Научная статья на тему 'АСТРОНОМИЧЕСКИЕ И КАЛЕНДАРНЫЕ ВЫЧИСЛЕНИЯ ЕФРЕМА СИРИНА В 6-М ГИМНЕ «О РАСПЯТИИ» В ВАВИЛОНСКОМ, ИУДЕЙСКОМ И ХРИСТИАНСКОМ КОНТЕКСТЕ'

АСТРОНОМИЧЕСКИЕ И КАЛЕНДАРНЫЕ ВЫЧИСЛЕНИЯ ЕФРЕМА СИРИНА В 6-М ГИМНЕ «О РАСПЯТИИ» В ВАВИЛОНСКОМ, ИУДЕЙСКОМ И ХРИСТИАНСКОМ КОНТЕКСТЕ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сирийское христианство / Ефрем Сирин / гимны «О распятии» / литература Премудрости / образование в раннем христианстве / вавилонская астрономия / астрономия в Поздней Античности / пасхальные вычисления / Епифаний Кипрский / Syriac Christianity / Ephrem the Syrian / hymns De crucifixione / Literature of Wisdom / education in early Syriac Christianity / Old Babylonian astronomy / astronomy in Late Antiquity / Paschal computations / Epiphanius of Salamis

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Фомичева Софья Владимировна

Статья посвящена анализу астрономических и календарных сведений, используемых сирийским поэтом-богословом прп. Ефремом Сирином в 6-м гимне из цикла «О распятии». Чтобы решить проблему «трех дней и ночей» в хронологии распятия и воскресения Иисуса Христа, сирийский богослов привлекает такие сведения, как продолжительность солнечного и лунного годов, продолжительность лунного месяца, необходимость интеркаляции в календарях и др. В статье мы рассматриваем эти познания прп. Ефрема Сирина в контексте знаний, сложившихся к его эпохе. Мы приходим к выводу, что, с одной стороны, используемые богословом астрономические данные являются характерной приметой многих христианских и иудейских сочинений III–IV вв., что обусловлено бурным развитием календарных вычислений как в христианской, так и в иудейской среде в данный период. С другой стороны, вычисления Ефрема Сирина отражают специфику региона, в котором он жил и создавал свои произведения — Северной Месопотамии. Например, в статье демонстрируется, что сирийский богослов мог использовать в своих расчетах древний вавилонский «двойной час». А сама функция астрономических вычислений в его произведении заключается в том, что с их помощью он выражает себя как богодухновенного писца и мудреца, владеющего «тайнами» космоса — образ, глубоко укорененный как в древней вавилонской литературе, так и в еврейских арамейских текстах. В статье показывается, что вычисления Ефрема Сирина с использованием «двойного часа» весьма сходны с представленными в «Панарионе» Епифания Кипрского. Это объясняется возможным знакомством последнего с произведениями Ефрема Сирина или использованием общей астрономической традиции, восходящей к вавилонской. В статье подчеркивается, что Ефрем Сирин использует сведения астрономического характера не в богословском трактате, а в литургическом, пасхальном гимне. Он создает новое религиозно-поэтическое повествование о распятии и о Пасхе, неизбежно отсылающее как к иудейской, так и к христианской традиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ASTRONOMICAL AND CALENDRICAL CALCULATIONS IN THE 6TH HYMN DE CRUCIFIXIONE BY EPHREM THE SYRIAN IN THE OLD BABYLONIAN, JEWISH AND CHRISTIAN CONTEXT

The article focuses on the astronomical and calendrical lore which the Syriac poet-theologian Ephrem the Syrian abundantly uses in his 6th hymn De crucifixione. In this hymn devoted to the interpretation of the three-day problem of Jesus’ resurrection, the Syriac poet and theologian employs some astronomical data, i.e., the duration of solar and lunar years, the duration of the lunar months, the necessity of the intercalations in the calendars, &c. The article analyses this lore in the context of the astronomical knowledge existing in Ephrem’s epoch. On the one hand, the article pays attention to the similar use of the astronomical data in many Jewish and Christian works of the 3rd and 4th centuries. In this period, the astronomical calculations were actively used both in Christian and Jewish milieux. On the other hand, the calculations by Ephrem reflect the peculiarities of the region of Northern Mesopotamia where he lived and wrote his works. For example, the article demonstrates that Ephrem could be influenced by the old Babylonian astronomical theory and could use in his computations the Babylonian “double hour”. It is also suggested that the calculations by Ephrem are strikingly similar to the ones in the “Panarion” by Epiphanius of Salamis. Epiphanius was probably acquainted with Ephrem’s works or used the similar tradition, which goes back to the Babylonian tradition. The conclusion of the article is that the calculations in the hymns are used to express Ephrem’s self-presentation as a scribe and a sage who obtains the cosmic “mysteries”. This picture is deeply rooted both in the old Mesopotamian literature and in Jewish Aramaic texts. It is pointed out that Ephrem uses the astronomical lore in the liturgical context rather than in the theological “scientific’’ treatise. Hence, Ephrem constructs a new religious and poetic narrative about the Crucifixion and Pasch, which has clear connections with both the Christian and Jewish traditions.

Текст научной работы на тему «АСТРОНОМИЧЕСКИЕ И КАЛЕНДАРНЫЕ ВЫЧИСЛЕНИЯ ЕФРЕМА СИРИНА В 6-М ГИМНЕ «О РАСПЯТИИ» В ВАВИЛОНСКОМ, ИУДЕЙСКОМ И ХРИСТИАНСКОМ КОНТЕКСТЕ»

Вестник ПСТГУ Серия III: Филология.

Фомичева Софья Владимировна, аспирантка Восточного факультета СПбГУ Санкт-Петербург, Россия sofia021987@gmail.com https://orcid.org/0000-0002-9312-3

2023. Вып. 77. С. 107-124

Б01: 10.15382МигШ202377.107-124

Астрономические и календарные вычисления Ефрема Сирина в 6-м гимне «О распятии»

В ВАВИЛОНСКОМ, ИУДЕЙСКОМ И ХРИСТИАНСКОМ КОНТЕКСТЕ

С. В. Фомичева

Аннотация: Статья посвящена анализу астрономических и календарных сведений, используемых сирийским поэтом-богословом прп. Ефремом Сирином в 6-м гимне из цикла «О распятии». Чтобы решить проблему «трех дней и ночей» в хронологии распятия и воскресения Иисуса Христа, сирийский богослов привлекает такие сведения, как продолжительность солнечного и лунного годов, продолжительность лунного месяца, необходимость интеркаляции в календарях и др. В статье мы рассматриваем эти познания прп. Ефрема Сирина в контексте знаний, сложившихся к его эпохе. Мы приходим к выводу, что, с одной стороны, используемые богословом астрономические данные являются характерной приметой многих христианских и иудейских сочинений Ш—1У вв., что обусловлено бурным развитием календарных вычислений как в христианской, так и в иудейской среде в данный период. С другой стороны, вычисления Ефрема Сирина отражают специфику региона, в котором он жил и создавал свои произведения — Северной Месопотамии. Например, в статье демонстрируется, что сирийский богослов мог использовать в своих расчетах древний вавилонский «двойной час». А сама функция астрономических вычислений в его произведении заключается в том, что с их помощью он выражает себя как богодух-новенного писца и мудреца, владеющего «тайнами» космоса — образ, глубоко укорененный как в древней вавилонской литературе, так и в еврейских арамейских текстах. В статье показывается, что вычисления Ефрема Сирина с использованием «двойного часа» весьма сходны с представленными в «Панарионе» Епифания Кипрского. Это объясняется возможным знакомством последнего с произведениями Ефрема Сирина или использованием общей астрономической традиции, восходящей к вавилонской. В статье подчеркивается, что Ефрем Сирин использует сведения астрономического характера не в богословском трактате, а в литургическом, пасхальном гимне. Он создает новое религиозно-поэтическое повествование о распятии и о Пасхе, неизбежно отсылающее как к иудейской, так и к христианской традиции.

© Фомичева С. В., 2023.

* Мы выражаем благодарность Н. Г. Головниной (ПСТГУ) за комментарии, давшие повод для написания данной статьи.

