Научная статья на тему 'Аспекты вероучения суннитов и шиитов в преподавании модуля «Основы исламской культуры»'

Аспекты вероучения суннитов и шиитов в преподавании модуля «Основы исламской культуры» Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
5
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРКСЭ / «Основы исламской культуры» / возрастные особенности младших подростков / шиитское мировоззрение / шиитские праздники / культурологический подход / Fundamentals of Religious Cultures and Secular Ethics / Fundamentals of Islamic Culture / age specifics of younger teenagers / Shiite worldview / Shiite holidays / culturological approach

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Рамазанов Али Анарович

В фокусе внимания автора сложности, с которыми может столкнуться педагог, преподающий «Основы исламской культуры» в рамках предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» в четвертом классе общеобразовательной школы. Помимо возрастных особенностей, автора интересуют содержательные аспекты курса, в частности различия в вероучении суннитов и шиитов, которые могут оказаться значимыми в случае полиэтнического и поликонфессионального класса. Автор предлагает методические рекомендации, которые помогут нивелировать сложности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Aspects of Sunni and Shiite beliefs in teaching “Fundamentals of Islamic Culture” module

The author focuses on the difficulties that a teacher of “Fundamentals of Islamic Culture” as part of the subject area “Fundamentals of Religious Cultures and Secular Ethics” may meet in the fourth grade of a general education school. In addition to age specifics, the author is interested in the content aspects of the course, in particular, the differences in Sunni and Shiite beliefs, which may be significant in the case of a multi-ethnic and multi-confessional class. The author offers methodological recommendations that will help to level out the difficulties.

Текст научной работы на тему «Аспекты вероучения суннитов и шиитов в преподавании модуля «Основы исламской культуры»»

Али Рамазанов

DOI 10.37492/ETN0.2023.71.2.007

Аспекты вероучения суннитов и шиитов в преподавании модуля «Основы исламской культуры»

В фокусе внимания автора - сложности, с которыми может столкнуться педагог, преподающий «Основы исламской культуры» в рамках предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» в четвертом классе общеобразовательной школы. Помимо возрастных особенностей, автора интересуют содержательные аспекты курса, в частности различия в вероучении суннитов и шиитов, которые могут оказаться значимыми в случае полиэтнического и поликонфессионального класса. Автор предлагает методические рекомендации, которые помогут нивелировать сложности.

Ключевые слова: ОРКСЭ; «Основы исламской культуры»; возрастные особенности младших подростков; шиитское мировоззрение; шиитские праздники; культурологический подход.

Модуль «Основы исламской культуры» является частью предметной области ОРКСЭ. В рамках этой дисциплины изучается одна конкретная культура - исламская. Изучение данной культуры невозможно без изучения ее религиозной составляющей, поскольку ее корни лежат в исламской религии. Однако важно понимать, что образование в российских общеобразовательных школах носит светский характер. Исходя из этого, изучать религиозную культуру, опираясь всецело на богословское знание и на исламские науки невозможно, поскольку это будет противоречить светскому характеру обучения и воспитания и, что не менее важно, может вызвать недовольство среди родителей обучающихся. Для со-

Рамазанов Али Анарович,

магистр педагогики, Институт социально-гуманитарного образования, Московский педагогический государственный университет (Москва), ramazanov008@mail.ru

хранения светского характера обучения, разработчиками данной дисциплины был избран культурологический подход. Данный подход универсален. Он обязателен и используется во всех шести модулях предметной области ОРКСЭ.

Культурологический подход означает, что излагать тот или иной материал в ходе преподавания модуля «Основы исламской культуры» мы будем исходя из знаний, полученных из культурологии и, отчасти, религиоведения. Культурологический подход также ориентирует учителя на то, чтобы прежде всего обратить внимание на значение, которое имеют религии, на формирование и развитие цивилизаций, на историю государства и формирование культуры. Конечно, данный подход вовсе не означает, что мы не можем обращаться к исламской теологии. В незначительной мере мы все же имеем возможность апеллировать к богословскому знанию. Более того, в некоторых случаях это будет необходимо, однако важно, чтобы это знание было преподнесено как альтернативный взгляд на тот или иной вопрос, или бы являлось уместным дополнением.

