Научная статья на тему 'Атеизм: понятие и виды'

Атеизм: понятие и виды Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
12731
740
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Пивоваров Д. В.

Определяется общее понятие атеизма, а также описываются наиболее распространенные виды атеистического мировоззрения. Автор полагает, что, как правило, атеизм является теневой системой какой-либо традиционной религии. Атеизм не в полной мере автономен, не имеет собственной природы. Поэтому более корректно говорить не об атеизме "вообще", а о "христианском атеизме", "мусульманском атеизме" и т. п. Указываются условия существования религиозного и нерелигиозного атеизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ATHEISM: NOTION AND KINDS

The general concept of atheism is defined, and also the most widespread kinds of atheistic world-outlook are described. The author believes, that, as a rule, the atheism is a shadow system of any traditional religion. The atheism is not to the full independent, it has no his own nature. Therefore it is more correctly to speak not about atheism "in general", but about "Christian atheism", "Muslim atheism", etc. Several specified conditions of existence of "religious atheism" and "non-religious atheism" are mentioned.

Текст научной работы на тему «Атеизм: понятие и виды»

ОБЩЕСТВО

АТЕИЗМ: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ Пивоваров Д.В.

Определяется общее понятие атеизма, а также описываются наиболее распространенные виды атеистического мировоззрения. Автор полагает, что, как правило, атеизм является теневой системой какой-либо традиционной религии. Атеизм не в полной мере автономен, не имеет собственной природы. Поэтому более корректно говорить не об атеизме "вообще", а о "христианском атеизме", "мусульманском атеизме" и т. п. Указываются условия существования религиозного и нерелигиозного атеизма.

ATHEISM: NOTION AND KINDS Pivovarov D.V.

The general concept of atheism is defined, and also the most widespread kinds of atheistic world-outlook are described. The author believes, that, as a rule, the atheism is a shadow system of any traditional religion. The atheism is not to the full independent, it has no his own nature. Therefore it is more correctly to speak not about atheism "in general", but about "Christian atheism", "Muslim atheism", etc. Several specified conditions of existence of "religious atheism" and "non-religious atheism" are mentioned.

Понятие атеизма. Атеизм (atheism - безбожный, нечестивый) - критический анализ и опровержение веры в Бога как личность, а также веры в любых иных богов, сверхъестественные силы или в бестелесные духовные существа. Эта критика может иметь философский, естественнонаучный либо историко-научный характер. Видов атеизма много, нет единой для них идеологии и шаблона поведения. До XVII века атеизм не играл сколь-либо заметной роли в истории человечества, но, начиная с эпохи Просвещения, стал усиливаться и становиться все более влиятельным, в особенности в естествознании.

В раннем древнегреческом языке прилагательное «ЬиЭт» (от Ь - без, i&rn - бог) означало "безбожный", а в V века до н.э. оно приобретает смысл "разорвавший отношения с богами". Цицерону принадлежит латинская транслитерация греческого «ЬиЭт»»- "atheos". Это слово широко применяется в уничижительном смысле и ранними христианами, и язычниками, яростно спорящими между

собой. До Миланского эдикта императора Константина Великого о веротерпимости (325 г.) в Римской империи христиан казнили за "атеизм" - за отрицание языческих богов и культа императора. Когда же при императоре Феодосии христианство объявили государственной религией Рима (381 год), то наказуемым преступлением стала ересь. В XVI веке во Франции распространяется слово "atheisme". В английском языке термин "atheist" (от фр. athee- тот, кто отрицает бытие Бога) появился примерно в 1571 году, а слово "atheism" (от фр. atheisme) - в 1587 году. Позднее в английский язык вводятся слова "деист" (1621 г.), "теист" (1662 г.), "теизм" (1678 г.) и "деизм" (1682 г.). Поначалу слова "деизм" и "теизм" синонимично замещали друг друга, но после 1700 года под влиянием атеизма они приобрели принципиально разные значения.

В XVI-XVII веках термин "атеист" считался оскорбительным, применялся в полемике только в отношении оппонента и вряд ли мог быть самоназванием чьего-либо

Пивоваров Д.В.

