УДК 81'42 ББК 81.0
Сальникова Вера Владимировна
кандидат филологических наук, доцент
кафедра русской и зарубежной филологии Бирский филиал Башкирского государственного университета
г. Бирск, Башкортостан Salnikova Vera Vladimirovna сandidate of Philological Sciences, associate professor Department of Russian and Foreign Philology Birsk Branch of Bashkir State University Birsk, Bashkortostan [email protected]
Ассоциативное поле лексемы «вода» в языковом сознании ребенка:
динамический аспект Associative field of the lexeme "water" in child's linguistic worldview:
dynamic aspect
В статье рассматривается ассоциативное поле лексемы «вода» в языковой картине мира ребенка конца XVIII века и детей XXI века. Материалом для исследования стали текст повести С.Т. Аксакова «Детские годы Багрова-внука» и данные свободного ассоциативного эксперимента. Основным методом исследования является свободный ассоциативный эксперимент, в котором приняли участие 100 испытуемых в возрасте 8-9 лет (учащиеся вторых и третьих классов средних образовательных школ города Бирска Республики Башкортостан). Автор статьи выясняет насколько лексема «вода» известна современному ребенку, определяет специфику языкового сознания и картины мира автобиографического героя и детей XXI века; а также проводит сравнительно-сопоставительный анализ соответствующих тематических групп.
The article considers the associative field of the lexeme "water" in child's linguistic world-image of the end of the XVIII century and the XXI century. The material for the investigation is taken from the autobiographical stories "The Years of Childhood of Bagrov the Grandson" by S.T. Aksakov and data of the free association experiment. The main research method is the free association experiment, which was attended by 100 subjects aged 8-9 years (second and third grade students of secondary schools in Birsk, Republic of Bashkortostan). The author figures out how the lexeme "water" is familiar to the modern child, determines the specificity of linguistic consciousness and worldview of the autobiographical hero and the children of the XXI century; and also conducts comparative analysis of relevant thematic groups.
Ключевые слова: свободный ассоциативный эксперимент, ассоциативное поле, слово-стимул, слово-реакция, тематические группы, языковая картина мира ребенка.
Key words: free association experiment, associative field, word-stimulus, word-response, thematic groups, child's linguistic world-image.
Жизненные ассоциации играют важную роль в развитии и формировании семантической структуры слова, ее осмыслении. Одним из способов выявления ассоциативных полей образов, отражающихся в языковой картине мира личности ребенка, является свободный ассоциативный эксперимент. Э. А. Са-лихова отмечает, что «интерес к ассоциативным методам исследования и к ассоциативным экспериментам <...> возрастает с признанием ассоциативной <...> природы значения слова <...> и возможностью обнаружения объективно существующих в психике носителя языка семантических связей слов» [6, с. 8]. В современной науке метод свободного ассоциативного эксперимента получил широкое распространение. К примеру, это выявление особенностей концептуализации бинарной оппозиции «любовь-предательство» в национальных языковых картинах мира разносистемных языков [2]; описание структуры ассоциативных полей слов [6]; составление русского ассоциативного словаря [5]; изучение стереотипного образа любви посредством проведения направленного ассоциативного эксперимента [4]. Как мы видим, изучение данной проблемы актуально в области когнитивной и антропологической лингвистики, психолингвистики, лингвокультурологии.
Данная статья посвящена изучению ассоциативного поля лексемы «вода» в языковой картине мира ребенка конца XVIII века и детей XXI века. Материалом для исследования послужил текст повести С.Т. Аксакова «Детские годы Багрова-внука», а также данные свободного ассоциативного эксперимента. Для того чтобы сравнить одинаковые фрагменты мира в вербальной репрезентации аксаковского героя и его сверстника, мы выбрали в качестве стимула слово «вода», поскольку это явление существовало тогда и присутствует сейчас. Новизна нашего
подхода к описанию ассоциативного поля лексемы «вода» определяется выявлением того, насколько она известна современному ребенку, а также исследованием специфики языкового сознания и картины мира автобиографического героя и детей XXI века. Целью данной статьи является изучение ассоциативного поля лексемы «вода» в языковом сознании ребенка в динамическом аспекте. Материалом исследования стали данные свободного ассоциативного эксперимента, проведенного в мае 2005 г., а затем в апреле 2014 г. во вторых и третьих классах средних школ №1, № 7, № 9 г. Бирска Республики Башкортостан. В нем приняли участие 100 испытуемых в возрасте 8-9 лет. Выбор данного возраста обусловлен тем, что в книге С. Т. Аксакова повествование о детстве заканчивается, когда герою идет 9 год. С целью объективности и достоверности сопоставлений нами выбран именно этот (предельный) возраст детей.
