставленных задач; отдельные виды деятельности, осуществляемые несколькими бюджетными учреждениями.
Основными задачами аудита эффективности являются: определение или оценка эффективности использования федеральных и иных ресурсов; повышение эффективности использования федеральных и иных ресурсов на основе подготовленных по результатам аудита эффективности рекомендаций и их внедрения в деятельность объектов аудита; информирование пользователей информации о результатах аудита эффективности о том, насколько результаты использования федеральных и иных ресурсов обеспечивают удовлетворение общественных потребностей, а также в какой степени достигаются цели и решаются задачи социально-экономического развития Российской Федерации. [1]
Эффективность использования государственных средств характеризуется соотношением между результатами использования средств бюджета и затратами на их достижение. Данное соотношение включает определение экономичности, продуктивности и результативности использования бюджетных средств. Экономичность отражает наилучшее соотношение между ресурсами и результатами их использования, продуктивность характеризует рациональность использования ресурсов, а результативность показывает степень достижения намеченных целей или решения поставленных задач. На основании этих трех показателей определяются критерии оценки эффективности.
Критерии оценки эффективности разрабатываются для каждой установленной цели аудита эффективности и применительно к конкретной проверяемой сфере использования государственных средств или аспектам организации и результатам деятельности объекта аудита эффективности. [4]
Аудит эффективности определяет результативность использования бюджетных средств, а также выявляет и оценивает социально-экономический эффект. На основе этих показателей делаются обоснования и выводы об уровне эффективности использования средств бюджета. Если средства израсходованы на оказание необходимых услуг в полном объеме, то результатом бюджетных расходов будет наличие данных услуг в установленном количестве и требуемого качества. При определении социально-экономического эффекта использования государственных средств идентифицируются и анализируются факторы, которые оказали на него влияние, а также оценивается степень их воздействия.
Для оценки эффективности использования средств бюджета в Курганской области были рассмотрены результаты проверок, проведенных органами финансового контроля. Определение закономерностей в изменении суммы, выявленных нарушений, а также установление их главных причин позволяет дать оценку эффективности использования финансовых ресурсов в регионе.
Для того чтобы определить, в каком объеме реализуются бюджетные средства, предложено взять статистические данные за три года - 2019, 2020 и 2021 года. Полученные сведения позволят оценить динамику изменения показателей, а также выявить особенности использования бюджетных средств.
По результатам анализа были определены основные виды нарушений, суммы которых имели превышения за весь рассматриваемый период. К ним относятся: нарушения ведения бухгалтерского учета, нарушения при формировании и исполнении бюджетов, а также нарушения при осуществлении государственных закупок. Это вызвано не только невнимательной работой сотрудников, но и неверной интерпретацией нормативно правовых актов или незнанием последних изменений законодательства.
Резкое снижение суммы выявленных нарушений в 2020 году вызвано сокращением числа проведенных проверок. В связи с введением моратория в период пандемии количество проверок уменьшилось на 38%, а часть из них проводилась дистанционно.
В 2021 году число проверок, не смотря на ослабления ограничительных мер, уменьшилось почти в четыре раза по сравнению с 2019 годом. Это произошло благодаря вступившему в силу с 1 июля 2021 года закону о государственном контроле. Он устанавливает риск-ориентированныый подход, который применяется при проведении контрольно-надзорных мероприятий.
Если рассматривать суммы, выявленных нарушений в разрезе нормативно правовой базы, то можно отметить, что в чаще всего не соблюдаются требования Бюджетного кодекса РФ. [5] В первую очередь это связано с отсутствием экономности в реализации бюджетных фондов и не рациональным использованием выделяемых средств.
Необходимо отметить, что по итогам проведенных проверок объекты контроля получают предписания или представления с указанием мероприятий, которые необходимо выполнить, чтобы устранить выявленные нарушения. Выполнение данных мероприятий также контролируется контрольно-надзорными органами. В ходе анализа было определено, что в Курганской области ежегодно 20% предписаний и представлений не выполняются, также примерно 3% - выполняются не полностью. Нарушения, которые не устраняются в установленный срок, зафиксированы только в 2019 году. В 2020 и 2021 годах такого не наблюдалось. Однако нужно обратить внимание, что общее количество всех представлений и предписаний резко снизилось в 2020 году. Причиной этому послужило введение моратория на проведение проверок органами финансового контроля в период пандемии.
Таким образом, при проведении аудита эффективности государственных средств следует руководствоваться тем, что каждая проверка региональных бюджетов должна давать конкретные результаты, которые могли бы способствовать: повышению ответственности, результативности и прозрачности в работе получателей бюджетных средств, а также решению наиболее важных вопросов, которые соответствуют интересам общества.
Аудит эффективности всегда должен быть направлен на то, чтобы по его результатам можно было сделать выводы и предложить конкретные рекомендации по повышению эффективности использования средств местного бюджета и муниципальной собственности проверяемыми органами и организациями. [3]
Библиографический список:
1. Стандарт внешнего государственного аудита (контроля) СГА 104 «Аудит эффективности» (утв. постановлением Коллегии Счетной палаты РФ от 30 ноября 2016 г. № 4ПК) [Электронный ресурс] - режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/.
2. Аудит эффективности использования бюджетных средств // «Главбух» - Журнал для бухгалтеров №1: https://www.glavbukh.ru/. - 2014. - URL: https://www.glavbukh.ru/art/21462-audit-effektivnosti-ispolzovaniya-byudjetnyh-sredstv (дата обращения 23.01.2022).
3. Стандарт внешнего муниципального финансового контроля «Проведение аудита эффективности использования средств местного бюджета» [Электронный ресурс] - режим доступа: URL: https://stupinoadm.ru/organy-vlasti/kontrolno-schetnaya-palata/normativnye-dokumenty/.
4. Саунин А.Н. Аудит эффективности: выбор критериев для оценки эффективности использования государственных (муниципальных) средств / Саунин А.Н. // Наука и методология - 2011. - С. 9.
5. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 29.11.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) [Электронный ресурс] - режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/.
НЕСТЕРОВА МАРГАРИТА ЮРЬЕВНА - магистрант, Тюменский индустриальный университет, Россия.