Научная статья на тему 'Ассоциация стран Юго-Восточной Азии -Европейское экономическое сообщество: начало диалога (1971 - 1984)'

Ассоциация стран Юго-Восточной Азии -Европейское экономическое сообщество: начало диалога (1971 - 1984) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
163
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АССОЦИАЦИЯ СТРАН ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ / ЕВРОПЕЙСКОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Миракян Эрик Грачевич

Для современного мира наиболее характерной чертой является глобализация, основной составляющей которой является процесс интеграции. Можно констатировать, что в настоящее время центры экономической и политической интеграции располагаются в Европе и в Азии. Параллельно постоянным региональным интеграционным процессам в рамках Азиатско-Тихоокеанскоего Региона (АТР), Европы, Америки, в последнее время набирает обороты неожиданный, но вполне закономерный процесс диалог между двумя наиболее влиятельными региональными образованиями: Ассоциация Стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и Европейским Союзом (ЕС

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ассоциация стран Юго-Восточной Азии -Европейское экономическое сообщество: начало диалога (1971 - 1984)»

Э.Г.Миракян (МосГУ) АССОЦИАЦИЯ СТРАН ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ —ЕВРОПЕЙСКОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО: НАЧАЛО ДИАЛОГА (1971 — 1984)

Для современного мира наиболее характерной чертой является глобализация, основной составляющей которой является процесс интеграции. Можно констатировать, что в настоящее время центры экономической и политической интеграции располагаются в Европе и в Азии.

Параллельно постоянным региональным интеграционным процессам в рамках Азиатско-Тихоокеанскоего Региона (АТР), Европы, Америки, в последнее время набирает обороты неожиданный, но вполне закономерный процесс — диалог между двумя наиболее влиятельными региональными образованиями: Ассоциация Стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и Европейским Союзом (ЕС). Европейская интеграция.

В Европе интеграционные процессы берут свое начало с поствоенного периода, когда, согласно плану Маршалла, страны западной Европы получили значительную материальную помощь от США для восстановления нормальной жизнедеятельности государств.

В 1949 г. был создан Совет Европы — организация, существующая до сих пор (её членом является и Россия). Совет Европы, однако, был (и остаётся) почти аналогом регионального эквивалента Организации Объединенных Наций, сосредоточившим свою деятельность на проблемах обеспечения прав человека в европейских странах. Как известно, в 1951 г. ФРГ, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Франция, Италия создали Европейское объединение угля и стали (ECSC — European Coal and Steel Community), целью которого, стало, объединение европейских ресурсов по производству угля и стали, которое, по мысли его создателей, должно было предотвратить очередную войну в Европе. Великобритания отказалась участвовать в этой организации по соображениям национального суверенитета.

Для дальнейшего углубления экономической интеграции выше упомянутые шесть государств в 1957 г. учредили Европейское Экономическое Сообщество (ЕЭС). В договоре ЕЭС была указана основная цель: создание таможенного союза, в рамках которого, предусматривалось свободное передвижение товаров в пределах государств — членов, отмена квот и ограничений в межгосударственной торговле, свободное движение рабочей силы, капиталов и услуг. Параллельно было учреждено Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом), который был призван способствовать объединению мирных ядерных ресурсов этих государств.

Договор о ЕЭС предполагал оформление конкретных направлений политики касательно сельского хозяйства, социальной и законодательской сфере, во внешней торговле.

Таким образом, процесс развития и превращения вышеупомянутых европейских сообществ в современный Европейский Союз происходил путём одновременной структурной эволюции и институциональной трансформации в более сплочённый блок государств с передачей всё большего числа функций управления на наднациональный уровень, с одной стороны, и увеличения числа участников европейских сообществ (и позднее Европейского Союза) с 6 до 27 государств на сегодняшний день. Интеграционные процессы в Азиатско-Тихоокенском Регионе.

Первым интеграционным объединением в регионе стала Ассоциация стран Юго-восточной Азии (АСА). В ее состав первоначально входили Филиппины, Малайзия и Таиланд. Какого-либо серьезного развития идея АСА так и не получила, пока ситуация в регионе не изменилась кардинально. Перемены были связаны как с началом Второй

индокитайской войны, так и со сменой политического режима в Индонезии, где пришедшие к власти в стране на волне антикоммунистической компании армейские генералы стали заявлять о себе как об анти коммунистической силе регионального масштаба.

Таким образом, появление в регионе антикоммнуистического течения создало политическую основу для новой попытки создания регионального объединения на общей антикоммунистической платформе.

