Научная статья на тему 'Атрибутивно-технологический подход к оценке сформированности навыков познания опасных явлений в служебной деятельности сотрудников полиции на транспорте'

Атрибутивно-технологический подход к оценке сформированности навыков познания опасных явлений в служебной деятельности сотрудников полиции на транспорте Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
237
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАНИЕ ОПАСНЫХ ЯВЛЕНИЙ / АТРИБУТИВНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КОНЦЕПЦИЯ АТРИБУТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПОЗНАНИЯ ОПАСНЫХ ЯВЛЕНИЙ / ДИНАМИЧНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / RECOGNIZING DANGEROUS EVENTS / AN ATTRIBUTIVE ACTIVITY STYLE / CONCEPT OF ATTRIBUTIVE TECHNOLOGIES OF RECOGNIZING DANGEROUS EVENTS / ACTIVITY DYNAMICS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Меркушева Ольга Владимировна

В данной статье осуществляется рефлексия функциональных признаков действий сотрудников полиции на транспорте по обеспечению безопасности в контексте познания опасных явлений, основанная на атрибутивно-технологическом подходе, в котором инвариантным качеством деятельности сотрудников полиции на транспорте выступает атрибутивный стиль деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Меркушева Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reveals the functional attributes of transport police activities connected with safety provision in regard to recognizing dangerous events. The author bases her consideration on attributive-technological approach wherein an attributive activity style is an invariant quality of the transport police activities.

Текст научной работы на тему «Атрибутивно-технологический подход к оценке сформированности навыков познания опасных явлений в служебной деятельности сотрудников полиции на транспорте»

психологические аспекты напряженности и конфликтологии

УДК 159.9

АТРИБУТИВНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ СФОРМИРОВАННОЕ НАВЫКОВ ПОЗНАНИЯ ОПАСНЫХ ЯВЛЕНИЙ В СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ НА ТРАНСПОРТЕ

О. В. Меркушева

В данной статье осуществляется рефлексия функциональных признаков действий сотрудников полиции на транспорте по обеспечению безопасности в контексте познания опасных явлений, основанная на атрибутивнотехнологическом подходе, в котором инвариантным качеством деятельности сотрудников полиции на транспорте выступает атрибутивный стиль деятельности.

Ключевые слова: познание опасных явлений, атрибутивный стиль деятельности, концепция атрибутивных технологий познания опасных явлений, динамичность деятельности.

Возникновение реальной угрозы территориальной целостности Российского государства в связи с негативными явлениями террористического и экстремистского характера потребовало от руководства страны выработки комплекса адекватных мер по их нейтрализации. В связи с этим в МВД России была проведена работа, направленная на обеспечение безопасности граждан от актов незаконного вмешательства со стороны террористических и экстремистских течений. Она заключалась в принятии ряда нормативных правовых актов, регламентирующих действия сотрудников различных подразделений при возникновении угроз террористической направленности. Для усиления контроля за безопасностью граждан было принято решение о необходимости технического оснащения специальными средствами общественных мест с наибольшим скоплением людей. В соответствии с этим претерпела изменения и система профессионального обучения сотрудников полиции. По итогам принятых мер было отмечено поэтапное снижение террористической активности (в 2009 г. совершено 1030 преступлений террористической направленности, в 2010 г. — 779, в 2011 г. — 365, в 2012 г. — 316, в 2013 г. — 218) 1.

Относительно состояния преступности за 2014 г. приводятся следующие данные: в Российской Федерации в январе-декабре 2014 г. зарегистрировано 1127 преступлений террористического характера

(+70,5%) и 1024 преступления экстремистской направленности (+14,3%). Правительством предпринимаются незамедлительные меры по усилению контроля по данному направлению. В декабре 2014 г. Президентом РФ В. В. Путиным был подписал Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» 2, направленный на противодействие террористической и экстремистской деятельности в России.

