Рынок аудиокниг стоит на низком старте: «говорящие» книги скоро будут выпускаться в том числе на флэш-картах. Возможно, это увеличит объем рынка, который сегодня оценивается экспертами в диапазоне от $7 млн. до $20 млн., то есть в сотни раз меньше книжного. Журнал «ВЕСТИ» выяснил, кому принадлежат крупнейшие компании этого сегмента.
Виктория МУСОРИНА
Аудионяня
Забава
для дальнобойщиков
Когда в 1930-х годах из динамиков американских радиоприемников встревоженный голос объявил о том, что Землю захватывают инопланетяне, людей охватила настоящая паника: они бежали, бросая дома и вещи. К счастью, недалеко: выяснилось, что по радио передавали не новости, а радиоспектакль по «Войне миров» Герберта Уэллса . От создания радиоспектаклей до первых аудиокниг в США прошло еще лет 30.
Но даже в 1960-х годах круг слушателей аудиокниг был крайне узок — по сути, он ограничивался дальнобойщиками. Dгivebook — именно так в США называли говорящую продукцию. «На каждой бензоколонке дальнобойщик, заправившись и вкусив гамбургер, мог купить аудиокниги, — рассказал журналу «ВЕСТИ» основатель и гендиректор ком-
пании «Говорящая книга» Владимир По-лищученко. — Сначала это были записи радиопередач, потом появились пересказы толстых романов и уже для более широкой аудитории — образовательные программы».
Мировой рынок аудиокниги оценивается в $8-9 млрд. Это и кассеты 1960-х годов, и книги на современных носителях. Для сравнения: современный российский сектор, по нашим оценкам, «весит» всего $7-$20 млн., хотя стартовал он с американским примерно в одно и то же время. В отличие от США, у нас прежде всего вспомнили о наиболее уязвимых гражданах, а именно — о слепых. По словам генерального продюсера «ЭКСМО-СИ-ДИКОМ» Кирилла Красильникова, рынок аудиокниг начался с записей спектаклей нескольких чтецов для Всесоюзного общества слепых (ВОС).
Участие в записи народного артиста России Алексея Петренко обеспечит успех любой аудиокниге
О чем не думали — так это об авторских правах. Они автоматически отходили к хранителю фонограмм — Гостелерадиофонду. Как правообладатель всех этих фонограмм, именно Гостелерадиофонд дал старт бизнесу многих компаний. «По нынешнему закону права на фонограммы охраняются 50 лет с момента опубликования, — говорит Кра-сильников. — Это означает, что все записанное до 1957 года, — народное достояние».
Первые энтузиасты, смекнувшие, что можно сэкономить на авторских правах, сделали на «народном достоянии» бизнес, выпустив кассеты с литературными записями, в первую очередь детскими сказками и спектаклями. Высокодоходным бизнес назвать бы-
ло нельзя: аудиокассеты были дешевы, зато очень популярны до развала Союза и сформировали первое подобие рынка аудиокниг.
В 1988-1989 годах практически полностью исчезло радио как государственная структура. То есть заказчика, который раньше платил за создание фонограмм, не стало. Новый заказчик—в лице разных издательств — образовался только в начале 2000 года. Одновременно с развитием компьютеров началась война форматов. «В октябре-ноябре 2002 года в Россию завезли несколько морских контейнеров с дисками МР3 из Китая, которые на российских рынках вместо $700 продавались уже по $100-150 за тысячу штук, — вспоминает Владимир Полищу-ченко. — Сразу стало ясно, что новым российским стандартом стал МР3».
Сначала МР3 поддерживали только компьютеры, но когда в таком формате стали выпускать аудиоплееры, магнитолы, стало ясно, по какому пути пойдет развитие рынка аудиокниг. Благодаря тому, что МР3 позволил вместить объем произведения на один диск и сделал выпуск лицензионных дисков конкурентоспособным, индустрия аудиокниг пережила настоящий бум.
Сегодняшние эксперты сходятся во мнении, что современный рынок аудиокниг появился во второй половине 2002 года. К этому моменту ушли компании-однодневки, делающие деньги на выпуске «дешевой» классики и не имевшие ровно никакой стратегии.
Звуки «Ма...»
31 января 2006 года на своей ежегодной пресс-конференции Владимир Путин отметил, что аудиолитература — «очень хорошая форма» познания и что сам он слушает в машине «Курс русской истории» Василия Клю-
чевского. Первыми среагировали покупатели: продажи аудиокниг с лекциями Ключевского резко поползли вверх, за февраль-март был продан годовой тираж в тысячу экземпляров. Потом опомнились производители ау-диокниг: большинство из них бросились издавать Карамзина, Соловьева и других русских историков и философов.
