Научная статья на тему 'АСТРАХАНЬ В СИСТЕМЕ КАСПИЙСКО-ВОЛЖСКОГО НЕФТЯНОГО ТРАНЗИТА В 1941-1942 ГГ'

АСТРАХАНЬ В СИСТЕМЕ КАСПИЙСКО-ВОЛЖСКОГО НЕФТЯНОГО ТРАНЗИТА В 1941-1942 ГГ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
206
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНЗИТ НЕФТЕПРОДУКТОВ / НЕФТЬ / АСТРАХАНЬ / ВОЛГА / КАСПИЙСКОЕ МОРЕ / ПАРОХОДСТВО / ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ / ФЛОТ / РЕЙДТАНКЕР / ВОЛГОТАНКЕР / ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / TRANSIT OF OIL PRODUCTS / OIL / ASTRAKHAN / VOLGA / CASPIAN SEA / SHIPPING COMPANY / WATER TRANSPORT / FLEET / REIDTANKER / VOLGOTANKER / GREAT PATRIOTIC WAR

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Виноградов Сергей Вадимович, Ещенко Юлия Геннадьевна

В статье анализируется роль Каспийско-Волжского транспортного коридора в снабжении советской промышленности нефтью и нефтепродуктами из Баку. Подчеркивается роль Астрахани, как крупнейшего транзитного центра, обеспечивавшего эффективную работу и ремонт нефтеналивного флота. Городские нефтехранилища, модернизированные в первые месяцы войны, хранили стратегический запас этого сырья, на случай перебоев в поставках с Каспийского моря. С опорой на широкий круг опубликованных документов и архивных источников, авторы рассматривают деятельность государственного и местных комитетов обороны в организации стабильного снабжения топливом предприятий оборонной промышленности и фронта через Каспийско-Волжский транспортный коридор. В статье также показана роль простых тружеников: речников, рабочих судоремонтных предприятий, обеспечивших нефтяной транзит, в том числе, в период боевых действий в Сталинграде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASTRAKHAN IN THE SYSTEM OF CASPIAN-VOLGA OIL TRANSIT IN 1941-1942

In the article analyzes the role of the Caspian-Volga transport corridor in supplying the Soviet industry with oil and oil products from Baku. There is highlights the role of Astrakhan as the largest transit center, which ensured the efficient operation and repair of the oil tanker fleet. The city's oil storage facilities, modernized in the first months of the war, stored a strategic stock of this raw material in case of interruptions in supplies from the Caspian Sea. Based on a wide range of published documents and archival sources, the authors consider the activities of the state and local defense committees in organizing a stable supply of fuel to enterprises of the defense industry and the front through the Caspian-Volga transport corridor. In the article also shows the role of ordinary workers: river workers, workers of ship repair enterprises, who provided oil transit, including during the period of Stalingrad battle.

Текст научной работы на тему «АСТРАХАНЬ В СИСТЕМЕ КАСПИЙСКО-ВОЛЖСКОГО НЕФТЯНОГО ТРАНЗИТА В 1941-1942 ГГ»

Литература и источники

1. Государственный архив Ростовской области (ГАРО). Ф. Р-3758. Оп. 1 Д. 560.

2. Турицын И.В. Советизация Северного Кавказа и проблема обеспечения правопорядка (1920-1926 гг.) // Историческая наука и образование на рубеже веков: Сборник статей. - М.: Собрание, 2005. - С.395-410.

3. В борьбе и тревоге. Из истории милиции Кубани. / Е. Г. Борисов, Л. Т. Карпенко, А. М. Неволина и др. - 2-е изд. -Краснодар: Краснодарское книжное издательство, 1971.

4. Зайцев В.П., Туков В.В. 85 лет на страже порядка. Основные вехи и памятные события в истории органов внутренних дел России и Кубани (1917-2002 гг.). Хронологический справочник. - Краснодар: Издательство «Эдви», 2003.

5. Центр документации новейшей истории Краснодарского края (ЦДНИКК). Ф. 2286. Оп. 1. Д. 3.

6. ЦДНИКК. Ф. 2286. Оп. 1. Д. 4.

7. ГАРО. Р-1485. Оп. 8. Д. 187.

8. Кожевина М.А. Милицейское образование в Советской России: организация и правовое регулирование (1918-1991 гг.): дис. ... докт. юрид. наук. - М., 2005.

9. ГАРО. Р-1485. Оп. 8. Д. 634.

