Научная статья на тему 'Аспекты сущности геронтологии в контексте социально-философского анализа'

Аспекты сущности геронтологии в контексте социально-философского анализа Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
687
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕРОНТОЛОГИЯ / СТАРЕНИЕ / СТАРОСТЬ / ФИЛОСОФСКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ / ГУМАНИЗМ / GERONTOLOGY / AGEING / OLD AGE / PHILOSOPHICAL AND CULTURAL ASPECTS / HUMANISM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Дьяченко Лиана Инсафовна

Статья направлена на рассмотрение одной из важных проблем - необходимости разработки философско-культурологических аспектов геронтологии. Старение _ это генетически детерминированный биологический процесс, однако не менее важна социокультурная среда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some essential aspects of gerontology in the context of philosophical and cultural analysis

The article aims to consider one of the major issues -the need to develop philosophical and cultural aspects of gerontology. Though ageing is a genetically determined biological process, the importance of socio-cultural environment is obvious.

Текст научной работы на тему «Аспекты сущности геронтологии в контексте социально-философского анализа»

УДК 613.98:128

Л. И. Дьяченко

АСПЕКТЫ СУЩНОСТИ ГЕРОНТОЛОГИИ В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА

Статья направлена на рассмотрение одной из важных проблем - необходимости разработки философ-ско-культурологических аспектов геронтологии. Старение - это генетически детерминированный биологический процесс, однако не менее важна социокультурная среда.

The article aims to consider one of the major issues -the need to develop philosophical and cultural aspects of gerontology. Though ageing is a genetically determined biological process, the importance of socio-cultural environment is obvious.

Ключевые слова: геронтология, старение, старость, философско-культурологический аспект, гуманизм.

Keywords: gerontology, ageing, old age, philosophical and cultural aspects, humanism

Существуют разные точки зрения относительно времени возникновения и развития науки геронтологии. Ясно одно: эволюция геронтологии осуществлялась в тесной связи с прогрессом биологии и медицины и была обусловлена прежде всего биологической потребностью увеличения продолжительности жизни людей. В современном мире период старения привлекает к себе все большее внимание в ученой среде в связи со значительным увеличением среднего возраста жизни человека и, как следствие, существенным постарением населения во многих странах. Известно, что уже к середине XX в. средний возраст жизни впервые достиг 60 лет и более.

Безусловно, старение является биологическим процессом и достижения в области биогеронтологии чрезвычайно важны. В настоящее время уровень развития молекулярной биологии приближает геронтологию к пониманию механизмов старения и замедления этого процесса. По мнению профессора М. Зейна, благодаря клонированию клетки человеческого организма «мы стоим на пороге того времени, когда вечная жизнь станет реальностью» и «может длиться от 200 до 500 лет» [1, 38]. В то же время согласимся с мнением отечественного геронтолога Л. Гаврилова, который, анализируя вопрос об отсутствии абсолютного предела длительности жизни, отмечает, что он «выходит за рамки биологии продолжительности жизни и даже биологии в целом. Действительно, поскольку эта проблема затрагивает мировоззрение людей, она может иметь философское и общенаучное значение, занимая достойное место среди та-

© Дьяченко Л. И., 2009

ких фундаментальных вопросов, как, например, вопрос о конечности и безграничности Вселенной» [2, 112]. О необходимости взаимосуществования теории (философии) и практики (медицины) указывают современные исследователи. В частности, И. В. Давыдовский, «медицинский философ и патолог», как его назвал ученый в области антропологии Б. А. Никитюк, «одним из первых осудил ситуацию, при которой медицина фактически выпала из плодоносящего "перекрестного опыления" университетских наук, что снизило теоретическую углубленность многих ее разработок» [3, 13-18].