убеждения. В XVIII веке под ним понимают прежде всего отрицание монотеизма, и некоторые вольнодумцы положительно относятся к нему, величая себя "атеистами". В конце XIX века для обозначения неверия в любых богов (а не только в Бога христиан и иудеев) предложено более широкое понятие "адевизм" (adevism), но оно не прижилось. В настоящее время в мире заметна тенденция применять термин "атеизм" в широком смысле неверия во всевозможные божества, а некоторые современные американские философы даже обозначают им отсутствие веры в сверхъестественное.

Атеизм есть разновидность элиминати-визма. Термином "элиминативизм" (от лат. elimino - выношу за порог, удаляю) обозначают философское учение, согласно которому ментальные феномены (дух, душа, состояния сознания, верования, желания и пр.) просто не существуют. Элиминативизм не следует отождествлять с редукционизмом, который не устраняет, а упрощает (но все-таки признает) реальность ментального, сводит духовное и душевное к физиологическим процессам. Атеистов причисляют к элимитивистам на том основании, что они не признают реальность Бога (богов). "Атеизм, - писал К. Маркс, - является отрицанием бога и утверждает бытие человека именно посредством этого отрицания..." [1, с. 127]. Маркс утверждал, что "религия -опиум народа". Не существует достаточных рациональных оснований для отрицания бытия Бога (равно как и для доказательства Его бытия). Никто прямо не знает, что Бога нет. Гораздо более обоснованным является не атеизм, а скептицизм, т.е. сомнение в возможности истинного знания о Боге. Атеизм трудно отнести к "знанию фактов", скорее он представляет собой некое "психическое настроение" (В.И. Несмелов), специфическое эмоциональное отношение к жизни.

Атеизм, как "теневая" диалектическая противоположность теизму, всегда в той или иной мере объективно востребован частью общественного сознания. Рене Генон

обратил внимание на то, что сознание некоторых людей (особенно современный) не желает переносить никаких тайн и стремится заземлить их. Подобно тому, как никому еще не удалось разъединить полюсы магнита, так и атеизм невозможно отделить от теизма и изъять его из общественной жизни посредством язвительной богословской критики или государственных декретов. "И если теизм возник из некоего предтеизма, -пишет А.В. Медведев, - то следует допустить, что и атеизм возник из некоего преда-теизма" [2, с. 97]. Критику религиозных взглядов на мир можно обнаружить в "Песне Арфиста" (эпоха Среднего Царства в Древнем Египте), в ряде древнеиндийских учений (локаята, чарвака, санхья, джайнизм, буддизм), у некоторых греческих досократи-ков (Диагор, Критий и др.).

Вряд ли разумно отвергать право атеиста мыслить по-своему, да и к тому же в России такое право дано ему законом о свободе совести. Вместе с тем теизму очень трудно вести диалог с атеизмом, если это агрессивный, малограмотный и догматичный "научный атеизм". Продуктивный диалог возможен только между толерантным теизмом и цивилизованным атеизмом. Прежде всего, современному атеизму было бы полезно отказаться от незаконно присвоенной себе монополии вещать от лица естествоиспытателей и подвергать религиозное мировоззрение осмеянию с позиций так называемой "научной картины мира". Справедливо следующее утверждение известного российского философа С.М. Шалютина: ".. .в той мере, в которой правомерен термин "научно-материалистическое мировоззрение", правомерен и термин "научно-религиозное мировоззрение", если под ним понимать мировоззрение, синтезирующее веру в Бога с данными науки (что в определенной степени реализуется, например, неотомизмом). <...> Атеизм и религия в своих метафизических онтологических утверждениях по отношению к науке сущностно симметричны: наука бессильна доказать или опроверг-

нуть истинность как того, так и другого (утверждений о бытии или небытии Бога

- Д.П.) <.> Отсюда следует, что <.> нужно признать совместимость науки как с религиозным, так и атеистическим мировоззрением" [3, с. 304].

Атеистическая концепция во многом аналогична по своему понятийному составу и образу мышления тому религиозному учению, которое она подвергает критике, вторична по отношению к нему. Поэтому нет абстрактного атеизма "вообще". Всякий нерелигиозный атеизм привязан к какой-либо конкретной (опровергаемой им) религии и приспосабливается к ней в изменяющихся условиях. В этом смысле, полагаю, его правильнее именовать в сопряжении с той религией, которую он непосредственно критикует: христианский атеизм, му-сульманский атеизм, иудейский атеизм и т.д. Замечу также, что теист, признающий, например, только Иегову, в то же время оборачивается атеистом в отношении бытия иных богов - он не верит в Зевса, Амона Ра, Тора, Одина и т.д.

