Научная статья на тему 'ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КОММУНИКАЦИЯ В СОВРЕМЕННОМ ВЫСТАВОЧНОМ ПРОСТРАНСТВЕ СИБИРИ'

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КОММУНИКАЦИЯ В СОВРЕМЕННОМ ВЫСТАВОЧНОМ ПРОСТРАНСТВЕ СИБИРИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
366
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА / ЭКСПОЗИЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Астахов О.Ю., Черняева И.В.

Статья раскрывает проблемы художественной коммуникации в организации современного выставочного пространства. Художественные выставки демонстрируют синтез творческих практик, реализующихся с использованием широкого спектра экспозиционных форм и выразительных средств. В работе исследуются особенности осуществления художественной коммуникации в выставочном пространстве, анализируются теоретические основы коммуникативных задач, которые учитываются при организации выставочного пространства. Авторы статьи на примере современных актуальных выставочных проектов, включая региональные выставки («Аз. Арт. Сибирь» - 2019), определяют специфику художественной коммуникации, делая вывод о том, что репрезентация произведений искусства являет собой осуществление интеллектуально-творческой взаимосвязи автора и реципиента в трансляции художественной информации, содержащей определенное отношение к миру, формирующее концептуальное наполнение искусства и его ценностное содержание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARTISTIC COMMUNICATIONIN THE MODERN EXHIBITION SPACE OF SIBERIA

The article reveals the challenges of artistic communication in the organisation of modern exhibition space. Art exhibitions demonstrate the synthesis of creative practices implemented with the use of a wide range of expositional forms and means of expression. The paper studies the features of the implementation of artistic communication in the exhibition space and analyses theoretical foundations of communication tasks, which are taken into account when organising the exhibition space. Based on contemporary acting exhibition projects, including regional exhibitions (Az. Art. Siberia - 2019), the authors of the article reveal the specific features of artistic communication, concluding that representation of works of art is implementation of the intellectual and creative relationship of the author and the recipient in broadcasting artistic information containing a certain attitude to the world, which forms the conceptual content of art and its value content.

Текст научной работы на тему «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КОММУНИКАЦИЯ В СОВРЕМЕННОМ ВЫСТАВОЧНОМ ПРОСТРАНСТВЕ СИБИРИ»

I Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 2021 14(6): 757-766

DOI: 10.17516/1997-1370-0757 УДК 7:061.4(571.1/5)

Artistic Communication

in the Modern Exhibition Space of Siberia

Oleg Yu. Astakhov*a and Irina V. Chernyaevab

aKemerovo State University of Culture and Arts Kemerovo, Russian Federation bAltai State University Barnaul, Russian Federation

Received 17.03.2021, received in revised form 07.04.2021, accepted 21.05.2021

Abstract. The article reveals the challenges of artistic communication in the organisation of modern exhibition space. Art exhibitions demonstrate the synthesis of creative practices implemented with the use of a wide range of expositional forms and means of expression. The paper studies the features of the implementation of artistic communication in the exhibition space and analyses theoretical foundations of communication tasks, which are taken into account when organising the exhibition space. Based on contemporary acting exhibition projects, including regional exhibitions (Az. Art. Siberia - 2019), the authors of the article reveal the specific features of artistic communication, concluding that representation of works of art is implementation of the intellectual and creative relationship of the author and the recipient in broadcasting artistic information containing a certain attitude to the world, which forms the conceptual content of art and its value content.

Keywords: artistic communication, art exhibition, exhibition space, modern art. Research area: culturology.

Citation: Astakhov, O. Yu., Chernyaeva, I.V. (2021). Artistic communication in the modern exhibition space of Siberia. J. Sib. Fed. Univ. Humanit. Soc. Sci., 14(6), 757-766. DOI: 10.17516/1997-13700757.

