Научная статья на тему 'Аспекты предпринимательства и деловой активности в экономических системах'

Аспекты предпринимательства и деловой активности в экономических системах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
310
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ АКТИВНОСТЬ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ENTERPRISE ACTIVITY / INNOVATIVE ACTIVITY / REGIONAL ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лыгина Нина Ивановна, Паршутина Инна Григорьевна

Деловая активность предприятий в единстве инновационной, инвестиционной, производственной и коммерческой активности является реальной основой достижения устойчивой предпринимательской деятельности, состоятельности экономических систем, их конкурентоспособности и экономического роста. Стимулирование инновационной деятельности; выработка четкой стратегии инвестирования, определение приоритетных направлений, мобилизация всех источников производства являются важными условиями устойчивого и качественного развития предпринимательской активности во всех секторах региональной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Aspects of enterprise and business activity in economic systems

Business activity of the corporation in unity of innovative, investment, industrial and commercial activity is a real basis of achievement of steady enterprise activity, of a solvency of economic systems its competitiveness and economic growth. Stimulation of innovative activity, development of accurate strategy of investment, definition of priority directions, mobilization of all sources of manufacture are the important conditions of steady and qualitative development of enterprise activity in all sectors of regional economy.

Текст научной работы на тему «Аспекты предпринимательства и деловой активности в экономических системах»

для создания нового бизнеса? Каковы социальные характеристики нового бизнеса?

- Какая работа проводится компанией по подготовке нового бизнеса? Организована ли эта работа в виде конкретных планов и программ?

- Каким может быть участие органов управления регионом в подготовке новых бизнесов?

Изложенные принципы формирования планов стратегического развития региона и соответствующая им процедура представлены на рис. 2.

Барьером решения этих вопросов в настоящее время являются, прежде всего, инвестиционные ресурсы региона. Недостаточность собственных источников инвестиций, низкая инвестиционная привлекательность региона для внешних инвестиций и низкий уровень эффективности инвестиционных проектов и программ могут сформировать в условиях финансового кризиса т. н. «круг отсталости» социально-экономического развития регионов. Рассмотренные в настоящей работе вопросы совершенствования планирования социально-экономического развития региона, представляемого в виде квазикорпорации, способны снизить вероятность и

уровень потерь в стратегическом развитии региона.

1. Приоритеты экономического развития субъектов Российской Федерации / В.А. Гуртов и др. М., 2005.

2. Дрогобыцкий КН. Системный анализ в экономике // Финансы и статистика. 2007. С. 32-40.

3. Доббс Р., Колер Т. Оценка будущего компании. The McKinsey Quaterly, 2005.

4. Baghai M, Coley С. & White D. The Alchemy of Growth. L., 1999.

5. Суковатова О. П. Оценка уровня социально-экономического развития региона на основе стоимостного подхода // Вестн. Тамб. ун-та. Сер. Гуманитарные науки. Тамбов, 2008. № 12 (68). С. 500-504.

Поступила в редакцию 25.03.2009 г.

Terekhin V.I., Sukovatova О.Р. Stability of regional socio-economic development. Investments are the main factor of region's social and economical development growth level. Investments efficiency is determined by its contribution into the improvement of the parameter of social and economical development level measured in comparison of the approach cost.

Key words: region, indexes, investment efficiency, socioeconomic development.

УДК 330.190.2

АСПЕКТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ДЕЛОВОЙ АКТИВНОСТИ В ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ

Н.И. Лыгина, И.Г. Паршутина

ая активност»^ре*1|у*кий в единстве инновационной, инвестиционной, производствен ной и кл®1ерЯа£кой активнЖд^^ЛтяЛ-ся реальной основой достижения устойчивой предпринимательской деятии5)р^состоятель«<!ст11 ^Кпамических систем, их конкурентоспособности и экономического роста. Т*цял7*юование ишгоЛшоннЛ! деятельности; выработка четкой стратегии инве стирования, определецж^гаЯЫи'етных напрайлшжй, мобилизация всех источников производства являются важными уело в и я м [ТувДии качестверного^^рщия предпринимательской активности во всех секторах региональной экбишкш&ъ.

