В.А. Малахова, А.А. Михальченко АСТРОНОМИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В статье дано представление об астрономии. Автор приводит результаты обзора практической литературы по проблеме преподавания астрономии в начальных классах; выделяет разнообразные формы организации деятельности класса, а также описывает задания, которые можно использовать на уроках астрономии.
Ключевые слова: астрономия, младшие школьники, Солнечная система, звезды.
Астрономия - это наука, изучающая движение и природу Солнца, Луны, планет, звезд, галактик и других небесных тел [4, с. 162]. Астрономия всесторонне изучает небесные объекты, включая их положение, движение и общие характеристики. Выделяют ряд разделов данной науки:
• небесная механика - определение массы и формы звезд, изучение законов их передвижения под воздействием сил тяготения;
• теоретическая астрономия - разработка аналитических и компьютерных моделей небесных тел и явлений;
• археоастрономия - изучение астрономической истории и выявление познаний в области звезд в древние времена;
• астрометрия - изучение расположения и движения космических объектов;
• астрофизика - изучение химических и физических свойств космических объектов [4].
В начальной школе на уроках и на внеурочных занятиях ученики знакомятся с Солнечной системой, планетами земной группы, планетами-гигантами; открывают для себя Землю и Луну, Солнце, необыкновенные небесные явления, Галактики, Вселенную, мир звезд и многое другое. Цель данной деятельности - сформировать у младших школьников основные базовые знания в области астрономии, а также пробудить интерес учеников к Космосу и космическим явлением [2, с. 9].
Существует множество различных технологий, педагогических приемов и методов, которые учитель может использовать в своей профессиональной деятельности, для достижения заявленной цели. Также педагог может предлагать задания, которые необходимо выполнять в групповой или индивидуальной форме, в парах. Это будет способствовать достижению предметных результатов, а также метапред-метных. Изучение астрономии в образовательных организациях включает в себя теоретические и практические уроки.
На занятиях учитель может использовать метод аналогии, чтобы активизировать у младших школьников мышление, воображение и т.п. Например, на уроках о Солнце. Педагог может попросить учеников рассказать, что они думают о размере Солнца (большое оно или маленькое). Часто дети отвечают, что данная звезда маленькая (такого размера, как люди видят её на небе). В такой ситуации, учитель может взять, например, большого размера надувной мяч и попросить школьников представить, что это Солнце. Однако, предварительно уточнив у детей, какого размера данный мяч (большой или нет). Далее учитель может начать отходить от класса, держа в руках «звезду». Так, младшие школьники будут наблюдать за тем, как большой мяч постепенно отдаляется и визуально начинает становиться меньше. Благодаря такому опыту, ученики с помощью учителя делают вывод о том, что большие предметы и объекты, находясь далеко от нас, кажутся маленькими. Данную аналогию можно проводить с планетами, Луной, звездами [3, с. 114].
Существуют разнообразные дидактические игры, который включают в себя метод аналогии. Например, школьникам можно предложить создать живую космическую модель, которая наглядно покажет отношение Луны к Земле. Цель такой игры заключается в том, что младшие школьники научаться отличать Луну от Солнца, а также поймут, что Луна является спутником Земли. В центре класса на стул учитель ставит лампу, которая будет символизировать Солнце. Далее педагог берет в руки глобус и говорит ученикам, что он будет Землей. Учитель ходит вокруг Солнца, кружиться вокруг себя. На роль Луны по очереди вызываются младшие школьники. Их задача ходить вокруг Земли, держать в руках маленькое зеркало и ловить блики лампы. Лучше всего, если ученики будут стоять лицом к Земле. Проигрывая с классом
© В.А. Малахова, А.А. Михальченко, 2022.
такую ситуацию, можно обсуждать вопросы смены дня и ночи, почему люди видят части Луны и т.д. Таким образом, можно обыгрывать разные космические явления, проводить аналогию взаимоотношений внутри Солнечной системы.
Важно продумать работу класса по теме Мир звезд. Учитель может предложить школьникам сначала сделать зарядку для глаз, а далее закрыть их руками и представить звездное небо. После этого по очереди каждый ученик описывает картинку, которую представил. Педагог может также поучаствовать в данном задании, однако в своем рассказе обратить внимание слушателей, что звезды бывают разного цвета и размера.
Мифы и легенды Древней Греции можно использовать на уроках и во внеурочной деятельности для изучения различных созвездий. Существует легенды о Большой Медведице, Драконе, Персее, Пегасе и т.д. Школьникам можно рассказывать мифы, показывать видео, просить, чтоб ученики самостоятельно их прочитали. Далее дети могут проигрывать ситуации, обсуждать услышанные истории. Также педагог может предлагать ученикам рисовать заданные созвездия на контурной карте, находить созвездия на карте звездного неба или собирать его из подготовленных заранее частей.
