Научная статья на тему 'Ассирийские менологии и поздневавилонские гороскопы: единство семантики'

Ассирийские менологии и поздневавилонские гороскопы: единство семантики Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
997
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Хузирина / Урук / менологии / гороскопы / хронопсихология / Huzirina / Uruk / menologies / horoscopes / chronopsychology

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Владимир Владимирович Емельянов

В статье сравниваются две группы текстов — ассирийские помесячные предсказания и зодиакальные гороскопы. Устанавливается семантическая зависимость гороскопных предсказаний по знакам зодиака от мифов и ритуалов шумеро-вавилонского культового календаря. Обнаружено, что после IV в. до н.э. гороскопные предсказания становятся более произвольными. Проводится сопоставление данных клинописных текстов с данными современной психофизиологии и хронопсихологии (К. Гонда и ее группа). Предполагается, что составители клинописных текстов VIII–IV вв. до н.э. сообщали кругу врачей и астрологов о зависимости заболеваний людей, родившихся в разные сезоны года, от их темперамента и состояния нервной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the Semantic Unity of Assyrian Menologies and Late Babylonian Horoscopes

This article compares two groups of texts: Neo-Assyrian menologies (monthly predictions) and zodiacal horoscopes of the Late Babylonian period. The semantic relationships of both with the myths and rituals of the Sumerian and Babylonian cultic calendar are established. It was found that after the fourth century BC, Babylonian horoscopes became more arbitrary. The data of cuneiform texts are compared with data of modern psychophysiology and chronopsychology (X. Gonda and her group). It is assumed that the scribes of eighth to fourth centuries BC reported to the circle of healers and astrologers about dependence of diseases of people born in different seasons on their temperament and condition of the nervous system. Now we can say that the rational core of Babylonian astrology for modern man lies in the fact that the sources of the various changes in psychophysical condition are deemed not to constellations, but geoclimatic periods of the year in which these constellations appear. The Babylonians believed that the characteristics of physical and mental development of a person born in a particular period of the year coincide with the sensations and symptoms that overtake all people at the same time. Whether this hypothesis is right or wrong is the problem which modern science has yet to discover.

Текст научной работы на тему «Ассирийские менологии и поздневавилонские гороскопы: единство семантики»

Владимир Емельянов

Ассирийские менологии и поздневавилонские гороскопы: единство семантики1

В статье сравниваются две группы текстов — ассирийские помесячные предсказания и зодиакальные гороскопы. Устанавливается семантическая зависимость гороскопных предсказаний по знакам зодиака от мифов и ритуалов шу-меро-вавилонского культового календаря. Обнаружено, что после IV в. до н.э. гороскопные предсказания становятся более произвольными. Проводится сопоставление данных клинописных текстов с данными современной психофизиологии и хронопсихологии (К. Гонда и ее группа). Предполагается, что составители клинописных текстов VШ-IV вв. до н.э. сообщали кругу врачей и астрологов о зависимости заболеваний людей, родившихся в разные сезоны года, от их темперамента и состояния нервной системы.

Ключевые слова: Хузирина, Урук, менологии, гороскопы, хронопсихология.

Владимир Владимирович Емельянов

Санкт-Петербургский государственный университет banshur69@gmaiL.com

В предыдущей статье [Емельянов 2014а] было показано, что обряды весеннего и осеннего новогодья в древней Месопотамии образуют семантическую оппозицию: «Для обрядовых действий и представлений весеннего периода характерна агрессия, приводящая к экспансии (победа царя и героя над злодеем, изгнание нечистых, священный брак) и сопровожденная в I тыс. до н.э. временным унижением царя. Такая же агрессия приписывается и ребенку, родившемуся весной. Напротив, для осени характерны очищение царя и страны, возвращение нечистых и временное уравнивание всех граждан в правах, заточение царя в тюрьме, пост, принесение жертв предкам, богам тюрьмы и подземного суда. Особенно заметно это на примере двух обрядов выпускания птиц. Выпускание птиц в Нисане имеет целью повлиять на вышестоящего, навязать ему свою волю, заставить исполнять свои желания (экспансия). Выпускание птиц и пленных в Ташриту имеет целью

1 Основой статьи является доклад "The Nippur Calendar and Psychology of Time", прочитанный в Еврейском университете Иерусалима 20 октября 2015 г. Сердечно благодарю академика Вяч.Вс. Иванова (Москва — Лос-Анджелес) за комментарий к хеттскому тексту, профессоров Вэйна Хоровица, Ури Габбая (Иерусалим), Марка Геллера (Берлин), Джона Ви (Чикаго) за обсуждение основных положений статьи и библиографическую помощь.

самоочищение во время заточения в узилище. Общим моментом двух обрядов является временное поражение царя в правах. 5 Нисана жрец-шешгаллу отбирает у царя знаки власти, ставит на колени, дергает за уши и бьет по щекам. 4—7 Ташриту тот же самый жрец-шешгаллу отбирает у царя знаки власти и заключает его в шутукку, временно лишая солнца» [Емельянов 2014а: 158—159]. При сопоставлении весеннего новогоднего ритуала с предсказаниями и заговором на рождение ребенка в первом месяце года оказалось, что на индивидуальную судьбу ребенка была перенесена семантика коллективного обряда. При соединении данных клинописных текстов с данными хронопсихологии выяснилось, что «календарные обряды весны и осени помогали в древности адаптироваться к смене сезонного ритма, они создавали ритуальную рамку для выражения деструктивных эмоций в социально приемлемых формах и тем самым препятствовали крайним проявлениям в деятельности психики» [Емельянов 2014а: 161]. При этом за рамками статьи остался важнейший вопрос: как возникает семантика индивидуальных гороскопных предсказаний? Для того чтобы ответить на него, следует параллельно изучать сборники помесячных обрядов и предсказаний (мено-логии) и тексты гороскопной астрологии. Тогда станет понятно, как асемантичные созвездия лунного и солнечного зодиака приняли в себя смыслы месяцев, в которые они восходили, и как смыслы коллективного ритуала были распространены на представления о судьбе человека, родившегося в том же месяце года. Понять это означает не только понять рациональное основание самой астрологии как части культуры, но и связать астрологию с той интеллектуальной революцией VIII—IV вв. до н.э., которая породила в физике учение об элементах и атомизм, а в медицине и психологии — первые попытки осмысления индивидуального бытия человека [Емельянов 2014в; Geller 2014b].

Прошедшие с момента выхода предыдущей статьи два года дали два весьма значительных открытия в области связи календаря и астрологии. Прежде всего, в книге М. Геллера о вавилонской медицине были изданы и сопоставлены новоассирийские менологии болезней и зодиакальные предсказания позд-невавилонского времени [Geller 2014a]. В них выявлена единая терминология симптомов и инцидентов, однако еще не ставился вопрос об общей семантике вердиктов1. Вторым значительным открытием стала публикация самого древнего известного нам микрокосма — поздневавилонской таблички из Бри-

В вавилонской предсказательной терминологии симптомы и инциденты назывались машальту 'вопрос', а вердикты цату 'исход, ответ1, что соответствует греческим протасису и аподосису.

танского музея, в которой каждый знак зодиака сопоставлен с частью тела [Wee 2015]. Оба эти достижения будут важным подспорьем для дальнейшего изучения календаря и зодиака как единой семантико-символической системы, связанной с психофизиологией человека.

Начать следует с того, что календарные месяцы и знаки зодиака в клинописных текстах безусловно отождествляются [Foxvog 1993: 107; Емельянов 1999: 190—191]. Далее следует сравнить систему календарных месяцев и зодиакальных знаков. Системные признаки, которые античная астрология приписывает зодиакальным знакам, в клинописных текстах считались признаками календарных месяцев. Так, разделение знаков Зодиака по четырем элементам (огонь, земля, воздух, вода) и по мужским и женским знакам уже известно в клинописных текстах VII—IV вв. до н.э. Табличка LBAT 1593 I, A6'-A7' гласит: BAR NE u GAN US: GUD KIN u AB MUNUS SIG DU6 u ZIZ2 US / SU APIN u SE MUNUS [Reiner 2000: 422]. Э. Райнер переводит эти строки следующим образом: "(in months) I, V, and IX (the child will be) male, (in months) II, VI and X female, [(in months) III, VII and XI male], (in months) IV, VIII and XII female" [Reiner 2000: 423]. На самом же деле в тексте отсутствует слово DUMU «ребенок». Да и трудно было бы предположить в вавилонянах такую степень наивности, чтобы они считали, что в определенный месяц могут рождаться дети только одного пола. Это не подтверждалось их жизненным опытом. Поэтому строки таблички нужно читать так, как они написаны: «I, V и IX (месяцы) мужские, II, VI и X (месяцы) женские, III, VII и XI (месяцы) мужские, IV, VIII и XII (месяцы) женские».

