Научная статья на тему 'Атлетическая гимнастика как избранный вид двигательной активности для формирования профессиональных качеств будущих специалистов'

Атлетическая гимнастика как избранный вид двигательной активности для формирования профессиональных качеств будущих специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
817
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТА / ИЗБРАННЫЙ ВИД ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ / ДОМИНИРУЮЩИЕ МОТИВЫ ЗАНЯТИЙ АТЛЕТИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКОЙ / PROFESSIONAL TRAINING OF THE SPECIALIST / A SELECTED TYPE OF IMPELLENT ACTIVITY / DOMINATING MOTIVES OF PERFORMING ATHLETIC GYMNASTICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Егорычева Елена Владимировна, Мусина Светлана Викторовна, Шлемова Марина Владимировна, Чернышёва Инга Владимировна, Татарников Михаил Константинович

В статье раскрывается взаимосвязь между занятиями избранным видом двигательной активности (атлетическая гимнастика) и профессиональной подготовкой будущего специалиста. Приводятся мнения студентов о доминирующих мотивах занятий атлетической гимнастикой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Егорычева Елена Владимировна, Мусина Светлана Викторовна, Шлемова Марина Владимировна, Чернышёва Инга Владимировна, Татарников Михаил Константинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ATHLETIC GYMNASTICS AS A SELECTED TYPE OF IMPELLENT ACTIVITY FOR FORMATION OF PROFESSIONAL QUALITIES OF THE FUTURE EXPERTS

The article reveals interrelation between professional the selected type of impellent activity (athletic gymnastics) and professional training of the future specialist. Opinions of students on dominating motives of performing athletic are resulted gymnastics are considered.

Текст научной работы на тему «Атлетическая гимнастика как избранный вид двигательной активности для формирования профессиональных качеств будущих специалистов»

УДК 378

АТЛЕТИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА КАК ИЗБРАННЫЙ ВИД ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Егорычева Елена Владимировна, Мусина Светлана Викторовна, Шлемова Марина Владимировна, Чернышёва Инга Владимировна, Татарников Михаил Константинович, кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой физической культуры Волжский политехнический институт (филиал) ГОУ ВПО «Волгоградский государственный технический университет г. Волжский, Россия eleg71@mail.ru

В статье раскрывается взаимосвязь между занятиями избранным видом двигательной активности (атлетическая гимнастика) и профессиональной подготовкой будущего специалиста. Приводятся мнения студентов о доминирующих мотивах занятий атлетической гимнастикой.

Ключевые слова: профессиональная подготовка специалиста; избранный вид двигательной активности; доминирующие мотивы занятий атлетической гимнастикой.

ATHLETIC GYMNASTICS AS A SELECTED TYPE OF IMPELLENT

ACTIVITY FOR FORMATION OF PROFESSIONAL QUALITIES OF THE FUTURE EXPERTS

Egorycheva Elena, Musina Svetlana, Shlemova Marina, Tchernysheva Inga, Tatarnikov Michael, Ph D, Associate professor, head physical training board Volzhsky Polytechnical Institute (branch of) State Educational Institution of Higher ProfessionalEducatiion "VolgogradState Technical University" Volzhskiy, Russia eleg71@mail.ru

The article reveals interrelation between professional the selected type of impellent activity (athletic gymnastics) and professional training of the future specialist. Opinions of students on dominating motives of performing athletic are resulted gymnastics are considered.

Keywords: professional training of the specialist; a selected type of impellent activity; dominating motives of performing athletic gymnastics.

В настоящее время всё более актуальной становится проблема совершенствования системы непрерывного образования учащейся молодёжи с целью обеспечения двух основополагающих аспектов: сформированности личности с характерным набором свойств, качеств и функций и её подготовленности к практике

социально значимых видов деятельности, главный из которых - производительный труд.

Условия труда современных специалистов имеют свои особенности. К их физической подготовленности предъявляются специфические требования, обусловленные характером выполняемых трудовых операций. Причём практически во всех профессиях, особенно в труде специалистов высшего и среднего звена, отмечается снижение компонента физической тяжести труда. Явление гиподинамии отрицательно сказывается на здоровье и закалённости многих специалистов. В этих условиях повышается роль физических упражнений, специально организованных для ликвидации дефицита двигательной активности работающих, для их профессионально-прикладной физической подготовки.

