Научная статья на тему 'Ассоциативно-вербальное поле ГУМАННЫЙ ЧЕЛОВЕК как средство существования концепта в языковом сознании сибирских студентов'

Ассоциативно-вербальное поле ГУМАННЫЙ ЧЕЛОВЕК как средство существования концепта в языковом сознании сибирских студентов Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ассоциативно-вербальное поле / ассоциативный эксперимент / гуманный человек / психолингво-культурология / языковое сознание / associative and verbal field / association experiment / humane person / psycho-linguo-cultural studies / linguistic consciousness

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Екатерина Андреевна Бирюлина

Проанализировано ассоциативно-вербальное поле ГУМАННЫЙ ЧЕЛОВЕК в языковом сознании сибирских студентов. Изучение ассоциативно-вербальных полей подобных миромоделирующих и аксиологических концептов относится к актуальным задачам современных лингвистических исследований, поскольку их анализ позволяет выявить важнейшие мировоззренческие и морально-нравственные установки носителей русской лингвокультуры. Полученные реакции рассматриваются с формальной, морфологической и семантической точек зрения. Исследование проводится на материале свободного ассоциативного эксперимента, в котором приняли участие студенты 1–4-х курсов четырех институтов Сибирского федерального университета. В опросе приняли участие 222 человека от 18 до 22 лет: 142 студента женского пола и 80 – мужского. Время ответа было ограничено одной минутой. В результате проведенных ассоциативных экспериментов было получено 433 реакции. С точки зрения формально-морфологической характеристики структура ассоциативно-вербального поля состоит из однословных реакций (72,3 %), а также словосочетаний и предложений (26,5 %). К наиболее частотным видам однословных реакций относятся прилагательные (41,6 %), а к наиболее частотным видам многословных реакций – адъективные словосочетания (11,1 %). В процессе моделирования ассоциативно-вербального поля ГУМАННЫЙ ЧЕЛОВЕК было показано, что в его структуру входят ядерная, околоядерная и периферийная зоны (последняя делится на ближнюю и дальнюю периферию). Ядерная зона представлена следующими реакциями: добрый (77), отзывчивый (25), человечный (23), уважительный (22), доброта (20). Применение методики семантического гештальта позволило выявить в структуре ассоциативно-вербального поля ГУМАННЫЙ ЧЕЛОВЕК четыре семантические зоны: 1) духовный мир; 2) свойства и склад личности; 3) социальные связи и связанные с ними действия; 4) наименование. Проведенное исследование позволило выявить структуру и содержание ассоциативно-вербального поля ГУМАННЫЙ ЧЕЛОВЕК в языковом сознании сибирских студентов. К дифференцирующим признакам гуманного человека, помимо определенных морально-нравственных качеств (доброта, отзывчивость, человечность, милосердие, сострадание, толерантность, справедливость), также относятся его социально одобряемая деятельность и поступки (помощь, забота, поддержка, благотворительность).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Associative and verbal field HUMANE PERSON as a means of existence of the concept in the linguistic consciousness of Siberian students

The article is devoted to the study and modeling of the associative and verbal field HUMANE PERSON in the linguistic consciousness of Siberian students. The study of associative and verbal fields of such world-modeling and axiological concepts is one of the urgent tasks of modern linguistic research, since their analysis allows to identify the most important worldview and moral attitudes of the carriers of Russian linguistic culture. The aim of research is modeling and analysis of the associative and verbal field HUMANE PERSON in the linguistic consciousness of Siberian students. In the course of the study, received reactions are considered from the formal, morphological and semantic points of view. The study is based on the material of a free associative experiment, in which students of 1-4 courses of four institutes of the Siberian Federal University took part. The survey involved 222 people aged 18 to 22: 142 female students and 80 male students. The response time was limited to 1 minute. As a result of the associative experiments, 433 reactions were obtained. From the point of view of formal-morphological characteristics, the structure of the associative and verbal field consists of single-word reactions (72.3%), as well as phrases and sentences (26.5%). The most frequent types of one-word reactions are adjectives (41.6%), the most frequent types of multi-word reactions are adjectival phrases (11.1%). In the process of modeling the associative and verbal field HUMANE PERSON, it was shown that its structure includes nuclear, perinuclear and peripheral zones (the latter is divided into near and far periphery). The nuclear zone is represented by the following reactions: kind (77), sympathetic (25), humane (23), respectful (22), kindness (20). The application of the semantic gestalt technique made it possible to identify four semantic zones in the structure of the associative and verbal field HUMANE PERSON: 1) the spiritual world; 2) properties and structure of the personality; 3) social ties and related activities; 4) name. The study made it possible to reveal the structure and content of the associative and verbal field HUMANE PERSON in the linguistic consciousness of Siberian students. The differentiating features of a humane person, in addition to certain moral qualities (kindness, responsiveness, humanity, mercy, compassion, tolerance, justice), also include his socially approved activities and actions (help, care, support, charity).

Текст научной работы на тему «Ассоциативно-вербальное поле ГУМАННЫЙ ЧЕЛОВЕК как средство существования концепта в языковом сознании сибирских студентов»

Вестник Томского государственного педагогического университета. 2023. Вып. 3 (227). С. 24-31. Tomsk State Pedagogical University Bulletin. 2023, vol. 3 (227), pp. 24-31.

