Научная статья на тему 'Аудиовизуальная творчество и экранная культура: медиаобразовательные аспекты'

Аудиовизуальная творчество и экранная культура: медиаобразовательные аспекты Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
684
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медиаобразование
WOS
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
АУДИОВИЗУАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО / ЭКРАННАЯ КУЛЬТУРА / МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федоров А. В.

Доцент кафедры социально-культурной деятельности Омского государственного университета, старший научный сотрудник Сибирского филиала Российского института культурологии, член Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России Н.Ф.Хилько за последние три года опубликовал четыре фундаментальных работы: «Роль аудиовизуальной культуры в творческом самоосуществлении личности» (2001), «Экранная культура: медиасистемы и технологии» (2003), «Социокультурные аспекты экранного медиатворчества» (2004) и «Развитие аудиовизуальных творческих способностей: психологические и социокультурные аспекты» (2004). Все они представляются значительным вкладом в развитие теоретических и методических аспектов медиаобразования в современных российских школах и вузах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Аудиовизуальная творчество и экранная культура: медиаобразовательные аспекты»

Книжная полка

Аудиовизуальная творчество и экранная культура: медиаобразовательные аспекты

А. Е.Викторов

Рецензия на монографии:

Хилько Н. Ф. Развитие аудиовизуальных творческих способностей: психологические и социокультурные аспекты. - Омск: Сиб. филиал Российского ин-та культурологии, 2004. -158 с.

Хилько Н. Ф. Роль аудиовизуальной культуры в творческом самоосуществлении личности. - Омск: Изд-во Сиб. филиал Рос. ин-та культурологии, 2001. - 446 с. Хилько Н.Ф. Социокультурные аспекты экранного медиатворчества. - М.: Изд-во Российского ин-та культурологии, 2004. - 96 с.

Хилько Н. Ф. Экранная культура: медиасистемы и технологии. - Омск: Сиб. филиал Российского ин-та культурологии, 2003. - 104 с._

Доцент кафедры социально-культурной деятельности Омского государственного университета, старший научный сотрудник Сибирского филиала Российского института культурологии, член Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России Н.Ф.Хилько за последние три года опубликовал четыре фундаментальных работы: «Роль аудиовизуальной культуры в творческом самоосуществлении личности» (2001), «Экранная культура: медиасистемы и технологии» (2003), «Социокультурные аспекты экранного медиатворчества» (2004) и «Развитие аудиовизуальных творческих способностей: психологические и социокультурные аспекты» (2004). Все они представляются значительным вкладом в развитие теоретических и методических аспектов медиаобразования в современных российских школах и вузах.

Изучение аудиовизуальной медиакультуры в контексте творческой ориентации личности началось в России примерно с 60-х годов прошлого века. Первоначально представление о ней складывалось в форме базовых моделей медиакультуры и медиаобразования с доминантой перцептивной деятельности и художественного воспитания (Л.М.Баженова, О.А.Баранов, И.С.Левшина, О.Ф.Нечай, С.Н.Пензин, Ю.Н.Усов и др.), коммуникации (А.В.Спичкин, А.В .Шариков и др.), практических умений (Л.П.Прессман и др.).

В 90-х годах прошлого века отчетливо заявили о себе подход медиаобразования, интегрированного с базовым (Е.А.Бондаренко, А.А.Журин, Л.С.Зазнобина, Е.В.Якушина и др.), социокультурная медиаобразовательная парадигма (А.В .Шариков), экологические, творческие, социально-реабилитационные направления в развитии медиакультуры учащихся (Е.А.Бондаренко, Н.Ф.Хилько и др.).

С другой стороны, теоретические аспекты аудиовизуальной, экранной культуры рассматривались в трудах А.С.Вартанова, Д.Б.Дондурея, Н.М.Зоркой, В.И.Михалковича, К.Э.Разлогова, В.Т.Стигнеева, М.И.Туровской, Ю.У.Фохт-Бабушкина, Н.А.Хренова, А. В. Шарикова, М. Я. Ямпольского и др.

Свой вклад в обоснование типологии аудиовизуального восприятия вносят и труды Н.Ф. Хилько. К примеру, исследователь выделяет следующие уровни аудиовизуального восприятия аудитории [Хилько, 2001, с.196]:

1)рекреативно-гедонистический (ограничен развлекательно-рекреативной мотивацией);

2)бытовой (бытовая, утилитарная мотивация);

3)эстетический (личностная мотивация, эстетическое постижение образа);

4)интерпретационный (выявление личностного смысла и духовного содержания произведения);

5)микросоциальный (связь с микросредой, понимание психологических мотивов персонажей);

6)макросоциальный, проблемный (предполагает критический анализ проблемы и ее развертывание во временном пространстве, направленность на социум);

7)уровень осознания художественного образа (подробная характеристика экранного образа, его составляющих, выделение смысловых единиц повествования);

8)уровень понимания авторской концепции (умение делать выводы о том, какую идею хотел выразить автор, исходя из системы художественной образности произведения);

9)уровень возникновения собственной концепции (автономный) и формирования своего видения: собственные умозаключения по поводу затрагиваемой автором проблемы и полемического диалога с авторской концепцией экранного произведения.