Современные российские мусульмане, очень положительно относятся к получению любых знаний, способных принести пользу. Это связано с рекомендацией самого пророка Мухаммада, который неоднократно заявлял о важности получения и распространения знаний [1, с. 40-42]. При этом знания эти должны вести не только к материальным достижениям и успеху, но и нравственному совершенствованию личности. Ислам считает необходимым соблюдать основы морали и нравственности. В системе исламского образования обязательно соблюдение всех законов морали [9, с. 22]. Муртаза Мутаххари в своем труде «Образование и воспитание в исламе» отмечает, что единственным надежным гарантом морали является религия, обращая вни-

мание на факт моральной деградации в современных обществах. Подобное он связывает с падением уровня веры и роли религии в обществе вообще [6, с. 113-115]. Однако в модуле «Основы исламской культуры» обращение к системе исламского образования не предусмотрено, поскольку в таком случае оно будет носить религиозный, а не сугубо светский характер.

Освоение учащимися содержания модуля ОРКСЭ «Основы исламской культуры» должно обеспечить прежде всего понимание значения нравственности как таковой, морально ответственного поведения в жизни человека и социума. При этом важно также сформировать уважительное отношение ребенка к различным духовным традициям страны [4].

На изучение курса ОРКСЭ выделяется 34 часа [7, с. 5]. Курс изучается в 4-м классе на протяжении всего учебного года. Занятия проходят один раз в неделю. Таким образом, учителю необходимо изложить весь материал модуля за 34 урока.

Для изучения исламской культуры в курсе ОРКСЭ существует свой перечень учебников и методических пособий, все они имеют схожую структуру и содержат в себе очень схожий, но по-разному изложенный материал. Наиболее универсальным, в частности для московских школ, является учебник «Основы исламской культуры» Д.И. Латышиной и М.Ф. Муртазина (автор методического пособия к нему - О.Н. Марченко). Рассмотрим четыре основных раздела этого модуля [5, с. 45-58]:

1. Введение. Раздел состоит из одной темы и урока, рассчитанного на один учебный час. Данный урок общий для всех модулей ОРКСЭ. Тема урока: «Россия -наша Родина».

2. Основы исламской религии (16 часов). Второй раздел - самый объемный. В нем рассказывается о месте

возникновения ислама, его основателе и об основах вероучения. Включает 15 тем: «Колыбель ислама», «Пророк Мухаммад - основатель ислама», «Начало пророчества», «Чудесное путешествие пророка», «Хиджра», «Коран и Сунна», «Вера в Аллаха», «Божественные Писания. Посланники Бога», «Вера в Судный день и судьбу», «Обязанности мусульман», «Поклонение Аллаху», «Пост в месяц Рамадан», «Пожертвование во имя Всевышнего», «Паломничество в Мекку» и «Творческие работы учащихся» (два урока).

3. История ислама в России и нравственные ценности ислама (12 часов). В разделе рассказывается об истории появления ислама на территории России, нравственных ценностях исламской религии и народах, ее исповедующих, о науке и искусстве ислама и о мусульманских праздниках. Выделяется 12 тем: «История ислама в России», «Нравственные ценности ислама», «Сотворение добра», «Дружба и взаимопомощь», «Семья в исламе», «Родители и дети», «Отношение к старшим», «Традиции гостеприимства», «Ценность и польза образования», «Ислам и наука», «Искусство ислама», «Праздники мусульман».

4. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов). Финальный раздел состоит из пяти уроков, общих для всех модулей и нацеленных на развитие гражданской идентичности обучающегося, формирование толерантности к культурам народов России. Темы раздела: «Любовь и уважение к Отечеству», «Святыни христианства, ислама, буддизма, иудаизма», «Основные заповеди христианства, ислама, буддизма, иудаизма, светской этики», «Семья в традиционных религиях России», «Отношение к труду и природе в традиционных религиях России и в светской этике». Всего учебник состоит

из 29 тем, рассчитанных на 30 уроков [3, с. 3]. Завершает учебник тема «Любовь и уважение к Отечеству». Таким образом, остальные четыре темы финального раздела учителю нужно преподносить ученикам, опираясь либо на методические рекомендации О.Н. Марченко, либо на несколько учебников по разным модулям ОРКСЭ.

Как мы можем заметить, тем в рассматриваемом нами модуле много. Каждая из них важна для обучения и воспитания в ходе преподавания. Раскрывая ту или иную тему, нужно учитывать ряд особенностей развития обучающихся 4-х классов. Отметим, что четвертый класс является не просто заключительным этапом обучения в начальной школе, но и, согласно общепринятой в российской возрастной психологии периодизации Д.Б. Эльконина [8], завершением периода младшего школьного возраста (7-11 лет). В этот период завершается формирование базовых характеристик ребенка, на основе которых будет продолжаться его развитие. Примечательно, что психофизическое развитие детей в 4-м классе осуществляется неравномерно. Одни дети уже всецело готовы к переходу на следующий возрастной этап, другие - нет. Это связано с особенностями здоровья ребенка, его темперамента, нервной системы, атмосферы в семье и воспитания.

