Научная статья на тему 'АССЕРТИВНОСТЬ КАК МОТИВАЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ СУБЪЕКТА'

АССЕРТИВНОСТЬ КАК МОТИВАЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ СУБЪЕКТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
334
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ / СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ / АССЕРТИВНОСТЬ / АССЕРТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Покальчук Е.В., Воробьева К.И.

В статье представлен анализ взаимосвязи проявления жизнестойкости субъекта в зависимости от его личных характеристик на уровне ассертивности. Показана зависимость самопроявления личности в различных критических и сложных ситуациях при сохранении у него ассертивного поведения, позволяя обеспечить ему устойчивую жизнестойкость, ресурсность и преобразующую активность личной деятельности. Свойства субъекта, характерные для ассертивности, были определены как мотивационные факторы, позволяющие субъекту проявлять себя на линии самосохранения основных жизненных позиций, устойчивого эмоционального фона и уверенности в собственных силах, что позволяет ему принимать решение, способствующее благополучному решению сложной ситуации с позиции ее благоприятного разрешения для него самого. Отражена важность качественных показателей когнитивного, эмоционального, мотивационного факторов при высокой степени ассертивности, позволяющие субъекту сохранить веру в себя, детально проанализировать и сориентироваться в трудной ситуации, найдя наилучшее созидательное решение ее преодоления. Ассертивность позволяет создать стабильную жизнестойкость субъекту за счет низкого или отсутствующего компонента зависимости от чужого мнения, которое меняет восприятие внешних обстоятельств и внутреннего понимания ситуации. Данное по своей совокупности делает ассертивное поведение качественным компонентом личности для формирования у него жизнестойкости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSERTIVENESS AS A MOTIVATIONAL THE COMPONENT OF THE SUBJECT'S RESILIENCE

The article presents an analysis of the relationship between the manifestation of the subject's resilience depending on his personal characteristics at the level of assertiveness. The dependence of the self-manifestation of a personality in various critical and difficult situations is shown, while maintaining assertive behavior, allowing him to provide stable resilience, resourcefulness and transformative activity of personal activity. The properties of the subject characteristic of assertiveness were defined as motivational factors that allow the subject to manifest himself on the line of self-preservation of basic life positions, a stable emotional background and self-confidence, which allows him to make decisions that contribute to the successful resolution of a difficult situation from the perspective of its favorable resolution for himself. The importance of qualitative indicators of cognitive, emotional, motivational factors with a high degree of assertiveness is reflected, allowing the subject to maintain faith in himself, analyze in detail and orient himself in a difficult situation, finding the best creative solution to overcome it. Assertiveness allows you to create a stable resilience of the subject due to the low or absent component of dependence on someone else's opinion, which changes the perception of external circumstances and internal understanding of the situation. This in its entirety makes assertive behavior a qualitative indicator of personality for the formation of his resilience.

Текст научной работы на тему «АССЕРТИВНОСТЬ КАК МОТИВАЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ СУБЪЕКТА»

АССЕРТИВНОСТЬ КАК МОТИВАЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ СУБЪЕКТА

Е.В. Покальчук, аспирант К.И. Воробьева, д-р псих. наук, профессор Тихоокеанский государственный университет (Россия, г. Хабаровск)