Что же такое «мужские и женские месяцы»? Если мы посмотрим на данные Астролябии Б и других пояснительных текстов, то увидим преобладание в группах месяцев праздников в честь мужских и женских божеств. I, V и IX месяцы связаны с почитанием богов-воителей и героев — Мардука, Гильгамеша и Нергала-Эрры. II, VI и X месяцы посвящены обрядам в честь Инанны. Во II месяце совершается обряд священного брака, в VI статуэтки Инанны-Иштар омываются в Реке священных ордалий, а в X устраивается Большой праздник Инанны. III, VII и XI месяцы снова отдаются мужским божествам — близнецам Сину и Нергалу, богу кирпича Кулле, судье живых и мертвых Шамашу, Ануннакам, Энки-Эа и Ададу. IV, VIII и XII месяцам остается роль «женских», хотя скорее можно назвать их траурными, связанными с плачами. В IV месяце Нинруругу оплакивает уходящего в Подземный мир Думузи; в VIII месяце хозяин обрядов отсутствует, зато на небе появляется зловещая богиня Ишхара, которую сравнивают с Тиамат; а в XII хозяе-

вами обитаемого мира оказываются Семеро — злые демоны, разносящие различные болезни [Емельянов 1999: 47—140]1.

В табличке BM 36746 весь зодиак делится по ветрам и регионам, но группировка оставлена та же самая [Rochberg 2010: 40]:

«Овен — северный ветер — Аккад. Телец — южный ветер — Элам. Близнецы — западный ветер — Амурру. Рак — восточный ветер — Субарту. Лев — северный ветер — Аккад. Дева — юго-восточный ветер — Элам. Весы — юго-западный ветер — Амурру. Скорпион — восточный ветер — Субарту. Стрелец — северный ветер — Аккад. Козерог — южный ветер — Элам. Водолей — западный ветер — Амурру. Рыбы — восточный ветер — Субарту».

С дополнением по табличке Ach Supp. 2 118 rev. 2—3 получается следующая система: «Овен, Лев, Стрелец — северный ветер — Аккад. Телец, Дева, Козерог — южный ветер — Элам. Близнецы, Весы, Водолей — западный ветер — Амурру. Рак, Скорпион, Рыбы — восточный ветер — Субарту и Страна ку-тиев» [Rochberg 2010: 40, 51]. Если в Аккад и Амурру входят знаки, восходящие в мужские месяцы года, и сами эти направления связаны с военными походами северян и вторжениями кочевых племен из Сирийской пустыни, то в Элам и Субарту включены знаки женских месяцев. При этом Элам означает в клинописных текстах постоянного соседа-врага, а направление Субарту, в которое включена также страна кутиев, возможно, напоминает о нашествии неприятеля со стороны гор Загроса.

В античной астрологии четыре ветра и направления становятся четырьмя элементами зодиака (север — огонь, юг — земля, запад — воздух, восток — вода). Знаки зодиака так же, как и вави-

Разделение месяцев на четыре группы по три с шестью мужскими и шестью женскими переносится в античности на знаки Зодиака. Птолемей, весьма далекий от знания месопотамских ритуальных тонкостей, объясняет мужские и женские знаки по-своему: «Кроме того, было принято приписывать шести знакам мужскую и дневную природу, и такому же числу других — женскую и ночную. Перемежающийся порядок отводился им потому, что день всегда неотделим от ночи, а женское начало от мужского. Теперь, когда в качестве исходного пункта по уже упомянутым причинам мы избрали знак Овна, а также ввиду того, что мужское всегда правит и стоит на первом месте, поскольку активное всегда значительно превосходит в силе пассивное, Овен и Весы были причислены к мужским и дневным знакам; еще одной причиной явился тот факт, что проведенная через них равноденственная окружность отражает завершение первичного и наиболее мощного движения всей Вселенной. Знаки, идущие за ними, как мы уже упоминали, изменяются в порядке чередования» [Тетрабиблос б.г.: 36].

лонские месяцы, делятся на мужские и женские [Тетрабиблос б.г.: 36, 41—42]1.

Рассмотрим теперь связь зодиакальных знаков с богами. Об этом рассказывает «Астролябия Пинчеса» [Емельянов 1999: 189; Horowitz 2014: 140-144]:

«Плеяды — оружие Шарур. Великие Близнецы — Син и Нергал. Рак — жилище Ана. Лев — Великий Великан. Весы — владыка владык Шамаш. Скорпион — богиня небес и земли Ишхара. Водолей — владыка источников Эа. Рыбы — три божества Эа».

Мы видим, что во многих случаях божества зодиакальных знаков являются божествами календарных месяцев. Шарур - это оружие Нинурты, который возвращается из похода как раз в конце второго месяца, при восхождении Плеяд и Тельца. Син и Нергал — герои третьего месяца. Великан — скорее всего, Гильгамеш, которому традиция приписывает гигантский рост. Шамаш управляет судом над миром живых в седьмом месяце календаря. А Эа является покровителем одиннадцатого месяца [Емельянов 1999].

Рассмотрим теперь связь между менологическими и гороскоп-ными предсказаниями. Одно из самых ранних дошло до нас из Хаттусы и составлено по какому-то аккадскому образцу (возможно, по образцу из Эмара) на хеттском языке в конце II тыс. до н.э. [Beckman 1983: 13—17; Stol 2000: 92—93, прим. 16]2:

«[Если в 1 месяце ребенок родится] — этот ребенок размечет дом своего отца, но в будущем восстановит его3.

[Если во 2 месяце ребенок родится] — этому ребенку будет недоставать жизненной силы4.

Интересно, что Птолемей сохраняет даже связь знаков со сторонами света. Однако для двух групп вавилонская семантика нарушается: если I, V, IX знаки названы у него северными, а II, VI, X южными, то III, VII, XI у Птолемея восточные (поскольку хозяйскую планету этой группы Сатурн он ассоциирует с востоком), а IV, VIII, XII знаки — западные (что объясняется у него господством Марса) [Тетрабиблос б.г.: 41]. Позднее вместо сторон света появится деление знаков по четырем элементам. Комментарии к этому тексту принадлежат Вяч.Вс. Иванову.

Вся первая часть предложения, заканчивая «родится», восстановлена Римшнейдером, записи которого использовал Бекман, и Бекманом на основании повторяющегося дальше в той же табличке текста редкого аккадского написания с B[IR]=is[appal}], здесь имеющего значение 'разбросает вещи, перевернет все вверх дном' (в доме отца). Обратное действие, судя по контексту, описывается хеттским глаголом движения с приставкой andan arnuzi'приведет в обратное состояние = вернет обратно (??)'. Во втором предложении отглагольное имя существительное fouwis-w-atar образовано от основы fouwis-(w-) 'жить' с помощью суффикса абстрактных имен -atar. Оно имеет общий смысл «человече-

4

Если в 3 месяце ребенок родится — ребенок этот узнает справедливость1.

[Если в 4 месяце ребенок] родится — этот ребенок будет боль-

Если в 5 месяце ребенок родится — дни его жизни коротки.

Если в 6 месяце ребенок родится — его отец и мать похолодеют (?); ребенок этот реки, ветра, огня, раскаленного железа избе-

Если в 7 месяце ребенок родится — бог выделит (или отделит) этого ребенка4.

Если в 8 месяце ребенок родится — он добудет зерно и серебро.

Если в 9 месяце ребенок родится — этот ребенок умрет; если он не умрет, его отец и мать испытают страх5.

Если в 10 месяце ребенок родится — дом, где он родится, будет пуст.

Если в 11 месяце ребенок родится — этот ребенок будет сильным.

Если в 12 месяце ребенок родится — этот ребенок доживет до старости6 и произведет много детей.

Если в 13 месяце ребенок родится — на этот месяц знаков нет»7.

Семантика этого предсказания во многом определяется именно символикой календарных мифов и ритуалов. Рождение ребенка в первом месяце, как уже было сказано ранее, связано

ская жизнь». При этом существительном как атрибут выступает родительный падеж логограммы с хеттским морфологическим окончанием родительного падежа SA3-as 'сердца, внутренней сути, характера'. Это двусловное сочетание можно понимать как 'внутренней жизненной силы'.

В третьем предложении NIG2.SI.SA2-tar a-us-zi 'справедливость увидит7. Возможное чтение этой шумерограммы handandätar [Liverani 2014: 318-319; Harris 2014], но вероятны и другие чтения. В четвертом предложении GIG-ri 'будет болеть' (GIG-=i/armaL[L]iya-, 3 л. ед.ч. средн. зал.).

В шестом предложении есть указанное Бекманом несоответствие предполагаемого им чтения шумерограммы DU и окончания действительного залога (актива) GUB-an-zi вместо ожидаемого при этом глаголе (или другом с ним сходном ar -) среднего залога (медиопассива). Это, возможно, надо сопоставить с замеченной Кюммелем, Неем и Рюстером путаницей идеограмм при передаче глагола tiya- 'выступает7 в нескольких текстах [Rüster, Neu 1989]. Вероятное чтение было бы «они (родители ребенка, рождающегося в шестом месяце и не умирающего) выступают». Но это остается проблематичным.

В 7 строке текста употреблен глагол kaneszi 'распознать, отметить в качестве любимца (об отношении бога к человеку)'.

Каждый из родителей не умершего ребенка (до этого из-за рождения в девятом месяце обреченного на смерть) pit-tu-Li-ya-az u2-e-mi-ya-az 'найдет (=узнает, хлебнет) подавленность'.

Ребенок, рождающийся в двенадцатом месяце, LU2MESSU.GI-es-zi = mi-ya-^u-un-te-es-zi 'станет стариком'.

Строки 2, 3, 5, 7 совпадают с лексикой автобиографии Хаттусилиса III.

