Научная статья на тему 'Аспекты развития дизайна ювелирных украшений и методы преподавания ювелирного дизайна в вузах'

Аспекты развития дизайна ювелирных украшений и методы преподавания ювелирного дизайна в вузах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1887
249
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Аспекты развития дизайна ювелирных украшений и методы преподавания ювелирного дизайна в вузах»

Переседов О.О.

Магнитогорский государственный университет

АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ДИЗАЙНА ЮВЕЛИРНЫХ УКРАШЕНИЙ И МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ЮВЕЛИРНОГО ДИЗАЙНА В ВУЗАХ

В статье рассматриваются программы и методы дизайна (проектирования) ювелирных украшений. Сделан ряд предложений по их доработке и дальнейшему усовершенствованию, даны дополнения по методикам преподавания ювелирного дизайна в вузах. Рассмотрены требования, цели и задачи проектирования как учебной дисциплины на современном этапе развития.

Впервые о необходимости разработки методов работы дизайнера в ювелирной промышленности заговорили в Германии в период индустриальной революции (середина XIX века). До XIX века создание украшений являлось ремеслом, как правило, семейным, а знания о закономерностях развития художественной формы передавались из поколения в поколение. Эти знания в основном базировались на интуитивном познании и не были приспособлены для общего использования в качестве системы. В середине XIX столетия художник впервые начал работу как самостоятельная единица бурно развивающегося промышленного производства. Потребность в методиках создания и преподавания ювелирного дизайна обострилась. Это было время, когда оказалось необходимым отыскать новые взаимосвязи между художественным творчеством, эстетическим осознанием мира и бурно развивающимся техническим прогрессом. Необходимость развития теорий создания материально-художественных объектов была продиктована возникновением тиражного производства, которое требовало постоянного обновления продукции, работы с зарождающимся рынком сбыта и возрастающей конкуренцией.

С 1849 года в Лондоне начинает издаваться первый журнал о дизайне «Journal of design», и в употребление входит словосочетание «прикладное искусство» (applied art). Это искусство, направленное на работу с различными областями материально-художественной деятельности человека, например создание архитектуры, предметами среды, костюма, украшений. В последующие столетия в странах Европы наблюдалось интенсивное развитие теории дизайна, это сопровождалось созданием специализированных учебных заведений и плотной работой дизайнеров с промышленностью. Благодаря совершенствова-

нию методов дизайна и технологии именно они становятся основными конкурентными преимуществами ювелирных компаний.

Для России ситуация складывалась по-другому. Революционные события, ломка старого образа жизни, смутное время перемен; закат фирмы Карла Фаберже, которая активно отслеживала передовые тенденции в европейском дизайне, что позволяло ей выпускать модную и прогрессивную на тот момент продукцию. Вторая мировая война унесла жизни многих талантливых ювелиров, дизайнеров и художников. Период «железного занавеса» характерен довольно закрытым состоянием советской ювелирной отрасли от проникновения мировых знаний и опыта в виде дизайнерских теорий, технологий производства и организации ювелирного бизнеса. Наблюдался существенный разрыв между ярким и самобытным творчеством отдельных мастеров и неудовлетворительным уровнем развития дизайна ювелирных украшений, рассчитанных на массового потребителя. Эта ситуация в послевоенные годы и в 1980-х годах привела к достаточно низкому уровню российской индустрии моды, малой конкурентоспособности продукции ювелирных фирм.

С середины 1990-х в России появились первые ювелирные компании, которые производили (и производят) качественную продукцию международного уровня, используя при этом современные методы работы и технологии в области дизайна украшений. Специалисты получили возможность более широкого международного общения и обмена информацией. Внутренний российский рынок столкнулся с положительными качествами западного ювелирного продукта: дизайном, брендингом, рекламой, сервисом. Но отечественным предприятиям было сложно сразу перестроится со старых методов рабо-

ты и организовать выпуск конкурентоспособной продукции. В основном это связано с недостаточным внедрением методов работы дизайн-студий на ювелирных предприятиях и малым количеством вузов, готовящих специалистов в этой области дизайна.