References and Sources

1. Gosudarstvennyj arhiv Rostovskoj oblasti (GARO). F. R-3758. Op. 1 D. 560.

2. Turicyn I.V. Sovetizaciya Severnogo Kavkaza i problema obespecheniya pravoporyadka (1920-1926 gg.) // Istoricheskaya nauka i obrazovanie na rubezhe vekov: Sbornik statej. - M.: Sobranie, 2005. - S.395-410.

3. V bor'be i trevoge. Iz istorii milicii Kubani. / E. G. Borisov, L. T. Karpenko, A. M. Nevolina i dr. - 2-e izd. - Krasnodar: Krasnodarskoe knizhnoe izdatel'stvo, 1971.

4. Zajcev V.P., Tukov V.V. 85 let na strazhe poryadka. Osnovnye vekhi i pamyatnye sobytiya v istorii organov vnutrennih del Rossii i Kubani (19172002 gg.). Hronologicheskij spravochnik. - Krasnodar: Izdatel'stvo «Edvi», 2003.

5. Centr dokumentacii novejshej istorii Krasnodarskogo kraya (CDNIKK). F. 2286. Op. 1. D. 3.

6. CDNIKK. F. 2286. Op. 1. D. 4.

7. GARO. R-1485. Op. 8. D. 187.

8. Kozhevina M.A. Milicejskoe obrazovanie v Sovetskoj Rossii: organizaciya i pravovoe regulirovanie (1918-1991 gg.): dis. ... dokt. yurid. nauk. - M., 2005.

9. GARO. R-1485. Op. 8. D. 634.

ЯБЛОНСКИИ ИВАН ВЛАДИМИРОВИЧ - кандидат исторических наук, доцент, начальник кафедры конституционного и административного права Краснодарского университета МВД России (iy.kmr.kr-r@inbox.ru).

YABLONSKY, IVAN V. - Ph.D. in History, Associate Professor, Head of Department Constitutional and Administrative Law, Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia (iy.kmr.kr-r@inbox.ru).

УДК 94(47).084.8:355.69(470.46)«1941/1942» DOI: 10.24412/2308-264X-2020-6-91-96

ВИНОГРАДОВ С.В., ЕЩЕНКО Ю.Г. АСТРАХАНЬ В СИСТЕМЕ КАСПИЙСКО-ВОЛЖСКОГО НЕФТЯНОГО ТРАНЗИТА

В 1941-1942 гг.

Ключевые слова: транзит нефтепродуктов, нефть, Астрахань, Волга, Каспийское море, пароходство, водный транспорт, флот, Рейдтанкер, Волготанкер, Великая Отечественная война.

В статье анализируется роль Каспийско-Волжского транспортного коридора в снабжении советской промышленности нефтью и нефтепродуктами из Баку. Подчеркивается роль Астрахани, как крупнейшего транзитного центра, обеспечивавшего эффективную работу и ремонт нефтеналивного флота. Городские нефтехранилища, модернизированные в первые месяцы войны, хранили стратегический запас этого сырья, на случай перебоев в поставках с Каспийского моря. С опорой на широкий круг опубликованных документов и архивных источников, авторы рассматривают деятельность государственного и местных комитетов обороны в организации стабильного снабжения топливом предприятий оборонной промышленности и фронта через Каспийско-Волжский транспортный коридор. В статье также показана роль простых тружеников: речников, рабочих судоремонтных предприятий, обеспечивших нефтяной транзит, в том числе, в период боевых действий в Сталинграде.

VINOGRADOV, S.V., ESHCHENKO, Y.G. ASTRAKHAN IN THE SYSTEM OF CASPIAN-VOLGA OIL TRANSIT IN 1941-1942

Key words: transit of oil products, oil, Astrakhan, Volga, Caspian Sea, shipping company, water transport, fleet, Reidtanker, Volgotanker, Great Patriotic War.

In the article analyzes the role of the Caspian-Volga transport corridor in supplying the Soviet industry with oil and oil products from Baku. There is highlights the role of Astrakhan as the largest transit center, which ensured the efficient operation and repair of the oil tanker fleet. The city's oil storage facilities, modernized in the first months of the war, stored a strategic stock of this raw material in case of interruptions in supplies from the Caspian Sea. Based on a wide range of published documents and archival sources, the authors consider the activities of the state and local defense committees in organizing a stable supply of fuel to enterprises of the defense industry and the front through the Caspian-Volga transport corridor. In the article also shows the role of ordinary workers: river workers, workers of ship repair enterprises, who provided oil transit, including during the period of Stalingrad battle.