ным2.

жит3.

с новогодним мифом о победе Мардука над Тиамат. Новорожденный представляется маленьким Мардуком, который уничтожит старый миропорядок и установит собственный1. Амбивалентное восприятие месяца Нисанну связано с весенним половодьем — силой одновременно разрушительной и созидающей, поскольку затопляющая берега вода одновременно питает илом землю. Недостаток жизненной силы во втором месяце связан с передачей МЕ и Таблицы судеб богу Нинурте в конце этого месяца. Вся сила этого времени уходит на битву со злодеем Асагом и на возвращение плодородия в Двуречье. Справедливость третьего месяца, вполне вероятно, связана с текстом об Энлиле и Нинлиль, которые были наказаны за свое грехопадение заключением в Подземном мире. Четвертый и пятый месяцы с их болезнями и короткой жизнью новорожденного напоминают об уходе Думузи и Гильгамеша в Подземный мир. Выделение ребенка из числа других в седьмом месяце, возможно, связано с символикой определения судеб в дни осеннего равноденствия. Символика девятого месяца как времени смерти заставляет вспомнить о праздниках, посвященных в это время богу Подземного мира Нергалу. Людям, родившимся зимой, текст сулит долголетие, возможно, связанное с мудростью, поскольку покровителем зимнего периода в ме-сопотамском календаре был бог мудрости Энки-Эа. Происхождение предсказаний на остальные месяцы пока непонятно.

Следующим значительным менологическим предсказанием является составленный в конце VIII в. до н.э. в Хузирине (Ассирия) текст о произнесении заговоров серии Шазига (SA3. ZI.GA букв. 'Поднятие сердца') в различные месяцы года. Здесь для нас важен перечень поводов, по которым произносятся заговоры, и существенна связь этих поводов с определенными месяцами.

Инурта-мушезиб, сын Набу-зеру-китти-лишира (конец VIII в. до н.э.) [STT 300; Geller 2014а: 47-53]:

Обверс

1. «Если в 11 месяце с 1-го дня до 30-го дня Шазига ты исполнишь — сбудется.

2. Если в 12 месяце с 1-го дня до 15-го дня (по поводу) "схватывания лба" или импотенции Шазига (ты исполнишь),

3. или с 1-го дня до 30-го дня (по поводу) избавления от Лилу2 и (его) устранения (Шазига) ты исполнишь — сбудется.

1 О жертвенных аспектах, связанных с этим месяцем, см.: [Емельянов 2014а: 154].

2 Лилу и Лилит — месопотамские инкубы и суккубы.

4. Если в 1 месяце на 10-й день (по поводу) изменения разума1, на 21-й день (по поводу) изменения решения2, на 21-й день (по поводу) развязывания чары,

5. (по поводу) недопущения болезни к человеку, (по поводу) лечения головы, (по поводу) изгнания мании3, (по поводу) заживления ран,

6. (по поводу) остановки менструальной крови женщины, (по поводу) приближения зла к дому (Шазига ты) исполнишь — сбудется.

7. Если во 2 месяце на 10-й день (по поводу) ослабления хватки, на 21-й день (по поводу) отпускания вражды4, (по поводу) отпускания врагов к кому-то,

8. на 13-й день (по поводу) избавления от Лилу и девы Лилит (Шазига) ты исполнишь — сбудется.

9. Если в 3 месяце на 10-й день (по поводу) любви мужчины к женщине, на 21-й день (по поводу) любви женщины к мужчине, на 4-й день (по поводу) Священной Реки5,

10. на 30-й день (по поводу) ненависти или на 30-й день (по поводу) любви мужчины к женщине (Шазига) ты исполнишь — сбудется.

11. Если во 2 и 3 месяце с 1-го дня до 30-го дня (по поводу) входа во дворец6 (Шазига) ты исполнишь — сбудется.

12. Если в 4 месяце на 10-й день (по поводу) любви мужчины к мужчине, на 21-й день (по поводу) женской верности, на 12-й день

13. (по поводу) избавления от Лилу и девы Лилит, на 21-й день (по поводу) освобождения любви мужчины к женщине (Шазига) ты исполнишь — сбудется.

14. Если в 5 месяце на 10-й день (по поводу) прерывания дыхания или на 10-й день (по поводу) закатывания глаз7,

sa3-baUba[ можно понять как «изменение смысла» и «изменение сердца». Возможно, имеется в виду замутненность сознания.

di-bal буквально 'изменение речи'. Но это не inim 'слово, приказ', а такое слово, которое имеет силу вердикта (di-ku5 'суд', букв. 'отрезание слова').

ra'îbu 'судорога, конвульсия; болезнь головы; злость, ярость' [CAD, R: 80-81].

Так я понимаю nam-erim2-buru2-da 'развязывание вражды'. Употребляется в том же смысле, что

и us11-bur2-ru-da 'развязывание чары', т.е. как «освобождение от чего-то».

«Священная Река» — река ордалий, одно из испытаний подозреваемого в преступлении.

«Вход во дворец» — двусмысленное словосочетание, поскольку E2.GAL может быть не только царским дворцом, но и миром мертвых.

Так я понимаю igi-nigin-na 'кружение глаз'. Возможно, головокружение.

15. на 28-й день (по поводу) инсульта, припадка, Эрры1, руки бога, руки духа-этемму (Шазига) ты исполнишь — сбудется.

16. Если в 6 месяце в 1-й день (по поводу) Священной Реки, на 21-й день (по поводу) входа во дворец, на 24-й день

17. (по поводу) духа-этемму, хватающего образ человека, (по поводу) недопущения умерщвления человека, (по поводу) напоения этемму водой, (по поводу) удаления

18. греха2 (Шазига) ты исполнишь — сбудется.

19. Если в 4 и 5 месяце (по поводу) запугивания женской вражды или (по поводу) удаления человека с его поста (Шазига) ты исполнишь — сбудется.

20. Если в 7 месяце на 10-й день (по поводу) умиротворения гнева, на 11-й день (по поводу) женской верности, с 16-го дня до 20-го дня

21. от прерывания дыхания, (по поводу) женской верности, на 16-й и 17-й день (по поводу) приглашения бога и богини на пир, (по поводу) лечения паралича, (по поводу) очищения дома, (по поводу) карантина больных3,

22. (по поводу) исцеления прямой кишки, (по поводу) лечения от камней, (по поводу) остановки диареи, (по поводу) избавления от лихорадки,

23. на 7-й день (по поводу) карантина больных (Шазига) ты исполнишь — сбудется. На 21-й день (по поводу) говорения царем ласковых слов во дворце (Шазига) ты исполнишь — сбудется.

24. Если в 6 и 7 месяце (по поводу) недоверия человеку или (по поводу) помещения людей лицом к лицу (Шазига) ты исполнишь — сбудется.

25. Если в 8 месяце на 10-й день (по поводу) говорения принцем ласковых слов во дворце, на 21-й день (по поводу) радости

26. при виде вас, на 12-й день (по поводу) карантина больных, (по поводу) избавления от Лилу и девы Лилит,

Эрра — бог Подземного мира, разрушитель мироздания и убийца людей. Здесь hibiltum 'неправильный поступок, проступок'.

LU2.GIG ana eseri'для заточения больных / злых' — двусмысленное выражение. В седьмом месяце происходит трехдневное заточение царя в хижине шутукку, после чего вся страна совершает священное омовение, очищаясь от грехов [Емельянов 2014а: 155-158]. Здесь и далее «карантин» приходится только на осенние месяцы.

27. на 18-й день (по поводу) недоверия вельможи и принца клевете, на 28-й день (по поводу) неподтверждения оскорблений1 (Шазига) ты исполнишь — сбудется».

Реверс

28. «Если в 8 месяце на 28-й день (по поводу) поднятия плачущего, (по поводу) умиротворения гнева, (по поводу) противодействия клевете, либо (по поводу) удаления мертвеца, либо (по поводу) соития с колдуном, колдуньей или

29. нин-дингир2, либо (по поводу) изгнания вельможи из дворца, (по поводу) головы человека, (по поводу) удержания человека

30. от любви другого мужчины, женщины от любви другой женщины (Шазига) ты исполнишь — сбудется.

31. Если в 8 месяце (по поводу) "протирания серы на месте"3, (по поводу) изменения решения, (по поводу) афазии4, (по поводу) развязывания чары, (по поводу) закатывания глаз (Шазига) ты исполнишь — сбудется.

32. Если в 9 месяце на 10-й день (по поводу) соблазнения женщины, на 21-й день (по поводу) того, чтобы видящий тебя (по поводу) доброго пальцем на тебя указал,

33. (по поводу) выгоды твоей пальцем к добру указал, на 12-й день (по поводу) афазии (Шазига) ты исполнишь — сбудется.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

34. Если на ххх день (по поводу) известности его обещания и выполнения (этого обещания) (Шазига) ты исполнишь — сбудется, (по поводу) табу — сбудется.

35. Если в 9 месяце на ххх день (по поводу) избавления от Лилу и девы Лилит, афазии (Шазига) ты исполнишь — сбудется.

