Научная статья на тему 'АСПЕКТЫ СОТРУДНИЧЕСТВА ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЯРОСЛАВСКОГО ВЫСШЕГО ВОЕННОГО УЧИЛИЩА ПВО С ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ, НАУЧНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ И ПРЕДПРИЯТИЯМИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА'

АСПЕКТЫ СОТРУДНИЧЕСТВА ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЯРОСЛАВСКОГО ВЫСШЕГО ВОЕННОГО УЧИЛИЩА ПВО С ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ, НАУЧНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ И ПРЕДПРИЯТИЯМИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
140
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СОТРУДНИЧЕСТВО / ДОГОВОР / ВЫСТАВКА / НАУЧНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / SCIENTIFIC DEVELOPMENTS / EXHIBITION / COMMISSION OF EXPERTS / ROUND-TABLE DISCUSSIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ильиных Андрей Александрович, Зосиев Валерий Валерьевич, Зюзин Алексей Владимирович, Татаров Максим Олегович

В статье рассмотрены аспекты сотрудничества Ярославского высшего военного училища ПВО с различными организациями для повышения качества образовательной и научной деятельности училища.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ильиных Андрей Александрович, Зосиев Валерий Валерьевич, Зюзин Алексей Владимирович, Татаров Максим Олегович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASPECT OF COOPERATION YAROSLAVL OF AIR DEFENSE COMMUNICATION FEATURES WITH EDUCATIONAL, SCIENTIFIC AND MILITARY INDUSTRY ORGANIZATIONS

The article describes communication aspects of Yaroslavl Higher Military Institute of Air Defense with some organizations in order to improve quality of educational and scientific activity of Institute.

Текст научной работы на тему «АСПЕКТЫ СОТРУДНИЧЕСТВА ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЯРОСЛАВСКОГО ВЫСШЕГО ВОЕННОГО УЧИЛИЩА ПВО С ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ, НАУЧНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ И ПРЕДПРИЯТИЯМИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА»

A.A. ИЛЬИНЫХ,

B.B. ЗОСИЕВ, A.B. ЗЮЗИН, M.O. ТАТАРОВ

A.A. ILYINYKH, V.V. ZOSIEV, A.V. ZYUZIN, M.O. TATARO V

АСПЕКТЫ СОТРУДНИЧЕСТВА

ASPECT OF COOPERATION

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЯРОСЛАВСКОГО ВЫСШЕГО ВОЕННОГО УЧИЛИЩА ПВО СОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ, НАУЧНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ И ПРЕДПРИЯТИЯМИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

YAROSLAVL OF AIR DEFENSE COMMUNICATION FEATURES WITH EDUCATIONAL, SCIENTIFIC AND MILITARY INDUSTRY ORGANIZATIONS

Сведения об авторах: Ильиных Андрей Александрович - начальник Ярославского высшего военного училища ПВО, генерал-майор, кандидат военных наук, доцент (г. Ярославль);

Зосиев Валерий Валерьевич - заместитель начальника Ярославского высшего военного училища ПВО по учебной и научной работе, полковник, доктор технических наук, доцент (г. Ярославль);

Зюзин Алексей Владимирович - заведующий кафедрой физики Ярославского высшего военного училища ПВО, доктор технических наук, профессор (г. Ярославль);

Татаров Максим Олегович - начальник научно-исследовательского отдела Ярославского высшего военного училища ПВО, подполковник, кандидат технических наук, доцент (г. Ярославль).

Аннотация. В статье рассмотрены аспекты сотрудничества Ярославского высшего военного училища ПВО с различными организациями для повышения качества образовательной и научной деятельности училища.

Ключевые слова: научное взаимодействие, сотрудничество, договор, выставка, научные мероприятия.

