Научная статья на тему 'АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ И ТРАНСФОРМАЦИИ ИСКУССТВА: ОСОБЕННОСТИ И СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ'

АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ И ТРАНСФОРМАЦИИ ИСКУССТВА: ОСОБЕННОСТИ И СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
141
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ И ТРАНСФОРМАЦИЯ ИСКУССТВА / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ИСКУССТВО / СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ В ИСКУССТВЕ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Павленкович Ольга Борисовна, Огольцова Ирина Анатольевна

Авторами статьи системно рассмотрен феномен «Искусство» с позиций: проявления общественного сознания (исторический аспект); специфической формы связи человека с миром (философский аспект); второй реальности, искусственно создаваемой человеком (культурологический аспект). Содержание статьи - своего рода срез понимания современного искусства, через призму влияния и роли научных технологий на развитие и трансформацию искусства. Современное искусство, в стремлении соответствовать запросам общества и уровню технического прогресса, ищет новые выразительные средства, трансформируется в формы, выходящие за пределы возможности красок и холста. Сохраняя традиционную сущность и ценностные ориентиры, искусство пытается выдерживать баланс чувственной и интеллектуальной составляющей - проблемы восприятия и содержания произведений. Авторы пришли к выводу, что выработанные в веках законы искусства остаются незыблемы. Как любая сферы деятельности, искусство обретает новые формы, призванные обогатить его изобразительные и выразительные средства. Если баланс технологических новшеств превышен, произведение теряет художественность. Эпатаж технологическими эффектами делает произведение лишь демонстрацией возможностей научно-технического прогресса, блокируя эстетические переживания и ассоциации зрителя. В отсутствии интеллектуального, чувственного, духовного содержания это лишь «чудеса» науки. Это важно учитывать при разработке новых образовательных программ и содержания специальных дисциплин для студентов художественных специальностях с целью формирования у них художественного вкуса, композиционного и проектного мышления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASPECTS OF DEVELOPMENT AND TRANSFORMATION OF ART: FEATURES AND ESSENTIAL CHARACTERISTICS

The authors of the article systematically considered the phenomenon of "Art" from the standpoint of: manifestations of public consciousness (historical aspect); a specific form of human connection with the world (philosophical aspect); the second reality artificially created by man (culturological aspect). The content of the article is a kind of cross-section of the understanding of contemporary art, through the prism of the influence and role of scientific technologies on the development and transformation of art. Contemporary art, in an effort to meet the demands of society and the level of technological progress, is looking for new means of expression, transforming into forms that go beyond the limits of paint and canvas. Preserving the traditional essence and value orientations, art tries to balance the sensual and intellectual components, the problems of perception and content of works. The authors came to the conclusion that the laws of art developed over the centuries remain unshakable. Like any field of activity, art takes on new forms designed to enrich its visual and expressive means. If the balance of technological innovations is exceeded, the work loses its artistry. Outrageous technological effects make the work only a demonstration of the possibilities of scientific and technological progress, blocking the aesthetic experiences and associations of the viewer. In the absence of an intellectual, sensual, spiritual content, these are only "miracles" of science. It is important to take into account the development of new educational programs and the content of special disciplines for students of art specialties in order to form their artistic taste, compositional and design thinking.

Текст научной работы на тему «АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ И ТРАНСФОРМАЦИИ ИСКУССТВА: ОСОБЕННОСТИ И СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ»

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Павленкович Ольга Борисовна

Педагогический институт Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Тихоокеанский государственный университет» (г. Хабаровск); преподаватель Огольцова Ирина Анатольевна

Педагогический институт Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Тихоокеанский государственный университет» (г. Хабаровск)

АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ И ТРАНСФОРМАЦИИ ИСКУССТВА: ОСОБЕННОСТИ И СУЩНОСТНЫЕ

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Аннотация. Авторами статьи системно рассмотрен феномен «Искусство» с позиций: проявления общественного сознания (исторический аспект); специфической формы связи человека с миром (философский аспект); второй реальности, искусственно создаваемой человеком (культурологический аспект). Содержание статьи - своего рода срез понимания современного искусства, через призму влияния и роли научных технологий на развитие и трансформацию искусства. Современное искусство, в стремлении соответствовать запросам общества и уровню технического прогресса, ищет новые выразительные средства, трансформируется в формы, выходящие за пределы возможности красок и холста. Сохраняя традиционную сущность и ценностные ориентиры, искусство пытается выдерживать баланс чувственной и интеллектуальной составляющей - проблемы восприятия и содержания произведений. Авторы пришли к выводу, что выработанные в веках законы искусства остаются незыблемы. Как любая сферы деятельности, искусство обретает новые формы, призванные обогатить его изобразительные и выразительные средства. Если баланс технологических новшеств превышен, произведение теряет художественность. Эпатаж технологическими эффектами делает произведение лишь демонстрацией возможностей научно-технического прогресса, блокируя эстетические переживания и ассоциации зрителя. В отсутствии интеллектуального, чувственного, духовного содержания это лишь «чудеса» науки. Это важно учитывать при разработке новых образовательных программ и содержания специальных дисциплин для студентов художественных специальностях с целью формирования у них художественного вкуса, композиционного и проектного мышления.

Ключевые слова: развитие и трансформация искусства, научно-технический прогресс и его влияние на искусство, современное искусство, технологические эффекты в искусстве.

Anmtation. The authors of the article systematically considered the phenomenon of "Art" from the standpoint of: manifestations of public consciousness (historical aspect); a specific form of human connection with the world (philosophical aspect); the second reality artificially created by man (culturological aspect). The content of the article is a kind of cross-section of the understanding of contemporary art, through the prism of the influence and role of scientific technologies on the development and transformation of art. Contemporary art, in an effort to meet the demands of society and the level of technological progress, is looking for new means of expression, transforming into forms that go beyond the limits of paint and canvas. Preserving the traditional essence and value orientations, art tries to balance the sensual and intellectual components, the problems of perception and content of works. The authors came to the conclusion that the laws of art developed over the centuries remain unshakable. Like any field of activity, art takes on new forms designed to enrich its visual and expressive means. If the balance of technological innovations is exceeded, the work loses its artistry. Outrageous technological effects make the work only a demonstration of the possibilities of scientific and technological progress, blocking the aesthetic experiences and associations of the viewer. In the absence of an intellectual, sensual, spiritual content, these are only "miracles" of science. It is important to take into account the development of new educational programs and the content of special disciplines for students of art specialties in order to form their artistic taste, compositional and design thinking.

Key words: development and transformation of art, scientific and technological progress and its impact on art, modern Art, technological effects in art.

Введение. Вопросы трансформации искусства, современные формы выражения интересуют не только сообщества художников, критиков, но и педагогов, а также учащихся профессионального образования. Своевременный отклик на запросы общества, открытость к новому, актуальному - приоритетные задачи профессионального образования. В данном контексте важно рассмотреть вопросы объективного развития и трансформации искусства, выявить ключевые аспекты влияния на данные процессы, не ставя приоритетов между классическим и современным искусством.

Изложение основного материала статьи.

1. Искусство - одна из форм проявления общественного сознания. В спектре исторической культурологии, отношение к искусству не только выступало показателем открытости человека к новому, стремления к совершенствованию себя и окружающего мира, но и специфическим индикатором его культуры и сознания. В контексте развития культуры сам человек - есть её продукт, носитель и производитель. История культуры складывается из сущностных позиций общественного сознания и локальных своеобразий культурных кодов народов, трансформирующихся во времени и пространстве. Детальное отражение данных проявлений содержат в себе особые продукты человеческой деятельности -культурные артефакты, содержание и технологии изготовления которых, в совокупности, - источник информации о характерных особенностях исторических периодов, состоянии и влиянии технологий/науки на развитие общества.

С периода антропогенеза человечество постоянно развивается. Генез человечества от каменного века до освоения космоса неоднороден по количеству и качеству обретений. По временной периодизации каменный век занимает примерно 99% от всей хронологии человеческой цивилизации. Начался он 2,5 миллионов лет назад, когда первые гоминиды догадались применять камни для повседневных нужд. В каменном веке зарождается искусство в формах примитивных наскальных рисунков, музыкальных инструментов, религии (обряды, ритуалы). За последние 150 лет произошел резкий скачок развития, несравнимый по качеству и содержанию со всем периодом существования человечества. Половину всех своих знаний человечество обрело в XX веке. Современный человек за один день узнает больше, чем его далекий предок за всю жизнь. По предположению ученых, последующие поколения будет знать в 40 раз больше, чем ныне живущее. Ежедневные научные открытия обуславливают прогрессивную динамику развития общества и культуры в целом.

