Научная статья на тему 'Ассоциация этнографов и антропологов России'

Ассоциация этнографов и антропологов России Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
148
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ассоциация этнографов и антропологов России»

Е.С.Данилко

АССОЦИАЦИЯ ЭТНОГРАФОВ И АНТРОПОЛОГОВ РОССИИ

Данилко Елена Сергеевна - кандидат исторических наук, исполнительный директор Ассоциации этнографов и антропологов России.

Ассоциация этнографов и антропологов России как добровольное, научное общественное объединение была образована в 1990 г. на Всесоюзной конференции по итогам полевых этнографических и антропологических исследований в Алма-Ате. Инициатором создания Ассоциации выступил Институт этнологии и антропологии АН СССР; ее первым президентом стал член-корреспондент РАН С.А. Арутюнов. В ее деятельности могут участвовать как общественные объединения, так и частные лица, она открыта для всех совершеннолетних граждан России, иностранных ученых, преподавателей, сотрудников музеев, издательств, журналов, библиотек, студентов, то есть всех интересующихся наукой о человеке, прежде всего этнографией и антропологией, другими смежными дисциплинами.

Советской этнографической школе нередко приписываются излишний идеологический догматизм. Между тем труды известных этнографов того времени ~ С.П. Толстова, С.А. Токарева, H.H. Чебоксарова, Ю.В. Бромлея и многих других - отличали широчай-

шая эрудиция, оригинальность, свобода в выражении сути исследуемых явлений. Известная изолированность и некоторая «оторванность» советской этнографической школы от различных направлений мировой антропологии объясняется отнюдь не узостью кругозора исследователей, а теми объективными обстоятельствами, в которых существовала вся гуманитарная наука в СССР, загнанная в жесткие идеологические рамки.

Изменения в научном мире, ставшие закономерным результатом демократических преобразований в постперестроечной России, поставили новые задачи перед этнографическим сообществом, а также более четко обозначили потребность в координации усилий различных региональных центров. Созданная как раз в этот период Ассоциация видела свои цели в исследовании современных этнических процессов в России и за рубежом, в пропаганде достижений этнографической и антропологической науки. Она стремилась внести свой вклад в укрепление дружбы народов всего мира, взаимопонимание, сотрудничество народов России и других стран, в борьбу против расовой, национальной, религиозной нетерпимости, дискриминации и исключительности. Таким образом, создание Ассоциации было связано с началом нового этапа в развитии отечественной этнографической науки, который характеризуется, с одной стороны, расширением спектра научных исследований, а с другой - сближением предметной области исследований российских ученых с разработками западных социальных антропологов и этнологов.

Общие стратегические цели Ассоциации находят выражение в ее текущей деятельности. Сплочение исследователей может быть достигнуто на базе более тесного обмена информацией между ними, осуществляемого на конгрессах этнографов и антропологов России. Первый такой конгресс, на котором обсуждались преимущественно организационные вопросы, состоялся в Рязани в июне 1994 г. На нем был избран новый президент Ассоциации -член-корреспондент РАН Р. Г. Кузеев. Летом 1997 г. в Уфе на базе Центра этнологических исследований и Музея археологии и этнографии прошел Конгресс этнографов и антропологов России. Главной его темой стали проблемы взаимодействия и многообразия этнокультурных сообществ, этно-контактных зон и полиэтничных регионов. На Конгрессе обсуждались проблемы формирования и развития народов и культур, этноязыковых, этнокультурных и этнополитических ситуаций и процессов, в частности, в Волго-Уральском регионе; ставились вопросы развития науки, источниковедения и историографии, этнографического музееведения и другие; были представлены новейшие результаты в области физической антропологии, тендерных, этногенетических, этноправо-вых, этносоциологических, этноархео-логических и этнодемографических исследований.

Если в работе уфимского этнологического Конгресса приняли участие более 300 ученых, то на следующем III Конгрессе, проходившем в Москве в июне 1999 г., собралось уже 700 исследователей, работало свыше 40 секций и круглых столов. Президентом

Ассоциации в это время являлся доктор исторических наук, профессор М.Н. Губогло. В центре внимания ученых на этот раз были различия в теоретических и методологических подходах к исследованию этнокультурных сообществ, принятых в западной и отечественной науке. На этом Конгрессе значительно расширился круг обсуждаемых вопросов, касающиеся новых, ранее не разрабатывавшихся российскими этнографами направлений, таких, как этнопсихология, кампанология, этнология смеха, антропология религиозности, визуальная антропология и т.д.