Исходя из вышеизложенного, можно увидеть задачи развития теорий проектирования ювелирных украшений (метода) для ее дальнейшего применения как на ювелирных предприятиях, так и в процессе преподавания студентам отделений дизайна, технологических и художественно-графических факультетов вузов. Метод должен быть основан на комплексном системном подходе к проектированию, объединяющем различные научные направления для создания качественной, оригинальной, конкурентоспособной продукции ювелирного производства. В образовательном процессе метод должен быть интегрирован в программы образовательного стандарта учебного заведения, тесно взаимосвязан с дисциплинами «производственное обучение», «проектирование», «технология».

Спецификой учебного проектирования является не только разработка проектов, но и желательная реализация их на практике, ведь проектирование, как творческий процесс, предшествует созданию изделия, этот процесс заключается в разработке не только образного решения изделия, но и чертежей предметов из металла с такой степенью детализации и наглядности, чтобы при осуществлении его в материале замысел художника был выражен ясно и не допускал различных толкований. Проектные умения рассматриваются как способность субъекта к созданию образа объекта (определение его морфологии и конструктивных особенностей, осуществление расчетов, обеспечивающих ею функционирование) с учетом существующих возможностей техники и технологии производства. Зачастую для передачи более полной информации о предмете, его объеме, используют прием макетирования (моделирования). В нашем случае данный курс находится в тесной взаимосвязи с практическим обучением в производственных мастерских, с теоретическими знаниями по основам композиции, материаловедения, технологии, истории металла (1).

Существует ряд программ, успешно решивших эти задачи, в статье мы рассмотрим попытку их дальнейшей доработки с целью соответствия с рядом изменяющихся требований по подготовке специалистов в области ювелирного дизайна, проектирования и художественного металла.

Доработки программ успешно могут быть интегрированы в процесс преподавания на отделениях дизайна и художественно-графических факультетах вузов, готовящих специалистов в области дизайна, проектирования и декоративно-прикладного искусства.

В целом, методы, призванные решать эти задачи, должны быть основаны на формализации принципов дизайнерской деятельности, т. е. на последовательном рассмотрении всех проектных задач, стоящих перед дизайнером-ювелиром. Рассмотрим один из вариантов программы, применительно к учебному процессу, осуществляемому в вузах, в частности, в Магнитогорском государственном университете, и предложения по его доработке и дальнейшему усовершенствованию. Программа дисциплины «Проектирование» для специализации «Художественный металл» на факультете изобразительного искусства и дизайна Магнитогорского государственного университета была разработана доктором педагогических наук, профессором М.В. Соколовым, кандидатом педагогических наук, профессором М.С. Соколовой, дополнена кандидатом педагогических наук, доцентом

О.В. Вандышевой и другими членами кафедры. Программа составлена на основе Г осудар-ственного Образовательного стандарта высшего профессионального образования, утвержденным приказом Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 14.03.2003 г., учебного плана подготовки художника декоративно-прикладного искусства по специальности 052300 «Декоративно-прикладное искусство» и соответствует программам, рекомендованным УМО.

Определим в рамках образовательного процесса подготовки художников ДПИ (специализация - художественный металл) на факультете искусства и дизайна магнитогорского государственного университета цели и задачи дисциплины «проектирование»:

Цель курса:

1. Подготовить высококвалифицированных художников способных создавать как проекты уникальных изделий, так и проекты изделий для массового производства.

2. Развить образное и пространственное мышление, творческие способности и художественный вкус студентов, необходимые для проектирования художественных изделий из металла.

Соответственно выстроим следующие задачи курса:

1. Раскрыть сущность проектной деятельности художника декоративно-прикладного искусства;

2. Дать студентам навыки графического изображения проектируемых объектов;

3. Научить студентов находить соответствие формы с утилитарным назначением проектируемых изделий;

4. Познакомить студентов с методами обработки и анализа иллюстративного материала для использования в поиске идей при создании проектируемых изделий;

5. Научить комплексно подходить к решению конкретного задания, учитывая совокупность художественных, функциональных, технических и экономических задач (3).