На волне популярности аудиокниг издательский дом «Союз» выпустил роскошный «президентский» тираж «Мастера и Маргариты», а Леонид Ярмольник скромно вручил президенту моноаудиоспектакль «Трудно быть Богом» в собственном исполнении.
На рынке аудиокниг уже 13 версий «Мастера и Маргариты». «Это роковое число должно что-то значить», — убежден президент ИД «Союз»Владимир Воробьев. Пока это означает одно: одинаково хорошо продаваться все 13 версий просто не могут и при спросе на одну-две версии производители остальных оказываются в прямом убытке.
То, что в отрасли некому регулировать поток спроса и предложения, — еще половина беды. В конце концов и на книжном рынке существуют десятки изданий Чехова и Достоевского. Однако любой эксперт подтвердит, что кризис затоваривания и перепроизводства на книжном рынке с этого и начался. Отрасль из него не вышла, даже повысив в два-три раза цены. Существует вероятность, что аудиокниги пойдут по тому же пути: по оценке Владимира Воробьева, стоимость ау-диокниг и книг бумажных уже сегодня постепенно выравнивается.
Сегодня радиоспектакль с известными актерами стоит до $5 тыс., а то и $10 тыс. Если цена диска $2, то прибыль можно получить, продав лишь 5-10 тыс. штук.
Бич рынка аудиокниг — неразвитость каналов продаж. Аудиокниги в основном реализуются в книжных магазинах и в лавках торговцев электроникой. Для последних диски —товар непрофильный, поэтому они в нем не заинтересованы. Получается, что производители аудиокниг сегодня конкурируют не за покупателя, а за торговые точки.
Отношение книжников к аудиокнигам тоже не способствует их успешным продажам. В лучшем случае в книжных магазинах есть специальные стойки с аудиокнигами. Их ощутимый минус — среди книжных полок и витрин с другой медийной продукцией ау-диокниги теряются. Исключение составляет лишь Дом книги «Москва», при входе в который взгляд упирается в ряд стоек с аудио-книгами. Руководству «Москвы» благодарны все без исключения производители. Но мечтают они о большем — о собственных магазинах. Одна проблема — пока ни у кого нет денег, чтобы построить такую сеть. По подсчетам Владимира Воробьева в инфраструктуру рынка необходимо вложить $2 млн., а гендиректор ИДДК Михаил Зло-казов говорит вообще о $500 млн. А пока все зарубежные проекты наших издателей подточены под требования западных лита-гентств.
Упростите выражения!
«Для выпуска аудиокниги произведение должно меняться, — убежден Михаил Зло-казов. — Если мы, например, будем дословно воспроизводить «Войну и мир», это займет 72 часа. Существует фильм на 3,5 часа. Но оттуда убраны отдельные линии, описания, характеры. При этом у Толстого есть места, где на 20 страниц — описание природы. Представляете себе человека, который будет
о о б о т в е н н
Рейтинг собственников рынка аудиокниг
1
Компания
Кто
контролирует
ОБОРОТ В 2006 г. ($ млн.)
ЭКСМО-СИДИКОМ
.митрии акутин
свыше
Ардис
ИД «Союз»
Василий Лядов Владимир Воробьев
ИДДК
Владимир Алайский
Говорящая книга
Владимир Полищученко
2,0 1,8
1,5
1,0
05
Источник: данные компаний, собственные данные
¡прямые инвестиции /№11 [67] £007 | реальный сектор
место
5
z
I
Щ
a
h
u
Ю
о
u
сидеть час и слушать описание природы между двумя интересными сценами? Я — нет. Поэтому роман необходимо обработать и связать части. Но даже при такой связке некоторые детали пропадут. Поэтому большинство из нас предпочитает издавать небольшие произведения, а на пересказ идут ради повышения рентабельности».
Отсутствие технологии переработки книжного текста для подготовки аудиокниги, нехватка сценаристов, актеров, — эти проблемы рынка аудиокниг по своей значимости идут вслед за плохой дистрибьюцией.
«Самый популярный формат аудиокниги
— примерно 25 страниц, то есть один рассказ,
— объясняет Михаил Злоказов. — Но если вы хотите издать роман, вам нужно делать один-два диска: на МР3 максимально кладут 30 часов идеального звука».
