Научная статья на тему 'Ассоциативное пространство с семантикой «Родина» в лирике Н. М. Рубцова'

Ассоциативное пространство с семантикой «Родина» в лирике Н. М. Рубцова Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
583
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМАНТИКА "РОДИНА" / SEMANTICS OF "HOMELAND" / ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКОЕ ПОЛЕ / LEXICAL-SEMANTIC FIELD / ЛЕКСЕМА / LEXEME / ЛИРИКА / LYRICS / АССОЦИАТИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ASSOCIATIVE SPACE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Тюрин В. Б.

В статье рассматривается ассоциативное пространство лексем с семантикой «родина» в лирике Н.М. Рубцова. Это важный фрагмент языковой картины мира поэта, позволяющий понять особенности идиостиля автора. Исследуемое ассоциативное пространство входит в периферию лексико-семантического поля «родина» в лирике Н.М. Рубцова. Автор статьи выделяет шесть основных семантических групп слов-ассоциатов. Результаты статьи позволяют определить характерные черты образа Родины в лирике Н.М. Рубцова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSOCIATIVE SPACE WITH THE SEMANTICS «HOMELAND» IN THE LYRICS N.M. RUBTSOV

In article considered associative space of lexeme with the semantics «homeland» in the lyrics N.M. Rubtsov. This is an important fragment poets language picture of world, which allows us to understand features author’s idiostyle. Examined associative space is included into the periphery of the lexical-semantic field of «homeland» in the lyrics N.M. Rubtsov. Author of article allocates the six main semantic groups of word-associates. The results of article is allow to define main features of the Motherland image in the lyrics N.M. Rubtsov.

Текст научной работы на тему «Ассоциативное пространство с семантикой «Родина» в лирике Н. М. Рубцова»

УДК 811.161.1

В.Б. Тюрин

аспирант, кафедра русского языка и методики его преподавания, ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского», Арзамасский филиал

АССОЦИАТИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО С СЕМАНТИКОЙ «РОДИНА» В ЛИРИКЕ Н. М. РУБЦОВА

Аннотация. В статье рассматривается ассоциативное пространство лексем с семантикой «родина» в лирике Н.М. Рубцова. Это важный фрагмент языковой картины мира поэта, позволяющий понять особенности идиостиля автора. Исследуемое ассоциативное пространство входит в периферию лексико-семантического поля «родина» в лирике Н.М. Рубцова. Автор статьи выделяет шесть основных семантических групп слов-ассоциатов. Результаты статьи позволяют определить характерные черты образа Родины в лирике Н.М. Рубцова.

Ключевые слова: семантика «родина», лексико-семантическое поле, лексема, лирика, ассоциативное пространство.

V.B. Tyurin, Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod Arzamas Branch

ASSOCIATIVE SPACE WITH THE SEMANTICS «HOMELAND» IN THE LYRICS N.M. RUBTSOV

Abstract. In article considered associative space of lexeme with the semantics «homeland» in the lyrics N.M. Rubtsov. This is an important fragment poets language picture of world, which allows us to understand features author's idiostyle. Examined associative space is included into the periphery of the lexical-semantic field of «homeland» in the lyrics N.M. Rubtsov. Author of article allocates the six main semantic groups of word-associates. The results of article is allow to define main features of the Motherland image in the lyrics N.M. Rubtsov.

Keywords: semantics of «homeland», lexical-semantic field, lexeme, lyrics, the associative space.

Каждый поэт обладает своим мировидением и мироощущением и соответственно этому создаёт свою картину мира, которая очень ярко проявляется в языке художественного произведения. Особенности авторского идиостиля отражаются в использовании индивидуальных слов-ассоциатов, образующих ассоциативное пространство.

Великий русский поэт Н.М. Рубцов с помощью разных лексических единиц создаёт свой неповторимый образ Родины. Большую роль при этом играют слова, относящиеся к периферии лексико-семантического поля (далее - ЛСП) «родина». Это лексемы с семантикой «природа», «свет», «грусть», «покой», «сон», «любовь» и другие. Среди элементов периферии ЛСП «родина» в лирике Н.М. Рубцова на первом месте и по важности, и по частотности употребления стоят слова-ассоциаты ЛСП «природа».

«Н. Рубцову всегда была свойственна красивая привязанность к близкой ему с детства родной земле, северной русской природе, которая не просто выступает в его стихах фоном, материалом для пейзажных зарисовок, а входит в самое существо его мира переживаний. Природа для него - живая, одухотворенная, полная таинственных сил. Общение с ней - процесс, живительный для обеих сторон» [1, с. 145]. В лирике Николая Рубцова большое место отводится словам тематической группы «лес» (лес, лесной, бор, сосна, ель и др.). Это связано, прежде всего, с тем, что северная русская природа, где родился поэт, богата лесами.