Ключевые слова: предприми м атс л ш и в н^т I, ^деятельность, региональная

экономика.

Для получения возрастающей прибыли все социально-экономические системы должны иметь экономическую состоятельность их предпринимательской деятельности. Экономическая состоятельность пред-

1ВНОСг

„ ^

эффекттч^еЛшяниренно^ i и успешно ф^флуфовать ставляет собой G^mJOe, <>\лплексное явление и включает ряд сосч^ляшприх^ рыноч-

осуществлять водство be пред-

ная, природно-производственная, социальная, финансовая, юридическая и экологическая состоятельность.

Отдельные виды и в целом экономическая состоятельность многих социально-экономических систем зависят от состояния и динамики факторов хозяйствования, от изменения внутренней и внешней среды. Названные показатели характеризуют внутренние, микроэкономические условия экономики предпринимательства. Наряду с ними, на экономическую состоятельность и результаты работы социально-экономических систем большое влияние оказывают также внешние макроэкономические и мезоэкономические условия, не зависящие от самих предприятий.

Важнейшим условием обеспечения расширенного воспроизводства и экономического предпринимательства предприятий является достижение ими рентабельности, при которой после уплаты налогов и подлежащих возврату ссуд располагаемая прибыль направляется на финансирование обновления основных производственных фондов, социальных расходов, выплаты дивидендов и на другие нужды. Наличие располагаемой прибыли призвано обеспечить экономические условия расширенного воспроизводства. Для укрепления финансовой основы расширенного воспроизводства во многих экономических системах первоочередной задачей является увеличение их доходов, рост рентабельности. Приоритетными путями решения этой задачи выступают улучшение специализации производства, внедрение ресурсосберегающих технологий, совершенствование внутрихозяйственных отношений, эффективный маркетинг, активное участие в процессах кооперации и интеграции и т. д. Уменьшение задолженности предприятий бюджету, банкам и поставщикам должно осуществляться, прежде всего, на основе повышения доходности их деятельности и реструктуризации задолженности.

Все возрастающее воздействие на результаты предпринимательства и условия воспроизводства во многих секторах экономики оказывают мезоэкономические (региональные) условия. Это воздействие происходит, прежде всего, по линии формирования в регионах конкурентной среды, развития региональной рыночной инфраструктуры, деятельности крупных рыночных структур,

формирования в регионе благоприятного делового климата.

Для оценки делового климата необходимо сводить влияние разнообразных факторов в единую систему, используя однородные шкалы измерения [1-4]. Интересной и практически применимой можно признать следующую методику оценки регионального делового климата: шкала оценок - стандартная, от -50 баллов для неблагоприятных факторов до +50 баллов для благоприятных факторов. Экспертными методами определены интервальные шкалы изменения реальных факторов внешней среды и соответствующей балльной оценки. По данной методике была осуществлена экспертная оценка регионального делового климата в Орловской области за 2002-2007 гг. по данным официальной статистики. Поскольку статистика не публикует многие показатели состояния деловой среды, пришлось отобрать наиболее значимые условия, для оценки которых есть необходимая информационная база. Конкретные оценочные шкалы обсуждались со специалистами. Доступность инвестиционных кредитов зависит, прежде всего, от соотношения рентабельности производства и банковского процента. Нормальной инвестиционной ситуацией эксперты признают превышение рентабельности над банковским процентом в 2 раза (200 %), тогда у предприятий сохраняется мотивация для привлечения долгосрочных кредитов.

Анализ данных оценки делового климата в Орловской области позволяет заключить, что наибольшее негативное воздействие оказывает недоступность и невыгодность инвестиционных кредитов - оценка от -179 до -200. Отрицательно сказывается недостаточность финансовых ресурсов, что ведет к замедлению финансовых расчетов и тромбам задолженности - оценки от -66 до -117. Также негативно влияет рост цен на инфраструктурные услуги, инфляция на рынке материальных ресурсов.