Как известно, многие жизненные ситуации, а также разновидности трудовой деятельности требуют от человека специальных качеств. Эти качества оказывают определённое влияние на жизнедеятельность человека, как в сфере быта, так и в сфере труда. Установлено, что их проявления у лиц с хорошей физической подготовленностью выше, чем у лиц, не занимающихся физкультурной деятельностью. Под влиянием регулярных занятий происходит неспецифическая адаптация человека и к другим разнообразным сильнодействующим раздражителям. Вследствие этого хорошо физически тренированный человек быстрее акклиматизируется в новой местности, легче переносит дефицит двигательной активности в рабочее время, работу в ночные часы, более устойчив к инфекциям, нервно-психическим напряжениям и эмоциональным нагрузкам. Многочисленные исследования показали, что специальные качества можно совершенствовать путём направленного подбора средств физической культуры и методик их применения. Благоразумное равновесие между объёмом работы и физиологическими возможностями позволяют экономно расходовать свои силы и значительно расширить ту зону жизни, в которой работается наиболее плодотворно.

Исследования многих учёных [Сидорова Н.В., 1978; Гук Е.П., 1990 и др.] показали, что одной из главных особенностей развивающегося производственного утомления являются: наличие неблагоприятных условий труда, малая двигательная активность, возникновение стрессовых состояний в процессе работы. Это указывает на значительную часть нервно-эмоционального компонента в трудовой деятельности.

Необходимость внедрения в систему физического воспитания студентов вузов спортивно ориентированных и оздоровительных технологий продиктована, с одной стороны, возрастающими требованиями к повышению качества профессиональной подготовки специалистов (формирование личности с характерным набором свойств, качеств и функций), с другой - необходимостью всесторонней подготовленности к социально значимой деятельности.

Познание себя самого является необходимым условием обеспечения жизнедеятельности специалиста в условиях современных воздействий внешней среды. Формирование физической культуры личности будущего специалиста при этом немыслимо без умения рационально корректировать своё состояние средствами физической культуры и двигательной деятельности. Под воздействием физической тренировки происходит неспецифическая адаптация организма человека к разнообразным проявлениям факторов внешней среды. Таким образом, можно сделать заключение, что двигательная функция - основная функция человеческого

организма, которую следует постоянно совершенствовать для повышения работоспособности в любом виде деятельности.

В современной психолого-педагогической литературе принято считать, что личностные побудительные причины (мотивы, мотивации) являются субъективным выражением объективных потребностей человека в проявлении жизнедеятельности в какой-либо форме. Мнения подавляющего большинства специалистов теории и методики физического воспитания о приоритете физических упражнений как средства физического воспитания неоспоримы. Студенты, ориентированные на поддержание своего физического состояния, обосновывают устойчивость собственной мотивации потребностью в том, чтобы уверенно чувствовать себя среди других людей, больше нравиться им, вызывать уважение, а также получать удовольствие от двигательной деятельности, ощущать радость и, красоту собственного тела, чувствовать высокий мышечный тонус. В структуре физкультурно-спортивной деятельности ценностные ориентации оказываются тесно связаны с её эмоциональным, познавательным и волевым факторами, обусловливающими содержательную направленность личности. Это означает, что выбор студентами определённого вида физической активности будет зависеть от того, насколько этот объект физической культуры оказывается для них значим.

Среди многообразия видов физкультурно-спортивной деятельности и средств физического воспитания в студенческой среде наиболее популярны занятия в тренажерном зале (атлетическая гимнастика), которые объединяют возможность эффективного воздействия в целом на физическое состояние и на отдельные компоненты телосложения занимающихся.

Атлетическая гимнастика - одно из эффективных средств физического развития, включающее систему упражнений с отягощениями и тренажерными устройствами. Силовые упражнения обеспечивают формирование гармонично развитого и красивого тела, развитие основных двигательно-мышечных качеств, в первую очередь силы и силовой выносливости, необходимых для успешной спортивной и социально-профессиональной деятельности.

Занятия в тренажёрном зале для коррекции телосложения, активного отдыха доступны в любом возрасте. Хотелось бы провести слова выдающегося спортсмена, олимпийского чемпиона, писателя Ю.В. Власова, которые раскрывают одну из прикладных сторон занятий с силовой направленностью: «Чтобы выдержать напор новой жизни, утверждать правду, нужна и сила духа, и сила мышц. Современного человека подстерегает порой если не ранняя смерть, то дряхлое доживание. Долго жить - хорошо, но важнее прожить полнокровно то время, что отпущено. Мы изнежены, а жизнь стала суровее и жёстче. Атлетическая гимнастика - одна из форм подготовки к современному ритму жизни».