Б01:10.24412/2500-1000-2022-5-1-150-157

Аннотация. В статье представлен анализ взаимосвязи проявления жизнестойкости субъекта в зависимости от его личных характеристик на уровне ассертивности. Показана зависимость самопроявления личности в различных критических и сложных ситуациях при сохранении у него ассертивного поведения, позволяя обеспечить ему устойчивую жизнестойкость, ресурсность и преобразующую активность личной деятельности. Свойства субъекта, характерные для ассертивности, были определены как мотивационные факторы, позволяющие субъекту проявлять себя на линии самосохранения основных жизненных позиций, устойчивого эмоционального фона и уверенности в собственных силах, что позволяет ему принимать решение, способствующее благополучному решению сложной ситуации с позиции ее благоприятного разрешения для него самого. Отражена важность качественных показателей когнитивного, эмоционального, мотивационного факторов при высокой степени ассертивности, позволяющие субъекту сохранить веру в себя, детально проанализировать и сориентироваться в трудной ситуации, найдя наилучшее созидательное решение ее преодоления. Ассертивность позволяет создать стабильную жизнестойкость субъекту за счет низкого или отсутствующего компонента зависимости от чужого мнения, которое меняет восприятие внешних обстоятельств и внутреннего понимания ситуации. Данное по своей совокупности делает ассертивное поведение качественным компонентом личности для формирования у него жизнестойкости.

Ключевые слова: жизнестойкость, структурные компоненты жизнестойкости, ассертивность, ассертивное поведение, эмоциональная устойчивость.

На современном этапе развития социальной сферы жизни общества существуют предпосылки нестабильности различных ситуаций экономического, бытового и личного характера, которые требуют от субъекта проявления его личной жизнестойкости. Отсутствие стабильности в жизни нарушает комфортное и гармоничное отношение личности к существованию бытия, как на уровне его личной жизни, так и профессиональной. Данное провоцирует развитие чувства неуверенности в будущем, проявляются сомнения в важности реализации поставленных ранее целей, уменьшается стремление к улучшению самопроявления, появляется девиантное поведение, как ответная реакция внутреннего протеста на фоне заниженной самооценки, которая падает при социальном при-

уменьшении его личных достижений и отсутствия внешней поддержки, отражающейся в нарушении стабильности и отсутствия улучшения качества жизни [1]. Так, сложные кризисные ситуации подвергают психоэмоциональному стрессу субъект, который во временном факторе продолжительности усугубляется, вызывая все большие отклонения в психологической сфере. И только благодаря личным свойствам, определяющим жизнестойкость, он может справится с данной ситуацией [2].

Жизнестойкость ряд авторов называет «мужеством творить» [1, 3]. Ведь она отражает жизнеспособность человека, которая наперекор внешним обстоятельствам, усугубляющим параметры благополучия, сказывающихся на ухудшении здоровья субъекта на всех уровнях: физическом,

психоэмоциональном и социальном. Таким образом, описанное определяет изначально свойства, характерные для умения справляться со сложностями бытия. Мужество характеризует силу характера, зависящую от степени внутренних резервов человека, которые определяются совокупностью развитых свойств когнитивного, эмоционального, поведенческого и мотивированно-ценностного параметров. Именно высокий уровень их развития позволит личности сохранить веру в себя и проявить плодотворную деятельность в решении сложной жизненной ситуации. Ряд авторов жизнестойкость определяют как зрелость, которая выражается также в высокой степени развития рассматриваемых качеств [2, 4]. В свою очередь, жизнестойкость, в зависимости от сформированных ценностных ориентаций будет определять позицию и стратегию решения поставленных задач, улучшения ситуации, вызвавшей кризис. Все это показывает тесную взаимосвязь свойств и характеристик личности и формирование жизнестойкости, которая на современном этапе в часто меняющихся условиях жизни становится основным фактором для сохранения здоровья, жизни и благополучия существования в облике достойной персоны. Жизнестойкость помогает положительно адаптироваться к негативным внешним обстоятельствам и сохранить позитивное отношение к жизни в целом [2].

