Научная статья на тему 'Сценарий урока по технологии интегрированного обучения: «Мир звёзд»'

Сценарий урока по технологии интегрированного обучения: «Мир звёзд» Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
343
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интеграция предметов естественно-научного и гуманитарного циклов / развитие познавательных интересов учащихся

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Рякина Алла Георгиевна

В статье представлен один из подходов к интеграции, подразумевающей целостность содержательных и процессуальных компонентов обучения и воспитания личности школьника, являющейся условием создания целостной образовательной среды в школе, влияющей на сохранение здоровья школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сценарий урока по технологии интегрированного обучения: «Мир звёзд»»

Культура здорового образа жизни

В статье представлен один из подходов к интеграции, подразумевающей целостность содержательных и процессуальных компонентов обучения и воспитания личности школьника, являющейся условием создания целостной образовательной среды в школе, влияющей на сохранение здоровья школьников.

Рякина Алла Георгиевна,

учитель биологии МОУ СОШ № 1 г. Кировоград Свердловская область school1kirovgrad@mail.ru

СЦЕНАРИЙ УРОКА ПО ТЕХНОЛОГИИ

ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ: «МИР ЗВЁЗД»

(астрономия - литература - история -география - музыка - изобразительное искусство)

Какими могут быть подходы к формированию целостного мировоззрения учащихся?

U ...й

Ключевые слова: интеграция предметов естественно-научного и гуманитарного циклов, развитие познавательных интересов учащихся.

Per aspera ad astra (Через тернии к звёздам) Сенека

Задачи урока:

Образовательные: расширить понятия «звезды», «созвездия», познакомить с картой звездного неба Северного полушария, научить различать стороны света с помощью Полярной звезды.

Развивающие: развитие познавательных интересов, положительных мотивов учебной деятельности, продолжить формирование навыка работы с учебной литературой.

Воспитывающие: формирование научного мировоззрения учащихся, понимания бесконечности природы и космоса, умения мыслить абстрактно, чувствовать красоту окружающего мира.

Интегрируемые предметы: астрономия, литература, история, география, музыка, изобразительное искусство.

Оборудование: карта звёздного неба Северного полушария, атлас для школьников «Природоведение 3 - 5 классы» на каждую парту, телескоп, самодельная таблица «Расстояние до звёзд», цветные модели звёзд: сверхгиганты - голубого цвета, гиганты - красного цвета, карлики - жёлтые и бе-

лые музыкальное сопровождение - мелодия из к/ф «Земля Санникова», выставка книг, рисунки детей на тему «Космос», костюм учителя - шляпа и темно синий костюм с пришитыми разноцветными звёздами.

Уроку предшествовал подготовительный этап, включающий:

1. Подготовку рисунков по теме на уроках изобразительного искусства;

2. Знакомство с текстом песни на уроках музыки;

3. Подготовку сообщения о созвездиях Большая и Малая медведица.

ХОД УРОКА

Организационный этап. Проверка готовности к уроку.

Проверка домашнего задания.

Учитель: Ребята, вам необходимо вставить пропущенные слова в стихотворение, которое сочинила ученица 6 «Г» класса Смирнова Наташа.

___1_____- это тело,

Это вовсе не звезда.

Его «малою планетой»

106

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/4

Культура здорового образа жизни

Называют иногда.

Меж______2___и______3___

Чаще движутся они,

А ученые считают Их остатками Земли.

Полагают, что без них Не было б планет других.

А в пространстве межпланетном Яркой черточкой светясь,

Движутся частички пыли, будто снег зимой искрясь. Кажется, что это звезды,

К нам, на Землю упадут...

Эти световые вспышки

_____4_____зовут.

Попадая в атмосферу,

Не успев дотла сгореть Астероидов обломки Землю нам хотят «согреть».

Из камня и железа слиты.

А имя им - «____5___».

На миллионы километров Раскинув «волосатый» хвост,

Летит по собственной орбите -

_____6_____...

В весь свой полный рост Ядро, как сердце ледяное Одето в твердые частицы,

И пролетая по орбите К светилу - солнышку стремится.

А солнце теплыми лучами Комету нежно «обнимает»,

Под солнца теплыми лучами,

Она тихонько исчезает.