© Siberian Federal University. All rights reserved

* Corresponding author E-mail address: astahov_oleg@mail.ru, gurkina-22@mail.ru ORCID: 0000-0002-2764-7686 (Astakhov); 0000-0003-0308-0969 (Chernyaeva)

Художественная коммуникация в современном выставочном пространстве Сибири

О. Ю. Астахов3, И. В. Черняева6

аКемеровский государственный институт культуры Российская Федерация, Кемерово бАлтайский государственный университет Российская Федерация, Барнаул

Аннотация. Статья раскрывает проблемы художественной коммуникации в организации современного выставочного пространства. Художественные выставки демонстрируют синтез творческих практик, реализующихся с использованием широкого спектра экспозиционных форм и выразительных средств. В работе исследуются особенности осуществления художественной коммуникации в выставочном пространстве, анализируются теоретические основы коммуникативных задач, которые учитываются при организации выставочного пространства. Авторы статьи на примере современных актуальных выставочных проектов, включая региональные выставки («Аз. Арт. Сибирь» - 2019), определяют специфику художественной коммуникации, делая вывод о том, что репрезентация произведений искусства являет собой осуществление интеллектуально-творческой взаимосвязи автора и реципиента в трансляции художественной информации, содержащей определенное отношение к миру, формирующее концептуальное наполнение искусства и его ценностное содержание.

Ключевые слова: художественная коммуникация, художественная выставка, экспозиционное пространство, современное искусство.

Научная специальность: 24.00.00 - культурология.

Введение

Художественная выставка - источник эстетического и познавательного опыта, формирующегося средством художественного и культурного воспитания, являющегося важной составляющей художественной коммуникации. Выставки современного искусства - синтез различных областей культуры, искусства, науки, образования. Представляя современные творческие практики, синтезируя их и преобразуя традиционную созерцательность восприятия классического искусства в активное участие зрителя в творческом процессе, выставки современного искусства объединяют в себе концептуальную и эстетическую направленности, формируя особый контекст визуализации художественного образа. В этом ключе обращаясь к региональной проблематике, на примере Сибирского ре-

гиона, можно констатировать зарождение особого интереса к художественной экспозиции и стремительное развитие выставочной деятельности, что свидетельствует о новых тенденциях развития художественной культуры. Таким образом, анализ принципов коммуникативной организации художественных выставок способствует решению задач, связанных с определением состояния современной художественной культуры в целом.

Изучением аспектов коммуникаций, способствующих выявлению функций художественной выставки и методов проектирования системы визуальной коммуникации в системе культуры, занимались отечественные авторы: О. А. Астахов, А. С. Двуреченская (Astakhov, Dvurechenskaya, 2015), О. В. Ртищева, (Rtishcheva, Astakhov, 2017), О. И. Ге-

нисаретский, Е. В. Черневич (Genisaretskij, Chernevich, 1990), А. А. Деникин (Denikin, 2013), А. Жиляев (Zhilyaev, 2009), Г По-чепцов (Pochepcov, 2003) и зарубежные исследователи: М. Раш (Rash, 2018), М. Хай-деггер (Hajdegger, 1993), R. Oktaviani, F. Ichwan (Oktaviani, Ichwan, 2018), P.-H. Su (Su, 2017). Анализ новых культурных практик на заре цифровой эпохи представлен в сборнике статей Государственного института искусствознания «Медиа в эпоху дабл-пост» (Media v ehpohu dabl-post, 2019). Различные аспекты изучения современного выставочного пространства Сибири представлены в исследованиях А. М. Об-мороковой (Obmorokova, 2016), Л. В. Балах-ниной, Л. И. Нехвядович, И. В. Черняевой (Balakhnina, Nekhvyadovich, Chernyaeva, 2018).

1. Теоретическое обоснование

На основе фундаментальных исследований в области изучения выставочного пространства как коммуникативной системы К. Шенноном, М. С. Каганом (Kagan, 1974), М. Мак-Люэном (Mak-Lyuehn, 2003) и другими учеными были предложены модели художественной коммуникации. Методологической базой для определения основных принципов восприятия произведений современного искусства послужило введение Г. Зельдмайром методов структурного анализа в философско-искусствоведческую интерпретацию произведений искусства (Zel'dmajr, 2000). В основу понимания закономерностей идеалообразующего процесса в изобразительном искусстве были положены труды В. И. Жуковского (Zhukovsky, 2019) и М. В. Москалюк (Moskalyuk, 2012). Такие исследования Р. Арнхейма, как «Новые очерки по психологии искусства» и «Искусство и визуальное восприятие», позволили систематизировать основные элементы процесса художественного восприятия (Arnhejm, 1974, 1994).