В стихотворении «Далёкое» лес предстаёт хранителем памяти, времени:

А сколько друзей настоящих,

А сколько там было чудес,

Лишь помнят сосновые чащи

Да темный еловый лес!.. («Далёкое»)

Показателем важности образа леса является то, что один из своих сборников Николай Рубцов назвал «Сосен шум». В одноимённом стихотворении сосны ассоциируются с Россией.

Эти деревья просветляют думы лирического героя: Какое русское селенье! Я долго слушал сосен шум, И вот явилось просветленье Моих простых вечерних дум. («Сосен шум»)

Настоящее прославление русского леса мы видим в стихотворении «Сапоги мои - скрип да скрип». Поэт использует эпитеты леса достославные, лесной Руси, гиперболу и под каждой берёзой гриб - подберёзовик:

И под каждой березой - гриб, Подберезовик, И под каждой осиной - гриб, Подосиновик!

Таковы на Руси леса Достославные, Таковы на лесной Руси

Сказки бабушки. («Сапоги мои - скрип да скрип»)

В стихотворении «Над притихшей деревней» любовь к родной природе выражается с помощью лексемы жаль, связанной с жалеть в значении «любить, сострадать»: Жаль мне доброе поле, Жаль простую избушку,

Жаль над омутом старую ель... («Над притихшей деревней»)

Находясь далеко от родного дома, лирический герой пытается воссоздать милый сердцу вологодский пейзаж. Лексемы река, цветы, церковь поэт употребляет как слова, ассоциирующиеся с малой родиной:

Тележный скрип, грузовики, Река, цветы и запах скотский, Еще бы церковь у реки, -

И было б все по-вологодски. («Сибирь как будто не Сибирь!»)

Периферия ЛСП «родина» в лирике Н.М. Рубцова представлена, прежде всего, слова-ми-ассоциатами с символикой света, которые можно объединить в соответствующее лексико-семантическое поле. Слово свет является одним из ключевых в лирике Н.М. Рубцова [7, с. 278-282]. Вадим Кожинов выделил - наряду с мотивами «безграничности», стихии, пути и другими - мотив света в качестве одного из основополагающих в поэтике Н. Рубцова [3, с. 161-191]. В стихотворении «Русский огонёк» звучит гимн светлой русской душе, вечно горящей во тьме тревоги и отчаяния:

Спасибо, скромный русский огонек,

За то, что ты в предчувствии тревожном

Горишь для тех, кто в поле бездорожном

От всех друзей отчаянно далек,

За то, что, с доброй верою дружа,

Среди тревог великих и разбоя

Горишь, горишь, как добрая душа,

Горишь во мгле, и нет тебе покоя... («Русский огонёк»)

Ключевая синтагма текста русский огонёк дополняется эпитетом скромный. Это слово, с одной стороны, имеет значение «не бросающийся в глаза, не привлекающий особенного внимания, простой» [6 (т. 4)]. Но в другом значении - «лишенный тщеславия, высокомерия, не выставляющий напоказ своих достоинств, заслуг» - мы видим вербализацию концепта «рус-

скость», отражающего своеобразие мировоззрения и духовности русского народа [2, с. 266-281]. Русскому человеку свойственны скромность и отсутствие тщеславия. В лирике Н.М. Рубцова свет звёзд связан с верой в лучшее, с оптимизмом: В этой деревне огни не погашены. Ты мне тоску не пророчь! Светлыми звездами нежно украшена Тихая зимняя ночь. («Зимняя песня»)

Слово звезда стало символом Родины в лирике Н.М. Рубцова: И надо мной - бессмертных звёзд Руси,

Спокойных звезд безбрежное мерцанье... («Видения на холме»)

Одной из главных особенностей рубцовского восприятия Родины является грусть, с которой лирический герой смотрит на родную землю. Не случайно поэт использует много слов ЛСП «грусть» (грусть, грустный, грущу, грустно и др.). Н.М. Рубцов связывает грусть, в частности, с разрушенными соборами, которые являются хранителями духовного наследия России:

С моста идет дорога в гору.

А на горе - какая грусть!