36. Если в 10 месяце на ххх день (по поводу) ношения золота и серебра, на 11-й день (по поводу) умиротворения гнева бдительного бога, на 11-й день

37. (по поводу) бегства раба человека и рабыни человека, (по поводу) умиротворения гнева бдительного бога, или на 12-й день (по поводу) прерывания дыхания и избавления от Лилу и

На седьмой и восьмой месяцы приходятся предсказания, связанные с миролюбием сторон и улаживанием конфликтов. Можно заметить здесь оппозицию конфликтам второго месяца.

Нин-дингир 'госпожа бога' — жрица высокого ранга. Здесь, возможно, синоним жрицы-энтум, которая может вступать в половую связь только с царем, представляющим бога. Связь обыкновенного человека с ней накладывает на горожан проклятие. Вероятно, очистительный обряд, связанный с окуриванием больного серой. ка-(ЛЬ букв. 'схватывание рта' (шум.).

4

38. девы Лилит (Шазига) ты исполнишь — сбудется. В 10 месяце по поводу прерывания дыхания (Шазига) ты исполнишь — сбудется.

39. Если в 11 месяце на 10-й день (по поводу) неподнятия глаз женщины на мужчину, на 21-й день (по поводу) ненависти и изменения решения (то же самое).

40. Если в месяц Аддару на 26-й день (по поводу) прерывания чары, на 28-й день (по поводу) удаления злой ноги из дома человека,

41. на 27-й день (по поводу) улучшения торговли кабатчика, (по поводу) противодействия ущербу его торговле (то же самое).

42. Если в 10 и 11 месяце на 21-й день (по поводу) бегства раба человека, (по поводу) изменения помыслов раба и рабыни (Шазига) ты исполнишь — сбудется.

43. Если в 11 и 12 месяце на 27-й день (по поводу) развязывания чары (Шазига) ты исполнишь — сбудется.

44. Если в 11 и 12 месяце неканонические заговорные формулы ты произнесешь — сбудется.

45. Если во все 12 месяцев на 27-й, 28-й и 29-й день Сагхульха-за1 ты произнесешь — сбудется.

46. Заговоры — клинописная премудрость писцовой школы. Знающий знающему да покажет, не знающий да не увидит!»

Теперь рассмотрим содержание этого текста.

Первый месяц — лечение головы, изгнание мании, заживление ран, остановка менструальной крови.

Второй месяц — вражда и ее устранение.

Третий месяц — любовь мужчины и женщины и их ненависть друг к другу, очищение в водах Священной Реки.

Четвертый месяц — любовь мужчины к мужчине, женская верность и приворот к женщине.

Пятый месяц — исцеление сердечно-сосудистых заболеваний и изгнание мертвецов.

Шестой месяц — омовение в водах Священной Реки, напаивание мертвецов водой и их изгнание, снятие греха.

1 Буквально 'Хватание злой головы' (шум.). Серия экзорцизмов.

Седьмой месяц — умиротворение гнева и ласковые слова вышестоящему, очищение дома, инкубация больных, лечение прямой кишки, камней (в желчном пузыре и почках), диареи и лихорадки.

Восьмой месяц — возможность афазии, скорбь, соитие с колдуньей, любовь к человеку своего пола, клевета, опала вельможи, недоверие и поиск искренности.

Девятый месяц — возможность афазии, хорошее расположение людей, достижение личной выгоды, исполнение данных кем-то обещаний.

Десятый месяц — богатство, сердечно-сосудистые болезни, умиротворение гнева, «бегство раба».

Одиннадцатый месяц — нежелание женщины смотреть на мужчину, ненависть, импотенция.

Двенадцатый месяц — импотенция, мигрени, склонность к алкоголизму, «изменение помыслов раба и рабыни, собравшихся бежать».

Из данных таблички хорошо видна ее связь с пояснительной частью Астролябии Б. Первый месяц — голова, он главный и называется res satti 'голова года'. В этом месяце подтверждается статус главы государства. Поэтому болеть должна именно голова. Второй месяц связан с конфликтом, враждой. Героем месяца являются Нинурта, победивший Асага, и невеста Ни-нурты Нин-Нибру, с которой заключается священный брак. Третий месяц примиряет или разводит мужское и женское начало. Здесь наблюдается тема союза двоих, что характерно для обряда заключения кирпича в форму и для праздника Сина и Нергала. Погружение в Реку священной ордалии, возможно, является способом очищения от греха неверности. Символика заговоров на четвертый месяц непонятна и с первого взгляда никак не связана с уходом Думузи в Подземный мир. Зато хорошо прочитываются пятый и шестой месяцы, когда в Месопотамии проходят праздники изгнания духов-этемму и обряд очищения в Священной Реке с целью смывания грехов (переходящий затем и на седьмой месяц). Седьмой месяц уделяется очищению жилищ и умиротворению гнева. Восьмой месяц связан с запретным соитием, колдовством, любовью к человеку своего пола и недоверием слову другого человека. В Астролябии Б его обряды почти никак не прояснены, мы знаем только о словесном состязании Мотыги и Плуга и об их взаимном недоверии друг другу. Девятый месяц, посвященный в календаре богу Нергалу-Эрре, почему-то обещает благоденствие. Десятый месяц связан с богатством, что не находит подтверж-

дения в остальных известных нам пояснительных текстах. Предписания на одиннадцатый и двенадцатый месяц отчетливо говорят о катастрофе как в отношениях между людьми, так и в психической жизни человека. К этому нужно прибавить жажду свободы, которая заставляет рабов решаться на побег от хозяев. В Астролябии и других текстах хозяевами последних месяцев календаря действительно являются божества хаоса — Адад и Семеро злых демонов.

Теперь посмотрим на состояние здоровья людей на протяжении года. Для двух первых месяцев весны характерны головные боли, мании, вспышки темперамента, желание конфликта. Третий и четвертый месяцы характеризуются сильным любовным влечением и усилением темперамента, что уже в пятом и шестом месяце приводит к острым сердечно-сосудистым расстройствам. Как эти расстройства связаны с духами-этемму? Можно предположить, что симптомы сосудистых заболеваний и воспринимались людьми как нападение неких духов [Panayo-tov 2014]. В шестом месяце, кроме того, физические расстройства сопровождались нравственными муками, что ставило перед человеком вопрос об очищении от накопившихся грехов. Седьмой месяц был периодом вспышки заболеваний внутренних органов, располагающихся ниже уровня груди. В восьмом и девятом месяце человека могло постигнуть нарушение речи (или нежелание говорить). В десятом месяце снова разыгрывались какие-то сосудистые недуги, а в последние два месяца нарушались многие важные функции человека и наступал период апатии, сопровождавшийся тягой к алкогольным напиткам.

Если мы теперь сопоставим менологические предсказания с гороскопными, то увидим на редкость цельную картину.

BM 56605 [Wee 2015: 227-232]:

Овен — SAG «голова»

Телец — [x] GU2 «<...> горло»

Близнецы — A.MAS.SIL3 «плечи»1

Рак — GABA «грудь»

Лев — lib-bi «сердце»

Дева — GU4.MURUB4 «живот»

Весы — MUR «легкие»

Скорпион — PES4 «матка»

Стрелец — TUGUL «бедра»

Козерог — kim-sa «колени / голени»

Водолей — UR «ноги»

Рыбы — GIR3.2 «стопы»

Явная словесная игра словами MAS.TAB.BA 'Близнецы' и А.МА5^11_3 'плечи'. В обоих словах одинаковый элемент.

Такое распределение становится понятно именно после таблички STT 300. Овен — это голова, потому что первый месяц и потому что это время подтверждения статуса царя — первого лица в государстве. Телец связан с горлом потому, что этот период года провоцирует человека на конфликты, а лучшим органом, выражающим конфликтность, является именно горло как место, откуда вырывается крик. Близнецы-плечи тоже понятны как символ, поскольку плечи, как близнецы, расположены друг напротив друга, а на табличке STT 300 третий месяц символизирует любовь мужчины и женщины — двоих, которые становятся единым целым. Как Рак связан с грудью — не вполне ясно, равно как не ясна и связь четвертого месяца с гомосексуальной любовью. Лев и сердце — ассоциация, которая прекрасно демонстрируется на табличке STT 300 связью пятого месяца с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Дева и Весы отождествляются с внутренними органами, что хорошо прописано в предыдущем тексте. Связь Скорпиона с женскими половыми органами уясняется из заговоров на предотвращение сексуальной связи с колдуньей или храмовой жрицей. Речь идет о недозволенных видах любви. Остальные четыре месяца ассоциированы с нижними конечностями по остаточному принципу.