Превращение Астрахани в крупный транзитный пункт по перевозке сырой нефти и нефтепродуктов в начальный период Великой Отечественной войны не было случайным. С конца XIX в. нефтеперевозки из Баку традиционно занимали значительную часть в общем грузопотоке,

проходившем через Астраханский порт. Их доля составляла в 1913 г. - 85 %, в 1925 г - 95%, в 1935 г. - 82 % [1, с. 111]. С потерей СССР в 1941-1942 гг. западных регионов, с их развитой системой коммуникаций, Государственному комитету обороны пришлось решать задачу по поиску альтернативных путей снабжения Красной армии, в том числе, доступных пунктов транзита и хранения нефтепродуктов [2].

С первых дней войны Астрахань становится базой для хранения мобилизационных запасов Управления государственных материальных резервов, эвакуированных грузов, нефтяных и горюче-смазочных материалов [3, с. 15]. В связи с этим остро встал вопрос по расширению возможностей астраханского порта для бакинского нефтяного транзита.

Первоначальный план строительства нефтебаз для Управления государственных материальных резервов и Главнефтесбыта при СНК СССР на 1941 г. был пересмотрен в сторону расширения. Из принятого еще до начала войны плана строительства был исключен ряд второстепенных объектов (нефтебаза в Горьком и Чагинская нефтебаза и т.д.), с перераспределением отведенных им материалов и металла в пользу строительства вновь заложенных астраханских нефтехранилищ. Строились они наркоматами нефтяной промышленности и строительства. В ведение последнего также входило проектирование новых нефтебаз и строительство подъездных путей к ним. Базы возводились в максимально сжатые сроки, при минимальном количестве подсобных строений и путевого хозяйства. Для темных нефтепродуктов емкости строились по упрощенной схеме - в виде земляных открытых ям с глиняной изоляцией. Все рабочие и ИТР, занятые на проектировании и строительстве, были освобождены от мобилизации до 1 декабря 1941 г. [4]. Без специального разрешения Государственного комитета обороны запрещалась переброска на другие объекты автомашин и гужевого транспорта, занятого на строительстве нефтеемкостей и бензоскладов. Астраханский ГКО был обязан оказывать помощь строительству рабочей силой, транспортом и имевшимися в распоряжении местными стройматериалами [5].

Строительство нефтеемкостей было начато в июле 1941 г. Увеличение объемов строительства было вызвано необходимостью обеспечения срочной переброски нефтепродуктов из Баку и Грозного. В апреле-декабре 1942 г. по Каспийскому морю предполагалась перевезти 14 350 000 т нефтепродуктов, из них 9 400 000 т (более 65 %) - через Астрахань. Из Астрахани нефтепродукты отправлялись по Волге и Каме в центральные районы страны и на фронт [6].

Подобные объемы транзита требовали наличия большого нефтеналивного флота. Нефтеперевозки по Каспийско-Волжскому пути проходили в три этапа и осуществлялись пароходствами «Касптанкер», «Рейдтанкер» и «Волготанкер». По морю нефтяной транзит осуществлялся судами Каспийского нефтеналивного пароходства («Касптанкер»). В устье Волги груз перебрасывался на суда рейдового нефтеналивного флота («Рейдтанкера»), доставлявшего их до Астрахани (так как морские суда не были способны пройти по неглубокому Волго-Каспийскому каналу), а далее, вверх по реке, перевозку осуществляли речные баржи «Волготанкера».

Для осуществления ежегодного зимнего и оперативного ремонта нефтеналивного флота за пароходствами закреплялись судостроительно-судоремонтные предприятия Астрахани: судоремонтные заводы им. В.И. Ленина, им. К. Маркса, им. Х-ой годовщины октябрьской революции. Ремонт нефтеналивного флота работы проводился вне зависимости от ведомственной принадлежности судов и имел преимущество перед любыми другими видами работ, выполнявшимися на этих заводах, даже перед фронтовыми спецзаказами [6].

Деятельность астраханского транзитного порта подробно регламентировалась рекомендациями ГКО по организации нефтеналивного дела в Астрахани. На начальников пароходств «Волготанкер» (Н.С. Ромащенко), «Рейдтанкер» (П. Черепанов) и управляющего Астраханской конторой Главнефтесбыта (Завзин) была возложена персональная ответственность за организацию нефтяного транзита. Постановление Государственного комитета обороны обязывало их лично утверждать и контролировать ежедневный график работ в этом направлении. На управляющего Астраханской конторой Главнефтесбыта Завзина был также возложен контроль за количеством и качеством нефтепродуктов, следовавших через Астрахань [6]. Особым правительственным заданием была оформлена перевозка авиационного бензина, который из

Астрахани следовал не только речным, но и железнодорожным путем с пригородной станции Бузан [7].

