Научная статья на тему 'АУДИОВИЗУАЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В ЛИТЕРАТУРНО-КРАЕВЕДЧЕСКИХ РЕСУРСАХ РОССИЙСКИХ БИБЛИОТЕК'

АУДИОВИЗУАЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В ЛИТЕРАТУРНО-КРАЕВЕДЧЕСКИХ РЕСУРСАХ РОССИЙСКИХ БИБЛИОТЕК Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
107
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИБЛИОТЕКА / ВИДЕОДОКУМЕНТЫ / ВИЗУАЛЬНЫЙ КОНТЕНТ / ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ / ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕСУРСЫ БИБЛИОТЕК

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Вахрамеева Зоя Владимировна

На фоне стремительного роста объемов информации и информатизации, затрагивающей все сферы жизни, визуальный образ выходит на первый план, формируя«мультимедийное мышление». Все большее количество пользователей предпочитают получать информацию в визуально привлекательном и улучшающим восприятие виде. Одним из самых распространенных инструментов визуализации является видео.В статье рассматривается опыт центральных библиотек субъектов РФ по использованию видеоконтента при создании электронных литературно-краеведческих ресурсов как способа репрезентации литературного наследия и современного литературного ландшафта региона в условиях новой информационно-коммуникационной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AUDIOVISUAL COMPONENTS IN RUSSIAN LIBRARIES' LOCAL LITERARY RESOURCES

Local lore studies is one of the most important public libraries activities. It aims not only to gather and preserve the cultural and historical heritage of the region, but also to ensure its accessibility, to stir and maintain the public interest in valid local lore information, to promote and popularize local lore sources. There is a growing interest in local history and culture in contemporary society, so libraries use various tools to disseminate local history content, encouraging its scienti c, educational and cultural use. Library local studies are intensively developing in the electronic environment now and libraries are increasingly focusing on remote users. One of the priority activities in that regard are various electronic resources and services covering all local studies types: historical, literary, ethnographic, geographical, ecological. Researchers found local lore literary resources to be best developed on library websites because of growing humanitarian nature of local studies.Additionally, in recent years, new media formats have emerged and developed, impacting on information delivery and consumption. In particular, traditional printed forms shift to more visual, easy-to-understand and attractive ones, as for example video.The websites of large Russian national, regional, and central libraries were examined to ascertain how widely videos are used in library local literary resources. The analysis revealed that video documents are presented on forty-one of eighty-four libraries websites. In thirty-two other libraries, the local literary video content is presented only on Youtube channels and not included in any information resource.The bulk of the video content types is represented by documents generated by the libraries themselves and a smaller number are materials received from regional archives, museums and broadcasting companies, or created in collaboration with them. The videos produced by libraries are very diverse, from traditional book and exhibitions reviews to documentaries, videobooks, cartoons and stage performances. The most frequent video documents are biographical materials, book opening events and reviews, lectures, interviews and meetings aimed to introduce contemporary local writers and poets.Furthermore, libraries not only provide users with ready-made video content, but involve them in its generation. These are usually various events, reading competitions, ashmobs and other initiatives to draw users attention to local authors or to local, regional or ethnic literature as a whole.Thus, local lore literary activities not only have got online, in global information space, but libraries also successfully introduce new forms of communication that help to present and promote the literary heritage and modern literary life of the region to the public around the world.

Текст научной работы на тему «АУДИОВИЗУАЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В ЛИТЕРАТУРНО-КРАЕВЕДЧЕСКИХ РЕСУРСАХ РОССИЙСКИХ БИБЛИОТЕК»

КУЛЬТУРОЛОГИЯ МЕДИА CULTURAL MEDIA

Знак: проблемное поле медиаобразования. 2022. № 3 (45). С. 111-118. elSSN2949-3641; ISSN2070-0695 (print). Znak: problemnoepole mediaobrazovanija. 2022;3(45): 111-118. elSSN2949-3641; ISSN2070-0695 (print).