Ключевые слова: сирийское христианство, Ефрем Сирин, гимны «О распятии», литература Премудрости, образование в раннем христианстве, вавилонская астрономия, астрономия в Поздней Античности, пасхальные вычисления, Епифаний Кипрский.

Введение

Ефрем Сирин 373) — великий сирийский поэт-богослов, написавший сотни дидактических гимнов-мадрашей, в которых он раскрывает суть христианского учения в поэтической форме. В 6-м гимне из цикла гимнов «О распятии»1 прп. Ефрем обращается к проблеме трех дней в хронологии воскресения Иисуса. Суть проблемы сводится к тому, что в ряде новозаветных пассажей сообщается, что Иисус Христос воскрес «на третий день»2, «через три дня»3, а согласно Мф 12. 40 «Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи». Между тем в соответствии с евангельскими повествованиями Иисуса Христа распяли в пятницу, а воскрес Он рано утром в воскресенье. Между пятницей и воскресеньем две ночи, т. е. для счета «трех дней и трех ночей» не достает третьей ночи. Подобное «несоответствие» давно занимало умы христианских богословов, которые по-разному пытались его объяснить4. В Ш—1У вв. ряд христианских авторов прибегает к весьма сходному решению. Так, Ориген (^ ок. 254)5, сирийская версия «Дидаскалии апостолов» (IV в.?)6, сирийский писатель из Персидской империи Афраат ^ после 345)7, греческие богословы Григорий Нисский ^ 394)8 и Епифаний Кипрский (^ 403)9 предлагают рассматривать три часа тьмы с 6-го по

1 Сирийский текст гимнов «О распятии» издан в Des Heiligen Ephraem des Syrers Paschahymnen (de Azymis, de Crucifixione, de Resurrectione) / E. Beck, Hrsg. Louvain: Secrétariat du Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium, 1964. S. 42-78. (CSCO; t. 248. Syr; t. 108). Перевод на немецкий язык в CSCO; t. 249. Syr; t. 109. S. 34-62.

2 Например, Мф 16. 21; 17. 23; 20. 19; 26. 61; Лк 13. 32; 18. 33; 24. 7; 1 Кор 15. 4.

3 Например, Мф 26. 61; Мк 14. 58; Ин 2. 19 и др.

4 Хороший обзор источников, в которых говорится о проблеме трех дней, приводится в статье: Drobner H. Three Days and Three Nights in the Heart of the Earth: the Calculation of the Triduum Mortis according to Gregory of Nyssa // The Easter sermons of Gregory of Nyssa: Translation and Commentary / A. Spira, C. Klock, eds. Cambridge, Mass.: Philadelphia Patristic Foundation, 1981. P. 263-278. (Patristic Monograph Series; vol. 9).

5 Ориген. Комментарий на Евангелие от Матфея 28. 1. Греческий текст в Origenes Werke / E. Klostermann, Hrsg. Leipzig: Hinrichs, 1941. Bd. 12: Origenes Matthäuserklärung — III: Fragmente und Indices, Erste Hälfte. S. 232. (GCS; Bd. 41/1).

6 Дидаскалия апостолов. 21. Сирийский текст: The Didascalia apostolorum in Syriac / A. Vööbus, ed. Louvain: Peeters, 1979. Vol. 2: Chapters XI-XXVI. P. 207. (CSCO; t. 407. Syr; t. 408). Перевод «Дидаскалии» на сирийский язык датируется IV в., а оригинальная греческая версия возникла, вероятно, в первой половине III в. (см.: Galtier P. La date de la Didascalie des Apôtres // Revue d'Histoire Ecclésiastique. 1947. T. 42. P. 315-351).

7 Афраат. Тахвита «О Пасхе» 12. 7. Сирийский текст: Aphraatis Sapientis Persae Demonstrations I-XXII / J. Parisot, ed. P., 1894. P. 520-521. (Patrologia Syriaca; t. 1.1).

8 Григорий Нисский. О трехдневном периоде. Греческий текст: Gregorii Nysseni opera / G. Heil, von A. Heck, E. Gebhardt, ed. Leiden: Brill, 1992. T. 9: Sermones. Pars 1. P. 286-290.

9 См.: Ein Bruchstück aus einem bisher unbekannten Brief des Epiphanius // Gesammelte Aufsätze zur Kirchengeschichte / K. Holl, Hrsg. Tübingen, 1927. S. 204-224.

9-й час, случившиеся в пятницу, когда был распят Иисус, и последовавшие за ними три часа света, как целый дополнительный день, состоящий из ночи и дня10.

В своей недавней статье Блейк Хартунг11 привлек внимание к тому, что Ефрем Сирин, также отталкиваясь от сходного представления, дополняет его своей оригинальной интерпретацией, построенной на определенных астрономических и календарных познаниях. В нашем исследовании мы рассмотрели возможные источники некоторых представлений Ефрема Сирина, отразившихся в 6-м гимне «О распятии», в контексте иудейской литературы периода Второго Храма12. В частности, мы продемонстрировали, как сирийский поэт-богослов конструирует свой авторитет в данном произведении, опираясь на арамейскую и еврейскую литературу Премудрости. В этой статье мы бы хотели продолжить наше исследование и, во-первых, подробнее рассмотреть воззрения сирийского богослова в контексте астрономических знаний, сложившихся к его времени, а, во-вторых, попытаться выявить возможные причины, побудившие его обращаться к подобным вычислениям.

1. Астрономические и календарные вычисления в 6-м гимне «О распятии»

В своем 6-м гимне из цикла «О распятии» Ефрем Сирин обращается к проблеме трех дней в хронологии воскресения Иисуса и предлагает следующее решение:

Теперь прими, о слушатель, мои слова13 с вычислением трех дней. // Вот здесь есть пятница14 и ее великий вечер, // суббота и ее вечер; и есть здесь также // другой интервал времени, который потемнел и посветлел,

10 Бертон Высоцки объясняет это влиянием на сирийских богословов принципа «частичного дня», использовавшегося в Вавилонском Талмуде. Согласно этому принципу, один день месяца мог приниматься в ритуальных расчетах за целый месяц, а один месяц года — за целый год (ср., например, в. Рош ха-шана 10a—11a; в. Песахим 4a и др.) (Visotzky B. Three Syriac Cruxes // Journal of Jewish Studies. 1991. Vol. 42. № 2. P. 167—175). Григорий Нисский, по мнению Блейка Хартунга, мог узнать о принципе «частичного дня» через знакомство с греческим текстом «Дидаскалии» (Hartung B. The Significance of Astronomical and Calendrical Theories for Ephrem's Interpretation of the Three Days of Jesus' Death // Syriac Christian Culture: Beginnings to Renaissance / A. M. Butts, R. D. Young, eds. Washington, 2021. Р. 39, not. 8). Следует, однако, отметить, что Высоцки и Хартунг основывают свои выводы на неполных данных. Так, они не упоминают ни Оригена, ни Епифания Кипрского, которые применяли тот же метод. Хубертус Дробнер считал, что Епифаний в своих вычислениях трех дней полностью копирует «Дида-скалию» (Drobner H. Op. cit. P. 267), а расчеты Оригена могли служить либо источником для «Дидаскалии», либо наоборот, или же оба текста могли восходить к общему источнику (Ibid. P. 267-268).

11 См.: Hartung. Op. cit.

12 См.: Фомичева С. В. Иудейская литература периода Второго Храма как возможный источник для концепции Ефрема Сирина о боговдохновенном учителе-писце (на примере 6-го гимна «О распятии») // Вестник ПСТГУ. Сер. III: Филология. 2022. Вып. 73. С. 103-118.

13 Ср.: Притч 4. 10; Сир 6. 23.

