Научная статья на тему 'Аспирант и Научный журнал: апартеид или симбиоз?'

Аспирант и Научный журнал: апартеид или симбиоз? Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
219
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Синченко Г. Ч.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Аспирант и Научный журнал: апартеид или симбиоз?»

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

Вестн. Ом. ун-та. 2010. № 3. С. 227-239.

АСПИРАНТ И НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ:

АПАРТЕИД ИЛИ СИМБИОЗ?

История научной периодики начинается в XVII столетии. Французский аббат Марен Мерсенн (1588-1648) держал в своих руках связи с математиками и физиками всей Европы. Он получал и рассылал научные тексты по адресам крупнейших ученых, объединяя Галилея, Декарта, Мариотта, Паскаля, Торичелли, Ферма, Гоббса... Декарт, «земляк» Мер-сенна по колледжу Ля Флешь, за двадцать лет жизни в Нидерландах написал аббату 138 писем по научным проблемам, а всего их переписка насчитывает более 150 единиц. В целом научная корреспонденция Мерсенна занимает 16 томов. Кроме того, ученые регулярно собирались в келье монаха, и этот «невидимый колледж» (Д. де Солла Прайс) стал ядром Парижской академии наук (1666).

Опыт Мерсенна взяли на вооружение по другую сторону Ла-Манша. В Англии в конце 40-х гг. XVII в. была сформирована «Адресная служба», в которой специальное лицо на окладе отвечало за переписку и распространение научных знаний. Из коллегии ученых и медиков (Collegium Philosophicum), которые ставили целью содействовать развитию экспериментального метода исследования природы, сложилось Королевское общество - британская академия математики и естествознания (1662).

Должность ответственного за переписку (ее занимал С. Гартлиб) можно считать прототипом должности редактора научного журнала. Собственно журналы появились несколько позднее, когда увеличение потока писем натолкнуло на мысль, что надо публиковать их под одной обложкой и рассылать всем академикам сразу. Почти одновременно в 1665 г. секретари зарождающихся академий Дени де Сало в Париже и Генри Ольденбург в Лондоне основали «Le journal des Scavants» («Журнал ученых») и «Philosophical Transactions of Royal Society», которые дали старт множеству

подобных периодических изданий. Со временем начала ощущаться потребность в журналах, не привязанных жестко к академиям, более свободных в выборе круга авторов и обращенных к более широкой аудитории.

Первый русский научный журнал «Комментарии Академии наук» появился в 1726 или 1727 г. как приложение на латинском языке к «Санкт-Петербургским ведомостям». Первый отечественный «Журнал правоведения» «промелькнул» в памятном 1812 г. Научные юридические журналы получили развитие в 1860-е и 1870-е гг., следующая волна пришлась на начало ХХ в.

Издание советской юридической периодики началось в декабре 1917 г. с выходом «Власти Советов». Примечательно, что существовал даже частный журнал «Право и жизнь» (1922-1927). С 1922 г. издавалось «Советское право», учрежденное одноименным Институтом, - видимо, первое академическое юридическое издание. В 1927 г. секция общей теории права и государства Коммунистической академии начала выпуск журнала «Революция права». С 1946 г. выходит «Вестник Московского государственного университета. Сер. 11. Право», с 1957 г. -«Известия высших учебных заведений. Правоведение».

В 1990 г. в СССР насчитывалось 23 юридических журнала (не считая региональных). В России спустя пять лет их стало 31, спустя десять - 103, в 2005 г. -196, в 2006 г. - 244. Многие увеличили периодичность, возникли электронные сетевые журналы. Современный литературный поток по юриспруденции представлен научно-теоретическими журналами («Государство и право», «Правоведение» и др.), научно-практическими («Российская юстиция», «Законность» и др.), научно-популярными («Человек и закон», «Право и жизнь» и др.) и производственно-практическими («Адвокат», «Право и экономика» и др.)1. Продолжится ли заметный рост количества наименований -открытый вопрос. Во всяком случае, будет расти электронная периодика, причем большинство традиционных журна-

лов так или иначе переходит на две формы существования: материальную (бу-

мажную) и виртуальную.