Икишайа, сын Иштар-шум-эреша, потомок Экурзакира1 [SpTU II: 43] (конец IV в. до н.э.):

Транслитерация: Обверс

1. ITI 24 12 360 ITI BARAj UDU.NIT^ 90 3,20]

2. ITI 12 11 330 ITI GU4 al-pi 1[00 3,20]

3. ITI 20 10 300 ITI SIG4 a-me-lu 11[0 3,20]

4. ITI 18 9 270 ITI SU A.MES 120 [3,20]

5. ITI 16 8 240 ITI NE UR.MAH 110 3,[20]

6. ITI 14 7 210 ITI KIN SE.BAR 100 3,2[0]

7. ITI 12 6 180 ITI [DU6] RIN2 90 3,[20]

8. ITI 10 5 150 ITI APIN GI[iy 80 3,[20]

9. ITI 8 4 120 ITI GAN DIRIG.EDEN 70 3,[20]

10. ITI 6 3 90 ITI AB ufri-sa 60 3,2[0]

11. ITI 4 2 60 ITI ZIZ2 sal-mu 70 3,20

12. ITI 2 1 30 ITI SE se-im 80 3,20

13. LU2.TUR u^-musa2 <ina>SA3 AMA-su2 DU3-[u2 mi]-silut-ta-at

14. su-u2 10 / SE 10 A.RA2 3[0 xx] x GIN-ma

15. 5 5 15 3 SU.SI 5 A.RA210 x ITI

1 Время его жизни определяется по колофонам двух табличек, датированных 6 и 8 годом Филиппа III Арридея, соответственно 318 и 316 гг. до н.э. [SpTU 1983, II: 38; Farber 1987: 29]. Икишайа входил в большую династию ученых Урука, которую можно проследить по хозяйственным текстам и по колофонам оставленных ее представителями научных работ [Ossendrijver 2011: 215-221].

16. GIN-ma 50 50 1 ME 50 SE.MES 30 SU.SI.[MES]

17. [ina] muh-hi im-mal2-lad

Реверс

1. KUS UDU.NITAj.BABBAR U : KUS GU4.GE6 : KUS.ANSE. X

2. KUS ANSe.KUR.RA SA5 : an-nu-u2 ana me-eli (MUH) DU11! (DUW).GA

3. KI MUL2 LU2 uS2 IM.RI.A : KI MUL2.MUL2 US2 ta-ha-zu

4. KI MUL2 SIPA U MAS.MAS US2 ki-li : MUL2 NANGAR US2 a-ab-bu1

5. KI MUL2 UR.A ilabbar (SUMUN)bar NI3.TUKU safnis KUR EN.DU11-su2

6. KI MUL2 AB.SIN2 NI3.TUKU ni-ziq-tu4

7. KI MUL2 ZI U4.DU10.MES! MU 40 BA.US2 : KI MUL GIR2 US2 U4.MES ni-ziq-tuf

8. KI MUL2 PA U4.MES DU10.ME US2 ABZU (ZU.AB)

9. KI MUL2 MAS2 UKU2in <i>-ra-pa-du DU MAS.MAS3 US2 AB.BA U GIG-ma [xx]

10. KI MUL2 GU MU.DU10.GA TUKU DUMU.ME TUKU.ME US2 [xx]4

11. KI MUL2 KUN MU.DU10.GA U4.ME SU3.ME G[I xx]

12. imgitti (IM.GID2.DA) mIqisa (BA4ía/ bu-kur2 mdIstar (INNIN) -s[um (Ми)-ёе (KAM)]

13. lip lipi (SA3.BAL.BAL) mE2.KUR-za-k[i]r MAS.[MAS xx]

(В последних трех строках видны лишь отдельные знаки.)

Перевод:

Обверс

1. «Месяц 24 12 360 месяц Нисан Баран-самец 90 3,20

2. Месяц 12 11 330 месяц Айару Бык 100 3,20

3. Месяц 20 10 300 месяц Симану Человек 110 3,20

4. Месяц 18 9 270 месяц Дуузу Воды 120 3,20

5. Месяц 16 8 240 месяц Абу Лев 110 3,20

6. Месяц 14 7 210 месяц Улулу Ячменное Зерно 100 3,20

7. Месяц 12 6 180 месяц Ташриту Весы 90 3,20

8. Месяц 10 5 150 месяц Арахсамна Скорпион 80 3,20

9. Месяц 8 4 120 месяц Кислиму Владыка Степи 70 3,20

10. Месяц 6 3 90 месяц Тебету Козленок 60 3,20

US2 A.AB.BA GID2 U4.MES 'Смерть (от) моря, дни долги' [TCL 1922, VI: 14: 23; Sachs 1952: 66]. Игра словами — шумерским A.AB.BA 'море' и аккадским a-a-bu 'враг'.

US2 ni-ziq-ti US2 NAM-su2 'Смерть от переживаний, смерть (по) судьбе его' [TCL 1922, VI: 14: 24; Sachs 1952: 66].

Значение знаков DU MAS.MAS неясно (может быть, «путь жреца-экзорциста»?). В параллельном тексте [TCL 1922, VI: 14: 25] они отсутствуют.

Возможно, в конце строки стояло, как в параллельном тексте, US2 A.MES 'смерть в водах' [TCL 1922, VI 14: 25; Sachs 1952: 66]. 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4

11. Месяц 4 2 60 месяц Шабату Звезда 70 3,20

12. Месяц 2 1 30 месяц Аддару Ячмень 80 3,20

13. Ребенок в день, когда в утробе матери своей он зачинается, в [пол]зерна

14. Ростом. 10 значит ползерна, 10 умножить на 30 (дней)..., это

15. 5. 5 (значит) 15 (зерен): это 3 пальца (длиной). 5 умножить на 10 месяцев,

16. Это 50. 50 это 150 зерен: 30 пальцев (длиной)1.

17. Потом он родится».

Реверс

1. «Шкуру белого барана-самца и шкуру черного быка, шкуру

осла.,

2. Шкуру рыжей лошади — это на высоте заговори!2

3. Когда Овен — умрет в семье, / / Телец — на войне.

4. Когда Орион и Близнецы — умрет в заключении / / Рак — умрет от врага.

5. Когда Лев — доживет до старости, имущество или достижение своего противника.

6. Когда Дева — имущество, переживание.

7. Когда Весы — дни хороши, в 40 лет умрет / / Когда Скорпион — умрет в дни переживаний [от своей судьбы].

8. Когда Стрелец — дни хороши, смерть в Абзу.

9. Когда Козерог — бедняком будет, бродягой, ... смерть (от) моря3, будет болеть.

10. Когда Водолей — имя доброе, имеет сыновей, умрет от [воды?...]

11. Когда Хвосты — имя доброе, дни долги...

12. Большая табличка Икишайи, сына Иштар-ш[ум-эреша],

13. Потомка Экур-зак[и]ра, экзорциста».

Комментарий:

Табличка (размер 66x50) имеет вертикальную и горизонтальную структуры. По вертикали она состоит из четырех частей. Обверс, строки 1—12 — соответствие месяцев года и знаков зодиака. Строки 13—17 — размер ребенка от зачатия до родов. Реверс, строки 1—2 — ритуал, сопровождаемый заговором. Строки 3—11 — смерть человека в 12 знаках зодиака. Можно заметить движение текста сверху вниз, с небес через утробу ма-

В [SpTU IV 173: rev. 9] сказано, что за десять месяцев ребенок достигнет в длину 1 локтя (1 KUS3) [Hunger 1994: 32].

Возможно и другое понимание этой строчки, поскольку написание me-eli (MUH) характерно для передачи аккад. mêlu 'повязка, бандаж' [CAD M 2: 14-15]. Тогда получится «(всё) это для бандажа благоприятно». Может быть, шкуры животных необходимы для создания какой-то вещи, которая предохранит беременную женщину от опасности для ее здоровья. Такие повязки известны из медицинских текстов [CAD M 2: 15]. Либо «в старости».

тери и землю в мир мертвых: небо — зачатие — ритуал — смерть. После колофона (строки 12—13) идут еще 3 строки, от которых дошли отдельные нечеткие знаки.

Строки 1—12 обверса имеют и горизонтальную структуру. В столбцах 2—3 выписаны координаты знаков зодиака, каждый по 30 градусов, идущие по полному кругу в 360 градусов, который отсчитывается от нулевой точки, когда солнце проходит через точку весеннего равноденствия. Столбец 4 показывает расстояние от нулевой точки эклиптики, т.е. от пересечения небесного экватора с наклоном эклиптики. В столбцах 5 и 6 следуют шумерские идеограммы вавилонских месяцев и соответствующие им символы зодиакальных знаков. Столбец 7 указывает длину дня в месяце. Значение столбца 8 пока неясно. То ли его цифру следует читать 3,20, то ли 200 (в шестидесятиричной системе).

Д. Фоксвог и Р. Лаффит справедливо считают, что в столбце 6 обверса шумерским месяцам соответствуют не зодиакальные созвездия, а именно символы этих созвездий, которые можно назвать знаками зодиака [Foxvog 1993: 107—108; Laffitte 2009: 104]. Иногда символы совпадают с названиями созвездий, иногда отличаются от них, как Человек, Воды, Ячменное Зерно, Козленок, Звезда, Ячмень. Символ Человек для созвездия Близнецов хорошо понятен: близнецы и есть люди. Ячменное Зерно для Девы также не вызывает вопросов: по-шумерски созвездие называется AB.SIN2 «Борозда / Нива». Совершенно прозрачны и Козленок, символизирующий Козерога, и Ячмень, связанный с Рыбами (12 месяц называется «Месяц жатвы») [Емельянов 1999: 135—136]. Гораздо хуже понятны символы для Рака, Стрельца и Водолея. Р. Лаффит считает, что созвездие Рака и Воды связаны тем, что в созвездии Рака вавилоняне располагали реки Тигр и Евфрат [Laffitte 2009: 106]1. Символ для Стрельца на основании следов, оставшихся на табличке, можно прочесть двояко: DIRIG.EDEN «глава Степи» (что может быть эквивалентом Lugal-eden-na «Царь степи»)2, либо SU12.BIR4 «Субарту». В обоих случаях хозяин Стрельца Пабильсаг рассматривается в его связи с Подземным миром и опасностью для жизни. EDEN — эвфемизм Подземного мира, а Субарту — область длительного противостояния юга и севера Месопотамии. Впрочем, вполне возможно, что автография таблички в этом месте неверна. Сам первый издатель Э. фон Вайер дополнительно предлагает читать не DIRIG,

1 kakkabanipanütisa MUL AL.LUL = ID2 Idiqlat/ arkütu = ID2 Purattu'Передние звезды Краба = Тигр, / задние = Евфрат7 [Weidner 1959-1960: 107; Куртик 2007: 39].