Положительные тенденции в улучшении делового климата связаны с целевыми мерами в предоставлении инвестиционного налогового кредита, в достижении высокой доли долгосрочных кредитов. В целом деловой климат в Орловской области улучшается, чему способствует ежегодное проведение ярмарок инвестиций. Но требуются более реши-

тельные действия по улучшению работы предприятий производственной инфраструктуры и особенно финансовых институтов для доступности инвестиционных кредитов.

Первостепенное значение для обеспечения предпринимательской состоятельности экономических систем имеет улучшение их кредитования. Особой формой кредитования и инвестирования предприятий является лизинг. Для дальнейшего развития лизинга надо укреплять лизинговые фирмы, уменьшать количество посредников между производителями и пользователями техники.

В целях выбора эффективных мер экономически несостоятельные социально-экономические системы следует разделить на три группы:

1) предприятия, способные самостоятельно выйти из кризисного состояния и достичь экономической состоятельности путем существенного улучшения менеджмента и маркетинга;

2) предприятия, неспособные самостоятельно выйти из кризиса и достичь экономической состоятельности, но представляющие интерес для экономически устойчивых и рентабельных структур;

3) отсталые предприятия, не способные самостоятельно выйти из кризиса и достичь экономической состоятельности, к которым отсутствует интерес экономически устойчивых структур.

Для предприятий каждой из названных групп нужны свои программы мер для достижения экономической состоятельности. Легче выделить и реализовать эти меры для предприятий первой группы. Для них приоритетными, первоочередными мерами является проведение активного высококачественного менеджмента и маркетинга. Для предприятий второй группы ведущими направлениями действий по достижению экономической состоятельности можно назвать не только проведение активного высококачественного менеджмента и маркетинга, но также поиск и установление устойчивых связей с высокодоходными структурами и организациями, которые заинтересованы в постоянном сотрудничестве с предприятиями второй группы или даже в их присоединении к себе.

Наиболее трудно выделить эффективные приоритетные меры достижения экономической состоятельности для предприятий

третьей группы, к которым отсутствует интерес экономически устойчивых высокодоходных структур и организаций. Преодолеть неплатежи предприятий третьей группы практически возможно только после их реструктуризации в процедуре банкротства, во введении внешнего управления или конкурсного производства.

Приоритетные меры на всех уровнях по преодолению неплатежей предприятий могут быть успешно реализованы только компетентными, профессионально подготовленными, предприимчивыми работниками. В связи с этим возрастает значение накопления, повышения качества и рационального использования человеческого капитала. Человеческий капитал - это сформированный в результате инвестиций и накопленный человеком определенный запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций, которые целесообразно используются в процессе труда, содействуя росту его производительности и заработка. Осознанное формирование образовательных программ и выделение инвестиций требует комплексного учета взаимодействия таких видов человеческого капитала, как капитал здоровья, трудовой каптал, интеллектуальный капитал, организационно-предпринимательский капитал, культурно -нравственный капитал, которые выступают экономической формой вовлечения в хозяйственный оборот человеческих ресурсов, мерой использования человеческого потенциала, дополнительной производительной способностью над простой рабочей силой. Можно выделить следующие основные принципы исследования особенностей движения человеческого капитала.

1. Человеческий капитал формируется конкретным человеком и неотделим от живой человеческой личности. Обособляться и отчуждаться могут лишь продукты умственного и физического труда, а не способности и потребности самого человека.

2. Здоровье, знания, способности, опыт, культура накапливаются и выступают как определенный запас или потенциал, требующий сохранения и воспроизводства. Необходима количественная оценка интенсивности пределов, динамики каждого элемента человеческого капитала.

3. В движении человеческого капитала выделяются два периода - инвестиционный

период и процесс воспроизводства в период производительного использования человеческого капитала. Воспроизводство человеческого капитала может быть простым и расширенным с накоплением потенциала производительных способностей.

4. Цикличность движения человеческого капитала, включая жизненные циклы воспроизводства здоровья, знаний, навыков, профессий и специальностей, научных открытий и инноваций.

5. Высокая инвестиционная емкость формирования и накопления человеческого капитала с учетом длительности инвестиционного цикла в 16-25 лет, высокой стоимости социальных услуг образования, здравоохранения, информационного обеспечения.

