УДК 37 DOI 10.1273717742
аудиоэкскурсия как средство проектирования доступной среды для слабовидящих (незрячих) людей
Ходякова Наталия Владимировна, доктор педагогических наук, доцент, начальник кафедры информатики и математики, руководитель научно-экспериментальной лаборатории новых информационных технологий, Hodyakova@rambler.ru, ФГКОУ ВО «Волгоградская академия МВД России»,
Ходяков Дмитрий Андреевич, кандидат педагогических наук, главный специалист по въездному туризму, ООО «Туристическая компания «Волгоград»», DmitryKhodyakov@gmail.com, г. Волгоград, Российская Федерация
В статье рассматривается проблема социальной и культурной адаптации, а также педагогической поддержки непрерывного личностного развития слабовидящих (незрячих) людей. Приводится краткий обзор различных аспектов указанной проблемы. Отмечается актуальность создания доступной среды для названной группы людей с ограниченными возможностями. Описываются психолого-педагогические закономерности, лежащие в основе проектирования среды развития личности, значимые компоненты среды (стимулы, процессуальные возможности, развивающее содержание коммуникации и деятельности), обеспечивающие процесс непрерывно возрастающего субъектного статуса человека в процессе его жизнедеятельности. Характеризуется специфика адаптации и реабилитации инвалидов, потерявших зрение на поздних этапах онтогененза. Выявляются особенности восприятия ими своего окружения, типичные для данной группы инвалидов эмоциональные переживания и специальные потребности. Определяется необходимость психолого-педагогической поддержки и внешней помощи слабовидящим (незрячим) людям, обладающим различным субъектным статусом. Решение заявленной проблемы расширения границ доступной для слабовидящих (незрячих) людей среды авторы ищут в сфере туризма. Ими предлагается разрабатывать для инвалидов по зрению особый вид экскурсий — аудиоэкскурсии, позволяющие воссоздавать звуковую атмосферу познания новых мест и культурных достопримечательностей. Рассматриваются качественные различия аудиоэкскурсии и аудиогида. Приводятся авторские рекомендации по проектированию аудиоэкскурсий для слабовидящих (незрячих) людей. Предлагается алгоритм технологии создания аудиоэкскурсии, состоящий из пяти шагов. Перечисляются необходимые условия для проектирования аудиоэкскурсий: состав требуемых для реализации проекта специалистов и перечень материально-технических средств. Подчеркивается социальная значимость деятельности по созданию аудиоэкскурсий для здоровых людей.
Ключевые слова: доступная среда, педагогическое проектирование, аудиоэкскурсия
В последние годы возросло внимание российского общества к проблемам людей с ограниченными возможностями. Об этом можно судить и по многочисленным публикациям в средствах массовой информации, посвященным этим проблемам, и по постепенно изменяющемуся отношению людей к инвалидам, и по реальным изменениям социальной инфраструктуры в нашей стране. В 2014 году Правительством Российской Федерации утверждена Государственная программа «Доступная среда», целью которой является создание условий для свободного доступа инвалидов к различным объектам и услугам, совершенствование механизма предоставления подобных услуг для их
социальной реабилитации1. С целью реабилитации слепых разрабатываются и активно применяются информационные технологии2.
Отдельные вопросы проектирования ориентированных на инвалидов социальных и культурных сред обсуждаются на страницах научных изданий. Исследователями поднимаются проблемы преодоления низкого социально-культурного
1 Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г № 297 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011—2015 годы».
2 Внедрение компьютерных технологий для слепых и слабовидящих // Всероссийское общество слепых. Институт профессиональной реабилитации и подготовки персонала Всероссийского общества слепых «Реакомп». URL: http:// www.rehacomp.ru/publications/Books/Books_217.html (дата обращения 22.12.2015).
статуса людей с ограниченными возможностями (А.А. Алексеенок, А.Ю. Домбровская), обеспечения стратегии их субъективной и независимой жизни в условиях информационной среды, их успешной мировоззренческой идентификации (К. Калишевска, Т. Жулковска), субкультурной специфики общения инвалидов (Ю.С. Моздоко-ва) [1-4] и др.
