Научная статья на тему 'Аспекты теоретических основ стратегического управления логистическими предприятиями'

Аспекты теоретических основ стратегического управления логистическими предприятиями Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
100
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ / ЛОГИСТИКА / LOGISTICS / ПРЕДПРИЯТИЕ / ORGANIZATION / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / STRATEGIC PLANNING / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / STRATEGIC MANAGEMENT / СИСТЕМА СБАЛАНСИРОВАНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ / BALANCED SCORECARD / КЛЮЧЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ / KEY PERFORMANCE INDICATORS / ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОТОК / INFORMATION FLOW / ФИНАНСОВЫЙ ПОТОК / FINANCIAL FLOW / THEORY BASIS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Махлычев Руслан Владимирович

Данная статья раскрывает теоретические основы системы сбалансированных показателей и служит постановкой целей и задач для дальнейшего углубленного изучения темы. В статье описываются основные положения системы сбалансированных показателей, краткая историческая справка, а также недостатки традиционных подходов к оценке эффективности, которые возможно преодолеть при использовании ССП.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Махлычев Руслан Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article unveils a theory basis of balanced scorecard and is in use to statement of problems and goal setting for further researches of the issue. It describes the main points of balanced scorecard, gives a brief historical background upon BSC as well as limitations of traditional approaches to efficiency estimation, which can be overpassed using BSC.

Текст научной работы на тему «Аспекты теоретических основ стратегического управления логистическими предприятиями»

организации процесса согласования интересов и непосредственно согласование интересов участников сторон, а также осуществление стадии практической реализации структурных преобразований с учетом командной информации, поступающей с блока контроля и учета и плановой информации с блока планирования и прогнозирования.

После осуществления структурных преобразований информация о состоянии объекта реструктуризации вместе с информацией о состоянии внешней среды поступает в блок контроля и учета, где анализируется, корректируется, а затем поступает в вышестоящую систему управления, принимающую решение о реструктуризации регионального

субъекта, где цикл управленческих процедур по реструктуризации экономического субъекта завершается.

Литература:

1. Колесников Ю.С. Региональная составляющая проблем стратегического планирования // Экономическая система современной России. Концептуальные проблемы, приоритетные сферы, региональная специфика. - М.: Изд-во ИВЦ «Маркетинг», 2001.

2. Маськов С.А. Научная мысль Кавказа: Приложение № 2 Ростов н/Д: Изд-во СКНЦВШ, 2004.

АСПЕКТЫ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ

Махлычев Руслан Владимирович

Магистр кафедры логистики ИОМ, ГУУ, г. Москва

АННОТАЦИЯ

Данная статья раскрывает теоретические основы системы сбалансированных показателей и служит постановкой целей и задач для дальнейшего углубленного изучения темы. В статье описываются основные положения системы сбалансированных показателей, краткая историческая справка, а также недостатки традиционных подходов к оценке эффективности, которые возможно преодолеть при использовании ССП.

ABSTRACT

This article unveils a theory basis of balanced scorecard and is in use to statement of problems and goal setting for further researches of the issue. It describes the main points of balanced scorecard, gives a brief historical background upon BSC as well as limitations of traditional approaches to efficiency estimation, which can be overpassed using BSC.

Ключевые слова: теоретические основы, логистика, предприятие, стратегическое планирование, стратегическое управление, система сбалансированых показателей, ключевые показатели эффективности, информационный поток, финансовый поток.

Keywords: theory basis, logistics, organization, strategic planning, strategic management, balanced scorecard, key performance indicators, information flow, financial flow.

Проблемы, технологии, методы, способы теоретического и практического решения эффективности управления, оценки его реального качества в логистических системах и предприятиях находятся под пристальным вниманием профессиональных специалистов в национальной, региональной, международной [1-4], трансграничной логистике пространств и границ, в экономических и таможенных союзах [5-6]. Также данная тематика имеет отражение в научных школах кафедры логистики ГУУ [7-8], где, например, рассматриваются теоретические принципы развития разработки стратегии национальных логистических систем [9-10]. Эта работа представлена как первоначальная постановка научной задачи исследований в магистерской диссертации [11].