Научная статья УДК 371.64

DOI 10.47475/2070-0695-2022-10311

АУДИОВИЗУАЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В ЛИТЕРАТУРНО-КРАЕВЕДЧЕСКИХ РЕСУРСАХ РОССИЙСКИХ БИБЛИОТЕК

Зоя Владимировна Вахрамеева

Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук, Новосибирск, Россия, vakhrameeva@gpntbsib.ru

Аннотация. На фоне стремительного роста объемов информации и информатизации, затрагивающей все сферы жизни, визуальный образ выходит на первый план, формируя «мультимедийное мышление». Все большее количество пользователей предпочитают получать информацию в визуально привлекательном и улучшающим восприятие виде. Одним из самых распространенных инструментов визуализации является видео.

В статье рассматривается опыт центральных библиотек субъектов РФ по использованию видеоконтента при создании электронных литературно-краеведческих ресурсов как способа репрезентации литературного наследия и современного литературного ландшафта региона в условиях новой информационно-коммуникационной среды.

Ключевые слова: библиотека, видеодокументы, визуальный контент, литературное краеведение, литературные ресурсы библиотек.

Для цитирования: Вахрамеева З. В. Аудиовизуальная составляющая в литературно-краеведческих ресурсах российских библиотек // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2022. № 3 (45). С. 111-118. https://doi.org/10.47475/2070-0695-2022-10311.

Original Article

AUDIOVISUAL COMPONENTS IN RUSSIAN LIBRARIES' LOCAL LITERARY RESOURCES

Zoya V. Vakhrameeva

State Public Scientific-Technological Library of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences, Novosibirsk, Russian Federation, vakhrameeva@gpntbsib.ru

Abstract. Local lore studies is one of the most important public libraries activities. It aims not only to gather and preserve the cultural and historical heritage of the region, but also to ensure its accessibility, to stir and maintain the public interest in valid local lore information, to promote and popularize local lore sources.

© BaxpaMeeBa 3. B., 2022

There is a growing interest in local history and culture in contemporary society, so libraries use various tools to disseminate local history content, encouraging its scientific, educational and cultural use. Library local studies are intensively developing in the electronic environment now and libraries are increasingly focusing on remote users. One of the priority activities in that regard are various electronic resources and services covering all local studies types: historical, literary, ethnographic, geographical, ecological. Researchers found local lore literary resources to be best developed on library websites because of growing humanitarian nature of local studies.

Additionally, in recent years, new media formats have emerged and developed, impacting on information delivery and consumption. In particular, traditional printed forms shift to more visual, easy-to-understand and attractive ones, as for example video.

The websites of large Russian national, regional, and central libraries were examined to ascertain how widely videos are used in library local literary resources. The analysis revealed that video documents are presented on forty-one of eighty-four libraries websites. In thirty-two other libraries, the local literary video content is presented only on Youtube channels and not included in any information resource. The bulk of the video content types is represented by documents generated by the libraries themselves and a smaller number are materials received from regional archives, museums and broadcasting companies, or created in collaboration with them. The videos produced by libraries are very diverse, from traditional book and exhibitions reviews to documentaries, videobooks, cartoons and stage performances. The most frequent video documents are biographical materials, book opening events and reviews, lectures, interviews and meetings aimed to introduce contemporary local writers and poets. Furthermore, libraries not only provide users with ready-made video content, but involve them in its generation. These are usually various events, reading competitions, flashmobs and other initiatives to draw users attention to local authors or to local, regional or ethnic literature as a whole. Thus, local lore literary activities not only have got online, in global information space, but libraries also successfully introduce new forms of communication that help to present and promote the literary heritage and modern literary life of the region to the public around the world.

Key words: library, videodocuments, visual content, local lore studies, literary library resources.

For citation: Vakhrameeva Z. V. Audiovisual components in Russian libraries' local literary resources. Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija. 2022;3(45):111-118. (In Russ.). https://doi.org/ 10.47475/2070-0695-2022-10311.