Проверка выполнения работы. Чтение всего стихотворения.

Постановка цели и задач урока. Учитель сообщает тему урока, озвучивает задачи.

Изучение нового материала

Вступительное слово учителя:

Наш урок немного сказочный. Закройте глаза, дети. Представьте звездное небо (учитель одевает шляпу и пиджак). Звёзды... Они всегда привлекали внимание людей. Они казались таинственными, загадочными... Откройте глаза, ребята. (Ах!)

История астрономии.

Звезды

Учитель. Около 4 тысяч лет назад зародилась наука о звёздах. Какая? (астрономиия). Люди, занимавшиеся астрономией - астрономы в Древней Руси назывались звездозаконниками. Люди с давних пор пытались сосчитать звёзды. И хотя никто тогда не знал, что на самом деле представляют собой звёзды, их количеству придавалось глубокое мистическое и религиозное значение. Занимались подсчётами звездочёты ( по совместительству астрономы и астрологи).В сказках в черных балахонах и колпаке со звёздами. И сколько же звёзд на небе? В этой темной бездне? (очень много). Читаем на доске высказывание Ломоносова:

Открылась бездна, звёзд полна;

Звёздам числа нет, бездне - дна.

М.В.Ломоносов «Вечернее размышление»

Тёмной безоблачной ночью нам кажется, что звёзд бесчисленное количество (говорят мириады). Но оказалось, что их невооруженным глазом можно увидеть около 6000. Если посмотреть в бинокль, то больше, а в телескоп около 200 млрд звёзд.

Давным-давно арабы, греки, римляне, китайцы давали имена самым ярким и примечательным звёздам: Сириус, Полярная, Вега, Альтаир, Альдебаран. А потом быстро поняли, что столько имен не придумать и стали обозначать звёзды по степени яркости буквами греческого алфавита:

- самая яркая (а - альфа)

- менее яркая (р - бетта)

- ещё менее яркая (y - гамма)

Например, Полярная звезда - альфа созвездия Малой Медведицы. Самый древний каталог был сделан ещё в 137 году нашей эры. В нем было 1037 звёзд.

Что такое звезды? (пылающие небесные тела). Вот как описал М.В.Ломоносов картину, которую смог бы увидеть человек, если бы он приблизился к Солнцу или другой звезде:

Тогда б со всех открылся стран

Горящий вечно океан.

Там огненны валы стремятся

И не находят берегов.

Там вихри пламенно крутятся

Борющись множество веков;

Там камни как вода кипят,

Горящи там дожди шумят

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/4

107

Культура здорового образа жизни

По величине По цвету и температуре По яркости По взаимосвязи

1) Сверхгиганты в сотни раз больше Солнца 2) Гиганты в десятки раз больше Солнца размером с Солнце и меньше его 3) Карлики 4) Нейтронные 1) белые 8 - 10 тыс. °К 2) голубые 20 - 50 тыс. °К 3) желтые 5 - 8 тыс. °К 4) красные менее 4 тыс. °К 1) яркие (альфа) 2) тусклые 3) переменные меняют свой блеск- «маяки Вселенной» 4) черные дыры 1) одиночные 2) двойные звезды (связаны взаимным притяжением)

Итак, что такое звезды? (Учащиеся дают определение, учитель подводит итог).

Звёзды - огромные пылающие газовые шары, расположенные очень далеко от Земли. (Запись определения в тетради).

Расстояние между звездами. Классификация звезд

Учитель: Они так далеко. Что нашего земного воображения не хватает, чтобы представить.

Как измеряют межзвездные расстояния? Кто знает? В чем измеряются эти расстояния? (есть особые единицы измерения). Понятно, что для измерения межзвёздных расстояний не пригодны обычные меры длины (метры, километры). В астрономии за единицу измерения принимается световой год, т.е. такое расстояние, которое свет проходит за один год при скорости 300 000 км в секунду. От Солнца свет идет 8 мин19 сек. Скорость света - 300 тысяч км в секунду, т.е. за год около 10 триллионов км!

Самая близкая звезда Альфа Центавра, от неё свет идёт 4,3 года. От самой яркой звезды нашего неба Сириуса в созвездии Большого пса - 8,7 года, от звезды Процион в созвездии Малого Пса - 11 лет. (Используется самодельная таблица).