При детальном рассмотрении жизнестойкость имеет ряд структурных компонентов, которые включают в себя вовлеченность, контроль и принятие риска, что позволит в рамках сочетанной их активизации внутренне сопротивляться возникшей стрессовой ситуации, сохраняя оптимизм и жизнелюбие. Первый параметр -вовлеченность, подразумевает сохранение желания активно жить, мечтать, планировать, ставить перед собой цели и совершать действия, которые позволят их реализовать на практике. Вовлеченность становится плодотворной только при наличии внутренней силы субъекта, отсутствия у него эмоционального выгорания, которое опустошает и обесценивает все важное для человека. Надо отметить, что чувство горя

или сильный кризис, приводящий к утрате и невосполнимым потерям, способствует возникновению данного чувства. Также эмоциональное выгорание возникает при сильной усталости физической или психологической, которая приводит к утрате резервных сил организма человека, истощая и обессиливая его. При таком состоянии уровень жизнестойкости нарушается из-за нехватки физических возможностей справиться с жизненными проблемами. Вовлеченность, активная жизненная позиция, наличие внутренних сил без физического здоровья не могут быть реализованы без посторонней помощи, поддержке, благоприятных внешних условий, которые, по сути, и нарушаются при кризисе. В таких случаях сильный человек чувствует нарастание внутренней силы, но физическая беспомощность может вызвать надлом его личности, который отрицательно скажется на здоровье и проявится в нарушении его сохранного поведения. Это показывает важную взаимосвязь цельной структуры различных факторов в решении проблемы [3, 4].

Второй компонент - это контроль. Он будет обеспечивать сохранение целеустремленности в интегральном проявлении, удержания смысла и желаемых результатов на фоне последовательности деятельности. Уверенность в необходимости личного контроля всех этапов решения ситуации будет провоцировать борьбу за существование, выживание и усилит стремление двигаться вперед даже при внешних препятствиях, которые привносят проблемы и сложности в его жизнь. Контроль развивает практичность в преодолении кризиса. И во время его осуществления у субъекта наблюдается увеличение оптимизма за счет чувства приближения момента решения поставленной задачи и веры, что все происходит правильно. Одновременно увеличивается степень уверенности и умножается вера в себя, усиливая показатели личной ассертивности.

Третий компонент, заключающийся в принятии риска, несет важный смысл в проявлении мыслительной деятельности и факторов здоровьесберегающего поведения. Совокупность аналитической работы

для прогнозирования различных результатов при рассмотрении всех аспектов и параметров сложившейся сложной ситуации с выбором траектории решения проблемы в многогранном видении, позволят субъекту осознать степень возможного риска каждой имеющейся в этом составляющей. Часто отсутствие зрелости личности и знаний способствуют необдуманному риску, который приводит к отрицательным результатам и усугубляет кризис добавлением новых обстоятельств, усложняющих уже существующую трудную ситуацию, нарушая безопасность и оставшуюся степень комфорта жизни, что важно для поддержания внутренних ресурсов [3, 5, 6].

Вышеописанное показывает, что жизнестойкость относится к социально-психологическим свойствам личности, и она зависит от внутренних характеристик, качественных показателей субъекта, определяющих по своей совокупности его внутренние ресурсы, как психологические, так и физические, что на уровне нейрофизиологических аспектов имеют прямую зависимость, а также отражаются на его социальном самопроявлении. Выделяется связь жизнестойкости с целевыми ценностями, которые определяют смысл жизни субъекта и прокладывают путь его основным ориентирам и стремлениям, проявляющимся в поведенческих и самопрезентационных элементах, что несет суть образа человека. На этом фоне ресурсные силы будут подчеркивать личные особенности, так как за счет их силы субъект отстаивает свои позиции и уверенно ее реализует, даже если она имеет отрицательное воздействие на уровень сохранения благополучия социума. Ведь именно от смыслоопреде-ления жизнедеятельности и ценностных предпосылок поставленных задач будут образовываться результативные компоненты деятельности субъекта, отражающиеся на социуме в целом, что означает на жизни других индивидов. В данном рассмотрении важно определять границы кризиса, который должен быть уменьшен, а не вызывать еще большие сложности уже в других направлениях своего существования и отрицательного влияния на жизнь. В этом определяется и когнитивный компо-

нент личности, который будет в факторе применения устойчивости жизнестойкости решать задачи кризисной ситуации. Но в тоже время происходящее, как решение проблемы, отразится только в видимой деятельности субъекта и его внутренней тревожности, которая будет выражаться в суетливых решениях и необдуманных рисках, отрицательно сказывающихся на жизни социума, ухудшая линию благополучного течения жизнедеятельности, отраженной в стабильности ситуации во всех ее основных элементах [3].