Энгельс считал, что "атеизм, как голое отрицание религии, ссылающийся постоянно на религию, сам по себе без нее ничего не представляет и поэтому сам еще является религией" [4, с. 161]. А.Ф. Лосев писал в своей "Диалектике мифа", что атеизм есть догма, вид догматического богословия, а вовсе не наука, и поэтому атеизм является предметом исследования истории религии. Г.К. Честертон как-то заметил, что когда люди теряют веру в Бога, они начинают верить во все остальное, прежде всего, в оккультные науки. Подчас атеизм неправомерно смешивают со свободомыслием, вольнодумством, религиозным индифферентизмом или антиклерикализмом.

Разновидности атеизма. Споры о дефиниции и видах атеизма в первую очередь происходят из-за неясности различения слов "божество" и "Бог". Если теизм определить как веру в единого персонифициро-

ванного Бога, тогда политеистов и деистов логично причислять к атеистам, чему противятся интуиция и здравый смысл. Выбор критерия атеизма зависит также от ответов на вопросы:

1) должен ли человек, называющий себя "атеистом", ясно осмысливать понятие Бога?

2) является ли атеистом тот, кто не знаком с теизмом?

3) прав ли Гольбах, заявивший в 1772 году, что все новорожденные и дети суть атеисты, поскольку у них нет никаких четких представлений о Боге?

Платон различает три категории атеистов: 1) совершенно не признающих существование богов; 2) отрицающих влияние богов на человеческую жизнь; 3) верящих в богов и в их влияние на людей, но полагающих, что боги безразличны к человеческим преступлениям. Строго говоря, только первая категория прямо относится к атеизму. Пьер Бейль выделяет три вида атеистов:

1) отрицающих бытие Бога; 2) не верящих в свободу в Боге; 3) не согласных с тем, что Бог есть Творец. Говорят также об отрицательном и положительном атеизме, об атеизме скептическом и догматическом, спекулятивном и практическом.

Жак Маритен (1882-1973), французский неотомист, допускал возможность неосознаваемого имплицитного знания Бога, например, в форме неявного утверждения человеком Бога через свой волевой выбор добра, а не зла. Отсюда, кроме "абсолютных атеистов" и "практических атеистов", по мнению Маритена, есть также "псевдоатеисты" - люди, убежденные в том, что не веруют в Бога, но фактически верующие в него бессознательно. Широко распространено мнение, что "не существует атеистов до глубины души" (например, "в окопах нет атеистов", а на смертном одре атеисты вдруг начинают верить в Бога). Атеисты оспаривают это мнение, приводят примеры "атеистов до глубины души".

Сознательный либо стихийный атеизм противоположен монотеизму, утверждаю-

Пивоваров Д.В.

щему, что Бог есть и что Его бытие можно даже доказать. Атеизм также отличается от агностицизма, который оставляет открытым вопрос о бытии или небытии Бога; агностики любят обсуждать такие вопросы, на которые нет ответа. Иногда агностиков все же относят к атеистам, называя их "слабыми (негативными) атеистами", в отличие от "сильных (позитивных) атеистов", категорически отрицающих бытие Бога или богов (Э. Флю, М. Михаэл). Спекулятивный атеизм объясняет возникновение упорядоченной Вселенной случайным сцеплением атомов и спонтанной эволюцией материи. Подчас к атеистам относят деистов, верующих лишь в безличное высшее начало, а также пантеистов, для которых Бог тождест-вен физическому миру. Атеистическим подчас считается также утверждение: "Бога нет, но есть переживание человеком божественного".

Неточно, правда, утверждать, что атеизм противоположен теизму просто потому, что не признает Бога. Дело в том, что не каждый богослов, причисляющий себя к христианам, мусульманам или иудеям, признает теизм. Например, богослов Пауль Тиллих называет личностного Бога теистов "идолом" и отказывается мыслить Его высшим, бесконечным, внепространственным и вневременным существом. Согласно Тиллиху, Бог есть бытие-в-себе, основание и смысл бытия. Далеко не все теисты соглашаются рационально доказывать бытие Бога; многие из них считают такое доказательство невозможным, а фидеисты (И. Хаманн, С. Киркегор и др.) - вредным, ибо оно уничижает риск веры и подрывает ее силу. Ряд богословов полагают, что предметом подлинной веры может быть только сокрытый, тайный и трансцендентный Бог, бытие которого непосредственно обнаруживается не разумом, а интуицией. Наконец, не все те, кто на практике не принимают во внимание Бога, теоретически отрицают Его существование. В повседневной жизни верующие, бывает, не вспоминают о Боге, хотя в