Нельзя забывать и о том, что именно в тот период начинают звучать революционные призывы из Пекина, что привело к особой актуальности общей для Таиланда, Индонезии, Малайзии, Филиппин и Сингапура актуальность антикоммунистической внутренней и внешней политики.

Вышеупомянутые факторы привели к созданию в 1967 г. Ассоциации Стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Декларация АСЕАН была подписана 9 августа 1967 г. в Бангкоке министрами иностранных дел пяти государств: Индонезии, Малайзии, Сингапур, Таиланда и Филиппин. Перед ассоциацией ставились следующие цели:

1. ускорение темпов экономического роста, социальное и культурное развитие региона.

2. поддержание мира в регионе, путем сотрудничества между государствами, основанного на идеях справедливости и взаимоуважения.

Важно еще раз отметить, что первоначально АСЕАН задумывалась как чисто экономическая структура, однако время показало, что многие действия ассоциации имели политическую подоплеку.

На тот момент основоположники организации выразили надежду на дальнейшее ее расширение в рамках всего региона. В 1984 г. в ассоциацию вошел Бруней, в 1995 г. присоединился Вьетнам, в 1997 г. в состав вошли Лаос и Мьянма, а в 1999 г. Камбоджа.

В настоящее время в состав организации входят десять государств региона, численность населения которых составляет 8% от населения всего земного шара.

Фундаментальными принципами Ассоциации Стран Юго — Восточной Азии являются:

• Уважение прав государств на независимость, суверенитет, равенство,

территориальную целостность. Национальное самоопределение.

Невмешательство во внутреннюю политику государств — членов. Урегулирование разногласий только мирным путем. Отстранение от угроз применения силы. Эффективное сотрудничество между странами Ассоциации.

Процесс сближения двух региональных группировок вызывает интерес тем, что еще несколько лет назад он казался невозможным. Никогда еще Запад и Восток так тесно не взаимодействовали на политическом, экономическом, социальном уровнях. Диалог, который был продиктован условиями растущей глобализации, затрагивает практически все сферы жизнедеятельности общества.

В этом процессе участвуют, с одной стороны «старушка» Европа со своими вековыми традициями, политическими и экономическими устоями и стереотипами материализовавшаяся в лице ЕС, а с другой — динамично развивающийся Восток, в лице АСЕАН объединившем практически весь ЮВА и СВА.1

Автор задается целью проследить весь процесс сближения, казалось бы, совершенно разных интеграционных образований и по возможности выявить основные элементы уникальности этого явления.

1 Северо — Восточная Азия

Первым шагом на пути установления диалога между Востоком и Западом были:

- создание смешанной рабочей группы АСЕАН — ЕЭС для изучения путей сотрудничества в 1975 г.

- первая встреча на уровне министров в ноябре 1978 г.

- в 1980 г. состоялось подписание договора о сотрудничестве, таким образом, ЕЭС стал первым формальным партнером АСЕАН на международной арене.

- в 1994 г. состоялась встреча на уровне министров иностранных дел, на которой было принято решение, обозначавшее новый этап в развитии диалога ЕС- АСЕАН.

Началом же полноценного сотрудничество стал первый форум АСЕАН — ЕС, по кооперированию в сфере политики, экономики и культуры. Форум получил название Asia — Europe Meeting (ASEM). Постоянными участниками форума стали 15 стран

- членов ЕС, семь государств-членов АСЕАН, а также Китай, Южная Корея и Япония.

Причинами к проведению первого саммита ASEM являлись:

1. Временная нестабильность в мире, вызванная разрушением биполярной системы МО и переходом к многополярности, что создало ситуацию неопределенности.

2. Демилитаризация.

3. Необходимость диалога между двумя влиятельными структурами.

4. Стратегия ЕС по проникновению на азиатский рынок.

5. Для стран АСЕАН был необходим доступ на европейский рынок.

6. Необходимость в координировании усилий по созданию контрбаланса.

7. Новый мировой экономический порядок.

Однако, предмет настоящей статьи — анализ начального этапа установления диалога между АСЕАН и ЕС.

Контакты между странами АСЕАН и предшественницей ЕС — Европейским Экономическим Сообществом (ЕЭС) осуществлялись в рамках, так называемого, «диалога АСЕАН — ЕЭС». Важно отметить, что на различных этапах переговоров формы «диалога» изменялись в зависимости от поставленных задач.