2 dDIRIG = "Belsa nap-^a-ri'Владыка всего' [CT XXIV 39: 8].

а SI.IN [SpTU II: 179]. Правда, все равно непонятно, что это значит. Что же касается символа для Водолея salmu, то это слово можно перевести и как «образ», и как «звезда» [CAD Y: 84].

В последних строках обверса даны размеры ребенка от зачатия до рождения. Мерой длины зародыша служит ячменное зернышко. Длина зародыша при зачатии, по мнению Икишайи, будет не более половины ячменного зерна. Эту половину зерна следует умножить на тридцать дней, после чего она составит три пальца. Затем в течение десяти месяцев длина младенца увеличится до 150 зерен, или до 30 пальцев. Именно таков должен быть ребенок при своем рождении. Почему здесь фигурируют десять, а не девять месяцев, остается неясным. Параллелью данному пассажу является табличка SpTU IV 173 [Hunger 1996: 35].

Реверс открывается ритуалом заклятия шкур жертвенных животных на высоте. Подобный ритуал известен из Цилиндра А Гудеа, где речь идет о строительстве храма. Он является очистительным и сопровождается возжиганием огней1. Вполне возможно, что подобный ритуал совершался и при рождении младенца.

Последняя часть реверса частично пересекается с гороскопом TCL VI 14, 22—25 [Sachs 1952: 66]. Это предсказания смерти человека, которая в разное время года должна быть различной. В этой части текста выписаны именно названия созвездий зодиака, а не его символов. Семантика предсказаний становится понятной только в контексте пояснений к календарным праздникам и в связи с символами знаков. Связь Овна с семьей — это проекция предостережения от рождения ребенка в Нисане, поскольку этот ребенок принесет несчастье родителям и дому [Емельянов 2014а: 152—154]. Смерть родившегося в период Тельца на войне обоснована стремлением людей к конфликту во втором месяце вавилонского года2. Смерть в заключении и от врагов под Близнецами и Раком, несомненно, связана с уходом героев этих месяцев — Сина, Нергала, Думузи — в Подземный мир [Емельянов 1999: 74, 77—82]. Лев как время победы над противником — прямая связь со спортивными играми в честь Гильгамеша [Емельянов 2014б: 278—298]. Смерть родившегося в Деве и Скорпионе в результате переживаний обоснована в табличке STT 300 нервными болезнями

«Энси тучную овцу, барана, откормленного козленка / На шкуру непорочной козы положил, / Кипарис, мыльный корень чужой страны он поджег, / Благовоние из кедровой смолы богов, / Масло богов приготовил, / Царю своему воскурил прилюдно, обратясь с мольбою» (A 205-210) [Емельянов 2003: 79].

U.15.KAM ta-ha-zu '15-й день (второго месяца) — битва' [George 1992 III: 18'].

и расстройствами, которые приносят духи-этемму [Geller 2014: 48—49]. Смерть под Весами в 40 лет пока объяснению не поддается. Из другого текста известно, что 40 лет — это lalütum 'полнота жизни, расцвет жизни' [STT 400: rev. 45—47]. Почему родившийся в Весах должен уходить в 40 после того, как он прожил хорошие дни, неясно. Хотя вполне возможна связь с указанием таблички STT 300 на тяжелые болезни внутренних органов [Geller 2014: 48]. Непонятно также предсказание бедности и бродяжничества родившегося в Козероге, хотя о короткой его жизни не сказано ничего. Последние четыре месяца оказываются связаны с долгожительством.

В целом можно сказать, что рассмотренная табличка Икишайи не содержит точных координат рождения, поэтому она не является гороскопом какого-либо конкретного человека и не сделана по заказу отца новорожденного, как большинство известных нам вавилонских гороскопных табличек. Нельзя назвать ее и инструкцией для предсказателя, поскольку здесь отсутствуют глагольные формы во 2-м лице ед.ч. м.р., характерные для всех клинописных инструкций. Скорее это выписки из более ранних текстов, размышления и расчеты, сделанные для самого себя. Икишайа попытался сформулировать в этой табличке порядок жизни как таковой. Началом мироздания является звездное небо и его символы. В эту сеть координат попадает зернышко человека, упавшее в утробу его матери. И по выходу из утробы человеку уже суждена одна из смертей, зависящих все от той же координатной сетки неба. Можно сказать, что перед нами определение МЕ1 человека, которому только еще предстоит актуализировать свое бытие.

LBAT 1593 II [Reiner 2000: 423]:

6'. KI MUL2.ERIN2! a-lid ki-i-nu la ki-nim dSamas <i>-ra-gu-ug-

Su2

7'. KI MUL2.GIR2.TAB x MAH kas-sa-pat?ha-da-a-tu2 na-ad-di-

da-at as-di-ha-at2 al-ma-na-at 8'. u US2ut [GÍR2.TAB] US2 sa¡-a-hu: KI MUL2.PA.BIL.SAG

a-lid sa-le-e GIS.BAN ra-ka-ab aN§E.KUR.RA2 9'. sa--le-e ID2 pu-uh-hu-ru sa2 NIG2.SID: KI MUL2.SUHUR.

MAS2.HA a-lid be-en-nu LIL2.LA EN.NU 10'. SAG.KI.DIB.BA DIB-su: KI MUL2.GU.LA a-lid su bi a-ka-lu

u US2ut sim-tum 11'. KI MUL ZIB.ME bu-ni-e mas-kupu-luh-tu SA3bi

1 См.: [Емельянов 2009].

2 naddidat можно понять как производное от nadadu. Значение этого глагола неизвестно. Но его порода II1 значит 'расчесывать, чистить' [CAD N1: 41]. Возможно, это эпитет, связанный с колдовством. asdihat я понимаю как вариант isdihu 'выгода' [CAD I/J: 234].

6' «Родившийся на территории Весов: прав или неправ он — озлится на него Шамаш.

7' Родившийся на территории Скорпиона: колдунья, веселая, напускающая чары, ищущая выгоду, вдова,

8' и умрет она от скорпиона, смерть (в) водоеме. Родившийся на территории Стрельца: стрелок из лука, наездник коней,

9' пловец, счетовод. Родившийся на территории Козерога: болезнь бенну

10' и головная боль похитят его. Родившийся на территории Водолея: ... (будет) беспокоить его и он умрет от старости.

11' Родившийся на территории Рыб: обликом неприятен, (испытает) сердечный страх».

Из этого предсказания сохранилось немного. Но все читаемые строки связаны с семантикой календарных текстов. Шамаш действительно является судьей живущих в седьмом месяце календаря. Восьмой месяц в 8ТТ 300 связан с колдовством и колдуньями, а покровительницей Скорпиона является Ишхара-Тиамат. Стрелок из лука, действующий в девятом месяце, — Пабильсаг, одна из ипостасей бога мертвых Нергала. Козерог связан с сосудистой болезнью типа эпилепсии и головной болью, но при этом, как и в предыдущем случае, не указано, что он проживет недолго. Родившиеся в зимние месяцы снова в положении долгожителей. Причем если время Водолея вообще не располагает к ощутимым болезням, то Рыбы полны сердечного страха. Почему? Потому что двенадцатый месяц вавилонского календаря называется Аддару и произведен от глагола со значением «бояться».

Нет никакого сомнения в том, что в конце поздневавилонско-го периода предсказания по зодиакальным созвездиям полностью утрачивают связь с культовым календарем. Пример такой утраты — табличка, инструктирующая игроков Царской игры из Ура (177—176 гг.). Здесь мы видим только подобие предсказания, а на самом деле — связный текст, рассказывающий об основных этапах пути играющего. Зодиак на этой табличке начинается с созвездия Пегас и заканчивается Водолеем, а Рыбы почему-то отсутствуют [Иике1 2007: 33; 2008]:

I 1 1 [л§.ал]м2 [а]-ы-1Ь ы-и №]-ы

II 1 2 [НИМ.О]Л2 [й?а (?)]-ап-пи ши^а-ка-аг/аг

III 1 3 МиЬ2.МиЬ2 [qa]-du-tu а^аЬ-Ьак-ки /х

IV и 1 МЛ§.МЛ§ Iар-ра-а 1а-га-а$2-$1

V и 2 МИЬ2.ЛЬЬЛ За^-и Iа-1а-а1 (-ша)

VI и 3 ИЯ.Л 1а /1аЬ-Ы-1$ ta-da /dan-ni-in

VII ш 1 ЛВ8Ш и2-т-т te-la-aш /е1-1аш-ша

VIII ш 2 МиЦ.ЯШ к1-1 $а--д1--1\ кая /кая-ра

IX ш 3 01К2.ТЛВ (а-яа-Ьа /аЬ ки-ги-ип-пи /п1

X 1у 1 PA.BIL.SAG гв-Ь-г (-та ) ка-аг2-п

XI 1у 2 МиЬМЛ§ к1-1 Ьв-1и /в1 Ьи-и2-1и

XII 1у 3 MUL.GU (а-па-кг-гя Н-1-п

«I Пегас. Сидящий в таверне!

