Научная статья на тему 'Атаманское правление эффективная система муниципального управления'

Атаманское правление эффективная система муниципального управления Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
350
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Атаманское правление эффективная система муниципального управления»

несет ответственность за указанные объекты, а с другой стороны, и не предписывает режим содержания этих объектов в муниципальном самоуправлении, считая его внутренним делом. На этом примере мы видим, что разграничения полномочий не только допустимо с точки зрения действующего законодательства, но и благотворно для урегулирования такой сложной сферы, как содержание и сохранения памятников истории и культуры. Следовательно, это и есть тот прецедент, ссылаясь на который, местное самоуправление должно добиваться разграничения полномочий между областным и местным уровнем.

Сложной проблемой является также достаточность полномочий, переданных на места. Европейская Хартия местного самоуправления рекомендует, чтобы их объем был достаточен для независимого развития территории, а материальных ресурсов должно хватить для решения необходимых местных задач по современным стандартам.

В целом можно сделать заключение, что достигнутый уровень местного самоуправления еще не дотягивает до рекомендаций Европейской Хартии самоуправления, и проблема состоит в том, как достичь этого соответствия.

Золотарев И. В.

АТАМАНСКОЕ ПРАВЛЕНИЕ — ЭФФЕКТИВНАЯ СИСТЕМА МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Согласно Областному закону "О местном самоуправлении в Ростовской области", казачье население, компактно проживающее в муниципальных образованиях, объединенное общими интересами в решении вопросов местного значения, имеет право на участие в местных референдумах, сходах, выборах и других формах прямого волеизъявления, на избрание в органы местного самоуправления, равный доступ к муниципальной службе, получение полной и объективной информации о деятельности органов местного самоуправления, участие в иных формах осуществления местного самоуправления.

Наряду с потребностью обеспечения органов местного самоуправления теми объемами народоправства и ресурсов, которые нужны им для выполнения всего комплекса функций, закрепленных за ними государством, муниципальным образованиям крайне необходимы собственные технологии, модели, механизмы и средства формирования финансово-экономических ресурсов, потребных для реализации собственно муниципальных обязанностей и программ. Субъектам местного самоуправления необходима возможность с учетом обстоятельств проявлять инициативу, направленную на реализацию интересов членов муниципального сообщества.

Атаманское правление является традиционной формой казачьего самоуправления и может быть применено в реализации форм управления и власти в муниципальных образованиях (городах и районах области).

Казачье самоуправление на Дону — это отнюдь не первоначальный этап развития, а возрождение древних традиций. Оно является логическим выражением процесса демократизации, результатом определенной эволюции, показателем отхода государства от административно-командных методов управления и, несомненно, свидетельством зрелости граждан, готовых взять на себя полноту власти и ответственность за решение местных дел, с учетом национальных особенностей населения.

Раздел II. Проблемы социально-экономического развития

муниципальных образований

На территории района как муниципального образования действуют следующие органы казачьего самоуправления:

- Сход (казачий Круг) жителей или представителей — высший орган местного самоуправления;

- Совет атаманов — представительный орган местного самоуправления;

- Правление, ревизионная комиссия — администрация станичного

юрта;

- Совет старейшин.

Сход (собрание или казачий Круг) жителей является высшей формой местного самоуправления на территории муниципального образования, обладает всеми правами представительного учреждения: избирает атамана и совет атаманов, принимает решения, обязательные к исполнению на территории юрта всем населением.

Совет атаманов — выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы казаков и принимать от их имени решения, действующие на всей территории юрта. Совет атаманов состоит из определенных сходом хуторских и станичных атаманов, руководителей казачьих предприятий, представителей (депутатов, избираемых населением на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на три года). Представители работают на непостоянной основе. По вопросам своего ведения Совет атаманов издает решения, имеющие обязательное значение на всей территории юрта для всех жителей и предприятий и организаций всех форм собственности.