В связи с распространением электронных ресурсов, размещенных в Интернете, электронные версии постепенно перестают быть сканированными двойниками бумажных оригиналов. Так, ресурс «Web of Science» на платформе «Web of Knowledge» компании «Thomson Reuters» обеспечивает поиск среди свыше 9 200 научных журналов на более чем 45 языках (151 издание - российское). База данных «Scopus» компании «Elsevier» охватывает более 16 000 названий реферируемых научных журналов, представляющих 4 000 издательств по всему миру (среди них около 350 российских журналов, из которых примерно 50 % - действующих). На платформе Научной электронной библиотеки создана аналогичная отечественная база данных РИНЦ (Российский индекс научного цитирования), охватывающая 746 изданий (количественные данные приводятся по состоянию на февраль 2009 г.).

Какое до этого дело соискателю кандидатской степени? Во-первых, он является читателем научной периодики и, возможно (в перспективе - непременно), пользователем электронных баз данных, в которые она включена. Во-вторых, он является кандидатом в авторы, тем более что публикация результатов диссертационного исследования в изданиях, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией, - необходимое условие допуска к защите.

На наш взгляд, можно выделить две модели отношений между научным журналом и аспирантом/адъюнктом: «апартеид» и «симбиоз».

Модель «апартеид». Аспиранты и журналы сосуществуют как относительно автономные подсистемы, встроенные в иерархию, где доминирует журнал. В принципе солидный журнал мало заинтересован в аспирантских публикациях -хотя бы ввиду их невысокого научного качества. Журналы, которые издаются научными и научно-образовательными учреждениями, осуществляющими послевузовскую подготовку научных кадров высшей квалификации, конечно, менее свободны в данном отношении, чем независимые издания. И все же если твердо

стоящему на ногах журналу имеет смысл принимать аспирантские работы, то главным образом потому, что они качественные, а не потому, что написаны аспирантами. Следует добавить, что часть соискателей ученой степени не гнушается плагиатом. Как следствие, некоторые редакционные коллегии указывают, кем рекомендована работа автора, не имеющего степени.

В то же время журнальное пространство «ваковских» изданий является высоколиквидным товаром, и нетрудно догадаться, что они испытывают определенное давление со стороны авторитетных инстанций научного сообщества, которым надо «защищать» своих аспирантов. Со своей стороны, молодые издания нуждаются в аудитории и финансировании, в том числе за счет подписчиков. В результате подчас имеет место скрытое давление: публикация при условии оформления подписки. Таким способом некоторые обходят требование ВАК о приеме к публикации статей аспирантов на безвозмездной основе.

Сказанное накладывается на сложные отношения между «политическими колледжами» (Р. Кларк), т. е. университетами, НИИ и т. п. Ни один не хочет зависеть от других, выступать просителем за своих аспирантов, рисковать бесперебойной работой механизма аттестации научных кадров. И пожалуй, практически все не против того, чтобы другие ходили у них в просителях. Отсюда конкуренция за участок издательского пространства под «ваковским солнцем».

«Апартеид» обеспечивает минимум взаимности удовлетворения интересов журнала и аспиранта. Первый получает в лице аспиранта читателя (или даже подписчика) и, при определенных условиях, -автора. Второй благодаря журналу вписывается в требования Положения о порядке присуждения ученых степеней, приобретает потенциальную заочную аудиторию как автор-исследователь и несколько облегчает себе возможность регулярно знакомиться с публикациями других ученых в этом периодическом издании.

Модель «симбиоз». Не смешиваясь и не растворяясь друг в друге, журналы и аспиранты ведут политику сотрудничества. При этом аспирант по объективным

Рецензии

229

причинам остается сравнительно пассивным элементом, а главное зависит от позиции журнала. Прежде всего, журнал не ищет скрытых форм оплаты аспирантских публикаций. Далее, редколлегия с особой тщательностью рассматривает поступающие от аспирантов работы и поручает их рецензирование наиболее опытным ученым. Наконец, редакционная политика журнала отличается известным акцентом на публикации маститых авторов, наиболее полезные аспирантам.