Страны Западной Европы, в том числе и бывшие метрополии, после краха колониальной системы перестали играть значимую роль во внутренней жизни стран — членов АСЕАН. В ЮВА их политическое влияние было подорвано либо национально-освободительными движениями, либо ведущими экономическими державами АТР — США и Японией, которые рассматривались странами АСЕАН в качестве главных партнеров, а Япония, кроме того, и как пример для подражания.

Однако ставка АСЕАН на эти страны в известной мере себя не оправдала, с одной стороны из-за недостаточного интереса США к развитию экономического сотрудничества с регионом и, с другой — из-за стремления Японии извлечь из отношений со странами Ассоциации исключительно односторонние выгоды. Таким образом, руководители АСЕАН обратились к Европейскому Экономическому Сообществу, и постепенно торгово-экономические связи между ними стали все более активными.

Период установления диалога между АСЕАН и ЕЭС пришелся на 1971 — 1984 годы, именно этот этап стал основополагающим в развитии сотрудничества между двумя региональными группировками.

В начальный период контакты между государствами ЮВА и странами ЕЭС не носили регулярного характера и осуществлялись эпизодически для обсуждения отдельных спорных вопросов.

Первоначально ЕЭС стремилось активизировать контакты с каждой страной ассоциации по отдельности. Однако под нажимом этих стран, а так же в виду борьбы развивающихся стран за новый экономический порядок, ЕЭС согласилось иметь дело с АСЕАН как организацией, рассматривало налаживание диалога, в качестве возможности расширения своего присутствия в Юго-Восточной Азии.

Контакты между отдельными представителями двух группировок имели место еще на самом раннем этапе существования АСЕАН, однако, поскольку ассоциация находилась в стадии становления, они не привели к каким-либо конкретным результатам.

Впервые представители ЕЭС и АСЕАН провели переговоры осенью 1971 г. в Перу. Итогом этих переговоров стала заметная активизация контактов между двумя региональными образованиями, таким образом, уже с 1972 г. высокопоставленные представители обеих группировок стали регулярно посещать страны Европы и ЮВА с рабочими визитами.

Стала проявляться заметная заинтересованность в упрочнении отношений и придании им постоянной основы, в этой связи странами АСЕАН в июне 1972 г. был учрежден специальный координирующий комитет, задачей которого стала выработка согласованной политики в отношении государств ЕЭС. В состав комитета вошли министры торговли пяти стран. Первым председателем этого комитета стал Сумитро — министр торговли Индонезии. Штаб-квартира координационного комитета располагалась в Бангкоке. Основной задачей функционирования комитета было налаживание поставок товаров, производимых в странах АСЕАН на рынки европейских стран.

16 июня 1972 г. в Брюсселе при штаб-квартире ЕЭС был создан, еще один, специальный комитет АСЕАН, в состав которого вошли послы пяти стран аккредитованных в Бельгии. В его функции входило поддержание постоянных контактов с комиссией ЕЭС.

В декабре 1973 г. группа специалистов из стран сообщества посетила Таиланд, Индонезию и Филиппины.

В апреле 1974 г. состоялась конференция. На тот момент постоянным представителем ЕЭС на встречах с руководителями ассоциации был избран один из трех заместителей председателя ЕЭС, заведующий отделом внешних сношений Кристофер Сауме.

24 — 25 сентября 1974г. в Джакарте состоялась третья неофициальная встреча между министрами стран АСЕАН и делегацией ЕЭС под руководством Кристофера Сауме. На встрече обсуждались возможности расширения сфер сотрудничества между АСЕАН и ЕЭС. Стороны обменялись мнениями касательно взаимовыгодности политики ЕЭС направленной на расширение возможностей торговли со странами, не являющимися членами сообщества, проекты региональной интеграции. Были затронуты вопросы состояния мировой экономики, развития АСЕАН, проведены многосторонние переговоры о развитии торговых отношений, а также была выдвинута Общая Система Предпочтений. 2

Подчеркивая нестабильность мировой экономической системы, стороны сошлись во мнении, что в этой системе должны оперировать не только развитые страны, но и развивающиеся, учитывая растущую независимость их экономик. Было акцентировано внимание на том вкладе, который должны были внести в развитие международной торговли, а также международных экономических отношений, Общая Система Предпочтений и многосторонние переговоры о развитии торговых отношений. Особенно акцентировалось внимание на важности внедрения Общей Системы Предпочтений развитыми странами.

На встрече было достигнуто принципиальное соглашение о создании совместной рабочей группы для дальнейшего развития отношений между АСЕАН и Европейским Экономическим Сообществом.