2. Искусство - специфическая форма связи человека с миром, проявляющаяся через образно-символическое отображение значимых моментов жизни и переживаний. Приобщение к этому миру - одна из возможностей реализации потенциала человека. Полнота творческого самопознание и самовыражения при этом достигается через создание и использование различных культурных форм, в каждой из которых по-своему проявляется суть бытия и самоидентичности.

Важно отличать понятия творчество и искусство. Творчество следует рассматривать как процесс, искусство как создание уникально новой материальной и духовной ценности. Искусство проявляется в форме непревзойденного шедевра, яркого, не поддающегося тиражированию и серийному производству. В искусстве, как и в других сферах деятельности человека, творчество имеет место, но не всегда результатом творчества становится искусство.

Современные художники работают в мире глобального влияния, технологического прогресса и разнообразия культур. Их творчество, отчасти, - процесс динамичного сочетания материалов, методов выражения, сюжетов и интерпретаций, выходящих за рамки концепций, сформировавшихся в конце XX в. Отсюда и понятие «современное искусство», которое не только «очерчивает» временной период творческого процесса автора, но и применяемые в создании произведений нетрадиционные формы и технологии.

Прогресс зиждется на инновационных технологиях и усовершенствованных прежних. Технологии непосредственно влияют на развитие искусства. К примеру, изобретение масляных красок позволило увеличить их цветовую линейку и насыщенность палитры, добиваться разнообразия и «живописности» фактур.

Технологии, изначально косвенно повлиявшие на восприятие произведений искусства, при грамотном их применении впоследствии стали концептуальным средством выражения. Наглядным примером этого служат технологии манипуляции сознанием (суть любого художественного произведения - создание иллюзия реальности). Так «Лунная ночь на Днепре» Куинджи в 1880 г. на выставке произвела на зрителей эффект, по воздействию, сходный с магией. Изображенное на картине лунное свечение передано настолько достоверно, что возникает иллюзия реального излучения. Но эффект свечения был усилен направленным на картину лучом электрического света и некоторые зрители заглядывали за полотно в уверенности увидеть там лампу, другие же сочли, что художник подмешал в краски фосфор. Эффект подсветки, в том числе и цветной позже стал применяться кураторами выставок для создания особой атмосферы и расстановки акцентов. На этом «путь света» в искусстве не остановился, но об этом несколько позже.

Художники во все времена активно применяли достижения технического прогресса. Оптические приборы: камера-обскура, сферические зеркала, позже проекторы - как средства минимизации перспективных искажений и создания максимального эффекта достоверности; фотографии - как исходный материал; в конце XX - начале XXI в. возникающие в медиа дефекты (искажения, пикселизация от слабого цифрового сигнала, засвечивание фотографий и др.) художники стали использовать как новые выразительные средства и т.д. Но живопись, в основе которой только копирование визуального эффекта часто обречена на развлекательный эффект, как например, шоу Хайнемана и Сэвиджа по созданию одним синхронным выстрелом из сотни пневматических стволов портрета Моны Лизы, длившееся доли секунды [4].

3. Искусство - искусственный мир человека, вторая реальность, создаваемая им же. Искусство, как и наука, всегда открыто к новому видению вещей. Во все времена влияние науки на искусство проявляется не только в технологических новшествах, но и в стиле мышления. С начала ХХ века искусство вступило в стадию публичного эксперимента, средства для которого поставляет научно-технический прогресс [2]. Никогда еще искусство не было так близко к открытию иного содержания мира. В нем образ реальности здесь существенно модифицируется в технопроекции, задавая новые опции восприятия «зачастую и вовсе лишая его (от автора: искусство) самостоятельной значимости» [5]. Так, свойства света, его возможности в создании иллюзий бесконечного пространства, выразительной формы и текстуры, сделали его непосредственным объектом искусства (световое искусство, лайт-арта, свето-инсталляции). Пространственные свойства света и цвета в творческих проектах художников пробуждают воображение зрителя, рождают иллюзии второй реальности, в которой зритель становится частью/участником произведения.