Тем не менее, трагический опыт последних лет показывает нам, что вопросы, связанные с угрозами террористической и экстремистской направленности, до сих пор являются актуальными. Особенно остро эта проблема стоит при обеспечении безопасности граждан на объектах транспортного комплекса, которые, в свою очередь, являются наиболее уязвимыми для совершения противоправных действий вследствие многих закономерных причин, в том числе в связи с невозможностью обеспечения непрерывного, длительного, профессионального наблюдения за обстановкой с целью установления сотрудниками признаков опасных явлений

Анализ служебной деятельности сотрудников полиции на транспорте по охране общественного порядка на объектах транспортного комплекса позволяет предположить, что усиление функций опережающего познания, оценки и прогнозирования неизбежно актуализирует интерес именно к закономерностям социальной перцепции, профессиональной рефлексии и атрибуции. Этим и объясняется необходимость создания атрибутивных технологий познания опасных явлений в деятельности сотрудников полиции на транспорте, основанных на интегративных психотехниках и психотехнологиях в области когнитивной психологии, социальной перцепции и социального интеллекта, саморегуляции и надежности деятельности, обусловливающие работу сотрудника полиции как целостного субъекта.

Концепция атрибутивной технологии познания опасных явлений в деятельности сотрудников полиции на транспорте включает в себя, во-первых, результаты рефлексии нормативных правовых документов, регламентирующих деятельность сотрудника полиции на транспорте 3. Во-вторых, данная концепция представляет собой рассмотрение ситуаций служебной деятельности и требований к выполне-

34

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 3(62)

Меркушева О. В. Атрибутивно-технологический подход к оценке сформированности навыков познания...

нию должностных обязанностей сотрудника. Анализ нормативных документов позволил нам осуществить проектирование системы деятельности сотрудников полиции на транспорте в соответствии с принципами психологической инфраструктуры правоохранительной деятельности 4. Первым структурным элементом любого вида деятельности является ее цель или процесс целеполагания, а затем функции, мотивы и т. д. У нашей системы мы выявили несколько целей, которые представляют собой иерархическую структуру: на первом месте стоит цель обеспечения защиты жизни и здоровья граждан от угрозы совершения опасных явлений, включающих в себя террористическую, экстремистскую, криминальную, природную, техногенную и иные виды опасности; на втором месте стоит цель, связанная с обеспечением устойчивого, безопасного и бесперебойного функционирования транспортного комплекса, третья цель — недопущение материального ущерба как для отдельной личности, так и для государства в целом.

Для создания атрибутивной технологии познания опасных явлений в деятельности сотрудников полиции на транспорте нами предпринимается попытка дать классификацию опасных явлений исходя из требований нормативной правовой базы, опыта служебной деятельности, а также анализа научных источников по данной проблематике. Так, данная классификация должна включать в себя: опасные явления террористической, экстремистской направленности; опасные явления криминального характера, в перечень которых входят массовые беспорядки, кражи, разбои, грабежи; опасные явления, связанные с различными категориями граждан, представляющих угрозу для окружающих лиц (находящихся в состоянии алкогольного, наркотического опьянения, лиц с психическими заболеваниями); опасные явления природного и техногенного характера; опасные явления, связанные с необходимостью оказания первой доврачебной помощи гражданам либо самому сотруднику. Дальнейший анализ положений законов и приказов позволил эксплицировать основные признаки и параметры опасных явлений, которые были положены в основу их классификации по критерию наибольшей опасности. Факторы террористической направленности были поставлены на первое место, следом идут угрозы экстремистской направленности, затем криминальные факторы, явления природного и техногенного характера, и далее — угрозы, связанные с комплексными видами опасных явлений, предполагающие наступление сразу нескольких видов опасных явлений.

Для построения концептуального замысла нашего исследования мы осуществили рефлексию функциональных признаков действий сотрудников полиции на транспорте и включили их в ведущие функциональные блоки, запрашивающие от личности важнейшие для нас качества и свойства, и разделили их на четыре блока: социально-перцептивный, когнитивный, деятельностный и мотивационный блок.

С точки зрения требований служебных инструкций, т. е. функциональной логики, опыта и традиций организации службы на транспорте первичным функциональным блоком выступает социально-перцептивный блок, затем когнитивный и деятельностный блоки. Одновременно с этим ни одна деятельность невозможна без управления, руководства и регулирования. Поэтому логично было бы выделить и блок управления. В дальнейшем такой блок возник, так как стиль руководства является неоспоримо важным фактором влияния на морально-психологическое состояние личного состава.