14 C^. «день приготовления» т. е. день приготовления к субботе. Ср. греч. яараохеил.

и был определен как день ^^пЬ^)15 <...>. Сам по себе отделяет-

ся тот промежуток времени, который потемнел и посветлел. // Рассматривай его, самого по себе, как день // Ибо вот, часы (дня) он (т. е. промежуток времени) заменил (несколькими) часами из того вечера, // и была завершена неполная пятница: // три часа тьмы и три (часа) света // — ночное (и) дневное время ДА) определило один день

В данной строфе сирийский богослов предлагает рассматривать три часа тьмы с 6-го по 9-й час и последовавшие за ними три часа света в пятницу, когда был распят Иисус Христос, как дополнительный день — сутки, состоящие из ночи и дня. Это решение, как уже обращали внимание исследователи, весьма сходно с представленным в сирийской версии «Дидаскалии апостолов»:

Они распяли Его в ту же пятницу. Он страдал, тогда, в 6-й час в пятницу. И те часы, когда наш Господь был распят, были сосчитаны как дневное время (^йй,^ ^Лт А затем, снова три часа была тьма, и это

было засчитано за ночь ^»..Ь^) А затем, с 9-го часа до вечера, три часа (высчитаны как) дневное время (^^а,^) <...>17.

Мог ли этот текст напрямую повлиять на Ефрема Сирина остается не ясным, так как 21-я глава «Дидаскалии» «О Пасхе», откуда взят вышеприведенный пассаж, вероятно, носит следы большой редакторской правки18, и неизвестно, какой вид она имела в эпоху сирийского богослова. Но, как бы то ни было, речь явно идет об общей традиции, о чем свидетельствуют как содержательные, так и важные лексические соответствия. Например, и у Ефрема Сирина, и в «Дидаскалии» говорится о вычислении трех дней — важном термине, который, как мы показали, ведет к древней арамейской астрономической и математической традиции19. Но особую важность представляет тот факт, что сирийский богослов не ограничивается идеей о дополнительном дне. Отталкиваясь от этого представления, Ефрем Сирин переходит к своей уникальной интерпретации:

О рвущаяся вперед20 тайна трех избыточных

часов » ^ЛЬл

^Ьч^)21! // За четыре года происходит интеркаляция целого дня

(^»Д^ // Великая тайна Она заранее возвестила, что три

15 О распятии. 6. 4.

16 Там же. 6. 5. Здесь и далее, если не оговорено иное, переводы принадлежат автору статьи.

17 The Didascalia Apostolorum... P. 207.

18 См., например: Rouwhorst G. Les hymnes pascales d'Ephrem de Nisibe: analyse théologique et recherche sur l'évolution de la fete pascale chrétienne à Nisibis et à Edesse et dans quelques Eglises voisines au quatrième siècle. Leiden, 1981. T. 1. P. 181-182. (Supplements to Vigiliae Christianae; t. 7).

19 См.: Фомичева. Указ. соч. С. 106-110.

20 Сир. ^язпя, букв. «выступающая раньше, впереди». В богословии Ефрема Сирина «тайна» функционирует как элемент прообразовательной типологии, «прообраз». Здесь имеется в виду, что заложенный при сотворении мира символ стремится к своему полному исполнению в Христе.

21 Ср.: О распятии. 6. 9.

часа // должны потемнеть при Его убийстве. // Господь светил светом начертал Свои тайны, // и заранее стало солнце Его вестником!22

Эта выразительная строфа начинается с утверждения, в котором поэт-богослов впервые говорит о «тайне» неких «трех избыточных часов», прообразовавших три часа тьмы, случившейся в пятницу при распятии Иисуса. О чем идет речь? Здесь ярко проявляется особенность поэтического языка прп. Ефрема, когда он не дает своим слушателям обширных, исчерпывающих сведений, а только намечает необходимые точки, создает некий контур, или, выражаясь языком современной когнитивной лингвистики, фрейм23, позволяя слушателю самому восполнить недостающие детали. Исходя из следующего стиха — «за четыре года происходит интеркаляция целого дня», — становится ясно, что под «тремя избыточными часами» Ефрем Сирин подразумевает тот часовой «довесок», который определяет реальную, а не календарную продолжительность солнечного года. Дело в том, что продолжительность солнечного (или тропического) года, т. е. промежутка времени, приблизительно равного периоду обращения Земли вокруг Солнца, равна 365, 24219 суток (или 365 дней 5 часов 48 минут). Так как эта величина нецелая, по истечении 365 дней остается «довесок» в 5 часов 48 минут, т. е. примерно 6 часов. В связи с этим солнечный календарь нуждается в интеркаляции — добавлении одного дня раз в четыре года. Именно такой календарь по предложению астронома Созигена ввел в употребление Юлий Цезарь 1 января 45 г. до Р. Х.24 Чтобы нагляднее представлять себе этот процесс, покажем его в виде следующей упрощенной схемы.

Таким образом, согласно интерпретации прп. Ефрема, ежегодный часовой «довесок» солнечного года является прообразом трех часов тьмы, имевших место при распятии Иисуса. По мнению богослова, эта астрономическая и календарная особенность изначально создана Богом, чтобы продемонстрировать «символ» (^м) трех неестественных часов тьмы25. Идея сирийского богослова понят-

22 О распятии. 6. 6.

23 О фреймах как о структуре данных для представления визуальной стереотипной ситуации см.: Минский М. Фреймы для представления знаний / пер. с англ. О. Н. Гринбаума.

24 См., например: Holford-Strevens L. The History of Time: a Very Short Introduction. Oxford, 2005. P. 31-33.

25 Эта тьма, действительно, противоречила законам природы. Иисус был распят в полнолуние, что исключает, например, возможность объяснения наступившей в пятницу тьмы с помощью солнечного затмения, которое может произойти только в новолуние. Вероятно, Ефрему Сирину хватало астрономических познаний, чтобы оценить это обстоятельство.

Продолжительность астрономического и календарного солнечного года по юлианскому календарю

Астрономический солнечный год

1-й год 365 дней 6 часов

2-й год 365 дней 6 часов

3-й год 365 дней 6 часов

4-й год 365 дней 6 часов

Календарный солнечный год

365 дней 365 дней

365 дней

366 дней

М., 1979.

на, но, как уже можно было заметить, в его интерпретации есть одна странность. В реальных астрономических расчетах речь, конечно же, идет о 6 ежегодных часах, которые за 4 года образуют сутки, 24 часа — добавочный день високосного года. Сирийский же богослов явно говорит не о 6, а о 3 часах и о дне, состоящем из 12 часов (3 х 4)26.

То же самое происходит, когда прп. Ефрем обращается к свидетельству лунного календаря. Сначала он совершенно правильно отмечает, что в лунном календаре ежемесячно теряется «половина дня» (^äü. k^W)27. Действительно, продолжительность лунного месяца приблизительно равна 29 дням 12 часам 44 минутам28, т. е. примерно 29 дням и половине суток. Из-за этого величина года в лунном календаре составляет примерно 354 дня, что меньше по сравнению с солнечным на 11 дней, о чем также упоминается в гимне29. Но в реальных астрономических расчетах речь, конечно же, идет о сутках, насчитывающих 24 часа. Как становится очевидным из интерпретации сирийского богослова, он снова говорит только о половине этого числа, о 12 часах. Поэтому в месяц у него теряется половина дня, но это не 12 часов, как мы ожидаем, а 6: «солнце возвещает Тебя за 3 часа, луна за 6»30.

Эдмунд Бек, издатель и переводчик корпуса текстов Ефрема Сирина в серии CSCO, замечает по этому поводу, что сирийский богослов имеет в виду «день в узком смысле, промежуток в 12 часов (3 х 4, а не 6 х 4)»31. То есть, по мнению исследователя, прп. Ефрем использует в своих расчетах только дневную продолжительность дня, равную 12 часам, а не целые сутки. Точно так же понимает эти стихи Блейк Хартунг, апеллируя к тому, что «для современных людей день состоит из 24 равных часов, в то время как для древних людей день был изменчивым периодом времени, начинающимся с восхода солнца и заканчивающимся с заходом»32. По нашему мнению, это не совсем удовлетворительное объяснение. Из комментария Ефрема Сирина на книгу Бытия следует, что он был осведомлен о сутках (кЪзо^)33, состоящих из 12 часов ночного времени и 12 часах дневного:

26 Аналогичная информация содержится и в другом произведении Ефрема Сирина — во 2-й речи к Гипатию, где говорится, что «день (^^п.) состоит из двенадцати часов», а в солнечном году насчитывается «три избыточных (ч.^,) часа» (Ephraim's Prose Refutations of Mani, Marcion, and Bardaisan / C. W. Mitchell, ed. L., 1912. Vol. 1. P. 23 [сирийский текст], P. xxxix [английский перевод]).