Постоянно шел поиск оптимальной структуры нефтяного транзита. С весны 1942 г., согласно Постановлению ГКО, более близкие перевозки из Махачкалы стали осуществлять наливные баржи «Рейдтанкера», а крупнотоннажные танкеры «Касптанкера» стали работать только на линии Баку-Астрахань. Несмотря на трудности, шло пополнение транзитной флотилии. С 1 мая 1942 г. Наркомату морского флота в аренду до конца навигации был передан буксирный пароход «Богуш» для доставки нефти в Астрахань. Наркомат танковой промышленности передал Наркомату судостроительной промышленности строившийся на заводе № 112 (нижегородский завод «Красное Сормово») недостроенный танкер. Его спуск на воду планировался 15 июля 1942 г. на астраханском судоремонтном заводе им. И.В. Сталина в качестве нефтеналивной баржи [6].

В рамках реализации постановлений ГКО, в Астрахани была организована работа флота и нефтеперекачечных агрегатов по согласованному графику прихода и отправления тоннажа и тяги, слива и налива нефтепродуктов [8, л. 1].

В 1942 г. нефтеналивному флоту приходилось работать в боевой обстановке. В условиях боевых действий, суда для погрузки нефтепродуктов из Сталинграда и Саратова задерживались в пути, возвращались поврежденными, либо погибали от мин и налетов вражеской авиации. Графики перевозок постоянно нарушались. Из-за этого в Астрахани скапливалось большое количество неотправленных грузов [9, л. 2-3]. Нефтеналивной флот зимой 1941/1942 гг. был вынужден продолжать навигацию до ледостава. Часть судов ставилась на зимовку в необорудованных для проведения ремонта местах [10, л. 10]. Из-за погодных условий навигация 1942 г. была открыта с опозданием, что не дало возможности пароходствам справиться с поставленными заданиями ГКО. Ремонтные работы на многих судах продолжали осуществляться на ходу - по упрощенным схемам. Для осуществления полноценного судоремонта не хватало запасных частей. Несогласованность между разными предприятиями и ведомственная разобщенность препятствовали слаженности в работе ремонтников [9, л. 1].

Нормальной организации судоремонтных работ препятствовал хронический дефицит электроэнергии в Астрахани. Несмотря на наличие городской ГРЭС и собственных электрических станций на некоторых предприятиях: (судоремонтно-судостроительный завод им. В.И. Ленина), а также газогенераторных двигателей (судоремонтный завод им. И.В. Сталина), удовлетворить промышленные потребности, значительно выросшие с начала войны, они не могли. Электроэнергия на судоремонтные предприятия поступала с перебоями, длившимися по несколько часов в день [10, л. 3].

Серьезной проблемой в организации нефтяного транзита была нехватка квалифицированных рабочих кадров: котельщиков и слесарей на заводах; механиков и шкиперов на судах, что приводило к частым авариям [9, л. 2-3]. Частично она решалась за счет обучения женщин, как правило, жен рабочих и подготовки подростков в школах ФЗО [10, л. 6-7]. Ввиду особо сложной ситуации, Государственный комитет обороны обязал Главное управление трудовых резервов при СНК СССР до 20 мая 1942 г. выделить из числа оканчивавших школы фабрично-заводского обучения и ремесленные училища 300 котельщиков и 50 слесарей, направив их на астраханские заводы для осуществления ремонта судов для нефтяного транзита [11].

Судовым командам, занятым на нефтеперевозках, оказывалась материальная поддержка. Постановлением Государственного комитета обороны с 1 мая 1942 г. были установлены нормы выдачи дополнительного ежесуточного пайка в размере: хлеба - 400 гр., сахара - 20 гр., колбасы - 100 гр., табака - 20 гр. (сверх нормы по карточкам), а также устанавливалось денежное премирование рядового и командного состава судов за выполнение и перевыполнение плана по доставке нефтепродуктов [6; 8, л. 1об].