Таким образом, необходимо отходить от практиковавшегося долгое время в науке сведения старости лишь к биопсихическим процессам и игнорирования духовно-нравственной составляющей феномена старости. Однобокий подход к проблемам, как показывает историческое наследие, ни к чему хорошему не приводит. Старость - это не только биологическое состояние угасающего организма, так как человек, обладая разумом, является единственным существом, осознающим свою смертность, так же, как и собственное старение. Следовательно, для понимания механизмов старости недостаточно достижений биогеронтологии, необходимо изучение социокультурных аспектов. Исследователь в области геронтологии Н. А. Рыбакова отмечает: «Человек же - не просто биосоциальное и даже не биопсихосоциальное, но культурно-историческое существо. И вся его жизнь, включая и её биосоциальные аспекты, развертывается, протекает в рамках определенной картины мира» [4, 4]. Сложившееся в науке противоречие - перекос герон-тологического знания в сторону естественнонаучного направления - обусловило необходимость осуществления исследования в данной области. Назрела необходимость философско-культурологи-ческого поворота в геронтологическом знании; современная ситуация требует поиска и разработки новых подходов, содержания, структуры, сущности, функций геронтологического знания. Это позволит осуществить новые подходы к решению проблем старости, и не только в биологическом аспекте. На данный момент приходится констатировать, что философские (духовно-нравственные) проблемы старости во многом еще ждут своей разработки и решения. Безусловно, теоретическая работа проводится, но она явно нуждается в продолжении.

В своей работе «Теоретическая биология» выдающийся ученый, один из основоположников теоретической биологии, Э. С. Бауэр, разработал «принцип устойчивого неравновесия» (внутренней энергии) живой системы. Благодаря дедуктивно-аналитическому методу, не имея современных научных знаний о механизмах накопления энергии в живых организмах, Бауэр опередил время и смог приблизить свои естественнонаучные изыскания к

философскому пониманию бытия человека. Философия Бауэра послужила базой для рефлексии общего жизненного пути старшего поколения в рамках исторически сложившейся картины мира. Исследователи признают, что теория Бауэра имеет некоторые неточности с точки зрения современной науки, однако в целом «принцип устойчивого неравновесия верен в эволюционном смысле» [5, 36]. Бауэр утверждал идею о стремлении к неравновесности живой системы (организма человека) посредством накопления энергии, где «при всяком изменении состояния окружающей среды живая система производит работу, направленную против наступления равновесия при этих измененных условиях, т. е. служащую для поддержания работоспособности системы» [6]. Развивая теорию Бауэра, можно рассматривать живой организм (человека) как открытую, сложную, неравновесную систему, в которой координирующую роль выполняет нервная система. Нарушения в деятельности нервной системы гибельно действуют на весь организм в целом. Чем интенсивнее идет процесс разрушения, тем больше клеток с нарушениями функциональной активности, тем интенсивнее протекает старение и выше вероятность смерти. По мнению ученого, живая система (организм человека) может существовать вечно. Все зависит от сохранения мотиваций головного мозга. Чтобы живая система оставалась в функционирующем состоянии, необходимо поступление информации извне (окружающей среды).

Исследования, проведённые уже после смерти Бауэра, показали, что в высокоорганизованных системах самоорганизация определяется постоянством информационных потоков, что, в свою очередь, определяет продолжительность жизни - функциональное долголетие. Рассматривая этот принцип применительно к нашей теме, можно утверждать, что информационное воздействие на организм может как разрушать, так и поддерживать его в нормальном состоянии. Обществу необходимо способствовать созданию условий для нормального протекания периода старения. Под условиями подразумеваются не только факторы телесной организации, но, что не менее важно, - духовной, психической. Важно принятие обществом мудрости старших поколений, которая может служить стимулом и фактором развития современного общества. Важен и обратный процесс, так как быть принятым - одно из основных потребностей человека, по А. Маслоу. Чувства одиночества и депрессии часто сопровождают человека в старости. Вместо удовлетворенности достигнутым в жизни человек доживает оставшиеся дни без поддержки и признания своей полноценности. Иногда чувства долга и вины заставляют брать на себя заботу о престарелых людях. Но зачастую вместо того, чтобы помочь им сохранить по возможности самостоя-

тельность, проявить самодисциплину, забота выливается в чрезмерную опеку и ограничение самостоятельности.