Изучая структурные компоненты жизнестойкости, на первый план для ее формирования и поддержания выходят свойства личности, которые важны для мотивирующей составляющей, не позволяющей человеку сдаться и перестать бороться за свою жизнь. Как показывает анализ описанного, данные качества отражаются в ассертивности личности. Глубокое понимание данного термина открывает широту персональных качеств, определяющих комплексное понимание достоинства человека. По данным литературы, ассертив-ное поведение, характерное для проявления жизнестойкости, свойственно интеллигентному человеку. Интеллигентность сочетает в себе высокую культуру, образованность, развитую мыслительную деятельность, мотивированно-ценностные показатели [4, 7]. Также интеллигентность отражает высокий интеллект, который позволит в сложной ситуации проявить стремления к активной личной борьбе, на уровне рассматриваемого структурного компонентажизнестойкости, в уверенном, спокойном проявлении, используя внутреннюю силу, и с достоинством отстаивая важные для себя положения. Надо отметить, что это происходит при сохранении уважительного отношения к оппонентам, не нарушая их прав и чувств собственного достоинства. Это показывает, что интеллигентность является вершиной развития составных параметров ассертивности и в тоже время делает ассертивное поведение качественным показателем зрелости благополучно развитой личности. Интеллигентный человек никогда не стремится причинить вред, как окружающему миру,

так и другим людям, и его поведение имеет стратегию улучшать окружающую обстановку, облагораживая и делая созидательными внешние условия жизни, что будет повышать качество жизнедеятельности других субъектов в социуме в целом. Учитывая, что интеллигентность в данном случае рассматривается как характеристика, обобщающая параметры ассертивно-сти, характерной для жизнеспособности, то она становится важным компонентом именно для полноценной жизнестойкости [4].

Изначально жизнестойкость - это проявление выживания, а жизнь сохраняется только при положительном влиянии внешних обстоятельств и факторов на человека в физическом, психоэмоциональном и социальном аспектах. И именно личности с высокой степенью ассертивности имеют веру в себя и внутреннюю уверенность, всегда проявляют себя на положительном уровне в социуме. Ассертивное поведение подразумевает мотивированный параметр самопроявления — выражать свои мысли и создавать цели, которые будут нести созидательные факторы на внешний мир. Ассертивная личность имеет ценностные критерии в смысловом понимании миро-устроения. Ее цели будут благородны и построены таким образом, чтобы принести пользу обществу. Ассертивное поведение отражает сохранные поведенческие реакции и поддерживает комфортные линии жизни, как своей личной, так и окружающих. Именно стремление к поддержанию благополучия жизни, ее гармонии на фоне психоэмоционального комфорта и спокойствия предопределяют важность ассертив-ного поведения [5].

В описанном кроется и объяснение мо-тивационного значения ассертивности к проявлению жизнестойкости. Ведь данное содержит в себе все три структурных компонента жизнестойкости: вовлеченность, контроль и принятие риска. Вовлеченность в этом случае проявляется в том, что ас-сертивный субъект живет комфортно, обладает уверенностью, верой в свои силы, которые на практике подтверждаются его возможностями за счет создания комфортных условий жизни и своевременного ре-