Information about the authors: Andrey Ilyinykh - Head of Yaroslavl Higher Military Institute of Air Defense, major general, Candidate of Military Sciences, Associate Professor (Yaroslavl);

Valery Zosiev - Deputy Head of Yaroslavl Higher Military Institute of Air Defense for Academic and Scientific Work, colonel, Doctor of Technical Sciences, Associate Professor (Yaroslavl);

Aleksei Zjuzin - Head of the Department of Yaroslavl Higher Military Institute of Air Defense, Doctor of Technical Sciences, Professor (Yaroslavl);

Maksim Tatarov - Head of the Research Division of Yaroslavl Higher Military Institute of Air Defense, lieutenant colonel, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor (Yaroslavl).

Summary. The article describes communication aspects of Yaroslavl Higher Military Institute of Air Defense with some organizations in order to improve quality of educational and scientific activity of Institute.

Keywords: scientific developments, exhibition, commission of experts, roundtable discussions.

Современный военный вуз - это

не только передовые образовательные и научные технологии, но и широкое взаимодействие как с отдельными организациями, так и в корпорации, позволяющее расширить данные технологии и повысить эффективность деятельности вуза.

В настоящее время ни одно учебное заведение не может достичь высокого уровня, если не взаимодействует с организациями, выполняющими смежные задачи в образовательной и научной деятельности.

В Ярославском высшем военном училище ПВО взаимодействие организуется в основном по двум сценариям: для разового мероприятия (образовательного или научного) и долгосрочное сотрудничество, закрепленное на договорной основе.

При этом формы взаимодействия училища с другими организациями ограничиваются не только представленными выше сценариями, - училище осуществляет активное взаимодействие с различными организациями по всем видам деятельности, однако в данной статье рассматриваются примеры и особенности взаимодействия училища только по научной и образовательной деятельности.

Раскрывая виды взаимодействия, не стоит забывать и про информационное сотрудничество, которое в последнее время становится наиболее популярным. В рамках развития информационно-образовательной среды вуза практически все образовательные и научные издания представляются в электронном виде, что приводит к электронному обмену достижениями между училищем и другими организациями. В рамках информационного сотрудничества проводятся занятия и различные совещания по средствам видеоконференцсвязи.

Немаловажным аспектом для развития училища является участие сотрудников научных

и образовательных организаций в научных мероприятиях училища. В стенах организации ежегодно проводятся пять научных конференций и более десяти научных семинаров, в которых принимают участие более пятидесяти организаций Российской Федерации. Наиболее посещаемым мероприятием является проводимая в октябре ежегодная научно-практическая конференция «Проблемы развития и применения средств ПВО на современном этапе. Средства ПВО России и других стран мира, их сравнительный анализ». Конференция позволяет обсудить с ведущими учеными России насущные вопросы в области развития систем вооружения противовоздушной обороны, развития форм и способов применения воинских формирований, а также вопросы совершенствования военного профессионального образования, подготовки научно-педагогических и научных кадров. Научные мероприятия, проводимые в училище, способствуют развитию военно-научных школ, функционирующих в училище, и создают условия для становления молодых специалистов.

Не менее важным мероприятием является проведение круглого стола в рамках научно-деловой программы международного во-

енно-технического форума «Ар-мия-2020». Училище планирует провести открытый круглый стол на тему: «Актуальные вопросы совершенствования информационного обеспечения и радиотехнических средств ПВО-ПРО». Ответственный исполнитель: кандидат технических наук, доцент кафедры автоматизированных систем управления майор Ашурков Иван Сергеевич, модератор дискуссии: заслуженный военный специалист ВС РФ, доктор технических наук, доцент, начальник кафедры зенитных ракетных комплексов полковник Лешко Николай Александрович.

Основной целью мероприятия являются обсуждение направлений развития информационной подсистемы воздушно-космической обороны и разработка предложений по совершенствованию радиотехнических средств ПВО-ПРО.

На обсуждение участников круглого стола будут вынесены следующие вопросы:

1. Направления совершенствования информационной подсистемы воздушно-космической обороны в интересах получения радиолокационной информации о средствах воздушного и космического нападения.

2. Совершенствование информационных средств ПВО-ПРО за

Схема 1. Варианты взаимодействия училища с внешними организациями

КАМИНУ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

счет использования кооперируемых и некооперируемых источников радиолокационного подсвета.