УДК 811.161.1:81.23

https://doi.org/10.23951/1609-624X-2023-3-24-31

Ассоциативно-вербальное поле ГУМАННЫЙ ЧЕЛОВЕК как средство существования концепта в языковом сознании сибирских студентов

Екатерина Андреевна Бирюлина

Сибирский федеральный университет, Красноярск, Россия, ekaterinabir2015@gmail.com

Аннотация

Проанализировано ассоциативно-вербальное поле ГУМАННЫЙ ЧЕЛОВЕК в языковом сознании сибирских студентов. Изучение ассоциативно-вербальных полей подобных миромоделирующих и аксиологических концептов относится к актуальным задачам современных лингвистических исследований, поскольку их анализ позволяет выявить важнейшие мировоззренческие и морально-нравственные установки носителей русской лингвокультуры. Полученные реакции рассматриваются с формальной, морфологической и семантической точек зрения. Исследование проводится на материале свободного ассоциативного эксперимента, в котором приняли участие студенты 1-4-х курсов четырех институтов Сибирского федерального университета. В опросе приняли участие 222 человека от 18 до 22 лет: 142 студента женского пола и 80 - мужского. Время ответа было ограничено одной минутой. В результате проведенных ассоциативных экспериментов было получено 433 реакции. С точки зрения формально-морфологической характеристики структура ассоциативно-вербального поля состоит из однословных реакций (72,3 %), а также словосочетаний и предложений (26,5 %). К наиболее частотным видам однословных реакций относятся прилагательные (41,6 %), а к наиболее частотным видам многословных реакций - адъективные словосочетания (11,1 %). В процессе моделирования ассоциативно-вербального поля ГУМАННЫЙ ЧЕЛОВЕК было показано, что в его структуру входят ядерная, околоядерная и периферийная зоны (последняя делится на ближнюю и дальнюю периферию). Ядерная зона представлена следующими реакциями: добрый (77), отзывчивый (25), человечный (23), уважительный (22), доброта (20). Применение методики семантического гештальта позволило выявить в структуре ассоциативно-вербального поля ГУМАННЫЙ ЧЕЛОВЕК четыре семантические зоны: 1) духовный мир; 2) свойства и склад личности; 3) социальные связи и связанные с ними действия; 4) наименование. Проведенное исследование позволило выявить структуру и содержание ассоциативно-вербального поля ГУМАННЫЙ ЧЕЛОВЕК в языковом сознании сибирских студентов. К дифференцирующим признакам гуманного человека, помимо определенных морально-нравственных качеств (доброта, отзывчивость, человечность, милосердие, сострадание, толерантность, справедливость), также относятся его социально одобряемая деятельность и поступки (помощь, забота, поддержка, благотворительность).

Ключевые слова: ассоциативно-вербальное поле, ассоциативный эксперимент, гуманный человек, психо-лингвокультурология, языковое сознание

Для цитирования: Бирюлина Е. А. Ассоциативно-вербальное поле ГУМАННЫЙ ЧЕЛОВЕК как средство существования концепта в языковом сознании сибирских студентов // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2023. Вып. 3 (227). С. 24-31. https://doi.org/10.23951/1609-624X-2023-3-24-31

Associative and verbal field HUMANE PERSON as a means of existence of the concept in the linguistic consciousness of Siberian students

Ekaterina A. Biryulina

Siberian Federal University, Krasnoyarsk, Russian Federation, ekaterinabir2015@gmail.com

Abstract

The article is devoted to the study and modeling of the associative and verbal field HUMANE PERSON in the linguistic consciousness of Siberian students. The study of associative and verbal fields of such world-modeling and axiological concepts is one of the urgent tasks of modern linguistic research, since their analysis allows to identify the most important worldview and moral attitudes of the carriers of Russian linguistic culture. The aim of research is modeling and analysis of the associative and verbal field HUMANE PERSON in the linguistic consciousness of Siberian students. In the course of the study, received reactions are considered from the formal, morphological and semantic points of view. The study is based on the material of a free associative experiment, in which students of 1-4 courses of four institutes of the Siberian Federal University took part. The survey involved 222 people aged 18 to

© Е. А. Бирюлина, 2023

22: 142 female students and 80 male students. The response time was limited to 1 minute. As a result of the associative experiments, 433 reactions were obtained. From the point of view of formal-morphological characteristics, the structure of the associative and verbal field consists of single-word reactions (72.3%), as well as phrases and sentences (26.5%). The most frequent types of one-word reactions are adjectives (41.6%), the most frequent types of multi-word reactions are adjectival phrases (11.1%). In the process of modeling the associative and verbal field HUMANE PERSON, it was shown that its structure includes nuclear, perinuclear and peripheral zones (the latter is divided into near and far periphery). The nuclear zone is represented by the following reactions: kind (77), sympathetic (25), humane (23), respectful (22), kindness (20). The application of the semantic gestalt technique made it possible to identify four semantic zones in the structure of the associative and verbal field HUMANE PERSON: 1) the spiritual world; 2) properties and structure of the personality; 3) social ties and related activities; 4) name. The study made it possible to reveal the structure and content of the associative and verbal field HUMANE PERSON in the linguistic consciousness of Siberian students. The differentiating features of a humane person, in addition to certain moral qualities (kindness, responsiveness, humanity, mercy, compassion, tolerance, justice), also include his socially approved activities and actions (help, care, support, charity).

Keywords: associative and verbal field, association experiment, humane person, psycho-linguo-cultural studies, linguistic consciousness

For citation: Biryulina E. A. Associative and verbal field HUMANE PERSON as a means of existence of the concept in the linguistic consciousness of Siberian students [Assotsiativno-verbal'noye pole GUMANNYY CHELOVEK kak sredstvo sushchestvovaniya kontsepta v yazykovom soznanii sibirskikh studentov]. Vestnik Tomskogo gosudarst-vennogo pedagogicheskogo universiteta - Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2023, vol. 3 (227), pp. 24-31 (in Russ.). https://doi.org/10.23951/1609-624X-2023-3-24-31

Введение

Моделирование и исследование ассоциативно-вербальных полей, которые, по справедливому замечанию Ю. Н. Караулова, являются проекцией языкового сознания [1], относятся к актуальным задачам современных лингвистических исследований. Варианты решения этой задачи представлены во многих работах по психолингвистике и психо-лингвокультурологии, в том числе в докторских и кандидатских диссертациях [2-6].