Глобальная информатизация общества, появление и развитие новых информационных технологий и новых форм коммуникации способствовали возникновению новой информационной среды, которая «все чаще начинает рассматриваться и как среда коммуникационная, и как система социальной памяти, и как сложная знаниевая структура» [3. С. 151]. Библиотеки, будучи частью информационной инфраструктуры, заняли свое место в новой среде, получив новые возможности и новые задачи. Сохранив традиционные формы деятельности, библиотеки начали также активно формировать свое цифровое информационное пространство, собирая, создавая, структурируя и обеспечивая доступ к массиву документов в электронной форме для пользователей из любой точки не только страны, но и мира. Это коснулось всех направлений работы библиотек, в том числе одного из важнейших - краеведения.

Целью этого направления является «обеспечение доступности краеведческой информации о регионе; продвижение источников объективной и достоверной краеведческой информации о регионе; формирование и развитие потребностей в краеведческой информации» [4. С. 1-2]. В условиях растущего интереса к краеведению в современном обществе [1; 6. С. 3] библиотеки используют различные способы распространения краеведческой информации, способствуя ее использованию в научных, образовательных, культурных целях. Библиотечное краеведение стало активно развиваться в электронной среде, а библиотеки все больше ориентироваться на удаленных пользователей. Одним из приоритетных направлений деятельности в этом отношении стало создание различных электронных информационных продуктов (баз данных, библиографических указателей, электронных коллекций, электронных библиотек) по всем видам краеведения: исторического, литературного, этнографического, географического, экологического

и др. Л. Г. Тараненко отмечает, что «объективно наибольшее развитие на сайтах библиотек получило литературное краеведение» [8. С. 99], которое «в настоящее время, в связи с общей тенденцией усиления гуманитарного характера краеведческой деятельности... приобретает особую значимость и актуальность» [7. С. 163].

В последние годы исследователи указывают, что стремительное увеличение скорости и объема информационных потоков, появление и развитие новых форм медиа влияет на способы передачи и потребления информации, в частности, происходит смещение от традиционных печатных форм к более наглядным, легким для восприятия и визуально привлекательным, например, видео. Согласно исследованиям, современные пользователи считают видеоконтент более интересным и запоминающимся, чем любой другой вид контента [10. С. 11, 12], «изображение становится основным источником информации. создает иллюзию участия в событии» [11. C. 391], «сегодня образ [визуальный - З. В.] становится универсальным коммуникатором, носителем смыслов, эмоций, ценностных характеристик, он по всем параметрам гораздо более впечатляющ, чем вербальное сообщение» [5. С. 31].

Уже в первом десятилетии XXI в. российские библиотеки активно осваивали средства визуальной культуры: от мультимедийных презентаций до телевизионных передач, подготовленных при участии библиотек [9]. Насколько широко используются такие средства в литературном краеведении?

Было проведено исследование электронных литературно-краеведческих ресурсов на сайтах российских национальных, краевых, областных и центральных библиотек с целью установить наличие в них визуального контента. Предметом поиска был выбран формат видео, как наиболее распространенный инструмент визуализации. Были изучены также библиотечныеYoutube-каналы. Контент-анализ показал, что информационные ресурсы литературно-краеведческого характера представлены на сайтах всех 84 библиотек, как в виде отдельных краеведческих продуктов, так и в составе комплексных информационных ресурсов. К первой категории можно отнести библиографические указатели и каталоги, электронные выставки литературы, электронные коллекции полнотекстовых материалов (как оцифрованных, так и созданных изначально в цифровой форме). Ко второй категории относятся литературные карты, электронные библиотеки и порталы, а также персональные ресурсы, например, виртуальные музеи и литературные кабинеты.

Видеодокументы были обнаружены на сайтах 41 из 84 библиотек. Большинство библиотек использовали в качестве хостинга сервис Youtube с последующим встраиванием видео на сайт. Еще у 32 библиотек видеоконтент литературно-краеведческого характера был представлен исключительно на канале Youtube в виде плейлистов и разрозненных видео и не включен в какой-либо информационный ресурс. Что касается способа трансляции, то библиотеки используют как потоковое видео, так и файловое. К сожалению, часть видеодокументов, опубликованных только на сайтах, больше недоступна по ряду причин, главные из которых устаревшие форматы файлов и прекращение поддержки плагина Adobe Flash Player.