2. Постановка проблемы

Вопрос художественной коммуникации признан одним из центральных в со-

временной выставочной практике, так как визуальное творческое восприятие формирует основные впечатления и оценочные суждения о выставке как о культурном явлении. Выставочная практика начала XXI века обладает широким спектром подачи художественного материала, вводит новые языки экспонирования, отсюда возникает необходимость трактовки форм и способов художественной коммуникации. Цель исследования - анализ визуальной коммуникации в выставочных пространствах современных художественных экспозиций.

3. Метод

Основными теоретико-

методологическими подходами к рассмотрению художественной коммуникации стали системный и комплексный. Специфика исследования выявила необходимость применения методов культурологической проблематизации, искусствоведческого анализа художественных произведений, семиотического метода.

4. Обсуждение

Современное выставочное пространство - место сосредоточения различных видов коммуникаций: социальной, политической, экономической, художественной и др., что позволяет его рассматривать как важный элементом культуры. Сочетая в себе физическое и виртуальное пространство, художественная выставка открывает новые возможности общения. В выставочном пространстве соединяются различные типы визуальной коммуникации, и это дает возможность для множественности интерпретаций художественного образа.

Основные критерии оценки коммуникации в художественном пространстве

В исследованиях визуальной коммуникации традиционно выделяется следующий ряд способов художественной оценки: индивидуальная, критическая, историческая, техническая, этическая и культурная. Перечисленные критерии оценки коммуникации применимы к восприятию художе-

ственного пространства выставки и отдельных произведений искусства.

Индивидуальная оценка при созерцании и анализе объектов искусства формируется под влиянием личностных убеждений, ценностей, моральных ориентиров. Художественные образы зритель воспринимает сквозь призму субъективных мыслей и личностных ориентиров.

При осуществлении критической оценки восприятия образа значима коллективная рецепция, в этом случае оценочный посыл определяется в контексте диалога критиков, зрителей и самого автора произведения.

Историческая точка зрения подразумевает собой внимание к развитию и изменениям в подаче образа при осуществлении визуальной коммуникации. Например, восприятие произведений искусства в новых медиа отличается от традиционной рецепции художественных произведений. По мнению исследователя Л. Манови-ча, цифровая среда служит уникальным адаптивным пространством, которое вовлекает в коммуникацию одновременно миллионы людей по всему миру и в котором ежедневно появляются новые инструменты и совершенствуются новые способы взаимодействия в сетевом пространстве (Manovich, 2018).

Использование света, позиции и других средств в презентации изображения характеризует техническую основу восприятия, обладающую в условиях обращения к современным техническим возможностям огромным потенциалом в открытии содержательных сторон произведения.

С этической точки зрения выставочные произведения рассматриваются в контексте моральных ценностей, актуализированных в сознании реципиента как участника коммуникативного процесса.

В культурной перспективе художественный образ осмысливается в символическом ключе. Использование вербального ряда в отношении к изображениям, узнавание героев, сюжетов и другое помогают раскрыть содержание образа в культурном ключе.

Гуманитарное знание о коммуникативных задачах выставочного пространства

Интерпретируя мысль М. Хайдеггера о том, что «...собственное существо пространства должно выявиться из него самого. Допускает ли оно еще и высказать себя?», можно предположить, что в выставочном пространстве закодированы определенные сценарии поведения посетителей и способы эстетического восприятия художественной среды, с помощью которой происходит коммуникация (Hajdegger, 1993). Общение происходит посредством художественного языка, с помощью которого и осуществляется коммуникация зрителя и объекта искусства

Исследователь Г. Почепцов, рассматривая различие характеристик двух вариантов порождения символической реальности - художественную коммуникацию и масс-медиа, утверждает, что масс-медиа порождает тексты короткоживущие, а литература и культура - долгоживущие. Художественная коммуникация создает альтернативные, а не вытесняющие друг друга тексты. Рассуждая о коммуникации как о переводе текста с языка моего «я» на язык твоего «ты», Г. Почепцов ссылается на суждения Ю. Лотмана: «... самая возможность такого перевода обусловлена тем, что коды обоих участников коммуникации, хотя и не тождественны, но образуют пересекающиеся множества» (РоЛерсо^ 2003: 58). Именно в этих множествах заключается возможность диалога и эстетического восприятия художественной среды, что служит центральной задачей экспонирования.