Посредством программирования создается интерактивное искусство. Электронное, кинетическое, роботизированное, алгоритмическое - все это разновидности искусства, созданные в тандеме с наукой. Благодаря научным достижениям искусство обогатилось новыми формами: цифровыми картинами, световыми и звуковыми вариациями, кинетическими скульптурами и др. [3]. Разнообразные технологии открывают «непривычные» пути воздействия на зрителя. Но эпатаж технологическими эффектами делать произведение лишь демонстрацией возможностей научно-технического прогресса, блокируя эстетические переживания и ассоциации зрителя. В отсутствии интеллектуального, чувственного, духовного содержания это лишь «чудеса» науки.

В контексте вышесказанного технологии выступают средством доступа к реальному, инструментом создания произведения и посредником в передаче идей художника. Перекос в сторону технико-технологической составляющей ведет к утрате смысла и чужеродности содержания произведения, к размытости и неопределенности художественной идее и образа.

Каждому времени свойственны свои способы художественного выражения, акцентирующие внимание на конкретных идеях и проблемах окружающего мира и общества. Симбиоз современных технологии и принципов искусства - основные составляющие, способные полноценно отразить состояние общества, уровень его развития в конкретный временной период.

Современное искусство, в стремлении соответствовать запросам общества и уровню технического прогресса, ищет новые выразительные средства, трансформируется в формы, выходящие за пределы возможности красок и холста. Сохраняя традиционную сущность и ценностные ориентиры, искусство пытается выдерживать баланс чувственной и интеллектуальной составляющей, решать проблемы восприятия и содержания произведений. Произведение не всегда может быть однозначно интерпретировано зрителем, т.к. не призвано передавать абсолютную истину. Зритель всегда воспринимает произведение через призму личного опыта и индивидуальной эмоциональной восприимчивости, подчас, не видит то, что стремился передать автор.

«Массовая и элитарная культура ... сосуществовали всегда» [7]. Такое расслоение оправдано темпом жизни, недостаточностью времени на восприятие «серьезного» искусства, заставляющего задаваться вопросами бытия. Искусство воздействует на чувства, психику, сознание человека. Авторы статьи согласны с Зои Капула, специалистом в области когнитивной нейрофизиологии (Национальный центр научных исследований Франции), что человек реагирует на искусство в первую очередь физиологически и только затем у него формируется эмоциональный отклик. Современный человек, подвержен глобальным влияниям современного мира, все чаще он отдает предпочтение удовольствию от быстрых и не глубоких впечатлений - это своего рода инстинкт экономии личного энергоресурса.

Тотальная техногенная среда становится пространством существование и производства искусства. Предметы культуры, искусства оцифровываются, переводятся, наряду с научным и гуманитарным знанием, в разряд информации, иной по отношению к своему генезу формы, сохранение, воспроизведение и восприятие которой непосредственно зависит от условий и характера использования. Возможность технического воспроизводства лишает искусство ауры тайны и элитарности. Технология ориентированы на форму, которая рассматривается как материальное условие тиражирования искусства. Техническая репродукция, выступая способом культурно-экономической консервации произведений искусства, присваивает их образы в качестве объектной характеристики искусства, стирая тем следы его создания художником [2].

Средства технической репродукции не только трансформирует произведения искусства в свой объект, но и обуславливают характер художественной деятельности, изменяя восприятие самого произведения искусства [1]. Рост

технических возможностей ведет к развитию нового типа художественной деятельности и диктует характер взаимодействия культуры, науки и образования, способствуя преобразованию и обретению новых перспектив развития [2].

Выводы. Следуя поиску выразительных средств, применяя достижения научно-технического прогресса и современные технологии, искусство развивается и трансформируется. Но его суть и ценность магии искусства остается неизменными. Так живопись, взяв начало в примитивных наскальных рисунках, совершенствуясь ремесленных практиках и базируясь на мастерстве художником, обрела статус «царицы искусств» [6]. Выработанные в веках законы искусства остаются незыблемы. Как любая сферы деятельности, искусство обретает новые формы, призванные обогатить его изобразительные и выразительные средства. Сохраняя традиционную сущность и ценностные ориентиры, искусство пытается выдерживать баланс чувственной и интеллектуальной составляющей. Если баланс технологических новшеств превышен, произведение теряет художественность. Эпатаж технологическими эффектами делает произведение лишь демонстрацией возможностей научно-технического прогресса, блокируя эстетические переживания и ассоциации зрителя. Это важно учитывать при разработке новых образовательных программ и содержания специальных дисциплин для студентов художественных специальностях с целью формирования у них художественного вкуса, композиционного и проектного мышления.

