Научная статья на тему 'Аспекты реабилитации у детей с заболеваниями сердечно-сосудистой системы'

Аспекты реабилитации у детей с заболеваниями сердечно-сосудистой системы Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1009
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / ВЕГЕТОСОСУДИСТАЯ ДИСТОНИЯ / ДЕТИ / PHYSICAL REHABILITATION / VEGETOVASCULAR DYSTONIA / CHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Теммоева Лейла Азретовна, Керимов Марат Борисович, Ашхотова Бэлла Артуровна

В работе представлено влияние физической реабилитации на психоэмоциональную сферу детей в возрасте от 8 до 15 лет, страдающих вегетососудистой дистонией. Выявлена стабилизация личностно-психологических характеристик, свойственных данной группе заболеваний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Теммоева Лейла Азретовна, Керимов Марат Борисович, Ашхотова Бэлла Артуровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASPECTS OF REHABILITATION OF CHILDREN WITH DISEASES OF CARDIOVASCULAR SYSTEM

The work presents the influence of physical rehabilitation on the psychoemotional sphere of children aged from 8 till 15, suffering vegetovascular dystonia. Was showed up the stabilization of identity and psychological characteristic, peculiared to this group of affections.

Текст научной работы на тему «Аспекты реабилитации у детей с заболеваниями сердечно-сосудистой системы»

ASPECTS OF REHABILITATION OF CHILDREN WITH DISEASES OF CARDIOVASCULAR SYSTEM

Temmoeva L.A., Kerimov M.B., Ashhotova B.A.

Kabardino-Balkarian State University, Medical faculty, Nalchik

Summary: The work presents the influence of physical rehabilitation on the psychoemotional sphere of children aged from 8 till 15, suffering vegetovascular dystonia. Was showed up the stabilization of identity and psychological characteristic, peculiared to this group of affections. Keywords: physical rehabilitation, vegetovascular dystonia, children.

АСПЕКТЫ РЕАБИЛИТАЦИИ У ДЕТЕЙ С ЗАБОЛЕВАНИЯМИ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ

Теммоева Л.А., Керимов М.Б., Ашхотова Б.А.

Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х. М. Бербекова, Кафедра детских болезней, акушерства и гинекологии, г. Нальчик

Аннотация: В работе представлено влияние физической реабилитации на психоэмоциональную сферу детей в возрасте от 8 до 15 лет, страдающих вегетососудистой дистонией. Выявлена стабилизация личностно-психологических характеристик, свойственных данной группе заболеваний.

Ключевые слова: физическая реабилитация, вегетососудистая дистония, дети.

Содержание: За последние годы детская заболеваемость в России возросла в два раза. Чаще всего преобладает заболеваемость дыхательной, нервной систем, а также опорно-двигательного аппарата. Но, не следует забывать, что одно из ведущих мест, в структуре детской заболеваемости также занимает и сердечно-сосудистая патология. Психосоматические аспекты сердечнососудистой патологии достаточно активно дискутируются среди педиатров и психиатров (Антропов Ю.Ф.,2005, Шевченко Ю.С.,2005). До недавнего времени эти проблемы, по сути дела, никак не обсуждались и не анализировались в детской практике. В последние годы можно отметить повышение интереса к психологическим аспектам пато-

логии у детей и в частности при заболеваниях сердечно-сосудистой системы. По нашему мнению, стимулом явилось подтверждение функционального», точнее внекардиального и внесосудистого происхождения ряда состояний, которые до недавнего времени относились к признакам поражения сердца и сосудов. Вероятно, поэтому обсуждения и первые исследования в области психосоматических нарушений при отклонении в функционировании сердечно-сосудистой системы были проведены у детей с нарушение вегетативной регуляции. Более того, уже в первых работах, посвященных этой проблеме, в связи с очень тесной связью психических и вегетативных нарушений такие состояния обозначаются как психовегетативный

—---------- —

~ 24 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77-49390

Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ - головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ).

синдром (Вейн А.М.,1991, Исаев Д.Н., 2005, Смулевич А.Б., 2007).

Физический аспект реабилитации занимает особое место, поскольку восстановление способности больных удовлетворительно справляться с физическими и психологическими нагрузками, встречающимися в повседневной жизни, составляет основу лечения.

Целью нашего исследования явилось изучение влияния физической реабилитации на психоэмоциональную сферу детей с веге-тососудистой дистонией.

Материалы и методы: В исследовании приняли участие 73 ребенка, страдающие вегетососудистой дистонией в возрасте от 8 до 15 лет, которые наблюдались в Республиканской детской клинической больнице г.Нальчика Кабардино-Балкарской Республики.