Приближение линии фронта к Кавказу и Сталинграду поставило перед ГКО задачу форсирования вывоза нефтепродуктов из Баку и Грозного. Во изменение ранее принятого Постановления ГКО № 1661/сс объем перевозок нефтепродуктов через Астрахань был увеличен на май 1942 г. - до 1 900 000 т, на июнь 1942 г. - до 1 700 000 т. Для организации бесперебойной транспортировки нефти и координации работы на местах сроком на два месяца были командированы нарком речного флота З.А. Шашков - в Астрахань и нарком морского флота П.П. Ширшов - в Баку с обязанностью один раз в пять дней докладывать Транспортному комитету ГКО

о ходе выполнения планов нефтеперевозок [12]. Им также поручалось принять меры к обеспечению бесперебойного налива судов, сокращению простоя судов, а также к ускорению оборота нефтеналивного флота и дополнительному изысканию тоннажа [11].

Еще большее значение речные перевозки приобрели летом 1942 г., в условиях прекращения железнодорожного и шоссейного сообщения со Сталинградом [13, с. 21-22]. Помимо уже привычного нефтяного транзита через Астрахань двинулся встречный поток металла и леса с Урала и Сибири в южные районы СССР [3, с. 16].

По мере приближения военных действий к р. Волге, все более важной становилась задача обеспечения противовоздушной обороны нефтеналивных караванов и судов с военным грузом. С этой целью постановлением Сталинградского городского комитета обороны от 23 апреля 1942 г. участок реки Волги Камышин-Астрахань был разделен на три зоны: Астрахань-Владимировка, Владимировка - Сталинград, Сталинград - Камышин. Для обеспечения противовоздушной обороны на каждом участке было организовано патрулирование самолетами-истребителями. На отдельных, наиболее уязвимых участках (стоянки судов, затоны, переправы) были установлены зенитные батареи. Особо важные грузы конвоировались канонерскими лодками, бронекатерами и другими кораблями, имевшими зенитное вооружение. На судах устанавливались пулеметы для защиты от нападения вражеской авиации; обслуживание зенитного вооружения было возложено на специально сформированные бригады из числа обслуживающего персонала судов.

Другой серьезной угрозой для речных перевозок стали мины, регулярно сбрасываемые немецкой авиацией в реку Волгу. Организация противоминной обороны складывалась из наблюдения, разведки, траления и уничтожения мин. Отслеживание речных участков, подвергавшихся вражескому минированию, осуществлялось сетью постов службы наблюдения и связи, которые располагались вдоль береговой линии через каждые 55 км, а также бакенщиками [14]. Судами Волжской военной флотилии было организовано траление на участке Астрахань-Камышин и конвоирование нефтеналивных и крупных сухогрузных товаров [15].

В августе 1942 г., во исполнение Постановления ГКО, Сталинградский городской комитет обороны утвердил ряд дополнительных мер по охране судоходства по р. Волге. С целью организации оперативного сбора информации о деятельности немецкой авиации посты войск воздушного наблюдения, оповещения и связи были придвинуты к береговой линии. Особую опасность представляла деятельность шпионов-наводчиков, которые с помощью зажигательных ракет отмечали местонахождение советских судов. Это позволяло немецкой авиации наносить точные прицельные бомбовые удары. Для борьбы с вражеской агентурой на участке речного пути Астрахань-Сталинград, были привлечены истребительные отряды Астраханского окружкома и райкомов ВКП(б) [16].

В ноябре 1942 г., когда военные действия поставили под угрозу сохранность продуктов на астраханских нефтебазах, было прекращено строительство нефтеемкостей [17]. От налетов немецкой авиации были выведены из строя нефтебазы № 5 и 6, нефтебаза на железнодорожной станции Астрахань-11 [18, л. 4].

Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом и их поспешный отход от р. Волги позволил советским речникам возобновить нефтяной транзит зимой 1942/43 гг. Нефтеналивные суда продвигались по Волге с помощью ледоколов. Большие скопления льда взрывали динамитом. В следующем году нефтяной транзит через Астрахань был увеличен благодаря магистральному нефтепродуктопроводу Астрахань-Саратов, возведенному по решению ГКО в короткие сроки - с апреля по ноябрь 1943 г. [19, с. 59-60].

Таким образом, Астрахань с первых месяцев Великой Отечественной войны стала крупнейшим транзитным центром по транспортировке нефти и нефтепродуктов из Баку через Каспийско-Волжский водный коридор. Стабильная работа всех подразделений этого транспортного пути обеспечила надежные поставки топлива в промышленные районы страны и действующую армию.

Литература и источники

1. Астрахань. Справочная книга. - Сталинград: областное книгоиздательство, 1937. - 424 с.

2. Энергия Великой Победы / Абышев С.В. (отв. ред.), Бахтизин Р.Н., Бодрова Е.В., Будрейко Е.Н. и др. - М.: Экспертус, 2015. - 500 с.