Содержание перцептивного блока составили следующие феномены: рефлексия, эмпатия, интер-нальность — экстернальность в определении локуса контроля, а также оптимистический атрибутивный стиль, как показатель здоровья личности и ее адекватного реагирования на экстремальное развитие событий. Помимо этого блок социальной перцепции запрашивает от сотрудника полиции параметры концентрации и устойчивости внимания, памяти, мышления т. е. комплекса аттентивно-мнестических функций, определяющих способность сотрудника полиции к оперативной диагностике, мониторингу и оценке ситуации. Понимание логики построения блока социальной перцепции базируется также на имплицитных концепциях понимания личности, окружающей действительности. Таким образом, подразумевается, что замысел исследования атрибутивных технологий познания опасных явлений в деятельности сотрудников полиции на транспорте в части, посвященной изучению социально-перцептивного блока, основывается на теоретических подходах атрибутивной теории (теория личностных конструктов Дж. Келли 5, теория установок Д. Узнадзе, локус контроля Роттера 6, когнитивный диссонанс Л. Фестингера 7).

Также следует обозначить, что в блоке социальной перцепции помимо указанных выше личностных параметров должны отражаться психологические качества, свойства, навыки и умения, необходимые для овладения сотрудником полиции на транспорте должностными компетенциями профайлера 8.

В число таких компетенций входят: способности решать профессиональные задачи в ситуациях, сопровождающихся порой высокой степенью личного риска; способность выполнять поставленные задачи в условиях дефицита времени и монотонии; повышенное чувство ответственности за свои действия («отсутствие права на ошибку», что может привести к большому числу жертв гражданского населения), а также способность к быстрому установлению контактов разного социального уровня, умение подстраиваться под собеседника, не поддаваясь манипуляциям с его стороны, высокого уровня речевого развития, умения быстро и достоверно объяснить актуальную ситуацию 9.

Когнитивный блок выстраивается из объективной невозможности деятельности без целостных образов, которые формируются, эмоционально за-

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 3(62)

35

Меркушева О. В. Атрибутивно-технологический подход к оценке сформированности навыков познания...

крепляются, переживаются личностью в случае распознавания отклонений в параметрах служебной ситуации в связи с возникновением признаков опасных явлений. Он, в свою очередь, выступает уровнем понятийного отражения, рационального познания образов опасных явлений 10.

В контексте атрибутивных технологий познания опасных явлений в деятельности сотрудников полиции на объектах транспортного комплекса когнитивный блок берет на себя следующие функции: формирование знаний о структуре террористических и экстремистских организаций, а также об организации совершения террористических актов; формирование образов террористов, их классификации, особенностях; формирование психологического портрета террориста; распознавание потенциальных преступников, лиц с противоправными намерениями по их словесному портрету и типологии поведения 11.

Параметры служебных ситуаций, возникающих перед сотрудником полиции в виде образов, характеризующих специфику его деятельности, в свою очередь, запускают функции инструментальнодеятельностного блока по готовности сотрудника полиции на транспорте к действию. Этот блок обеспечивает готовность к четким, решительным, умелым действиям по устранению угрожающих явлений, возвращая ситуацию к нормативным параметрам. Напряженность деятельности, связанная с необходимостью постоянной мобилизованности, удержания в актуальном состоянии процессов внимания, познания, сличения и оценки, ставят вопрос о работоспособности субъекта, о риске здоровья (психологическое, моральное) и сбою деятельности. Помимо этого, в рамках рассмотрения инструментально-деятельностного блока, обязательными являются факторы выполнения должностных обязанностей с риском для жизни и здоровья, ожидания опасности, а также в условиях монотонии.

Высокий уровень личностного развития сотрудника является необходимым условием успешности в правоохранительной деятельности. Достижение этого уровня обусловлено ценностно-смысловой детерминацией и предполагает обязательное нахождение личностных смыслов на каждом этапе правоохранительной деятельности. В свою очередь, смыслы деятельности предопределяются системой ценностей личности сотрудника. Обращение к ценностному содержанию смысла деятельности в качестве объекта психодиагностики, как представляется, позволит осуществлять высоковероятностный прогноз возможного поведения субъекта правоохранительной деятельности в различных служебных ситуациях, в том числе экстремальных.