Польский философ С. Моравский подчеркивает, что «.с философской точки зрения экспонирование питается из источников творческого процесса, который всегда является коммуникационным процессом. Словом, каждая выставка становится диалогом. Творчество - это не что иное, как попытка установления контакта, настройка на резонанс. Очевидно, что в случае выставок мы обычно

имеем в виду более широкий, публичный резонанс. Экспонирование в философском смысле закладывает движение от получателя к творцу, который в этом контексте является бесспорным центром и определителем системы» (Moravskij, 1995).

Важным элементом творческого диалога считается архитектура экспозиционного пространства, и не только внутреннего, но и внешнего. Например, архитектор Л. Мис ван дер Роэ определял коммуникационную задачу выставочного пространства в том, чтобы «сделать его местом подлинного наслаждения искусством, а не кладбищем искусства..., (где) границы между произведениями искусства и обществом упразднены» (МаЛи1^ку, 1969: 70). Он вводит в систему выставочной коммуникации дополнительный элемент - внешнюю среду, конструируя стены стеклянными, максимально освобождая внутреннее пространство от архитектурных элементов. Он не замыкает экспонат стенами, а делает его доступным для наибольшего количества людей. По его мнению, это максимально соответствует установкам современного искусства, взаимодействия зрителя с экспонатом и средой, в которой он находится. Таким образом открывается возможность обращения к экспонату в широком контексте художественного освоения мира. Как отмечает М. С. Каган, художественное освоение мира «.включает в себя четыре вида деятельности: познавательный, ценностно-ориентационный, преобразовательный, коммуникационный», - именно на такое восприятие искусства должна быть нацелена современная художественная выставка (Kagan, 1974: 120-122).

Исследователь психологии искусства Р. Арнхейм рассматривает восприятие искусства как познавательный процесс, он указывает на специфические особенности этого познания, прежде всего делая акценты на том, что «эстетическое восприятие не пассивный, созерцательный акт, а творческий активный процесс.». По мнению Р. Арнхейма, визуальное восприятие «по своей структуре представля-

ет собой чувственный аналог интеллектуального познания» (Arnhejm, 1974: 11). Художники, обращаясь к науке и технологиям как к идейным вдохновителям, соединяют эти виды деятельности в своих художественных объектах. Современное искусство обладает широким спектром воздействия на зрителя: исследуются визуальная форма, пространственное восприятие, цвет, свет, звук, тактильные ощущения.

Художественная коммуникация в современном выставочном пространстве

Реализацию способов современной художественной коммуникации можно проследить на примере творчества европейских художников, открывающих новые коммуникативные возможности выставочных пространств.

В 2012 году в Sci-art gallery Le Laboratoire в Париже в пространстве выставки «Cummulus» были представлены художественные объекты аргентинского художника и архитектора С. Нахле. Созданное им при помощи компьютерных технологий вязаное облако - cummulus явилось результатом работы художника с инженерами, учеными, водными экспертами в Чили над проблемой добычи воды из облаков в регионах с дефицитом водных ресурсов. Мягко подсвеченная инсталляция окутывала пространство галереи, создавая ощущение нереальности, свежести, ощущаемого запаха дождя. Объектом искусства становятся вещи утилитарного назначения, но в руках художника они приобретают особое значение.

В начале XXI века художник обращает внимание зрителя на глобальные проблемы человечества, общается с обществом посредством своего искусства. Аргентинский архитектор и художник Т. Сарацено в Берлинском музее современного искусства «Гамбургский вокзал» в рамках выставки «Cloud Cities» (2012) обращается к проблеме экологии, альтернативного жилья будущего и социальной проблеме человеческих взаимоотноше-

ний. Созданное художником пространство из надувных, стеклянных, каркасных сфер разного размера дает возможность зрителю почувствовать себя участником действия в специально созданной реальности. Во время присутствия посетителей внутри надувной сферы каждое движение одного человека передается другому и влияет на его местоположение. Люди перемещаются и взаимодействуют друг с другом. Концепция художника заключалась в том, что в человеческих взаимоотношениях также все движения и изменения взаимосвязаны, чувства и поступки отражаются на тех, кто рядом с нами. Подобное общение с автором и его произведением, безусловно, обогащает личность духовно и эмоционально. Объекты обладали особой энергетикой: люди, находившиеся в микропространствах, чувствовали себя естественно, защищенно, словно находясь в естественной для себя природной среде, несмотря на то, что выставка проходила в урбанистическом центре Берлина.