Следуя утверждению Бауэра, в старости происходит неоправданное накопление энергетических ресурсов, под которыми подразумевается не только физическая, но и эмоциональная энергия. Поскольку в преклонном возрасте существует проблема расходования эмоционального потенциала (в силу разных обстоятельств он расходуется медленнее), у человека закономерно возникают проблемы с налаживанием отношений с внешней средой. Отсюда появляются все негативные характеристики - ворчливость, раздражительность, брюзжание и др. Кроме того, с возрастом велика вероятность накопления отрицательной информации, что может превысить порог устойчивости живой системы. Не секрет, что «все болезни идут от нервов», а нарушения психики, в свою очередь, приводят к сбоям в работе информационных систем и организма в целом.

Основная задача живой системы (человека) заключается в сохранении функциональной активности центральной нервной системы (психическое здоровье), для этого необходимо сохранять предел возможностей живой системы (организма человека) на необходимом уровне, в «границах приспособляемости» (по Э. Бауэру): «Вытекающее из нашего принципа свойство, что в известных пределах законы движения живой материи не подвергаются нарушениям при различных состояниях внешней среды, мы называем приспособлением живых систем» [6]. В этом случае функциональное (деятельное) долголетие возможно. В противном случае долголетие возможно, но совершенно на качественно другом уровне бытия - как обуза близким старого человека и проблема для общества.

Конечно для нормального, здорового старения организма гены также играют важную роль, однако, как уже утверждалось, важны условия, в которых происходит процесс старения: «старость про-изводна не только от генетического кода, но, главным образом, от общественных отношений» [7, 168].

Философско-культурологические исследования старости показали, что в древности средняя продолжительность жизни была невысокой и, кроме того, уровень развития общества в силу ряда причин не обеспечивал человеку возможность дожить до старости (данные Э. Россета) [8, 383]. В следующий, относительно короткий исторический промежуток времени, старость символизировала переход на качественно новый, социально значимый, престижный период. К шестидесятым годам XX в. продолжительность жизни увеличилась, и долгожительство перестало быть уникальным, самоценным явлением. Историческая трансформация в конечном итоге привела к возникновению другой проблемы - неприятия, боязни старости и старения,

конфликту поколений. Это, в свою очередь, способствовало утрате межпоколенных взаимодействий, разрушению традиционной семьи. Можно констатировать, что в современных семьях нет места старости, а семья - это общество в миниатюре. Исключением является восточная цивилизация, в частности культуры Китая, Японии, где еще сильны традиции даосизма, конфуцианства.

Современные люди, пишет в своей статье В. А. Ку-тырев, «становятся более деловыми и интеллектуальными (по крайней мере пока)». «Но механичнее, теряя способность к сопереживанию и любви; становятся более активными и функциональными, но отчужденными, анестизированными, теряющими чувство жизни; роботообразными». Забота о близких, милосердие, гуманизм в современной реальности не популярны. Покупается и продается все, вплоть до семейных отношений, оформленных партнерскими контрактами. «Против "рыночного фундаментализма" выступил даже Дж. Сорос» (отмечает автор), подвергнув критике современное бездушное общество. «Обездушивание мира коррелятивно его обескультуриванию». Причиной потери духовности В. А. Кутырев, со ссылкой на М. Вебера, называет «капиталистический дух» или экономическое общество, основой которого является потребительское, эгоистическое отношение к миру. Экономическому обществу соответствует и «новый тип человека - Homo economicus». «Экономизм - это когда через призму рентабельности рассматривается практически все, что существует, и экономика из системообразующего фактора превращается в систему в целом» [9, с. 56-66]. Ориентация лишь на материальные потребности не позволит решить многочисленные проблемы, стоящие перед человечеством, если не сказать больше -это тупиковая ситуация, о которой предупреждали еще философы-экзистенциалисты Франции и Германии. Истинное бытие человека опирается на идеи и ценности, самореализацию и творчество, не сопрягающиеся с повседневной рутиной, основанной на выгоде.