3. Сталинградская область в постановлениях Государственного Комитета Обороны (1941-1942): документы и материалы. -Волгоград: Издатель, 2010. - 680 с.

4. Распоряжение ГКО M 64сс от GS июля 1941 г. «О плане строительства нефтеемкостей» // Сталинградская область в постановлениях Государственного Комитета Обороны (1941-1942): документы и материалы. - Волгоград: Издатель, 2G1G. -С. 4S-50.

5. Постановление ГКО M 1737 от 12 мая 1942 г. «О строительстве нефтеемкостей» // Сталинградская область в постановлениях Государственного Комитета Обороны (1941-1942): документы и материалы. - Волгоград: Издатель, 2G1G. -С. 43G-431.

6. Постановление ГКО M 1661с от 26 апреля 1942 г. «О вывозе нефтепродуктов из Баку и Грозного в 1942 г.» // Сталинградская область в постановлениях Государственного Комитета Обороны (1941-1942): документы и материалы. -Волгоград: Издатель, 2G1G. - С. 395-398.

7. Постановление Астраханского ГКО M 23 от GS ноября 1941 г. «О перевозках авиабензина» // Государственный архив Астраханской области (ГААО). Ф. П-1О. Оп. 1. Д. 1. Л. 29-29 об.

S. ГААО Ф. П-6. Оп. 1. Д. 727. 9. ГААО. Ф. П-6. Оп. 1. Д. 72S. 1G. ГААО. Ф. П-6. Оп. 1. Д. S69.

11. Постановление ГКО M 1752сс от 14 мая 1942 г. «О мероприятиях по усилению вывоза нефтепродуктов из Баку на север» // Сталинградская область в постановлениях Государственного Комитета Обороны (1941-1942): документы и материалы. -Волгоград: Издатель, 2G1G. - С. 436-437.

12. СмирновН.Г. Речники на защите Отечества. Все для Победы! // Водный транспорт. Дон. - 2015. - 15 февраля. - N» 2 (12947).

- С. 7.

13. Гоманенко O.A. Волжская водная коммуникация в дни Сталинградского сражения // Вестник Калмыцкого университета.

- 2019. - M 1 (41). - С. 21-29.

14. Постановление Сталинградского ГКО M 263 от 23 апреля 1942 г. «Об охране судоходства по р. Волге от воздушного нападения противника на участке Камышин-Астрахань» // Сталинградский городской Комитет Обороны в годы Великой Отечественной войны: документы и материалы. - Волгоград: Издатель, 2GG7. - С. 326-328.

15. Постановление ГКО M 2115сс от 2S июля 1942 г. «О вооружении судов «Рейдтанкера» НКМФ и волжских судов НКРФ» // Сталинградская область в постановлениях Государственного Комитета Обороны (1941-1942): документы и материалы. -Волгоград: Издатель, 2G1G. - С. 536.

16. Постановление Сталинградского ГКО M 354 от G1 августа 1942 г. «По Постановлению ГКО M 2115сс от 2S июля 1942 г. "О вооружении судов «Рейдтанкера» НКМФ и волжских судов НКРФ"» // Сталинградский городской Комитет Обороны в годы Великой Отечественной войны: документы и материалы. - Волгоград: Издатель, 2GG7. - С. 4GG-401.

17. Постановление ГКО M 4271сс от G4 ноября 1942 г. «О частичном изменении плана строительства нефтеемкостей в 1942 г.» // Сталинградская область в постановлениях Государственного Комитета Обороны (1941-1942): документы и материалы.

- Волгоград: Издатель, 2G1G. - С. 563. 1S. ГААО. Ф. П-6. Оп. 1. Д. 1174.

19. КоршакA.A. Героические нефтепродуктопроводы // Нефтегазовое дело. Электронный научный журнал. - 2015. - M 2. - С. 52-71.

References and Sources

1. Astrahan'. Spravochnaya kniga. - Stalingrad: oblastnoe knigoizdatel'stvo, 1937. - 424 s.

2. Energiya Velikoj Pobedy / Abyshev S.V. (otv. red.), Bahtizin R.N., Bodrova E.V., Budrejko E.N. i dr. - M.: Ekspertus, 2015. - 500 s.

3. Stalingradskaya oblast' v postanovleniyah Gosudarstvennogo Komiteta Oborony (1941-1942): dokumenty i materialy. - Volgograd: Izdatel', 2010. -680 s.