В этой связи основным модулятором активности субъекта, его стремлений, готовности к действию, принятию управленческих решений выступают функции блока мотивации, который включает в себя потребность в успехе деятельности, обеспечение безопасности общества и государства как наивысший мотив.

Создание дополнительного управленческого блока является объективной необходимостью деятельности сотрудника полиции на транспорте, поскольку определение стиля руководства позволит предположить стиль деятельности самого сотрудника и способы реализации стоящих перед ним задач. Управленческий блок позволяет выходить на некий внешний уровень контроля за состоянием объекта на транспорте как целостного явления. Управление в данном случае выступает источником необходимых и своевременных воздействий, оценок, побуждений, поддержания активности, работоспособности и эффективности всех сотрудников, задействованных в выполнении служебных задач.

В соответствии с классификацией опасных явлений и выделением функциональных блоков мы задали необходимые параметры деятельности сотрудника полиции на транспорте и получили множество характеристик, показателей и состояний. В связи с этим возникла объективная необходимость сведения характеристик в интегральное, инвариантное качество деятельности — атрибутивный стиль деятельности.

Атрибутивный стиль деятельности сотрудника полиции на транспорте является основным инструментом технологии, позволяющим интегрировать все ее элементы. Он дает возможность диагностировать и оценивать уровни функционирования как отдельной личности, так и всего подразделения, проводить корректирование и обучение сотрудников, стимулировать их саморазвитие.

В первом приближении мы выделяем один главный стиль (интегральный), сочетающий в себе наибольшее количество необходимых для субъекта деятельности характеристик с минимальной «ценой деятельности», и три второстепенных, общее количество запрашиваемых показателей которых способствует эффективному выполнению деятельности, а «цена деятельности» компенсируется с сохранением целостности личности и субъекта деятельности. В рамках заданной концепции «цена деятельности» подразумевает соотношение измеряемых параметров с параметрами дезадаптации, демотивации, нервнопсихического истощения, избыточной тревожности, быстрой утомляемости, повышенной агрессивности, неудовлетворенности деятельностью, дискомфорт-ности выполнения деятельности. Концептуализация атрибутивных стилей деятельности основана на методологической теории стиля (В. С. Мерлин 12, Е. А. Климов 13), стилевых особенностей в правоохранительной деятельности и теории субъективно-удобного стиля коллективной деятельности в подразделениях органов внутренних дел 14 (Ю. А. Шаранов).

Следует отметить тот факт, что некоторые положения заявленной концепции нашли свое подтверждение в рамках проводимого исследования в научно-исследовательской работе, выполненной на основании заявки УТ МВД России по СЗФО в 2014 г. «Применение технологии профайлинга сотрудниками транспортной полиции при обеспечении безопас-

36

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 3(62)

Меркушева О. В. Атрибутивно-технологический подход к оценке сформированности навыков познания...

ности на объектах воздушного, железнодорожного и водного транспорта». В данной работе нами была предпринята попытка осуществить анализ достоверности заявленных в концепции атрибутивных стилей сотрудников полиции на транспорте, а также проанализировать корреляцию интегративных личностных характеристик каждого стиля со шкалами подобранного комплекса методик. Также следует отметить, что в исследовании приняли участие сотрудники полиции подразделений воздушного, железнодорожного и водного транспорта в количестве 65 человек.

Для диагностики личностных особенностей сотрудников полиции на транспорте, осуществляющих функции по охране общественного порядка на объектах транспортного комплекса и с целью первичного выявления лиц, по своим характеристикам не способных к овладению технологии профайлинга, мы использовали многофакторный личностный опросник FPI модифицированной формы В (114 вопросов). Из 12 шкал, содержащихся в опроснике, мы определили четыре основных шкалы. Получаемые высокие результаты по этим шкалам свидетельствуют о первом этапе исключения из числа сотрудников лиц, не рекомендованных для овладения технологией оперативной психодиагностики. Это шкалы: невротичность, спонтанная агрессивность, депрессивность, реактивная агрессивность. По данным шкалам в среднем 70% сотрудников имеют низкие показатели, 10% испытуемых имеют высокие показатели по уровню спонтанной агрессивности и 6% — по уровню реактивной агрессивности.