В перечне таких работ особое место занимают исследования, посвященные ассоциативно-вербальным полям, которые включают ассоциаты на слова и словосочетания, называющие человека. Ассоциативно-вербальное поле ЧЕЛОВЕК рассматривается на базе языковых данных разных этно-культур [7, 8], а также в сопоставительном межкультурном аспекте [9, 10]. В некоторых психолин-гвокультурологических исследованиях ассоциативно-вербальное поле ЧЕЛОВЕК рассматривается в аксиологическом ключе [11], а также другие ассоциативно-вербальные поля, относящиеся к человеку [12]. В ряде работ моделируются ассоциативно-вербальные поля МУЖЧИНА и ЖЕНЩИНА [13, 14].

В последние годы в связи с активным становлением психолингвокультурологии на первый план выходит задача исследования миромоделирующих и аксиологических концептов, к которым без сомнения относится концепт ГУМАННЫЙ ЧЕЛОВЕК. В рамках настоящей статьи ставится цель моделирования и анализа ассоциативно-вербального поля ГУМАННЫЙ ЧЕЛОВЕК в русском языковом сознании. Данный аксиологический концепт, как

уже было доказано, занимает важное место в кон-цептосфере книжно-письменной национальной лингвокультуры [15]. Анализ ассоциативно-вербального поля ГУМАННЫЙ ЧЕЛОВЕК позволяет раскрыть закодированные в исследуемом концепте важнейшие мировоззренческие и морально-нравственные установки носителей русской лингво-культуры.

Актуальность настоящей работы обусловлена ее включенностью в систему лингвистических исследований, обращенных к изучению вербальной репрезентации когнитивных структур человеческого сознания, а также исследования ценностных доминант национальной культуры. Концепт ГУМАННЫЙ ЧЕЛОВЕК прежде не становился объектом лингвистического исследования, что также подчеркивает актуальность избранной темы. В известных на сегодняшний день отечественных ассоциативных словарях имена таких важнейших концептов, как ГУМАННОСТЬ и ГУМАННЫЙ, не фиксируются [1, 16, 17]. Нет в ассоциативных словарях также словарных статей ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ, ЧЕЛОВЕЧНЫЙ, ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЕ, ЧЕЛОВЕКОЛЮБИВЫЙ. Однако это не свидетельствует о том, что данные концепты находятся на периферии национальной картины мира. Психолингвокульту-рологический анализ позволяет это доказать.

Объектом данного исследования выступает ассоциативно-вербальное поле ГУМАННЫЙ ЧЕЛОВЕК в языковом сознании сибирских студентов, которые отнесли себя к носителям и трансляторам русской лингвокультуры. В рамках настоящей работы под ассоциативно-вербальным полем понимается совокупность вербальных ассоциатов на

словосочетание-стимул, организованным и визуализированным в виде полевой модели [3, 18, 19].

Материал и методы

В свободном ассоциативном эксперименте приняли участие студенты 1-4-х курсов следующих институтов Сибирского федерального университета: Института филологии и языковой коммуникации, Института космических и информационных технологий, Института управления бизнес-процессами и Юридического института. Эксперимент проводился в феврале 2022 г. на базе платформы онлайн-анкетирования Google, что позволило снизить временные затраты на обработку данных. В опросе приняли участие 222 человека от 18 до 22 лет: 142 студента женского пола и 80 - мужского. Все участники отнесли себя к носителям русского языка как родного. В соответствии с методикой проведения свободного ассоциативного эксперимента реципиентам было предложено записать любое возможное количество реакций (слов, словосочетаний, предложений) на словосочетание-стимул «гуманный человек». В случае если участник эксперимента не мог привести первую возникшую реакцию, ему предлагалось поставить в графе ответа «прочерк». Время ответа было ограничено одной минутой. В результате проведенных ассоциативных экспериментов было получено 433 реакции.

На этапе первичной обработки были исправлены орфографические, грамматические и пунктуационные ошибки, которые носили несистемный характер и предположительно были вызваны особенностями быстрого ввода текста с клавиатуры мобильного телефона.

На исследовательском этапе применялись методики моделирования ассоциативно-вербального поля и построения семантического гештальта.

Методика анализа ассоциативно-вербального поля ГУМАННЫЙ ЧЕЛОВЕК состоит из следующих этапов:

1. Лексикографическая характеристика сти-мульного словосочетания.

2. Арифметический подсчет полученных реакций.

3. Формальная морфологическая характеристика полученных реакций.

4. Анализ коннотативного значения полученных реакций.

5. Построение модели ассоциативно-вербального поля ГУМАННЫЙ ЧЕЛОВЕК.

6. Описание полученной модели при помощи методики построения семантического гештальта.

В результате проведенного ассоциативного эксперимента на заданное словосочетание-стимул «гуманный человек» было получено 433 реакции, из них повторяющихся реакций - 333, единичных

реакций на стимул - 125, число повторяющихся реакций от общего числа составило приблизительно 72 %.

Результаты и обсуждение

Модель ассоциативно-вербального поля ГУМАННЫЙ ЧЕЛОВЕК в русском языковом сознании

Именем исследуемого ассоциативно-вербального поля является словосочетание «гуманный человек». Анализ лексикографических данных XX-XXI вв. [20-23] позволил выделить у слова «гуманный» следующие понятийные признаки:

1) уважительный по отношению к человеческой личности;

2) относящийся к другим человеколюбиво;

3) образованный и культурный.

С формальной точки зрения структура ассоциативно-вербального поля ГУМАННЫЙ ЧЕЛОВЕК представлена преобладающим количеством однословных реакций, объем которых от общего числа равен 72,3 %. Совокупная доля словосочетаний и предложений составляет 26,5 %, процент отказов и семантически несвязанных реакций - 1,2 % (таблица).