Учитель: Запишем классификацию звезд, я на доске, вы - в тетради.

Учитель: Наше Солнце - жёлтый карлик.

Когда звезда достигает определённого возраста (около 10 млрд. лет), то её ядро раскалывается и увеличивается, превращается в красный гигант, затем разрушается и становится белым карликом. Позднее охлаждается и гаснет после взрыва, превращается в чёрную дыру, заглатывающую всё. Звёзды как люди рождаются и умирают.

Созвездия

Учитель. Звезды, это бесчисленные солнца, рассеянные во всевозможных направлениях сре-

ди космического пространства. Древние астрономы для облегчения ориентации на небе произвольно сгруппировали звезды в различные фигуры - созвездия. Они дали этим созвездиям названия, сохранившиеся до наших дней. В настоящее время под созвездием понимают отдельный участок неба и относят к нему все звезды, расположенные внутри этого участка. Что такое созвездия? (Учащиеся дают определения, учитель поводит итог)

Созвездия - скопление звёзд; участки звёздного неба. (Запись определения в тетради)

Учитель: Всё небо разделено на 88 созвездий, на территории нашей страны можно видеть 54. Название многих созвездий пришло к нам из Древней Греции. Разыгравшаяся фантазия древнегреческих астрономов поместила на небо целый зверинец (там есть Лев, Жираф, Дракон, Гончие псы). Склад всевозможных предметов (Лира, Весы, Стрела,

Треугольник). Героев древнегреческих мифов (Геркулес, Андромеда, Кассиопея). Просто людей разных занятий (Водолей., Возничий, Змееносец, Волопас). Сфера звёзд была поделена созвездиями. Появилась карта звёздного неба и даже небесные глобусы.

Наблюдая за небом и звёздами, люди выделили из множества 12 и назвали их Созвездиями зодиака, или просто Зодиак - созвездие в той части неба, через которую проходит Солнце за год: Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Стрелец, Козерог, Водолей, Рыбы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В Южном полушарии европейцы появились позднее и там есть созвездия, которых у древних греков просто не могло быть: Телескоп, Часы, Райская птица, Тукан, Микроскоп, Хамелеон. (Работа с Атласом на с. 58 - 59)

Сообщение учащегося «Созвездия Большая и Малая Медведица»

Учитель. Не только греки давали названия созвездиям. Например, в Средней Азии было созвездие «Конь на привязи», у древних египтян «Гиппопотам».

108

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/4

Культура здорового образа жизни

Созвездие Большой Медведицы похоже на ковш Две медведицы смеются:

Эти звёзды нас надули!

Нашим именем зовутся,

А похожи на кастрюли.

Полярная звезда - находится точно в направлении оси вращения Земли поэтому она указывает направление на Север (в зените - северный полюс Земли).

Закрепление изученного материала. Упражнения по определению сторон света.

Подведение итогов урока

Учитель. Ребята, как вы понимаете слова Сенеки, которые я выбрала эпиграфом для нашего урока?

(Мы все должны стремиться к цели в жизни через испытания и трудности)

Заключение.

Исполнение песни

Мелодия из к/ф «Земля Санникова», слова учителя литературы Т.А. Митюниной

Ты посмотри, сколько точек мерцающих,

Ярко пылающих в тёмной дали,

Звёздами эти шары называются Очень они далеки от Земли.

Солнце планету и грело, и нежило,

Света источник, источник тепла,

И без него просто жизни бы не было,

Только б была вечная мерзлота.

И, не страшась от Вселенной возмездия,

К небу стремились во все времена.

Звёздным скоплением, или созвездиям, люди давали свои имена.

Каждый узнает Большую Медведицу,

Малую тоже отыщет всегда,

Кассиопеи найдём мы созвездие,

Только б на небе сияла звезда.

Ты посмотри, сколько точек мерцающих,

Ярко пылающих, как маяки!

Солнца - звёзды добрый луч согревающий.

Ты на планету родную лети!

Солнца - звёзды, добрый луч согревающий,

Ты нам свети! Ты нам в жизни свети!