По тематике выявленные материалы можно условно разделить на три основные категории: персоналии, события, произведения. Границы между категориями достаточно размыты, и некоторые документы могут быть отнесены к двум и даже всем трем из них.

К первой категории относятся видеодокументы биографического характера: телепередачи, хроникальные материалы, документальные фильмы о жизни и творчестве национальных и региональных писателей и поэтов, а также тех, кто каким-либо образом был связан с данной территорией. Такие материалы могут располагаться как на страницах авторов в составе информационного ресурса, например, литературных карт, так и являться частью полноценного персонального ресурса - портала, виртуального музея, литературного кабинета. Среди наиболее заметных можно назвать портал «Вселенная Федора Абрамова», созданный Архангельской областной научной библиотекой им. Н. А. Добролюбова и посвященный выдающемуся писателю, уроженцу Архангельской области Федору Александровичу Абрамову (1920-1983). Созданный в 2018 г. сайт содержит обширную коллекцию материалов о жизни и творчестве Ф. А. Абрамова, в том числе видеодокументы: документальные фильмы, новостные сюжеты и воспоминания современников о Ф. А. Абрамове, архивные записи выступлений писателя, театральные постановки по его произведениям, видеозарисовки по рассказам.

Виртуальный музей Николая Георгиевича Доможакова на сайте Национальной библиотеки Республики Хакасия создан в 2011 году к 95-летию со дня рождения хакасского писателя, поэта, ученого, педагога и просветителя. Помимо множества документов о жизни и деятельности, музей содержит подборку киносюжетов с участием Н. Г. Доможакова, предоставленных Государственной телерадиокомпанией «Хакасия».

Проект Иркутской областной библиотеки им. И. И. Молчанова-Сибирского «Воспоминания о В. Г. Распутине» подготовлен к 80-летию известного русского писателя Валентина Григорьевича Распутина (1937-2015) и представляет собой видеоархив записей встреч с людьми, знавшими писателя лично.

Мультимедийный проект Национальной библиотеки Республики Ингушетия «Классики в воспоминаниях современников» включает в себя видеорассказы о классиках ингушской литературы, содержащие воспоминания их коллег и учеников. Персональный ресурс, посвященный ингушскому народному поэту Джемалдину Хамурзаевичу Яндиеву (1916-1979), содержит как документальную хронику (в частности, киносъемки самого поэта, читающего свои стихи), так и современные видеодокументы - материалы о праздновании 100-летия поэта, а также записи музыкальных произведений на его стихи.

Медиапроект «Литературная карта Челябинской области» Челябинской областной универсальной научной библиотеки, начатый в 2018 г., знакомит с уральскими писателями, как состоявшимися, так и начинающими и их размышлениями о творчестве и литературной жизни Урала, дает возможность услышать произведения в авторском исполнении.

Категория «События» охватывает преимущественно современную литературную жизнь республики, края или области. Сюда можно отнести трансляции и репортажи с различных мероприятий от городского до национального масштаба, таких как литературные и просветительские фестивали, выставки, творческие конкурсы и конкурсы чтецов, лекции, видеозаписи творческих встреч с писателями и поэтами, мастер-классы, литературные гостиные, памятные мероприятия и литературные праздники.

Так, Межрегиональный фестиваль национальной книги народов Поволжья «Читаем вместе!», проведенный Национальной библиотекой имени С. Г. Чавайна в 2020 г. в онлайн-формате, объединил шесть национальных республик Поволжья. Среди представленных видеопроектов -презентации и обзоры новых книг, чтение стихов на родных языках, виртуальные выставки. На ежегодном фестивале «Томская книга» (Томская областная библиотека им. А. С. Пушкина) помимо презентаций книг томских авторов проходят литературно-музыкальные встречи и поэтические турниры, видеозаписи которых опубликованы на библиотечном канале YouTube.

