Научная статья на тему 'АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА'

АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
36
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР / ВЫПУСКНИКИ / ТРУДОУСТРОЙСТВО / КАДРОВАЯ ПОТРЕБНОСТЬ / ВАКАНСИЯ / КАДРОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / КАДРОВЫЙ РЕЗЕРВ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Джулдузбаева Зульфия Жулдузбаевна, Чернухина Ольга Анатолиевна

Актуальность исследования обусловлена проблемой кадрового обеспечения системы здравоохранения. В статье рассматриваются аспекты профессиональной мотивации и последующей профессиональной деятельности. Цель исследования: главной его задачей является устранение дефицита кадров в здравоохранении. В системе здравоохранения в области управления кадрами проводятся плановые и внеплановые мероприятия по обучению потенциальных сотрудников по управлению, о чем было заявлено на семинаре «Главврач XXI века». По мнению Ф.Н. Кадырова, для регионов необходимо разработать методические документы по формированию кадрового резерва [2] Ведется апробация интерактивных комплексов по подготовке руководителей медицинских организаций, а также, среднего и младшего медицинского персонала. За время эпидемии коронавируса привлекательность медицинских специальностей значительно выросла для потенциальных абитуриентов медицинских вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Джулдузбаева Зульфия Жулдузбаевна, Чернухина Ольга Анатолиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASPECTS OF PROFESSIONAL MOTIVATION OF MEDICAL UNIVERSITY GRADUATES

The relevance of the study is due to the problem of staffing the healthcare system. The article discusses aspects of professional motivation and subsequent professional activity. The purpose of the study: The main task is to eliminate the shortage of personnel in healthcare. Attention is also paid to such a direction as personnel management in healthcare - new regional and federal events will be held annually to train a reserve of managerial personnel, including chief physicians. It is necessary to develop methodological documents for the formation of a personnel reserve for the regions. Interactive training modules for chief nurses and clinic managers are being tested. Medical and biological classes will be opened in schools for future applicants of medical universities in order to increase their professional orientation. During the coronavirus epidemic, the attractiveness of medical specialties has grown significantly for potential applicants.

Текст научной работы на тему «АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА»

УДК 378.66316.628

DOI 10.23672/SAE.2023.27.16.001

Джулдузбаева Зульфия Жулдузбаевна

старший преподаватель кафедры русского языка, Астраханский государственный медицинский университет Минздрава России zdzh75@mail.ru

Чернухина Ольга Анатолиевна

преподаватель кафедры русского языка, Астраханский государственный медицинский университет Минздрава России ochernuhina@mail.ru

Zulfiya Zh. Julduzbayeva

Senior Lecturer of the Departments of the Russian language, Astrakhan State Medical University of the Ministry of Health of Russia zdzh75@mail.ru

Olga A. Chernukhina

Teacher of the Departments of the Russian language, Astrakhan State Medical University of the Ministry of Health of Russia ochernuhina@mail.ru

Аспекты профессиональной мотивации выпускников медицинского вуза

Aspects of professional

motivation of medical university graduates

Аннотация. Актуальность исследования обусловлена проблемой кадрового обеспечения системы здравоохранения. В статье рассматриваются аспекты профессиональной мотивации и последующей профессиональной деятельности. Цель исследования: главной его задачей является устранение дефицита кадров в здравоохранении. В системе здравоохранения в области управления кадрами проводятся плановые и внеплановые мероприятия по обучению потенциальных сотрудников по управлению, о чем было заявлено на семинаре «Главврач XXI века». По мнению Ф.Н. Кадырова, для регионов необходимо разработать методические документы по формированию кадрового резерва [2] Ведется апробация интерактивных комплексов по подготовке руководителей медицинских организаций, а также, среднего и младшего медицинского персонала. За время эпидемии коронавируса привлекательность медицинских специальностей значительно выросла для потенциальных абитуриентов медицинских вузов.

Ключевые слова: мотивация, профессиональный выбор, выпускники, трудоустройство, кадровая потребность, вакансия, кадровый медицинский потенциал, профориентация, кадровый резерв.

Annotation. The relevance of the study is due to the problem of staffing the healthcare system. The article discusses aspects of professional motivation and subsequent professional activity. The purpose of the study: The main task is to eliminate the shortage of personnel in healthcare. Attention is also paid to such a direction as personnel management in healthcare - new regional and federal events will be held annually to train a reserve of managerial personnel, including chief physicians. It is necessary to develop methodological documents for the formation of a personnel reserve for the regions. Interactive training modules for chief nurses and clinic managers are being tested. Medical and biological classes will be opened in schools for future applicants of medical universities in order to increase their professional orientation. During the coronavirus epidemic, the attractiveness of medical specialties has grown significantly for potential applicants.

