Научная статья на тему 'Аудионяня'

Аудионяня Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
291
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Аудионяня»

Рынок аудиокниг стоит на низком старте: «говорящие» книги скоро будут выпускаться в том числе на флэш-картах. Возможно, это увеличит объем рынка, который сегодня оценивается экспертами в диапазоне от $7 млн. до $20 млн., то есть в сотни раз меньше книжного. Журнал «ВЕСТИ» выяснил, кому принадлежат крупнейшие компании этого сегмента.

Виктория МУСОРИНА

Аудионяня

Забава

для дальнобойщиков

Когда в 1930-х годах из динамиков американских радиоприемников встревоженный голос объявил о том, что Землю захватывают инопланетяне, людей охватила настоящая паника: они бежали, бросая дома и вещи. К счастью, недалеко: выяснилось, что по радио передавали не новости, а радиоспектакль по «Войне миров» Герберта Уэллса . От создания радиоспектаклей до первых аудиокниг в США прошло еще лет 30.

Но даже в 1960-х годах круг слушателей аудиокниг был крайне узок — по сути, он ограничивался дальнобойщиками. Dгivebook — именно так в США называли говорящую продукцию. «На каждой бензоколонке дальнобойщик, заправившись и вкусив гамбургер, мог купить аудиокниги, — рассказал журналу «ВЕСТИ» основатель и гендиректор ком-

пании «Говорящая книга» Владимир По-лищученко. — Сначала это были записи радиопередач, потом появились пересказы толстых романов и уже для более широкой аудитории — образовательные программы».

Мировой рынок аудиокниги оценивается в $8-9 млрд. Это и кассеты 1960-х годов, и книги на современных носителях. Для сравнения: современный российский сектор, по нашим оценкам, «весит» всего $7-$20 млн., хотя стартовал он с американским примерно в одно и то же время. В отличие от США, у нас прежде всего вспомнили о наиболее уязвимых гражданах, а именно — о слепых. По словам генерального продюсера «ЭКСМО-СИ-ДИКОМ» Кирилла Красильникова, рынок аудиокниг начался с записей спектаклей нескольких чтецов для Всесоюзного общества слепых (ВОС).

Участие в записи народного артиста России Алексея Петренко обеспечит успех любой аудиокниге

О чем не думали — так это об авторских правах. Они автоматически отходили к хранителю фонограмм — Гостелерадиофонду. Как правообладатель всех этих фонограмм, именно Гостелерадиофонд дал старт бизнесу многих компаний. «По нынешнему закону права на фонограммы охраняются 50 лет с момента опубликования, — говорит Кра-сильников. — Это означает, что все записанное до 1957 года, — народное достояние».

Первые энтузиасты, смекнувшие, что можно сэкономить на авторских правах, сделали на «народном достоянии» бизнес, выпустив кассеты с литературными записями, в первую очередь детскими сказками и спектаклями. Высокодоходным бизнес назвать бы-

ло нельзя: аудиокассеты были дешевы, зато очень популярны до развала Союза и сформировали первое подобие рынка аудиокниг.

В 1988-1989 годах практически полностью исчезло радио как государственная структура. То есть заказчика, который раньше платил за создание фонограмм, не стало. Новый заказчик—в лице разных издательств — образовался только в начале 2000 года. Одновременно с развитием компьютеров началась война форматов. «В октябре-ноябре 2002 года в Россию завезли несколько морских контейнеров с дисками МР3 из Китая, которые на российских рынках вместо $700 продавались уже по $100-150 за тысячу штук, — вспоминает Владимир Полищу-ченко. — Сразу стало ясно, что новым российским стандартом стал МР3».

Сначала МР3 поддерживали только компьютеры, но когда в таком формате стали выпускать аудиоплееры, магнитолы, стало ясно, по какому пути пойдет развитие рынка аудиокниг. Благодаря тому, что МР3 позволил вместить объем произведения на один диск и сделал выпуск лицензионных дисков конкурентоспособным, индустрия аудиокниг пережила настоящий бум.

Сегодняшние эксперты сходятся во мнении, что современный рынок аудиокниг появился во второй половине 2002 года. К этому моменту ушли компании-однодневки, делающие деньги на выпуске «дешевой» классики и не имевшие ровно никакой стратегии.

Звуки «Ма...»