принципе не сомневаются в том, что Бог есть; они либо не исполняют Его волю, либо живут так, как будто Его нет, а тем самым как бы эмпирически отрицают Бога. Такого рода верующие - вовсе не атеисты (хотя их хочется назвать "практическими атеистами") и даже не агностики, поскольку они не сомневаются в бытии Бога.

"Понятие атеизма, - пишет В.Г. Галушко, - сопоставлялось и отождествлялось с материализмом, деизмом, пантеизмом, агностицизмом, индифферентизмом, ересью, кажется, наметилось его отождествление с экуменизмом. Все это указывает на несамостоятельность и призрачность атеизма. Поэтому дальнейшее существование атеизма зависит от того, с какими явлениями (возможно, новыми) он будет связываться" [5, с. 716].

Атеисты говорят, что суждение о существовании Бога либо ложно, либо является крайне маловероятной гипотезой. Чтобы не впадать в априоризм и догматизм, атеисту все-таки лучше брать суждение о существовании Бога как гипотезу. Встречаются такие атеисты, которые само понятие антропоморфного Бога считают настолько расплывчатым, что не видят возможности оценивать на истинность или ложность суждения типа "Бог - Творец, и от него все зависит"; в подобных сентенциях они усматривают лишь неразумные успокоительные иллюзии, а религиозную веру оценивают как сугубо иррациональную. Фрэнсис Бэкон ответил бы им: "Поверхностная философия склоняет ум человека к безбожию, глубины же философии обращают умы людей к религии". Блез Паскаль, а за ним Ф. Достоевский утверждали, что сколь бы интеллектуально нелепой и абсурдной ни была религиозная вера, наша жизнь без нее теряет общий смысл. Бейль допускал, что возможно нравственное общество, состоящее из одних атеистов. Напротив, по Вольтеру, общественный порядок без религии невозможен. Фихте в "Споре об атеизме" (1798 г.) отождествил Бога с нравственным миропорядком.

Атеизм в какой-то мере оправдан тем, что в самом деле трудно отыскать прямые и безусловные эмпирические свидетельства о бытии Бога; "христианский Бог не более вероятен, чем боги-олимпийцы" (Б. Рассел). Но теист возразит: "Бог невидим и непостижим". Вместе с тем косвенных свидетельств о божестве так много, что приходится сомневаться в существовании до конца последовательных атеистов. Важно отметить, что разумные философские понятия Бога во многом отличаются от верователь-нык религиозно-теологических представлений о Боге, в связи с чем не всегда правильно зачислять в разряд атеистов философов материалистической или пантеистической ориентации.

Более точная характеристика атеизма заключается в требовании к атеисту обосновать свои убеждения, указать причины неверия в Бога, например, указать на неясность антропоморфного представления о Боге, бессмысленность неатропоморфного образа Божия ("Бог - первопричина и самопричи-на"), метафоричность понятия Бога как этического символа ("Бог есть любовь"). Так, монотеист Ксенофан (VI в. до н.э.) говорил, что человек создает богов по своему образу и подобию, и если бы быки имели богов, то их боги походили бы на быков; сам же Ксенофан верил в бога только как в "чистый разум". Артур Шопенгауэр заметил, что можно поверить в то, что личное существо создало мир, но помыслить этого нельзя.

Большинство атеистов всех времен утверждали, что религию порождают невежество и страх. Поль Гольбах признавал, что вера в Бога сопровождается позитивными эмоциями, хотя и не возникает непосредственно под их влиянием. Заметно отличался от предшествующих ему атеистов Людвиг Фейербах, объяснявший происхождение религии не столько отрицательными мотивами, сколько чувствами любви, радости, благодарности и почитания - человеческими чувствами, проявляемыми в отношении тех мощных и таинственных сил

природы, от которых люди всецело зависят.