В ходе работы с детьми младшего школьного возраста каждому ребенку предлагался лист бумаги, на котором было напечатано слово-стимул вода. Инструкция к заполнению давалась устно: «Перед вами лист бумаги, на котором записано слово вода. Ребята, напишите как можно больше слов, связанных со словом вода. Можете записать также пословицы, поговорки, фразеологизмы, в которых говориться о воде. Работать нужно как можно быстрее!» Время эксперимента учитывалось и ограничивалось. Для ответов на поставленный вопрос давалось 7 - 10 минут.
Результаты ассоциативного эксперимента 2005 года показали, что
ассоциативное поле лексемы «вода» включает 32 тематические группы, а по
результатам 2014 года видно, что данное ассоциативное поле представлено 29
тематическими группами (Таблица 1).
Результаты свободного ассоциативного эксперимента
Таблица 1. Тематическая классификация понятия «вода» у детей XXI века
Частота встречаемости
№ Тематические группы (%)
Результаты 2005 г. Результаты 2014 г.
1 Водный транспорт и его части, снаряжения 81 23
2 Наименования источников, рек, водоемов 76 77
3 Наименования рыб 73 51
4 Водные животные 57 35
5 Устройства, предметы, связанные с водой 53 19
6 Профессии 50 20
7 Сооружения, строения 44 38
8 Характеризация воды, водоемов 42 54
9 Атмосферные осадки, природные явления 38 29
10 Потамонимы 37 15
11 Купание, действие в водной среде 35 2
12 Растения 33 25
13 Явления, происходящие на поверхности воды, различные ее образования 28 34
14 Дно, состояние его рельефа, донные отло- 21 11
жения
15 Птицы 20 2
16 Еда, напитки 17 28
17 Емкости, посуда 15 16
18 Лимнонимы 13 14
19 Снасти 12 0
20 Пелагонимы 11 5
21 Знаки зодиака 9 5
22 Названия организаций 9 3
23 Род занятий, имя деятеля 8 2
24 Замерзшие состояния воды 8 21
25 Названия художественных фильмов 6 0
26 Сказочные существа 5 10
27 Названия мест для отдыха и проведения до- 4 1
суга
28 Океанонимы 3 1
29 Участки суши 3 11
30 Мера воды 3 1
31 Названия химических элементов 2 0
32 Фразеологизмы, пословицы, поговорки 3 1
Рассмотрим некоторые тематические группы более подробно. Анализируя показатели Таблицы 1, можно отметить, что самой частотной (по результатам 2005 г.) является группа «Водный транспорт и его части, снаряжения», которая составляет 81% всех реакций Она представлена следующими словами-К: баржа, корабль, катер, пароход, лодка, шлюпка, катамаран, теплоход, ледокол, яхта, каравелла; словосочетаниями: подводная лодка, боевой корабль, водные лыжи, водный мотоцикл, пожарная машина. Наиболее частотны из них - корабль, катер, пароход, лодка, теплоход. Присутствует здесь и слово весло. Однако по результатам 2014 г. видно, что данная тематическая группа составляет всего 23% всех реакций. Она включает такие слова-К: водный транспорт, ледокол, корабль, пароход, подлодка, лодка, подводная лодка, катамаран, катер, яхта. Самым популярным является слово корабль. В лексиконе Сережи Багрова (главного героя повести С. Т. Аксакова «Детские годы Багрова-внука») данную тематическую группу составляют следующие лексемы: лодка, косная лодка, паром, плот, завозня, а также наименования частей средств передвижения и приспособлений: весло, нос, корма, край лодки, носовая веревка, кормовое весло, канат [1]. Как видно, некоторые наименования совпадают (лодка, весло).