В дальнейшем также использованы фрагменты метода, разработанного Корытовым Александром Владимировичем, кандидатом наук по специальности «Техническая эстетика и дизайн», арт-директором ювелирного дома HANS DENSEN. Результатом его работы явилась защита первой в России диссертации по ювелирному дизайну и разработанный метод проектирования ювелирных изделий для промышленности, искусства и образовательной деятельности.

За последние три года результаты этой работы, которая продолжается и по настоящее время, получили официальный научный статус в Министерстве образования РФ (2).

Важным в работе дизайнера будет являться ряд этапов, необходимых в процессе проектирования и создания ювелирного украшения:

Подготовительный этап

Основная задача этого этапа заключается в разработке идеи (образа) либо отдельно-

го ювелирного изделия, либо комплекта украшения. Данный этап связан в обучении будущих художников по металлу навыкам работы с литературой, поискам аналогов, образов и идей, на основе которых идет творческая разработка задания. Но здесь необходимо отметить, что студент должен вначале представить идею будущего изделия, а лишь потом смотреть как это может быть решено, иначе может возникнуть ситуация простого копирования чужих идей, плагиата. Данный этап начинается с набросков - поисков, зарисовок, клаузур, и должен быть завершен в виде проекта, выполненного на планшете в масштабе 1:1. Не отработав этого этапа, в дальнейшем учащиеся могут столкнуться с рядом трудностей, таких, например, как несоответствие формы и содержания, отсутствие целостности композиционного решения и т.п.

Должен быть также произведен выбор материалов изделия, техник их создания и обработки в соответствии с технологическими возможностями производства. Это очень важно для соответствия идеи украшения конечному промышленному образцу.

Подготовительный этап — это этап планирования дальнейшей работы. Именно по его результатам формируется общий замысел, к примеру, комплекта украшений или набора изделий, объединенных одной темой. По данному этапу может быть предложение о введении некоторых ограничений, связанных с тем, что студенты часто разрабатывают заведомо сложные, трудноисполнимые в технологическом плане украшения. Иногда бывает лучше сделать выбор в пользу более простого изделия, такого, которое по силам выполнить в материале, так как часто проекты впоследствии выполняются студентами на производственном обучении.

Проектный этап

На проектном этане происходит работа по разработке дизайна украшения, например, комплекта либо единичного изделия или набора изделий, объединенных одной темой. Ювелирное украшение обладает следующим набором характеристик: гармоничностью, эргономичностью и технологичностью. Правильное проектирование этих параметров ук-

рашения гарантирует актуальность и дизайнерское качество продукции, применительно к процессу обучения отметим здесь необходимость внимательного руководства в процессе проектирования со стороны педагога, во избежание ошибок, допускаемых студентами в технологии, эргономике и композиционноэстетическом восприятии украшения.

Понятие гармонии неразрывно связано с личностным восприятием красоты каждого отдельного человека. Начиная с XV века н.э. гармонию образа, формы и конструкции ведущие умы человечества изучали на примере природы с помощью собственного таланта и средств начертательной геометрии, теории пропорций, рисунка, живописи и скульптуры.

Глубокое понимание принципов развития природных форм помогло таким ученым как Лука Пачолли и Леонардо да Винчи определить комплекс морфологических закономерностей развития художественной формы. К таким закономерностям относятся пропорции, симметрия и асимметрия и другие морфологические характеристики развития природных форм.

В программах осуществляется система определения основных характеристик формообразования и описание их построения на основе анализа развития природных аналогов. Человек - это часть ноосферы, следовательно, процесс творческого проектирования проистекает у него по тем же законам, что и у природы. Руководствуясь этой информацией, дизайнер-проектировщик либо художник по металлу может глубже проникнуть в тайны формообразования удивительных объектов природы, которые являются первоисточниками всех форм декоративно-прикладного искусства. Например, можно в процессе преподавательской деятельности дать ряд заданий - исследований, посвященных изучению процессов образования, симметрии и спирализации у природных форм, данная задача часто ставится перед студентами в рамках бионической практики.