Для успешного обучения ученик 4-го класса должен уметь: слушать учителя, устно и письменно выражать свою мысль, пересказывать текст, выделяя основную мысль, задавать вопросы к тексту, отвечать на вопросы к тексту, делать выводы исходя из полученной информации, пользоваться дополнительными источниками информации, адекватно оценивать свою работу. Предметная область ОРКСЭ способствует развитию всех этих умений, обеспечивая тем самым подготовку ребенка к обучению в средней школе.

В этом возрасте становится устойчивой самооценка ребенка. Теперь он может самостоятельно давать оценку себе, выявлять свои достоинства и недостатки. У ребенка также развивается личностная рефлексия. Он постепенно узнает и разделяет свои личностные качества. Появляется потребность в саморазвитии. Ученик четвертого класса уже может отличать реальный мир от мира идеальных вещей, реального себя, своего собственного я от идеала, к которому надо стремиться. Он, что очень важно, понимает разницу между «я могу» и «я хочу».

В этот период важным для ребенка становится общение, как со сверстниками, так и со взрослыми. Ребенок начинает замечать у взрослых не только положительные черты, но и недостатки. В первую очередь «под прицел» ребенка попадает учитель. Обучающийся не просто замечает какие-то ошибки и недочеты своего учителя, но и обсуждает их со сверстниками и родителями. Более того, он начинает сравнивать своего учителя с другими учителями, выявлять положительные и отрицательные черты каждого из них.

Ученик четвертого класса постепенно созревает для выполнения социальных обязанностей. Внутренний чрезмерный эгоизм постепенно сдает обороты, но не в полной мере. Именно этот возраст важен для формирования у ребенка альтруистических качеств (бескорыстие, отзывчивость, доброжелательность, готовность помочь близкому человеку), поскольку психика ребенка открыта для этого. Необходимо продемонстрировать ребенку важность не только себя самого, своего собственного я, но и общества.

В 4-м классе для ребенка возрастает роль сверстников, в частности одноклассников. Они и их мнение становится наиболее значимым. Иногда это мнение может стоять выше, чем мнение близкого взрослого (учителя

или родителя). Дети в этом возрасте начинают сотрудничать. Появляется интерес к другим людям. Конечно, в большинстве своем четвероклассников все еще интересует свой личный успех и личная выгода, но постепенно проявляется интерес к социуму и противоположному полу. Однако этот интерес вызван желанием продемонстрировать превосходство одного пола над другим, что приводит к конкуренции, к серьезному соперничеству между мальчиками и девочками. Подобное нередко может приводить к конфликтам. При этом суть этих конфликтов будет не в самом конфликте, не в передразниваниях и возможных ссорах, а в получении внимания со стороны представителя противоположного пола.

Наконец, в 4-м классе обучающиеся начитают осознавать ценностные ориентации. Нет, ребенку все еще тяжело осознать всю философию морали, но усвоить моральные нормы, как некие правила поведения, которые необходимо чтить соблюдать, он вполне способен. В этом возрасте он уже может отделить добро от зла, найти разницу между пороком и добродетелью. Однако двигателем познания в этой сфере будет не поиск себя, каких-либо религиозных смыслов, истины, а желание соответствовать общепринятым образцам поведения. Поскольку в этом возрасте ребенок только начинает осознанно проникать в социум, ему необходимо избавиться от всевозможных страхов, в частности, от страха отвержения. Соблюдение принятых норм позволяет ребенку ликвидировать подобный страх, но не в полной мере.

Кроме возрастных особенностей обучающихся, нужно учитывать и наличие проблемных тем в модуле «Основы исламской культуры». К таким темам можно отнести те, в которых затрагиваются какие-либо религиозные понятия, какие-либо основы исламской рели-

гии или что-то, что является священным для мусульман. И проблема заключается не в самом наличии подобных составляющих в той или иной теме, а в возможности максимально точно раскрыть их понятным для ученика 4-го класса языком, не затронув при этом религиозные чувства самих учеников и, что куда более важно, их родителей. А предметная область ОРКСЭ подразумевает, что участниками образовательного процесса будут и родители. В домашних заданиях всех модулей присутствуют задания, которые ученику необходимо делать вместе со своими родителями.