II Овен. Пивной кувшин я поворачиваю.

III Плеяды / Телец. Осадок я изливаю.

IV Близнецы. Ты найдешь друга.

V Рак. Высоко ты встанешь.

VI Лев. Как лев могучим ты будешь.

VII Дева. Путем вверх ты пойдешь.

VIII Весы. Как тот, кто взвешивает серебро.

IX Скорпион. Ты будешь черпать лучшее пиво.

X Стрелец. Ты перейдешь ров.

XI Козерог. Как тот, кто владеет стадом.

XII Водолей. Ты будешь резать мясо».

Справа получился единый текст гадания по осадку на пиве. Гадатель говорит сидящему в пивной игроку, что он найдет друга, возвысится, совершит подвиги, будет богат, преодолеет все препятствия и станет свободен, подобно пастуху, который распоряжается своим стадом по своему усмотрению. Из непосредственных календарных ассоциаций здесь нет ничего, за исключением разве что друзей-близнецов. Даже Весы понимаются весьма превратно — не как символика суда и справедливости, а как намек на богатство. Но сама динамика пути показывает, что человек движется от внешних достижений к внесоциаль-ному благоденствию. Это тот же путь, который проделывает Гильгамеш в последней версии аккадского эпоса.

Рассмотрев календарные предписания и астрологические таблички VIII—IV вв., следует сделать некоторые выводы о связи этих двух текстовых групп. И менологические, и гороскопные предсказания имеют единую семантику. Время весенних знаков обозначено как конфликтное, но связанное с делами семьи и коллектива. Время летних знаков чревато болезнями и ранней смертью, а также заключением в тюрьму, но в то же время делает человека могучим подобно льву. Время осенних знаков характеризуется ущербом для человека и судом его поступков. И только зимний период дает человеку надежду на долгую жизнь, благополучие и здоровое потомство. При этом следует отметить, что, согласно описаниям пояснительных текстов, весенние месяцы известны как время победы героя над силами хаоса, и их восприятие невозможно без идеи противостояния и конфликта. Мифы летних месяцев — это путешествия богов и героев в Подземный мир. Осенние месяцы связаны с очи-

щением и судом. Интереснее всего природа зимних месяцев. С одной стороны, они воспринимаются как катастрофические. Но с другой, именно борьба с силами хаоса и деструкции, активно проявляющими себя в это время, дает людям силы жить дальше и надежду на бессмертие.

Данные клинописных текстов находят соответствие в исследованиях современных ученых. Так, изучая темперамент студентов, родившихся в разные сезоны года, Ксения Гонда делает следующее заключение:

«Циклотимический темперамент (характеризуется быстрыми, частыми колебаниями печальных и веселых настроений) значительно выше у тех, кто родился летом, по сравнению с детьми, рожденными в зимний период.

Гипертимия — склонность к чрезмерно позитивному восприятию мира — значительно выше у тех, кто родился весной и летом.

Те, кто родился зимой, были значительно менее склонны к раздраженному состоянию, чем те, кто родился в другие времена года.

Те, кто родился осенью, показывают значительно более низкую склонность к депрессиям, чем те, кто родился зимой» [ШИшег е! а1. 2011; Ооиёа 2014: 1].

Комментируя выводы К. Гонда, профессор Э. Виета пишет: «Времена года влияют на наше настроение и поведение. Даже сезон нашего рождения может влиять на последующий риск развития у нас определенных заболеваний, в том числе некоторых психических расстройств. Новым в работе этой группы исследователей является влияние сезона рождения на темперамент. Темперамент является не расстройством, но биологическим приводом поведенческих и эмоциональных склонностей. Хотя в формировании темперамента задействованы и генетические, и экологические факторы, теперь мы знаем, что при рождении сезон тоже играет роль. И обнаружение тенденции к гипертимии у тех, кто родился летом, весьма интригует» [Ооиёа 2014: 1-2].

С позиций современной психофизиологии смыслы кален-дарно-астрологических предсказаний могут быть разъяснены вполне удовлетворительно. Для весенних и летних месяцев / знаков предсказываются сердечно-сосудистые заболевания, различные мании и конфликтные ситуации, поскольку для людей в это время характерны проявления гипертимии и циклотимии, что неизбежно должно сказаться на вегетативной нервной системе, провоцировать колебания давления и частоты пульса. Для осенних месяцев / знаков характерны сочета-

ния депрессии с раздраженным состоянием, что приводит к заболеваниям внутренних органов и также не способствует долгожительству и хорошему самочувствию. Что же касается зимних месяцев / знаков, то здесь депрессия не сопровождается ни циклотимией, ни излишней раздражительностью. Поэтому люди в это время (как и люди этого времени, с точки зрения вавилонской астрологии) имеют шанс прожить весьма долгую, хотя и не вполне радостную жизнь.

Таким образом, можно сказать, что рациональное зерно вавилонской астрологии для современного человека заключается в том, что источниками различных изменений психофизического состояния здесь считаются не созвездия, а сами геоклиматические периоды года, в которые эти созвездия восходят. Вавилоняне полагали, что особенности физического и психического развития человека, родившегося в определенный период года, совпадают с теми ощущениями и симптомами, которые настигают всех людей в это же время. Справедливость или ошибочность этой гипотезы — проблема, которую современной науке еще предстоит решить.

Источники

[Тетрабиблос] Птолемей Клавдий. Тетрабиблос. М.: ТХО «Юпитер», [б.г.].

Beckman G.M. Hittite Birth Rituals. Wiesbaden: Otto Harrassowitz, 1983. 333 p.

[CAD] The Assyrian Dictionary of the Oriental Institute of the University of

Chicago: In 26 vols. 1956-2011. [CT] Cuneiform Texts from Babylonian Tablets in the British Museum. L., 1896-.

Finkel I.L. On the Rules for the Royal Game of Ur. Draft. 2007. <https:// www.academia.edu/15173145/On_the_Rules_for_the_Royal_ Game_of_Ur>.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Geller M.J. Melothesia in Babylonia. Medicine, Magic, and Astrology in the Ancient Near East. Boston; B.: Walter de Gruyter, 2014a. 100 p. (Science, Technology and Medicine in Ancient Cultures, 2). George A.R.. Babylonian Topographical Texts. Leuven: Peeters, 1992. VIII +

504 p. (Orientalia Lovaniensia Analecta, 40). Harris S. Landscapes of Fear and the Language of Liturgy: Climate Change and Divine Succession in the Late Bronze Age. Doctor of Philosophy in Near Eastern Languages and Cultures Writing Sample thesis. In Partial Fulfillment of the Requirements of the Degree of Master of Arts in Religion Cultural Settings Concentration. Spring 2014.

Horowitz W. The Three Stars Each: the Astrolabes and Related Texts. Wien: Institut für Orientalistik der Universität Wien, 2014. VII + 276 p., 29 pl.

Hunger H. Wachsstum eines Kindes vor der Geburt // NABU. 1994/2. Vol. 34. P. 32.

Hunger H. Noch einmal: Wachstum eines Kindes vor der Geburt // NABU.

1996/2. Vol. 39. P. 35. Reiner E. Early Zodiologia and Related Matters // Wisdom, Gods and Literature. Studies in Assyriology in Honor of W.G. Lambert. Winona Lake, IN: Eisenbrauns, 2000. P. 421-427. Rochberg F. In the Path of the Moon: Babylonian Celestial Divination and

Its Legacy. Leiden: Brill, 2010. XXII + 445 p. Rüster Ch., Neu E. Hethitisches Zeichenlexikon. Wiesbaden: Otto Harrassowitz, 1989.

Sachs A.J. Babylonian Horoscopes // Journal of Cuneiform Studies. 1952. Vol. 6. P. 49-75.

[SpTU] von Weiher E. Spätbabylonische Texte aus Uruk. B.: Mann, 1983.

Bd. 2; B.: Mann, 1988. Bd. 3; Meinz am Rhein: Mann, 1993. Bd. 4. [STT] Finkelstein J.J., Gurney O.R. The Sultantepe Tablets. L.: The British

Institute of Archaeology in Ankara, 1957. Vols. 1-2. [TCL VI] Thureau-Dangin F. Tablettes d'Uruk à l'usage des prêtres du Temple d'Anu au temps des Séleucides. P.: Paul Geuthner, 1922. 6 p. + CV tabl. (Textes cuneiforms, 6). Wee J. Discovery of the Zodiac Man in Cuneiform // Journal of Cuneiform

Studies. 2015. Vol. 67. P. 217-233. Weidner E. Ein astrologisches Sammeltext aus der Sargonidenzeit // Archiv für Orientforschung. 1959-1960. Bd. 19. S. 105-113.

Библиография

Емельянов В.В. Календарь и хронопсихология (о семантической оппозиции весны и осени в месопотамских текстах) // Антропологический форум. 2014а. № 22. С. 143-163. Емельянов В.В. Ниппурский календарь и ранняя история Зодиака.