Процентное распределение реакций по формальному и морфологическому признаку

Однословные реакции (72,3 %) Многословные реакции (26,5 %)

Прилагательные 41,6 Адъективные словосочетания 11,1

Существительные 27,7 Субстантивные словосочетания 3,7

Причастия 2,3 Глагольные словосочетания 1,7

Местоимения 0,2 Причастия и причастные обороты 7,6

Наречия 0,5 Сложноподчиненные предложения 2,8

Отказы и семантические несвязанные реакции (1,2 %)

Анализ морфологической принадлежности однословных реакций показал, что среди них наибольшую группу составляют прилагательные (41,6 % от общего числа реакций). Чаще всего реципиенты реагировали на словосочетание-стимул прилагательными, выражающими психологическую оценку: добрый (индекс частотности - 77), отзывчивый (индекс частотности - 25), уважительный (индекс частотности - 22), а также синонимичным прилагательным человечный (индекс частотности - 23).

Доля существительных составила 27,7 % от общего числа реакций. Посредством существительных участники эксперимента указывали на морально-этические качества (доброта (индекс частотности - 20), человечность (индекс частотности - 6),

честность (индекс частности - 3), любовь (индекс частности - 3)) и поступки (помощь (индекс частности - 7), понимание (индекс частности - 4)), с которыми у них ассоциируется гуманный человек.

Многословные реакции преимущественно представлены словосочетаниями (16,1 % от общего числа реакций). Среди адъективных словосочетаний наиболее продуктивной моделью является сочетание прилагательного со словом «человек» (9,2 % от общего числа реакций) - чаще всего реципиенты обоих полов реагировали на стимул словосочетанием «добрый человек». К глагольным реакциям (1,7 % от общего числа реакций) относятся реакции со стержневым словом-глаголом (протягивает руку помощи, любит животных, хорошо относится к животным, умеет ценить мир, в котором он живет, <...> заботится о нем [о мире] и его живых существах) и со стержневым словом-причастием (любящий человек, уважающий окружающих человек). Стержневыми словами в субстантивных словосочетаниях (3,7 % от общего числа реакций) в большинстве случаев являются отглагольные существительные (уважение к человеческой личности, доброе отношение ко всему живому, культурное возвышение личности).

Как видно из приведенных выше примеров ассоциативно-вербальное поле ГУМАННЫЙ ЧЕЛОВЕК включает достаточно большое число положительных коннотатов. Как известно, коннотативное значение лексических единиц дискретно и в его содержании выделяются макрокомпоненты (внутриязыковые и внешнеязыковые) [24, 25]. В структуре внешнеязыкового макрокомпонента выделяются психологический, функционально-стилистический и идиомный (социальный) компоненты.

В ходе эксперимента участники преимущественно реагировали на стимул нейтральной и книжной лексикой. Абсолютное большинство ассоциатов являются оценочными лексическими единицами с положительной коннотацией (98,9 % от общего числа реакций). Единичные негативно окрашенные реакции оценочного характера входят в зону дальней периферии и представлены следующими словами и словосочетаниями: слабый человек, нерациональный человек, терпила. Социальный компонент среди полученных реакций представлен слабо. Исключением является единичный случай употребления молодежного сленга (терпила).

В структуру ассоциативно-вербального поля ГУМАННЫЙ ЧЕЛОВЕК входят ядерная, околоядерная и периферийная зоны (последняя делится на ближнюю и дальнюю периферию), которые выделены на основании индекса частотности полученных реакций. К ядру ассоциативно-вербального поля отнесены реакции, встречающиеся в ответах реципиентов от 20 и более раз; в околоядерную

зону вошли реакции, встречающиеся от 5 до 19 раз включительно; к ближней периферии отнесены реакции с частотностью от 4 до 2 раз; к дальней периферии отнесены единичные реакции.

В ядро ассоциативно-вербального поля ГУМАННЫЙ ЧЕЛОВЕК входят следующие реакции: добрый (77), отзывчивый (25), человечный (23), уважительный (22), доброта (20).

Околоядерную зону ассоциативно-вербального поля составляют такие реакции, как: помогающий (16), понимающий (16), милосердный (12), любящий (12), сострадательный (11), толерантный (10), человеколюбивый (9), справедливый (9), внимательный (9), заботливый (7), хороший (7), помощь (7), честный (6), человечность (6), терпимый (5), человек, действующий в соответствии с общепринятыми моральными принципами/нормами/правилами/ соблюдающий нормы морали (5), искренний (5).

Ближнюю периферию ассоциативно-вербального поля ГУМАННЫЙ ЧЕЛОВЕК составляют следующие реакции: великодушный (4), бескорыстный (4), душевный (4), снисходительный (4), эмпатичный (4), умный (4), разумный (4), понимание (4), честность (3), любовь (3), человеколюбие (3), мягкий (3), добродушный (3), отзывчивость (3), сердечный (2), доброжелательный (2), добросердечный (2), человек, который поддержит в любой ситуации (2), нежестокий (2), рассудительный (2), воспитанный (2), мудрый (2), образованный (2), порядочный (2), наделенный умением ценить мир, в котором он живет (2), человек, который ценит других и желает им лишь хорошего (2), я (2).

К дальней периферии были отнесены такие положительные единичные реакции, как: милостивый (1), чистосердечный (1), миролюбивый (1), сочувствующий (1), тактичный (1), ищущий компромисс в конфликтах (1), дружелюбие (1), встает на защиту других (1), без злого умысла (1), не идущий по головам других ради своих личных целей (1), умеющий читать ситуацию (1), чувственный, (1), правильный (1), социальность (1), открытость (1), осознанный человек (1), высший человек (1), общительный (1), нравственно богатый (1), лояльный (1), это человек, которому не безразличны чувства и эмоции других людей (1), считающийся с мнением других (1), уважаемый человек (1), ответственность и контроль за свои мысли и деяния (1), учтивый (1), спокойствие (1), хорошо соображающий (1), эрудированный человек (1), культурность (1).