В большей мере все темы в модуле можно, так или иначе, назвать проблемными. Мы же выделим те, где проблема выражена наиболее явно. Исходя из учебника Д.И. Латышиной и М.Ф. Муртазина можно выделить следующие проблемные темы: «Колыбель ислама», «Пророк Мухаммад - основатель ислама», «Вера в Аллаха», «Обязанности мусульман», «Поклонение Аллаху», «Искусство ислама», «Праздники мусульман». Заранее скажем, что сложность преподавания будет во многом зависеть от того, каких детей мы будем обучать. Если это будут дети из светских, нерелигиозных семей, то с абсолютным большинством сложностей относительно религиозных аспектов ислама, мы не столкнемся. Однако если в классе будут дети из мусульманских семей и уж тем более из тех семей, где родители являются верующими и практикующими мусульманами, то учителю во избежание недопонимания со стороны родителей необходимо изложить материал, учитывая всевозможные тонкости, существующие в исламской религии. Ниже мы рассмотрим эти темы и дадим методические рекомендации, дабы избежать рисков, связанных с недопониманием между педагогом, учениками и их родителями.

В теме «Колыбель ислама» мы сталкиваемся с двумя трудностями. Во-первых, здесь, как и во всех модулях

(за исключением модуля «Основы светской этики»), затрагивается понятие Бога, которое необходимо объяснить детям. Необходимо простым языком сказать ребенку о том, кто такой Бог, учитывая специфику понимания Бога в исламе. Во-вторых, в учебнике сказано, что «последним посланником стал Мухаммад, с которого началась история ислама» [3, с. 7]. Подобное верно с точки зрения культурологии и религиоведения, но не с точки зрения мусульман. Дело в том, что ислам для них является изначальной религией, религией всех пророков. Таким образом, решая второй вопрос, необходимо учитывать взгляд мусульман, дабы исключить возможность недопонимания и ликвидировать нотки недоверия к учителю и предмету.

В теме «Пророк Мухаммад - основатель ислама» достаточно подробно изложена история пророка Мухаммеда до начала его пророческой миссии. Сложность в том, что в самом названии темы Мухаммад назван основателем ислама, что верно с точки зрения культурологии и религиоведения, но неверно с точки зрения мусульман. Как уже было упомянуто, ислам, как считают мусульмане, являлся религией всех пророков. Мусульмане верят, что все пророки от Адама до Мухаммеда были последователями и проповедниками ислама. И сам ислам, с точки зрения мусульман, был создан Богом. Пророки лишь выступали медиумами, посредниками между Богом и человеческим миром. Основателем ислама является Бог, а Мухаммед лишь передал обновленный вариант этой религии, которая, как считают мусульмане, была доведена до совершенства [2, с. 88].

В теме «Вера в Аллаха» впервые затрагивается вопрос вероучения. В тексте учебника сказано: «Каждый мусульманин верит в Аллаха, в ангелов, в Божественные Писания, в посланников, в Судный день, в предопределение. На этой вере держится ислам» [3, с. 33].

Как мы можем видеть, здесь целиком и полностью изложены шесть столпов веры, которые являются основой суннитского вероучения. Но, как мы уже знаем, в шиитском течении ислама столпы веры имеют некоторые различия. В первой главе мы выяснили, что ключевым отличием суннитского вероучения от шиитского является вера в имамат. В учебнике имамат не упомянут, в методических рекомендациях О.Н. Марченко тоже. Конечно, если класс будет целиком и полностью состоять из детей, чьи родители являются приверженцами суннитского течения ислама, то данной сложности не возникнет. Однако в случае, если данный модуль будут посещать дети из шиитских семей, то существует риск возникновения недопонимания со стороны их родителей. Более того, подобное может вовсе оттолкнуть их от дальнейшего изучения модуля «Основы исламской культуры». Если в классе будут присутствовать ученики, чьи родители являются шиитами, возникает необходимость в упоминании шиитского вероучения наряду с суннитским. Если же большая часть класса будет состоять из детей из шиитских семей, то может возникнуть необходимость в разработке урока, где будут всецело затронуты шиитские столпы веры.