Национальная библиотека Республики Карелия - создатель обширных краеведческих мультимедийных ресурсов «Литературная карта Карелии», «Имена в истории Карелии» и «Электронная библиотека авторов Карелии». Раздел «Видеотека» «Электронной библиотеки авторов Карелии» содержит помимо видеопрезентаций книг и биографических видеоочерков репортажи с литературных и творческих вечеров, фильмы о проходивших в Карелии крупных мероприятиях (например, о международном литературном фестивале «Петроглиф»). Аудиовизуальная часть «Литературной карты Карелии» представлена проектом «Юцакатап» -серией видеосюжетов о литературе Карелии на финском языке с русскими субтитрами, созданных Национальной библиотекой РК совместно с Национальной редакцией ВГТРК. О книгах рассказывают писатели, поэты, фольклористы, литературоведы, переводчики.

Литературные лекции и мастер-классы также занимают значительное место среди литературно-краеведческих видеоматериалов. На канале Национальной библиотеки Удмуртской Республики народный писатель Удмуртии Вячеслав Ар-Серги читает цикл лекций о литературных именах Удмуртии; Национальная библиотека Чувашской Республики представляет циклы лекций и мастер-классов на чувашском и русском языках «Чувашская литература: история и современность» и «Чувашская литература за рубежом».

Третью категорию, условно названную «Произведения», можно назвать самой многочисленной. Помимо буктрейлеров, презентаций и видеообзоров книг сюда входят видеозаписи авторского, любительского и актерского чтения произведений региональных и национальных авторов, экранизации произведений и видеозаписи спектаклей. Среди последних встречаются необычные и оригинальные формы. Например, Приморская государственная публичная библиотека им.

А. М. Горького запустила в 2021 году проект «Год А. Фадеева в Приморском крае: к 120-летию со дня рождения», одной из составляющих которого стал видеороман «Александр Фадеев. «Вышедший из «Разгрома». Видеороман объединил текст, изображение, звук, фотодокументы, кино- и видеосъемки в единое мультимедийное повествование о жизненном пути писателя. Национальная библиотека Республики Карелия предлагает вниманию пользователей виртуальный моноспектакль «Лоухи» по поэме карельского писателя и сотрудника библиотеки Яны Жемойтелите «Лоухи: вариации на тему «Калевалы», а Государственная библиотека Югры -цикл мультфильмов по югорским сказкам и произведениям мансийских авторов. В начале 2021 г. Магаданская областная универсальная научная библиотека им. А. С. Пушкина начала литературный видеопроект «Бэил - Н,энышил» с видеопостановками по сказкам и легендам народов Севера, а в Алтайской краевой универсальной библиотеке им. В. Я. Шишкова с 2015 г. существует «Литературный театр», поставивший, помимо прочего, спектакль по рассказам Василия Шукшина, который можно посмотреть на канале библиотеки

Многие библиотеки предоставляют на своих сайтах и YouTube-каналах «открытую трибуну» писателям и поэтам, давая им возможность познакомить со своим творчеством широкую аудиторию, а пользователям - услышать произведения именно так, как задумали их авторы. Это проект «Читаем сердцем и душой» (Орловская областная публичная библиотека им. И. А. Бунина), «Поэтическая жизнь Севера» (Архангельская областная научная библиотека им. Н. А. Добролюбова), «Литературная карта Белгородчины» (Белгородская государственная универсальная научная библиотека), «Звучат родные голоса» (Брянская областная научная универсальная библиотека им. Ф. И. Тютчева), «Творческая мастерская» (Иркутская областная библиотека им. И. И. Молчанова-Сибирского).

Отдельно следует отметить проекты библиотек, предполагающие не просто предоставление доступа к контенту, но и активное участие пользователей в его создании. Сюда можно отнести литературные флешмобы и многочисленные акции «Читаем...», «Читаем вместе.». Подобные проекты проводились библиотеками и раньше - в формате оффлайн, но выход во Всемирную сеть позволил значительно раздвинуть рамки. В ходе онлайн-флешмобов участникам предлагается записать на видео чтение предложенного библиотекой или выбранного самостоятельно произведения (как на языке оригинала, так и в переводах на разные языки), после чего видеозаписи публикуются в соцсетях с соответствующими тегами или присылаются в библиотеку, после чего из роликов составляется видеокнига. Проекты могут иметь как локальный, так и международный характер и направлены на привлечение внимания и популяризацию творчества национальных и региональных авторов, поэтому часто приурочиваются к значимой дате.