Сегодня российский рынок аудиокниг насчитывает 2,5 тыс. названий, а объем рынка оценивается от $7 до 20 млн. Эксперты говорят, что издано было в полтора раза больше. «Многие компании не смогли выдержать правильного соотношения стоимости изготовления и продаж, поэтому разорились», — говорит Михаил Злоказов. Сегодня регулярно — не менее одного произведения в месяц
— выпускают аудиокниги около 50 фирм, лидеры — до пяти произведений в неделю.
Главная цель лидера рынка аудиокниг — компании «СИДИКОМ» — популяризовать аудиокнигу, развить сам рынок и затем шагнуть в регионы.
Слушать подано
Компания «СИДИКОМ» сегодня выпускает весь спектр художественной и обучающей литературы, занимая 97% рынка караоке и 23% рынка аудиокниг при объеме продаж $2 млн. в 2006 году.
Совладелец компании «СИДИКОМ» — уроженец Москвы, 35-летний Дмитрий Ба-кутин. В детстве посещал музыкальную школу по классу баяна, но профессию выбрал далекую от музыки — окончил приборостроительный факультет МАИ. Сегодня Бакутин утверждает, что именно сочетание музыкального и технического образования помогло при разработке караоке — одного из направлений его будущей компании. Работая в фирме «Партия» вместе с пятью партнерами, занялся собственным бизнесом: торговали
В 2002 году, когда каталог аудиокниг в стране ограничивался сотней
названии, у компании Дмитрия Бакутина их было уже 29
корпусами для дисков, а затем, в 1999 году, создали компанию по реализации CD. В этом же году компания Бакутина (остальные пять учредителей на разных этапах вышли из бизнеса) выпустила первый в стране караоке-диск. Примерно тогда же фирму было решено назвать «СИДИКОМ». На рынок аудиокниг она вышла в 2003 году с произведениями Марининой, Лукьяненко, Гаррисона, Саймака, Шейли.
Склады «СИДИКОМа»—лучшие в стране, с них компания торгует продукцией не только своей, но и конкурентов. Но в сентябре этого
Владимир Чичирин намерен за год более чем удвоить производство и продажу аудиокниг: с $2 млн. до $4,5 млн.
года компания неожиданно отказалась от направления аудиокниг. Фирма делегировала все полномочия новому совместному предприятию — «ЭКСМО-СИДИКОМ», возглавил которое экс-директор по рекламе издательства «ЭКСМО» Владимир Чичирин. Было объявлено о покупке издательством 51% акций бизнес-направления аудиокниг «СИДИ-КОМа». Сумма сделки не оглашается, поэтому появились слухи о том, что «ЭКСМО» на самом деле полностью купило «СИДИКОМ».
Руководство «ЭКСМО» в беседе с нашим корреспондентом опровергло такую «интерпретацию событий». Как бы то ни было, СП ожидает синергетического эффекта от объединения с «ЭКСМО», доля которого на издательском рынке оценивается в 14%.
С МР3-носителей аудиокниги постепенно переходят на флэш-карты: уже появился
автомобильный флэш-плеер с закачанным отрывком из рассказа Виктора Пелевина, изданного «СИДИКОМом»
Журналу «ВЕСТИ» стали известны некоторые подробности стратегии СП. Во-первых, компания переориентируется с детской на современную литературу. Это логичный шаг: «ЭКСМО» принадлежит большинство авторских прав на такого рода книги. Еще один момент — аудиокнига у этого производителя не будет дешевой. «Она должна быть сделана очень качественно, от фонограммы до упаковки,—убежден Владимир Чичирин. — Книгу должно быть приятно держать в руках». Следующий элемент — формирование бюджета на продвижение продукта.
Еще один стратегический шаг: развитие дистрибьюции. Чичерин и его партнеры видят будущее аудиокниг не на заправках, хотя не отрицают, что целевой клиент есть и там, — они собираются интенсивно развивать магазинную розницу, открывая мультимедийные отделы. В этом году «ЭКСМО-СИДИКОМ» планирует удвоить объемы производства и продать аудиокниг на $4,5 миллиона.
Семейное чтение
Компания «Ардис» Василия Лядова занимает вторую строчку рейтинга. К сожалению, в компании отказались отвечать на вопросы нашего журнала, сославшись на отсутствие прямой выгоды от участия. По данным компании «СИДИКОМ», «Ардис» занимает 19% рынка аудиокниг. По экспертным оценкам, оборот продаж компании составил примерно $1,8 млн. в 2006 году.