Использование информации о развитии природных форм и конструкций позволяет дизайнеру разрабатывать художественный вид ювелирного украшения, опираясь на средства бионического формообразования. Рабо-

та по дальнейшему проектированию проводится с учетом образов, форм и конструкций природных аналогов, чьи образы являются актуальными для современной ювелирной моды, что еще раз подтверждает востребованность развития технологий проектирования и изготовления ювелирных украшений.

Следующей характеристикой ювелирного украшения является эргономичность. Эргономика изучает особенности и возможности функционирования в системе человек -вещь - среда.

Для определения эргономических характеристик ювелирного украшения разработаны специальные системы правил, позволяющие добиваться максимального соответствия формы и конструкции украшения анатомическому «ландшафту» и обеспечивать комфорт при ношении украшения.

Поясним на примере кольца: на начальном этапе были смоделированы два основных положения кисти руки с прямыми и согнутыми пальцами. Затем были определены точки контакта изделия с телом человека, в которых требования к изделию самые жесткие.

На основе этого была установлена взаимосвязь с конструкциями колец. Этот этап работы позволяет рассчитывать конструкции ювелирных украшений максимально удобные для человека, - что особенно важно для проектирования принципиально новых конструкций изделий. Подобные исследования должны быть проведены для всех основных видов ассортимента ювелирных украшений. Технологичность - это характеристика изделия, отвечающая за удобство технического изготовления украшения в условиях промышленного производства. Применительно к учебному процессу это можно выразить в том, что студенты знакомые с системой технологических требований совершают меньше ошибок при проектировании, когда часто возникают ситуации разработки технологически неисполнимого украшения.

В реальной педагогической деятельности на факультетах дизайна наиболее неразработанной частью является применение технологий компьютерного моделирования и быстрого прототипирования. Для устранения этих недостатков можно рекомендовать изучение

и внедрение существующих программных пакетов компьютерной графики, определение области их применения для различных этапов проектирования ювелирных изделий.

Существуют три вида компьютерной графики: двухмерная, трехмерная и фрактальная. Программы трехмерной графики необходимы для создания трехмерной модели ювелирного украшения, в которой можно рассчитать важные технологические параметры изделия: размер, места закрепки, кинетику. 3Б-про-граммы позволяют также составлять техническую документацию по проекту (чертежи), осуществлять визуализацию проекта, создавать видеоролики. Программы 2Б-графики (векторная и растровая) служат для создания плоскостных изображений, их цветовой и тоновой коррекции, работы со шрифтом, монтажа технической документации и верстки материалов для полиграфии. Программы фрактальной графики позволяют моделировать многие процессы развития природных форм и структур, что является прекрасным примером, для понимания логики бионического формообразования.

Программы 3Б- и 2Б-графики позволяют создавать виртуальные модели ювелирных изделий, а также их части для изготовления на оборудовании быстрого прототипирования с помощью следующих технологий: технологии лазерного раскроя материалов, технологии спекания порошков, технологии трехмерного фрезерования и гравирования, технологии точечного нанесения материалов, технологии лазерной стереолитографии.

Как показывает практика, наиболее высокого результата при проектировании и изготовлении можно достигнуть при выборочном использовании современных технологий, узко специализируя их относительно поставленной задачи. Это позволяет повысить эффективность процесса проектирования, сократить себестоимость продукции и сроки се изготовления. В рамках образовательного процесса внедрение таких программ также дает большой эффект. Системы трехмерного моделирования позволяют успешно решать такие задачи как:

• разработку дизайна изделия;

• создание 3Б - модели;

• быстрое и удобное редактирование уже существующих моделей;

• возможность быстрого трансформирования моделей, добавление технологических элементов (касты, литниковая система и т.п.);

• при создании модели есть возможность рассчитать ряд важных параметров, например, вес изделия с учетом усадки.