Литература:

1. Беньямин, В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости / В. Беньямин // Избранные эссе. - М.: Медиум. - 1996.

2. Богатырева, Е.Д. Искусство и научно-технический прогресс: контуры взаимосвязи / Е.Д. Богатырева // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Философия. Филология, 2010, № 2(8). - С. 79-86.

3. Деснёва, Д.К. Цифровая живопись как направление развития компьютерных технологий / Д.К. Деснёва, Е.В. Пакульских // Юный ученый, 2020. № 5(35). - С. 44-45.

4. Искусство и технологии. Технологическое искусство // Институт арт-бизнеса - URL: https://zen.yandex.ru/media/ (дата обращения 19.03.2022).

5. Лишаев, С.А. Цифровой код и экранная симуляция печатного слова / С.А. Лишаев // Философский ежегодник. -Самара: СГА, 2009.

6. Назарова, Ю. Шедевры и прогресс: как меняется искусство под воздействием новых технологий / Ю. Назарова // -URL: https://knife.media/club/potapov-winzavod/ (дата обращения 19.03.2022).

7. Овчинников, Д.И. Трансформация функций искусства в современном мире / Клаузура: литературно-публицистический просветительский журнал 12.04.2018 https://klauzura.ru/2018/04/transformatsiya-funktsij-iskusstva-v-sovremennom-mire/?/(дата обращения 13.04.2022).

Педагогика

УДК 37.01

старший преподаватель 100 кафедры общевоенных дисциплин, кандидат педагогических наук Пашков Геннадий Николаевич

Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков имени Героя Советского Союза Анатолия Константиновича Серова (г. Краснодар); курсовой офицер-преподаватель Рахматулин Юнус Валитович Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков имени Героя Советского Союза Анатолия Константиновича Серова (г. Краснодар); курсовой офицер-преподаватель Артенян Валерий Арамаисович Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков имени Героя Советского Союза Анатолия Константиновича Серова (г. Краснодар)

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ

ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье рассматривается проблема определения подходов к системному формированию эмоционального интеллекта в трансформирующейся среде академического сообщества. Период пандемии послужил катализатором запроса на такие личностные особенности обучающихся в высших учебных заведениях, как: вовлеченность, контактность и эмпатия. Сегодня все чаще возникает потребность в развитии и формировании у обучающихся эмоционального интеллекта. Новой позиционной единицей в организациях с развитой цифровой культурой становится кроссфункциональная команда. Ее наличие становится принципиальным фактором организаций такой деятельности. При этом мы хорошо понимаем, что эмоции могут и дестабилизировать состояние. Современная глобальная цифровая трансформация всех сфер жизнедеятельности требует серьезно относиться в образовательной среде вузов, именно на платформах которых формируются надпрофессиональные компетенции турбулентного, изменчивого, цифрового мира, к развитию и формированию эмоционального интеллекта обучающихся. Изменения во всех сферах жизни достигли огромной скорости. Без навыка адаптивности и управления своими эмоциями, достичь успеха в современных условиях просто невозможно. Об этом говорят многие исследователи, расценивающие эмоциональный интеллект в качестве предиктора ответов на вызовы технологической сингуральности.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, адаптация, самомотивация, эмпатия, управление эмоциями, глобальная цифровая трансформация, командные навыки, стрессор, надпрофессиональные компетенции.

Annotation. The article deals with the problem of determining approaches to the systematic formation of emotional intelligence in the transforming environment of the academic community. The pandemic period served as a catalyst for a request for such personal characteristics of students in higher education institutions as: involvement, contact and empathy. Today, there is an increasing need for the development and formation of emotional intelligence among students. A cross-functional team is becoming a new positional unit in organizations with a developed digital culture. Its presence becomes a fundamental factor in the organization of such activities. At the same time, we are well aware that emotions can also destabilize the state. The modern global digital transformation of all spheres of life requires serious attitude in the educational environment of universities, it is on the platforms of which the supra-professional competencies of the turbulent, changeable, digital world are formed, to the development and formation of emotional intelligence.

Key words: emotional intelligence, adaptation, self-motivation, empathy, emotion management, global digital transformation, team skills, stressor, supra-professional competencies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.