Предметом интереса современного искусства становится открытие новых возможностей влияния на психику человека. Японская художница Я. Кусама, добровольно работая в психической клинике, находит экстремальные способы художественных экспериментов и исследований. Она организовывает художественные пространства с помощью световых пятен - это своего рода визуальная память, отпечаток на сетчатке глаза увиденного ею когда-то несуществующего пространства. Зритель может увидеть то, что видит художник, в полной мере представить себя на ее месте, погрузиться в ее размышления.

Примером новых тенденций художественно-выставочной практики в России может послужить деятельность галерей современного искусства в России, основанных на рубеже XX-XXI веков: галерея «Файн Арт» (1992), Галерея XL (1993), «11.12 GALLERY» (2005), Музей современной искусства «Гараж» (2008), «Галерея 21» (2010), «Галерея Osnova» (2014), «Галерея Треугольник» (2015), «ARTIS Gallery» (2017).

Среди проектов «Regina Gallery», осуществленных в 2017 году и отражающих актуальные направления в современном искусстве, отметим выставки В. Алимпиева «Сантиметр: цветной отрезок тьмы, исчислимая водоросль, он же дым» (живопись), С. Браткова «Империя снов» (живопись), С. Пахомова «Живая вода», проект А. Куто-вого «В вещи влей» (живопись, скульптура), выставка Е. Кошелева «Palazzo Koshelev». Искусство Е. Кошелева выделяется на фоне актуальной российской художественной жизни принципиальным несоблюдением общепринятых в локальном сообществе творческих стратегий. Вне зависимости от используемых форм, будь то станковая или монументальная живопись, графика, объекты или инсталляции, Е. Кошелев последовательно и целенаправленно движется к созданию особого синтетического художественного пространства. В 2019 году в галерее прошла выставка современного искусства, повествующая о путешествиях через музыкальные стили «Happy Hardcore». Данный проект - совместная выставка художников Е. Федоричева (г. Ростов-на-Дону) и О. Устинова (г. Омск). В основе серии работ и инсталляции Е. Федоричева лежат одноименные концертные альбомы «Гражданской обороны» и «Свет и стулья». Художник использует вырванные куски документации лайвов хардкор и панк-групп для создания живописных произведений, перенося события концертов периода 1980-х годов в пространство новой визуальной реальности. Скульптуры в инсталляции построены из стульев, обнаруженных в советском Доме культуры (стулья, сломанные после панк-концерта). О. Устинов усложняет свой визуальный язык, создавая живописное произведение средствами графики -используя маркеры и печать, перемещаясь по маршруту «мастерская - экран компьютера - типография».

В начале XXI века концептуальные выставки стали зеркалом современной эпохи. В Музее современного искусства «Гараж» зимой 2017-18 года был реализован ежегодный междисциплинарный проект на пересечении искусства, науки и техно-

логии «Арт-эксперимент», позволяющий посетителям задуматься над перспективами развития окружающей среды и принять участие в альтернативных биологических, генетических и инженерных экспериментах. В рамках выставочного пространства были представлены инсталляции и мастер-классы российских и иностранных художников, ученых, инженеров, исследующих вопросы экологии и выживания человечества. Художница А. Потемкина, участница московского коллектива «Лаборатория городской фауны», и екатеринбургская группа «Куда бегут собаки» представили два сценария, позволяющих зрителям заглянуть в не столь отдаленное будущее. В мире, изображенном А. Потемкиной, древняя языческая вера в силы природы и колдовства стала главным знанием, необходимым для выживания общества, в котором новое экологическое мышление пришло на смену научно-техническому прогрессу и политической конъектуре. Для этого проекта в Музее были высажены растения, которым традиционно приписывают магические свойства. В специально разработанных гидропонных установках, наполненных талой водой из собранного в Парке Горького и на крыше Музея снега, живут рыбы, производящие дополнительные питательные вещества для корней растений, которые очищают воду. Подобная автономная экосистема исследует возможности альтернативной продуктивной взаимосвязи между современным техническим прогрессом и новой этикой грядущего общества.

Исследователи отмечают, что современное искусство является средством художественной коммуникации, в процессе которой рождаются новые художественные практики, находящиеся на стыке ранее обособленных сфер деятельности. Современное искусство, безусловно, отражает человека своего времени, склонного к синтезу и расширению границ восприятия окружающего мира. В этом ключе картина мира современного человека предстает как единое информационное, познавательное и культурное поле.