6. Эффективность или отдача инвестиций в человеческий капитал зависит как от отрасли, в которой он используется, так и от личных мотиваций человека. Субъективные и объективные факторы определяют сроки использования, экономический и социальный эффекты оборота человеческого капитала.

7. Необходимо учитывать особенности формирования, накопления и воспроизводства индивидуального и совокупного (национального) человеческого капитала, конкретных условий их использования.

Необходимо отметить, что из множества инвестиций в человеческий капитал наиболее важным являются вложения в здоровье и образование. Охрана здоровья, снижение заболеваемости, смертности продлевают жизнь человека, а следовательно, время функционирования человеческого капитала. В течение жизни человека происходит естественный износ человеческого капитала. Инвестиции, связанные с охраной здоровья, способствуют замедлению этого процесса. Общее и специальное образование, подготовка на производстве повышают уровень и запас знаний человека, тем самым увеличивают объем и качество человеческого капитала.

Вместе с тем не менее важны инвестиции в формирование творческих и предпринимательских способностей, которые не всегда связаны только с накоплением знаний или сохранением здоровья. Для воспроизводства человеческого капитала в период трудовой или экономической деятельности необходимы инвестиции в информационное обеспечение работника, расходы на повыше-

ние квалификации или переквалификации, расходы на мобильность при структурных изменениях занятости. Индивид осваивает часть научных знаний через обучение и повышение квалификации. Поэтому инвестициями в человеческий капитал следует считать расходы на приобретение научной литературы; доступ к базам научных данных, конвертацию научных результатов в интеллектуальный капитал человека. Расходы, связанные с обеспечением мобильности работника, в значительной мере выражают текущие затраты на поддержание работоспособности и должны возмещаться из амортизационных средств по нематериальным активам.

Таким образом, к инвестициям в образование и воспроизводство человеческого капитала следует отнести: расходы на содержание и воспитание детей в семье до трудоспособного возраста; расходы на общее и профессиональное образование; расходы на профессиональное обучение на производстве, повышение квалификации, переквалификацию; расходы на обеспечение социальной мобильности на рынке труда.

Для достижения экономической состоятельности и получения необходимых средств как на потребление, так и на накопление предприятия должны сделать все возможное для увеличения своих доходов. Важнейшими факторами увеличения доходов предприятий и, соответственно, активизации их деловой активности, можно назвать:

1) увеличение объемов производства успешно реализуемой продукции;

2) улучшение структуры, ассортимента продукции, увеличение доли пользующейся рыночным спросом продукции;

3) повышение качества продукции, улучшение ее потребительских свойств и снижение издержек на производство и реализацию продукции;

4) установление обоснованных цен на продукцию, использование продуманной целевой политики;

5) активная маркетинговая деятельность и др.

Каждому предприятию необходимо использовать все факторы и резервы увеличения доходов. Важнейшим фактором увеличения доходов предприятий служит удешевление продукции, снижение издержек на ее производство и реализацию. Руководителям

и всем работникам следует хорошо знать структуру издержек и пути снижения постоянных и переменных издержек, а также оперирования ими. При прочих равных условиях переменные издержки на предприятии можно уменьшить путем экономии ресурсов, рационального их использования, приобретения более дешевых ресурсов, уменьшения доли зарплаты в удельных издержках на основе роста производительности труда и т. д.

Важным резервом удешевления продукции и соответствующего увеличения прибыли предприятий служит уменьшение общих и удельных постоянных издержек. Общая сумма постоянных издержек не меняется с изменением объемов производства продукции, но их доля уменьшается при увеличении объемов производства. Однако не все издержки целесообразно уменьшать. Можно увеличить издержки, непосредственно способствующие росту прибыли предприятий: расходы на повышение качества продукции, на повышение квалификации работников, переподготовку персонала, на маркетинговую деятельность, исследования конъюнктуры рынка и т. п. На предприятиях в рыночных условиях надо научиться не только уменьшать издержки, но и умело манипулировать отдельными их видами.