31 января 2006 года на своей ежегодной пресс-конференции Владимир Путин отметил, что аудиолитература — «очень хорошая форма» познания и что сам он слушает в машине «Курс русской истории» Василия Клю-

чевского. Первыми среагировали покупатели: продажи аудиокниг с лекциями Ключевского резко поползли вверх, за февраль-март был продан годовой тираж в тысячу экземпляров. Потом опомнились производители ау-диокниг: большинство из них бросились издавать Карамзина, Соловьева и других русских историков и философов.

На волне популярности аудиокниг издательский дом «Союз» выпустил роскошный «президентский» тираж «Мастера и Маргариты», а Леонид Ярмольник скромно вручил президенту моноаудиоспектакль «Трудно быть Богом» в собственном исполнении.

На рынке аудиокниг уже 13 версий «Мастера и Маргариты». «Это роковое число должно что-то значить», — убежден президент ИД «Союз»Владимир Воробьев. Пока это означает одно: одинаково хорошо продаваться все 13 версий просто не могут и при спросе на одну-две версии производители остальных оказываются в прямом убытке.

То, что в отрасли некому регулировать поток спроса и предложения, — еще половина беды. В конце концов и на книжном рынке существуют десятки изданий Чехова и Достоевского. Однако любой эксперт подтвердит, что кризис затоваривания и перепроизводства на книжном рынке с этого и начался. Отрасль из него не вышла, даже повысив в два-три раза цены. Существует вероятность, что аудиокниги пойдут по тому же пути: по оценке Владимира Воробьева, стоимость ау-диокниг и книг бумажных уже сегодня постепенно выравнивается.

Сегодня радиоспектакль с известными актерами стоит до $5 тыс., а то и $10 тыс. Если цена диска $2, то прибыль можно получить, продав лишь 5-10 тыс. штук.

Бич рынка аудиокниг — неразвитость каналов продаж. Аудиокниги в основном реализуются в книжных магазинах и в лавках торговцев электроникой. Для последних диски —товар непрофильный, поэтому они в нем не заинтересованы. Получается, что производители аудиокниг сегодня конкурируют не за покупателя, а за торговые точки.

Отношение книжников к аудиокнигам тоже не способствует их успешным продажам. В лучшем случае в книжных магазинах есть специальные стойки с аудиокнигами. Их ощутимый минус — среди книжных полок и витрин с другой медийной продукцией ау-диокниги теряются. Исключение составляет лишь Дом книги «Москва», при входе в который взгляд упирается в ряд стоек с аудио-книгами. Руководству «Москвы» благодарны все без исключения производители. Но мечтают они о большем — о собственных магазинах. Одна проблема — пока ни у кого нет денег, чтобы построить такую сеть. По подсчетам Владимира Воробьева в инфраструктуру рынка необходимо вложить $2 млн., а гендиректор ИДДК Михаил Зло-казов говорит вообще о $500 млн. А пока все зарубежные проекты наших издателей подточены под требования западных лита-гентств.

Упростите выражения!

«Для выпуска аудиокниги произведение должно меняться, — убежден Михаил Зло-казов. — Если мы, например, будем дословно воспроизводить «Войну и мир», это займет 72 часа. Существует фильм на 3,5 часа. Но оттуда убраны отдельные линии, описания, характеры. При этом у Толстого есть места, где на 20 страниц — описание природы. Представляете себе человека, который будет

о о б о т в е н н

Рейтинг собственников рынка аудиокниг

1

Компания

Кто

контролирует

ОБОРОТ В 2006 г. ($ млн.)

ЭКСМО-СИДИКОМ

.митрии акутин

свыше

Ардис

ИД «Союз»

Василий Лядов Владимир Воробьев

ИДДК

Владимир Алайский

Говорящая книга

Владимир Полищученко

2,0 1,8

1,5

1,0

05

Источник: данные компаний, собственные данные

¡прямые инвестиции /№11 [67] £007 | реальный сектор

место

5

z

I

Щ

a

h

u

Ю

о

u

сидеть час и слушать описание природы между двумя интересными сценами? Я — нет. Поэтому роман необходимо обработать и связать части. Но даже при такой связке некоторые детали пропадут. Поэтому большинство из нас предпочитает издавать небольшие произведения, а на пересказ идут ради повышения рентабельности».

Отсутствие технологии переработки книжного текста для подготовки аудиокниги, нехватка сценаристов, актеров, — эти проблемы рынка аудиокниг по своей значимости идут вслед за плохой дистрибьюцией.

«Самый популярный формат аудиокниги

— примерно 25 страниц, то есть один рассказ,

— объясняет Михаил Злоказов. — Но если вы хотите издать роман, вам нужно делать один-два диска: на МР3 максимально кладут 30 часов идеального звука».