Keywords: motivation, professional choice, graduates, employment, personnel need, vacancy, medical personnel potential, career guidance, personnel reserve.

В соответствии с национальным проектом по здравоохранению, решаются вопросы обеспечения квалифицированными медицинскими кадрами. В рамках реализации федерального проекта, многие регионы, в том числе и Астраханская область, ведут свои исследования и разрабатывают собственные показатели и индикаторы. В связи с этим, проводится подготовительная работа среди студентов-медиков, включающая в

себя соцопрос, анализ профессионального психологического портрета будущих специалистов, структурирование факторов эффективного трудоустройства выпускников медицинского вуза.

Целью исследования является изучение факторов мотивации студентов выпускных курсов медицинского университета при последующем трудоустройстве и выстраивании ими своей

дальнейшей индивидуальной профессиональной траектории. Результаты анализа данного исследования могут быть использованы для оценки кадрового медицинского потенциала региона. Анкетирование проводилось среди студентов выпускных курсов Астраханского государственного медицинского университета. В опросе приняли участие 584 респондентов, обучающихся по специальностям: «Лечебное дело» (удельный вес -49,8 %), «Педиатрия» (удельный вес - 20,7 %), «Стоматология» (удельный вес - 20,2 %), «Фармация» (удельный вес - 6,2 %), «Медико-профилактическое дело» (удельный вес - 3,1 %).

Среди опрашиваемых - 75,3 % граждан Российской Федерации и 24,7 % граждан Ближнего и Дальнего зарубежья. Средний возраст - 23,82. В структуре совокупности лица мужского пола -39,7 %, женского - 60,3 %.

Опрос был проведен в виде онлайн-анкетирова-ния с использованием специально разработанной авторской анкеты, включающей 18 вопросов, предполагающих как одновариантный, так и многовариантные ответы.

Всем участникам были разъяснены цели исследования, а также их юридические права при условии добровольного участия в данном исследовании.

Среди опрошенных за счет средств Российской Федерации (на бесплатной основе) обучаются 25 % респондентов, за счет собственных средств (на коммерческой основе) - 44,2 %, на основе целевого договора - 30,8 % респондентов.

Как показал проведенный анализ, 89,6 % выпускников при поступлении в медицинский университет руководствовались личным желанием, у 7,9 % респондентов выбор университета был продиктован инициативой родителей, и для 2,5 % опрашиваемых выбор вуза был случайным.

При выяснении причины их выбора данной профессии, нами были получены следующие ответы:

- желание помогать людям, способствовать их выздоровлению и улучшению самочувствия -

77.4 %;

- возможности интеллектуального развития, профессиональное совершенствование - 43,7 % (225);

- возможность реализации в научной области -

24.5 % (143 человека);

- дефицит медицинских кадров, боязнь безработицы - 13,5 %;

- материальное обеспечение, достижение высокого достойного уровня жизни - 23,6 % (138);

- практическая значимость профессии, общественная польза и востребованность -

64,5 % (371);

- престижность профессии - 37 % (216);

- профессия соответствует моим способностям

- 29,6 %;

- продолжение семейных традиций - 15,6 % (91);

- получение социальных преимуществ и льгот от государства - 2,8 % (16).

Стоит отметить, что 47,6 % опрашиваемых во время обучения работали в системе здравоохранения, среди обучающихся на специальности «Лечебное дело» - 54,6 %, «Педиатрия» - 59,5 %, «Стоматология» - 22,9 %, «Фармация» - 38,9 %, «Медико-профилактическое дело» - 33,3 %.

При проведении анкетирования было установлено, что у 34,5 % респондентов отношение к профессии врача за время обучения не изменилось, у 53,9 % - стало лучше, и у 11,6 %, напротив, ухудшилось.

Стоит отметить тот факт, что среди тех, кто работал во время обучения, у 51,4 % отношение к профессии врача стало лучше, у 12,6 % ухудшилось. В то время, как среди не работавших во время обучения у 47,6 % оно стало лучше, и у 14, % -хуже .

Как показали результаты опроса:

- 78,3 % анкетиируемых после окончания университета планируют продолжить обучение на следующей ступени образования (в ординатуре);

- среди старшекурсников - граждан Российской Федерации - 8,7 % желают продолжить обучение за рубежом;

- среди иностранных граждан, желающих продолжить обучение, в российском вузе - 51,4 %, в другой стране - 26 %;

- 45,2 % изъявили желание работать по полученной специальности, причем, 26 % готовы совмещать обучение в ординатуре и трудоустройство по специальности;

- 8,7 % опрашиваемых хотели бы заняться научной деятельностью, поступить в аспирантуру, и 3,3 % респондентов рассчитывают реализовать себя в другой (немедицинской) специальности (рис. 1, 2).