Участниками эксперимента были даны единичные негативные реакции на заданное словосочетание-стимул, которые относятся к дальней периферии: терпила (1), слабый человек (1), нерациональный (1), стандартный человек (1), честолюбивый (1).

Применение методики семантического гешталь-та [26] позволило выявить в структуре ассоциативно-вербального поля ГУМАННЫЙ ЧЕЛОВЕК в языковом сознании сибирских студентов различные семантические зоны. При их выделении учитывались данные «Русского семантического словаря» под редакцией Н. Ю. Шведовой [27]:

1. Духовный мир:

а) разум, интеллект (умный (4), разумный (4), образованный (2), рассудительный (2) мудрый (2), эрудированный человек (1), хорошо соображающий (1));

б) соответствие правилам морали и нравственным нормам (человечный (23), милосердный (12), справедливый (9), человеколюбивый (9), человечность (6), честный (6), человек, действующий в соответствии с общепринятыми моральными принципами/нормами/правилами/соблюдающий нормы морали (5), честность (4), великодушный

(4), бескорыстный (4), порядочный (2), человек, не обделенный человечностью (1), нравственно богатый (1), правильный (1), социальность (1)).

2. Свойства и склад личности:

а) чувства и эмоциональные состояния (доброта (20), уважение (5), сострадание (3), любовь (3), толерантность (2), любовь к людям (1), любовь к ближним (1), уважение к человеческой личности (1), уважение к другим (1), отзывчивость (3); добрый человек, который уважает других, встает на защиту других (1); человек, который уважает, любит и понимает другого (1); человек, который уважает других людей (1); человек, который умеет уважать и сострадать (1); человек, который проявляет внимание и уважение к другим людям (1));

б) черты характера, склада личности, душевные свойства и их проявление в поступках, поведении (добрый (77), отзывчивый (25), любящий (12), сострадательный (11), толерантный (10), терпимый

(5), искренний (5), душевный (4), снисходительный (4), эмпатичный (4), мягкий (3), добродушный (3), сердечный (2), воспитанный (2), доброжелательный (2), добросердечный (2), сочувствующий (1), дружелюбие (1); человек, который ценит других и желает им лишь хорошего (1); человек, который может направить свою доброту другому, независимо от того, как он относится к нему (1)).

3. Социальные связи и связанные с ними действия:

а) внимание: внимательный к мелочам (1); внимательный к чужим проблемам (1); человек, проявляющий внимание и заботу к другим людям (1); человек, который проявляет внимание и уважение к другим людям (1);

б) забота: забота (1), забота о людях (1); умеет ценить мир, в котором он живет, заботится о нем и его живых существах (1); человек, кото-

рый заботится об окружающих его людях (1); человек, проявляющий внимание и заботу к другим людям (1); относящийся отзывчиво, чутко к людям, проникнутый вниманием, уважением к ним и заботой об их благе (1);

в) помощь: помощь (7), помогающий, несмотря ни на что; любящий людей, помогающий им (1); отзывчивый человек, который поможет и поддержит в любой ситуации (1); для меня гуманный человек - это тот тип личности, который бескорыстно, независимо от ситуации приходит на помощь (1);

г) понимание: понимание (4), человек, который умеет понимать другого человека (1); человек, который уважает, любит и понимает другого (1);

д) прочие социально одобряемые действия: добрый человек, который уважает других, встает на защиту других (1); не разделяющий людей на «бедных» и «богатых», считающий всех равными (1); относящийся ко всем людям одинаково (независимо от их социального статуса, расы и т. д.) (1); не идущий по головам других ради своих личных целей (1).

4. Наименование (благотворитель (1), руководители приютов для животных (1), взрослый мужчина за 40 (1), человек для людей (1), люди, занимающиеся благотворительностью (1), монах (1), эм-пат (1), пацифист (1), зоозащитник (1), Цицерон (1), миротворец (1), герой (1), добряк (1), судья (1), ангел (1), филантроп (1), меценат (1), я (2)).

Заключение

Анализ эмпирического материала позволил смоделировать ассоциативно-вербальное поле ГУМАННЫЙ ЧЕЛОВЕК в языковом сознании сибирских студентов и выделить в его структуре ядерную, околоядерную и периферийные зоны. В ядре исследуемого поля отражается стереотипирование - представление о гуманном человеке как о добром, отзывчивом, человечном и уважительном человеке. Исследование лексикографических данных показало, что отраженный в словарных статьях семантический признак «образованный и культурный» отошел в зону ближней периферии и не является больше значимым.

В структуре семантического гештальта ассоциативно-вербального поля ГУМАННЫЙ ЧЕЛОВЕК были выделены четыре семантические зоны: «духовный мир», «свойства и склад личности», «социальные связи и связанные с ними действия» и «наименование». В языковом сознании сибирских студентов закреплен важный дифференциальный признак гуманного человека - его социально одобряемая деятельность и поступки. На это указывает наличие в структуре семантической зоны «социальные связи и связанные с ними действия», а также

субзоны «черты характера, склада личности, душевные свойства и их проявление в поступках, поведении». Таким образом, исследование показало, что исследуемое ассоциативно-вербальное поле

концепта ГУМАННЫЙ ЧЕЛОВЕК занимает значимое место в русской национальной картине мира и относится к важнейшим концептам русской лин-гвокультуры.