Сегодня российский рынок аудиокниг насчитывает 2,5 тыс. названий, а объем рынка оценивается от $7 до 20 млн. Эксперты говорят, что издано было в полтора раза больше. «Многие компании не смогли выдержать правильного соотношения стоимости изготовления и продаж, поэтому разорились», — говорит Михаил Злоказов. Сегодня регулярно — не менее одного произведения в месяц

— выпускают аудиокниги около 50 фирм, лидеры — до пяти произведений в неделю.

Главная цель лидера рынка аудиокниг — компании «СИДИКОМ» — популяризовать аудиокнигу, развить сам рынок и затем шагнуть в регионы.

Слушать подано

Компания «СИДИКОМ» сегодня выпускает весь спектр художественной и обучающей литературы, занимая 97% рынка караоке и 23% рынка аудиокниг при объеме продаж $2 млн. в 2006 году.

Совладелец компании «СИДИКОМ» — уроженец Москвы, 35-летний Дмитрий Ба-кутин. В детстве посещал музыкальную школу по классу баяна, но профессию выбрал далекую от музыки — окончил приборостроительный факультет МАИ. Сегодня Бакутин утверждает, что именно сочетание музыкального и технического образования помогло при разработке караоке — одного из направлений его будущей компании. Работая в фирме «Партия» вместе с пятью партнерами, занялся собственным бизнесом: торговали

В 2002 году, когда каталог аудиокниг в стране ограничивался сотней

названии, у компании Дмитрия Бакутина их было уже 29

корпусами для дисков, а затем, в 1999 году, создали компанию по реализации CD. В этом же году компания Бакутина (остальные пять учредителей на разных этапах вышли из бизнеса) выпустила первый в стране караоке-диск. Примерно тогда же фирму было решено назвать «СИДИКОМ». На рынок аудиокниг она вышла в 2003 году с произведениями Марининой, Лукьяненко, Гаррисона, Саймака, Шейли.

Склады «СИДИКОМа»—лучшие в стране, с них компания торгует продукцией не только своей, но и конкурентов. Но в сентябре этого

Владимир Чичирин намерен за год более чем удвоить производство и продажу аудиокниг: с $2 млн. до $4,5 млн.

года компания неожиданно отказалась от направления аудиокниг. Фирма делегировала все полномочия новому совместному предприятию — «ЭКСМО-СИДИКОМ», возглавил которое экс-директор по рекламе издательства «ЭКСМО» Владимир Чичирин. Было объявлено о покупке издательством 51% акций бизнес-направления аудиокниг «СИДИ-КОМа». Сумма сделки не оглашается, поэтому появились слухи о том, что «ЭКСМО» на самом деле полностью купило «СИДИКОМ».

Руководство «ЭКСМО» в беседе с нашим корреспондентом опровергло такую «интерпретацию событий». Как бы то ни было, СП ожидает синергетического эффекта от объединения с «ЭКСМО», доля которого на издательском рынке оценивается в 14%.

С МР3-носителей аудиокниги постепенно переходят на флэш-карты: уже появился

автомобильный флэш-плеер с закачанным отрывком из рассказа Виктора Пелевина, изданного «СИДИКОМом»

Журналу «ВЕСТИ» стали известны некоторые подробности стратегии СП. Во-первых, компания переориентируется с детской на современную литературу. Это логичный шаг: «ЭКСМО» принадлежит большинство авторских прав на такого рода книги. Еще один момент — аудиокнига у этого производителя не будет дешевой. «Она должна быть сделана очень качественно, от фонограммы до упаковки,—убежден Владимир Чичирин. — Книгу должно быть приятно держать в руках». Следующий элемент — формирование бюджета на продвижение продукта.

Еще один стратегический шаг: развитие дистрибьюции. Чичерин и его партнеры видят будущее аудиокниг не на заправках, хотя не отрицают, что целевой клиент есть и там, — они собираются интенсивно развивать магазинную розницу, открывая мультимедийные отделы. В этом году «ЭКСМО-СИДИКОМ» планирует удвоить объемы производства и продать аудиокниг на $4,5 миллиона.

Семейное чтение

Компания «Ардис» Василия Лядова занимает вторую строчку рейтинга. К сожалению, в компании отказались отвечать на вопросы нашего журнала, сославшись на отсутствие прямой выгоды от участия. По данным компании «СИДИКОМ», «Ардис» занимает 19% рынка аудиокниг. По экспертным оценкам, оборот продаж компании составил примерно $1,8 млн. в 2006 году.