Литература

1. Волина В.В., Маклаков К.В. Естествознание. В 2-х кн. Кн.1: Человек. Земля и Вселенная. - Екб. Изд. АРД ЛТД, 1998. - 416 с. с ил. С. 360 -367, 375 - 382.

2. Горощенко В.П. Христоматия по природоведению: пособие для учителей. М.: Просвещение, 1979. - 155 с. ил., С.4 - 8.

3. Житомирский С.В., Итальянская Е.Г и др. Астрономия: Энциклопедия / Науч. - поп. Издание для детей. - М.: ЗАО РОСМЭН - ПРЕСС, 2007. - 128с.

4. Лапин Б.Ф. Под счастливой звездой. М.: Молодая гвардия, 1978, С. 77

5. Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природоведение 5 кл.: Учеб. для общеобразовательных учреждений. - 7 - е изд., Стереотип - М.: Дрофа, 2003. - С. 34 - 39

6. Природоведение 5 класс: Поурочные планы (по учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина) / авт. - сост. Т.В. Коза-чек. - Волгоград: Учитель, 2003. - 128 с.

7. Природоведение 3 - 5 классы. Атлас для школьников. Под ред. И.К. Жданова. Екб.. Роскартография, 1998. - 63 с. ил., С. 56 - 59.

Приложения

Легенда о Большой Медведице

Созвездия Большой Медведицы, Малой Медведицы, Волопаса и Гончих Псов связаны с одним мифом, который и сегодня волнует нас описанной в нем трагедией.

Давным - давно в Аркадии правил царь Ликаон. И была у него дочь Каллисто, известная всему миру свой прелестью и красотой. Даже властелин Неба и Земли громовержец Зевс восхитился ее божественной красотой, как только ее увидел. В тайне от своей ревнивой супруги - великой богини Геры - Зевс постоянно навещал Каллисто во дворце ее отца. От него она родила сына Аркада, который быстро подрос. Стройный и красивый, он ловко стрелял из лука и часто ходил на охоту в лес.

Гера узнала о любви Зевса и Каллисто. Впав в ярость, она превратила Каллисто в безобразную медведицу. Когда Аркад вернулся с охоты, он увидел в доме медведицу, не зная, что это его родная мать, он натянул тетиву лука... Но Зевс не допустил, чтобы Аркад, хотя и невольно, совершил такое тяжкое преступление. Еще до того, как Аркад выпустил стрелу, Зевс схватил медведицу за хвост и быстро взвился с нею в небо, где и оставил ее в виде созвездия Большая Медведица. Но пока Зевс нес медведицу, ее хвост начал удлиняться, поэтому на небосклоне у Большой Медведицы такой длинный и изогнутый хвост.

Зная, как сильно Каллисто была привязана к своей служанке, Зевс и ее вознес на небо и оставил там в виде небольшого, но красивого созвездия Малой Медведицы. Зевс и Аркада перенес на небо и превратил в созвездие Волопаса.

Волопас навсегда обречен беречь свою мать -Большую Медведицу, поэтому он крепко удерживает поводки Гончих Псов, которые ощетинились от ярости и готовы наброситься на Большую Медведицу и разорвать ее.

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/4

109

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/4

Чайнворд

О

1. Экваториальное созвездие с яркой звездой Альтаир.

2. Зодиакальное созвездие.

3. Созвездие Южного полушария.

4. Созвездие, видимое в южных широтах нашей страны зимой и в начале весны.

5. Созвездие Южного полушария, видимое на территории нашей страны лишь осенью и в начале зимы.

6. Созвездие, в котором находится рассеянное звездное скопление Ясли, видимое невооруженным глазом.

7. Созвездие, в котором находится переменная звезда Мира.

8. Созвездие Северного полушария.

9. Созвездие Южного полушария, которое с территории нашей страны видно зимой и весной.

10. Экваториальное созвездие, наблюдаемое в средних широтах нашей страны.

11. Созвездие, в котором находятся два рассеянных звездных скопления Плеяды и Гиады, а также мощный источник радио- и рентгеновского излучения - Крабовидная туманность с пульсаром.

12. Созвездие, в котором находится ближайшая к Солнцу звезда.

13. Зодиакальное созвездие, в котором находится точка весеннего равноденствия.

Культура здорового образа жизни

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.