27 О распятии. 6. 12.

28 См., например: Holford-Streven. Op. cit. P. 20.

29 О распятии. 6. 17. Сведения о том, что солнечный год на 11 дней длиннее лунного, содержатся также в Комментарии на книгу Бытия Ефрема Сирина (Sancti Ephraem Syri in Genesim et in Exodum commentarii / R. Tonneau, ed. Louvain, 1955. P. 22. (CSCO; t. 152. Syr; t. 108)).

30 О распятии. 6. 15.

31 Des Heiligen Ephraem des Syrers Paschahymnen... S. 52, Not. 6, 7.

32 Hartung. Op. cit. P. 41-42.

33 Ко времени жизни прп. Ефрема Сирина понятие суток давно было разработано астрономами Вавилона, Египта, Греции. Так, согласно вавилонской астрономической теории Mul.Apin, которая оказала большое влияние на всю последующую астрономическую традицию, было разработано измерение дневной и ночной части суток, варьировавшихся в зависимости от сезона, с помощью водяных и солнечных часов. Среди прочего, эта традиция повлияла на схему разделения суток, изложенную в Астрономической книге Еноха (1 Ен 72. 20, 32). В Египте, вероятно под вавилонским влиянием (ср.: Геродот. История. 2. 109), со II ты-

Свету надлежало пребывать двенадцать часов, чтобы день заключал в себе такое же число часов, какую меру и продолжительность времени пребывала тьма. Ибо хотя и свет, и облака сотворены во мгновенье ока, но как день (шйй,^), так и ночь (mLA) первого дня ^^л) продол-

жались по двенадцать часовгА.

Сопоставляя этот пассаж с упомянутой выше строфой из гимнов «О распятии»:

три часа тьмы и три (часа) света // — ночное (и) дневное время (^^й ДА) определило один день ^ ^дй)35

Становится ясно, что под дополнительным днем в пятницу сирийский

богослов понимает именно сутки, состоящие из ночи и дня. Тем более, что выражение, которое здесь использует Ефрем Сирин, «ночное время (и) дневное (время) (^^й ДА)», весьма напоминают греческое обозначение суток, vuxöf^epov36. Вследствие этого становится непонятно, как под «целым днем» (^»Д^ к^^.) в следующей строфе, где речь идет об интеркаляции в солнечном годе, можно понимать только дневную часть суток.

Следует упомянуть, что ко времени жизни сирийского поэта-богослова используемые им в гимне «О распятии» астрономические данные давно уже были известны языческим астрономам, иудейским мудрецам и христианским богословам. Так, например, точную продолжительность солнечного, лунного годов и лунного месяца во II в. до Р. Х. вычислил древнегреческий астроном Гиппарх37. В III в. по Р. Х., когда в раввинистическом иудаизме начинается эпоха активного использования астрономических и календарных вычислений, продолжительность лунного38 и солнечного годов (365 К дней, т. е. 6 часов) вычислил астроном

сячелетия до Р. Х. было известно разделение дня на 12 + 12 частей (день и ночь). Знаменитый древнегреческий астроном Гиппарх (II в. до н. э.) разделил сутки на 24 часа, основываясь на 12 часах дневного времени и 12 часах ночного, наблюдаемых в периоды равноденствий. Ефрем Сирин был вовсе не чужд многим естественно-научным античным представлениям (см.: Possekel U. Evidence of Greek Philosophical Concepts in the Writings of Ephrem the Syrian. Louvain, 1999. (CSCO; t. 580. Subsidia; t. 102)), поэтому весьма сомнительно, что он мог всерьез думать, что в сутках насчитывается 12 часов или использовать в астрономических расчетах только дневную продолжительность дня. Тем более, что в одном из основных источников Ефрема Сирина, в Библии, хотя эксплицитно и не говорится, что сутки состоят из 12 + 12 или 24 часов, но есть понятие «ночь и день», эквивалентное суткам (ср.: Быт 7. 12; 8. 22 и др.). А в Новом Завете в Евангелии от Иоанна Иисус говорит о продолжительности дневной части суток в 12 часов (Ин 11. 9).

34 Sancti Ephraem Syri in Genesim et in Exodum commentarii... P. 12. Здесь требуется уточнение, что Ефрем Сирин говорит о продолжительности дней и ночей в месяце нисан, который является для него первым месяцем творения. В месяце нисан, как он подчеркивает, продолжительность дней и ночей равна и составляет 12 часов, т. е. речь идет о так называемых равноденственных часах.

35 О распятии. 6. 5.

36 Букв. «продолжающаяся ночь и день», от греч. vú| «ночь» и fl^épa «день». В Новом Завете vux6f|^epov встречается в 2 Кор 11. 25. Пешитта передает это слово, как «^Sa кь^ый» («день и ночь»).

37 Гиппарх, комментарии к «Феноменам» Арата i. 1.

38 в. Аракин 9b.

и астролог из Вавилонии Шемуэль39. Христианский богослов Юлий Африкан (после 240), автор первой христианской всемирной хронологии, приводит точные данные о лунно-солнечных циклах и сообщает о «еврейских годах», которые считаются через лунные месяцы, состоящие из 29 И дней. Он отмечает, что, так как год солнечного круга состоит из 365 К дней, то лунные двенадцать месяцев отличаются от него на 11 дней с четвертью40. Старший современник Ефрема Сирина, церковный историк Евсевий Кесарийский (f 339/340) в своем произведении «Доказательство в пользу Евангелия» (со ссылкой на Юлиана Афри-кана) также приводит сведения об устройстве еврейского календаря, в рамках которых сообщает о продолжительности лунного (354 дня) и солнечного годов (365 К дня)41.

Подчеркнем, что в этих и других источниках приводятся правильные вычисления: сутки, состоящие из 24 часов, 6 избыточных часов солнечного года. Почему же сирийский богослов полагал, что солнечный год насчитывает 365 дней и 3 часа, а не 6? Почему он говорит о дне (къ^), явно имея в виду сутки, но при этом настойчиво использует в своих расчетах только 12 часов, а не 24? Нам представляется, что ответ на этот вопрос следует искать в истоках формирования астрономической мысли сирийского богослова.

2. Вавилонское влияние на астрономические представления

Ефрема Сирина?

Как мы недавно продемонстрировали, вычисления и связанная с ними образность, используемые в 6-м гимне «О распятии», имеют глубокие корни еще в дохристианской арамейской традиции42. Само слово «вычисление» (**.-....), не раз встречающееся в гимне43, ведет к традиции астрономических и иных расчетов в таких ранних памятниках, как арамейские фрагменты из Кумрана, так называемая «арамейская астрономическая книга» (4Q208—4Q211 = 4QEnastrad)44 и «Завещание Левия» (III в. до Р. Х.). Между тем, как показали исследователи, астрономические и математические вычисления, приводимые в этих источниках, появились под влиянием астрономической и математической мысли древ-

39 в. Эрубин 56a. О развитии астрономических знаний у евреев см., например: Bar-Ilan M. Astronomy and Astrology Among the Jews in Antiquity // The Encyclopaedia of Judaism / J. Neusner, A. Avery-Peck, W. S. Green, eds. Leiden; Boston, 2004. Vol. 5. Suppl. 2. P. 2031-2044.

40 Этот отрывок сохранился у Георгия Синкелла: Georgii Syncelli Ecloga chronographica / A. Mosshammer, ed. Leipzig, 1984. P. 391-393, 395. (Bibliotheca scriptorum Graecorum et Romanorum Teubneriana).

41 Евсевий Кесарийский. Доказательство в пользу Евангелия.^П. 2. 54.

42 См.: Фомичева. Указ. соч.

43 Ср.: О распятии. 6. 4; 18.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

44 Самый древний из этих фрагментов, 4Q208, датируется концом III — началом II в. до н. э. Эти арамейские документы очень важны, так как представляют собой самое раннее имеющееся у нас свидетельство развития еврейской астрономической мысли, чьей более поздней стадией является так называемая «Астрономическая книга Еноха» (1 Ен 72-82), сохранившаяся на эфиопском языке.