шения жизненных задач, что позволяет высокий уровень жизни поддерживать на благополучном фоне. Контроль для ассер-тивной личности - это естественный процесс, так как он строит и планирует свою жизнь, неся за нее ответственность, понимая суть причинно-следственной связи результатов от личных действий и выбранной стратегии достижения поставленных целей, которые имеют, несмотря на личный положительный аспект и благотворное влияние на окружающий мир [6]. Тут рассматривается и третий компонент -принятие риска, который имеет двойное значение. С одной стороны риск потерять, что имеет субъект, что при кризисе и подвергается риску потери или уже привело к таковому, вызвав сложную жизненную ситуацию и стресс. С другой - риск сделать не правильный выбор в принятии решения для восстановления прежнего качества жизни, которое для субъекта было нормой и того, что он потерял по причине кризиса, и на уровне ассертивности данный процесс протекает в совокупности цельного рассмотрения всех компонентов жизнестойкости и в комплексности параметров свойств когнитивного, мотивационно-ценностного, веры в себя, эмоционального, что позволяет субъекту мобилизоваться также в полноценном варианте объединяющем физический, психоэмоциональный и социальный уровни [7]. Взаимосвязь внутренних ресурсов, которые проявляются в том числе и благодаря физическим силам человека, что в данных рамках отражается на факте наличия физического здоровья, позволяющего проявляться личности на уровне физиологических физических свойств, как выносливость, координация, сила, скорость, то они при сохранении физиологических параметров будут отражать возможность человека реализовать свои внутренние силы. Стоит отметить, что именно естественное проявление данных физических качеств будет отражать здоровое жизнеобеспечение, так как повышенная физическая нагрузка приводит к истощению и уменьшению резервов здоровья, которые, по данным специалистов физиологов, имеют свои сроки, обеспечивающие продолжительность жизни человека и сте-

пень их сохранения, что важно в критерии сохранения активности с возрастанием возрастного предела. Так прослеживается линия гармонии жизнедеятельности, которая наравне со здоровыми физическими аспектами сохраняет положительный эмоциональный фон и культурное активное самопроявление на основе личной высокой самооценки, определяя, в целостном понимании сказанного, достоинство человека и его комфортную степень жизнедеятельности. Длительность проживания трактуемого периода формирует степень резерва внутренней силы человека. Чем больше субъект живет в комфортном, стабильном и благополучном состоянии, тем выше его уровень внутреннего резерва, и тем больше он сможет себя проявлять на интеллигентном уровне с учетом присутствия качеств, характерных для ассертив-ного поведения. И эти два понятия, как было показано выше, взаимосвязаны между собой, что выделяет прямую зависимость роли многофакторного ассертивного поведения и формирования жизнестойкости [8].

Большую роль ассертивность имеет для социального благополучия. Ведь отстаивая свои права, борясь за сохранения уровня благополучия жизни, который разрушается в кризисных, сложных ситуациях, человек находит пути его восстановления. Суть решения проблемы заключаются в факторах восстановления прежнего состояния до степени, предшествующей ухудшению качества жизни во всех критериях. В последствии возможно и улучшение качества жизни еще более, если выбранный путь был верным и риск себя оправдал, что также подтвердит высокий уровень развития когнитивного компонента у субъекта, чья вера в себя увеличилась благодаря пониманию, что контроль, который он осуществлял, показал высокую положительную результативность. Так ассертивность вновь отразила в себе три структурных компонента жизнестойкости, став ее мотивирующим компонентом [2, 9].

В тоже время утверждающая позиция при имеющемся отрицательном результативном показателе отражает сниженные оценочные критерии когнитивного, моти-

вационного, эмоционального, ценностного параметров, что будет указывать на отсутствие или низкую степень ассертивности личности, показывая необходимость психоэмоциональной коррекции субъекта и создания условий для социальной помощи, которая будет способствовать формированию у него ассертивности и развивать компоненты интеллигентности в цельном понимании. Зрелость личности определяется и реальностью восприятия собственных сил, возможностью и уровнем знаний в сфере, в которой необходимо решать созданные задачи. Полученный результат будет зависеть от сформированной степени когнитивного свойства, эмоциональной зрелости, ценностно-мотивационых

направлений, что в совокупности будет отражать сформированный уровень культуры личности и ее готовности справляться с проблемой [10].