Объект исследования: Система сбалансированных показателей. Предмет исследования: Применение системы сбалансированных показателей в логистическом предприятии. Цель работы: Изучить и проанализировать теоретические основы системы сбалансированных показателей.

Было выявлено основное организационно-экономическое противоречие: Недостаточная изученность применимости системы сбалансированных показателей к логистическим предприятиям. Была определена Область применения: Стратегическое планирование деятельности организаций различных сфер деятельности [11].

Вопрос оценки эффективности интересовал владельцев

бизнесов со времён зарождения первых предпринимательских организаций, однако действительно актуальным данный вопрос становится лишь во второй половине 20-го века, когда на рынке стала зарождаться действительно острая конкуренция, а в настоящее время вопросами оценки эффективности задаются ещё до того, как организация начинает функционировать, поскольку в условиях жёсткой конкуренции именно правильная, реальная оценка эффективности работы организации является жизненно важным критерием существования её на рынке.

Одной из самых популярных современных систем оценки эффективности, которой уделяется всё больше внимания среди руководителей крупных организаций является разработанная в начале 90-ых годов Робертом Кэпленом и Дэвидом Нортоном система сбалансированных показателей, однако, несмотря на довольно большой возраст системы, она всё ещё недостаточно изучена и адаптирована под различные сферы деятельности. Этим обусловлена актуальность данной темы [12].

Целью данной работы является изучение теоретических основ системы сбалансированных показателей.

Основные задачи исследования:

- Изучить историю возникновения системы сбалансированных показателей

- Изучить область применения системы сбалансированных показателей

- Выявить структуру и основные элементы системы сбалансированных показателей

- Углубленно изучить основные элементы системы сбалансированных показателей

Появление и область применения системы сбалансированных показателей. Система сбалансированных показателей - это один из мощнейших современных инструментов стратегического менеджмента, который позволяет оценивать эффективность работы любой организации, включая и логистические при помощи специально подобранных и взвешенных (или сбалансированных) индикаторов, комплексно отражающих её текущее состояние.

В начале 90-х годов профессор бизнес-школы при гарвардском университете (Harvard Business School) Роберт Кэплен (Robert Kaplan) и американский консультант по вопросам управления Дэвид Нортон (David Norton) разработали новый подход к стратегическому управлению. Свой метод они назвали системой сбалансированных показателей (Balanced Scorecard, BSC) — ССП. Они доказали, что традиционные финансовые учетные показатели, такие как окупаемость вложений и период окупаемости, давали незаконченную и устаревшую картину результатов деятельности бизнеса, которая мешала созданию долгосрочной пользы для бизнеса. Выявив слабые места и неопределенности в предшествующих управленческих подходах, в своей новой методике авторы предложили четкое описание того, что нужно измерять, чтобы сбалансировать финансовую деятельность компании [12].

Р. Каплан и Н. Нортон назвали свою разработку «Balanced Scorecard», чтобы подчеркнуть сбалансированность («Balanced») системы, которая должна быть измеримой при помощи системы показателей («Scorecard»). Р. Каплан и Н. Нортон провели среди крупных американских компании исследование на тему «Измерение результативности» (Performance Measurement). Отправным пунктом исследования была неудовлетворенность руководства компании-классическими системами показателей, которые основаны на использовании исключительно финансовых данных, в то время как на стоимость бизнеса уже давно оказывают существенное влияние нематериальные активы: сильный брэнд, знания и опыт ключевых сотрудников, отношения с клиентами и партнерами, использование передовых технологии-[12].

Другая важная проблема состояла в трудности осуществления контроля за выполнением стратегического плана. Отсутствие механизма, позволяющего отслеживать выполнение поставленных задач в долгосрочной перспективе, сводило на нет процесс планирования. Идея Р. Каплана и Н. Нортона решает эти проблемы.

Во-первых, концепция ССП рассматривает финансовые показатели компании лишь как одну из четырех равнозначных составляющих, отдавая должное другим рыночным факторам - человеческому потенциалу, операционной эффективности и взаимоотношениям с потребителями.