К названному разряду публикаций можно отнести:

1. Официальные и неофициальные отзывы на диссертации и авторефераты. Аспирантам надо помочь заранее спроецировать на себя определенные моменты защит, узнать, какими бывают отзывы, какие слабые места диссертаций в них вскрываются, как ведется критика. Частично тем самым реализуется и функция превенции низкосортных диссертаций. В качестве примера приведем «Вестник гражданского права», который считает критический анализ авторефератов докторских работ по гражданскому праву одним из приоритетов своей редакционной политики.

2. Работы по методологии и организации научных исследований.

3. Обзорные статьи по наиболее актуальным проблемам той или иной отрасли научных знаний, анализ мнений ведущих специалистов об актуальных темах диссертационных исследований по научным специальностям и т. п.

Что делает в указанном направлении мы «Научный вестник Омской академии МВД России»? С 2005 г. по февраль 2010 г., т. е. в последних 16 номерах, включающих около 330 публикаций, вышли 69 работ авторов, не имеющих ученой степени (без учета текстов, которые подготовлены в соавторстве соискателей с научными руководителями). В большинстве это статьи соискателей, адъюнктов и аспирантов под рубрикой «Трибуна молодого ученого».

В журнале имеются ориентированные на аспирантов рубрики «Диссертационный процесс» и «Научный инструментарий». В первой публикуются отзывы на диссертационные исследования. Во второй вышла серия статей о возможностях приобретения грантов на проведение ис-

следований и образование за рубежом, работы о критериях оценки научной проблемы, электронных ресурсах для науки и образования, логике и методологии диссертационного исследования, технике письменного юридического текста и устного речевого поведения на защите [2]. Если бы опытные ученые, лидеры научнопедагогического сообщества активнее делились своим опытом и исследовательским «ноу-хау», это было бы демократично и поучительно.

Отчасти указанный недостаток восполняется «Наукой за чашкой кофе». Это рубрика постоянная, и благодаря ей научная молодежь может заочно пообщаться с авторитетными учеными, делящимися своими взглядами в неформальной обстановке интервью «без галстуков». Мы практически всегда спрашиваем наших интервьюируемых об актуальных проблемах и прорывных направлениях в их областях, что до некоторой степени компенсирует недостаточную осведомленность о перспективной исследовательской проблематике [3]. Увы, именно до некоторой степени, причем невысокой. Убедить наших ученых заниматься этим систематически и сообщать о результатах в демократичной журнальной форме не удается.

Лучше обстоит дело с общеразвивающими статьями. Есть такое определение творческой задачи: если заранее точно неизвестно, какая информация потребуется для решения задачи, то задача творческая. Мы собрали неплохую коллекцию публикаций, трактующих широкий

спектр правовых проблем в политологическом и философском измерениях. Они могут дать пытливому молодому ученому новый угол зрения, свежий мыслительный ход, подтолкнуть его мысль в интересную сторону (в философии науки это называется «парадигмальная прививка») [4]. В нашем архиве есть также статья, которая была заказана редакцией с учетом появления плохо обеспеченной литературой темы по истории и философии науки -дисциплине экзамена кандидатского минимума [5].

Модель «симбиоз» не лишена недостатков, к которым можно отнести, например, возможное снижение импакт-фактора. Однако этим, пожалуй, можно пожертвовать. Ведь цель научной периодики - содействие распространению и

развитию научных знаний - допустимо понимать и как содействие формированию субъекта, способного производить новые достойные распространения знания.

Итак, «Научный вестник Омской академии МВД России» дружественно настроен к начинающим ученым и одновременно видит узкие места. Конечно, главное - высокий уровень издания, которое полезно читать и где, как следствие, аспиранту/адъюнкту престижно и полезно опубликоваться. И мы стараемся такой уровень поддерживать.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Все фактографические данные о российской юридической периодике приводятся по ст.: [1].

ЛИТЕРАТУРА

[1] Жишкина О. В. Зарождение и развитие россий-

ских юридических журналов // Научный вестник Омской академии МВД России. 2008. № 1. С. 64-68. (Далее сокр.: НВ.)

