Научная статья на тему 'АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ ПОДКАСТЫ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ'

АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ ПОДКАСТЫ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
14
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
аудиовизуальные подкасты / средний этап / аудитивная компетенция / аутентичный материал / мотивация учащихся

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Халимбекова М.К., Батыргишиева И.Б.

В статье рассматриваются аудиовизуальные подкасты как средство обучения иностранному языку учащихся среднего школьного возраста. Автором раскрывается классификация аудиовизуальных подкастов и преимущества данного вида современных технологий. Описываются этапы работы с аудиовизуальными подкастами в процессе обучения иностранному языку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ ПОДКАСТЫ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ»

УДК 372.881.1

Халимбекова М.К., к.ф.н.

доцент

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет»

Батыргишиева И.Б.

студент

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет»

Россия, Махачкала

АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ ПОДКАСТЫ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Аннотация. В статье рассматриваются аудиовизуальные подкасты как средство обучения иностранному языку учащихся среднего школьного возраста. Автором раскрывается классификация аудиовизуальных подкастов и преимущества данного вида современных технологий. Описываются этапы работы с аудиовизуальными подкастами в процессе обучения иностранному языку.

Ключевые слова: аудиовизуальные подкасты, средний этап, аудитивная компетенция, аутентичный материал, мотивация учащихся.

Khalimbekova M.K., candidate of philology

associate professor Dagestan State University Russia, Makhachkala Batirgishieva I.B.

student

Dagestan State University Russia, Makhachkala

AUDIOVISUAL PODCASTS AS MEANS OF TEACHING A FOREIGN

LANGUAGE AT THE MIDDLE STAGE OF A SECONDARY SCHOOL

Abstract. This article deals with audiovisual podcasts as means of teaching foreign languages to middle school pupils. The author of the article reveals the classification of audiovisual podcasts and the advantages of this modern technology. The stages of working with audiovisual podcasts in the process of teaching a foreign language are described in this article.

Key words: audio-visual podcasts, middle stage, auditory competence, authentic material, motivation of students.

В процессе обучения иностранному языку преподаватель задействует различные интернет-ресурсы, которые не только повышают мотивацию и эффективность учащихся, но и восполняют недостаток общения с носителями иностранного языка. Этим критериям соответствуют аудиовизуальные подкасты, которые в последние годы набирают всю большую популярность в методике преподавания.

Аудиовизуальный подкаст является разновидностью подкастов и представляет собой серию передач, размещенных в сети Интернет, обычно с одним или несколькими ведущими, обсуждающими одну из предложенных тем [Тажибаева 2017:2]. Они могут сопровождаться ссылками на транскрипт прослушанного диалога или монолога для доступного понимания услышанного, комплексом заданий, направленных на выявление степени понимания, прослушанного аудио-материала, а также группового обсуждения темы, ориентированного на закрепление полученных знаний.

В настоящее время существуют разные классификации аудиовизуальных подкастов, используемых при обучении иноязычной речи. Робин Голдинг Кей выделяет различные типы видео-подкастов в зависимости от цели, сегментации, педагогического подхода и академической направленности [Kay 2012: 821 -822].

1. С точки зрения цели:

- лекционные;

- расширенные;

- факультативные;

- наглядные.

2. С точки зрения сегментации:

- сегментированные;

- несегментированные.

3. С точки зрения педагогического подхода:

- зрительно-рецептивные;

- сложные;

- собственные.

4. С точки зрения академической направленности:

- практические;

- концептуальные.

Аудиовизуальные подкасты имеют ряд преимуществ в отличие от других средств обучения:

- предоставляемые аудиовизуальные подкасты являются современными, подлинными и актуальными;

- в процессе урочного процесса учащиеся получают огромный объем информации, поступающей синхронно по слухому и зрительному каналу;

- к существующим в сети Интернет аутентичным видеоматериалам, являющихся базой для создания аудиовизуальных подкастов, прилагаются

интерактивные задания, стенограммы и списки новых слов, что позволяет экономить время учителя иностранного языка при подготовке к уроку.

На основе анализа научных работ и диссертаций, был выделен порядок работы с технологиями учебных аудиовизуальных подкастов на уроках иностранного языка, которые состоят из трех ступеней:

1. Преддемонстрационная

2. Демонстрационная

3. Последемонстрационная

На основании каждой ступени были разработаны примеры упражнений.