Когда же возникли "полноценный" атеизм и homo saecularis (человек светский в отличие от homo religious) - в первобытные времена или только несколько веков тому назад? Некоторые авторы российских учебников по истории философии и по религиоведению до сих пор причисляют к атеистическому лагерю мудрецов Милетской школы, атомистов и иных античных "стихийных материалистов". Однако вопреки их мнению, Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Демокрит, Эпикур, Тит Лукреций Кар и многие другие древние "материалисты" нисколько не сомневались - судя по переводам их сохранившихся текстов - в существовании богов, т.е. были верующими. (Так, Эпикура встречали в храме коленопреклоненным, а в поэме Тита Лукреция Кара "О природе вещей" встречаются сугубо религиозные утверждения.) Правда, не все из них изъявляли желание вступать в сакральную связь с божественным миром, и, следовательно, по определению понятия religio, не всех их следует отождествлять с религиозными мыслителями. Атомистов, строго говоря, неточно причислять к материалистам, поскольку они признавали две самостоятельные субстанции - бытие атомов и мео-нальную пустоту бездны, т.е. были не монистами материалистического типа, а дуалистами. Скорее всего никто из известных античных мыслителей не был атеистом в истинном значении этого понятия. Их лучше обозначать термином "предатеист", предложенным А.В. Медведевым.

В Средние века христиане, случалось, называли "атеистами" язычников, поскольку те не исповедовали веры в истинного Бога. Время от времени среди верующих мирян, священников и богословов объявлялись "богоборцы". Однако подлинного атеизма Средневековье, по существу, не знало. (Марксисты любят приводить в качестве примера средневекового атеизма в Европе знаменитый трактат "О трех обманщиках", приписываемый анонимным вольнодумцам

Пивоваров Д.В.

Средних веков. Но в нем критикуется не общая идея Бога, а содержатся грубые выпады против пророков Моисея, Христа и Мохаммада.) На средневековом Востоке самым известным атеистом был персидский поэт и ученый Омар Хайам.

В Европе подлинный атеизм зародился среди гуманистов эпохи Возрождения и далее стал набирать темпы. Атеизм Нового времени выступал против всякой религии, поэтому он был менее предпочтителен в смысложизненном отношении для публики, чем теистическая ортодоксия. Французская революция 1789 года проходила под знаком политического атеизма. В октябре 1793 года во Франции христианский календарь был заменен республиканским. Вместо католицизма был введен культ homo sapiens. 10 ноября был отпразднован день Разума, богиню которого изображала г-жа Майльяр в белом платье, синем плаще и красном колпаке. 23 ноября Парижский общинный совет велел закрыть церкви города. Специальным указом своего законодательного собрания Франция объявила о том, что Бога нет, - это был первый в мировой истории случай государственного богохульства. Таким же воинствующим характером обладал советский "научный" атеизм. В XX веке атеизм характерен для марксизма, экзистенциализма, научного материализма, неопозитивизма, аналитической философии, структурализма, а также для таких идейных течений, как светский гуманизм, сциентизм, нигилизм, феминизм.

Н.А. Бердяев отмечал, что с научным исследованием религии произошло удивительное явление: религиозную жизнь начали научно исследовать после того, как перестали верить в ее реальность. Современная наука о религии носит преимущественно атеистический характер, представляя собой своего рода "отрицательную апологетику". Большинство профессиональных религиоведов убеждены в "неистинности" религиозного опыта и пытаются свести его к неким превращенным фор-

мам обыденной практики. В этом смысле в целом российское академическое религиоведение неявно борется с религиями, хотя и заявляет, что занимает по отношению к ним нейтральную, незаинтересованную и толерантную позицию.

Христианский атеизм - предельная самокритика теологии - порывает с традиционным теизмом и церковными институтами и заявляет, что христианство тесно увязано с атеизмом как со своей негативной "теневой системой». Отправляясь от приписываемого Ницше утверждения: "Бог умер", Т. Альтицер, американский теолог-протестант, построил в начале 1960-х гг. особую "теологию смерти Бога" [6]. Он отверг догмат о вознесении Иисуса Христа и истолковал проникновение Бога в мир как такое воплощение, которое одновременно преобразует мирскую сущность творения и предвечную трансцендентную сущность Бога. "Воплощение поистине реально, -комментирует "теологию смерти Бога" Ю.Р. Селиванов, - только если оно приводит к смерти исходного священного, смерти самого Бога. Смерть Бога наступила тогда, когда история полностью стала "плотью Бога" <.> Исчезновение Бога из истории и появление его противоположности в виде ничто доказывает полное осуществление первоначального замысла Бога. Тем самым, по мысли Альтицера, теологическая традиция исполнила свое предназначение и подготовила почву для нового этапа развития западной культуры" [7, с. 35]. Христианские атеисты объявляют, что священное исчезло, ибо окончательно вошло в "плоть истории", стало секулярным и служит преображению мира. Когда все сакральные христианские ценности обретут светский характер, прекратятся страх и вина перед исчезнувшей трансцендентной реальностью, придет конец теистическому мировоззрению, и христиане будут своей мирской деятельностью соучаствовать в Царстве Божьем, начало которому на Земле заложено умершим Богом.

