АССОЦИАТИВНО-СИНЕКТИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ СОТВОРЧЕСТВА СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
С. А. Новоселов
Уже давно обсуждается вопрос о том, что в структуре общего и профессионального образования необходимо значительное место отводить творческой составляющей взаимосвязанных процессов развития, воспитания и обучения растущего человека [3]. Это тем более необходимо в аспекте учёта индивидуальных, личностных потребностей обучаемых. При этом необходимо не только развивать творческие способности учащихся, но в творческой деятельности необходимо дать учащемуся возможность развиваться как личности и научиться самостоятельно и, насколько это возможно, максимально осознанно творить образ «Я». Не менее важно, чтобы этот процесс способствовал росту творческого потенциала самого педагога, преподавателя как ведущего субъекта образовательного сотрудничества в школе, колледже и вузе. Решению этой задачи должны служить специальные психологопедагогические технологии взаимодействия педагогов и учащихся, технологии сотворчества, которые позволят развить творчество учащегося и творчество педагога в единстве трех аспектов: с ориентацией на актуальный уровень развития творческого потенциала; с ориентацией на самостоятельный выбор учащимся возможной сферы будущей профессиональной деятельности; с ориентацией на перспективное развитие лучших человеческих, духовных качеств субъектов творческого образовательного процесса [2].
В настоящее время лишь известная ассоциативно-синектическая технология (далее АСТ) развития сотворчества [2] способна обеспечить все указанные аспекты психолого-педагогического фасилитационного взаимодействия субъектов образования. Приведенное далее описание вариантов АСТ развития креативности субъектов образовательного процесса послужит в основных своих чертах ориентиром для создания комплекса индивидуальных, личностно ориентированных педагогических технологий, реально применимых для широкого использования в учреждениях образования, с максимально возможным учётом потребностей субъектов сотворчества в саморазвитии.
Прежде чем перейти к описанию АСТ, отметим её необычность и перспективы её применения. Подчеркивая необычность АСТ, мы намеренно дали самому известному ее варианту несколько спорное название: «Дизайн искусственных стихов» [1], вполне отдавая себе отчёт в том, сколько вопросов оно вызовет. Название «искусственные» обозначает лишь то, что эти стихи - результат технологии развития творческого воображения. Они «конструируются», «проектируются» из элементов японских поэтических миниатюр - хайку, хокку и танка, а затем превращаются в визуальные образы и проекты. Использование традиционной японской поэтической миниатюры для целей развития креативности обучаемых и педагогов объясняется самой структурой этих стихотворений, теми возможностями их дофантазирования, додумывания, которые заложены в их природе. При этом конструирование новых, уже «не японских» стихов направлено не на массовую подготовку поэтов, а на
139
развитие креативности человека, работающего с этими стихами, а затем на перенос актуализированной креативности в сферу конкретной проектной, творческой, исследовательской деятельности вне зависимости от того, каков объект этой деятельности. Такой перенос обеспечивает новое видение, новые смыслы и новые перспективы развития, совершенствования избранного для сотворчества объекта.
Алгоритм организации учебно-творческой деятельности субъектов образовательного процесса с применением АСТ состоит из следующих шагов.
1. С целью подготовки учащихся к применению ассоциативно-синектических технологий их включают в игры с применением известных эвристических методов.
2. Педагог обсуждает с учащимися роль комбинирования. Он обращает их внимание на то, что целью комбинирования является поиск нового смысла в каждой из полученных случайным образом комбинаций известных элементов предмета деятельности.
3. Педагог беседует с учащимися о фантазии, воображении, о поиске и комбинировании новых образов, о том, что это доставляет радость, удовольствие и предлагает научиться видеть красоту нового и испытывать удовольствие от процесса ее создания. Научиться этому можно с помощью чтения и поиска новых смыслов в японских трехстишиях - «хайку», «хокку» и пятистишиях «танка» (возможно комбинирование стихов детских поэтов, сказок, стихов философского содержания и т. д.).