него Вавилона45. Возможно, некоторые воззрения Ефрема Сирина также можно объяснить влиянием вавилонской астрономии.

Если мы обратимся к ключевому вавилонскому астрономическому компендиуму Ми1.Арт46, то найдем в нем схему расчета продолжительности дневного и ночного времени с помощью водяных часов. Согласно этой схеме, в течение года выделялись четыре периода — весеннее равноденствие (15-е число 1-го месяца), летнее солнцестояние (15-е число 4-го месяца), осеннее равноденствие (15-е число в 7-й месяц) и зимнее солнцестояние (15-е число в 10-й месяц), когда продолжительность дня и ночи различалась (Ми1.Арт II I 9-11 1 21)47. День и ночь были поделены на три периода, обозначаемых термином «стража» (шумерское ЕН.НиН, акк. тажагШ). Длина этих периодов «стражи» измерялась в «минах», отражая уровень воды, который вытекал из водяных часов в течение измеряемого периода времени. Другой единицей измерения был и?, что можно перевести как «градус». Он применялся как для измерения дуг окружностей, так и для измерения времени. Так, 1 и? был равен примерно 4 минутам времени48. Его кратной единицей измерения был «час» Ьёги, эквивалентный 30 и?. С его помощью измеряли время, расстояние и дуги окружностей. 1 Ьёги составлял 30 и? = И мина = 120 минут = 2 часа. Таким образом, вавилонский «час» Ьёги насчитывал два часа по 60 минут, поэтому его стали называть вавилонский «двойной час». Сутки, состоящие из дня и ночи, насчитывали 360 градусов = 1440 минут = 12 «двойных часов» Ьёги = 24 часа49. По этой схеме, например, продолжительность дня и ночи в весеннее равноденствие, 15-го нисана, была равна 3 «мина» дня и 3 «мина» ночи, или 6 Ьёги =180 и? = 720 минут = 6 «двойных часов» = 12 часов.

45 См., например: Popovic M. The Emergence of Aramaic and Hebrew Scholarly Texts: Transmission and Translation of Alien Wisdom // The Dead Sea Scrolls: Transmission of Traditions and Production of Texts / S. Metso, H. Najman, E. Schuller, eds. Leiden, 2010. P. 81-114. (Studies on the Texts of the Desert of Judah; vol. 92); Reed A. Y. Writing Jewish Astronomy in the Early Hellenistic Age: the Enochic Astronomical Book as Aramaic Wisdom and Archival Impulse // Dead Sea Discoveries. 2017. Vol. 24. P. 1-37; Drawnel H. Priestly Education in the Aramaic Levi Document (Visions of Levi) and Aramaic Astronomical Book (4Q208-211) // Revue de Qumran. 2006. Vol. 22. № 4 (88). P. 548-574.

46 Этот компендиум был самым копируемым из древнемесопотамских текстов. Он известен в многочисленных копиях от новоассирийского (VIII—VII вв. до Р. Х.) до селевкидского периодов (III—I вв. до Р. Х.), однако содержащиеся в нем сведения относятся к гораздо более ранним временам, вплоть до II тысячелетия до Р. Х. Как правило, компендиум состоял из двух разделов: Mul.Apin I и Mul.Apin II. В первый раздел входил каталог звезд, списки гели-акальных восходов звезд и др. сведения. Второй раздел содержал сведения о планетах, о лунно-солнечном календаре, схемах интеркаляции, использовании солнечных и водяных часов и завершался кратким собранием астрономических предзнаменований. Новейшее издание: The Babylonian Astronomical Compendium MUL.APIN / H. Hunger, J. Steele, eds. L., 2019.

47 Похожая схема продолжительности дня и ночи представлена в древнейшем астрономическом вавилонском памятнике, звездном каталоге на табличке BM 17175+17284 (II тыс. до Р. Х.), с той разницей, что там выделяются другие четыре периода равноденствий и солнцестояний: в III, VI, IX, XII месяцах. См: Horowitz W. Mesopotamian Cosmic Geography. Winona Lake, Indiana, 1998. P. 157ff.

48 См.: Powell M. Maße und Gewichte // Reallexikon der Assyriologie. Berlin, 1987. Bd. 7. S. 467-468.

49 См.: Horowitz. Op. cit. P. 183ff.

В свете этих данных, по нашему мнению, нельзя исключать тот факт, что Ефрем Сирин мог находиться под влиянием вавилонских «двойных часов». Тем более, что далее в гимне он упоминает о водяных часах (сир. Kisn с по-

мощью которых можно измерить три добавочных часа в солнечном году50, ведь именно водяные часы являлись инструментом измерения продолжительности дня и ночи в Вавилоне51.

Подтверждение нашего предположения приходит также из другого христианского источника, ненамного отстоящего по времени от эпохи Ефрема Сирина — сочинения «Панарион, или Лекарство против ересей», которое было написано около 373 г. Епифанием Кипрским (ок. 315—403). В этом произведении Епифаний среди прочих еретических учений разбирает ересь «отрицающих Евангелие от Иоанна и его Апокалипсис». Здесь он подробно реконструирует евангельскую хронологию и, в частности, утверждает, что Иисус Христос совершал Пасху с учениками в ночь со вторника на среду, 17—18 марта, в 11-й день (12-ю ночь) луны52. Такое отступление от библейских пасхальных предписаний богослов объясняет ошибкой иудеев, неверно вычисливших дату Пасхи по своему циклу. Для вычисления последнего он применяет следующие расчеты:

Расчет точной величины содержит несколько часов*53; за три года она дает у них один лишний день. Ибо к 354 дням лунного обращения они каждый год прибавляют еще 4 часа, так что за три года составляется один день. Поскольку у них за четырнадцать лет накапливаются пять вставных месяцев, из-за разницы с солнечным периодом из 365 дней и 3 часов [в 11 дней без] одного часа;* ведь с добавленными часами итого будет 365 пять дней *без одного часа <...>54

Подробный анализ этого сложного и, вероятно, местами испорченного тек-ста55, не входит в задачи данной статьи, поэтому мы сосредоточимся только на данных, релевантных для настоящего исследования. В приведенном отрывке, в частности, говорится о том, что иудеи совершают интеркаляцию своего лунного календаря (354 дней), добавляя к нему раз в 3 года 1 день (354 дня + 4 часа х 3). В солнечном же году, согласно Епифанию, насчитывается 365 дней и 3 часа. Тогда разница между юлианским годом в 365 3/12 суток и лунным годом в 354 4/12 суток составляет 10 11/12 суток, что на 1 час меньше 11 дней. Мы можем отметить в этом пассаже замечательную параллель к вычислениям Ефрема

50 О распятии. 6. 10.

51 См., например: Brown D., Fermor J., Walker C. The Water Clock in Mesopotamia // Archiv für Orientforschung. 1999/2000. Bd. 46/47. S. 130-148.

52 См.: Кузенков П. В. Христианские хронологические системы: история летосчисления в святоотеческой и восточнохристианской традиции. М., 2014. С. 120.

53 Астериском обозначены вероятные лакуны в тексте.

54 Епифаний. Панарион. 51. 26. Греческий текст: Epiphanii Panarion (Adversus haereses) // Epiphanius. Werke / K. Holl, Hrsg. Leipzig, 1922. Bd. 2. S. 296. (GCS; Bd. 31). Перевод сделан по: Кузенков. Указ. соч. С. 632-633. Мы приводим только часть текста. В результате своих расчетов Епифаний приходит к выводу, что иудеи ошиблись с определением Пасхи на 2 дня. См.: Там же. С. 120-121.

55 Mosshammer A. The Easter Computus and the Origins of the Christian Era. Oxford e.a., 2008. P. 235-238.

Сирина. В своих расчетах Епифаний Кипрский, единственный из современных прп. Ефрему христианских и иудейских авторов, использует ту же продолжительность солнечного года, что и сирийский богослов: 365 дней и 3 часа. И точно так же, как Ефрем Сирин, Епифаний Кипрский как будто бы считает 12 часов в сутках вместо 24. Исследователи объясняют этот факт именно использованием в сочинении Епифания вавилонских «двойных часов»56. Отметим также одинаковую формальную сторону вычислений в обоих текстах. У Епифания Кипрского в лунном календаре каждый год добавляется 4 «двойных часа», что в сумме за три года дает один день (4 двойных часа х 3 года = 12 «двойных часов» или 24 часа):

Ибо к 354 дням лунного обращения они каждый год прибавляют еще 4 часа, так что за три года составляется один день (ю; е1уа1 трСа етг| лцерау щау).