На рынке аудиокниг «Ардис» появился в апреле 2001 года—тогда аудиокниги уже активно записывались в формате МР3. С «Двенадцати стульев» Ильфа и Петрова компания и стартовала. Сегодня каталог аудиокниг, вы-
реальный сектор | прямые инвестиции / №11 [67] gpq7|
пущенных «Ардис», насчитывает около 350 наименований — это более 3,5 тыс. часов «говорящей» литературы. Конкурентное преимущество «Ардис» — собственная студия книго-записи Art Dictation studio. Издательство и студия объединены в Издательский дом. Всей стратегией ведает 48-летний Василий Рюрикович Лядов, доктор медицинских наук.
Как нам рассказал Владимир Полищу-ченко, дело Лядов начинал вместе с супругой, которая занималась продажами продукции, записанной мужем. Бизнес остается семейным: супруги вместе формируют редакционный портфель, заключают договора с правообладателями, работают с режиссерами и исполнителями и создают аудиокниги. Знаменитая книга Ключевского «Курс русской истории» была выпущена как раз издательством «Ардис».
Пожалуй, «Ардис» — единственная компания на рынке, которой удалось создать эффективную дистрибьюцию. Аудиокниги издательства можно купить в медиамаркете в Новых Черемушках. Правда, по словам конкурентов, никакой это не «маркет», а всего лишь небольшой павильон, но у остальных нет и этого. Упрекнуть компанию в пиратстве не рискнули даже конкуренты.
О «Союзе» с книгой
Президент и продюсер ИД «Союз», 33-летний Владимир Воробьев в детстве читать не любил. Однако сегодня качество каждой книги, которая выходит «в тираж», Воробьев проверяет самолично. Говорит, что имеет абсолютный слух — в детстве занимался музыкой. Взяв исходный материал — записанную фонограмму, скажем, 17 часов звука, разбитого на треки, — Воробьев садится и достает блокнотик. Туда он вносит следующую информацию: на таком-то треке, такой-то минуте, такой-то секунде актер, например, шепелявит. Так 17 часов превращаются в шифровку колонок цифр.
«Ребята все цифры находят, вычищают запись и перед отправкой на завод материал отслушивают сотрудники, — раскрывает секреты записи Воробьев. — После завода диск отслушивается снова: заводской брак тоже встречается. За все годы у нас было единственное изъятие дисков из розницы».
Объем выпуска у ИД «Союз» сегодня — 50-100 наименований аудиокниг в год сто-
Владимир Воробьев первым в России купил для своих аудиокниг фирменное оборудование в Германии — 150 стоек-трансформеров
Мечта производителей аудиокниг — собственная сбытовая сеть, для этого необходимо минимум $2 млн.
Таких денег у них пока нет
имостью около $1,5 млн. ИД «Союз» входит в состав ЗАО «Концерн Группа «Союз», специализирующегося на производстве и реализации мультимедийной и книжной продукции, а также музыкальных инструментов. Отдельные компании, работающие под брэндом «Союз», появились на российском рынке в 1992 году. Объединение в холдинговую компанию произошло двумя годами позже, а в единый торговый дом — лишь в 2004 году.
На рынок аудиокниг уроженец Москвы и выпускник истфака МГПУ имени Ленина и Академии внешней торговли Владимир Воробьев пришел, когда никакого издательского дома у «Союза» еще не было. Не существовало и многих сегодняшних игроков. Рынок аудиокниг, по словам Воробьева, в те годы ограничивался лишь «Парадигмой», «СИДИ-КОМом» и «Двумя жирафами», выпускающими детскую литературу. А известная с советских времен компания «Союз» занималась производством и продажей аудио- и видеокассет, но эти направления Воробьева тогда не интересовали.
Создатели «Союза» дали Владимиру Воробьеву карт-бланш. Проблемы с записью и реализацией Воробьев решил достаточно быстро и изобретательно. Его партнером стал киноактер Леонид Ярмольник со своей звукозаписывающей студией. «Мы работали так: я выбирал книгу, связывался с переводчиком, автором, они записывали, я ее продавал и расплачивался с коллективом».
Параллельно Владимир Воробьев закупил для своих аудиокниг фирменное оборудование в Германии — 150 стоек-трансфор-меров Россия увидела впервые. Чтобы стойки не пустовали, на них разрешали ставить продукцию других производителей.