Среди студентов, занимающихся в тренажёрном зале, было проведено анкетирование, результаты которого позволили выявить доминирующие мотивы занятий атлетической гимнастикой среди студенческой молодежи:

-сам процесс тренировок - занимающимся нравится выполнять силовые упражнения;

-развитие у занимающихся силы, воспитание волевых характеристик, приобретение красивой и стройной фигуры, поддержание постоянного физического развития, возможность стать более привлекательным;

-занятия атлетической гимнастикой повышают авторитет, возникает желание стать лидером в определенной социальной структуре, повышается чувство собственного достоинства, появляется ощущение физического совершенства, занимающимся приятно, когда на них обращают внимание.

Из выше сказанного понятно, что мотивы спортивной деятельности обладают эстетической окраской, потому, что занимающиеся атлетической гимнастикой получают удовольствие от упражнений силовых тренировок и посредством их достигаемых результатов. А это - приобретение определённого статуса и повышение престижа в определённых слоях общества, порой значимых занимающимся. Происходит самореализация личности, которая отражается в физическом совершенстве студента, занимающегося атлетической гимнастикой. [1]

Анализ проведённого опроса среди студентов позволяет сделать вывод, что в процессе занятий в тренажёрном зале наравне с улучшением физических качеств наблюдается положительная динамика практически всех показателей психических процессов. Содержание этих занятий позволяет значительно улучшить показатели в силовом компоненте физического развития и при этом способствует наиболее выраженному развитию психолого-педагогических качеств, которые условно можно разделить на группы:

-профессиональные (внимание, оперативность, усидчивость, исполнительность, самостоятельность, инициативность, эмоциональная устойчивость.);

-волевые (целеустремленность, выдержка, настойчивость, самообладание, уверенность, самоотверженность);

-нравственные (добросовестность, дисциплинированность, трудолюбие, коллективизм, ответственность, аккуратность).[2,3]

По данным целого ряда авторов, занятия атлетической гимнастикой позволяют повышать не только физическую работоспособность, эти занятия обеспечивают повышение умственной работоспособности и ее интеллектуально-эмоциональной составляющей.[4,5,6] Дальнейшая научная работа в этом направлении актуальна по причине повышения с каждым годом психоэмоциональной напряженности у современной молодежи на фоне снижения ее двигательной активности. Систематические занятия физическими упражнениями в тренажёрном зале в условиях напряжённой трудовой деятельности снимают нервно-психическое напряжение, а систематическая мышечная деятельность повышает психическую, умственную и эмоциональную устойчивость организма при напряжённой работе.

В процессе занятий атлетической гимнастикой непрерывно возникают двигательные познавательные ситуации, решение которых требует значительного умственного напряжения. Уже простое решение двигательных задач: как сделать движение точнее, что надо предпринять, чтобы исправить допущенную ошибку, и т.д. - представляет собой цепь мыслительных операций, включающих наблюдение, обобщение, принятие решения. Специфичность умственной деятельности в процессе занятий силовыми упражнениями заключается в тесном взаимодействии между движениями тела и умственными операциями: занимающиеся непрерывно сверяют программу движений с её фактическим выполнением. В результате закрепляются осознанные связи между мышечными ощущениями, двигательной задачей и способом её решения. Движения становятся способом познания и освоения окружающего мира.

Анализ научно-методической литературы, ежегодные социологические исследования, многолетний практический опыт внедрения педагогических технологий в учебный процесс по физическому воспитанию показал, что в процессе занятий избранным видом двигательной активности (атлетической гимнастикой) создаются оптимальные условия для психофизического саморазвития и самосовершенствования. При этом не только выявляется уровень работоспособности личности, но и создаются реальные возможности для повышения физической подготовленности и улучшения показателей функционального состояния организма, что опосредованно влияет на качество профессиональной подготовки специали-ста.[7,8] Целенаправленное использование занятий избранным видом двигательной активности позволяет уже на первом курсе значительно ускорить процесс адаптации бывшего школьника к новым социально-педагогическим и психологическим переменам в вузовской жизни, а в дальнейшем и в профессиональной деятельности, повысить качество профессиональной подготовки специалистов, обеспечивает всестороннюю подготовленность к социально значимой деятельности.