Лежат развалины собора,

Как будто спит былая Русь. («По вечерам»)

Лирический герой грустит вдали от Родины. Поэт использует приём оксюморона, чтобы подчеркнуть светлый образ её, по которому скучает моряк: И передаст стихов живая краткость, Что с этой грустью радостно дружить, Что эта грусть, похожая на радость, Мне помогает Родине служить! («Грусть»)

Поэт связывает грусть и с судьбой России, с её историей. В стихотворении «О Московском Кремле» автор использует эпитет смутной грустью, ассоциативно отсылая нас к годам Смуты:

Бессмертное величие Кремля Невыразимо смертными словами! В твоей судьбе, - о русская земля! -В твоей глуши с лесами и холмами,

Где смутной грустью веет старина. («О Московском Кремле»)

Особенностью мировидения Н. Рубцова является то, что слово грусть у него часто имеет положительную коннотацию. В сочетании с лексемой святость грусть символизирует светлое прошлое нашей страны, святость Руси, - всё, с чем поэт ощущает «самую смертную связь»:

И эту грусть, и святость прежних лет Я так люблю во мгле родного края, Что я хотел упасть и умереть

И обнимать ромашки, умирая... («Над вечным покоем»)

Родина в лирике Н.М. Рубцова - спокойная, умиротворённая. Не случайно автор использует много единиц ЛСП «покой»: покой, тишина, тихо, тихий, спокойный и др. Поэт использует лексему покой в значении «отсутствие движения и шума» [6 (т. 3)]: Прощальной дымкою повиты Старушки избы над рекой. Незабываемые виды!

Незабываемый покой!.. («В святой обители природы»)

Слово покой выражает не только спокойное состояние окружающего мира, но и умиротворённость человека: И сердце до боли радо Покою родимых мест. («Встреча»)

Слова тихий, тихо Н. Рубцов использует для обозначения своей малой родины:

Тихая моя родина!

Ивы, река, соловьи...

Мать моя здесь похоронена

В детские годы мои...(«Тихая моя родина»)

Вспомню я о тихой, о вечерней,

О далекой родине моей! («Я устал от зимних помрачений»)

Поэт использует сравнение и гиперболу, чтобы выразить тишину малой родины:

Высокий дуб. Глубокая вода.

Спокойные кругом ложатся тени.

И тихо так, как будто никогда

Природа здесь не знала потрясений!

И тихо так, как будто никогда

Здесь крыши сел не слыхивали грома!

Не встрепенется ветер у пруда,

И на дворе не зашуршит солома. («Ночь на родине»)

Мотив покоя тесно связан с мотивом света:

И над родиной, полной покоя,

Так светлы по ночам небеса! («Чудный месяц плывёт над рекою»)

Большое значение в структуре периферии лексико-семантического поля «родина» в лирике Н.М. Рубцова занимают слова-ассоциаты лексико-семантического поля «Сон»: сон, дремлет, спит, задремавший, видение и др.

Слово сон поэт употребляет в собственно языковом значении, как «состояние полного покоя и тишины в природе (обычно ночью), а также зимнее оцепенение природы» [6 (т. 4)]: Звезда полей во мгле заледенелой, Остановившись, смотрит в полынью. Уж на часах двенадцать прозвенело, И сон окутал родину мою... («Звезда полей») Лирический герой с грустью смотрит на Родину, погружённую в сон: Эх, Русь, Россия! Что звону мало? Что загрустила?

Что задремала? («Зимним вечерком»)

Лексема задремала (несов. задремывать) используется в значении «впасть в дремоту, заснуть легким сном» [6 (т. 1)]. Очевидно, что слово сон в стихотворении «Звезда полей» имеет дополнительный смысл: перен. «состояние полной бездеятельности кого-, чего-либо» [6, (т. 4)]. Лирический герой видит разрушенные церкви («звону мало»), видит, как уходит в прошлое русская деревня с её многовековыми традициями, видит пассивность и бездеятельность людей. Этот же мотив звучит в стихотворении «По вечерам»: С моста идет дорога в гору. А на горе - какая грусть! Лежат развалины собора

Как будто спит былая Русь. («По вечерам»)

Мотив сна появляется во многих произведениях Н.М. Рубцова. Например, в стихотворении «Видения на холме» лирическое чувство героя с помощью сновидения соединяет прошлое, настоящее и будущее в одно целое: Взбегу на холм

и упаду

в траву.

И древностью повеет вдруг из дола. И вдруг картины грозного раздора Я в этот миг увижу наяву. («Видения на холме»)

Лирический герой с высоты обычного деревенского холма увидел все страдания Русской земли [4, с. 178]. Слово видение, вынесенное автором в заголовок, имеет значение «то, что представляется воображению в грёзах, во сне и т.п.» [6 (т. 1)]. Слово видение синонимично слову сон в значении «то, что снится; сновидение» [6 (т. 4)].