В педагогической науке раскрыты и общие методологические основания проектирования социокультурных сред развития человека, понимаемого как постепенное изменение его субъектной роли в окружающей среде: 1) субъект восприятия среды и психологической адаптации в ней; 2) субъект самостоятельной деятельности и свободного выбора в среде; 3) субъект диалогического общения в среде и рефлексии взаимоотношений с ней; 4) субъект саморегуляции, самоизменения и преобразования среды (В.В. Сериков, Н.В. Хо-дякова). Слабовидящие и незрячие из-за своих ограниченных возможностей чаще всего имеют статус субъекта восприятия среды и психологической адаптации в ней. Однако полноценность жизни и личностное благополучие этой группы людей с ограниченными возможностями во многом зависит от того, смогут ли они обрести другие — более высокие субъектные статусы. Значит, речь должна идти о проектировании для них специальных социокультурных сред, в которых эти статусы могли бы быть естественным образом освоены. Что же это за среды?
Исследователями показано, что для обеспечения непрерывного развития человека как субъекта собственной жизнедеятельности в окружающей его социокультурной среде должны быть представлены следующие условия:
- для субъекта восприятия среды и психологической адаптации в ней — психологический комфорт и положительные эмоции, исключение «информационных шумов» и ограничение стрессоров, новизна и системность поступающей информации, соблюдение четких норм и правил деятельности и общения;
- для субъекта самостоятельной деятельности и свободного выбора в среде — вариативность ресурсов и инструментария деятельности, игровые механизмы стимулирования личностной активности, спонтанные факторы;
- для субъекта диалогического общения в среде и рефлексии взаимоотношений с ней — представленность целостных культурных образов, диалогично-герменевтический контекст, возможности самоидентификации;
- для субъекта саморегуляции, самоизменения и преобразования среды — максимально возможная свобода, снятие излишних ограничений, исключение внешнего контроля [5; 6].
Специально отметим, что адаптация слепых от рождения людей и компенсация ранней потери зрения происходят быстрее и эффективнее, чем у людей, потерявших зрение на более поздних этапах жизни [7; 8]. Это означает, что второй группе инвалидов по зрению, имеющих значительный опыт полноценной жизни, должно быть уделено особое внимание со стороны проектировщиков доступной среды.
Слабовидящие люди являются категорией населения, которой наиболее трудно приспособиться к изменившимся для них условиям жизни после частичной или почти полной потери зрения. Поскольку с помощью зрительных анализаторов мы получаем большую часть необходимой для нормальной жизнедеятельности информации, ощущаем (в буквальном смысле тоже) свое место среди других предметов, явлений и субъектов, то потеря зрения лишает человека привычной картины мира [9]. Он вынужден полностью перестроить свое отношение к окружающей среде, приспособиться к ней, научиться жить полной жизнью даже под влиянием этих, казалось бы, фатальных обстоятельств.
Многие инвалиды по зрению дезадаптированы в окружающей среде, и им требуется посторонняя помощь. Лишь небольшая часть людей самостоятельно адаптируется, сохраняет спокойствие и самообладание при таких переменах. Гораздо чаще процесс перехода от стиля жизни обычного человека к стилю жизни инвалида по зрению сопряжен для слабовидящих людей с переживанием серий глубоких внутренних кризисов [7]. Устоявшееся самосознание отказывается принимать новую реальность, субъект стремится к ведению привычного образа жизни — свободно двигаться, работать, общаться, путешествовать — но каждый раз наталкивается на стену своей зрительной немощи. Чем больше таких разочарований испытывает слабовидящий человек, тем больше риск потерять веру в себя, свои силы и в лучшее будущее [12].
Без сомнения, слабовидящие люди нуждаются во всемерной поддержке, моральной и физической, чтобы сохранить оптимизм, любовь к жизни и всем ее проявлениям. Но в настоящее время в нашей стране система такой социальной поддержки либо не разработана вообще, либо находится в зачаточном состоянии. Общества
слепых и различные центры для слабовидящих могут лишь частично удовлетворить потребности этих людей в полноценном общении, да и жизнедеятельности в целом. К тому же слабовидящие люди зачастую склонны скорее избегать встреч с такими же, как они, чем приветствовать их, поскольку подобное взаимодействие может усугубить их внутренние переживания и еще более ярко показать им, насколько их мало и как сильно они отделены от мира.