Низкие показатели ассертивности, которые подразумевают наличие низких когнитивных свойств индивида, приведут к нарушениям в самопроявлениях, что создаст условия для усугубления кризиса и отягощению трудной, нестабильной жизненной ситуации. Учитывая, что любой субъект является членом общества, данное приведет к отрицательному влиянию на жизнь многих, то есть социума, что не приемлемо, как с юридической, так и моральной стороны. Но любой субъект, пытаясь решать проблемные ситуации, прикладывает свои силы, и если его самооценка не соответствует реальным показателям, что может сопутствовать личностям с отклонениями в психоэмоциональной сфере, то даже полученный отрицательный или нейтральный результат будет его стимулом действовать дальше, чтобы доказать в первую очередь себе, что он может это сделать. Данный преломленный аспект восприятия ситуации, через какое-то время после осознания неправильности выбранного решения или понимания невозможности преодолеть кризис личности или тяжелых внешних обстоятельств, субъект начинает выражать свои чувства в негативном их проявлении, что может отражаться в том числе и в асоциальном поведении, девиантных реакциях, в разруше-

нии чувства самосохранения, появлении устремлений в нанесении себе вреда, а также агрессии по отношению к окружающим, которые смогли на фоне кризиса или сохранения своей благополучной жизни справиться с внешними сложностями, связанными с различными нестабильными ситуациями, отрицательно влияющими на жизнь в общем или какой-либо ее аспект [11, 12].

Не сформированная ассертивность у субъекта не позволяет ему проявлять себя на жизнеспособном уровне. Его жизнестойкость очень низкая. Каждый человек хочет жить счастливо и благополучно, но формирование образа достойной жизни строится для субъекта при помощи опыта прошлого, который должен соответствовать данным параметрам, а при их отсутствии наличие только желанияв данном не будет правильно формировать пути для реализации и построения благополучной составляющей на практике [11]. В реальности деятельность, которую индивид будет предпринимать начнет воспроизводить прошлый опыт, что он перенес в своей жизни, и результативность таких действий будет иллюстрировать схему социальных связей прошлого опыта, не позволяя субъекту достичь высокого уровня благополучия. Что со временем приведет к ухудшению его личного самопроявления за счет снижения веры в себя, уменьшению мыслительной деятельности из-за отсутствия мотивации к социальной активности, созидательного общения и потери веры, надежды в достижении первоначальных созидательных целей. На данном этапе субъект нуждается в социальной помощи и внешней поддержке, которые изначально ему обеспечат благополучный уровень жизни, который постепенно будет создавать положительный опыт жизнерадостности, оптимизма, благополучия, психоэмоционального комфорта, что поэтапно будет формировать положительный опыт его личной жизнедеятельности, и одновременно учить грамотному культурному самопроявлению на социальном уровне, создавая его образ достойного члена общества, в том числе и в собственном сознании. Данное повысит самооценку, веру в

себя, возродит ценностные мотивации, усилит когнитивное проявление, создаст положительный эмоциональный фон и будет способствовать росту жизнестойкости. Так воспитание качеств, характеризующих ассертивность, будут мотивировать появление жизнестойкости [12].