У Ефрема Сирина в солнечном календаре каждый год добавляется три «двойных часа» (т. е. 6 обычных часов), которые за 4 года составляют один день (3 «двойных часа» х 4 = 12 «двойных часов» или 24 часа):

О рвущаяся вперед тайна трех избыточных часов! За четыре года производится интеркаляция целого дня (^»Д^

Вероятно, Епифаний Кипрский мог быть непосредственно знаком с произведениями Ефрема Сирина, или даже с ним самим, так как владел сирийским языком57. В своем сочинении «Панарион» Епифаний непосредственно упоминает сирийского богослова, называя его «сирийским мудрецом» (^йрои; оофб; 'Ефрсиц), причем именно в контексте численных вычислений, при определении даты Богоявления58.

Подытожив, отметим, что на расчеты Ефрема Сирина в хронологии распятия и воскресения Иисуса Христа могли повлиять вавилонские «двойные часы». Это, конечно, не значит, что везде, где сирийский богослов говорит о «часе» (к^ъ), он подразумевает «двойной час». Он пользуется «двойными часами» только там, где это необходимо для достижения определенной точности. В гимнах «О распятии» сирийскому богослову важно подчеркнуть именно роль числа 3, и он находит эквивалент в вавилонской единице измерения: говоря о 3-х добавочных «часах» в солнечном году, он на самом деле подразумевает 3 «двойных часа», т. е. 6.

Теперь мы попытаемся ответить на вопрос, почему же все-таки Ефрем Сирин в своих вычислениях проблемы трех дней прибегает к таким достаточно

56 Strobel A. Ursprung und Geschichte des frühchristlichen Osterkalenders. Berlin, 1977. P. 311; Mosshammer. Op. cit. P. 234—235; Кузенков. Указ соч. C. 120—121.

57 Ср.: Hieronymus. Apologia contra libros Rufini (PL 23, 44б A, 4б2 D). Русский перевод: Апология против книг Руфина, посланная к Паммахию и Марцелле, три книги // Творения блаженного Иеронима Стридонского. Киев: Типография Г. Т. Корчак-Новицкого, 1В79. (Библиотека творений святых отцов и учителей церкви западных, издаваемая при Киевской духовной академии; Ч. 5. Кн. В.) С. 1—14б.

58 Epiphanii Panarion (Adversus haereses)... S. 2В5. Епифаний сообщает, что, по мнению Ефрема Сирина, Богоявление отстоит на тринадцать дней от начала приращения света, и что число 13 — это «прообраз числа» (tîotoç âpi6^oû) Иисуса Христа и Его 12 учеников.

подробным астрономическим расчетам? Ответ следует искать, как нам представляется, на пересечении настоящего и прошлого сирийского богослова, что мы и рассмотрим в следующем разделе.

3. Контекст астрономических вычислений Ефрема Сирина

Прежде всего, следует отметить, что гимны «О распятии» Ефрема Сирина появляются в эпоху интенсивных календарных и астрономических вычислений, что было вызвано необходимостью определить дату Пасхи. Ко времени Ефрема Сирина были сделаны подробные вычисления лунно-солнечного цикла Юлиана Африканского ^ после 240), составлены Пасхалии Ипполита Римского ^ 235), Псевдо-Киприана ^ 243) и др. Все это было, конечно, неотъемлемой частью фона, на котором создавались гимны «О распятии». Однако в использовании астрономических данных между сирийским автором и другими богословами имеется серьезное отличие. Если Ипполит Римский, Юлиан Африканский, Епифаний Кипрский, Евсевий Кесарийский используют астрономические и календарные расчеты с целью определения даты Пасхи, то для прп. Ефрема эти данные важны при разрешении проблемы трех дней. Сама же дата Пасхи, 14/15 нисана, день, когда Иисус исполнил «меру всех символов» (^»^.л Л^л "Л.Л)59, не вызывает у него сомнений. Это отражает противоречивый характер пасхальных сочинений Ефрема Сирина, о котором говорил в своем исследовании Герард Рувхорст. Пасхальные гимны сирийского богослова представляют собой некое «поле напряженности» между новой никейской практикой празднования Пасхи и рудиментами обычаев четырнадцатидневников, праздновавших Пасху в один день с иудеями, 14 нисана. Вычисление трех дней у Ефрема Сирина — яркое свидетельство таких противоречий. С одной стороны, столь пристальное внимание к проблеме трех дней свидетельствует о желании опровергнуть прежний обычай четырнадцатидневников, которые праздновали Пасху за один день60. С другой стороны, сама непреложность даты 14/15 нисана для Пасхи в произведениях прп. Ефрема свидетельствует о сохраняющемся влиянии прежнего обычая празднования61. Поэтому можно предположить, что Ефрем Сирин, вдохновленный самой идеей расчетов, витающей в «воздухе» пасхальных сочинений, применяет их, однако, к другому объекту, нежели богословы, озабоченные вычислением даты Пасхи. Сама же эта «вдохновленность» вычислениями может свидетельствовать, по нашему мнению, об еще одном глубоком измерении гимнов «О распятии».

Как мы уже продемонстрировали в разделе об использовании вавилонских «двойных часов», современные сирийскому богослову христианские календарные расчеты были не единственным его источником. И здесь прежде всего следует обратить внимание не только на содержание, но и на форму, которую сирийский поэт выбирает для выражения своих идей. Ефрем Сирин вводит свои вычисления в 6-м гимне «О распятии» не (только) как богослов-комментатор

59 О девстве. 21. 4. Ср.: Там же. 20. 4, 5.

60 См.: Rouwhorst Ор. ей. Р. 1990.

61 См.: ДМ. Р. 196.

и не (только) как гомилист, а как мудрец из литературы Премудрости62. При этом он описывает себя, как «писца тайн» ч°щ>) Бога63, под которыми в

данном гимне подразумеваются календарные и астрономические расчеты. Такого самоопределения мы не найдем ни в полемическом трактате Епифания Кипрского, ни в гомилиях Григория Нисского. Здесь Ефрем Сирин использует своеобразный литературный метод, помещая себя не снаружи библейского текста, а внутри его. Он уподобляет себя другому великому писцу космических «тайн», Еноху64, превращая себя не в автора, а в персонажа (пост)библейского текста65. Таким образом, сама функция астрономических вычислений в гимне заключается в том, что с их помощью Ефрем Сирин выражает себя как богодухновенно-го писца и мудреца, владеющего «тайнами» космоса и передающего свои знания слушателям. И в подобном самовыражении, восходящем к древним арамейским и вавилонским традициям66, пожалуй, заключается большое своеобразие этого сирийского автора на фоне большинства его христианских современников.

Заключение

Отраженные в данной статье наблюдения, как нам кажется, могут, среди прочего, способствовать пониманию роли «автора» и «аудитории» в ранних литургических произведениях, предшествующих такому расцвету византийской гимнографии, как эпоха Романа Сладкопевца. Прп. Ефрем Сирин выступает в пасхальных гимнах «О распятии» как мудрый учитель, объясняющий своему слушателю-ученику астрономические вычисления. Таким образом, создается своеобразный «гибрид» школы и литургии. В этом плане интересно было бы сравнить 6-й гимн «О распятии» прп. Ефрема Сирина, с одной стороны, с другим христианским литургическим произведением, посвященным аналогичной теме — «О трехдневном периоде» Григория Нисского, а с другой стороны, с творчеством великого еврейского литургического поэта Елеазара бен Калира (VI—VII вв.). В своем пийуте «Свет солнца и луны» Елеазар также обращается к

62 О распятии. 6. 4: «Итак, прими, о слушатель, мои слова с вычислением трех дней <...>». Ср.: Притч 4. 10; Сир 6. 23.