Для снижения издержек, удешевления производимой продукции важны комплексный подход, одновременное использование факторов и резервов уменьшения затрат на производство продукции во всех структур -ных подразделениях предприятий и на всех стадиях производственного процесса. Главным фактором и резервом снижения издержек на производство продукции является широкое использование достижений современной научно-технического прогресса, новой высокопроизводительной техники, наукоемких и экономичных технологий. Все вышесказанное подтверждает, что для достижения успешной предпринимательской деятельности и повышения деловой активности организаций нужен комплексный подход, выбор и реализация многих мер на макро-, мезо- и микроэкономическом уровнях хозяйствования.

Социально-экономическую состоятельность каждое объединение может обеспечить, поддерживать и укреплять через достаточную деловую активность. Именно дело-

вая активность предприятий выступает двигателем социально-экономического прогресса в рыночной экономике. Конкуренция является лишь внешним стимулом высокой деловой активности. Стремление быть лидером бизнеса в отрасли и регионе, опасения проигрыша в конкурентной борьбе и банкротства стимулируют деловую активность как источник и основу социально-экономической состоятельности предприятий фирмы. В рыночной экономике необходима предприимчивость в самостоятельном решении всех проблем бизнеса и управления. Эти деловые качества предпринимателей, менеджеров, социалистов формируются не сразу, а инерционно и противоречиво, что сдерживает созревание эффективной экономики.

Деловую активность организаций можно характеризовать как мотивированный макро-и микроуровнем управления процесс хозяйственной деятельности организаций, направленной на обеспечение положительной динамики производства конкурентоспособных товаров и услуг, увеличение трудовой занятости и эффективного использования ресурсного потенциала в целях увеличения прибыли и удовлетворения социально-экономических интересов человека.

Целесообразно выделить следующие основные направления деловой активности: активность маркетинга, инновационную, инвестиционную, производственную и коммерческую активность предприятий по фазам делового цикла. Следует подчеркнуть взаимосвязанность данных направлений деловой активности предприятий. Активный маркетинг позволяет выявить изменения в потребностях и образе жизни потребителей, определить необходимые продуктовые и технологические инновации, а значит и необходимые инвестиции. Все это воспроизводится через активный производственный процесс и активную коммерческую деятельность. Признавая достаточную обоснованность и практическую целесообразность данного подхода, важно оценивать деловую активность по основным ресурсным деловым циклам. В табл. 1 предлагается система оценок деловой активности предприятия в процессе мобилизации и капитализации ресурсов, их использования и получения конечного положительного результата.

Таблица 1

Деловая активность предприятия по ресурсным циклам

Виды деловых циклов Стадии трансформации ресурсов

Мобилизация ресурсов Капитализация ресурсов Деловые операции Результат Эффект использования

Инновационный цикл НИОКР Учет нематериальных активов Освоение инноваций Обновление продукции и технологий Рост конкурентоспособности фирмы

Технико- технологический цикл Инвестиции, купля Оценка и учет основных средств Амортизация, реновация Продукция Рентабельность основного капитала

Ресурсно- энергетический цикл Договоры обеспечения сырьем и энергией Оборотный капитал Возмещение из доходов Продукция Рентабельность и скорость оборота капитала

Капитальный цикл Инвестиции, амортизация Оценка капитала Оборот капитала Доход Отдача капитала и срок служб

Трудообеспечи-вающий цикл Наем персонала Оплата труда Организация труда, повышение квалификации Продукция, доход Производительность труда

Социально- экономический цикл Распределение доходов по факторам Стимулы к труду и инвестициям Выплата дивидендов и заработная плата Репутация предприятия Устойчивость предприятия

Инфромационно-коммуникационный цикл Информационное обеспечение Нематериальные активы Полнота и оперативность информации Качество управления Развитие предприятия

Под деловой активностью понимаются созидательные способности предприятия, которые обеспечивают устойчивую конкурентоспособность и экономическую состоятельность, добиваясь роста объемов производства и сбыта продукции, поддерживают достаточную эффективность использования ресурсов, гибко адаптируясь к изменениям спроса и всей рыночной среды, прогнозируя и предупреждая кризисных проявлений. Менеджеры предприятия должны развивать деловую активность по всем направлениям конкурентной борьбы.