Атеистический гуманизм. Подчас марксисты и экзистенциалисты тесно сближают и даже отождествляют атеизм со светским гуманизмом. Однако "гуманизм" не является ясным понятием, и к тому же нередко служит "фиговым листом", прикрывающим наготу античеловеческих тоталитарных идеологий. Историки XIX века назвали словом "humanismus" образовательные и культурные программы Петрарки, Фичино, Помпонацци и некоторых других деятелей Возрождения. Затем этим словом стали обозначать классическое среднее образование с центром тяжести на греческом и латинском языках (современное образование, в отличие от классического, центрировано на естествознании и математике). Вероятно, термин "humanismus" был почерпнут из жаргона студентов итальянских университетов, где профессоров гуманитарных дисциплин называли "humanista". В XIV-XIX вв. минимум гуманизма включал в себя:

1) программу чтения произведений классиков, а также изучение грамматики, риторики, истории, поэзии и философии морали;

2) учет перспектив, интересов и склонностей индивидов;

3) тезис о разуме и свободе как основаниях человеческого существования;

4) убеждение в том, что разум, сомнение и научный метод суть лучшие средства поиска истины и построения общества;

5) веру в то, что свобода и моральное равенство суть основа этики и общества.

С конца XIX века дефиниция гуманизма расширилась - к ней добавили те способы реализации человеческой уникальности, свободы и т.п., которые предлагали марксисты, экзистенциалисты и прагматисты. Одни исследователи гуманизма определяют его в историческом ключе и выделяют гуманизм разных эпох: классики, Ренессанса, Просвещения. Другие предпочитают описывать гуманизм в прямой связи с какой-нибудь философией (гуманизм Маркса, Хайдеггера, экзистенциалистов). Третьи

определяют его через перечисление множества человеческих качеств (добрая воля, человеколюбие и пр.). Вдумываясь в совокупность определений гуманизма, так и хочется спросить: а бывают ли не-гуманисты? В силу широты понятия «гуманизм» его некорректно считать синонимом атеизма, но имеет смысл выделять, например, такие его разновидности, как атеистический гуманизм и теистический гуманизм.

В атеистической литературе встречается курьезная квалификация атеизма как возвышенного идеализма. Например, И. Джохад-зе заявляет: «"Безбожие" атеиста сплошь идеалистично. Быть человеком нравственным, поступать сообразно велениям совести и разума, искать и находить удовольствие в осмысленной, творчески-созидательной деятельности, но при этом не верить в бога (вечную жизнь, искупление, благодать и т. п.), может только идеалист. <.. .> Служители церкви <...> присвоили себе право (на каком основании?) вещать от имени духа. Не пора ли оспорить у них это право? Быть может, пришло время задуматься о природе религиозного имморализма? Быть может, атеизм как идеалистическое мировоззрение

- не только возможная, но и желательная альтернатива религиозной бездуховности?"» [8, с. 91-92]. Обратите внимание на название его статьи: сам автор предполагает, что его точка зрения логически противоречива.

Воинствующий атеизм отличается крайним догматизмом и парарелигиозным фанатизмом. Например, в начале Французской буржуазной революции члены Конвента подавили все традиционные религии, закрыли церкви, запретили чтить субботу, а взамен насаждали культ богини Свободы. Декабрист А.П. Барятинский обратил против известного тезиса Вольтера о необходимости идеи Бога ("Если бы Бог не существовал, Его нужно выдумать") свой антитезис: "Если бы даже Бог существовал, Его нужно отвергнуть". Следует учесть, что Верховный суд США, рассматривавший дело Торкасо

Пивоваров Д.В.