63 О распятии. 6. 18.

64 Ср., например, обозначение Еноха, который получает, записывает и передает астрономические и календарные сведения, как «писца»: 1 Ен 12. 4; 15. 11; 74. 2; 4Q530 2 ii.14 и др. Ср.: Юб 4. 23.

65 Это очень похоже на «метод» в иудейской литературе периода Второго Храма, который описывает в своих исследованиях Ева Мрошек. Исследовательница демонстрирует, что такие фигуры, как Давид, Моисей, Варух, Енох в литературе периода Второго Храма имели функцию не фиктивного «автора», как считалось ранее, а скорее персонажа, который находится «в поисках историй». И реальные писцы прибегали к этим фигурам не только для авторитетности, но и по иным соображениям поэтики и эстетики, включая чувство любви, аффектации к этим персонажам. См.: Mroczek E. The Literary Imagination in Jewish Antiquity. Oxford, 2016. P. 51-85.

66 Ср., например, обозначение астронома и астролога в новоассирийскую эпоху — «писец Энума Ану Энлиль» (tupsar Enuma Anu Enlil). «Энума Ану Энлиль» (II—I тыс. до Р. Х.) — это вавилонская серия табличек, содержащих тысячи астрологических предзнаменований, в которых представлены важные астрономические сведения.

астрономическим и календарным данным, в том числе продолжительности солнечного и лунного годов. Но это уже задача для дальнейших исследований.

Список источников и литературы Источники

Aphraatis Sapientis Persae Demonstrationes I—XXII / J. Parisot, ed. P.: Firmin-Didot, 1894.

(Patrologia Syriaca; t. 1.1). The Babylonian Astronomical Compendium MUL.APIN / H. Hunger, J. Steele, eds. L.: Routledge, 2019.

Ein Bruchstück aus einem bisher unbekannten Brief des Epiphanius // Gesammelte Aufsätze zur

Kirchengeschichte / K. Holl, Hrsg. Tübingen, 1927. S. 204-224. Des Heiligen Ephraem des Syrers Paschahymnen (de Azymis, de Crucifixione, de Resurrectio-ne) / E. Beck, Hrsg. Louvain: Secrétariat du Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium, 1964. (Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium; t. 248. Scriptores Syri; t. 108). The Didascalia apostolorum in Syriac / A. Vööbus, ed. Louvain: Peeters, 1979. Vol. 2: Chapters

XI-XXVI. (Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium; t. 407. Scriptores Syri; t. 408). Ephraim's Prose Refutations of Mani, Marcion, and Bardaisan / C. W. Mitchell, ed. L.: Williams

and Norgate, 1912. Vol. 1. Epiphanii Panarion (Adversus haereses) // Epiphanius. Werke / K. Holl, Hrsg. Leipzig: Hinrichs, 1922. Bd. 2. (Die griechischen christlichen Schriftsteller der ersten drei Jahrhunderte; Bd. 31). Gregorii Nysseni opera / G. Heil, von A. Heck, E. Gebhardt, ed. Leiden, 1992. T. 9: Sermones. Pars 1.

Georgii Syncelli Ecloga chronographica / A. Mosshammer, ed. Leipzig: Teubner, 1984.

(Bibliotheca scriptorum Graecorum et Romanorum Teubneriana). Origenes Werke / E. Klostermann, Hrsg. Leipzig: Hinrichs, 1941. Bd. 12: Origenes Matthäuserklärung — III: Fragmente und Indices, Erste Hälfte. (Die griechischen christlichen Schriftsteller der ersten drei Jahrhunderte; Bd. 41/1). Sancti Ephraem Syri in Genesim et in Exodum commentarii / R. Tonneau, ed. Louvain: Peeters, 1955. (Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium; t. 152. Scriptores Syri; t. 108).

Литература

Апология против книг Руфина, посланная к Паммахию и Марцелле, три книги // Творения блаженного Иеронима Стридонского. Киев: Типография Г. Т. Корчак-Новицкого, 1879. (Библиотека творений святых отцов и учителей церкви западных, издаваемая при Киевской духовной академии; Ч. 5. Кн. 8.) С. 1-146. Кузенков П. В. Христианские хронологические системы: история летосчисления в святоотеческой и восточнохристианской традиции. М., 2014. Минский М. Фреймы для представления знаний / пер. с англ. О. Н. Гринбаума. М., 1979.

Фомичева С. В. Иудейская литература периода Второго Храма как возможный источник для концепции Ефрема Сирина о боговдохновенном учителе-писце (на примере шестого гимна «О распятии») // Вестник ПСТГУ. Сер. III: Филология. 2022. Вып. 73. С. 103-118.

Bar-Ilan M. Astronomy and Astrology Among the Jews in Antiquity // The Encyclopaedia of Judaism / J. Neusner, A. Avery-Peck, W. S. Green, eds. Leiden; Boston, 2004. Vol. 5. Suppl. 2. P. 2031-2044.

Brown D., Fermor J., Walker C. The Water Clock in Mesopotamia // Archiv für Orientforschung. 1999/2000. Bd. 46/47. S. 130-148.

Drawnel H. Priestly Education in the Aramaic Levi Document (Visions of Levi) and Aramaic Astronomical Book (4Q208-211) // Revue de Qumran. 2006. Vol. 22, no. 4 (88). P. 548-574.

Drobner H. Three Days and Three Nights in the Heart of the Earth: the Calculation of the Triduum Mortis According to Gregory of Nyssa // The Easter Sermons of Gregory of Nyssa: Translation and Commentary / A. Spira, C. Klock, eds. Cambridge, Mass.: Philadelphia Patristic Foundation, 1981. P. 263-278. (Patristic Monograph Series; vol. 9).

Hartung B. The Significance of Astronomical and Calendrical Theories for Ephrem's Interpretation of the Three Days of Jesus' Death // Syriac Christian Culture: Beginnings to Renaissance / A. M. Butts, R. D. Young, eds. Washington, 2021. P. 37-49.

Holford-Strevens L. The History of Time: a Very Short Introduction. Oxford, 2005.

Horowitz W. Mesopotamian Cosmic Geography. Winona Lake, Indiana: Eisenbrauns, 1998.

Galtier P. La date de la Didascalie des Apôtres // Revue d'Histoire Ecclésiastique. 1947. T. 42. P. 315-351.

Mosshammer A. The Easter Computus and the Origins of the Christian Era. Oxford e.a., 2008. P. 235-238.

Mroczek E. The Literary Imagination in Jewish Antiquity. Oxford, 2016.

Popovié M. The Emergence of Aramaic and Hebrew Scholarly Texts: Transmission and Translation of Alien Wisdom // The Dead Sea Scrolls: Transmission of Traditions and Production of Texts / S. Metso, H. Najman, E. Schuller, eds. Leiden, 2010. P. 81-114. (Studies on the Texts of the Desert of Judah; vol. 92).

Possekel U. Evidence of Greek Philosophical Concepts in the Writings of Ephrem the Syrian. Louvain, 1999. (Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium; t. 580. Subsidia; t. 102).

Powell M. Maße und Gewichte // Reallexikon der Assyriologie. Berlin, 1987. Bd. 7. S. 457-517.

Reed A. Y. Writing Jewish Astronomy in the Early Hellenistic Age: the Enochic Astronomical Book as Aramaic Wisdom and Archival Impulse // Dead Sea Discoveries. 2017. Vol. 24. P. 1-37.

Rouwhorst G. Les hymnes pascales d'Ephrem de Nisibe: analyse théologique et recherche sur l'évolution de la fête pascale chrétienne à Nisibis et à Edesse et dans quelques Eglises voisines au quatrième siècle. Leiden: Brill, 1981. T. 1. (Supplements to Vigiliae Christianae; t. 7).

Strobel A. Ursprung und Geschichte des frühchristlichen Osterkalenders. Berlin, 1977.

Visotzky B. Three Syriac Cruxes // Journal of Jewish Studies. 1991. Vol. 42, no. 2. P. 167-175.

Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo

gumanitarnogo universiteta.

Seriia III: Filologiia.