Сузить эту пропасть, приблизить стиль жизни слабовидящего человека к стилю активному, насыщенному позитивными событиями — задача специалистов самых разных отраслей [12]. И не только медицины и психологии. Мы считаем, что значимым фактором, который поможет слабовидящему быстрее адаптироваться, является расширение его кругозора (условие новизны информации в среде), продолжение активного познания окружающего мира, несмотря на ушедшее зрение. Именно потеря привычных зрительных образов иногда приводит к тому, что инвалид опускает руки, перестает интересоваться новостями, событиями и местами. И вернуть эти образы, по нашему мнению, может туризм. Точнее, экскурсии по новым городам и странам. Слабовидящие люди лишены возможности быть полноценными участниками обычной экскурсии, потому что чаще всего экскурсовод указывает на объекты, просит посмотреть в том или ином направлении и т.д. Кроме того, для людей с плохим зрением крайне тяжело (а часто и невозможно) передвигаться самостоятельно, что вызывает необходимость в сопровождающих, многократно увеличивает время экскурсии, уменьшает ее культурно-познавательную ценность.
Поэтому для удобства слабовидящих людей мы предлагаем выделить отдельный вид экскурсий — аудиоэкскурсии, в процессе прохождения которых незрячий человек мог бы оставаться дома, в привычной обстановке (условие психологической комфортности среды), но в то же время быть вместе с гидом в центре событий за счет воссоздания в аудиоэкскурсиях живой атмосферы исследования нового места (условие представленности в среде целостных культурных образов).
Не стоит путать термин «аудиоэкскурсии» с термином «аудиогид». Данная технология получила широкое распространение во многих музеях России и чаще всего применяется в следующих случаях:
а) когда существует необходимость перевода экскурсии с иностранного языка на родной, а переводчик отсутствует;
б) когда экскурсант желает исследовать объект не в составе группы, а индивидуально.
Аудиогид является технологией, сопровождающей зрительный ряд для экскурсанта: он видит объект, хочет узнать о его истории, архитектуре, композиции и т.д., набирает на устройстве номер объекта, указанный в табличке рядом с ним, и получает все, что ему нужно. При этом, соответственно, информация, которую дает ауди-огид, является дополнительной, уточняющей, описывающей то, что можно рассмотреть глазами. Аудиоэкскурсия же, в отличие от аудиогида, должна быть построена с начала и до конца так, чтобы ее участник ощутил себя не объектом экскурсионного процесса, получающим и обрабатывающим лишь общую информацию о каком-либо месте, а его субъектом. Для этого требуется учесть несколько условий.
1. Ввести в экскурсионный рассказ описание места, где находится слушатель. Это необходимо для того, чтобы экскурсант моделировал в своем сознании место, где он находится. Местом может быть город, село, уголок природы и т.д. (условие представленности в среде целостных культурных образов).
2. Имитировать в экскурсии живое общение. Это условие необходимо для достижения эффекта «погружения» слушателя в ситуации экскурсионного общения (условие диалогичности среды). Здесь ключевыми фразами могут быть такие как «пойдемте со мной в сторону... [указание места, объекта]», «а сейчас обернитесь. мы видим. [объект, место]», «чуть позже нас ожидает знакомство с ... [объектом, местом], а пока позвольте рассказать Вам о. [событии, месте, объекте]» и т.д. Однако количество таких фраз должно четко соответствовать канве рассказа — их не должно быть слишком много (условие исключения в среде «информационных шумов») или слишком мало (условия недостаточной вариативности среды). Если их недостаточно, ау-диоэкскурсия приобретет черты аудиогида; если их чрезмерное количество, слушатель может запутаться в относительном расположении объектов показа между собой и потеряет «картину» места, где он находится в данный момент (условие системной упорядоченности среды).
3. Приблизить начало и окончание экскурсии к форме, принятой в общении с обычными экскурсионными группами. Данное условие означает
применение таких ключевых фраз, как «здравствуйте, дорогие друзья! Меня зовут [имя], я буду вашим гидом по [указать место] в течение ближайших [указать количество] часов. Сегодня мы познакомимся с... [перечислить важнейшие объекты экскурсионного показа]» или «ну вот и подошло к концу наше с вами путешествие. Надеюсь, вам понравилось быть с нами. Сейчас у вас есть свободное время. До встречи!». Применение таких фраз с элементами апелляции к слушателю (условие диалогично-герменевтического контекста среды) заставит его почувствовать себя полноценным человеком в составе экскурсионной группы.