Литература

1. Егорычева, Е.В. Формирование профессионально значимых качеств личности с помощью избранного вида двигательной активности / Е.В. Егорычева, С.В. Мусина - Волгоград: Известия Волгоградского государственного технического университета, серия Новые образовательные системы и технологии обучения в вузе. - Выпуск 6. - 2009. - №10 (58). - С. 49-52

2. Егорычева, Е.В. Направленное использование занятий в тренажёрном зале для формирования профессионально важных качеств специалиста / Е.В. Егорычева, С.В. Мусина, М.К. Татарников - М.: Современные наукоёмкие технологии. - 2010. - №7 - С. 250-251.

3. Мусина, С.В. Влияние физкультурно-спортивной деятельности на учебу студентов в вузе и её связь с профессиональным становлением / С.В. Мусина, Е.В. Егорычева, М.К. Татарников - М.: Международный журнал экспериментального образования. - 2010. - №2 - С. 60-61.

4. Алёшина, Л.Н. Формирование мотивации здорового образа жизни будущего учителя в процессе профессиональной подготовки: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Л.Н. Алёшина - Волгоград, 1998. - 20с.

5. Винокуров, Ю.И. Особенности проведения занятий со студентами первого курса средствами атлетической гимнастики с учётом их конституции и двигательной моторики: дис. ... канд. пед. наук / Ю.И. Винокуров - Коломна, 2004. -179с.

6. Висневский, В. Методика занятий атлетической гимнастикой студентов вузов / В. Висневский. - М.: ГЦОЛИФК, 1989. - 24с.

7. Гусева, Л.Н. Оптимизация двигательной активности студентов с использованием различных форм физкультурно-спортивной деятельности / Л.Н. Гусева. - Теория и практика физ. культуры. - 2007. - №3. - С. 7-9.

8. Полиевский, С.П., Старцева, И.Д. Физкультура и профессия / С.П. Поли-евский, И.Д. Старцева - М.: Физкультура и спорт, 1988

9. Радаева, С.В. Физическое воспитание студентов нефизкультурного вуза на основе спортивно-ориентированных технологий: автореф. дис. ... канд. пед. наук / С.В. Радаева - Красноярск, 2008.

10. Холодов, Ж.К., Кузнецов, В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов - М.; ACADEMA, 2003.

УДК 124.5

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ КАК МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ КАТЕГОРИЯ

Зауторова Эльвира Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры юридической психологии и педагогики Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний, г. Волгоград, Россия elvira-song@mail. ru

В своем поведении, принятии решений каждый человек ориентируется на осознанные им ценности-регуляторы. Ценности непосредственно связаны со смыслами и становятся принадлежностью индивидуального сознания благодаря смыслотворческой деятельности человека. Ценностные ориентации представляют собой основные формы функционирования ценностей, ступени их перехода в деятельность, являются основой для конструирования нравственных идеалов, становления действенной самооценки личности, постановки жизненных целей.

Ключевые слова: ценности личности; ценностные ориентации; междисциплинарный характер ценностных ориентаций личности; становление ценностных ориентаций личности.

VALUABLE ORIENTATIONS OF THE PERSON AS THE INTERDISCIPLINARY CATEGORY

Zautorova Elvira, the candidate of pedagogical sciences, the senior lecturer, The senior lecturer of chair of legal psychology and pedagogics The Vologda institute of the right and economy of Federal Agency of execution ofpunishments, Volgograd, Russia elvira-song@mail. ru

In the behavior, decision-making each person is guided by the values-regulators realized by it. Values are directly connected with senses and become an accessory of individual consciousness thanking creative activity of the person. Valuable orientations represent the basic forms of functioning of values, steps of their transition in activity, are a basis for designing of moral ideals, formation of an effective self-appraisal of the person, statement of the vital purposes.

Keywords: values of the person; valuable orientations; interdisciplinary character of valuable orientations of the person; formation of valuable orientations of the person.

Проблема ценностных ориентаций в ее общем и конкретном значении носит междисциплинарный характер и является предметом исследования целого ряда наук, занимающихся человеком и обществом. Сложность определения сущ- 62 -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.