Во-вторых, ключевое значение приобретают не столько значения отдельных показателей, сколько их взаимодействие и сбалансированность. Это позволяет оценивать темпы роста бизнеса и выявлять возможные отклонения от плана. Стратегия любой компании превращается, таким образом, в систематизированную, а главное, понятную всем последовательность шагов - микрозадач, выполнение кото-

рых контролируется на разных уровнях управления [12,13].

ССП — это система управления (а не просто система измерения), которая позволяет организации четко сформулировать планы на будущее и стратегию и воплотить их в реальные действия. Она обеспечивает обратную связь между внутренними бизнес-процессами и внешними показателями, необходимую для повышения стратегической эффективности и достижения результатов. При полном внедрении ССП преобразуют стратегическое планирование из теоретического упражнения в ключевую деятельность предприятия [12,13].

Список источников.

1. Логистика и управление цепями поставок. Теория и практика. Основы логистики. Аникин Б.А.; Родкина Т.А.; Волочиенко В.А.; Заичкин Н.И.; Межевов А.Д.; Федоров Л.С.; Вайн В.М.; Воронов В.И.; Водянова В.В.; Гапонова М.А.; Ермаков И.А.; Ефимова В.В.; Кравченко М.В.; Серова С.Ю.; Серышев Р.В.; Филиппов Е.Е.; Пузанова И.А.; Учиро-ва М.Ю.; Рудая И.Л. Учебное пособие / Москва, 2014.

2. Логистика: тренинг и практикум. Аникин Б.А., Вайн В.М., Водянова В.В., Воронов В.И., Гапонова М.А., Ермаков И.А., Ефимова В.В., Заичкин Н.И., Кравченко М.В., Пузанова И.А., Родкина Т.А., Серова С.Ю., Серышев Р.В., Федоров Л.С. Учебное пособие / Москва, 2014.

3. Воронов В.И. Методологические основы формирования и развития региональной логистики: Монография. - Владивосток: Изд-во Дальневосточного Университета, 2003. - 316 с.

4. Воронов В.И., Воронов А.В., Лазарев В.А., Степанов В.Г. Международные аспекты логистики: Учебное пособие. / Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2002. - 168 с.

5. Лазарев В.А., Воронов В.И. Трансграничная логистика в Таможенном союзе России, Белоруссии и Казахстана [текст]: учебное пособие: Гриф УМО по образованию в области менеджмента для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению «Менеджмент» -080200 / Государственный университет управления, Институт управления на транспорте, в индустрии туризма и международного бизнеса ГУУ - М. : ГУУ 2013. -173 с.

6. Лазарев В.А., Воронов В.И. Трансграничная логистика в евразийском таможенном [текст]: монография: / Государственный университет управления, Институт управления на транспорте, в индустрии туризма и международного бизнеса ГУУ - М. : ГУУ 2014. -158 с.

7. Ермаков И., Филиппов Е., Белова С. Становление научных школ кафедры логистики ГУУ Логистика. 2014. № 10 (95). С. 71-75.

8. Аникин Б. А., Ермаков И.А, Белова С. Научная школа «Логистика» ГУУ Управление. 2015. Т.3.№ 2 С. 5-15.

9. Ермаков И., Петухов Д. Постановка проблемы развития национальной логистической системы. Логистика. 2014. № 11 (96). С. 56-59.

10. Петухов Д.В. Теоретические принципы разработки стратегии развития национальной логистической системы управления. Управление. 2015. Т.3.№ 2 С. 37-42.

11. Махлычев Р.В. Отчет по НИР №1. Кафедра логистики ГУУ/ электронный ресурс. 2015 г. - 28 с.