: Generalized System of Preferences (GSP).

Организационные формы отношений между сторонами получали дальнейшее развитие по мере нарастания круга затрагиваемых вопросов. В 1975 г. была создана совместная рабочая группа.

Совместная рабочая группа3 должна была стать своего рода механизмом, благодаря которому стороны можно было бы исследовать те сферы совместной деятельности, в которых существовала необходимость расширения и активизации сотрудничества, а так же активизация диверсификации.

Полученные результаты могли бы стать полезными для дальнейшего развития стран АСЕАН и послужить поводом для размышлений о ситуации в ЕЭС.

В июле 1975 г., во время визита в страны ЮВА официальной европейской парламентской делегации, правительства стран — участниц АСЕАН обратились к руководству ЕЭС с просьбой о предоставлении членам Ассоциации преференциальных таможенных тарифов на более льготных условиях, чем действовавшие в соответствии с Генеральной таможенной тарифной системой (ГАТТ).

В просьбе содержалось пожелание установить таможенные тарифы максимально приближенные к особым тарифам, уже предоставленным 46 африканским странам, странам Карибского бассейна и Тихого океана.

В 1976 г. была запущена программа по обмену молодыми специалистами в сфере управления, призванная привлечь молодых профессионалов к изучению особенностей бизнеса и обмену опытом.

В 1977 г. состоялась Первая Промышленная Конференция, на которой обсуждались возможные области сотрудничества.

На отчетных заседаниях совместной рабочей группы, проводимых поочередно в Брюсселе и столицах азиатских государств, разрабатывались планы подготовки и проведения акций, призванных помочь процессу развития кооперирования между представителями бизнес кругов стран АСЕАН и ЕЭС. В рамках этой программы состоялся ряд семинаров по передаче технологий: в 1977 г. в Сингапуре, в 1978 г. в Куала-Лумпуре, в 1979 г. в Паттайи.

В июне 1977 г. Совет Министров Сообщества утвердил структуру ведения диалога со странами АСЕАН. Кроме вышеупомянутых встреч в рамках совместной рабочей группы, проводились регулярные заседания Комитета постоянных представителей стран — членов ЕЭС, а также представителей Комиссии с послами пяти стран АСЕАН, аккредитованных в Брюсселе.

В целом 1977 г. был богат на события, повлиявшие на укрепление и углубление сотрудничества между двумя региональными группировками.

В феврале 1977 г. состоялась специальная встреча министров иностранных дел стран — членов АСЕАН, на которой было заявлено о налаживании постоянного контакта с Советом Министров ЕЭС и комитетом парламентских представителей, благодаря этим контактам АСЕАН получила возможность сделать заявления против нарастающего протекционизма стран ЕЭС.

Одной из важнейших вех в диалоге между двумя организациями явилась, проведенная в Брюсселе в апреле 1977г. встреча высокопоставленных представителей АСЕАН и ЕЭС. На встрече бывшего вице-канцлера Германии и министра иностранных дел Ганса-Дитриха Геншера с бывшим министром иностранных дел Таиланда, который являлся председателем Постоянного Совета АСЕАН Упадитом Панчариянгкуном было принято решение о том, что регулярные встречи АСЕАН и ЕЭС должны были проводиться на министерском уровне. Эта встреча положила начало процессу, основными элементами которого были регулярно проводимые совещания между представителями

3 Joint Study Group (JSG)

сторон. АСЕАН на встрече представляли министры, крупные промышленники, бизнесмены, банкиры, руководители государственных и полу государственных компаний.

От ЕЭС участвовали представители крупного бизнеса, банкиры, а так же официальные лица аппарата ЕЭС.

Встреча в Брюсселе примечательна тем, что в сложившейся обстановке, пять стран — членов АСЕАН впервые вступили единым фронтом, требуя от ЕЭС отказа от протекционистской политики.

Тогдашний министр иностранных дел Сингапура С. Раджаратнам на пресс-конференции прямо указал на то, что АСЕАН стремиться развить торговлю с ЕЭС с целью уменьшения зависимости от Японии.