В учебном процессе видно большое преимущество при работе с компьютерной трехмерной моделью. Студенты с ними работают более уверенно, не боятся испортить, как при рисовании на планшетах вручную.

Результат работы виден на экране сразу, он нагляден и понятен учащимся. Важно и то, что программа позволяет менять модель на любом этапе проектирования, что хорошо способствует возникновению творческого поиска, большей свободы экспериментирования, развития воображения, нахождения все новых и новых интересных вариантов. Возникающая свобода художественного замысла позволяет стимулировать художественно-образное мышление, развивает творческое воображение, учит при разработке изделия подходить к нему как к произведению искусства.

Становится видно большое преимущество тех выпускников по художественному проектированию и дизайну, кто уверенно владеет специализированными программами дизайна ювелирных изделий, они будут более востребованы на рынке труда. Внедрение курсов по изучению таких программ повышает качество образования, переводит его на более высокий уровень, учитывает требования к уровню подготовки специалистов - художников по металлу.

В дизайнерском аспекте компьютерное моделирование - это новый этап развития чувства формы и конструкции у дизайнера, так как в виртуальной среде можно учесть большее число параметров ювелирного изделия.

Таким образом, проектный этап подразумевает применение комплекса научных знаний из области гармонизации художественной формы, эргономики конструкций и применения современных технологий прототипирования. Использование такого комплекса знаний позволяет разрабатывать образ, форму и конструкцию ювелирного из-

делия, составлять структуру коллекции в виде трехмерных эскизов украшений для дальнейшего построения готовых моделей. Моделирующий этап На моделирующем этапе осуществляется построение трехмерных моделей украшений и определение параметров изделия, необходимых для исполнения (производства) украшения в материале. Построение происходит на основе технических параметров каждого вида изделия с учетом размеров, материалов и вставок. Именно на моделирующем этапе дизайнер сводит воедино результаты подготовительного и проектного этапов, воплощая их в образ, форму и конструкцию ювелирного изделия. В процессе работы необходимо постоянно сверять свои разработки с материалами проектного этапа.

В учебном процессе на этом этапе ставится и задача выполнения изделия в материале, именно здесь виден результат работы над изделием в целом.

Учебные задачи, которые должны быть решены при внедрении методов проектирования, следующие:

1. Разносторонне подготовить будущих дизайнеров или художников ДПИ к дальнейшей творческой деятельности, дать основы композиционного мышления, чувства плас-

тики, ритма, масштабности и конструктивной логичности изделия.

2. Развитие у студентов навыков моделирования на компьютере конструируемых объектов: правильное технологическое решение изделий из металла, их конструктивных элементов и разверток, что важно и необходимо для последующего практического воплощения проектируемого изделия в условиях производства.

3. Способствовать становлению умения выражать творческие замыслы на всех стадиях проектирования (эскизы, зарисовки, клаузуры, отмывки, фронтальные изображения, макеты, необходимые чертежи, развертки, перспективные изображения, необходимая документация).

4. Научить уверенному владению основными рабочими инструментами специализированных CAD - программ, навыкам работы с их интерфейсом.

В целом учебные задачи третьего этапа заслуживают отдельной статьи на эту тему, что и запланировано в дальнейшем.

Подводя итог, можно сказать, что данная система (метод) может быть рекомендована для дополнения в образовательные программы подготовки, как художников-дизайнеров, так и проектировщиков, инженеров-технологов ювелирного производства, художников ДПИ.

Список использованной литературы:

1.Современные тенденции развития декоративно - прикладного искусства и дизайна: межвузовский сборник научных трудов / отв. ред. М.С. Соколова. - Магнитогорск: МаГУ, 2007. - вып.2. - 280 с.

2.Русский ювелир, журнал №7, 2006.

3.Соколов М.В., Соколова М.С. Программа дисциплины «Проектирование» для специализации «Художественный металл» на факультете изобразительного искусства и дизайна Магнитогорского государственного университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.