4. Постоянно сопровождать аудиоэкскурсию звуковым рядом, состоящим из реальных звуков мест, о которых идет речь. Данное условие является одним из обязательных для правильного оформления аудиоэкскурсии. Поскольку за счет ослабления зрения остальные органы чувств слабовидящих людей обостряют свою деятельность и на одно из важнейших мест выходит слух, именно за его счет может и должен реализовываться эффект нахождения экскурсанта в конкретном месте и в конкретное время, окруженного самыми обычными (но подчас такими значимыми) звуками шумящего проспекта в центре города, мычанием коров и блеянием овец в сельской местности, щебетом птиц и шелестом деревьев в лесу, шумом моря или дождя и т.д. (условие представленности в среде целостных культурных образов). Звуковой ряд также может сопровождать и случайные события (спонтанно-игровые условия среды), на которые экскурсовод обратит внимание экскурсанта и расскажет что-нибудь интересное дополнительно. Например, если город славится своей транспортной системой, то звук проезжающего мимо трамвая может навести гида на мысль о том, чтобы рассказать об этом. Таким образом, звуковой ряд должен выполнять сразу две основные функции: адаптирующую, т.е. полностью погружающую слушателя в экскурсионную ситуацию, и смыслообразующую, т.е. генерирующую новые, случайные ситуации, объяснение которых даст экскурсанту новые полезные сведения и усилит живой характер общения во время экскурсии. Поэтому следует помнить, что при подготовке звукового ряда для аудиоэкскурсии нельзя использовать звуковые сэмплы, т.е. звуки, записанные ранее кем-то другим. Необходимо записать живые звуки, реально находясь в тех местах, о которых собираетесь рассказать в аудиоэкскурсии.
5. Минимизировать употребление музыки. На наш взгляд, к подбору фоновой музыки для ау-диоэкскурсий следует подойти весьма осторожно: не стоит превращать реальную экскурсию в аудиоспектакль. Поэтому такая музыка может быть употреблена либо в самом начале и в самом конце экскурсии, чтобы настроить слушателей на необходимый лад (условие положительной эмоциогенности среды), либо в те моменты рассказа экскурсовода, когда речь идет об истории какого либо места или объекта и эта история достаточно длинна, интересна и драматична (условие представленности в среде целостных культурных образов).
Естественно, что при удовлетворении вышеперечисленных условий следует учесть еще одно, основополагающее: преподносимая информация должна быть истинной и не быть перегруженной второстепенными фактами, не представляющими интереса для слушателей (условия новизны информации, упорядоченности среды и исключения «информационных шумов»).
Таким образом, с учетом рассмотренных нами условий создание полноценной аудиоэк-скурсии должно представлять собой систему следующих шагов.
Шаг 1. Детальная проработка маршрута экскурсии. Следует очень четко представлять себе длительность экскурсии, траекторию движения от объекта к объекту.
Шаг 2. Создание экскурсионного рассказа. В нем должны быть учтены условия 1, 2 и 3.
Шаг 3. Создание звукового ряда. Здесь стоит учесть условия 4 и 5. Кроме того, все звуки должны быть записаны на высококачественную аппаратуру, чтобы у экскурсанта не возникало сомнений в «естественности» экскурсии.
Шаг 4. Наложение звукового ряда на экскурсионный рассказ. Оно должно быть идеальным — в этом заключается будущий успех аудиоэкскурсии.
Шаг 5. Экспериментальная проверка эффективности аудиоэкскурсии. Мы видим необходимость проведения эксперимента по сравнению эффективности аудиоэкскурсии и стандартного аудиогида. Для этого в качестве контрольной группы следует выбрать слушателей, имеющих дело с рассказом стандартного аудиогида, а в качестве экспериментальной группы — слушателей, проходящих аудиоэкскурсию. Особенно полезным будет получение обратной связи от незрячих людей — их мнений, пожеланий, рекомендаций (условия изменения среды). При наличии
хороших отзывов от экспериментальной группы, полученных после аудиоэкскурсии, можно судить о создании полноценного и эффективного экскурсионного продукта для данной группы людей с ограниченными возможностями, которую можно предлагать слабовидящим как одно из подходящих средств их адаптации к жизни и расширению их культурных горизонтов.