Высокая степень ассертивности позволяет справится и с тревожностью. Известно, что появление и усиление отрицательного для состояния личности человека как тревожность проявляется от отсутствия четкого видения решения существующей проблемы. В свою очередь, найти правильное решение можно на основе детализации самой проблемы, что позволит понять ее смысл и основу, и именно данный когнитивный процесс позволит сохранить положительное эмоциональное состояние, которое за счет усиления желания достичь положительного результата в решении вопроса, вызвавшего кризис, усилит эмоциональный компонент, поддерживающийся верой в себя. Сложившейся механизм будет возможен при личной ассертивности, так как внутренняя сила позволит не поддаваться внешним смущающим факторам и сохранит четкость понимания правильности пути для достижения цели [13]. Социальное взаимодействие на интеллигентном уровне подразумевает уважительное отношение к частной жизни, отсутствие внешнего грубого вмешательства в чувства других субъектов, а оказываемая им помощь всегда результативна и без внешней эмоциональной активности, которая только подчеркнет неспособность человека самому справиться с ситуацией, вызвавшей кризис, унизив его достоинство. Поэтому ассертивная личность тактично предпринимает действия позволяющие решить сложную ситуацию и не позволяет вмешиваться другим людям в нее. Ассер-тивное поведение в данном случае обладает уровнем отсутствия социозависимости, что позволит сохранить внутреннюю линию заранее продуманного и принятого решения. Чужое мнение при развитой ас-сертивности не имеет большого значения для индивида. Конечно сильный человек выслушает его, но на уровне аналитической деятельности, высокой мыслительной

работе, при развитом когнитивном качестве, он примет решение вне зависимости от мнения окружающих, а также чужое мнение не нарушит его внутреннюю уверенность в своих положительных качествах, силе, наличия больших возможностей и веры в себя [14].

Свойства индивида, характерные для ассертивности, делают личность субъекта сильной, жизнестойкой, уверенной. Так ассертивность на современном этапе является важной чертой характера индивида, которая подчеркивает уровень его развития и формирования психологической культуры, влияющей на самопознание, самопроявление, психологическое восприятие ценностных критериев, мотивированных устремлений, которые по совокупности характеризуют ее цельный образ. Ас-сертивность свойственна индивидам с высокой самооценкой и чувством внутреннего достоинства. Эти качества позволят человеку сохранить свои внутренние убеждения, линию культурного поведения, уважительного взаимоотношения с окружающими не зависимо от внешних обстоятельств. Самая наивысшая степень ассер-тивности выражается в интеллигентности субъекта, которому присуща большая жизнестойкость. А исторические события, которые описаны в литературных источниках, доказывают это [6, 14]. Именно интеллигентные люди в любом, самом сложном жизненном моменте обладают стойкостью духа, выдержкой, сохраняют самообладание, возможность адекватно и продуктивно мыслить. А ведь это и есть жизне-

щают в себе три ее структурных компонента, как понимание, для чего жить, и понимание, что жизненная ситуация может в любой момент улучшится, что подразумевается под вовлеченностью. Контроль - это выдержка и умение владеть собой в любой ситуации, а принимать риск в данном случае - это понимать, что от любого самопроявления ход жизни может измениться. Ассертивный человек выбирает риск при сохранении максимальной степени качества жизни, а борьбу, сохраняя психологический комфорт и благополучие. Для этого требуется и мужество противостоять сложным, зачатую, агрессивным, пытающимся разрушить благоприятный ход жизни обстоятельствам и, оставшись достойным человеком, восстанавливать разрушенный слой кризисом, чтобы вернуть благосостояние, что будет способствовать сохранению и улучшению жизнепроявления в обществе, которое состоит из жизни каждого ее члена - и поэтому благополучие социума зависит от благополучия жизни каждого индивида, и данное учитывается при наличии ассер-тивности [15].

Так ассертивность будет поддерживать и сохранять положительные основы самопроявления субъекта и создавать условия для создания жизнеутверждающего состояния, которое при нестабильной, сложной, кризисной ситуации проявится с позиции личной жизнестойкости. Поэтому ассер-тивность является наиважнейшем мотивирующем компонентом жизнестойкости субъекта.

стойкость. И описанные качества совме-

Библиографический список

1. Александрова Л.А. К концепции жизнестойкости в психологии // Сибирская психология сегодня: Сб. научн. трудов. Вып. 2 / под ред. М.М. Горбатовой, А.В. Серого, М.С. Ясницкого. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. - С. 82-90.

2. Ефимова О.И., Игдырова С.В., Ощепков А.А. Взаимосвязь ценностных ориентаций и жизнестойкости личности у нормативных и девиантных подростков // Вестник ЛГУ им. А С. Пушкина. - 2011. - № 1. - С. 61-71.