В процессе реабилитации нами были исследованы особенности психологического состояния у детей с вегетососудистой дистонией, посредством метода цветовых выборов (Собчик Л.Н., 2001). Методика предназначена для изучения неосознаваемых, глубинных проблем личности, актуального состояния, базисных потребностей, индивидуального стиля переживания, типа реагирования и степени адаптированности обследуемого. Она также позволяет выявить компенсаторные возможности человека, оценить степень выраженности болезненно заостренных черт характера и клинических проявлений.

К методам физической реабилитации мы отнесли: комплекс лечебной физкультуры и гимнастические упражнения (Фонарев М.И., Фонарева Т.А., 1983) для детей с сердечно-сосудистыми заболеваниями. При систематических занятиях развивается мышечная система: увеличивается масса мышц, их

объем, они становятся сильнее; физические упражнения увеличивают скорость сокращения мышц, повышают их эластичность, растяжимость. Правильно организованные и дозированные физические упражнения способствуют росту костей, развитию костного скелета (Амосов Н.М.,1989).

Развивающий эффект физических упражнений:

1. Облегчение работы сердца, снижение частоты сердечных сокращений;

2. Облегчение работы сердца за счет удлинения диастолического периода и снижения частоты сердечных сокращений;

3. Снижение степени прироста частоты сердечных сокращений экономизации работы сердца в условиях физических напряжений;

4. Разгрузка работы сердца за счет стимуляции периферического кровообращения;

5. Облегчение деятельности сердца при выполнении последующих нагрузок;

6. Ускоренное восстановление функционального состояния сердца после выполнения физических нагрузок (Э.Г.Булич,1986).

Под влиянием систематических занятий сердце начинает сильнее сокращаться; увеличивается частота и глубина дыхания, что улучшает вентиляцию легких, совершенствуются также и двигательные качества — быстрота, выносливость, ловкость и сила, они развиваются в процессе выполнения разнообразных упражнений.

Полученные результаты: В ходе исследования больные были разделены на 2 группы. Первая группа - это дети с вегетосо-судистой дистонией, к которым применялись различные методики по физической реабилитации. Группу контроля составили 30 человек, соответствующих основной группе по тяжести заболевания, полу и возрасту, к ко-

—---------- —

~ 25 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77-49390 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ - головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ).

торым методы физической реабилитации не применялись.

С помощью метода цветных выборов Л.Н Собчик - модифицированного варианта восьмицветового теста М.Люшера - была проведена диагностика обследуемых детей.

Исследование проводилось поэтапно:

I. Первый этап - включал обследование исходных показателей психологического состояния больных детей.

II. Второй этап - после применения методов физической реабилитации, было проведено тестирование исследуемых параметров в первой и второй группе. Затем оценивались результаты в основной и контрольных группах.

В результате проведенного исследования представлены данные, которые указывают в основной группе у 82% больных с ве-гетососудистой дистонией незначительный уровень нервно-психической напряженности. Большой процент в этой группе больных детей обладает оптимистичным эмоциональным настроем на активную деятельность. В контрольной группе отмечалось повышение уровня (74,5%) нервно-психического напряжения. У детей в 44,2% преобладала тревожность, в 35,5 % повышенная возбудимость и низкий процент социальной активности.

Выводы: Как утверждают специалисты, одной из причин развития болезней сердца являются нервно-эмоциональные перегрузки. Физические нагрузки помогают снять эмоциональное напряжение и бороться с

психологическими переживаниями. После лечебной гимнастики исчезают тревожность и беспокойство, улучшаются личностные особенности детей, страдающих вегетососу-дистой дистонией.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Амосов, Н.М. Физическая активность и сердце / Н.М. Амосов, Я.А. Бендет. - Киев: Здоровья, 1989. - 216 с.

2. Антропов Ю.Ф., Шевченко Ю.С. Психосоматические расстройства и патологические привычные действия у детей и подростков - М.: Издательство института психотерапии, 2005 - 320с.

3. Булич, Э.Г. - Физическое воспитание в специальных медицинских группах: Учеб. пособие - М.: Высш. шк., 1986. - 255 с.

4. Вейн А.М. Заболевания вегетативной нервной системы. / А.М Вейн - М.: Медицина 1991; 623 с.

5. Исаев Д.Н. Психосоматические расстройства у детей. - СПб. Питер, 2005. - 512 с.

6. Смулевич А.Б., Психические расстройства и сердечно - сосудистая патология. - М., 2007; с. 12.

7. Собчик Л. Н., МЦВ — Метод цветовых выборов. Модифицированный восьмицветовой тест Люшера. Практическое руководство. — СПб. Изд-во «Речь», 2001. — 112 стр.

8. Справочник по детской лечебной физкультуре - Фонарева М.И., 1983 - 278 стр.

—---------- —

~ 26 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77-49390 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ - головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.