Для реализации описанного проекта потребуется работа нескольких специалистов и определенная материально-техническая база. Во-первых, необходимо использовать транспортные средства для перемещения по экскурсионным объектам; качественную аудиоаппаратуру для записи в студии дикторской речи и вне студии звуков внешней среды; современные компьютерные аппаратно-программные средства для аудиомонтажа и записи окончательного экскурсионного продукта на информационный носитель, а также реализации защиты авторских прав разработчиков. Во-вторых, необходимо документально оформить техническое задание
и соответствующий сценарный план экскурсии; разработать текстовые компоненты аудиоэкскур-сии; получить свидетельство государственной регистрации на полученную аудиоэкскурсию. В-третьих, необходимо создать рабочую группу, в которую включаются: руководитель проекта; сценарист, диктор, звукорежиссер, программист, водитель транспортного средства. В-четвертых, следует привлечь к сотрудничеству представителей адресной аудитории — группу слабовидящих (незрячих) людей для апробации пилотной версии проекта и получения рекомендаций по его доработке.
Разумеется, все это требует определенных затрат и усилий, но эта работа нужна не только инвалидам по зрению, испытывающим потребность в аудиоэкскурсиях, она нужна и здоровым людям, чтобы их жизнь наполнялась социально значимым смыслом. Вспомним высказывание Вальтера Скотта: «Если люди не научатся помогать друг другу, то род человеческий исчезнет с лица земли».
Литература
1. Алексеенок А.А., Домбровская А.Ю. Инвалиды в структуре российского общества // Фундаментальные исследования. № 1, 2013. С. 656-659.
2. Жулковска Т. Некоторые обстоятельства построения идентичности инвалидов // Знание. Понимание. Умение. 2015. № 1. С. 89-97.
3. Земцова М.И. Пути компенсации слепоты в процессе познавательной и трудовой деятельности. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956.
4. КалишевскаК. Инвалиды в обществе знаний // Знание. Понимание. Умение. 2015. № 1. С. 97-106.
5. ЛитвакА.Г. Психология слепых и слабовидящих. СПб: Изд-во РГПУ, 1998.
6. Моздокова Ю.С. Аспекты развития интеграции инвалидов в формировании субкультурной специфики // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2009. № 10. С. 31-36.
7. Сериков В.В. Развитие личности в образовательном процессе. М.: Логос, 2012.
8. Ходякова Н.В. Ситуационно-средовой подход к проектированию личностно развивающих образовательных систем: Дис. ... док-ра пед. наук. Волгоград, 2013.
9. Brewer J. Enabling Environments / J. Brewer, A. Enders and others // World Report on Disability. — World Health Organization, The World Bank, 2011. 325 p.
10. Corn A.L. Foundations of Low Vision: Clinical and Functional Perspectives. 2nd Edition (Hardcover) / A.L. Corn, J.N. Erin // AFB Press, 2010. 976 p.
11. Jose R.T. Understanding Low Vision / R.T. Jose // AFB Press, 1983. 560 p.
12. Koenig A.J. Foundations of Education. Volume 2. Instructional Strategies for Teaching Children and Youth with Visual Impairments. 2nd Edition / A.J. Koenig, M.C. Holbrook // AFB Press, 2000. 870 p.