Свою следующую идею—скупить права на все бестселлеры — Воробьев реализовал уже без Ярмольника. «Первые книги записывались очень долго, всем было тяжело, и в 2003 году Леонид ушел». — рассказывает Воробьев. Зато Владимиру остались великолепные записи Ярмольника — с его изображением на обложке. Авторские права на озвученные Ярмольником произведения Воробьев выкупил, выпустив несколько аудио-книг, среди которых — «Трудно быть Богом».
Сегодня «Союз» выпускает до 100 наименований аудиокниг в год. Он ревностно следит за движением книг в каталогах. При этом подумывает о принципиально другом канале распространения — через флэш-карту. Владимир Воробьев обещает первые аудиокниги на этом носителе уже до конца года. Подробности проекта пока не раскрывает, но признается, что это — не единственная его идея-фикс. «Я очень люблю читать, — говорит Владимир Воробьев. — В отличие от многих, я не воспринимаю компьютерные книги, я люблю держать в руках бумажную книгу, обожаю делать пометки на полях».
В планах Воробьева — издавать и печатные книги. Что это — страховка на случай провала в сегменте аудиокниг или продуманная стратегия — покажет время.
Занимательная математика
Четвертый участник нашего рейтинга, компания ИДДК, раздражает своих конкурентов по рынку. ИДДК недоволен президент
о о б о н в е н н
Михаил Злоказов занялся книгами в 1974 году, спекулируя дефицитными изданиями
ИД «Союз» Владимир Воробьев, утверждающий, что компания не платит авторам вознаграждений. Не похвалил фирму и владелец «Парадигмы» Сергей Бугров. Пожалуй, единомышленником ИДДК можно назвать лишь Владимира Полищученко, главу «Говорящей книги». Оба — и Полищученко, и глава ИДДК Михаил Злоказов — не скрывают концептуальной близости своих компаний. Дело в том, что большую часть фонограмм для ИДДК делает как раз «Говорящая книга». Производит ИДДК 15 изданий в неделю, занимая около 5% рынка при объеме продаж в 2006 году около $1 млн. «Пока мы создаем пять аудио-книг в неделю, возможно, увеличим выпуск до пятнадцати», — говорит Злоказов.
Вообще ИДДК — это не только аудиокни-
¡прямые инвестиции /№11 [67] gq07 | реальный сектор
i
i
Щ
a
h
u
Ю
о
u
ги. Компания, принадлежащая 40-летнему Владимиру Алайскому, занимается выпуском музыки на CD, DVD, MP3 - носителях, а также мультимедиа для сотовых телефонов. Доля ИДДК на мультимедийном рынке — почти 12%. Сама аббревиатура расшифровывается как «Издательский дом Домашний компьютер». Но поскольку один «Домашний компьютер» уже есть (это отраслевой журнал), то название было решено не расшифровывать. Направление аудиокниг в ИДДК пришло вместе с Михаилом Злоказовым в 2000 году. С москвичом и выпускником Института геодезии и картографии, Владимиром Алай-ским, владельцем ИДДК, Злоказова связывает многолетняя дружба.
Михаил Злоказов, создатель компании «Альтруист», а позже — Международного центра фантастики, — называет себя иннова-тором. К примеру, сейчас он экспериментирует: хочет взять звук из кинофильма и, соединив его с дикторским текстом, сделать на этой основе радиоспектакль. «В итоге получится полуторачасовой аудиоспектакль, который дает полное представление о фильме», — мечтает Михаил Злоказов.
Сегодня его беспокоит падение объема инвестиций в производство аудиокниг — из-за роста цен на аренду и заработную плату. Как результат—сокращение рентабельности. Поэтому Злоказов предсказывает скорое удорожание аудиокниг. В этом он полностью солидарен с конкурентами из «СИДИКОМа», которые откровенно заявляют о том, что аудио-книга дешевой быть не может. «Действительно, — подтверждает Михаил Злоказов, — потребитель становится богаче. Потенциально он покупает две-четыре аудиокниги в месяц. Вряд ли он будет приобретать больше, если цена повысится на 20 руб., но вряд ли и меньше. А у нас повысится рентабельность, однако с учетом инфляции она снова снизится до нуля. Поэтому цены на аудиокниги нужно повышать не на 10-25%, а в два-три раза».