Не менее важным событием в развитии связей вежду ЕЭС и АСЕАН была, состоявшаяся 21 ноября 1978 г. новая встреча АСЕАН — ЕЭС в Брюсселе. Уникальность этой встречи заключалась в том, что впервые она проводилась на уровне министров иностранных дел. Министры иностранных дел стран АСЕАН и их европейские коллеги обменялись мнениями касательно насущных региональных и международных вопросов. Они еще раз подчеркнули свой призыв к поддержанию мира, международному сотрудничеству и взаимопониманию, развитию мировой экономики и социальному равенству. 4

Министры иностранных дел стран — членов ЕЭС положительно отозвались о благоприятном пути развития АСЕАН как региональной организации действующей в интересах поднятия экономики, социального и культурного развития. Они выразили свое восприятие АСЕАН в качестве фактора стабильности и сбалансированности необходимой для поддержания мира в регионе Юго-Восточной Азии.

Министры иностранных дел стран АСЕАН и ЕЭС подчеркнули ту важность, которую они придают исполнению обязательств и развитию двусторонних отношений, подтвердили свое обще желание к расширению сотрудничества, основанного на принципах равноправного партнерства, взаимоуважения и двусторонней выгоды. Так же было высказано общее мнение о том, что данное сотрудничество должно действовать во благо населения, продвигая ценности социальной справедливости и прав человека.

Министрами было внесено предложение по принятию мер для сближения и налаживания взаимопонимания между населениями двух региональных образований. ЕЭС выразило желание участвовать в программах развития АСЕАН, а также в деятельности связанной с развитием регионального сотрудничества.

На встрече был принят ряд решений связанных с совместной деятельностью в международных отношениях:

- представители АСЕАН и ЕЭС вновь подтвердили свою решительную поддержку международной деятельности направленной на установление нового экономического порядка.

- была подчеркнута необходимость согласованного поиска решений основных, на тот момент, международных проблем, а также была достигнута договоренность о конструктивном сотрудничестве на предстоящей международной встрече в Маниле, которая должна была состояться в мае 1979 г.

- стороны согласились в необходимости скорейшего применения на практике договоренностей, достигнутых по результатам Конференции по Международному Экономическому Сотрудничеству, состоявшейся в мае 1977г., особенно в части политики товарооборота. Так же министры договорились о более тесном сотрудничестве по созданию условий для заключения индивидуальных соглашений о товарообороте.

4 Joint Declaration The ASEAN-EC Ministerial Meeting. Brussels, 21 November 1978

- АСЕАН и ЕЭС договорились о необходимости поддержания условий для свободной торговли в целях восстановления мировой экономики с помощью расширений торговых отношений.

- ЕЭС выразило свою осведомленность о специфических нуждах развивающихся стран, в частности членов АСЕАН и вновь подтвердило готовность в оказании помощи в поиске решений, которые могли бы удовлетворить все потребности.

Кроме того, на встрече были достигнуты соглашения о сотрудничестве в сферах:

- обмена опытом и информацией

- научного сотрудничества

- сотрудничества в области культуры.

Существенным событием на пути укрепления диалога стала, проведенная под эгидой КЕС5 — Вторая Промышленная Конференция, состоявшаяся в 27 — 28 февраля 1979 г. Местом для проведения конференции была выбрана Джакарта, участниками конференции стали 776 представителей АСЕАН и ЕЭС.

Организаторами конференции так же выступили четыре крупнейшие банковские группировки Западной Европы — «АБЕКОР», «ЭДИК», «Юропортперз» и «Интер альфа», которые объединяли 27 ведущих западноевропейских банков. В рамках конференции состоялось более 300 деловых встреч между ведущими, на тот момент, бизнесменами. По признанию вице-президента КЕС Хаферкампа, на конференции «был представлена самая авторитетная делегация КЕС из всех принимавших участие когда-либо в подобных дискуссиях» [Joint Press Release The Second ASEAN-EC Conference on Industrial Cooperation Jakarta, 26-28 February 1979].

На повестке дня конференции было пристальное рассмотрение следующих восьми отраслей промышленности:

1. химическая промышленность

2. электрическая и электронная отрасли промышленности

3. промышленная переработка сельскохозяйственной продукции

4.станкостроение и металлообработка

5. деревообрабатывающая промышленность

6. точное приборостроение

7. производство средств связи и транспорта

8. экспорт урожая.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Многообещающие результаты конференции убедили правительства АСЕАН и представителей КЕС в необходимости скорейшего претворения в жизнь принятых решений.

Благодаря встрече выявилась необходимость тесного сотрудничества частных секторов промышленности обеих экономических группировок.

В августе 1979 г. секретариат ЕЭС в Брюсселе установил прямую связь с секретариатом АСЕАН. В том же году в Бангкоке было учреждено постоянное представительство ЕЭС.