против Уоткинса (1961 г.), признал светский гуманизм формой религии: "Среди исповедуемых в этой стране религий есть и такие, которые не проповедуют традиционной веры в существование Бога. Это буддизм, даосизм, этическая культура, светский гуманизм" [9, с. 204-205]. Идеологию "толерантности в духе культуры мира" нередко считают "секулярной" религией, апологеты которой претендуют на общеобязательность своей идеологии и тотальный контроль в сфере мировоззрения.

По мнению А.В. Кураева [10, с. 53], словосочетание "научный атеизм" лишено рационального смысла, потому что:

1) поскольку атеизм всего лишь фиксирует данные науки, он еще не атеизм;

2) если же он обосновывает себя именно как атеизм научными данными, то он представляет собой метафизику, а не науку.

Среди марксистов были не только атеисты-нигилисты, но и "богостроители", предлагавшие строить особую атеистическую религию. Они держались принципа "богов не ищут, их создают". Например, А.В. Луначарский призывал сбросить "ветхий плащ старого материализма" и отнестись к учению Маркса как к наследию иудаизма, христианства, ислама и пантеизма Спинозы. В своем сочинении "Религия и социализм" (1908) он рассматривает марксистский атеизм как "пятую великую религию, формулированную иудейством". В России после Октябрьской революции более полувека господствовала языческая религия советизма, которую КПСС включило как компонент в структуру государственной идеологии. "Некоторое время после 1917 года, - напоминает К.А. Свасьян, - существовали даже пролетарские трибуналы над Богом, где за отсутствием персонального Бога судилась идея Бога. <.> Зачитывался длинный список преступлений, после чего объявлялся смертный приговор: специальное подразделение вскидывало винтовки и по команде палило по небу" [11, с. 81].

В 1925 г. в СССР было создано общество

"Союз воинствующих безбожников". В разное время выходили атеистические издания: газета "Безбожник" (1922-1941), журналы "Безбожник" (1925-1941), "Атеист" (19221930), "Воинствующий атеизм" (1931) и др. Затем стали выходить атеистические журналы "Наука и религия" (с 1959) и "Людина 1 свгг" ("Человек и мир", с 1965). В университетах и других высших и средних специальных учебных заведениях введен курс "Основы научного атеизма". Кадры пропагандистов атеизма готовили на философских факультетах, вечерних университетах марксизма-ленинизма, в кружках, "Домах научного атеизма". В составе Академии общественных наук при ЦК КПСС в 1964 году создан Институт научного атеизма. Социологи, регулярно проводившие исследования религиозности населения, рапортовали о неуклонном уменьшении количества верующих в стране и торжестве атеизма. Казенный "научный атеизм" советской эпохи не мог не вызывать отвращения не только на Западе, но и у многих россиян. Ныне "государственный атеизм" в России отвергнут, а "приватный атеизм" пытается стать более гибким в условиях возрождения традиционных религий.

Чаще всего атеизм вырастает из антиклерикальной реакции на внешнюю сторону религии, которую не следует отождествлять с ее постоянной сущностью. Так, в преддверии Великой французской революции Вольтер возмущался: "Стоит ли удивляться, что на свете есть атеисты, когда Церковь ведет себя так отвратительно?" Благодаря атеистической критике монотеизм получает импульс к обновлению и дальнейшему развитию. Атеизм, находящийся в оппозиции господствующей религии, как правило, имеет форму светского антирелигиозного атеизма. Случается, что государству требуется идеология безбожия, и тогда светский атеизм выходит из тени, сбрасывает с себя маску "свободомыслия", становится религиозным атеизмом (или, если хотите, парарелигиоз-ным безбожием) и начинает фанатично и

фарисейски исполнять государственно-идеологическую функцию. К основным формам общественного сознания относят религию, искусство, науку и т.д., но только не светский атеизм, поскольку подавляющую часть человечества всегда составляют люди, разделяющие те или иные религиозные убеждения. А вот религиозный атеизм (например, государственный атеизм в бывшем Советском Союзе), по-видимому, подпадает под категорию формы общественного сознания.

До Октябрьской революции российская государственность фундировалась идеалами православия, а оппозиционная идеология большевиков в целом имела характер светского критического атеизма, опиравшегося на материализм Маркса. Однако после победы большевиков их "профессорский" атеизм приобрел форму особой соци-оцентрической религии, агрессивной и крайне догматической. Ныне в нашей стране государственный атеизм юридически и идеологически отвергнут, и в условиях возрождения традиционных религий теснимый и реформируемый атеизм старается быть более гибким и хитроумным. Отечественная атеистическая критика религиозных доктрин и церковной деятельности постепенно становится более культурной и толерантной, что в известной степени способствует обновлению богословской аргументации.