3. Современное состояние и направления совершенствования разнесенной радиолокационной системы с некооперируемыми источниками подсвета, интегрированной в комплекс национальных технических средств контроля испытаний ракетно-космического вооружения иностранных государств.

4. Направления развития методов обнаружения целей с использованием многопозиционной обработки и блочных методов цифровой обработки изображений в условиях низкой энергетической доступности принимаемых сигналов.

5. Другие вопросы разработки и модернизации существующих радиотехнических средств ПВО-ПРО.

В работе круглого стола примут участие специалисты не менее 18 образовательных и научных учреждений ВС РФ, а также специалисты ведущих предприятий оборонно-промышленного комплекса.

По результатам работы круглого стола планируется получить следующие результаты:

• выбор (определение) приоритетных путей развития информационной подсистемы воздушно-космической обороны;

• перечень технологий, обеспечивающих повышение эффективности функционирования существующих и вновь создаваемых радиотехнических средств ПВО-ПРО;

• публикации докладов в ведущих рецензируемых научных журналах;

• предложения по научному сотрудничеству в интересах укрепления обороноспособности страны.

В рамках научного взаимодействия хотелось бы отметить создание на базе училища «Центра исследований радиотехнических систем», в корпорацию которого входят училище и Ярославский государственный университет имени

П.Г. Демидова, заключившие между собой договор в 2016 году. Основной задачей деятельности Центра являются разработка новой конкурентоспособной техники и технологий, создание новых методов цифровой обработки сигналов для радиосвязи, радиолокации и навигации, обеспечение практической базы учебного процесса на этой основе. Кроме того, осуществляется подготовка научно-педагогического состава, владеющего современными методами и технологиями радиотехники, специалистов, в том числе высшей квалификации, целевых специалистов для развития училища и университета.

Основой для создания Центра стали совместные научные исследования, выполненные в инициативном порядке в 2013-2015 годах. Одним из наиболее важных результатов совместной работы стал макет реконфигурируемого трех-диапазонного программно-аппаратного радиолокационного комплекса с полной поляризационной обработкой (ПАК РЛК), который будет представлен на выставочной экспозиции Международного военно-технического форума «Армия-2020». Это высокотехнологичный инструмент, не имеющий аналогов в РФ, используемый при выполнении научных работ и в образовательной деятельности училища, а также при проведении диссертационных исследований.

Макет предназначен для:

• формирования электромагнитной и помеховой обстановки;

• апробации перспективных методов и режимов локации в составе динамического стенда полунатурного моделирования для проведения экспериментов;

• получения дальностных векторных изображений радиолокационных целей, полных поляризационных матриц рассеивания одновременно в 3-х частотных диапазонах в составе динамического стенда полунатурного моделирования;

• исследования свойств радиосигналов и электромагнитных полей, их взаимодействия со средами распространения;

• обеспечения натурного моделирования принципов работы радиотехнических систем в учебном процессе в рамках проектной подготовки кадров.

Рабочий вариант трехмерной модели ПАК РЛК изображен на рис. 1,2.

Опытный образец ПАК РЛК, включает следующие функциональные узлы:

- две антенные решетки Х-ди-апазона;

- приемо-передающий СВЧ модуль Х-диапазона;

- передающую и приемную антенные системы Ь-диапазона;

- две антенны Р-диапазона;

- узел коммутации;

- узел цифровой обработки сигналов;

- узел регистрации событий;

- узел микронавигации;

- радиомодем с антенной.

Значительный объем исследований и экспериментальных апробаций был проведен по антенным подсистемам ПАК РЛК. Конечной целью этих исследований является разработка компактных и эффективных решений, обеспечивающих возможность интеграции в конструкцию беспилотных летательных аппаратов самолетного типа с вертикальными взлетом и посадкой. В этой связи наибольшую сложность представляют антенны Р-диапазона. Наиболее перспективным вариантом представляется вариант комплексированной 3-х диапазонной антенной системы с общим фазовым центром и формированием диаграмм направленности парциальных антенн общей линзой из искусственного диэлектрика. Такое решение позволило существенно снизить массогаба-ритные характеристики антенных подсистем.