AUDiOGUiDE AS A MEANS OF ACCESSiBLE DESIGN FOR THE VISUALLY IMPAIRED (BLIND) PEOPLE
Khodyakova Nataliya Vladimirovna, PhD (Dr. Sc.) in Pedagogic, associate Professor,
head of the department of Informatics and mathematics, head of the scientific-experimental laboratory
of new information technologies, Hodyakova@rambler.ru,
Volgograd Academy of MIA of Russia
Khodyakov Dmitrii Andreevich, PhD (Cand. Sc.) in Pedagogic, chief specialist of incoming tourism DmitryKhodyakov@gmail.com, LTD "Travel company " Volgograd", Volgograd, Russian Federation
The article describes the problem of social and cultural adaptation and pedagogical support of continuous personal development of visually impaired (blind) people. There is a brief overview of the various aspects of this problem. The article emphasizes the urgency of creating an accessible environment for these groups of people with disabilities. It describes the psychological and pedagogical regularities underlying the design environment of personal development and important components of the environment (stimuli, procedure opportunities, developing content and communication activities), providing a process of continuously increasing the subjective status of a person in the course of its life. The article characterizes special feature of adaptation and rehabilitation of persons with disabilities who lost their sight in the later stages of ontogenesis. Authors identify the features of perception of its surroundings, typical of this group of disabled people emotional distress and special needs. They determine the needfor psychological support and aid the visually impaired (blind) people with different subjective status. The authors find the solution of the stated problem of expansion of borders available for the visually impaired (blind) people environment the authors are looking for in tourism. They propose to develop for the visually impaired special kind of tour — audio tours, allowing you to recreate the sound atmosphere of the knowledge of new places and cultural attractions. The article discusses quality differences of the audio guide and audio guide. The authors provide recommendations for the design of audio tours for the visually impaired (blind) people. In addition, they propose the algorithm of the technology of creation of the audio guide consisting of five steps. They list the necessary conditions for the design of audio tours: composition required for the project implementation specialists and logistics support. The article emphasizes the social importance of the activities on the creation of audio tours for healthy people.
Keywords: accessible environment, instructional design, audioguide
References
1. AlekseenokA.A., DombrovskayaA.Yu. Invalidy v strukture rossiiskogo obshchestva [Persons with disabilities in the structure of Russian society] // Fundamental'nye issledovaniya [Fundamental Issues]. № 1, 2013. pp. 656—659.
2. Zhulkovska T. Nekotorye obstoyatel'stva postroeniya identichnosti invalidov [Some circumstances of identity formation of the disabled] // Znanie. Ponimanie. Umenie [Knowledge. Understanding. Skill]. 2015. № 1. pp. 89—97.
3. Zemtsova M.I. Puti kompensatsii slepoty v protsesse poznavatel'noi i trudovoi deyatel'nosti [Payment ways of blindness in the cognitive process and employment]. M.: Izd-vo APN RSFSR, 1956.
4. Kalishevska K. Invalidy v obshchestve znanii [Persons with disabilities in knowledge societies]// Znanie. Ponimanie. Umenie [Knowledge. Understanding. Skill]. 2015. № 1. pp. 97-106.
5. Litvak A.G. Psikhologiya slepykh i slabovidyashchikh [Psychology of the blind and visually impaired]. SPb: Izd-vo RGPU, 1998.
6. Mozdokova Yu.S. Aspekty razvitiya integratsii invalidov v formirovanii subkul'turnoi spetsifiki [Aspects of the development of integration of disabled people in the formation of subcultural specificity]// Uchenye zapiski Rossiiskogo gosudarstven-nogo sotsial'nogo universiteta [Scientific notes of Russian state social University]. 2009. № 10. pp. 31-36.
7. Serikov V.V. Razvitie lichnosti v obrazovatel'nom protsesse [Development of personality in the educational process]. M.: Logos, 2012.
8. Khodyakova N.V. Situatsionno-sredovoi podkhod k proektirovaniyu lichnostno razvivayushchikh obrazovatel'nykh sistem: Dis. ... dok-ra ped. nauk [ituational-environmental approach to the design of personal developmental education systems: Doctor of Pedagigic's thesis]. Volgograd, 2013.
9. Brewer J. Enabling Environments / J. Brewer, A. Enders and others // World Report on Disability. World Health Organization, The World Bank, 2011. 325 p.
10. Corn A.L. Foundations of Low Vision: Clinical and Functional Perspectives. 2nd Edition (Hardcover) / A.L. Corn, J.N. Erin // AFB Press, 2010. 976 p.
11. Jose R.T. Understanding Low Vision / R.T. Jose // AFB Press, 1983. 560 p.
12. Koenig A.J. Foundations of Education. Volume 2. Instructional Strategies for Teaching Children and Youth with Visual Impairments. 2nd Edition / A.J. Koenig, M.C. Holbrook // AFB Press, 2000. 870 p.