Конкурентоспособность предприятия можно оценивать и развивать по всем направлениям деловой активности. Рост доли продаж на целевых рынках, поддержание оптимальной загрузки производственных мощностей и полной занятости персонала, широкий фронт инноваций и инвестиционных проектов, наступательная коммерческая работа характеризуют экономически состоятельное и конкурентоспособное предприятие. Одновременно эти показатели определяют качество менеджмента предприятия.

Таким образом, рост деловой активности предприятий в единстве инновационной, инвестиционной, производственной и коммерческой активности является реальной осно-

вой достижения социально-экономической состоятельности фирмы, ее конкурентоспособности и экономического роста.

Инновации тиражируются в производстве. Четкая организация производственных процессов, бесперебойная работа техники, мотивированный труд персонала, качество управления обеспечивают производственные успехи фирмы. И в инновациях, и в инвестиционной деятельности, и в производстве необходимо видеть и учитывать горизонты и приоритеты работ, что достигается посредством активного маркетинга. Исследование и прогнозирование рынка инноваций, активная работа на рынке инвестиций, возможность выбора и привлечения качественных ресурсов на рынках факторов производства, мониторинг рынков сбыта своей продукции и поведения конкурентов - все эти действия призвана выполнять служба маркетинга и сбыта.

Для эффективного функционирования предприятий в условиях рыночной экономики необходимо желание и готовность предприятий и государства инвестировать в инновации и проводить политику по поддержке рискованных, но и значительно перспективных инноваций. Процессные антикризисные инновации по снижению издержек - это ресурсосберегающие и ресурсозаменяющие

технологии. Однако данные технологии не должны требовать больших капиталовложений и должны быстро окупаться. По сути, подобные инновации оказываются новшествами уровня рационализаторских предложений, которые предполагают небольшие доработки конструкции и технологического процесса.

Продуктовыми антикризисными инновациями обычно выступают расширение выпуска рентабельных видов продукции, имеющих спрос и для которых имеются производственные мощности; или освоение новой рентабельной продукции, которую можно освоить при имеющемся научно-техническом заделе, с опорой на имеющиеся производственные мощности с возможной полной сменой системы сбыта и переключении на иные товаропроводящие цепочки. Любые другие антикризисные мероприятия могут служить лишь обеспечением центральным продуктовым и процессным инновациям. Кроме того, инновации являются наиболее рациональным способом поддержания и наращивания конкурентоспособности предприятия. Если рынок, на котором работает предприятие, является рентным, то коммерческий успех предприятия зависит от его способности к ценовой и продуктовой конкуренции.

Инновационная деятельность является неотъемлемой составляющей любого предпринимательства, т. к. развитие и повышение эффективности производства невозможно без постоянных прогрессивных нововведений. В современных условиях интегрированным объединениям нельзя допускать устаревания рыночной продукции. Это связано с тем, что потребитель ждет новинок, и если фирма их не освоит, то ее место на рынке быстро займут конкуренты.

В этой связи одна из основных задач антикризисного управления заключается в постоянном изучении потребностей, анализе их изменений, составлении прогнозов, разработке и предложении новых продуктов на рынке. Грамотная товарная политика требует не только постоянного обновления товарного предложения, но и стратегии введения новинок на рынок.

Инновационный потенциал влияет на главный фактор конкурентоспособности -эффективность. В этом случае выделяются три группы основных способов повышения

эффективности: с помощью управленческих решений, реализующих имеющиеся резервы; структурных изменений и инноваций. Рост эффективности можно обеспечить за счет следующих мероприятий антикризисного характера.