На рынке аудиокниг «Ардис» появился в апреле 2001 года—тогда аудиокниги уже активно записывались в формате МР3. С «Двенадцати стульев» Ильфа и Петрова компания и стартовала. Сегодня каталог аудиокниг, вы-

реальный сектор | прямые инвестиции / №11 [67] gpq7|

пущенных «Ардис», насчитывает около 350 наименований — это более 3,5 тыс. часов «говорящей» литературы. Конкурентное преимущество «Ардис» — собственная студия книго-записи Art Dictation studio. Издательство и студия объединены в Издательский дом. Всей стратегией ведает 48-летний Василий Рюрикович Лядов, доктор медицинских наук.

Как нам рассказал Владимир Полищу-ченко, дело Лядов начинал вместе с супругой, которая занималась продажами продукции, записанной мужем. Бизнес остается семейным: супруги вместе формируют редакционный портфель, заключают договора с правообладателями, работают с режиссерами и исполнителями и создают аудиокниги. Знаменитая книга Ключевского «Курс русской истории» была выпущена как раз издательством «Ардис».

Пожалуй, «Ардис» — единственная компания на рынке, которой удалось создать эффективную дистрибьюцию. Аудиокниги издательства можно купить в медиамаркете в Новых Черемушках. Правда, по словам конкурентов, никакой это не «маркет», а всего лишь небольшой павильон, но у остальных нет и этого. Упрекнуть компанию в пиратстве не рискнули даже конкуренты.

О «Союзе» с книгой

Президент и продюсер ИД «Союз», 33-летний Владимир Воробьев в детстве читать не любил. Однако сегодня качество каждой книги, которая выходит «в тираж», Воробьев проверяет самолично. Говорит, что имеет абсолютный слух — в детстве занимался музыкой. Взяв исходный материал — записанную фонограмму, скажем, 17 часов звука, разбитого на треки, — Воробьев садится и достает блокнотик. Туда он вносит следующую информацию: на таком-то треке, такой-то минуте, такой-то секунде актер, например, шепелявит. Так 17 часов превращаются в шифровку колонок цифр.

«Ребята все цифры находят, вычищают запись и перед отправкой на завод материал отслушивают сотрудники, — раскрывает секреты записи Воробьев. — После завода диск отслушивается снова: заводской брак тоже встречается. За все годы у нас было единственное изъятие дисков из розницы».

Объем выпуска у ИД «Союз» сегодня — 50-100 наименований аудиокниг в год сто-

Владимир Воробьев первым в России купил для своих аудиокниг фирменное оборудование в Германии — 150 стоек-трансформеров

Мечта производителей аудиокниг — собственная сбытовая сеть, для этого необходимо минимум $2 млн.

Таких денег у них пока нет

имостью около $1,5 млн. ИД «Союз» входит в состав ЗАО «Концерн Группа «Союз», специализирующегося на производстве и реализации мультимедийной и книжной продукции, а также музыкальных инструментов. Отдельные компании, работающие под брэндом «Союз», появились на российском рынке в 1992 году. Объединение в холдинговую компанию произошло двумя годами позже, а в единый торговый дом — лишь в 2004 году.

На рынок аудиокниг уроженец Москвы и выпускник истфака МГПУ имени Ленина и Академии внешней торговли Владимир Воробьев пришел, когда никакого издательского дома у «Союза» еще не было. Не существовало и многих сегодняшних игроков. Рынок аудиокниг, по словам Воробьева, в те годы ограничивался лишь «Парадигмой», «СИДИ-КОМом» и «Двумя жирафами», выпускающими детскую литературу. А известная с советских времен компания «Союз» занималась производством и продажей аудио- и видеокассет, но эти направления Воробьева тогда не интересовали.

Создатели «Союза» дали Владимиру Воробьеву карт-бланш. Проблемы с записью и реализацией Воробьев решил достаточно быстро и изобретательно. Его партнером стал киноактер Леонид Ярмольник со своей звукозаписывающей студией. «Мы работали так: я выбирал книгу, связывался с переводчиком, автором, они записывали, я ее продавал и расплачивался с коллективом».