4. После чтения хайку и танка педагог предлагает учащимся выбрать наиболее понравившиеся. Он обращает внимание на то, что эти стихи и их фрагменты можно рассматривать в качестве «деталей» поэтического конструктора или «поэтических кубиков» для «сборки» из них новых уже не японских стихов или рассказов и сказок. Эти элементы содержания, элементы-образы и элементы-эмоции можно изменять, усиливать, «перекрашивать» и «перекраивать» под индивидуальное видение мира, под индивидуальный «размер души». Например, можно провести «механическую обработку» деталей конструктора посредством добавления и перестановки знаков препинания, удаления (прибавления) слов, а затем попытаться найти новые смыслы, новые образы, вызывающие эмоциональный отклик. Сам факт такой «механической обработки» и «сборки» вызывает необходимость использовать для обозначения сконструированных стихов новое название - «искусственные стихи».
5. Педагог показывает пример комбинирования «деталей» поэтического конструктора, а затем каждый учащийся самостоятельно составляет комбинацию выбранных стихотворных элементов так, чтобы в его воображении появилась совокупность образов, вызывающая определенные эмоции или память о пережитых эмоциях. Полученная комбинация может быть построена без ритма и рифмы. Учащиеся должны постараться усилить эмоциональный эффект полученной комбинации ее дальнейшим переконструированием и видоизменением. Эта деятельность по комбинированию образов и провокации эмоций активизирует образное мышление. При этом процесс образного мышления сочетается с процессом аналитического мышления, так как им контролируется конструирование, «сборка» поэтической комбинации.
140
6. Подчинение конструкции из элементов-образов и элементов-чувств ритму и рифме. Таким способом моделируется состояние одновременной работы сознания и бессознательного над одним и тем же объектом. Активное взаимодействие педагога и учащихся в «рифмовании» полученных ими комбинаций поэтических образов способствует формированию атмосферы сотворчества и повышает вероятность достижения творческого результата. Сотворчество педагога и учащихся, конечно же, не ограничивается совместным «рифмованием». Значительно более важным мы считаем совместное «открытие» и «изобретение» новых смыслов, комбинирование смыслов, открытых учащимися и педагогом независимо друг от друга, разработку вариантов полученных поэтических образов.
7. Педагог помогает учащимся осмыслить тот факт, что по содержанию деятельности процесс проектирования новых поэтических образов может быть связан с поиском аналогий для технических объектов, для ситуаций, которые могут возникать в конкретных видах деятельности.
8. Педагог организует связанную с рожденными в искусственных стихах образами учебно-творческую деятельность в сфере интересного для учащихся вида творческой деятельности. Этот переход необходимо организовать как можно быстрее (а в идеале - параллельно) после завершения работы над искусственным стихотворением. Например, педагог может предложить обучаемым выбрать любой материальный объект (объект техники, быта, профессиональной деятельности и т. д.), либо упоминаемый в созданном стихотворении, либо связанный с содержанием и образами стихотворения. Затем ставится задача усовершенствования этого объекта, например, с помощью одного из ассоциативных методов активизации мышления. В ходе работы по совершенствованию выбранного технического объекта педагог предлагает учащимся сосредоточить свои усилия не столько на модернизации конструктивных элементов усовершенствуемого объекта техники, сколько на поиск его новых потребительских качеств.
9. Педагог организует логически обоснованный переход от учебно-творческой деятельности с использованием АСТ к работе по реализации полученных идей, например, в рамках учебно-производственной деятельности или принятого к исполнению проекта.
Как показал опыт, применение данной технологии гарантирует достижение каждым учащимся творческого результата в выбранной сфере деятельности, развитие способностей к творчеству, включая их рациональную и эмоциональную составляющие. Опыт применения АСТ в образовательном процессе привёл к её усилению посредством введения визуальной составляющей, т. е. включения в нее элементов визуального проектирования поэтических образов.
Список литературы
1. Дизайн искусственных стихов: Проект Сергея Новоселова. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2003.
2. Новоселов С.А. Развитие технического творчества в учреждении профессионального образования: системный подход. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1997.
3. Новоселов С.А. Педагогическая система развития технического творчества в учреждении профессионального образования: дис. ... д-ра пед. наук. - Екатеринбург: Урал. гос. проф.-пед. ун-т, 1997.
141