[2] Веретенникова А. Е. Проведение научного ис-

следования за рубежом // НВ. 2005. № 1. С. 50-51; Ее же. Проведение научного исследования за рубежом: программа Фулбрайта // НВ. 2005. № 2. С. 58-59; Ее же. Обучение и повышение квалификации в Германии и Австрии // НВ. 2006. № 1. С. 49-50; Ее же. Стипендии правительства Франции // НВ. 2007. № 1. С. 51-52; Дети «капитана гранта» // НВ. 2007. № 2. С. 69-72; Рочева Н. Ю. Электронные ресурсы для науки и образования // НВ. 2007. № 1. С. 49-50; Бугаев К. В. Критерии оценки научной проблемы в юриспруденции // НВ . 2007. № 1. С. 42-49; Синченко Г. Ч. Результативность и научная значимость диссертации (девять логико-прикладных правил для диссертантов) // НВ. 2005. № 1. С. 46-49; Его же. Заглавия диссертаций и иных научных работ (девять логико-прикладных правил) // НВ.

2005. № 2. С. 54-57; Его же. Безличные, неопределенно-личные и личные синтаксические конструкции в речевом поведении диссертанта // НВ. 2008. № 4. С. 30-34; Синченко Г. Ч., Николаенко Н. М. Речевое поведение соискателя на защите диссертации // НВ. 2006. № 1. С. 47-49; Синченко Г. Ч., Векленко С. В. Методология диссертационного исследования (семь соображений для соискателей) // НВ.

2006. № 2. С. 53-57; Тихомирова Ю. И. Языковые особенности научного юридического текста // НВ. 2007. № 3. С. 52-56.

[3] Наука за чашкой кофе (интервью с В. В. Кожев-

никовым) // НВ. 2005. № 1. С. 71-72; Актуальные проблемы уголовного судопроизводства и науки уголовного процесса (интервью с В.С. Шадриным) // НВ. 2006. № 2. С. 79-83; Интервью с Л.М. Прозументовым // НВ. 2009. № 2. С. 73-74; Проблемы состязательности и

независимости уголовного судопроизводства (интервью с А.А. Давлетовым и В.М. Боз-ровым) // НВ. 2009. № 3. С. 71-74; Интервью с А.И. Марцевым // НВ. 2010. № 1. С. 71-73.

[4] Красиков В. И. Преступность как социоантропо-

логическое явление // НВ. 2005. № 1. С. 3-5; Сальников Е. В. Основания уникальности современного права // НВ. 2005. № 2. С. 6-9,

2006. № 1. С. 3-5; Петросян А. Э. Предвестие тоталитаризма: в лабиринте сословных притязаний. 2007. № 3. С. 3-10; Его же. Пришествие тоталитаризма: прыжок мимо царства свободы. 2009. № 1. С. 10-19; Корнев В. Н. Конфронтация и солидарность. Перспективы российского парламентаризма // НВ. 2008.

№ 2. С. 35-37.

[5] Денисов С. Ф., Денисова Л. В. Научное сообще-

ство и его формы // НВ. 2007. № 2. С. 30-33, № 3. С. 39-46.

Г.Ч. Синченко, главный редактор журнала «Научный вестник Омской академии МВД России»

Рецензия на учебное пособие: История Сахалина и Курильских островов с древнейших времен до начала XXI столетия / М.С. Высоков, А.А. Василевский, А.И. Костанов, М.И. Ищенко ; отв. ред. М.С. Высоков. Южно-Сахалинск : Сахалинское книжное издательство, 2008. 712 с., 67 ил.

Новая книга по истории Сахалина и Курильских островов, подготовленная к печати широко известными в Дальневосточном регионе и за его пределами историками, представляет собой удачное и все еще редкое сочетание серьезного научного исследования и учебного пособия, предназначенного в первую очередь студентам, но, несомненно, способного привлечь внимание большого числа читателей, интересующихся прошлым и настоящим островного края Дальнего Востока России. Фундаментальность проекта не только основана на солидных исследованиях авторов, что дает им право на собственные суждения по большинству дискуссионных проблем, но и обеспечена максимально возможным охватом литературы и источников. Логичность композиции, в которой предусмотрен большой раздел, посвященный историографии и источникам, конкретно-

исторический блок тем, включающий, по-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.