IV Конгресс прошел в сентябре 2001 г. в столице Кабардино-Балкарии -Нальчике. Общее руководство Ассоциацией осуществлял доктор исторических наук Х.М. Думанов. Главная тема Конгресса звучала следующим образом -«Время в этнологии и этнология времени». Разнообразие форм структурирования и использования времени, понимания времени как культурного ресурса и как основы идентичности всегда представляли особый интерес для этнологических исследований. На Конгрессе обсуждались этнологический и антропологический взгляды на проблему времени, их влияние на представления исследователей и развитие науки. Особое внимание было обращено на рассмотрение времени как категории историко-социологического дискурса. Этнология, с одной стороны, исходит из понимания единства прошлого, настоящего и будущего, а с другой - исследует конструирование множества времяположений: прошлого в настоящем, настоящего в прошлом, будущего в прошлом. Таким образом, трактовка категории времени в этно-

логии позволяет не только объяснять культурные явления, но и создавать концепции периодов, эпох, культур, этнической истории и этнической идентичности. Отличительной чертой этого Конгресса стало активное участие в нем молодых исследователей из региональных центров.

На последнем пленарном заседании Конгресса в Нальчике было принято обращение к средствам массовой информации, в котором говорилось, что толерантное и позитивное освещение жизни народов и состояния культур в российском обществе должно стать основным принципом анализа этнической тематики и отражать высокий уровень взаимодействия и интеграции граждан в повседневной жизни. Ученые-этнологи выразили свою готовность к сотрудничеству с журналистами, к разработке образовательных и информационных программ, к совместному обсуждению материалов прессы и телерадиовещания.

Следующий V Конгресс этнографов и антропологов России проходил 9-12 июня 2003 г. в Омске. В его организации, помимо Ассоциации и Института этнологии и антропологии РАН, участвовали Омский государственный университет, Омский филиал Объединенного института истории, филологии и философии Сибирского отделения РАН и Сибирский филиал Российского института культурологии. На Конгрессе было заслушано свыше 300 докладов ученых из 54 городов России и зарубежных стран, всего работало 48 секций. Самые большие делегации были из Омска (80 человек) и Москвы (74 человека, в том числе около 40 - сотрудники ИЭА РАН). В

Конгрессе приняли участие также гости из Казахстана, Кыргызстана, Великобритании, Германии, США, Норвегии, Финляндии и Франции.

В докладах освещались проблемы культурного пространства, понимаемого в этнологии как взаимодействие четырех элементов - природной среды, времени, смысла и коммуникации. В понимании пространства этнологов интересует, прежде всего, уровень значений или смыслов, а также сама пространственная среда и ее трансформации под воздействием человека: культурные ландшафты, поселения, архитектура, интерьер и множество других видов пространственной организации.

В рамках Конгресса прошли круглый стол, посвященный презентации журнала Anthropology and Archaeology of Eurasia (проф. Марджори Белзер, США), и два мастер-класса - C.B. Соколовского «Образы Других в российской науке, политике и праве» и Д.А. Функа «Современные достижения в изучении шаманизма и эпической традиции юга Западной Сибири».

Самым многочисленным стал VI Конгресс, прошедший летом 2005 г. в Санкт-Петербурге под руководством, директора Музея антропологии и этнографии (Кунсткамера) РАН д.и.н Ю.К. Чистова. На участие в нем поступило более 2000 заявок от ученых России, ближнего и дальнего зарубежья. Конгресс стал важным этапом подведения итогов научной программы «Этнокультурное взаимодействие в Евразии», которая на протяжении 2003-2005 гг. была темой междисциплинарного комплексного исследования более чем в 30 научных институтах и

ряде университетских центров России. Она объединяла разнообразные научные проекты - от археологии и физической антропологии до новейшей истории. Конечно, проблема историко-культурных взаимодействий в Евразии не может быть исчерпана за такой короткий срок, ее исследования будут продолжаться. На Конгрессе работали 26 секций и 2 круглых стола, кроме того, проходил фестиваль визульно-антропологических фильмов.

Материалы всех конгрессов были опубликованы. Помимо организации конгрессов, Ассоциация занимается подготовкой информационных бюллетеней, в которых помещаются материалы о профильных научных центрах, действующих в стране и за рубежом, о конференциях, конгрессах, круглых столах и других научных мероприятиях. Бюллетени содержат списки публикаций различных научных центров стра-

ны, что стало весьма актуальным, так как на местах появилось много новых возможностей для издания трудов, но сократились тиражи изданий и разорвана единая система их реализации. Следует назвать и такое важное дело, как подготовка справочника «Этнографы и антропологи России». Его первый пробный выпуск вышел в свет ко времени II Конгресса в Уфе. Работа в этом направлении продолжается.

Перспективы дальнейшей деятельности Ассоциации этнографов и антропологов России будут связаны, очевидно, с организацией всероссийских и международных научных форумов, на которых предполагается обсудить наиболее актуальные проблемы межэтнической толерантности и этно-демокра-тических миграционных процессов в России. В планы Ассоциации входят также создание региональных отделений и развитие международных связей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.