В теме «Обязанности мусульман» затрагиваются столпы ислама. Проблема в том, что в тексте учебника упомянуты лишь те столпы, которые являются основными для суннитского течения ислама. В связи с этим ситуация здесь схожа с той, которая была в предыдущей теме. В случае если в классе есть ученики из шиитских семей, то возникает необходимость в освящении столпов ислама, которые приняты не только в суннизме, но и шиизме. Но если же весь класс состоит из детей шиитов, то необходимо сделать полноценный урок об обязанностях мусульман в шиитском течении ислама.

Тема «Поклонение Аллаху», как и предыдущие две темы, изложена сугубо с точки зрения ислама суннитского толка. В данном уроке необходимо рассказать о том, что такое обязательная пятикратная молитва для мусульманина, как и когда она совершается. В учебнике говорится, что «если намаз совершается не в мечети, достаточно расстелить на полу или на земле специальный коврик и встать на него без обуви» [3, с. 50-52]. Здесь необходимо отметить, что, во-первых, ковер не является обязательной составляющей намаза, как у суннитов, так и у шиитов. Во-вторых, с точки зрения шиизма необходимо, чтобы во время земного поклона лоб человека касался или земли, или глины, или камня или того, что произрастает из земли (дерево или иное растение, которое не используется человеком в качестве пищи или для изготовления одежды).

Далее в учебнике содержится иллюстрация, где демонстрируется совершение мусульманином молитвы [3, с. 53]. На изображении демонстрируется молитва мусульманина-суннита, о чем свидетельствует положение рук в молитве и ковер, на котором он эту молитву совершает. Поскольку шиитская молитва несколько отличается от суннитской (иное положение рук, совершение земного поклона на объект, связанный с землей), то в случае разработки урока для детей из шиитских семей, необходимо подобрать изображение, которое бы демонстрировало совершение намаза, согласно шиитской правовой школе (джафаритский мазхаб).

Сложность проведения урока по теме «Искусство ислама» заключается в необходимости подобрать те изображения, которые будут приемлемы для мусульман и при этом всецело смогут продемонстрировать искусство исламского мира. Вообще проблема допустимости изображений в исламе стоит довольно остро. У мусуль-

ман существуют разные взгляды на изобразительное искусство. Сунниты негативно относятся к изображению объектов одушевленной природы, в частности к изображению человека. Шииты в этом вопросе придерживаются более либеральных взглядов.

Если урок по теме «Искусство ислама» будет проходить в классе, состоящем в подавляющем большинстве из детей из суннитских семей, то обращение к изобразительному искусству, где изображаются пророки ислама, в частности пророк Мухаммед и его сподвижники, может вызвать недовольство со стороны родителей обучающихся и привести к конфликтной ситуации. К тому же детям из таких семей нежелательно давать задания, связанные с изображением живых существ.

В шиитском исламе изобразительное искусство более свободно и более распространено, но, как мы уже знаем, изображения пророков и имамов должны быть приемлемыми и не иметь лиц. На уроке по теме «Искусство ислама» мы можем использовать подобные изображения без возможных рисков. Также детям из шиитских семей мы можем давать задания, связанные с изображением живых существ. При этом давать задание, где необходимо изобразить пророков или иные сакральные для шиизма персоны, не рекомендуется вовсе.

Тема «Праздники мусульман», изложенная в учебнике, - одна из тех, где практически полностью отсутствуют трудности, связанные с суннизмом и шиизмом. Единственным моментом, на который стоит обратить внимание, это отсутствие дня Ашура, важной памятной даты для суннитов и шиитов. Но, как нам уже известно, шииты в большей степени придают ему траурное значение. Впрочем, в методичке О.Н. Марченко Ашура в рамках урока по этой теме упоминается [5, с. 204]. Разрабатывать для шиитов отдельный урок по этой теме

необязательно. Достаточно лишь в случае необходимости упомянуть важность Ашуры для шиитов и затронуть некоторые ключевые шиитские праздники, такие как день рождения имама Али и день рождения имама Хусейна.

Исходя из вышеперечисленных сложностей, можно выделить следующие методические рекомендации, необходимые для их преодоления:

1) Изложение исламской точки зрения в темах, касающихся исламской культуры. Излагая какой-либо материал в модуле «Основы исламской культуры», желательно также обращаться к исламской точке зрения на тот или иной вопрос. Конечно, речь идет о поверхностном изложении. Например, рассказывая о происхождении исламской религии, уместно будет изложить не только научную точку зрения, но и исламскую. Однако при подобном изложении необходимо использовать подобные клише: «с точки зрения мусульман», «по мнению мусульман», «как считают мусульмане», «мусульмане верят, что» и т. д.