Так, в 2019 г., к 160-летию со дня рождения осетинского поэта и драматурга Коста Левановича Хетагурова (1859-1906) Национальная научная библиотека Республики Северная Осетия-Алания начала международный проект «Читаем Коста Хетагурова». Стихотворение поэта «Завещание» было переведено на 105 языков, а 117 видеозаписей чтения составили видеокнигу «Вселенная по имени "Коста"».

В 2015 г., по случаю 125-летия со дня рождения классика чувашской литературы Константина Васильевича Иванова (1890-1915) Национальная библиотека Чувашской Республики запустила проект «Читаем "Нарспи"». Участники из разных городов и стран читали отрывки из поэмы «Нарспи», считающейся вершиной творчества Константина Иванова. Пять лет спустя проект получил продолжение в виде флешмоба «Читаем К. Иванова». В 2019 г., к 85-летию со дня рождения народного поэта Чувашии Геннадия Николаевича Айги, библиотека провела еще одну международную акцию, в которой приняли участие более 200 человек из 11 стран мира. Лучшие видеосюжеты вошли в видеофильм «Мир читает Айги», созданный Национальной библиотекой Чувашской Республики и Государственной киностудией «Чувашкино».

В акциях Национальной библиотеки Республики Башкортостан «Читаем Мустая Карима» (2017) и более масштабной «Читаем Мустая» (2019), запущенной по случаю 100-летия со дня рождения народного поэта Республики Башкортостан, приняли участие несколько десятков человек, от школьников до литературоведов, читающих произведения Мустая Карима на разных языках.

Ряд подобных медиапроектов входит и в «Литературный кабинет С. Г. Чавайна», созданный Национальной библиотекой имени С. Г. Чавайна Республики Марий Эл в 2018 г. и посвященный

одному из основоположников марийской литературы, поэту, драматургу и переводчику Сергею Григорьевичу Чавайну (1888-1937). Среди них «Читаем отрывки из романа С. Г. Чавайна «Элнет» и «Йонта Чавайнын сылнымут. Живое слово Чавайна». Первый проект, осуществленный в 2018 г., объединил более сотни человек, а прочитанные ими отрывки составили две видеокниги. Второй проект, начатый в 2019 г., продолжается до сих пор. Его участники читают стихи С. Г. Чавайна на марийском и русском языках.

Иногда такие флешмобы направлены на привлечение внимания не к конкретному автору, а к региональной и национальной литературе в целом. Это онлайн-флешмоб #ОйгорСанаа: Лучшие цитаты и высказывания алтайских поэтов и писателей (Национальная библиотека Республики Алтай, флешмоб #Читайснами на ингушском языке (Национальная библиотека Республики Ингушетия), онлайн-акция «Люблю марийский...» («Й0ратем мый шочмо йылмым...») Национальной библиотеки Республики Марий Эл, «Читаем вятское» (Кировская областная научная библиотека им. А. И. Герцена), «Читаем бурятскую классику - вместе» (Национальная библиотека Республики Бурятия) и другие.

Подводя итоги, можно сказать, что видеодокументы прочно заняли свое место в составе литературно-краеведческих библиотечных ресурсов. Их количество пока невелико по сравнению с более традиционными формами документов, но при этом наблюдается большое жанровое разнообразие. Большую часть видеоконтента составляют документы, создаваемые самими библиотеками, несколько меньшую, но вполне заметную - материалы, полученные от региональных архивов, музеев и телерадиокомпаний или созданные в сотрудничестве с ними. Видеоматериалы, созданные библиотеками, очень разнообразны: от традиционных обзоров книг и выставок до видеофильмов, мультфильмов и самостоятельных театральных постановок.