Достаточно частотной у современных детей является тематическая группа «Наименования рыб» (73% - 51%). Она включает следующие лексемы (результаты 2005 г.): рыба, ёрш, акула, щука, язь, сорожка, сом, лещ, рыба-молот, рыбы-петушки, карась, рыба-пила, камбала, стерлядь, карп, малек, налим, скат. А по результатам 2014 г. можно отметить, что в нее входят такие словак, как: рыба, рыбка, щука, пиранья, акула, рыба-пила, малек, карась, плотвичка, селедка, сом, окунь, рыба-клоун, карп, ерш, белая акула, Как видим, здесь представлены наименования не только озерной и речной рыбы, но и морской. Это связано с тем, что дети XXI века получают информацию о водном мире преимущественно из телевизионных передач, уроков природоведения, Интернета; способствует этому также наличие аквариумов в доме, а также
употребление в пищу рыбы, приобретенной в магазине. В меньшей степени они знакомятся с миром рыб при непосредственном контакте с водой, например, при рыбалке, об этом свидетельствует тот факт, что лексика, отражающая ситуацию рыбалки, наименования снастей, в языке испытуемых 2005 г. представлена бедно (рыбалка, рыбачить, удочка, сеть, спиннинг); а в языке испытуемых 2014 года вообще отсутствует. В языковой картине мира Сережи Багрова образы рыб занимают огромное место. О водном мире он знает из личных наблюдений (увлекается рыбной ловлей, много читает). В лексиконе автобиографического героя употребляются следующие слова: рыба, рыбка, золотые рыбки, голавль, жерех, икра, лещ, подлещик, линь, лошок, малек, налим, окунь, пескарь, плотва, стерлядь, стерлядка, щука, язь, названия совокупностей рыбьи стаи, а также уженье, клев, кормежка, удить и словосочетание рыбная ловля. Как видим, в его лексиконе присутствуют не только названия рыб, но и лексика, связанная с особенностями их обитания.
Тематическая группа «Еда, напитки» составляет 17%- 28%. Это словаК (результаты 2005 г.): вода, газировка, минералка (разговорные формы), минеральная вода, чай, а также словосочетание разные напитки. А также такие лексемы, как (результаты 2014 г.): вода, сок, минералка, газировка, чай, сироп, суп, кофе, молоко, какао, газированная вода, Наибольшей популярностью пользуются слова газировка, минералка. Как мы видим, данная группа у испытуемых 2014 г. является наиболее частотной, чем у испытуемых 2005 г. Знание подобной лексики связано с присутствием данных напитков на потребительском рынке, а также действием рекламы. В лексиконе Сережи Багрова имеются лишь слова вода, чай, кофе.
Таким образом, в результате проведенного нами исследования было выявлено:
1) В языковой картине мира ребенка XXI века (по результатам 2005 г.) отсутствуют такие тематические группы, как «Незамерзшие участки воды», «Насекомые», это говорит о том, что слово вода не ассоциируется у них с
прорубью, полыньей, а также насекомыми, обитающими возле воды. В языковой картине мира испытуемых 2014 г. отсутствуют не только названные тематические группы, но и группы «Снасти», «Названия художественных фильмов», «Названия химических элементов». Возможно, это связано с тем, что современная семья мало бывает на природе, на рыбалке; а художественный фильм «Титаник» не является сейчас столь популярным, как, например, в 2005 году. Отсутствие таких тематических групп в языковой картине мира Сережи Багрова, как «Океанонимы», «Пелагонимы», «Устройства, предметы, связанные с водой», «Профессии», «Знаки зодиака», «Названия организаций», «Названия художественных фильмов», «Сказочные существа», «Названия мест для отдыха, проведения досуга», «Мера воды», «Названия химических элементов» закономерно, поскольку данные реалии не были известны ребенку эпохи С. Т. Аксакова.
2)Тематические группы «Птицы», «Характеризация воды, водоемов», «Снасти», «Атмосферные осадки, природные явления» представлены гораздо богаче, шире в лексиконе Сережи Багрова, чем у испытуемых.
3) В лексиконе современных детей и героя книги С. Т. Аксакова преобладает субстантивная лексика. Это объясняется тем, что она составляет основной пласт лексики русского языка, и именно предметный мир более всего представлен в языке детей, потому что мышление ребенка носит предметно-образный характер. Глагольная и адъективная лексика представлена менее разнообразно. В языке детей XXI века наблюдается тенденция к усечению формы слова (например, подлодка, минералка, газировка).