Список источников

1. Русский ассоциативный словарь. Ассоциативный тезаурус современного русского языка: в 3 ч., 6 кн. / авт.-сост. Ю. Н. Караулов, Ю. А. Сорокин, Е. Ф. Тарасов, Н. В. Уфимцева, Г. А. Черкасова. М.а, 1994, 1996, 1998. URL: http://it-claim.ru/Projects/ASIS/ (дата обращения: 18.11.2022).

2. Алимушкина О. А. Механизмы проявления стереотипизации в ассоциативном поле: дис. ... канд. филол. наук. Барнаул, 2017. 192 с.

3. Долинский В. А. Моделирование вербальных ассоциативных полей в квантитативной лингвистике: дис. ... д-ра филол. наук. Москва, 2011. 1173 с.

4. Доменко Н. В. Лексические единицы со вторично-номинативным значением в ассоциативном поле русской языковой личности: дис. ... канд. филол. наук. М., 2005. 183 с.

5. Кузина О. А. Семантические и ассоциативные поля туризма как отражение фрагментов языкового сознания и картин мира русских, немцев и американцев: дис. ... канд. филол. наук. Барнаул, 2006. 458 с.

6. Шевченко С. Н. Структурная специфика ассоциативного поля лексических единиц, обозначающих полезные ископаемые, как проявление семантических различий лексем: дис. ... канд. филол. наук. М., 2017. 272 с.

7. Базовые ценности регионального языкового сознания русских Приенисейской Сибири / отв. ред. С. П. Васильева; авт.-сост. С. П. Васильева, А. Д. Васильев, Т. В. Мамаева, Е. В. Устьянцева. Красноярск, 2017. 180 с.

8. Заморщикова Л. С. «Человек» в ассоциативном поле русских, якутов и юкагиров // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2011. № 1 (8). С. 84-87.

9. Железовская Н. Л. Этноязыковая специфика эмоционально-оценочных единиц русских, белорусских и американских ассоциативных полей «Человек» // Известия Гомельского гос. ун-та имени Ф. Скорины. 2015. № 1 (88). С. 89-95.

10. Бентя Е. В. Ассоциативное поле «человек» при межкультурном сопоставлении // Межкультурная коммуникация: лингвистические и лингводидактические аспекты: сб. материалов IX Международной научно-практ. конф. Новосибирск, 2021. С. 67-71.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Береснева В. А. Ассоциативное поле аксиологического концепта ХОРОШИЙ ЧЕЛОВЕК // Материалы 54-й Международной научной студенческой конференции МНСК-2016: Языкознание. М., 2016. С. 40-41.

12. Кафтанов Р. А. Специфика вербальных ассоциаций военных на примере ассоциативного поля «враг» // Сибирский филол. журнал. 2017. № 1. С. 228-243.

13. Егорова А. И. Психолингвистический анализ ассоциаций концептов «мужчина» и «женщина» у тюркоязычных народов Сибири // Вестник РУДН. Психология и педагогика. 2020. Т. 17, № 1. С. 143-158.

14. Покоякова К. А. Образ мужчины в языковом сознании русских и американцев // Филол. науки. Вопросы теории и практики. 2013. № 7. Ч. 2. С. 147-149.

15. Бирюлина Е. А. Аксиологический концепт ГУМАННЫЙ ЧЕЛОВЕК в русской лингвокультуре // Филол. науки. Вопросы теории и практики. 2022. Т. 15, № 1. С. 116-125.

16. Славянский ассоциативный словарь: русский, белорусский, болгарский, украинский / авт.-сост. Н. В. Уфимцева, Г. А. Черкасова, Ю. Н. Караулов, Е. Ф. Тарасов. М., 2004. 800 с.

17. Словарь ассоциативных норм русского языка / под ред. А. А. Леонтьева. М., 1977. 192 с.

18. Русский региональный ассоциативный словарь (европейская часть России): в 2 т. / авт.-сост. Н. В. Уфимцева, Г. А. Черкасова. М., 2018. Т. 1. 544 с.

19. Довголюк М. Н. Ассоциативно-вербальное поле «Армия»: лингвокогнитивный аспект: дис. ... канд. филол. наук. СПб., 2016. 169 с.

20. Толковый словарь русского языка / под ред. Д. Н. Ушакова. М.: ОГИЗ, 1935. 828 с.

21. Словарь русского языка / под ред. С. И. Ожегова. М.: ОГИЗ-ГИС, 1949. 968 с.

22. Большой толковый словарь русского языка / гл. ред. С. А. Кузнецов. СПб.: Норинт, 1998. 1534 с.

23. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. М.: Русский язык, 2000. URL: https:// www.efremova.info/ (дата обращения: 18.11.2022).

24. Сторожева Е. М. Коннотация и ее структура // Вестник ЧелГУ. 2007. № 13. С. 113-118.

25. Ерофеева Е. В., Сторожева Е. М. Идиомный компонент коннотативного значения слова // Вестник Пермского ун-та. 2009. Вып. 4. С. 5-13.

26. Караулов Ю. Н. Семантический гештальт ассоциативного поля и образы сознания // Языковое сознание: содержание и функционирование: тезисы докладов XIII Международного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации (Москва, 1-3 июня 2000 г.). М.: ИЯ РАН, 2000. С. 107-108.

27. Русский семантический словарь. Толковый словарь, систематизированный по классам слов и значений / под общ. ред. Н. Ю. Шведовой. Т. 3: Имена существительные с абстрактным значением. Бытие. Материя, пространство, время. Связи, отношения, зависимости. Духовный мир. Состояние природы, человека. Общество. М.: Азбуковник, 2003. 720 с.