Особенности коммуникации в художественных практиках Сибирского региона

Проследить тенденции художественной коммуникации в современном выставочном пространстве Сибири позволяет уникальный проект в области молодежного изобразительного искусства «Аз. Арт. Сибирь». В пяти последних реализованных проектах приняли участие около 1500 молодых художников и искусствоведов, представивших более 2700 профессиональных текстов и произведений.

В 2019 году участниками IX межрегиональной молодежной художественной выставки стали авторы, представляющие широкую географию Сибири: Алтайский край, Республика Алтай, Республика Бурятия, Республика Тыва, Республика Хакасия, Забайкальский край, Красноярский край, Новосибирская область, Кемеровская область, Иркутская область, Омская область, Томская область. На ключевой выставочной площадке биеннале - выставочном зале музея «Город» (г. Барнаул) - разместилась главная экспозиция проекта. Основными колористическими акцентами в архитектурно-художественном решении экспозиции стали красный и черные цвета, напоминающие, что истоки молодого актуального искусства в России берут начало в XX веке. Информационный посыл, заложенный экспозиционерами, помогает определить контекст диалога критиков, зрителей и создателей художественных образов. Оригинальной оказалась и визуальная трансляция статей молодых исследователей - искусствоведческая ротонда, представляющая собой две закругленные стойки, расположенные в центе выставочного пространства.

В целом, характеризуя комплекс мероприятий программы, отметим многоплановость выставок. Кроме основных конкурсных экспозиций произведений живописи и графики на выставочных площадках г. Барнаула было реализовано более десяти проектов, включающих использование различных видов, жанров и техник искусства: персональная выставка произведений А. Торопо-

вой «Диалог» (арт-галерея «Бандероль»), фотовыставка О. Кугаева «На грани» (галерея факультета искусств и дизайна АлтГУ «Универсум»), выставка скульптуры, графики и акварели С. и И. Мозговых «Созвучие творческих поисков» (павильон современного искусства «Открытое небо»), персональная выставка графики И. Быкова «Большой Алтай» (выставочная площадка Алтайской краевой научной библиотеки им. В. Я. Шишкова), интерактивная выставка-проект Е. Витвиновой «АzАртные игры» (галерея «Турина гора»), ретроспектива проектов реставрации и реконструкции Алтайского государственного краеведческого музея (в выставочном пространстве музея).

Выставка «Аз. Арт. Сибирь - 2019» помогает решить актуальную проблему профессиональной коммуникации в рамках огромной территории Сибири, что особенно важно для молодых авторов, находящихся на пути становления. Целый ряд выставочных проектов был посвящен коммуникации в тандеме «учитель-ученик»: выставка творческой школы В. Бочковской «От мастера до ученика» («Арт-галерея Щетининых»), выставка работ преподавателей и студентов Новоалтайского художественного училища «Мастерство из рук в руки» (картинная галерея «Нагорная»), выставка работ студентов и преподавателей Института архитектуры и дизайна Алтайского государственного технического университета им. И. И. Ползунова и многие другие. Выставочная коммуникация дополнялась экскурсиями искусствоведов, организаторов проектов (Н. Зайков, Л. Рыжова, М. Чурилов) и мастер-классами ведущих художников (А. Муравьев, А. Гордиенко), вовлекающими зрителя в активный творческий процесс художественного освоения мира. Межрегиональная выставка «Аз. Арт. Сибирь - 2019» явилась местом активной коммуникации разных поколений, соединяя прошлое, настоящее и будущее; специально организованная художественная среда способствовала общению на языке искусства не только людей разных поколений, но различных культурных и конфессиональных сообществ.

5. Выводы

Таким образом, через репрезентацию произведений искусства художественная коммуникация являет собой осуществление интеллектуально-творческой взаимосвязи автора и реципиента, передачу художественной информации, содержащей определенное отношение к миру, художественную концепцию, устойчивые ценностные ориентации. Современный художник в пространстве художественной выставки стремится максимально выразить концепцию именно в специфике ее организации, чтобы быть актуальным в своей аудитории. В современном искусстве коммуникации переходят от синтеза разных жизненных пространств через синтез видов человеческой деятельности к синтезу чувств и рассуждений.