Правление юрта — орган местного самоуправления, наделенный полномочиями на решение вопросов местного значения, осуществляющий исполнительно-распорядительные функции на основании и во исполнение действующего законодательства, обеспечивающий права и законные интересы населения муниципального образования. Правление юрта является юридическим лицом и состоит из Атамана, его заместителей и казначея (главного бухгалтера), принимает решения по развитию своих территорий в интересах жителей, с учетом мнения жителей не казачьего происхождения, по возрождению исторически сложившихся ценностей.

Ревизионная комиссия избирается Сходом на три года при тайном голосовании в составе трех человек и подотчетна только Сходу.

Совет старейшин избирается Сходом на три года при тайном голосовании.

Атаман является главой администрации станичного юрта. Атаман — должностное лицо, избираемое всем населением муниципального образования, возглавляющее деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории юрта и председательствующее на его заседаниях. Как руководитель администрации Атаман отвечает за заключение всесторонних договоров органа самоуправления с различными организациями.

Наряду с четким разграничением сфер ведения и полномочий государственных органов и местного казачьего самоуправления (путем заключения договоров разграничения полномочий) возможно создание постоянно действующей системы подлинного, а не декларативного местного самоуправления, работающего на благо территорий и их жителей, согласования казачьих национальных интересов, которая будет опираться на культурные, деловые, научные круги, способные влиять на общественное мнение своих избирателей, упреждать и предлагать оптимальные пути решения национальных проблем. Но без достаточно самостоятельной эко-

номики и материально-финансовой базы невозможно говорить о реальном ее развитии.

Писарев В. В.

ВОССТАНОВЛЕНИЕ УПРАВЛЯЕМОСТИ КАК ГЛАВНОЕ УСЛОВИЕ ВЫХОДА ИЗ КРИЗИСА

В современных условиях существования человечества роль управления и цена управленческого решения возрастают пропорционально тому, как увеличиваются:

• сложность социального устройства;

• сложность развивающихся техноприродных и социотехнических систем;

• количество вовлеченных в процесс воспроизводства природных, материальных, людских, финансовых ресурсов.

Все это приводит к необходимости постоянного и массового изменения сложившихся отношений, установления новых, более адекватных корпоративных отношений. Выработка решений об установлении таких отношений — задача гиперсложная из-за многообразия альтернатив, элементов риска, объективных противоречий отраслевого и регионального управления.

Одной из основных причин кризиса государственной системы управления и неумолимой инерции продолжающегося штопора специалисты считают потерю управляемости.

Система, имевшая фактическую возможность (невиданную доселе в истории !) манипулировать колоссальными ресурсами (природными, людскими, интеллектуальными), одновременно имела КПД ниже, чем у паровоза.

Над ресурсами одной шестой части суши господствовала неадекватная система управления.

Так можно ли восстановить управляемость ?

МОЖНО! Но чтобы управлять, надо конструктивно знать.

Знать объект управления, т. е. все существующие системные целостности:

• функциональные (производственная система, система питания, система жилья, система здоровья и др.);

• инфраструктурные (транспортная система, связь);

• поддержания (восстановление, ремонт, пожарная служба, санитарно-эпидемиологическая служба, комитет по чрезвычайным ситуациям, служба безопасности и правопорядка);

• развития (капстроительство, наука, система образования).

Чтобы управлять, надо конструктивно хотеть — желаемое должно

приобрести конкретные контуры, сложная мозаика соотношения целей, реальных возможностей должна быть прописана конструктивно.

Чтобы управлять, надо конструктивно владеть. Владеть обстановкой или ситуацией — значит уметь конструктивно менять то, что зафиксировано в «знать» и «хотеть», варьировать ими, оперировать знанием, желанием, возможностью и необходимостью, приводя их в некоторое согласованное между собой и с ситуацией соотношение.

Местные органы власти должны выявить объекты муниципальной собственности, составить земельный кадастр, обеспечить учет, распределение и перераспределение жилья, определить оптимальные струк-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.