2) Апелляция к высказываниям и поступкам авторитетных для ислама личностей (пророк Мухаммад, праведные сподвижники пророка Мухаммада, праведные халифы, основатели мазхабов). Идеальным вариантом здесь будет обращение к личности пророка Мухаммада. Если класс состоит из детей суннитов, то мы также можем обращаться к поступкам и высказываниям четырех праведных халифов и имамам суннитского течения. Особенно уместно будет использование высказываний имама Абу Ханифы и имама Мухаммада Аш-Шафии, поскольку абсолютное большинство российских мусульман являются последователями правовых школ именно этих имамов. Если же класс состоит из детей шиитов, то желательно, кроме высказываний пророка Мухаммеда, использовать высказывания

имама Али ибн Абу Талиба и других имамов из числа двенадцати, в частности имама Джафара ас-Садика.

3) Использование приемлемых для мусульман изображений. На уроках в рамках модуля «Основы исламской культуры» важно использовать такие изображения, которые бы не противоречили исламской религии. Речь, конечно же, идет об изображениях священных для ислама фигур. Если класс состоит из детей суннитов, ты мы, во избежание недопонимания со стороны родителей, не будем использовать изображения, где как бы изображены пророки или кто-то из праведных халифов. Хотя, как мы сказали, среди суннитов есть и те, которые допускают подобные изображения с оговорками, однако мы не можем быть уверенными в том, что все родители придерживаются таких взглядов. Для детей из шиитских семей подобрать изображения проще, поскольку там нет тотального запрета на изображения. При этом необходимо, чтобы на изображении пророка или имамов из числа двенадцати, лицо было полностью закрыто свечением или затемнено.

Литература:

1. Джавади-Амоли, Аятолла Абдолла. Мафатих аль-хайат [Ключи к жизни] / пер. с перс. И. Гибадуллина. М.: Междунар. ун-т Аль-Мустафа, 2016. 488 с.

2. Коран / пер. И.Ю. Крачковского. 24-е изд. Ростов н/Д : Феникс, 2023. 537 с.

3. Латышина Д.И., Муртазин М.Ф. Основы религиозных культур и светской этики. Основы исламской культуры. 4-й класс : учеб. для общеобразоват. организаций. 8-е изд. М.: Просвещение, 2021. 111 с.

4. Лёвина Н.А., Мартыненко А.В. К вопросу о преподавании «Основ мусульманской культуры»: федеральный и региональный опыт // Современный мусульманский мир: электрон. журнал. 2017. № 2. URL: https://islamjournal.ru/2017/id15/ (дата обращения: 08.04.2023).

5. Марченко О.Н. Основы религиозных культур и светской этики. Основы исламской культуры. Методическое пособие. 4-й класс: учеб. пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017. 250 с.

6. Мутаххари М. Образование и воспитание в исламе / пер. с перс. М. Машхулова. М.: Садра, 2013. 368 с.

7. Основы религиозных культур и светской этики. Сборник рабочих программ. 4-й класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций / [А.Я. Данилюк, Т.В. Емельянова, О.Н. Марченко и др.]. М.: Просвещение, 2014. 153 с.

8. Проблема возрастной периодизации в трудах Д.Б. Эльконина // Мир психологии. 1^: http://www.psyworld.ru/for-students/cards/general-psychology/952-2010-10-08-14-24-41.html (дата обращения: 10.04.2023).

9. Хосейнзаде-ШанечиХ. История образования в Исламе / Пер с перс. М.: Междунар. ун-т Аль-Мустафа, 2012. 258 с.

Ali Ramazanov,

Master of Pedagogy, Institute of Social and Humanitarian Education, Moscow Pedagogical State University (Moscow), ramazanov008@mail.ru

Aspects of Sunni and Shiite beliefs in teaching "Fundamentals of Islamic Culture" module

The author focuses on the difficulties that a teacher of "Fundamentals of Islamic Culture" as part of the subject area "Fundamentals of Religious Cultures and Secular Ethics" may meet in the fourth grade of a general education school. In addition to age specifics, the author is interested in the content aspects of the course, in particular, the differences in Sunni and Shiite beliefs, which may be significant in the case of a multi-ethnic and multi-confessional class. The author offers methodological recommendations that will help to level out the difficulties.

Key words: Fundamentals of Religious Cultures and Secular Ethics; Fundamentals of Islamic Culture; age specifics of younger teenagers; Shiite worldview; Shiite holidays; cul-turological approach.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.