ТЕЗИСЫ / ABSTRACTS
Ассоциация аллельных вариантов генов СOMT и LMXIA c развитием когнитивных нарушений у пациентов с метаболическим синдромом
Зуева И.Б., Кривоносов Д.С., Буч А.В., Урумова Е.Л., Дубина М.Л., Ким Ю.В.
ФГБУ «Северо-Западный федеральный медицинский исследовательский центр им. В.А.Алмазова» Минздрава России, Санкт-Петербург, Россия
Цель. Оценить роль полиморфизма гена катехол-О-метилтрансферазы и гена регулятора транспорта дофамина в развитии когнитивных нарушений у пациентов с метаболическим синдромом (МС).
Материал и методы. В исследование были включены 55 человек, из них 30 (54,5%) мужчин и 25 (45,5%) женщин в возрасте от 35 до 55 лет (средний возраст 46,6±5,9 года). Всем больным измерялись антропометрические параметры. Нейропсихологическое тестирование проводилось при включении в исследование и в конце 1, 2 и 3-го года наблюдения. Использовались следующие тесты: «10 слов по Лурии» (оценка краткосрочной, оперативной памяти); «рисование часов»; FAB (Frontal assessment battery, оценка лобной дисфункции); CFQ (Cognitive failures questionnaire, оценка субъективных жалоб на нарушение памяти и внимания); HADS (Haspital аnxiety а^ depression scale, оценка уровня тревоги и депрессии); MMSE (Mini-mental state examination, краткая шкала оценки психического статуса). Глюкоза плазмы и показатели липидного спектра определялись с помощью реактивов фирмы Abbott (Германия) на биохимическом анализаторе (производство Architect с8000, Германия). Все пациенты были разделены на 4 группы: 1-я - здоровые лица (25%); 2-я - МС без когнитивных расстройств (20%); 3-я - без МС с когнитивным дефицитом (22%); 4-я - с МС и когнитивным дефицитом (33%). Геномную ДНК выделяли из лейкоцитов венозной крови с помощью Wizard Genomic DNA Purification Kit (Promega, США). Аллели выявляли методом полимеразной цепной реакции с последующим ре-стрикционным анализом. Результаты обрабатывали в программе Statistica 6.0 (StatSoft, Inc., США). Различия считали статистически значимыми при уровне значимости (р) менее 0,05.
Результаты. У носителей С-аллеля (генотипы ТС и СС) гена регулятора транспорта дофамина объем оперативной памяти в течение 3 лет наблюдения снижался быстрее, чем у носителей ТТ-генотипа (p=0,042). Процент лиц с когнитивным дефицитом был выше в группе, являющейся гомозиготной по А-аллелю гена ка-техол-О-метилтрансферазы (p=0,024). Носительство аллеля А-гена катехол-О-метилтрансферазы ассоциировано с более высокими результатами по шкале HADS-тревога в течение 3 лет наблюдения.
Заключение. Продемонстрирована взаимосвязь между когнитивными нарушениями и полиморфными вариантами генов: катехол-О-метилтрансферазы и регулятора транспорта дофамина. Носительство аллеля А-гена катехол-О-метилтрансферазы ассоциировано с более высоким уровнем тревоги.
Жесткость сосудистой стенки и когнитивные функции у пациентов с артериальной гипертензией
Зуева И.Б., Кривоносов Д.С., Буч А.В., Урумова Е.Л., Ким Ю.В.
ФГБУ «Северо-Западный федеральный медицинский исследовательский центр им. В.А.Алмазова» Минздрава России, Санкт-Петербург, Россия
Цель. Изучить взаимосвязь скорости распространения пульсовой волны (СРПВ) с параметрами когнитивных функций у больных артериальной гипертензией (АГ).
Материал и методы. В исследование были включены 70 пациентов в возрасте от 35 до 55 лет. Средний возраст составил 47,6±6,1 года. Пациенты были разделены на 2 группы: основная группа - больные АГ (n=34), контрольная - здоровые лица (n=36). Всем больным проводилось клиническое обследование с исследованием антропометрических показателей. Когнитивные функции оценивались с помощью применения батареи нейропсихологических шкал. Для исключения значимой тревоги и депрессии использовалась госпитальная шкала тревоги и депрессии (HADS). Количественная оценка когнитивных функций определялась методом когнитивного вызванного потенциала (Р300) с помощью ЭМГ/ВП Nicolet Viking Select. Оценка СРПВ выполнялась на приборе SphygmoCor (AtCor, Австралия) методом аппланационной тонометрии с соблюдением стандартных условий исследования. СРПВ на участке сонная артерия-бедренная артерия измеряли сфигмо-графическим методом с использованием непрямого метода измерения каротидно-феморального расстояния. При систематизации и статистической обработке данных различия считались достоверными при уровне значимости p<0,05.
Результаты. СРПВ у пациентов с АГ была достоверно выше по сравнению со здоровыми лицами (11,2±1,79 и 8,42±1,41 м/с; p<0,01). В группе пациентов с АГ результат теста MMSE был достоверно ниже по сравнению с группой здоровых лиц (p<0,01). При увеличении жесткости сосудистой стенки у пациентов с АГ отмечалось снижение как краткосрочной (p<0,0l), так и долгосрочной (p<0,01) памяти по сравнению с пациентами контрольной группы. При оценке когнитивных функций методом когнитивного вызванного потенциала было продемонстрировано, что латентный период Р300 был достоверно больше у пациентов с АГ по сравнению с группой здоровых лиц (p<0,01). Более высокая СРПВ была ассоциирована с большим значением латентного периода (r=0,48, p=0,003) и меньшей амплитудой (-r=0,51, p=0,002) когнитивного вызванного потенциала.
32 | КАРДИОСОМАТИКА | 2017 | ТОМ 8 | № 1 | www.con-med.ru |
| CARDIOSOMATICS | 2017 | VOL. 8 | No 1 | www.con-med.ru |