Учитель может распечатать картинки изученных созвездий, сложить их в конверт и положить каждому ученику на парту. Во время проверки домашнего задания, актуализации знаний или повторении изученного материала педагог может предложить младшим школьникам задание: учитель называет созвездие, а учащиеся находят и показывают всему классу карточку с ним.
В образовательных организациях активно используют проектную и исследовательскую деятельность. Во внеурочное время можно предлагать школьникам провести свое исследование по темам Солнечной системы, созвездиям, звездам.
Звезды - гигантские раскаленные газовые шары, излучающие свет. Они различаются по цвету, размеру и яркости. Ученые выделяют пять типов звезд:
• Красные карлики
В состав красных карликов входят Проксима Центавра, Глизе 581 и Звезда Бернарда. Важно объяснить школьникам, что это наименьшие звезды главной последовательности. Ученики должны запомнить, что этот тип встречается чаще всего, потому что обладают длительным сроком существования, который даже превышает возраст самой Вселенной.
• Желтые карлики
К желтым карликам относятся Солнце, Кеплер - 22 и Альфа Центавра А. Сейчас эти звезды пребывают в рассвете сил, потому что продолжают активно сжигать водород в своем ядре. Этот процесс переводит их к следующему этапу, в котором пребывает большая часть звезд.
• Голубые гиганты
Это крупные звезды, в которых заметен синий окрас. Лишь 0,7% звезд оказываются в этой категории. Не все голубые сверхгиганты - звезды главной последовательности. Наибольшие (О-тип) очень быстро сгорают, из-за чего внешние слои начинают расширяться и увеличивать яркость.
• Гиганты
Сюда входят Арктур и Альдебаран. Они расположены в конце эволюционной шкалы. Красные гиганты накапливают гелий, что приводит к сжиганию ядра и повышению внутреннего нагрева. Водород сливается во внешних слоях, а звезда увеличивается в размерах и светит еще ярче.
• Супергиганты
В этой категории школьники знакомятся с Антарес и Бетельгейзе. Эти звезды увеличиваются из-за сокращения в ядрах. МИЬ Лебедя в 1650 раз больше Солнца и является крупнейшей звездой во Вселенной [4, с. 165].
Учитель может предложить младшим школьникам разделиться на группу, выбрать себе тип звезды и разработать проект или провести исследование. В данном задание ученики будут из разных источников информации (учебники, книги, журналы, видео и аудио) знакомиться с теорией по выбранному явлению. Далее создавать из бумаги макет Вселений и звезд конкретного типа. На специальном занятии школьники будут показывать свои работы одноклассникам и приглашенным учителям, участвовать в конкурсе и т.п. У учащихся данная работа будет развивать универсальные учебные действия, формировать представление о звездах и т.д.
Таким образом, в образовательных организациях в начальной школе можно интересно преподносить материал, связанный с астрономией. На уроках и во внеурочной деятельности учитель может использовать разнообразные формы работы, педагогические методы и приемы, а также вспомогательный материал по темам связанным с астрономией. Все это поможет младших школьников увлечь изучением Космоса, Солнечной системы, созвездиями и многим другим, сделать материал наглядным и доступным.
Библиографический список:
1. Алексеевнина А.К., Буслова Н.С. Методика проведения и подготовки к участию в дистанционных олимпиадах // История и педагогика естествознания. - 2020. - № 1. - С. 29-32.
2. Алексеевнина А.К., Буслова Н.С. Методические аспекты организации проектной мастерской по астрономии для младших школьников // История и педагогика естествознания. - 2019. - № 4. - С. 8-10.
3. Дробчик Т.Ю., Невзоров Б.П. Преподавание астрономии школьникам: проблемы и перспективы // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2018. - № 1 (29). - С. 113-122.
4. Ечмаева Г.А., Малышева Е.Н. Ключевые аспекты изучения школьного курса астрономии // Современное педагогическое образование. - 2019. - № 3. - С. 162-166.
5. Ламанов В.В. Об интересе учащихся к астрономии (из опыта кружковой работы) // Педагогическое искусство. - 2019. - № 1. - С. 31-34.
МАЛАХОВА ВИКТОРИЯ АЛЕКСАНДРОВНА - магистрант, Московский городской педагогический университет, Россия.
МИХАЛЬЧЕНКО АННА АЛЕКСЕЕВНА - магистрант, Московский городской педагогический университет, Россия.