С 1979 года были установлены межпарламентские контакты. Тогда же в Страсбурге, а затем в апреле 1981 г. в Джакарте состоялись встречи делегаций европейского парламента и межпарламентской организации АСЕАН. По окончании второй встречи, было вынесено решение относительно ежегодных встреч парламентариев обеих сторон.

8 марта 1980 г. в Куала-Лумпуре состоялась вторая встреча на уровне министров иностранных. Особый интерес эта встреча вызывает своей политизированностью, вызванной сложившейся к этому периоду международной обстановкой. Основные дискуссии между министрами иностранных дел АСЕАН и ЕЭС касались обмена мнениями

5 Комиссии Европейских Сообществ

о развитии международных отношений, и накопившихся региональных проблем со времени предыдущей встречи 1978г.

Проанализировав сложившуюся международную обстановку, министры иностранных дел АСЕАН и ЕЭС выразили свои опасения по поводу возникновения новых источников угрозы поддержания мира, в то время как с трудом удалось преодолеть предыдущие. Они отметили, что основные источники напряженности и нестабильности располагаются на территории стран «Третьего Мира», где для развития экономики просто необходима атмосфера мирного международного сотрудничества.

Министры иностранных дел обеих региональных группировок высказали свое беспокойство касательно вооруженной иностранной интервенции на территории двух независимых азиатских государств. Речь шла о продолжающейся интервенции Вьетнама в Кампучии6 и введения вооруженных сил Советского Союза в Афганистан.

Такое использование силы расценивалось членами интеграционных образований, как акт насилия, противоречащий нормам международного права, следовательно, угроза мирному сосуществованию государств и безопасности7.

На встрече неоднократно звучали призывы к Мировому Сообществу вмешаться в сложившуюся ситуацию, изучить все возможные пути выхода, а так же оказания гуманитарной помощи населению.

Однако, встреча имела не менее важное значение, с точки зрения углубления сотрудничества, так 7 марта 1980г. было подписано соглашения о сотрудничестве между организациями в коммерческом, техническом и экономическом направлениях. Для содействия проведению различных мероприятий в рамках соглашения был создан совместный орган — Смешанный Комитет по Сотрудничеству8.

28 — 29 ноября 1980 г. в Маниле состоялась первая сессия Смешанного Комитета по Сотрудничеству, на которой страны АСЕАН представлялись министрами иностранных дел, а со стороны ЕЭС присутствовали заместитель председателя КЕС, а так же генеральный директор по внешним связям.

В сфере коммерческого сотрудничества комитет утвердил новую программу торгового сотрудничества АСЕАН, направленную на региональное развитие. Смешанный комитет отметил просьбу АСЕАН об усовершенствовании новой схемы Общей Системы Предпочтений ЕЭС и пересмотрел условия развития торговли текстилем и других товаров находящихся в сфере интересов АСЕАН.

Комитет еще раз подтвердил свою поддержку внедрения совместной программы касательно товарооборота между региональными образованиями.

В области экономического сотрудничества, комитет адоптировал план совместных действий с последующим созданием Бизнес Совета АСЕАН — ЕЭС.9 Сотрудничество в этой области планировалось расширить благодаря организации конференций представителей различных отраслей промышленности, так де предусматривалась поезда европейских специалистов в области горнодобывающей промышленности по странам АСЕАН в январе 1981 г.

Была утверждена программа сотрудничества в области науки, энергетики и технологий.

Очень важным было решение комитета по вопросу проведения семинара, который бы позволил странам АСЕАН изучить пути доступа на европейский рынок капиталов.

6 Кампучия — назв. государства Камбоджа в период 1976 — 1989 гг.

7 Joint Statement on Political Issues The Foreign Ministers of ASEAN Member States and Member States of the European Community Kuala Lumpur, 8 March 1980

8 Joint Cooperation Committee (JCC)

9 ASEAN-EEC Business Council

19 — 20 октября 1981 г. в Брюсселе была проведена вторая сессия смешенного комитета по сотрудничеству, с участием министров иностранных дел стран — членов АСЕАН. Министры встретились с председателем КЕС и его заместителем. По результатам сессии было подписано соглашение по учреждению комитета под названием «АСЕАН — Брюссель», в состав которого вошли послы пяти стран, аккредитованные при ЕЭС и эксперты КЕС. Комитет собирался ежемесячно для обсуждения вопросов сотрудничества между АСЕАН и ЕЭС. Работа осуществлялась в соответствии с решениями смешанного комитета по сотрудничеству.

В 1982 г. состоялся ряд очередных встреч представителей обоих интеграционных образований.