Наиболее распространенными видами литературно-краеведческих видеодокументов являются биографические материалы в виде документальных фильмов, телепередач, хроникальных материалов и видеороликов о классиках национальной литературы и современных региональных писателях и поэтах; видеопрезентации и обзоры книг, видеозаписи интервью и творческих встреч с авторами. На библиотечных видеоканалах авторы читают свои произведения, выступают с лекциями и мастер-классами. Для пользователей библиотек это возможность быть в курсе литературной жизни, а для авторов - возможность представить свое творчество широкой аудитории, в том числе за пределами региона.

Библиотеки также активно привлекают к созданию литературного видеоконтента не только писателей и поэтов, но и читателей. Различные конкурсы, акции и флешмобы в формате онлайн призваны привлечь внимание аудитории из разных городов и стран к конкретным авторам или к региональной литературе в целом. Можно сказать, что в этом случае «иллюзия участия» сменяется реальным участием в событии.

Таким образом, литературно-краеведческая деятельность библиотек не только вышла во всемирное информационное пространство, но и успешно развивает новые формы распространения информации, позволяющие привлечь и познакомить с литературным наследием и современной литературной жизнью региона пользователей со всех концов страны и даже мира.

Список источников

1. Балацкая Н. М., Маслова А. Н. Доступность краеведческих ресурсов // Библиотечные фонды: проблемы и решения: электронный журнал-препринт. 2003. № 4. - URL: http://www. rba.ru/content/activities/section/12/mag/mag04/5_1.php?papka=12&id_sec=n (дата обращения: 15.09.2021).

2. Дмитриева Е. В. «Литературная карта Алтайского края»: современные технологии в литературном краеведении // Литературное краеведение: новые подходы к старой теме. Барнаул, 2011. URL: http://akunb.altlib.ru/files/pdf/res/013.pdf (дата обращения: 15.09.2021).

3. Жабко Е. Д. Формирование регионального пространства знаний: об интеграции и обмене информационными ресурсами // Информационный бюллетень РБА. 2017. № 80. С. 150-152.

4. Руководство по краеведческой деятельности центральной библиотеки субъекта РФ / Рос. нац. б-ка, Рос. библ. ассоц. [сост. Н. М. Балацкая, А. М. Ковалева, М. Б. Мартиросова]. Санкт-Петербург: РНБ, 2017. 24 с.

5. Симакова С. И. Визуальный медиаобраз - реализация эстетического потенциала журналистских материалов // Изве стия Уральского федерального университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. 2020. Т. 26. № 1 (195). С. 30-36.

6. Тараненко Л. Г. Краеведческая деятельность библиотек в электронной среде: состояние и перспективы развития. Кемерово: Издательство КемГИК, 2018. 287 с.

7. Тараненко Л. Г. Литературное краеведение в библиотеках: новые грани развития // Учёные записки (АГАКИ). 2017. № 2 (12). С. 162-165.

8. Тараненко Л. Г. Основные направления библиотечного краеведения в электронной среде // Культурная жизнь Юга России. 2018. № 2. С. 95-102.

9. Ялышева В. В., Степанова А. С. Продвижение книги и чтения средствами визуальной культуры // Библиотечное дело. 2011. № 7 (145). URL: http://www.bibliograf.ru/ issues/2011/4/172/0/1655/ (дата обращения: 15.09.2021).

10. Manliherova M. The growing importance of visual communication and information // Медиа в меняющемся мире: проблемы изучения и преподавания: сборник материалов международной научно-практической конференции кафедры журналистики. Нижний Новгород, 2021. С. 11-16.

11. Yakovlev M. A. Risky field of visual communication: visuality as a mechanism of representation of socio-cultural processes // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2020. № 10 (4А). С. 389-397.

References

1. Balatskaya, N. M. (2003). Dostupnost' kraevedcheskikh resursov [Local history resources availability]. Bibliotechnye fondy: problemy i resheniya [Library collection: problems and solutions], 4, available at: http://www.rba.ru/content/activities/section/12/mag/mag04/5_1.php?papka=12&id_ sec=11 (accessed: 15.09.2021) (in Russ.).