Следующий уровень проводимого исследования с помощью опросника FPI направлен на выявление качеств, являющихся интегративными для специалиста-профайлера и характеризующихся шкалами общительности, уравновешенности, открытости. На данном уровне испытуемые получили в среднем 59% показателей выше среднего, и остальная часть испытуемых получила средние значения, что, во-первых, соответствует норме, во-вторых, характеризует специфику подразделений, выполняющих функции по охране общественного порядка на объектах транспортного комплекса, связанные с ежедневным активным взаимодействием с гражданами и готовностью к различным ситуациям служебной деятельности.

Возвращаясь к замыслу нашего исследования и к концепции атрибутивных технологий познания опасных явлений, следует актуализировать важный аспект изучения аттентивно-мнестических свойств личности сотрудника полиции на транспорте: изучение свойств памяти, внимания, мышления должно основываться на их жесткой взаимосвязи, и получаемые параметры необходимо подвергать анализу в соответствии с указанным принципом. В связи с этим второй этап исследования представлен следующим комплексом методик: корректурная проба Бурдона, тестовая методика Мюнстерберга. В целом необходимо заключить, что показатели по вышеперечисленным методикам находятся в зоне средних значений, что соответствует норме. По показателям концентра-

ции и устойчивости внимания существенных различий между сотрудниками различных подразделений не выявлено. Показатели избирательности, распределения и переключения внимания, а также уровень кратковременной памяти, в свою очередь, имеют различия в подразделениях: у сотрудников полиции линейных отделов на железнодорожном транспорте значения выше, чем у сотрудников полиции на морском и речном транспорте. Это свидетельствует о том, что сотрудники полиции линейных отделов полиции на железнодорожном транспорте избирательны во внимании, а также у них высокий уровень помехоустойчивости, лучше реагируют на сложившуюся обстановку, при наличии посторонних раздражителей. Показатели избирательности, распределения и переключения внимания и уровня кратковременной памяти между сотрудниками полиции на железнодорожном транспорте и сотрудниками полиции в аэропорту существенных различий не имеют.

Второй этап исследования дает возможность оценить комплекс аттентивно-мнестических свойств сотрудников полиции на транспорте в различных подразделениях, а также позволяет предположить, какие показатели являются достаточными для сотрудников конкретных подразделений как для будущих специалистов-профайлеров, а какие из них следует подвергать дополнительной тренировке памяти и внимания с помощью проведения специальных занятий с сотрудниками.

В проведенном исследовании был апробирован новый исследовательский инструмент — модульный опросник «Атрибутивные стили деятельности сотрудников полиции на транспорте». Особый интерес для диагностики профессиональных компетенций сотрудников полиции на транспорте, обеспечивающих способность к использованию технологии профайлинга, содержится во втором модуле опросника, представляющем когнитивные образы опасных явлений в деятельности сотрудников полиции на транспорте. За основу также взяты три подразделения и произведен сравнительный анализ показателей знаний и владения сотрудниками полиции на транспорте когнитивными образами опасных явлений террористической, экстремистской и иной криминальной направленности, представляющих угрозу для безопасности жизни и здоровья пассажиров и в целом для безопасной работы всего транспортного комплекса.

Проведенная диагностика сотрудников полиции Санкт-Петербургского транспортного узла по данному модулю опросника позволила получить следующие данные. Сотрудники полиции на транспорте, несущие службу в аэропорту, набрали в среднем по второму модулю в пределах от 55 до 87 баллов; сотрудники полиции на железнодорожном транспорте — от 50 до 65; сотрудники морского и речного транспорта — от 49 до 60. Приведенные данные позволяют сделать вывод, что показатели по второму модулю опросника выше у сотрудников полиции на транспорте, несущих службу в аэропорту. Показатели

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 3(62)

37

Турская Е. Р. О феномене толерантности (историко-педагогический аспект)

у сотрудников полиции на железнодорожном вокзале незначительно выше, чем у сотрудников полиции на морском и речном транспорте.