4. Rasporyazhenie GKO N° 64ss ot GS iyulya 1941 g. «O plane stroitel'stva nefteemkostej» // Stalingradskaya oblast' v postanovleniyah Gosudarstvennogo Komiteta Oborony (1941-1942): dokumenty i materialy. - Volgograd: Izdatel', 2010. - S. 48-50.

5. Postanovlenie GKO N^ 1737 ot 12 maya 1942 g. «O stroitel'stve nefteemkostej» // Stalingradskaya oblast' v postanovleniyah Gosudarstvennogo Komiteta Oborony (1941-1942): dokumenty i materialy. - Volgograd: Izdatel', 2010. - S. 430-431.

6. Postanovlenie GKO N^ 1661s ot 26 aprelya 1942 g. «O vyvoze nefteproduktov iz Baku i Groznogo v 1942 g.» // Stalingradskaya oblast' v postanovleniyah Gosudarstvennogo Komiteta Oborony (1941-1942): dokumenty i materialy. - Volgograd: Izdatel', 2010. - S. 395-398.

7. Postanovlenie Astrahanskogo GKO N^ 23 ot GS noyabrya 1941 g. «O perevozkah aviabenzina» // Gosudarstvennyj arhiv Astrahanskoj oblasti (GAAO). F. P-10. Op. 1. D. 1. L. 29-29 ob.

8. GAAO F. P-6. Op. 1. D. 727.

9. GAAO. F. P-6. Op. 1. D. 728.

10. GAAO. F. P-6. Op. 1. D. 869.

11. Postanovlenie GKO N^ 1752ss ot 14 maya 1942 g. «O meropriyatiyah po usileniyu vyvoza nefteproduktov iz Baku na sever» // Stalingradskaya oblast' v postanovleniyah Gosudarstvennogo Komiteta Oborony (1941-1942): dokumenty i materialy. - Volgograd: Izdatel', 2010. - S. 436-437.

12. Smirnov N.G. Rechniki na zashchite Otechestva. Vse dlya Pobedy! // Vodnyj transport. Don. - 2015. - 15 fevralya. - № 2 (12947). - S. 7.

13. Gomanenko O.A. Volzhskaya vodnaya kommunikaciya v dni Stalingradskogo srazheniya // Vestnik Kalmyckogo universiteta. - 2019. - N^ 1 (41).

- S. 21-29.

14. Postanovlenie Stalingradskogo GKO N^ 263 ot 23 aprelya 1942 g. «Ob ohrane sudohodstva po r. Volge ot vozdushnogo napadeniya protivnika na uchastke Kamyshin-Astrahan'» // Stalingradskij gorodskoj Komitet Oborony v gody Velikoj Otechestvennoj vojny: dokumenty i materialy. - Volgograd: Izdatel', 2007. - S. 326-328.

15. Postanovlenie GKO N^ 2115ss ot 2S iyulya 1942 g. «O vooruzhenii sudov «Rejdtankera» NKMF i volzhskih sudov NKRF» // Stalingradskaya oblast' v postanovleniyah Gosudarstvennogo Komiteta Oborony (1941-1942): dokumenty i materialy. - Volgograd: Izdatel', 2010. - S. 536.

16. Postanovlenie Stalingradskogo GKO N^ 354 ot О1 avgusta 1942 g. «Po Postanovleniyu GKO N^ 2115ss ot 2S iyulya 1942 g. "O vooruzhenii sudov «Rejdtankera» NKMF i volzhskih sudov NKRF"» // Stalingradskij gorodskoj Komitet Oborony v gody Velikoj Otechestvennoj vojny: dokumenty i materialy. - Volgograd: Izdatel', 2007. - S. 400-401.

17. Postanovlenie GKO N^ 4271ss ot G4 noyabrya 1942 g. «O chastichnom izmenenii plana stroitel'stva nefteemkostej v 1942 g.» // Stalingradskaya oblast' v postanovleniyah Gosudarstvennogo Komiteta Oborony (1941-1942): dokumenty i materialy. - Volgograd: Izdatel', 2010. - S. 563.

18. GAAO. F. P-6. Op. 1. D. 1174.

19. Korshak A.A. Geroicheskie nefteproduktoprovody // Neftegazovoe delo. Elektronnyj nauchnyj zhurnal. - 2015. - N^ 2. - S. 52-71.

ВИНОГРАДОВ СЕРГЕЙ ВАДИМОВИЧ - доктор исторических наук, профессор, руководитель Центра изучения истории Нижнего Поволжья советского периода Астраханского государственного университета (vinogradov-7@yandex.ru).