В июне министры иностранных дел АСЕАН провели переговоры с делегацией ЕЭС во главе с председателем совета министров ЕЭС Л. Тиндамансом. Такие встречи стали ежегодными в контексте встреч министров иностранных дел стран АСЕАН.

В конце 1982 г. состоялись три раунда переговоров по текстилю.

25 марта 1983 г. в Бангкоке имела место очередная встреча министров иностранных дел государств — членов АСЕАН и ЕЭС.

Стороны в очередной раз обменялись мнениями по широкому кругу вопросов, связанных с нестабильной экономической ситуацией, угроз миру, совместных усилий по решению поставленных перед региональными образованиями задач.

Обсуждая международную обстановку, стороны в очередной раз выразили свое недовольство политикой Вьетнама по отношению к Кампучии и Советского Союза в отношении Афганистане.

Эти конфликты рассматривались представителями Сообщества и АСЕАН как посягательство на суверенитет независимых государств, нарушение международного права, основополагающих принципов ООН, прав человека и права на самоопределение.

Серьезную озабоченность вызывала проблема беженцев, так как их основная масса нашла пристанище на территории стран — членов АСЕАН.

Министры сообщества положительно отметили усилия стран АСЕАН, которые столкнулись с большим притоком беженцев, по оказанию гуманитарной помощи и временному размещению переселенцев.

В свою очередь представители АСЕАН выразили свою благодарность странам Сообщества за оказание неоценимой двусторонней помощи беженцам, наряду с участием в гуманитарных программах ООН.

Встреча министров иностранных дел ЕЭС и АСЕАН не обошла стороной и серьезную ситуацию, связанную с установлением мира в зоне ближневосточного конфликта.

Министры были довольны положительной динамикой развития сотрудничества между парламентариями стран АСЕАН и ЕЭС. Была отмечена необходимость в дальнейшем расширении культурных связей между населением обеих группировок.

Что касается обмена мнениями и принятия решений в экономической сфере, министры выразили мнение, что существовавшие трудности еще раз подтверждали независимость экономик стран Сообщества. Стороны подтвердили стремление к совместному поиску взаимовыгодных решений. Они так же сошлись во мнении, что только расширение сотрудничества может привести к оздоровлению мировой экономической системы.

- АСЕАН и Сообщество акцентировали внимание на необходимости дальнейшего поддержания благоприятных условий для международной торговли.

- министры положительно отозвались о тесном сотрудничестве, которое привело к большому прогрессу в сфере товарооборота. Они так же высказались за необходи-

мость приравнивания стоимости и установления стабильных цен на товары потребления на мировом рынке.

- для достижения поставленных целей и обеспечения эффективности своих усилий были подписаны международные договора о торговле натуральным каучуком, оловом и кофе. Министры сошлись во мнение о необходимости стабилизации цен на сахар.

- министры подчеркнули важность создание Общего Фонда, который стал бы основным инструментом в объединенной программе обмена товарами.

- были заключены дополнительные соглашения о сотрудничестве в науке, развития технологий, страхования, обмена опытом. Эти действия придали новый импульс отношениям между АСЕАН и ЕЭС.

В заключение встречи министры выразили удовлетворение деятельностью АСЕАН и ЕЭС как рычагов развития международного сотрудничества и поддержания мира в своих регионах.

В феврале — марте 1983 г. в Куала-Лумпуре состоялась промышленная конференция, посвященная сотрудничеству в области станкостроительной и инструментальной промышленности и промышленности по производству сельскохозяйственных машин. В конференции приняли участие более 130 крупных представителей европейского бизнеса.

В декабре 1983 г. состоялась встреча деловых кругов обеих группировок, с участием представителей торговых палат, в том числе 150 делегатов из стран ЕЭС. Результатом встречи явилось создание экономического комитета АСЕАН — ЕЭС. По мнению его создателей, этот форум должен был позволить бизнесменам двух регионов осуществлять более частые и регулярные контакты по вопросам о размещении инвестиций и торговым отношениям. Созданный комитет стал единственной в мире организацией, объединяющей две могущественные региональные группировки.

Первыми шагами в работе комитета стали три семинара по вопросам об инвестиционных возможностях, которые прошли в Париже, Лондоне и Бонне с 26 марта по 3 апреля 1984 г.

15 — 16 октября 1984 г. в Дублине состоялась 5 — юбилейная встреча министров иностранных дел стран — членов АСЕАН и ЕЭС.

Эта встреча прошла под знаком подведения итогов за прошедшие пять лет сотрудничества, которое по признанию сторон продвигалось лишь в позитивном ключе.