Отношение лирического героя поэзии Н.М. Рубцова к Родине выражено с помощью репрезентантов ЛСП «любовь»: лексем люблю, любовь, любимый, разлюбить и др. Например, в стихотворении «Видения на холме» автор использует повтор лексемы люблю, усиливающий эмоциональную выразительность. Также употребляется обращение к Родине, когда лирический герой будто ведёт диалог с вневременным пространством России. В конце строфы чувство любви выходит на самый высший уровень, представ как вечная, бессмертная любовь к Родине:

Люблю твою, Россия, старину, Твои огни, погосты и молитвы, Люблю твои избушки и цветы, И небеса, горящие от зноя, И шепот ив у омутной воды,

Люблю навек, до вечного покоя... («Видения на холме»)

С особым теплом и нежностью говорит лирический герой о малой родине, по которой соскучился, служа на флоте. Часто поэт употребляет словосочетание любимый край: Любимый край мой, нежный и веселый, Февральских нив серебряный покров, И двор пустынный, снегом занесенный... Как я грущу у дальних берегов! («Грусть»)

Любовь к Родине тесно переплетается с любовью к матери, самому близкому и родному человеку:

Еду, еду в отпуск в Подмосковье! И в родном селении опять Скоро, переполненный любовью, Обниму взволнованную мать. («Отпускное»)

Любовь к Родине - это и любовь к родной природе, символом которой в лирике Н.М. Рубцова часто является берёза: Русь моя, люблю твои березы! С первых лет я с ними жил и рос. Потому и набегают слезы На глаза, отвыкшие от слез... («Берёзы»)

Чувство любви к Родине неотделимо от чувства долга перед ней. Мы видим это, прежде всего, в ранних стихах поэта, где патриотизм выражен прямо, без глубоких ассоциаций и проникновения в историю:

Я должен, должен доказать на деле,

Что сердцем всем я Родину люблю. («Долг»)

Любовь и доброта к ближнему показываются поэтом как отличительные качества русского человека:

За все добро расплатимся добром,

За всю любовь расплатимся любовью...(«Русский огонёк»)

Таким образом, в лирике Н.М. Рубцова большое значение имеет ассоциативное пространство с семантикой «родина». Слова со значением «природа», «свет», «покой» и «сон» создают особый образ рубцовской Родины, а слова с семантикой «грусть» и «любовь» выражают индивидуально-авторское отношение к ней.

Список литературы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Бараков В.Н. «Почвенное» направление в русской поэзии второй половины ХХ века: типология и эволюция. - Вологда: Русь, 2004. - 268 с.

2. Климкова Л.А. Язык как дом нашего бытия // Саровский летописец: материалы IX ист. конф., посвящ. 320-летию образования первого поселения на Саров. городище. - Саров; Арзамас: АГПИ, 2011. - С. 266-281.

3. Кожинов В.В. Статьи о современной литературе. - М.: Совет. Россия, 1982. - 303 с.

4. Основина Г.А. Опыты лингвостилистического анализа художественного произведения: монография. - Ярославль: Литера, 2011. - 188 с.

5. Рубцов Н.М. Собрание сочинений: в 3 т. / сост. В.Зинченко. - М.: Терра, 2000. - Т. 1. -352 с.; Т. 2. - 295 с.; Т. 3. - 432 с.

6. Словарь русского языка: в 4 т. / АН СССР, Ин-т рус. яз.; под ред. А.П. Евгеньевой. -М.: Рус. язык, 1985-1988. - Т. 1. - 702 с.; Т. 2. - 736 с.; Т. 3. - 750 с.; Т. 4. - 797 с. - (MAC).

7. Тюрин В.Б. Языковые средства создания символики света в поэзии Н.М. Рубцова // Проблемы языковой картины мира на современном этапе: сб. ст. по материалам междунар. науч. конф. молодых ученых, 16-17 марта 2011 г.: 10-я юбилейн. конф. - Нижний Новгород: НГПУ, 2011. - С. 278-282.

List of references:

1. Barakov V.N. The soil direction of Russian poetry second half twentieth century: typology and evolution. -Vologda: Russ, 2004. - 268 p.

2. Klimkova L.A. Chronicler of Sarov. Proceedings of the ninth historical conference. - Sarov; Arsamas, 2011. - P. 266-281.

3. Kozhinov V.V. Articles about contemporary literature. - Moscow: Soviet Russia, 1982. - 303 p.

4. Osnovina G.A. Experiments of linguistic and stylistic analysis artwork. - Yaroslavl: Litera, 2011. - 188 p.

5. Rubtsov N.M. Collected works: in three volumes. - Moscow: Terra, 2000. - Vol. 1. - 352 p; Vol. 2. - 295 p; Vol. 3. - 432 p.

6. Dictionary of Russian language: in four volumes. - Moscow: Russian language, 1985-1988. - Vol. 1. -702 p; Vol. 2. - 736 p; Vol. 3. - 750 p; Vol. 4. - 797 p.

7. Tyurin V.B. Problems of a language model of the world at the present stage: the collection of papers on materials of international scientific conferences of young scientists. - Nizhniy Novgorod: NGPU, 2011. - P. 278-282.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.