В современной художественной жизни Сибири пульсирует столкновение многих, но прежде всего двух основных тенденций: одна продолжает и развивает традицию отечественной живописи, другая объявляет эту традицию отжившей, предлагая новые технологии и новые способы творческого самовыражения - арт-объекты, инсталляции, компьютерное искусство и т. п. Искусство как универсальный способ актуализации человеческой чувственности становится сферой проявления социальных практик, что свидетельствует о включенной позиции реципиента в решении творческих задач организаторов художественных выставок. Не случайно и очень показательно то, что панно Е. Домашкиной «Кибер-сердце» (2018) в пространстве выставки «Аз. Арт. Сибирь - 2019» вызывало большой интерес у аудитории. В этой работе раскрывается идея о масштабном внедрении в жизнь человека компьютерных технологий, и автор корректно напоминает, что «не каждый, кто имеет сердце, - человек.». Возможно, в период возникновения глокальной культуры региональное искусство, так и не погрузившись в массовую культуру, перейдет в состояние демассофикации искусства, по-прежнему сохраняя, возрождая и трансформируя традиции.

Список литературы

Арнхейм, Р. (1974). Искусство и визуальное восприятие. Москва, Прогресс, 392 с.

Арнхейм, Р. (1994). Новые очерки по психологии искусства. Москва, Прометей, 352 с.

Астахов, О.Ю., Двуреченская, А.С. (2015). Специфика массовой коммуникации в контексте межкультурного диалога // Модернизация культуры: порядки и метаморфозы коммуникации: Материалы III Междунар. науч.-практ. конф., 1, 138-142.

Астахов, О.Ю., Ртищева, О.В. (2017). Субъектное содержание комуникативных процессов в условиях современной культуры // Международный журнал исследований культуры, 2 (27), 20-26.

Деникин, А.А. (2013). Мультимедиа и искусство: от мифов к реалиям // Художественная культура, 2, режим доступа: http://artculturestudies.sias.ru/2014-3/yazyki/843.html

Генисаретский, О.И., Черневич, Е.В. (1990). Визуалистика: об исследовании и проектировании систем визуальной коммуникации. Москва, 2, 345 с.

Жиляев, А. (2009). Заметки о проблеме коммуникации и автономии в современном искусстве // Художественный журнал, 73/74, режим доступа: http://xz.gif.ru/numbers/73-74/zhilyaev/

Зедльмайр, Г. (2000). Искусство и истина. Теория и метод истории искусства. СПб., Аксиоа, 272 с.

Каган, М.С. (1974). Художественное освоение мира как синкретическое единство четырех основных видов деятельности: человеческая деятельность. Москва, Изд-во полит. лит., 250 с.

Мачульский, Г. (1969). Мис Ван Дер Роэ. Москва, Стройиздат, 256 с.

Маклюэн, М. (2003). Галактика Гутенберга. Сотворение человека печатной культуры. Киев, 206 с.

Манович, Л. (2018). Язык новых медиа. Москва, 400 с.

Медиа в эпоху дабл-пост (2019). Москва, Издательские решения, 164 с.

Моравски, С. (1995). Об экспонировании и выставках // Terra Incognita: Теория и практика выставочного дела, 3-4.

Почепцов, Г.Г. (2003). Теория коммуникации. Москва, Киев, 656 с.

Раш, М. (2018). Новые медиа в искусстве. Москва, 256 с.

Хайдеггер, М. (1993). Время и бытие. Москва, Республика, 447 с.

References

Arnhejm, R. (1974). Iskusstvo i vizual'noe vospriyatie [Art and visual perception]. Мoscow, Progress, 392 р.

Arnhejm, R. (1994). Novye ocherki po psihologii iskusstva [New essays on the psychology of art]. Мoscow, Prometej, 352 р.

Astakhov, O. Yu., Dvurechenskaya, A.S. (2015). Specifika massovoj kommunikacii v kontekste mezh-kul'turnogo dialoga [Specifics of mass communication in the context of intercultural dialogue]. In Materi-aly IIIMezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Modernizaciya kul 'tury: poryadki i metamor-fozy kommunikacii» Materialy III Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Modernizaciya kul 'tury: poryadki i metamorfozy kommunikacii»» [Materials of the III International Scientific and Practical Conference «Modernization of Culture: Order and Metamorphoses of Communication»], 1, 138-142.