Обсуждалась международная обстановка, вновь звучали протесты против введения советских войск в Афганистан, ситуация в Кампучии, проблема вынужденных переселенцев.

Выявилась новая сфера сотрудничества, а именно координация усилий по борьбе с наркоманией и наркотрафиком.

На встрече в Дублине представители Ассоциации вновь заявили о заинтересованности в дальнейшем расширении связей с ЕЭС в качестве противовеса влиянию Японии и США.

Представители Европейского Сообщества высоко оценили применение Общей системы преференций, и заверили, что во второй фазе, начиная с 1986 по 1990 гг. будут учтены интересы и потребности стран АСЕАН, необходимые для увеличения их экономической прибыли.

С этого времени участились встречи и семинары, которые организовывались ЕЭС для представителей бизнеса, руководящих работников различных ведомств и министерств государств — членов АСЕАН, с целью их ознакомления с некоторыми аспектами политики ЕЭС, возможностями развития сотрудничества в выделенных областях.

В связи со вступлением в ЕЭС Греции, Испании и Португалии в 1982 году в Афинах был организован дополнительный семинар для бизнесменов из стран АСЕАН, с целью ознакомить их с товарами и финансовыми рынками этих государств.

Таким образом, в период с 1972 г. по 1984гг. диалог ЕЭС — АСЕАН вышел на качественно новый уровень. Был расширен диапазон вопросов затрагиваемых на встречах, а также повышен представительский уровень.

Экспорт стран АСЕАН в страны ЕЭс достиг в 1984 г. внушительной суммы — 9,5 млрд. долларов США, что отражало рост физического объема вывоза и его высокие темпы. Заметно возросла в экспорте доля продукции обрабатывающей промышленности, составив к середине 80-х годов свыше 46% всех товаров реализуемых в странах «Общего рынка».

В условиях обострения противоречий между США, Японией и ЕЭС в борьбе за рынки сбыта и источники сырья, «Общий рынок» стремился укрепить свои позиции в странах Ассоциации. Для ЕЭС — это был выход на Азию, своего рода азимут экономики и политики.

Что касается АСЕАН, то она рассматривала страны ЕЭС в качестве возможного источника крупных инвестиций и перспективного партнера по торгово-экономическому сотрудничеству, благодаря которому ассоциации удалось бы диверсифицировать свои внешнеэкономические связи и уравновесить, за счет «Общего рынка», доминирующие позиции США и Японии в этом регионе.

Кроме того, для АСЕАН сотрудничество с ЕЭС было недостающим звеном в налаживании трех векторов взаимоотношений, своеобразного «треугольника»: АСЕАН — Япония, АСЕАН — США и АСЕАН — ЕЭС (в последствии ЕС), который позволял странам — членам рассчитывать на гарантии защиты от растущей в тот период коммунистической угрозы в Юго-Восточной Азии, в частности Китая.

Литература

1. Жаров В.А. АСЕАН: политика и экономика. М., «Наука», 1982.

2. Журавлева Е.С., Малетин Н.П., Со Ми Э «СССР/РФ — АСЕАН (1967 — 2002гг.)». М., МГИМО(У), 2003.

3. Малетин Н.П. «АСЕАН: три десятилетия внешней политики (1967 — 1997гг.)». М., МГИМО(У), 1999.

4. Мосяков Д.В., Тюрин В.А. История Юго-Восточной Азии. М., Восточный Университет, 2004.

5. Letta G.M. ASEM's Future. Bologna, 2002.

Источники:

1. Joint Statement Informal Meeting of the ASEAN Minister and Vice President and Commissioner of the EC-Commission. Jakarta, 24-25 September 1974

2. Joint Communique Of The Eighth ASEAN Ministerial Meeting. Kuala Lumpur, 13-15 May 1975

3. ASEAN-EUROPEAN UNION DIALOGUE (general background)

4. Joint Declaration The ASEAN-EC Ministerial Meeting. Brussels, 21 November.

5. Joint Press Release The Second ASEAN-EC Conference on Industrial Cooperation. Jakarta, 26-28 February 1979

6. Joint Statement on Political Issues The Foreign Ministers of ASEAN Member States and Member States of the European Community. Kuala Lumpur, 8 March 1980.

7. Joint Declaration The Fourth ASEAN-EC Ministerial Meeting. Bangkok, 25 March 1983

8. Joint Declaration The Fifth ASEAN-EC Ministerial Meeting. Dublin, 15-16 October 1984

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.