При интегрировании в макет ПАК РЛК радиолокационной подсистемы Р-диапазона появилась

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ МКМУ

необходимость доработки схемы синхронизации и встроенного контроля каналов приема-передачи узла цифровой обработки сигналов. Исследования, проведенные на динамическом комплексе полунатурного моделирования (ДКПМ) с макетом ПАК РЛК с использованием платы расширения интерфейса узла коммутации, позволили интегрировать все необходимые доработки в новый узел коммутации. Кроме того, по результатам проведенных исследований выявлено, что использование усилителя мощности в Ь-диапазоне с выходной мощностью 10-12 Вт, даже при необходимом аттенюировании приводит к недопустимым помехам из-за его собственных шумов, что препятствует нормальной работе алгоритмов функционирования ПАК РЛК. В связи с этим принято решение ограничить уровень выходной мощности каналов передачи во всех диапазонах значениями выходной мощности порядка 0,5 Вт при полностью открытых аттенюаторах управления выходной мощностью, сохранив возможности подключения конечных усилителей, обеспечивающих выходную мощность в каналах до 10-15 Вт. В итоге получена структурная схема реализованного ПАК РЛК, приведенная на рис. 3.

Внешний вид узла высоких частот и коммутации (УВЧК) представлен на фото 1. Узлы цифровой обработки сигналов (УЦОС), регистрации событий (УРС) и микронавигации (УМН) реализованы на базе современных высокопроизводительных вычислительных решений с применением микроконтроллеров и программируемых логических интегральных схем.

Внешний вид опытного образца ПАК РЛК при проведении исследований с применением ДКПМ представлен на фото 2.

Таким образом, совместными усилиями Центра исследований радиотехнических систем разработан ПАК РЛК, который спосо-

Рис. 1. Трехмерная модель опытного образца ПАК РЛК

бен работать одновременно в трех диапазонах, моделировать поме-ховую обстановку и обеспечивать проведение научных исследований в области существующих и перспективных радиотехнических систем. Комплекс построен на современной элементной базе, который может быть использован в образовательном процессе для изучения специальных дисциплин, а также для подтверждения результатов диссертационных исследований соискателей ученых степеней кандидата и доктора наук.

Нельзя не отметить и формирование училищем совместно с Череповецким высшим военным инженерным ордена Жукова училищем радиоэлектроники

«Концепции совместного использования учебной, экспериментальной и испытательной базы разновидовых военных вузов для подготовки обучаемых и проведения научных исследований по контролю воздушного пространства Российской Федерации на период до 2025 года».

Основной достигаемой целью реализации Концепции является повышение качества военного образования и научно-исследовательской деятельности, обеспечение уровня военно-профессиональной подготовки выпускников двух военных училищ, соответствующего современным требованиям к военным кадрам в условиях изменяющихся форм, способов и средств

Рис. 2. Трехмерная модель опытного образца ПАК РЛК со стороны антенн

А

Уго |>нХ>

Рис. 3. Структурная схема ПАК РЛК

вооруженной борьбы с воздушным противником, в том числе в составе разновидовых группировок войск.

Концепция предполагает решение вузами совместных задач в три этапа.

Первый этап проводится с 2019 по 2020 год. Целью этапа является формирование организационной и правовой основы для приведения учебно-экспериментальной и испытательной базы военных училищ в соответствие с современными требованиями к вооруженной борьбе с воздушным противником.

Основными мероприятиями первого этапа являются:

- подготовка и подписание совместных документов текущего и стратегического планирования;

- расширение номенклатуры средств учебно-материальной и ла-бораторно-экспериментальной базы, а также полигонного оборудования военных училищ;

- проведение мероприятий по установлению защищенного канала связи между военными училищами;

- открытие новых научных направлений и научных школ, нацеленных на повышение качества военно-профессиональной подготовки обучаемых к работе в составе единого разведывательно-информационного пространства ВС РФ;

- создание объединенного диссертационного совета и плана подготовки и защиты кандидатских и докторских диссертаций по тематике проводимых исследований.