Параллельно Владимир Воробьев закупил для своих аудиокниг фирменное оборудование в Германии — 150 стоек-трансфор-меров Россия увидела впервые. Чтобы стойки не пустовали, на них разрешали ставить продукцию других производителей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Свою следующую идею—скупить права на все бестселлеры — Воробьев реализовал уже без Ярмольника. «Первые книги записывались очень долго, всем было тяжело, и в 2003 году Леонид ушел». — рассказывает Воробьев. Зато Владимиру остались великолепные записи Ярмольника — с его изображением на обложке. Авторские права на озвученные Ярмольником произведения Воробьев выкупил, выпустив несколько аудио-книг, среди которых — «Трудно быть Богом».

Сегодня «Союз» выпускает до 100 наименований аудиокниг в год. Он ревностно следит за движением книг в каталогах. При этом подумывает о принципиально другом канале распространения — через флэш-карту. Владимир Воробьев обещает первые аудиокниги на этом носителе уже до конца года. Подробности проекта пока не раскрывает, но признается, что это — не единственная его идея-фикс. «Я очень люблю читать, — говорит Владимир Воробьев. — В отличие от многих, я не воспринимаю компьютерные книги, я люблю держать в руках бумажную книгу, обожаю делать пометки на полях».

В планах Воробьева — издавать и печатные книги. Что это — страховка на случай провала в сегменте аудиокниг или продуманная стратегия — покажет время.

Занимательная математика

Четвертый участник нашего рейтинга, компания ИДДК, раздражает своих конкурентов по рынку. ИДДК недоволен президент

о о б о н в е н н

Михаил Злоказов занялся книгами в 1974 году, спекулируя дефицитными изданиями

ИД «Союз» Владимир Воробьев, утверждающий, что компания не платит авторам вознаграждений. Не похвалил фирму и владелец «Парадигмы» Сергей Бугров. Пожалуй, единомышленником ИДДК можно назвать лишь Владимира Полищученко, главу «Говорящей книги». Оба — и Полищученко, и глава ИДДК Михаил Злоказов — не скрывают концептуальной близости своих компаний. Дело в том, что большую часть фонограмм для ИДДК делает как раз «Говорящая книга». Производит ИДДК 15 изданий в неделю, занимая около 5% рынка при объеме продаж в 2006 году около $1 млн. «Пока мы создаем пять аудио-книг в неделю, возможно, увеличим выпуск до пятнадцати», — говорит Злоказов.

Вообще ИДДК — это не только аудиокни-

¡прямые инвестиции /№11 [67] gq07 | реальный сектор

i

i

Щ

a

h

u

Ю

о

u

ги. Компания, принадлежащая 40-летнему Владимиру Алайскому, занимается выпуском музыки на CD, DVD, MP3 - носителях, а также мультимедиа для сотовых телефонов. Доля ИДДК на мультимедийном рынке — почти 12%. Сама аббревиатура расшифровывается как «Издательский дом Домашний компьютер». Но поскольку один «Домашний компьютер» уже есть (это отраслевой журнал), то название было решено не расшифровывать. Направление аудиокниг в ИДДК пришло вместе с Михаилом Злоказовым в 2000 году. С москвичом и выпускником Института геодезии и картографии, Владимиром Алай-ским, владельцем ИДДК, Злоказова связывает многолетняя дружба.

Михаил Злоказов, создатель компании «Альтруист», а позже — Международного центра фантастики, — называет себя иннова-тором. К примеру, сейчас он экспериментирует: хочет взять звук из кинофильма и, соединив его с дикторским текстом, сделать на этой основе радиоспектакль. «В итоге получится полуторачасовой аудиоспектакль, который дает полное представление о фильме», — мечтает Михаил Злоказов.

Сегодня его беспокоит падение объема инвестиций в производство аудиокниг — из-за роста цен на аренду и заработную плату. Как результат—сокращение рентабельности. Поэтому Злоказов предсказывает скорое удорожание аудиокниг. В этом он полностью солидарен с конкурентами из «СИДИКОМа», которые откровенно заявляют о том, что аудио-книга дешевой быть не может. «Действительно, — подтверждает Михаил Злоказов, — потребитель становится богаче. Потенциально он покупает две-четыре аудиокниги в месяц. Вряд ли он будет приобретать больше, если цена повысится на 20 руб., но вряд ли и меньше. А у нас повысится рентабельность, однако с учетом инфляции она снова снизится до нуля. Поэтому цены на аудиокниги нужно повышать не на 10-25%, а в два-три раза».