ЕЩЕНКО ЮЛИЯ ГЕННАДЬЕВНА - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центра изучения истории Нижнего Поволжья советского периода Астраханского государственного университета (pushistik_yuliya@mail.ru). VINOGRADOV, SERGEY V. - Doctor of History, Professor, Head of the Center for the Study of the History of the Lower Volga Region of the Soviet Period, Astrakhan State University (vinogradov-7@yandex.ru).

ESHCHENKO, YULIYA G. - Ph.D. in History, senior researcher, Center of the Center for the Study of the History of the Lower Volga Region of the Soviet Period, Astrakhan State University (pushistik_yuliya@mail.ru).

УДК 94(47).084.8:338.439.222(470.45)«1941/45» DOI: 10.24412/2308-264X-2020-6-96-101

ЖЕВАЛОВ С.А.

ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ ВКЛАД СТАЛИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ В ВЕЛИКУЮ ПОБЕДУ (1941-1945 гг.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: Советский Союз, Великая Отечественная война 1941-1945 гг., Сталинградская область, советская колхозно-совхозная деревня, заготовки зерна, поставки сельскохозяйственной продукции.

Статья посвящена изучению поставок продуктов сельскохозяйственного производства Сталинградской областью в период Великой Отечественной войны. Материалы, содержащиеся в фондах Российского государственного архива экономики (РГАЭ), которые впервые вводятся в научный оборот, легли в основу настоящей статьи. На основе документальных архивных сведений определяется общее количество сельхозпродуктов, поставленных Сталинградской областью государству в 19411945 гг. Автор показывает динамику заготовок продуктов питания. Актуальность статьи обусловлена постоянно возрождающимися обсуждениями о значимости вклада в Великую Победу отечественных поставок сельхозпродуктов. Автор приходит к выводу, что колхозно-совхозная система хозяйствования сумела обеспечить Красную Армию и Советский народ необходимым количеством хлеба, картофеля, овощей, мяса, молока, яиц и др.

ZHEVALOV, S.A.

FOOD CONTRIBUTION OF THE STALINGRAD REGION TO THE GREAT VICTORY (1941-1945)

Key word: The Soviet Union, the Great Patriotic War of 1941-1945, the Stalingrad region, the Soviet collective-farm village, grain harvesting, agricultural products supplies.

The article is devoted to the study of the supply of agricultural products in the Stalingrad region during the Great Patriotic War. The materials contained in the collections of the Russian State Archive of Economics, which are being introduced into scientific circulation for the first time, form the basis of this article. On the basis of documentary archival data, it determinates the total number of agricultural products of the Stalingrad region delivered to the state in 1941-1945. The author shows the dynamics of procurement of these food products. The relevance of this article is due to the constantly reviving discussions about the significance of the contribution to the Great Victory of domestic agricultural supplies. The author comes to the conclusion that the collective-state farm system in rural areas managed to provide the Red Army and the Soviet people with the necessary amount of bread, potatoes, vegetables, meat, milk, eggs, etc.

Исследование советского опыта сельскохозяйственных поставок продовольствия во время Великой Отечественной войны имеет огромное научное и практическое значение. В рассматриваемый период в СССР были найдены и реализованы в практической хозяйственной деятельности методы мобилизации внутренних резервов Советского государства, наиболее адекватные чрезвычайным условиям военной эпохи.

Историография данной проблемы берет начало непосредственно во время войны. Уже тогда увидели свет работы, опубликованные как учеными, так и партийными и советскими деятелями, в которых авторы на конкретном материале акцентировали внимание на необходимости обеспечения фронта и тыла, показывали возможности расширения сельскохозяйственного производства Союза ССР в военные годы. Практически сразу после окончания войны, в 1947 году появилась обобщающая книга Н. А. Вознесенского «Военная экономика СССР в период Отечественной войны» [1]. В этой фундаментальной работе была раскрыта экономическая жизнь Советского государства во всей целостности и многогранности, в том числе рассматривалась проблема решения продовольственной проблемы.

Активная разработка проблемы в последующем привела к появлению целого ряда работ, в том числе обобщающего плана. В частности, в 1960-1965 гг. коллективом научных сотрудников была подготовлена и опубликована «История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-1945» [2]. В этом 6-томном исследовании, наряду с боевыми операциями, достаточно подробно освещалась и экономическая жизнь страны, в том числе трудовой вклад в Великую Победу колхозно-совхозной деревни. Значительным событием для своего времени стал выход в 1963 году в свет монографии Ю.В. Арутюняна «Советское крестьянство в годы Великой Отечественной войны» [3]. В этой глубокой работе автор создал целостную картину жизни

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.