1.Преддемонстрационная ступень - важный этап при работе с аудиовизуальными подкастами, позволяющий устранить возможные трудности при работе с видеокастами, а также настраивает и мотивирует учащихся при дальнейшем прослушивании.

Можно выделить следующие виды упражнений, используемые на преддонстрационной ступени:

1. «Guess me by the cover»

От учащихся требуется выдвижения предположений касаемо содержания подкаста на основе его названия и героев, изображенных на обложке.

Пример: Учитель: Guess from the cover of the podcast, what will be discussed in the video.

Pupil 1: The podcast is about theatre.

Pupil 2: The podcast is about the circus.

2. «My favourite book»

Учащиеся обсуждают и отвечают на вопросы, связанные с темой чтения и ее популяризацией среди подростков. Учитель самостоятельно подбирает и составляет их для формирования представления у учеников по теме подкаста.

Пример: - Do you like reading books?

- How much time do you usually spare on reading?

- What kinds of books do you prefer to read?

- What's your favorite book, and why?

- Where do you like reading books, and why?

2.Демонстрационная ступень направлена на развитие навыков устной и письменной речи путем работы с исходным аудиовизуальным подкастом

в два этапа. Во время первого прослушивания от учащихся требуется ознакомление с общим содержанием материала, в то время как второе прослушивание направлено на выявление определенных деталей.

1. Первый этап прослушивания a) «The Puzzle»

Преподаватель предоставляет учащимся карточки с заданиями, на которых изображены различные картинки. На основе прослушанного текста ученики устанавливают последовательность действий, которые происходят в соответствии с сюжетом подкаста.

Пример: Watch the video and arrange the pictures in order according to the context.

Picture 1 Picture 2 Picture 3 Picture 4 Picture 5

A B C D E

2. Второй этап прослушивания a) «Find out the truth»

На основе прослушанного текста учащиеся определяют верность высказываний и соотносят их с содержанием подкаста, заполняя предоставленные учителем карточки с заданиями. Пример: A) Jane wasn't at school for two weeks

B) Jane didn't well because of chickenpox

C) Jane's mother was a lawyer

D) Peter didn't do all the exercises

E) Peter is afraid of the test

_F) Jane and Peter want to review for the test_

A B C D E F

3.Последемонстрационная ступень предполагает проверку степени понимания прослушанного материала и суммирование полученных знаний. П.В. Сысоев неоднократно подчеркивает, что в основном за аудиовизуальным подкастом следуют задания на продуктивные виды деятельности, а именно, говорение и письмо [Сысоев 2014: 194].

Говоря о применении аудиовизуальных подкастов для формирования навыков говорения и письма, следует отметить, что одним из самых

элементарных заданий является выражение учащимися собственного мнения по теме прослушанного подкаста, возможность задать друг другу вопросы, а также

написание наибольшего количества новой лексики по предложенной

теме.

Таким образом, аудиовизуальные подкасты как одно из средств, используемых при обучении иностранному языку, мотивируют учащихся при изучении иностранного языка, а также делают урочный процесс наиболее увлекательным и творческим.

Использованные источники:

1. Сысоев, П. Подкасты в обучении иностранному языку / П. Сысоев. — Текст: непосредственный // Язык и культура. — 2014. — № 2(1). — С. 194 (дата публикации: 4.03.2019). - URL: https://cyberleninka.ru/article/npodkasty-v-obuchenii-inostrannomu-yazyku/viewer.

2. Тажибаева, Э. Использование подкастов в процессе развития навыков аудирования и говорения учащихся на уроках английского языка / Э. Тажибаева, Г. Есенболды. — Текст: непосредственный // Актуальные научные исследования в современном мире. — 2017. — № 12-3 (32). — С. 2 (дата публикации: 16.09.2017). - URL: https ://elibrary.ru/download/elibrary_32321467_46831338.pdf.

3. Robin, H. K. Exploring the Use of Video Podcasts in Education: A Comprehensive Review of the Literature / H. K. Robin. — Текст: непосредственный // Computers in Human Behavior. — 2012. — № 28(3). — С. 821-822 (дата публикации: 5.05.2012). - URL: https://www.researchgate.net/publication/235675928_Exploring_the_Use_of_Vi deo_Podcasts_in_Education_A_Comprehensive_Review_of_the_Literature.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.