При этом выделяются следующие основные компоненты медиаграмотности: экологический, критический, информационный, коммуникативный, перцептивный и художественный [Хилько, 2001, с.70].

На мой взгляд, выделенные Н.Ф.Хилько уровни аудиовизуального восприятия и анализа медиатекстов в значительной степени соотносятся с ранее разработанными российскими исследователями (Л.М.Баженова, О.А.Баранов, Н.М.Зоркая, И.С.Левшина, С.Н.Пензин, Г.А.Поличко, М.И.Туровская, Ю.Н.Усов, А.В.Федоров, А.В.Шариков и др.) подходами к данной проблеме.

Особенно важной представляется выдвинутая Н.Ф.Хилько установка на развитие экологии зрительского восприятия (как составной части зрительской культуры), предполагающей «умеренность в просмотрах», контроль и возрастные ограничения по отношению к аудиовизуальной продукции, способность к критическому анализу экранных текстов разных видов и жанров, использование экологической стратегии противодействия натуралистическому изображению насилия на экране, «сохранению духовно-эстетической ориентации в рамках собственной зрительской концепции» [Хилько, 2001, с.66].

Анализируя педагогические и реабилитационные аспекты личностного развития в процессе аудиовизуального творчества, Н.Ф.Хилько опирается не только на обширный анализ теоретических источников, но и на результаты собственной экспериментальной работы с учащейся молодежью (например, в рамках таких реабилитационных тем, как «материнство», «милосердие», «друзья» и т.п.). Настаивая на том, что оптимизация учебно-познавательной деятельности в русле аудиовизуальной культуры может осуществляться исключительно в диалоговых формах, связанных с дивергенцией и виртуализацией мышления [Хилько, 2001, с.92], Н.Ф.Хилько обстоятельно анализирует методические особенности развития у учащихся способностей к медиатворчеству, к «инновационной деятельности в сфере массовой коммуникации, представляющей собой необычные подходы к композиции, содержанию и способам коммуникации различных текстов и изображения» [Хилько, 2001, с.148].

Большую значимость Н.Ф.Хилько придает реабилитационно-экологической линии личностного развития, которая предусматривает следующие типы медиатворчества учащихся: «духовно-релаксационное, перцептивно-духовное, духовно-кумулятивное, интеллектуально-перцептивное, перцептивно-нравственное, анимационно-

ретроспективное, гедонистическое, этнореабилитационное, игровое интерактивное, интерактивно-коммуникативное, интерактивно-экологическое, социально-

реконструктивное, посткоммуникативное и социальное нравственно-экологическое» [Хилько, 2001, с.410].

В целом Н.Ф.Хилько удалось структурировать различные возможности творческой деятельности, основанные на принципах многофункциональности и полимедийного использования экранных средств саморазвития личности, культуролого-педагогического осмысления системы аудиовизуальной медиакультуры. Труды Н.Ф.Хилько представляют

собой обширное системное исследование феноменологии экрана с позиций взаимодействия культурного и личностного пространства.

В монографии «Социокультурные аспекты экранного медиатворчества» [Хилько, 2004] и в учебном пособии «Экранная культура: медиасистемы и технологии» [Хилько, 2003] рассматриваются аудиовизуальные компоненты креативности, социокультурные технологии экранного творчества в досуговой деятельности молодежи, выстраивается педагогическая система социокультурных экранных технологий. В монографии «Развитие аудиовизуальных творческих способностей: психологические и социокультурные аспекты» [Хилько, 2004] речь идет о теоретических основах развития медиакреативности учащихся с учетом интеграции экологических, социокультурных и личностных факторов.

В трудах Н.Ф.Хилько анализируются понятия и функции которыми характеризуется аудиовизуальная медиакультура. При этом особое внимание уделяется разрешению противоречия между потребностями в самореализации (свойственными, как известно, подросткам и молодежи) и отношениями социума к экранной культуре. Рассматриваются многообразные формы аудиовизуального творчества, концепция самоосуществления в рассматриваемом виде деятельности, структура и модель специальных творческих способностей и умений, включенных в линии личностного развития, даны этапы творческого процесса в экранных искусствах.

Автором обосновывается духовно-личностный подход к развитию учащихся средствами экранных технологий, базирующийся на положении о том, что аудиовизуальная культура является видом народной культуры, пересекающейся с эстетической, технической и художественной культурой [Хилько, 2001, с.411].