По словам Михаила Злоказова, основное развитие сегмента аудиокниг у ИДДК обеспечит русская классика и обучающая литература для школы. «Мы будем переводить в аудиоформат всю школьную программу, даже математику, — сообщил он. — Уже заканчиваем русский язык, работаем над физикой, математикой, историей. Не знаем, что получится, но попробуем». Его сосед по рейтингу— тоже любитель смелых бизнес-экспериментов. Компания Владимира Полищученко собирается продавать книги через специальные автоматы и на автозаправках.
Психологическая атака
«Говорящая книга» с оборотом продаж примерно в $500 тыс., занимающая пятую строчку нашего рейтинга, родилась из бизнес-игры, которую придумала группа психологов, IT-специалистов и начинающих фило-
софов. В 1990-е годы все эти люди, работавшие в психологической компании «Триво-ла», проводили серии семинаров для бизнесменов по стратегическим играм и планированию бизнеса.
Молодым специалистам нужно было где-то публиковаться. «Но рынок был завален «мясом» — так называли блокбастеры и репринты, — вспоминает Владимир Полищу-ченко. — И мы создали в «Триволе» издательское направление, публикуя психологические работы. Наша задача была сформировать рынок психологической литературы в стране». К 1996 году, когда «Триволу» стали финансировать разные фонды и литература раскупалась, команда Полищученко поняла, что у них все получилось.
Стать заметным игроком на рынке психологической литературы им так и не удалось, но зато получилось вовремя оттуда уйти. «Мы свернули издательскую деятельность, когда рынок был на грани стагнации, — говорит Полищученко. — Но семинары продолжались. Один из них — стратегическое построение новых продуктов и рынков. Поначалу проект был бизнес-игрой: участники нашли идею, изучили рынок, просчитали его перспективы и разработали стратегию развития. А потом подумали: почему бы не заняться этим всерьез?» Начали с создания электронных книг.
В 1994 году «Тривола» показала первую
Идея создать компанию у Владимира Полищученко родилась во время проведения психологической игры для бизнесменов
электронную книгу «Россия в фотографии» на выставке «Читающая Россия». Эта была книга на четырех компьютерных дисках объемом 600 Мб, охватывающая всю историю фотографии. Книгу сделали совместно с журналом «Советское фото». Проблема была одна — в стране ее некому было читать и продавать. Поэтому издание с большой радостью купили немцы. «А мы начали интенсивно готовить развитие рынка электронной литературы, — рассказал журналу «ВЕСТИ» Полищученко. — С 1995 года мы выпустили несколько десятков первых в России электронных книг. Продавать их было необыкновенно тяжело — книжные магазины просто не понимали, как работать с этим товаром».
У Полищученко четкая цель — обеспечить аудиокнигами автомобилистов. Ради этого он готов идти на определенные траты: например, купить автоматы для продажи ау-диокниг и поставить их рядом с заправками.
Знаменитые артисты за запись аудиокниги получают от $500 до $10 тысяч
«Тогда им придется только смириться и включиться в игру», — смело прогнозирует свой успех Полищученко.
Главная проблема — было бы что продавать. В этом году вместо 200 аудиокниг в месяц компания выпускает только 100. Сам Полищученко объясняет причины спада структурной перестройкой. «Мы начали строить дистрибьюторскую сеть, прорабатывать новые инновационные способы доставки продукции потребителю».
Но главная причина спада — «Говорящая книга» произвела в четыре раза больше аудиокниг для других компаний: ИДДК, «Экстрапринт». Похоже, зарабатывать на записи фонограммы для правообладателя выгодней, чем покупать права и производить ау-диокниги под собственными брэндами. Однако окончательно переходить на аутсорсинг «Говорящая книга» не собирается, утверждает Полищученко.
Пока никто из нынешних «грандов» не хочет и думать о том, что их могут потеснить молодые конкуренты. Между тем в затылок им дышат издательства, одно за другим открывающие направления производства и продаж аудиокниг. На рынок уже вышли «АСТ-аудио-книга», «Добрая книга», «Альпина Бизнес Букс». В планах «Олмы» и Rambler - потеснить сразу всех лидеров, вместе взятых: компании договорились о выпуске электронных версий для электронных библиотек. Уже сейчас Rambler инвестирует внушительные деньги в сканирование книг и создание электронных версий. Еще пять лет назад никто не мог предположить, как мгновенно аудиокниги перейдут с DVD на МР3. Их уже можно слушать через флэш-карту, как и электронные книги.
Ну а пока российский рынок аудиокниг далек от насыщения. По оценкам экспертов, он освоен лишь на 5-10%.
реальный сектор | прямые инвестиции / №11 [67] gqp7|