Таким образом, тенденция к утечке медицинских кадров по результатам проведенного анкетирования является минимальной.

Рисунок 1 - Прогноз занятости выпускников

Рисунок 2 - Сравнительный анализ места продолжения обучения иностранных и российских граждан

На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

Во-первых, подавляющее большинство выпускников при поступлении в медицинский университет руководствовались личным желанием, при выборе медицинской специальности ключевую роль сыграли морально-нравственные аспекты: желание помогать людям, приносить пользу обществу.

Во-вторых, более 50 % обучающихся на лечебном и педиатрическом факультетах по окончании университета имеют опыт работы в практическом здравоохранении.

В-третьих, за время обучения в университете довольны своим выбором профессии 34,5 % будущих врачей и провизоров, у 53,9 % опрошенных отношение к профессии улучшилось.

В том числе, данные указывают на высокий уровень подготовки медицинских кадров российскими вузами, так как имеют намерение продолжить обучение в России и граждане РФ, и иностранные граждане.

В заключение опроса выявлено, что более 90 % выпускников после окончания университета планируют профессионально развиваться в системе здравоохранения. Риск потери медицинских кадров незначителен (3,3 %).

Таким образом, подготовительная и ознакомительная профориентационная работа с будущими специалистами медиками играет большую роль в повышении уровня мотивации и расширения зоны практической профессиональной деятельности.

Литература:

1. Арефьев А.Л. Международное образование в глобальном и российском измерении / А.Л. Арефьев // Образование и наука в России: состояние и потенциал развития. 2018. № 3. С. 301-327.

2. URL : https://vk.com/away.php?to=http%3A%2F %2Fwww.zdrav.ru%2Ffiles%2F2020%2FJune%2Fk adyrov-economist-cvid.pdf&cc_key=

3. Алексеева Е.Н. Особенности и перспективы образовательной миграции в эпоху глобальных трансформаций / Е.Н. Алексеева // Вестник московского университета. серия 18: социология и политология. 2012. № 4. С. 113-135.

4. Мукомель В.И. Интеграция мигрантов: вызовы, политика, социальные практики / В.И. Мукомель // Мир России. социология. этнология. 2011. № 1. С. 34-50.

5. Воробьева ОД. Интеграция мигрантов: избирательный подход к различным категориям и компенсирующий эффект внешней миграции / О.Д. Воробьева, А.В. Топилин // Миграционное право. 2019. № 1. С. 29-36.

6. Зеленина Л.Е. Интеграция иностранных студентов в образовательную среду медицинского университета: опрос студентов / Л.Е. Зеленина, К.А. Митрофанова, А.К. Абдырахманова, Е.П. Аше-ева // Педагогическое образование в России. 2021. № 2. С. 90-95.

7. Статистические методы в медицине и здравоохранении : учеб. пособие / Сост.: Н.Х. Шарафут-динова, Э.Ф. Киреева, И.Е. Николаева, М.Ю. Павлова, Р.М. Халфин, М.А. Шарафутдинов, М.В. Борисова, А.Б. Латыпов, А.Ш. Галикеева. Уфа : ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава России, 2018. 131 с.

Literature:

1. Arefyev A.L. International education in the global and Russian dimension / A.L. Arefyev // Education and science in Russia: the state and potential of development. 2018. № 3. a 301-327.

2. URL : https://vk.com/away.php?to=http%3A%2F %2Fwww.zdrav.ru%2Ffiles%2F2020%2FJune%2Fk adyrov-economist-cvid.pdf&cc_key=

3. Alekseeva E.N. Features and prospects of educational migration in the era of global transformations / E.N. Alekseeva // Bulletin of the Moscow University. Series 18: Sociology and political science. 2012. № 4. a 113-135.

4. Mukomel V.I. Integration of migrants: challenges, politics, social practices / V.I. Mukomel // The world of Russia. sociology. ethnology. 2011. № 1. P. 3450.

5. Vorobyeva O.D. Integration of migrants: a selective approach to various categories and the compensating effect of external migration / O.D. Vorobyeva, A.V. Topilin // Migration Law. 2019. № 1. a 29-36.

6. Zelenina L.E. Integration of foreign students into the educational environment of the medical University: a survey of students / L.E. Zelenina, K.A. Mitro-fanova, A.K. Abdyrakhmanova, E.P. Asheeva // Pedagogical education in Russia. 2021. № 2. P. 90-95.

7. Statistical methods in medicine and healthcare : studies. manual / Comp.: N.H. Sharafutdinova, E.F. Kireeva, I.E. Nikolaeva, M.Y. Pavlova, R.M. Khal-fin, M.A. Sharafutdinov, M.V. Borisova, A.B. Latypov, A.Sh. Galikeeva. Ufa : BSMU of the Ministry of Health of Russia, 2018. 131 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.