Тема гуманизма окончательно утратила свою популярность в постперестроечный период и стала восприниматься как «прекраснодушие» и «утопизм», утверждает В. А. Лекторский, автор статьи «Идеалы и реальность гуманизма». Проведя анализ существующего критического отношения к гуманизму, автор выделил причины неприятия гуманизма в том контексте, в котором мы привыкли его воспринимать: «Рассуждения на эту тему очень часто воспринимаются либо как прекраснодушие, утопизм, не имеющий отношения к реальной жизни, либо как сознательное вуалирование негуманной и антигуманной действительности, либо как оправдание той системы идей, которая несет серьезную ответственность за катастрофическое положение современной России». Конечно, речь не идет об

отказе от социально-культурных идеалов, гуманизма в частности - без этого невозможно цивилизованное существование, и мы вернемся в эпоху варварства в его худших проявлениях. Речь идёт о «переосмыслении старых принципов», выработке нового понимания гуманизма, новой концепции человека и его возможностей (человека, а не роботообразной машины). Жизнь человечества неизбежно связана с «поворотом к духовности». Автор подчеркивает важность решения этой проблемы для нашей страны, находящейся в условиях серьезных трансформаций, в том числе и культурных [10, с. 22-28].

В начале XXI в. появились новые подходы к решению традиционных геронтологических вопросов. Исследователи наконец пришли к мнению, что старость - это не только биопсихический, но и духовный процесс взросления человека, противостоящий физическому истощению жизненных сил. Фундаментальные философские категории жизни и смерти стали тесно переплетаться с достижениями естественной науки. Обобщая эти достижения, философия разрабатывает такие аспекты, которые не поддаются строго научному анализу точных и естественных наук, но, тем не менее, являются логически обоснованными. Уже И. Кант в философии видел средство продления жизни людей, «привносящее интерес в нашу духовную жизнь», «препятствующее застою жизненных сил». «Моральная, практическая философия является», по словам Канта, «также универсальной медициной, которая, правда, не излечивает всех от всего, но необходимо должна присутствовать в каждом лечении» [11, с. 298].

В современных исследованиях глубокое развитие получили проблемы формирования новой антропологии, философии неоклассического гуманизма, которым посвящены работы Г. П. Меньчикова. По его мнению, «сущность неоклассического гуманизма состоит в том, что человек здесь рассматривается: а) с позиции жизни как абсолютной ценности, в собственном человеческом надфунк-циональном бытии, в качестве человека, высшей ценностью бытия, а не в качестве какой-либо функции бытия, вещи, средства; б) рассматривается целостно, а не дробно; в) рассматривается реалистично, а не утопически, не модально - желательно-нежелательно, идеологически» [12, с. 183].

Нужно понимать, что отношение к старости задается в культурной картине мира, в рамках которой человек выстраивает свою индивидуальную линию жизни; старость - это результат всей предшествующей истории человечества. Человек умирает биологически, но продолжает жить как культурное существо.

Кроме того, концепция нового гуманизма должна способствовать решению проблемы преодоления существующего стереотипа как у старшего

поколения о себе, так и у нас о старых людях; созданию условий для реализации потенциала на основе накопленного опыта и пришедшей с годами мудрости; предоставить возможность для активной, творческой старости, что повысит самооценку и самочувствие. Творческая деятельность является важнейшим фактором, противостоящим инволюции личности, доказано исследователями (об этом работы М. Елютиной, Э. Чекановой, В. Аль-перовича) [7, с. 13]. Должно пройти время и смениться не одно поколение, чтобы люди привыкли к старости и осознали, что старость может быть красивым, творческим, благодатным периодом (при наличии деятельности и возможности самореализации). Появившиеся в последние годы философские исследования старости как раз обращают внимание на её конструктивные аспекты, формируют положительный образ старшего поколения.

На наш взгляд, новая гуманистическая позиция должна стать основой современной геронтокуль-туры - общей культуры отношения общества к старшему поколению. Конечная цель геронтокуль-туры - достижение активного, творческого долголетия, что возможно не только на биологической, но и социокультурной основе. Необходима выработка новой гуманистической позиции в отношении старшего поколения, и философия должна играть в этом вопросе особую - ведущую роль.