Второй этап Концепции предполагается реализовать в период с 2021 по 2022 год. Целью второго

этапа является формирование научно-методической базы для подготовки обучаемых в составе единого разведывательно-информационного пространства ВС РФ, а также проведения совместных научных экспериментов по контролю воздушного пространства.

К основным мероприятиям второго этапа относятся:

- разработка моделей практи-ко-ориентированной подготовки военных специалистов училища и ЧВВИУРЭ в составе единого разведывательно-информационного пространства;

- разработка методики проведения совместных командно-штабных тренировок с использованием системы видеоконференцсвязи, в том числе с участием других вузов Министерства обороны Российской Федерации;

- корректировка основной образовательной программы подготовки обучаемых в обоих училищах.

С точки зрения совершенствования научно-исследовательской

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ MRMY

Фото 2. ПАК РЛК в сборе

деятельности второй этап Концепции предполагает:

- проведение совместных учений и апробацию научных разработок;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- разработку методик комплексного применения средств радиолокационной и радиотехнической разведки для обнаружения «радиомолчащих» малоразмерных воздушных целей;

- разработку методов и средств формирования и обнаружения малозаметных радиолокационных сигналов;

- осуществление текущего контроля воздушного пространства Ярославской и Вологодской областей в интересах органов государственной власти и правоохранительных органов по недопущению несанкционированных полетов пилотируемых и беспилотных воздушных судов;

- защиту кандидатских и докторских диссертаций по тематике проводимых исследований.

Третий этап Концепции -с 2022 по 2025 годы - имеет целью дальнейшее наращивание возможностей учебно-экспериментальной и испытательной базы военных училищ для обеспечения решения актуальных задач Вооруженных Сил, формирования и реализации опережающего научно-технического задела в области обороны и безопасности государства в воздушно-космическом пространстве.

Приоритетными направлениями развития на третьем этапе являются:

- реализация полученных результатов в практике Войск ПВО-ПРО;

- совершенствование взаимодействия между объединениями, соединениями и воинскими частями Воздушно-космических сил и Главного управления Генерального штаба, другими войсками и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, привлекаемыми к организации противовоздушной и противоракетной обороны;

- усиление роли научных подразделений военных училищ в процессе разработки и создания перспективных систем вооружения;

- уточнение задач на следующий период стратегического планирования.

В перспективе до 2025 года реализация Концепции позволит:

• повысить уровень практико-ориентированной подготовки обучаемых и оценочно, в два раза сократить время адаптации выпускников к службе на первичных офицерских должностях;

• снять психологический барьер в общении выпускников двух военных училищ в ходе решения ими совместных задач по контролю воздушного пространства разно-видовой группировкой, размещенной в одном позиционном районе и включенной в состав единого разведывательно-огневого контура;

• повысить качество контроля воздушного пространства Ярославской и Вологодской областей за счет гарантированного обнаружения и сопровождения воздушных объектов.

Таким образом, рассмотренные выше примеры и особенности взаимодействия училища

с различными образовательными, научными организациями и предприятиями оборонно-промышленного комплекса показывают, что взаимодействие - это сложный организационный вопрос, требующий внимания как руководства организации, так и их сотрудников, при этом итогом таких взаимоотношений является всестороннее развитие училища и повышение эффективности его деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Развитие научно-исследовательской базы военного вуза / А.А. Ильиных, В.В. Зосиев, В.Е. Туров. - М.: Вестник военного образования, 2018. № 4.

2. Концепция совместного использования учебной, экспериментальной и испытательной базы разновидовых военных вузов для подготовки обучаемых и проведения научных исследований по контролю воздушного пространства Российской Федерации на период до 2025 года / А.А. Ильиных, С.Б. Булыгин // ЯВВУ ПВО. Материалы XX Всероссийской научно-практической конференции, 2019.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.