3. Калашникова С.А. Смысложизненные ориентации, базовые убеждения и стратегии поведения в трудных жизненных ситуациях людей с различными показателями жизнестойкости // Учёные записки ЗабГУ. Серия: Педагогика и психология. - 2011. - № 5. - С. 161-167.

4. Hull D.B., Schroeder H.E. Some interpersonal effects of assertion, nonassertion, and aggression // Behav. Ther. - 1979. - № 1. - pp. 20-28.

5. Bruch M.A. A task analysis of assertive behavior revisited: Replication and extension //

Behavior Therapy. - 1981. - №12. - pp. 217-230.

6. Иванова М.А. Жизненные сценарии и жизнестойкость подростков // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 10-14. - С. 875-878.

7. Донцов А.И., Жуков Ю.М., Петровская Л.А. Практическая социальная психология как область профессиональной деятельности // Введение в практическую социальную психологию / под ред. Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской, О.В. Соловьевой. - М.: Смысл, 1996. - С. 7-21.

8. Книжникова С.В. Структурно-функциональное описание жизнестойкости в аспекте суицидальной превенции // Материалы IV Всероссийской НПК «Феноменология и профилактика девиантного поведения». - Краснодар, 28-29 октября 2010. - С. 67-70.

9. Eisler A.M., Hersen M., Miller P.M. Situational determinants of assertive behaviours // J. Consult. and Clin. Psychol. - 1975. - № 43. - pp. 330-340.

10. Hartwig W.H., Dickson A.L., Anderson H.N. Locus of control and assertion // Psychol. Report. - 1980. - № 46. - pp. 1345-1346.

11. Егорова Т.Е. Психологическая культура и саморегуляция стратегий тревожности // Психологическая наука и образование. - 2007. - №3. - С. 68-76.

12. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Жизнестойкость как составляющая личностного потенциала / Личностный потенциал: структура и диагностика. - М.: Смысл, 2011. - 680 с.

13. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. - М.: Смысл, 2006. - 63 с.

14. Одинцова М.А. Психология жизнестойкости. - М.: ФЛИНТА: Наука, 2015. - 296 с.

15. Шейнов В.П. Ассертивность и психологическое здоровье // Материалы научной конференции «Ананьевские чтения - 2013». - СПб., 2013. - С. 371-373.

ASSERTIVENESS AS A MOTIVATIONAL THE COMPONENT OF THE SUBJECT'S

RESILIENCE

E.V. Pokalchuk, Postgraduate Student

C.I. Vorobieva, Doctor of Psychological Sciences, Professor

Pacific State University

(Russia, Khabarovsk)

Abstract. The article presents an analysis of the relationship between the manifestation of the subject's resilience depending on his personal characteristics at the level of assertiveness. The dependence of the self-manifestation of a personality in various critical and difficult situations is shown, while maintaining assertive behavior, allowing him to provide stable resilience, resourcefulness and transformative activity of personal activity. The properties of the subject characteristic of assertiveness were defined as motivational factors that allow the subject to manifest himself on the line of self-preservation of basic life positions, a stable emotional background and self-confidence, which allows him to make decisions that contribute to the successful resolution of a difficult situation from the perspective of its favorable resolution for himself. The importance of qualitative indicators of cognitive, emotional, motivational factors with a high degree of assertiveness is reflected, allowing the subject to maintain faith in himself, analyze in detail and orient himself in a difficult situation, finding the best creative solution to overcome it. Assertiveness allows you to create a stable resilience of the subject due to the low or absent component of dependence on someone else's opinion, which changes the perception of external circumstances and internal understanding of the situation. This in its entirety makes assertive behavior a qualitative indicator of personality for the formation of his resilience.

Keywords: resilience, structural components of resilience, assertiveness, assertive behavior, emotional stability.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.