12. Роберт С. Каплан, Дейвид П., Нортон. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. ЗАО «Олимп-Бизнес», Москва, 2003

13. Н.А. Джумиго. Концепция сбалансированной- системы показателей- как важнеишии элемент управления. Экономика№ 2, 2009

НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ И ПРОБЛЕМЫ

ИХ ВНЕДРЕНИЯ

Николаева Тамара Ивановна

доктор экономических наук, профессор Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, г. Москва

PROGRESSIVE TECHNOLOGIES IN RETAIL TRADE AND THEIR EFFICIENCY

Nikolaeva Tamara Ivanovna

Doctor of Economics, professor Plekhanov Russian Academy of Economics, Moscow

АННОТАЦИЯ

С целью привлечения покупателей, роста товарооборота и прибыли, закрепления позиций на рынке товаров и услуг современные магазины осуществляют инновационные процессы. В статье обобщается опыт применения прогрессивных технологий в магазинах г. Москвы, показывается их эффективность, рассматриваются проблемы внедрения и перспективы развития. Результаты проведенного исследования могут представлять практический интерес для руководителей торговых предприятий, задача которых повысить конкурентоспособность или занять лидирующее место на рынке, привлечь и удержать покупателей, повысить экономическую и социальную эффективность бизнеса.

ABSTRACT

In order to attract customers, increase turnover and profits, secure position in the market of goods and services, modern shops have implemented innovative processes. The article summarizes the experience of the application of advanced technologies in stores of Moscow, showing their efficiency, deals with the problems of implementation and development prospects. The results of the study may be of practical interest for managers of commercial enterprises, whose main task is to increase competitiveness and to occupy a leading position in the market, attract and retain customers, increase economic and social efficiency of the business.

Ключевые слова: инновации, технологии, торговля, автоматизация, самообслуживание, эффективность, покупатели.

Keywords: innovation, technology, trade, automation, self-service, efficiency, buyers.

Инновационная деятельность становится объективным лее эффективному управлению товарными запасами и то-

условием для развития современной торговли и обеспече- вароснабжением. Запас товаров в торговом зале магазина

ния конкурентоспособности предприятий в долгосрочной оперативно отслеживается, так как сигнал о недостаточном

перспективе. Внедряя инновации, предприятие реагирует на количестве товаров на полках поступает на распределитель-

изменения в макро и микросреде и адаптируется к условиям ный склад при снижении его до 30%.

рынка. В качестве примера инновационных технологий приво-

В настоящее время происходит снижение покупательской дится инновационный проект в розничной торговли «Ма-

способности населения. Предприятия торговли вынуждены газин будущего», который внедрен в практику компании

переориентироваться на товары низкой ценовой категории. X-5 Retail Group N.V. в 2012 году на базе сети Перекресток.

Магазины стремятся завоевать покупателя на долгосрочной Данный проект является уникальным, поскольку в нем от-

основе, сделать так, чтобы он становился постоянным по- сутствуют кассиры и продавцы и магазин функционирует на

купателем, улучшая качество обслуживания [2, 70]. В теку- основе полного самообслуживания покупателями. Здесь ис-

щий момент торговые предприятия чаще всего занимают пользуется инновационные технологии RFID, которые по-

оборонительную позицию на угрозы со стороны субъектов зволяют маркировать товары радиометками с уникальными

рынка и лишь некоторые из них сохраняют лидирующее ме- идентификаторами для каждой единицы товара. Покупатель

сто в торговом бизнесе. Одним из основных путей для них самостоятельно отбирает товар, помещает его в корзину или

- использование инноваций. Инновации требуют финансо- в пакет, затем подходит к автоматической кассе самообслу-

вых вложений, что могут позволить себе крупные торговые живания, у которой отсутствует транспортерная лента, но

организации. В большинстве случаев, целью финансовых есть специальный сканер, размещенный в люке, в который

вложений является, не столько получение дополнительной помещается корзина. Покупатель использует специальную

прибыли, а сколько сохранение лидирующего положения на одноразовую анонимную карточку покупателя, прикладыва-

рынке и возможности развивать бизнес. Крупные торговые ет ее к сканеру, и сумма покупки высвечивается на экране.

сети не могут развиваться без внедрения прогрессивных Расчеты производятся всеми известными способами (на-

технологий в системе товародвижения, управления товар- личный и безналичный расчет).

ными и финансовыми потоками, технологическими процес- Магазины экономят денежные средства и торговые пло-

сами. щади. Пропускная способность магазина возрастает. Это

Внедрение инновационных технологий способствует бо- новшество позволяет сократить время покупателя при опла-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.