Примечания

1. Добренькой В. И., Кравченко А. И. Фундаментальная социология В 15 т. Т. 9. Возрасты человеческой жизни. М.: Инфра-М, 2005. С. 38.

2. Гаврилой Л. А, Гаврилова Н. С. Биология продолжительности жизни. М.: Наука, 1991. С. 112.

3. Никитюк Б. А. Валеологическая антропология и восстановительная медицина // Спортивная биология и медицина в повышении качества жизни: XXI век: сб. науч. тр., посвящ. 30-летию кафедр нормальной анатомии и спортивной медицины МГАФК / под ред. П. К. Лысова. М.: Советский спорт, 1999. С. 13-18.

4. Рыбакова Н. А. Феномен старости: монография. М.: Псков, 2000. С. 4.

5. Бауэр Э. С. Теоретическая биология / сост., примеч. Ю. П. Голикова; вступ. статья М. Э. Бауэра и Ю. П. Голикова. СПб.: ООО Росток, 2002. С. 36.

6. Там же. С. 297-352.

7. Елютина М. Э., Чеканова Э. Е. Социальная геронтология. Саратов, 2001. 168 с.

8. Россет Э. Продолжительность человеческой жизни. М.: Прогресс, 1981. С. 383.

9. Кутырев В. А. Духовность. Экономизм и «после»: драма взаимодействия // Вопросы философии. 2008. № 8. С. 56-66.

10. Лекторский В. И. Идеалы и реальность гуманизма // Вопросы философии. 1994. № 6. С. 22-28.

11. Кант И. Трактаты и письма. М.: Наука, 1980. 298 с.

12. Меньчиков Г. П. Основы антропологии: традиции и новации. Казань, 2006. С. 183.

13. Альперович В. Д. Старость. Социально-философский анализ. Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ, 1998. 104 с.

УДК 004.946:101.8

В. М. Маслоб

ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА В ФИЛОСОФИИ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ

В собственном смысле виртуальная реальность (BP) - это технологическая реальность, воспринимаемая человеком как реальная реальность.

Философский анализ BP должен включать технологический мониторинг современной BP. Технологический мониторинг BP позволяет предположить, что полная BP, которая может стать базисом человеческой цивилизации, возможна.

In the proper sense of word, virtual reality (VR) is technological reality which one takes for actual reality. Philosophical analysis of virtual reality must include technological monitoring of modern VR. Technological monitoring of VR allows supposing of possibility to be full form of VR which pretends to be basic of the human civilization.

Ключевые слова: виртуальная реальность (BP), технология, мониторинг, реальность, иллюзия, виртуальное будущее человечества, постчеловек, футурология, технологический прогресс, виртуальный мир, Bторая жизнь.

Keywords, virtual reality, technology, monitoring, reality, illusion, virtual future of mankind, post-man, futurology, technological progress, virtual world, Second Life.

В собственном смысле слова виртуальную реальность (BP) можно определить как технологическую реальность, воспринимаемую реальной реальностью (PP). Правомерность и перспективность данного понимания BP, точнее, выбор именно такого понимания из множества других представлений о виртуальности получает все более весомое теоретическое подтверждение [1, 2]. Другое дело, что сущность BP не может быть отражена только в плане общих, философских рассуждений. Претензия BP стать основополагающим феноменом человеческого будущего базируется на технологическом уровне [3] и перспективах развития современной BP. B условиях, когда полная BP еще не создана, всегда правомерен скептический вопрос, возможно ли вообще появление подобной, судьбоносной BP, не идет ли речь в философской теории BP о несбыточном фантоме? Требуемое гармоничное сочетание общефилософского анализа и технологического знания BP соотносит ситуацию с известными отношениями между теорией и практикой, отсюда технологический мониторинг современной BP нужно понимать как своеобразный критерий истины для философской теории BP. Попытка создания основ данного технологического мониторинга и осмысления первых его результатов представлена ниже.

© Маслов В. М., 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.