Astakhov, O. Yu., Rtishcheva, O.V. (2017). Sub''ektnoe soderzhanie kommunikacionnyh processov v usloviyah sovremennoj kul'tury [Subject Content of Communication Processes in Modern Culture]. In Mezhdunarodnyj zhurnal issledovanij kul'tury [International Journal of Cultural Studies], 2 (27), 20-26.

Denikin, A.A. (2013). Mul'timedia i iskusstvo: ot mifov k realiyam [Multimedia and art: from myths to realities]. In Hudozhestvennaya kul'tura [Artistic culture], 2, available at: http://artculturestudies.sias. ru/2014-3/yazyki/843.html

Genisaretskij, O.I., Chernevich, E.V. (1990). Vizualistika: ob issledovanii i proektirovanii sistem vizual'noj kommunikacii [Visualization: about research and design of visual communication systems]. Мoscow, 2, 345 р.

Hajdegger, M. (1993). Vremya i bytie [Time and Being]. Moskva, Respublika, 447 p.

Kagan, M.S. (1974). Hudozhestvennoe osvoenie mirakaksinkreticheskoe edinstvo chetyrekh osnovnyh vidov deyatel 'nosti: chelovecheskaya deyatel 'nost' [Artistic development of the world as a syncretic unity of four main activities: human activity]. Moskva, Izdatel'stvo politicheskoj literatury, 250 p.

Machul'skij, G. (1969). Mis Van Der Roeh [Mies Van Der Rohe]. Moskva, Strojizdat, 256 p.

Mak-Lyuehn, M. (2003). Galaktika Gutenberga. Sotvorenie chelovekapechatnoj kul 'tury [Gutenberg Galaxy. Creation of a man ofprint culture]. Kiev, Nika-Centr Ehl'ga, 206 p.

Manovich, L. (2018). Yazyk novyh media [NewMedia Language]. Moskva, Ad Marginem Press, 400 p.

Media v ehpohu dabl-post [Media in the double-post era] (2019). Moskva, Izdatel'skie resheniya, 164 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Moravskij, S. (1995). Ob ehksponirovanii i vystavkah [About exhibits and exhibitions]. In Terra Incognita: Teoriya i praktika vystavochnogo dela [Terra Incognita: Theory and practice of exhibition business], 3-4.

Moskalyuk, M.V. (2011). Issues of 'Ideal' in Modern Art and Study of Art. In Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences, 12, 1807-1811.

Nekhvyadovich, L.I., Chernyaeva, I.V., Balakhnina, L.V. (2018). Traditions and innovations in the art culture of Russia at the turn of the 20th - 21st centuries. In Opcion, 34, 974-984.

Obmorokova, A.M. (2016). Specific Features of Development of the Russian Modern Art Market: Analysis of Krasnoyarsk Krai. In International Review of Management and Marketing, 6, 168-172.

Oktaviani, R.C., Ichwan, F.N. (2018). Urban toys as a new alternative media to promote Indonesian culture. In Jurnal Komunikasi: Malaysian Journal of Communication. 34, 303-318.

Pochepcov, G.G. (2003). Teoriya kommunikacii [Communication theory]. Moskva, Refl-buk, Kiev, Vakler, 656 p.

Rash, M. (2018). Novye media v iskusstve [New Media in Art]. Moskva. Ad Marginem Press, 256 p.

Su, P.-H. (2017). Case studies of applying electronic flexible material and technology to create the new media arts. In Multimedia Tools and Applications, 76, 25529-25543.

Zel'dmajr, G. (2000). Iskusstvo i istina. Teoriya i metod istorii iskusstva [Art and truth. Theory and method of art history]. Sankt-Peterburg, Aksioma, 272 p.

Zhilyaev, A. (2009). Zametki o probleme kommunikacii i avtonomii v sovremennom iskusstve [Notes on the Problem of Communication and Autonomy in Contemporary Art]. In Hudozhestvennyj zhurnal [Art magazine], 73/74, available at: http://xz.gif.ru/numbers/73-74/zhilyaev/

Zhukovsky, V.I. (2019). D. V. Pivovarov's Concept of the Ideal as the Basis of Modern Theory of Fine Arts. In J. Sib. Fed. Univ. Humanit. Soc. Sci., 13(8), 1416-1423. DOI: 10.17516/1997-1370-0175.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.