Н.Ф.Хилько вполне обоснованно утверждает, что в основе аудиовизуальной культуры лежат перцептивные процессы визуализации звукозрительного образа и формирования сенсорных эталонов, способных к порождению новых образов на экране. Особую ценность представляет рассмотрение автором зрительской культуры как разновидности перцептивной культуры, включающей в себя различные подходы и смыслы. При этом верно подмечено, что творческий статус зависит от внесения личностных смыслов в воспринимаемый материал. Особая педагогическая значимость придается при этом перцептивному подходу к анализу экранной культуры.

Опираясь на концепции социальной экологии, Н.Ф.Хилько обосновывает новое направление - экологии экранной/зрительской культуры. На основании изученного теоретического и эмпирического материала автором делается вывод о разделении феномена аудиовизуальной культуры на четыре группы.

Рассматривая психолого-педагогические механизмы экранного творчества, Н.Ф.Хилько справедливо связывает их с реконструкцией различных представлений и трансформаций в новое визуальное качество. И в этом просматривается сущность креативных изменений, влекущих за собой новообразования личности.

Автор выделяет следующие аспекты аудиовизуальной культуры, представленные в формах продвижения сущностных сил самораскрытия человека, в результате чего некреативная информация переводится в творческие формы: когнитивно-образовательное пространство аудиовизуального развития, креативно-коммуникативное пространство, техногенно-художественные информационные ресурсы экрана, этнокультурная и реабилитационно-экологическая система самореализации. Все это находит отражение в креативно-педагогическом потенциале аудиовизуальной культуры как многоуровневого и полифункционального явления.

Разработка автором модели общих и специальных способностей и умений, связанных с экранным творчеством, тесно увязывается с личностными факторами и качествами, что делает ее полноценной и комплексной и позволяет наметить многосторонние пути выявления соответствующих педагогических ситуаций и технологий самораскрытия.

Логически оправданным представляется выделение Н.Ф.Хилько четырех этапов творческого процесса в экранных искусствах: подготовительного, вводного, политематического и проблемно-тематического. Таким образом, зафиксирован рост художественного сознания [Хилько, 2001, с.416], духовной детерминации творчества и арсенала креативных потенциалов саморазвития личности. К данным этапам примыкают духовно-личностные доминанты, линии личностного развития и всевозможные формы аудиовизуального творчества, связанные с различными элементами новизны.

В этом контексте рассматриваются также ценностные, мотивационные и личностные параметры саморазвития. На основе этих данных определяются не только различные креативные качества видов аудиовизуального творчества, но и соответствующие им педагогические возможности, проявляющиеся в духовно-личностных изменениях.

Нельзя не отметить подробный анализ автором [Хилько, 2001] структуры творческих способностей и умений, осуществленный впервые на богатом эмпирическом материале и подтвержденный данными педагогической диагностики, в основу которой легла представленная структура.

В результате анализа креативно-педагогических проблем экранной культуры автор обосновал и представил целый ряд выводов:

1) соотношение степени спонтанности этапам творческого процесса;

2) соотнесение духовно-личностных доминант этапам экранной творческой деятельности;

3) соотнесение с доминантами линий личностного развития и функций аудиовизуальной культуры, специальных творческих умений и способностей;

4) выявление форм и видов творчества, действующих на различных линиях личностного развития.

Раскрыв систему феномена аудиовизуальной культуры в ее статике и динамике, автор успешно применил им же разработанную теоретическую систему в разработке педагогических основ технологии экранного творчества.

Культуролого-педагогический анализ динамики способностей, умений, интересов, мотивов участия в экранном творчестве с точки зрения проявлений творчества в зрительской, образовательной и продуктивной деятельности, позволил Н.Ф.Хилько показать роль техносферы и образного компонента, что нашло свое выражение в углублении личностных потребностей.

В итоге можно сказать, что в трудах Н.Ф.Хилько сделан важный шаг в теоретико-методическом осмыслении феномена аудиовизуальной медиакультуры, развития творческих способностей на материале экранных технологий, медиаобразования подрастающего поколения.

Примечания

Хилько Н.Ф. Развитие аудиовизуальных творческих способностей: психологические и социокультурные аспекты. - Омск: Сиб. филиал Российского ин-та культурологии, 2004. -158 с.

Хилько Н. Ф. Роль аудиовизуальной культуры в творческом самоосуществлении личности. - Омск: Изд-во Сиб. филиал Рос. ин-та культурологии, 2001. - 446 с. Хилько Н.Ф. Социокультурные аспекты экранного медиатворчества. - М.: Изд-во Российского ин-та культурологии, 2004. - 96 с.

Хилько Н.Ф. Экранная культура: медиасистемы и технологии. - Омск: Сиб. филиал Российского ин-та культурологии, 2003. - 104 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.