2023. Vol. 77. P. 107-124

DOI: 10.15382/sturIII202377.107-124

Sofia Fomicheva, Graduate Student, Eastern Faculty, St. Petersburg State University Saint-Petersburg, Russia sofia021987@gmail.com https://orcid.org/0000-0002-9312-3

The Astronomical and Calendrical Calculations in the 6th Hymn De crucifixione by Ephrem the Syrian in the Old Babylonian, Jewish and Christian Context*

Abstract: The article focuses on the astronomical and calendrical lore which the Syriac poet-theologian Ephrem the Syrian abundantly uses in his 6th hymn De crucifixione. In this hymn devoted to the interpretation of the three-day problem of Jesus' resurrection, the Syriac poet and theologian employs some astronomical data, i.e., the duration of solar and lunar years, the duration of the lunar months, the necessity of the intercalations in the calendars, &c. The article analyses this lore in the context of the astronomical knowledge existing in Ephrem's epoch. On the one hand, the article pays attention to the similar use of the astronomical data in many Jewish and Christian works of the 3rd and 4th centuries. In this period, the astronomical calculations were actively used both in Christian and Jewish milieux. On the other hand, the calculations by Ephrem reflect the peculiarities of the region of Northern Mesopotamia where he lived and wrote his works. For example, the article demonstrates that Ephrem could be influenced by the old Babylonian astronomical theory and could use in his computations the Babylonian "double hour". It is also suggested that the calculations by Ephrem are strikingly similar to the ones in the "Panarion" by Epiphanius of Salamis. Epiphanius was probably acquainted with Ephrem's works or used the similar tradition, which goes back to the Babylonian tradition. The conclusion of the article is that the calculations in the hymns are used to express Ephrem's self-presentation as a scribe and a sage who obtains the cosmic "mysteries". This picture is deeply rooted both in the old Mesopotamian literature and in Jewish Aramaic texts. It is pointed out that Ephrem uses the astronomical lore in the liturgical context rather than in the theological "scientific'' treatise. Hence, Ephrem constructs a new religious and poetic narrative about the Crucifixion and Pasch, which has clear connections with both the Christian and Jewish traditions.

Keywords: Syriac Christianity, Ephrem the Syrian, hymns De crucifixione, Literature of Wisdom, education in early Syriac Christianity, Old Babylonian astronomy, astronomy in Late Antiquity, Paschal computations, Epiphanius of Salamis.

* I would like to express my thanks to N. G. Golovnina (PSTGU) for her helpful comments to

S. Fomicheva

this work.

References

Bar-Ilan M. (2004) "Astronomy and Astrology Among the Jews in Antiquity", in J. Neusner, A. Avery-Peck, W. S. Green (eds) The Encyclopaedia of Judaism, Leiden; Boston, vol. 5, suppl. 2, pp. 2031-2044.

Beck E. (ed.) (1964) Des Heiligen Ephraem des Syrers Paschahymnen (de Azymis, de Crucifixione, de Resurrectione). Louvain: Secrétariat du Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium. (Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium; t. 248. Scriptores Syri; t. 108).

Brown D., Fermor J., Walker C. (1999/2000) "The Water Clock in Mesopotamia". Archiv für Orientforschung, 1999/2000, vol. 46/47, pp. 130-148.

Ein Bruchstück aus einem bisher unbekannten Brief des Epiphanius (1927), in K. Holl (ed.) Gesammelte Aufsätze zur Kirchengeschichte, Tübingen, pp. 204-224.

Drawnel H. (2006) "Priestly Education in the Aramaic Levi Document (Visions of Levi) and Aramaic Astronomical Book (4Q208-211)". Revue de Qumran, 2006, vol. 22, no. 4 (88), pp. 548-574.

Drobner H. (1981) "Three Days and Three Nights in the Heart of the Earth: the Calculation of the Triduum Mortis According to Gregory of Nyssa", in A. Spira, C. Klock (eds) The Easter Sermons of Gregory of Nyssa: Translation and Commentary, Cambridge, Mass., 1981, pp. 263278. (Patristic Monograph Series; vol. 9).

Fomicheva S. (2022) "Iudeiskaia literatura perioda Vtorogo Khrama kak vozmozhnyi istochnik dlia kontseptsii Efrema Sirina o bogovdokhnovennom uchitele-pistse (na primere shestogo gimna «O raspiatii»)". Vestnik PSTGU. Ser. III: Filologiia. 2022, vol. 73, pp. 103-118 (in Russian).

Galtier P. (1947) "La date de la Didascalie des Apôtres". Revue d'Histoire Ecclésiastique, 1947, vol. 42, pp. 315-351.

Hartung B. (2021) "The Significance of Astronomical and Calendrical Theories for Ephrem's Interpretation of the Three Days of Jesus' Death", in A. M. Butts, R. D. Young (eds.) Syriac Christian Culture: Beginnings to Renaissance, Washington, 2021, pp. 37-49.

Heil G., Heck von A., Gebhardt E. (eds) (1992) Gregorii Nysseni opera, vol. 9: Sermones. Pars 1. Leiden.

Holford-Strevens L. (2005) The History of Time: A Very Short Introduction. Oxford.

Horowitz W. (1998) Mesopotamian Cosmic Geography. Winona Lake, Indiana.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Hunger H., Steele J. (eds) (2019) The Babylonian Astronomical Compendium MUL.APIN. London.

Klostermann E. (ed.) (1941) Origenes Werke. Leipzig, vol. 12: Origenes Matthäuserklärung — III: Fragmente und Indices, Erste Hälfte. (Die griechischen christlichen Schriftsteller der ersten drei Jahrhunderte; vol. 41/1.)

Kuzenkov P. (2014) Khristianskie khronologicheskie sistemy: istoriia letoschisleniia v sviatooteche-skoi i vostochnokhristianskoi traditsii. Moscow (in Russian).

Minskii M. (1979) Freimy dliapredstavleniia znanii. Moscow (in Russian).

Mosshammer A. (2008) The Easter Computus and the Origins of the Christian Era. Oxford.

Mosshammer A. (ed.) (1984) Georgii Syncelli Ecloga chronographica. Leipzig. (Bibliotheca scriptorum Graecorum et Romanorum Teubneriana).

Mroczek E. (2016) The Literary Imagination in Jewish Antiquity. Oxford.

Popovié M. (2010) "The Emergence of Aramaic and Hebrew Scholarly Texts: Transmission and Translation of Alien Wisdom", in S. Metso, H. Najman, E. Schuller (eds.) The Dead Sea Scrolls: Transmission of Traditions and Production of Texts, Leiden, 2010, pp. 81-114. (Studies on the Texts of the Desert of Judah; vol. 92).

Possekel U. (1999) Evidence of Greek Philosophical Concepts in the Writings of Ephrem the Syrian. Louvain. (Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium; t. 580. Subsidia; t. 102).

Powell M. (1987) "Maße und Gewichte", in Reallexikon der Assyriologie, Berlin, vol. 7, pp. 457— 517.

Reed A. Y. (2017) "Writing Jewish Astronomy in the Early Hellenistic Age: The Enochic Astronomical Book as Aramaic Wisdom and Archival Impulse". Dead Sea Discoveries, 2017, vol. 24, pp. 1-37.

Rouwhorst G. (1981) Les hymnes pascales d'Ephrem de Nisibe: analyse théologique et recherche sur l'évolution de la fête pascale chrétienne à Nisibis et à Edesse et dans quelques Eglises voisines au quatrième siècle. Leiden, vol. 1. (Supplements to Vigiliae Christianae; vol. 7).

Strobel A. (1977) Ursprung und Geschichte des frühchristlichen Osterkalenders. Berlin.

Tonneau R. (ed.) (1955) Sancti Ephraem Syri in Genesim et in Exodum commentarii. Louvain. (Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium; t. 152. Scriptores Syri; t. 108).

Visotzky B. (1991) "Three Syriac Cruxes". Journal of Jewish Studies, 1991, vol. 42, no. 2, pp. 167175.

Vööbus A. (ed.) (1979) The Didascalia apostolorum in Syriac. Louvain, vol. 2: Chapters XI-XXVI. (Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium; t. 407. Scriptores Syri; t. 408).

Статья поступила в редакцию 09.02.2023

The article was submitted 09.02.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.