2. Zhabko, Ye. D. (2017). Formirovaniye regional'nogo prostranstva znaniy: ob integratsii i obmene informatsionnymi resursami [The regional knowledge space creation: about integration and exchange of information resources]. Informatsionnyji byulleten'RBA [Information bulletin RLA], 80, pp. 150152 (in Russ.).

3. Dmitrieva, E. V. (2011) "Literaturnaya karta Altayskogo kraya": sovremennye tekhnologii v literaturnom kraevedenii ["Literary map of Altai Region": modern technologies in literary local lore]. Literaturnoe kraevedenie: novye podkhody k staroy teme [Literary local lore: new approaches to the same subject], Barnaul, available at: http://akunb.altlib.ru/files/pdf/res/013.pdf (accessed: 15.09.2021) (in Russ.).

4. Rukovodstvopo kraevedcheskoy deyatel'nosti tsentral'noy biblioteki sub'ekta RF (2017) [Guide to the regional activities of the central library of the Russian Federation subject], ed. N. M. Balatskaya, A. M. Kovalyova, Saint-Petersburg: RNB, 24 p. (in Russ.).

5. Simakova, S.I. (2020). Vizual'nyi mediaobraz - realizaciya esteticheskogo potentsiala zhurnalistskikh materialov [Visual media - implementation of aesthetic potential of journalistic materials]. Izvestiya Ural'skogo federal'nogo universiteta. Seriya 1. Problemy obrazovaniya, nauki i kul 'tury [Proceedings of the Ural Federal University. Series 1. Problems of education, science and culture], 26 (1), pp. 30-36 (in Russ.).

6. Taranenko, L. G. (2018). Kraevedcheskaya deyatel'nost' bibliotek v elektronnoy srede: sostoyanie i perspektivy razvitiya [Local history activities of libraries in the electronic environment: contemporary state and prospects for the development], Kemerovo: Izdatel'stvo KemGIK, 287 p. (in Russ.).

7. Taranenko, L. G. (2017). Literaturnoe kraevedenie v bibliotekakh: novye grani razvitiya [Literary local history in libraries: new ways of development]. Uchyonye zapiski (AGAKI) [Proceedings of Altai State Academy of Culture and Arts], 2, pp. 162-165 (in Russ.).

8. Taranenko, L. G. (2018). Osnovnye napravleniya bibliotechnogo kraevedeniya v elektronnoy srede [The main directions of library regional history in the electronic space]. Kul 'turnaya zhizn' Yuga Rossii [Cultural Studies of Russian South], 2, pp. 95-102. (in Russ.).

9. Yalysheva, V. V. & Stepanova, A. S. (2011). Prodvizhenie knigi i chteniya sredstvami vizual'noy kul'tury [Book and reading promoting through visual culture]. Bibliotechnoe delo [Library science], 7, available at: http://www.bibliograf.ru/issues/2011/4/172/0/1655/ (accessed: 15.09.2021) (in Russ.).

10. Manliherova, M. (2021). The growing importance of visual communication and information. Media v menyayushchemsya mire: problemy izucheniya i prepodavaniya [Media in changing world: problems of study and teaching], Nizhny Novgorod: NNGU, pp. 11-16.

11. Yakovlev, M. A. (2020). Risky field of visual communication: visuality as a mechanism of representation of socio-cultural processes. Ekonomika: vchera, segodnya, zavtra [Economics: yesterday, today and tomorrow], 10 (4А), pp. 389-397. (in Russ.).

Информация об авторах З. В. Вахрамеева - научный сотрудник лаборатории развития электронных ресурсов.

Information about the author Zoya V. Vakhrameeva - Researcher, Laboratory for the Development of Electronic Resources.

Статья поступила в редакцию 26.02.2022; одобрена после рецензирования 22.06.2022;

принята к публикации 27.06.2022. The article was submitted 26.02.2022; approved after reviewing 22.06.2022; accepted for publication 27.06.2022.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. The authors declare no conflicts of interests

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.