Итак, данные наблюдения свидетельствуют о том, что современный ребенок более информирован: он узнает о воде из телевизионных передач, фильмов, мультфильмов, рекламы, школьного предмета природоведения, посещения зоопарков, а также в результате пользования компьютером, Интернетом. Поэтому в его лексиконе более всего представлен техногенный компонент. Однако у испытуемых 2014 г. наблюдается бедность словарного
запаса, сужение кругозора. Герой книги С. Т. Аксакова получает знания о воде при непосредственном контакте с ней, с природой. В современном мире человеческому фактору остается все меньше и меньше места, что ведет к усилению диспропорции между человеческим и машинным факторами жизни в пользу последнего, «<...>беда современной цивилизации заключается не в том, что наука и техника ушли вперед, а в том, что отстали другие сферы культуры» [3, с. 109]. Все это является причиной наблюдающихся сегодня признаков духовного обнищания человека, девальвации нравственных и эстетических ценностей, утраты культурно-исторической памяти, разрыва с природой. Результаты свободного ассоциативного эксперимента показали, что происходит изменение языкового сознания, языковой картины мира ребенка.
Библиографический список
1.Аксаков, С. Т. Семейная хроника; Детские годы Багрова-внука [Текст] / С. Т. Аксаков. Предисл. и примеч. С. Машинского. - М.: Худож. лит., 1982. - 542 с.
2.Бориева, Д. Р. Ассоциативный потенциал бинарной оппозиции «любовь-предательство» в американской и кабардино-черкесской лингвокультурах на современном этапе развития (свободный ассоциативный эксперимент) [Текст]/ Д. Р. Бориева // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2014. - № 9 (39). Часть 1. - С. 18 - 22.
3. Гусейнов, А. А. Наука, мораль, человек [Текст]/ А. А. Гусейнов // Человек в системе наук. - М.: Прогресс, 1989. - 242 с.
4.Иващенко, Г. А. Стереотипный образ любви по данным направленного ассоциативного эксперимента [Текст]/ Г. А. Иващенко // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2014. - № 9 (39). Часть 1. - С. 65- 67.
5.Мягкова, Е. Ю. «Русский ассоциативный словарь» и проблемы исследования эмоциональной лексики [Текст]/ Е.Ю. Мягкова // Этнокультурная специфика языкового сознания. Сб. статей. - М.: РАН Ин-т языкознания, 1996. - С. 176 - 180.
6.Салихова, Э. А. Изучение структуры ассоциативных полей слов: опыт теоретико-экспериментального исследования [Текст] / Э. А. Салихова. - Уфа: Восточный ун-т, 2002. -168 с.
Bibliography
1.Aksakov, S. Т. A Family Chronicle; The Years of Childhood of Bagrov the Grandson [Text] / S. Т. Aksakov. Foreword and note by S. Mashinskiy. - М.: Imag. Lit., 1982. - 542 с.
2. Borieva, D. R. Associative potential of the binary opposition «love-treason»in American and Kabardino-Circassianlingvoculture at the present stage of the development (free associative experiment) [Text]/ D. R. Borieva // Philological sciences. Questions of the theory and practice. -2014. -№9 (39). Part 1. -P. 18 -22.
3. Guseinov, A. A. Science, morality, human being [Text]/ А. А. Guseinov // Human being in the system of the science. - М.: Progress, 1989. - 242 p.
4. Ivanchenko, G. A. Stereotypic image of love according to the directional associative experiment [Text]/ G. A. Ivanchenko // Philological sciences. Questions of the theory and practice. -2014. -№9 (39). Part 1. - P. 65- 67.
5. Myagkova, E. Yu. «Russian associative dictionary»and research problems of the emotional lexis [Text]/ E. Yu. Myagkova // Ethnocultural specificity of the language consciousness. Collection of articles. - M.: Institute of linguistic of Russian Academy of Sciences, 1996. -P. 176 -180.
6. Salihova, E. A. Study of the structure of associative field of the lexeme: experience of the theoretical and experimental research [Text] / E. A. Salihova. - Ufa: Eastern University, 2002. -168 p.