По словам Михаила Злоказова, основное развитие сегмента аудиокниг у ИДДК обеспечит русская классика и обучающая литература для школы. «Мы будем переводить в аудиоформат всю школьную программу, даже математику, — сообщил он. — Уже заканчиваем русский язык, работаем над физикой, математикой, историей. Не знаем, что получится, но попробуем». Его сосед по рейтингу— тоже любитель смелых бизнес-экспериментов. Компания Владимира Полищученко собирается продавать книги через специальные автоматы и на автозаправках.

Психологическая атака

«Говорящая книга» с оборотом продаж примерно в $500 тыс., занимающая пятую строчку нашего рейтинга, родилась из бизнес-игры, которую придумала группа психологов, IT-специалистов и начинающих фило-

софов. В 1990-е годы все эти люди, работавшие в психологической компании «Триво-ла», проводили серии семинаров для бизнесменов по стратегическим играм и планированию бизнеса.

Молодым специалистам нужно было где-то публиковаться. «Но рынок был завален «мясом» — так называли блокбастеры и репринты, — вспоминает Владимир Полищу-ченко. — И мы создали в «Триволе» издательское направление, публикуя психологические работы. Наша задача была сформировать рынок психологической литературы в стране». К 1996 году, когда «Триволу» стали финансировать разные фонды и литература раскупалась, команда Полищученко поняла, что у них все получилось.

Стать заметным игроком на рынке психологической литературы им так и не удалось, но зато получилось вовремя оттуда уйти. «Мы свернули издательскую деятельность, когда рынок был на грани стагнации, — говорит Полищученко. — Но семинары продолжались. Один из них — стратегическое построение новых продуктов и рынков. Поначалу проект был бизнес-игрой: участники нашли идею, изучили рынок, просчитали его перспективы и разработали стратегию развития. А потом подумали: почему бы не заняться этим всерьез?» Начали с создания электронных книг.

В 1994 году «Тривола» показала первую

Идея создать компанию у Владимира Полищученко родилась во время проведения психологической игры для бизнесменов

электронную книгу «Россия в фотографии» на выставке «Читающая Россия». Эта была книга на четырех компьютерных дисках объемом 600 Мб, охватывающая всю историю фотографии. Книгу сделали совместно с журналом «Советское фото». Проблема была одна — в стране ее некому было читать и продавать. Поэтому издание с большой радостью купили немцы. «А мы начали интенсивно готовить развитие рынка электронной литературы, — рассказал журналу «ВЕСТИ» Полищученко. — С 1995 года мы выпустили несколько десятков первых в России электронных книг. Продавать их было необыкновенно тяжело — книжные магазины просто не понимали, как работать с этим товаром».

У Полищученко четкая цель — обеспечить аудиокнигами автомобилистов. Ради этого он готов идти на определенные траты: например, купить автоматы для продажи ау-диокниг и поставить их рядом с заправками.

Знаменитые артисты за запись аудиокниги получают от $500 до $10 тысяч

«Тогда им придется только смириться и включиться в игру», — смело прогнозирует свой успех Полищученко.

Главная проблема — было бы что продавать. В этом году вместо 200 аудиокниг в месяц компания выпускает только 100. Сам Полищученко объясняет причины спада структурной перестройкой. «Мы начали строить дистрибьюторскую сеть, прорабатывать новые инновационные способы доставки продукции потребителю».

Но главная причина спада — «Говорящая книга» произвела в четыре раза больше аудиокниг для других компаний: ИДДК, «Экстрапринт». Похоже, зарабатывать на записи фонограммы для правообладателя выгодней, чем покупать права и производить ау-диокниги под собственными брэндами. Однако окончательно переходить на аутсорсинг «Говорящая книга» не собирается, утверждает Полищученко.

Пока никто из нынешних «грандов» не хочет и думать о том, что их могут потеснить молодые конкуренты. Между тем в затылок им дышат издательства, одно за другим открывающие направления производства и продаж аудиокниг. На рынок уже вышли «АСТ-аудио-книга», «Добрая книга», «Альпина Бизнес Букс». В планах «Олмы» и Rambler - потеснить сразу всех лидеров, вместе взятых: компании договорились о выпуске электронных версий для электронных библиотек. Уже сейчас Rambler инвестирует внушительные деньги в сканирование книг и создание электронных версий. Еще пять лет назад никто не мог предположить, как мгновенно аудиокниги перейдут с DVD на МР3. Их уже можно слушать через флэш-карту, как и электронные книги.

Ну а пока российский рынок аудиокниг далек от насыщения. По оценкам экспертов, он освоен лишь на 5-10%.

реальный сектор | прямые инвестиции / №11 [67] gqp7|

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.