Как правило, в странах с высокими показателями экономического развития уровень религиозности населения относительно низок (за исключением США), а в бед-нык странах, напротив, высок. В исламских государствах, где действуют законы шариата (Иран, Судан, Пакистан, Саудовская Аравия), отказ от ислама рассматривается как измена и наказывается смертной казнью. Согласно Британской энциклопедии, в 2005 году нерелигиозными в мире являлись примерно 11,9% людей, а атеистами - около 2,3 % (буддисты и иные нетеисты в этих результатах не учитывались). Самой религиозной стра-

ной среди индустриально развитых стран признаны США: 90% американцев утверждают, что веруют в Бога, 60% ежедневно совершают молитву, 46% еженедельно посещают храм, синагогу или мечеть. Проведенный в США в 2005 году опрос показал, что положительно относятся к атеистам 35% американцев, а 53% - отрицательно. Доля активно верующих в Великобритании - 4%, Франции - 8%, Швеции - 7%, Японии - 4%. Первое место в списке самых атеистических стран занимает Швеция (более половины шведов относят себя к атеистам). За ней следуют (по мере убывания доли атеистов): Вьетнам, Дания, Норвегия, Япония, Чехия, Финляндия, Франция, Южная Корея и Эстония (например, в Эстонии 49% атеистов). По данным исследований ВЦИОМ, проведенных в 2007 году в 46 областях России, убежденными атеистами себя считают 6 % опрошенных, а безразлично относятся к религии 8% граждан Российской Федерации. Наиболее известными атеистами в сегодняшней российской науке называют лауреатов Нобелевской премии по физике Ж.И. Алферова и В.Л. Гинзбурга.

Ричард Докинз, британский этолог и атеист-фундаменталист, предложил выражать коллективную этику атеистов в следующих заповедях:

"Не делайте другим того, чего вы не желали бы получить от них. Старайтесь никогда не причинять вреда. В отношении к другим людям, живым существам и всему миру проявляйте любовь, честность, верность и уважение. Не оставляйте без внимания зло и не уклоняйтесь от установления справедливости, но всегда будьте готовы простить признавшего вину и искренне раскаявшегося. Живите с чувством радости и удивления. Всегда старайтесь узнать новое. Всегда проверяйте свои идеи фактами и будьте готовы отказаться от самых сокровенных убеждений, если факты их опровергают. Не бойтесь проявить несогласие и инакомыслие; всегда уважайте право других на иную точку зрения. Формируйте соб-

Пивоваров Д.В.

ственное мнение на основе личных умозаключений и опыта; не идите слепо на поводу у других. <...>

Наслаждайтесь своей собственной сексуальной жизнью как хотите сами (не причиняя вреда другим) и предоставьте окружающим наслаждаться как угодно им; это их личное дело и вас не касается. Не дискри-

минируйте и не притесняйте на основе половой, расовой или (насколько это возможно) видовой принадлежности. Не навязывайте детям собственные идеи. Научите их думать самостоятельно, взвешивать доказательства" [12, с. 170-171].

Таковы основные особенности полиморфного феномена атеизма.

ЛИТЕРАТУРА

1. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 42.

2. Медведев А.В. Библейский образ человека и задачи современного атеизма // Отношение человека к иррациональному. Свердловск, 1989.

3. Шалютин С.М. Машины. Люди. Ценности. Курган, 2006.

4. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 36.

5. Галушко В.Г. Свободомыслие и атеизм // Религиоведение. СПб., М., 2004.

6. См.: Altizer T. The Gospel of Christian Atheism. Philadelpyia, 1966.

7. Селиванов Ю.Р. Альтицер // Религиоведение. Энциклопедический словарь. М., 2006.

8. Джохадзе И. Религиозный материализм - contradictio in adjecto? // Логос. №4. М., 2008.

9. См.: Берри Г. Дж. Во что они верят. М., 1994.

10. См.: Кураев А. О вере и знании // Вопросы философии. 1992. № 7.

11. Свасьян К.А. Растождествления. М., 2006.

12. Докинз Р Бог как иллюзия. М., 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.