СПб.: Петербургское востоковедение, 1999. 272 с. Емельянов В.В. «Олимпиада» Гильгамеша (источники и история вопроса) // Иудаика и арамеистика: Сборник научных статей на основе материалов Третьей ежегодной конференции по иудаи-ке и востоковедению 17 декабря 2013 г. СПб.: ПИИ, 20146. С. 278-298.

Емельянов В.В. Ритуал в древней Месопотамии. СПб.: Петербургское

востоковедение, 2003. 320 с. Емельянов В.В. Шумерский календарный ритуал (категория МЕ и весенние праздники). СПб.: Петербургское востоковедение, 2009. 432 с.

Емельянов В.В. Элементы Демокрита и табличка Набушумлишира //

Вестник древней истории. 2014в. № 6. С. 53-63. Куртик Т.Е. Звездное небо древней Месопотамии: шумеро-аккадские названия созвездий и других светил. СПб.: Алетейя, 2007. 743 с. Farber W. Neues aus Uruk: Zur Bibliothek des Iqisa // Welt des Orients. 1987. Bd. 18. S. 26-42.

Finkel I.L. On the Rules for the Royal Game of Ur // Ancient Board Games in Perspective: Papers from the 1990 British Museum Colloquium with Additional Contributions. L.: British Museum Press, 2008. P. 16-32.

Foxvog D. Astral Dumuzi // Hallo W.W., Cohen M.E. (eds.). The Tablet and the Scroll. Near Eastern Studies in Honor of W.W. Hallo. Bethesda, MD: CDL Press, 1993. P. 103-108.

Geller M.J. Introduction to Melammu: Early Globalization // Melammu. The Ancient World in an Age of Globalization. B.: Edition Open Access, 2014b. P. 5-14. (Max Planck Research Library for the History and Development of Knowledge Proceedings, 7).

Gonda X. Birth Season Affects Your Mood in Later Life. Media release. 19.10.2014. <http://www.ecnp-congress.eu/~/media/Files/congress/ Berlin%202014/Pratical/Press/Gonda%20press%20release%20 FINAL.pdf>.

Laffitte R. Le point sur l'origine mésopotamienne du signe du Bélier // Cahiers de l'Institut du Proche-Orient Ancien du Collège de France. 2009. Vol. 1. P. 101-108.

Liverani M. The Ancient Near East: History, Society and Economy. N.Y.: Routledge, 2014. XXIV + 619 p.

Ossendrijver M. Science in Action: Networks in Babylonian Astronomy // Babylon: Wissenskultur in Orient und Okzident. B.; Boston: Walter de Gruyter, 2011. P. 213-221.

Panayotov S. Psychosomatic Problems of the Babylonian Patient. Draft. 2014. <https://www.academia.edu/11530924/Psychosomatic_Problems_ of_the_Babylonian_Patient_60th_Rencontre_Assyriologique_ Internationale_Warsaw_23.07.2014>.

Rihmer Z, Erdos P., Ormos M, Fountoulakis K.N., Vasquez G., Pompili M., Gonda X. Association between Affective Temperaments and Season of Birth in a General Student Population // Journal of Affective Disorders. 2011. Vol. 132. P. 64-70.

Stol M. Birth in Babylonia and the Bible: Its Mediterranean Setting. Groningen: Styx Publications, 2000. X + 276 p.

On the Semantic Unity of Assyrian Menologies and Late Babylonian Horoscopes

Vladimir Emelianov

St Petersburg State University Universitetskaya emb., 11, St Petersburg, Russia banshur69@gmail.com

This article compares two groups of texts: Neo-Assyrian menologies (monthly predictions) and zodiacal horoscopes of the Late Babylonian period. The semantic relationships of both with the

myths and rituals of the Sumerian and Babylonian cultic calendar are established. It was found that after the fourth century BC, Babylonian horoscopes became more arbitrary. The data of cuneiform texts are compared with data of modern psychophysiology and chrono-psychology (X. Gonda and her group). It is assumed that the scribes of eighth to fourth centuries BC reported to the circle of healers and astrologers about dependence of diseases of people born in different seasons on their temperament and condition of the nervous system. Now we can say that the rational core of Babylonian astrology for modern man lies in the fact that the sources of the various changes in psychophysical condition are deemed not to constellations, but geo-climatic periods of the year in which these constellations appear. The Babylonians believed that the characteristics of physical and mental development of a person born in a particular period of the year coincide with the sensations and symptoms that overtake all people at the same time. Whether this hypothesis is right or wrong is the problem which modern science has yet to discover.

Keywords: Huzirina, Uruk, menologies, horoscopes, chronopsycho-logy.

References

Emelianov V. V., 'Elementy Demokrita i tablichka Nabushumlishira' [Elements of Democritus and the Tablet of Nabushumlishur], Voprosy filosofii, 2014, no. 6, pp. 53—63. (In Russian). Emelianov V. V., 'Kalendar i khronopsikhologiya (o semanticheskoy oppo-zitsii vesny i oseni v mesopotamskikh tekstakh)' [Calendar and and Chronopsychology (On the Semantic Opposition of Spring and Autumn in the Texts of Ancient Mesopotamia)], Antropologicheskij forum, 2014, no. 22, pp. 143—163. (In Russian). Emelianov V. V., Nippurskiy kalendar i rannyaya istoriya Zodiaka [The Nippur Calendar and the Early History of Zodiac]. St Petersburg: Peterburgskoe vostokovedenie, 1999, 268 pp. (In Russian). Emelianov V. V., ' "Olimpiada" Gilgamesha (istochniki i istoriya voprosa)' ["Olympic Games" of Gilgamesh (Sources and History of the Problem)], Buettner K. A. (ed.), Iudaika i arameistika. Sborniknauchnyh statey na osnove materialov Tretyei yezhegodnoy konferenciipo iudaike i vostokovedeniu 17.12.2013 [Hebrew and Aramaic Studies. Selected Papers of the Third Annual Conference on Hebrew Studies and Oriental Studies 17.12.2013]. St Petersburg: St Petersburg Institute for Jewish Studies, 2014, pp. 278-298. (In Russian). Emelianov V. V., Ritual v drevney Mesopotamii [Rituals of Ancient Mesopotamia]. St Petersburg: Peterburgskoe vostokovedenie, 2003, 317 pp. (In Russian). Emelianov V. V., Shumerskiy kalendarnyy ritual (kategoriya ME i vesennie prazdniki) [Sumerian Calendar Rituals (The ME Category and Spring Festivals)]. St Petersburg: Peterburgskoe vostokovedenie, 2009, 432 pp. (In Russian).

Farber W., 'Neues aus Uruk: Zur Bibliothek des Iqisa', Welt des Orients, 1987, Bd. 18, SS. 26-42.

Finkel I. L., 'On the Rules for the Royal Game of Ur', Ancient Board Games in Perspective: Papers from the 1990 British Museum colloquium with additional contributions. London: British Museum Press, 2008, pp. 16-32.

Foxvog D., 'Astral Dumuzi', Near Eastern Studies in Honor of W. W. Hallo. Bethesda; MD, 1993, pp. 103-108.

Geller M. J., 'Introduction to Melammu: Early Globalization', Melammu. The Ancient World in an Age of Globalization. Berlin: Edition Open Access, 2014, pp. 5-14. (Max Planck Research Library for the History and Development of Knowledge Proceedings, 7).

Gonda X., 'Birth Season Affects Your Mood in Later Life'. Media release. 19.10.2014. <http://www.ecnp-congress.eu/~/media/Files/congress/ Berlin%202014/Pratical/Press/Gonda%20press%20release%20 FINAL.pdf>.

Kurtik G. E., Zvezdnoe nebo drevney Mesopotamii: nazvaniya sozvezdiy i dru-gikh svetil [Starry Sky of Ancient Mesopotamia: the Names of Constellations and Other Heavenly Bodies]. St Petersburg: Aleteia, 2007, 743 pp. (In Russian).

Laffitte R. 'Le point sur l'origine mésopotamienne du signe du Bélier', Cahiers de l'Institute du Proche-Orient Ancien du Collège de France, 2009, vol. 1, pp. 101-108.

Liverani M., The Ancient Near East: History, Society and Economy. New York: Routledge, 2014, XXIV + 619 pp.

Ossendrijver M., 'Science in Action: Networks in Babylonian Astronomy', Babylon: Wissenskultur in Orient und Okzident. Berlin; Boston: Walter de Gruyter, 2011, pp. 213-221.

Panayotov S., 'Psychosomatic Problems of the Babylonian Patient'. Draft. 2014. <https://www.academia.edu/11530924/Psychosomatic_ Problems_of_the_Babylonian_Patient_60th_Rencontre_ Assyriologique_Internationale_Warsaw_23.07.2014>.

Rihmer Z., Erdos P., Ormos M., Fountoulakis K. N., Vasquez G., Pom-pili M., Gonda X., 'Association between Affective Temperaments and Season of Birth in a General Student Population', Journal of Affective Disorders, 2011, vol. 132, pp. 64-70.

Stol M., Birth in Babylonia and the Bible: Its Mediterranean Setting. Groningen: Styx Publications, 2000, X + 276 pp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.