Возвращаясь к замыслу исследования, следует подчеркнуть, что создание атрибутивных технологий познания опасных явлений в деятельности сотрудников полиции на транспорте, по нашему мнению, позволит сотруднику: овладеть навыками распознавания опасных явлений, коммуникативными, перцептивными навыками; качественно выполнять свою деятельность по обеспечению безопасности, взаимодействуя с техническими способами оснащения транспортного комплекса, с пассажирами и службами транспортной системы; повышать свой профессиональный уровень в решении вопросов «атрибутирования» признаков опасных явлений на объектах транспортного комплекса. Атрибутивная технология будет способствовать сотруднику полиции на транспорте в овладении знаниями, навыками по распознаванию когнитивных образов опасных явлений. При этом технология даст сотруднику все необходимые условия для самореферентности, самоактуализации своей деятельности, возможности оставлять за собой функции контроля и управления деятельностью, готовности к действию и осуществлять профилактику «внутренних нарушений», купирования проблемных ситуаций для качественного и бесперебойного функционирования с помощью предложенных в технологии занятий, тренингов, атрибутивной терапии. 1

1 Вестник Национального антитеррористического комитета. 2014. № 1. С. 30.

2 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : федеральный закон от 29 декабря 2014 г. № 457-ФЗ // Рос. газета. 2014. 31 дек.

УДК 33.01

I О ФЕНОМЕНЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ I (ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)

Е. Р. Турская

В статье на основе обобщения теоретического материала проводится историко-педагогический анализ феномена толерантности как неотъемлемого качества сотрудника органов внутренних дел в современных условиях, обусловленного профессиональной деятельностью органов внутренних дел. Особенностью современного этапа социального развития является разнообразие социокультурных укладов жизнедеятельности людей, содержащее в себе потенциал конфликтности и напряженности. В связи с этим полицейским в их практической деятельности регулярно приходится сталкиваться с проблемой толерантности.

Ключевые слова: феномен толерантности, нравственное воспитание, принципы толерантности, развитие толерантности у сотрудников органов внутренних дел, педагогика толерантности.

3 Это Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции»; Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности»; Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении»; Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» с изменениями на 2 ноября 2013 г.; Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (в ред. от 3 февраля 2014 г.) с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 6 мая 2014 г.

4 Шаранов Ю. А. Юридическая психология деятельности органов внутренних дел (теория и методология управления развитием) : дис. ... д-ра психол наук. СПб., 2000. С. 45.

5 Почебут Л. Г., Мейжис И. А. Социальная психология. СПб., 2010. С. 92.

6 Hjelle L., Ziegler D. Personality Theories: Basic Assumptions, Research, and Applications. 3th ed. 1992. 397 р.

7 Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса / пер. с англ. СПб., 1999. 318 с.

8 Кудин В. А., Статный В. М. Профайлинг в деятельности органов внутренних дел: от теории и методологии к практике // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2013. № 59. С. 6.

9 Основы профайлинга, использование метода выявления лиц, вынашивающих преступные замыслы, для обеспечения безопасности на транспорте : учеб.-метод. пособие / В. М. Статный [и др.]. М., 2013. С. 218.

10 Завалова Н. Д., Ломов Б. Ф., Пономаренко В. А. Образ в системе психической регуляции деятельности. М., 1986. С. 75.

11 Профайлинг в деятельности органов внутренних дел . учеб. пособие / под ред. В. Л. Цветкова. М., 2014. 400 с.

12 Мерлин В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 1986. 256 с.

13 Климов Е. А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань, 1969. 278с.

14 Шаранов Ю. А. Психология деятельности служебного коллектива органов внутренних дел (управленческоразвивающий подход) : монография. СПб., 1998. 380 с.

Одним из основных направлений социальной политики Российского государства в настоящее время является развитие открытого общества, содержанием которого являются толерантность, формирование толерантного сознания и профилактика экстремизма. Толерантность оказывает влияние на развитие в обществе сознания, на доброжелательные отношения между людьми и благоприятный психологический климат в мире.

Личностная толерантность — характеристика многомерная и интегральная. Это способность индивида противостоять фрустрации, страху, стрессу, риску, неопределенности, сохраняя внутреннюю устойчивость. Как составляющая эмоционального интеллекта — это также способность адаптироваться к новым социальным ситуациям и условиям, осуществляя саморегуляцию, способность справляться с жизненными трудностями, достигать успеха в условиях

38

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 3(62)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.