Во-первых, это выявление и полное использование резервов путем формирования заинтересованности людей в увеличении отдачи и повышении эффективности. Для этого создается и используется эффективный комплексный механизм управления. Он содержит в себе механизмы мотивации, активизации и стимулирования труда, противозатратные механизмы, механизмы ценообразования, человеко-машинные технологии принятия рациональных решений, систему повышения профессионального уровня руководителей в области управления и т. п. Эта группа средств может дать быстрый прирост эффективности. Во-вторых, это структурные изменения вследствие снижения доли неэффективных технологий и низкорентабельных видов продукции. Реализация этого достигается техническим перевооружением, реконструкцией с выбором рациональной ассортиментной политики, сформированной с учетом маркетинговой информации. Эти средства в 2-3 раза более эффективные, чем первые. В-третьих, это создание и рациональное использование новых видов продукции, услуг и новых технологий путем активизации инновационных процессов. Основное средство - НИОКР и подготовка и проведение программ по опытному и промышленному внедрению разрабатываемых или уже разработанных новшеств (инновационные программы). Эти средства еще более эффективнее, чем предыдущие. Главное отличие этой группы средств, основанных на использовании результатов научно-технического прогресса - это постоянные растущие со временем возможности многократного повышения эффективности производства.

Суммарный эффект складывается в основном в результате применения средств первой и второй группы, но главный вклад дает применение инновационных процессов. Особенностью современного развития инновационной деятельности является то, что в условиях рынка управленческие инновации оказываются нередко важнее конструкторских и технологических. В настоящее время

инновационная активность зависит не только от технологических, но и от организационно-экономических, управленческих и духовных инноваций.

Для успешной деятельности в рыночных условиях все интегрированные объединения должны постоянно привлекать из различных внутренних и внешних источников инвестиции и эффективно их использовать. В современных условиях проблема привлечения, мобилизации, эффективного использования всех возможных источников инвестиций является весьма актуальной. Привлечение инвестиций укрепляет инвестиционный потенциал предприятий. Оживление инвестиционной активности является одним из главных условий устойчивого, качественного экономического развития интегрированных объединений и входящих в них предприятий.

Стимулирование инвестиционной деятельности, выработка четкой стратегии инвестирования, определение ее приоритетных направлений, мобилизация всех источников инвестиций являются важными условиями устойчивого и качественного развития предпринимательской активности во всех секторах региональной экономики.

1. Бондарев В.Ф., Козик А.В. Инвестиционный потенциал предприятий. Орел, 2002.

2. Бочарова И.Ю. Внутрифирменные экономические интересы: теория и методология. Орел, 2004.

3. Голубков Е.П. Системный анализ как методологическая основа принятия решений // Менеджмент в России и за рубежом. 2003. № 3. С. 95-115.

4. Карпиков А.В., Смирнов В. Т., Романчин В.И. Деловая активность фирмы. Орел, 2004.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поступила в редакцию 1.04.2009 г.

Lygina N.I., Parshutina I.G. Aspects of enterprise and business activity in economic systems. Business activity of the corporation in unity of innovative, investment, industrial and commercial activity is a real basis of achievement of steady enterprise activity, of a solvency of economic systems its competitiveness and economic growth. Stimulation of innovative activity, development of accurate strategy of investment, definition of priority directions, mobilization of all sources of manufacture are the important conditions of steady and qualitative development of enterprise activity in all sectors of regional economy.

Key words: enterprise activity, innovative activity, regional economy.

УДК 330.190.2

МЕНЕДЖМЕНТ И ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

© И.Г. Паршутина, Н.И. Лыгина

Наука и практика опираются при рассмотрении вопросов менеджмента и планирования на разветвленный категориальный аппарат. Данные категории приносят необходимый эффект в масштабах региональной экономики в том случае, если базируются на целостной методологии, позволяющей использовать общие методы и алгоритмы, а также опираться на развитую и стандартизованную информационную базу. Формы и фазы менеджмента, прогнозирования и планирования развития целесообразно анализировать применительно к задачам региональной экономики как целостный процесс.

Ключевые слова: целевое и перспективное планирование, региональная экономическая система.

Наука и практика опираются при рассмотрении вопросов прогнозирования, планирования и регулирования социально-экономических процессов в обществе на разветвленный понятийно-категориальный аппарат. Но одни и те же понятия нередко применяются к различающимся ситуациям, а с другой стороны, идентичные по сути процес-

сы иногда определяются при помощи разных терминов. Главным объектом, применительно к которому будут анализироваться процессы менеджмента, прогнозирования и стратегического планирования, являются здесь крупные социально-экономические системы, взаимодействующие между собой в масштабах мирового сообщества. В социаль-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.