References

1. Russkiy assotsiativnyy slovar'. Assotsiativnyy tezaurus sovremennogo russkogo yazyka: v 3 ch., 6 kn. Avtor-sostavitel' Yu. N. Karaulov, Yu. A. Sorokin, Ye. F. Tarasov, N. V. Ufimtseva, G. A. Cherkasova [Russian associative dictionary. Associative thesaurus of the modern Russian language: in 3 parts, 6 books. Author-compiler Yu. N. Karaulov, Yu. A. Sorokin, E. F. Tarasov, N. V. Ufimtseva, G. A. Cherkasov]. Moscow, 1994, 1996, 1998 (in Russian). URL: http://it-claim.ru/Projects/ASIS/ (accessed 18 November 2022).

2. Alimushkina O. A. Mekhanizmy proyavleniya stereotipizatsii v assotsiativnom pole. Dis. kand. filol. nauk [Mechanisms of manifestation of stereotyping in the associative field. Diss. cand. philol. sci.]. Barnaul, 2017. 192 p. (in Russian).

3. Dolinsky V. A. Modelirovaniye verbal'nykh assotsiativnykh poley v kvantitativnoy lingvistke. Dis. dokt. filol. nauk [Modeling of verbal associative fields in quantitative linguistics. Diss. doct. philol. sci.]. Moscow, 2011. 1173 p. (in Russian).

4. Domenko N. V. Leksicheskiye yedinitsy so vtorichno-nominativnym znacheniyem v assotsiativnom pole russkoy yazykovoy lichnosti. Dis. kand. filol. nauk [Lexical units with a secondary nominative meaning in the associative field of the Russian language personality. Diss. cand. philol. sci.]. Moscow, 2005. 183 p. (in Russian).

5. Kuzina O. A. Semanticheskiye i assotsiativnyye polya turizma kak otrazheniye fragmentov yazykovogo soznaniya i kartin mira russkikh, nemtsev i amerikantsev. Dis. kand. filol. nauk [Semantic and associative fields of tourism as a reflection of fragments of linguistic consciousness and worldviews of Russians, Germans and Americans. Diss. cand. philol. sci.]. Barnaul, 2006. 458 p. (in Russian).

6. Shevchenko S. N. Strukturnaya spetsifika assotsiativnogo polya leksicheskikh yedinits, oboznachayushchikh poleznyye iskopayemyye, kak proyavleniye semanticheskikh razlichiy leksem. Dis. kand. filol. nauk [Structural specificity of the associative field of lexical units denoting minerals as a manifestation of semantic differences of lexemes. Diss. cand. philol. sci.]. Moscow, 2017. 272 p. (in Russian).

7. Bazovyye tsennosti regional'nogoyazykovogo soznaniya russkikh Priyeniseyskoy Sibiri. Otvetstvennyy redaktor S. P. Vasil'yeva; avtor-sostavitel' S. P. Vasil'yeva, A. D. Vasil'yev, T. V. Mamayeva, Ye. V. Ust'yantseva [Basic values of the regional linguistic consciousness of the Russians in the Yenisei Siberia. Ed. S. P. Vasilieva; author-compiler S. P. Vasilyeva, A. D. Vasiliev, T. V. Mamaeva, E. V. Ustyantseva]. Krasnoyarsk, 2017. 180 p. (in Russian).

8. Zamorshchikova L. S. «Chelovek» v assotsiativnom pole russkikh, yakutov i yukagirov [«Man» in the associative field of Russians, Yakuts and Yukaghirs]. Filologicheskiye nauki. Voprosy teorii i praktiki - Philological Sciences. Questions of theory and practice, 2011, no. 1 (8), pp. 84-87 (in Russian).

9. Zhelezovskaya N. L. Etnoyazykovaya spetsifika emotsional'no-otsenochnykh yedinits russkikh, belorusskikh i amerikanskikh assotsiativnykh poley «Chelovek» [Ethno-linguistic specificity of emotional-evaluative units of Russian, Belarusian and American associative fields «Man»]. Izvestiya Gomel 'skogo gosudarstvennogo universiteta imeni F. Skoriny - Bulletin of the Gomel State University named after F. Skorina, 2015, no. 1 (88), pp. 89-95 (in Russian).

10. Bentya E. V. Assotsiativnoye pole «chelovek» pri mezhkul'turnom sopostavlenii [Associative field «man» in intercultural comparison]. Mezhkul'turnaya kommunikatsiya: lingvisticheskiye i lingvodidakticheskiye aspekty. Sbornik materialov IX Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Intercultural communication: linguistic and linguodidactic aspects. Collection of materials of the IX international scientific-practical conference]. Novosibirsk, 2021. Pp. 67-71 (in Russian).

11. Beresneva V. A. Assotsiativnoye pole aksiologicheskogo kontsepta KHOROSHIY CHELOVEK [The associative field of the axiological concept GOOD PERSON]. Materialy 54-y Mezhdunarodnoy nauchnoy studencheskoy konferentsii MNSK-2016: Yazykoznaniye [Proceedings of the 54th International Scientific Student Conference MNSK-2016: Linguistics]. Moscow, 2016. Pp. 40-41 (in Russian).

12. Kaftanov R. A. Spetsifika verbal'nykh assotsiatsiy voyennykh na primere assotsiativnogo polya «vrag» [Specificity of military verbal associations on the example of the associative field «enemy»]. Sibirskiy filologicheskiy zhurnal - Siberian Journal of Philology, 2017, no. 1. pp. 228-243 (in Russian).

13. Egorova A. I. Psikholingvisticheskiy analiz assotsiatsiy kontseptov «muzhchina» i «zhenshchina» u tyurkoyazychnykh narodov Sibiri [Psycholinguistic analysis of the associations of the concepts «Man» and «Woman» among the Turkic-speaking peoples of Siberia]. VestnikRUDN. Psikhologiya ipedagogika -RUDN Journal of Psychology andPedagics, 2020, vol. 17, no. 1, pp. 143158 (in Russian).

14. Pokoyakova K. A. Obraz muzhchiny v yazykovom soznanii russkikh i amerikantsev [The Image of a Man in the Linguistic Consciousness of Russians and Americans]. Filologicheskiye nauki. Voprosy teorii i praktiki - Philological Sciences. Questions of theory and practice, 2013, no. 7 (2), pp. 147-149 (in Russian).

15. Biryulina E. A. Aksiologicheskiy kontsept GUMANNYY CHELOVEK v russkoy lingvokul'ture [The axiological concept HUMANE PERSON in Russian linguistic culture]. Filologicheskiye nauki. Voprosy teorii i praktiki - Philological Sciences. Questions of theory and practice, 2022, vol. 15, no. 1, pp. 116-125 (in Russian).

16. Slavyanskiy assotsiativnyy slovar': russkiy, belorusskiy, bolgarskiy, ukrainskiy. Avtor-sostavitel' N. V. Ufimtseva, G. A. Cherkasova, Yu. N. Karaulov, Ye. F. Tarasov [Slavic associative dictionary: Russian, Belarusian, Bulgarian, Ukrainian. Author-compiler N. V. Ufimtseva, G. A. Cherkasova, Yu. N. Karaulov, E. F. Tarasov. Moscow, 2004. 800 p. (in Russian).

17. Slovar' assotsiativnykh norm russkogo yazyka. Pod red. A. A. Leont'yeva. [Dictionary of associative norms of the Russian language. Ed. A. A. Leontiev]. Moscow, 1977. 192 p. (in Russian).

18. Russkiy regional'nyy assotsiativnyy slovar': (yevropeyskaya chast' Rossii): v 2 tomakh. Tom 1. Avtor-sostavitel' N. V. Ufimtseva, G. A. Cherkasova [Russian regional associative dictionary: (European part of Russia): in 2 volumes. Vol. 1. Author-compiler N. V. Ufimtseva, G. A. Cherkasov]. Moscow, 2018. 544 p. (in Russian).

19. Dovgolyuk M. N. Assotsiativno-verbal'noye pole «Armiya»: lingvokognitivnyy aspect. Dis. kand. filol. nauk [Associative-verbal field «Army»: linguo-cognitive aspect. Diss. cand. philol. sci.]. Saint Petersburg, 2016. 169 p. (in Russian).

20. Tolkovyy slovar' russkogo yazyka. Pod red. D. N. Ushakova [Explanatory dictionary of the Russian language. Ed. D. N. Ushakov]. Moscow, 1935. 828 p. (in Russian).

21. Slovar' russkogo yazyka. Pod red. S. I. Ozhegova [Dictionary of the Russian language. Ed. S. I. Ozhegov]. Moscow, 1949. 968 p. (in Russian).

22. Bol'shoy tolkovyy slovar' russkogo yazyka. Gl. red. S. A. Kuznetsov [Big explanatory dictionary of the Russian language. Ed. S. A. Kuznetsov]. Saint Petersburg, Norint Publ., 1998. 1534 p. (in Russian).

23. Efremova T. F. Novyy slovar' russkogo yazyka. Tolkovo-slovoobrazovatel'nyy [New dictionary of the Russian language. Explanatory derivational]. Moscow, 2000 (in Russian). URL: https://www.efremova.info/ (accessed 18 November 2022).

24. Storozheva E. M. Konnotatsiya i yeye struktura [Connotation and its structure]. Vestnik ChelGU - Bulletin of Chelyabinsk State University, 2007, no. 13, pp. 113-118 (in Russian).

25. Erofeyeva E. V., Storozheva E. M. Idiomnyy komponent konnotativnogo znacheniya slova [The idiom component of the connotative meaning of the word]. Vestnik Permskogo universiteta - Bulletin of Perm University, 2009, no. 4, pp. 5-13 (in Russian).

26. Karaulov Yu. N. Semanticheskiy geshtal't assotsiativnogo polya i obrazy soznaniya [Semantic Gestalt of the Associative Field and Images of Consciousness]. Yazykovoye soznaniye: soderzhaniye i funktsionirovaniye: tezisy dokladov XIII Mezhdunarodnogo simpoziuma po psikholingvistike i teorii kommunikatsii (Moskva, 1-3 iyunya 2000 g.) [Linguistic Consciousness: Content and Functioning: Abstracts of the XIII International Symposium on Psycholinguistics and Communication Theory (Moscow, June 1-3, 2000)]. Moscow, 2000. Pp. 107-108 (in Russian).

27. Russkiy semanticheskiy slovar'. Tolkovyy slovar', sistematizirovannyy po klassam slov i znacheniy. Pod obshchey red. N. Yu. Shvedovoy. Tom 3: Imena sushchestvitel'nye s abstraktnym znacheniyem. Bytiye. Materiya, prostranstvo, vremya. Svyazi, otnosheniya, zavisimosti. Dukhovnyy mir. Sostoyaniye prirody, cheloveka. Obshestvo [Russian semantic dictionary. Explanatory Dictionary Systematized by Classes of Words and Meanings. Ed. N. Yu. Shvedova. under the general editorship of N. Yu. Shvedova. T. 3: Nouns with an abstract meaning. Being. Matter, space, time. Connections, relationships, dependencies. Spiritual world. The state of nature, man. Society]. Moscow, Azbukovnik Publ., 2003. 720 p. (in Russian).

Информация об авторе

Бирюлина Е. А., аспирант, Сибирский федеральный университет (пр. Свободный, 82а, Красноярск, Россия, 660041). Information about the author

Biryulina E. A., postgraduate student, Siberian Federal University (pr. Svobodny, 82a, Krasnoyarsk, Russian Federation, 660041).

Статья поступила в редакцию 22.11.2022; принята к публикации 17.03.2023 The article was submitted 22.11.2022; accepted for publication 17.03.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.