Научная статья на тему 'АСПЕКТЫ ОРИЕНТАЦИИ РАЗЛИЧНЫХ БЕСПИЛОТНЫХ СИСТЕМ ПРИ ТРАНСПОРТИРОВКE ГРУЗА В ПРОСТРАНСТВЕ'

АСПЕКТЫ ОРИЕНТАЦИИ РАЗЛИЧНЫХ БЕСПИЛОТНЫХ СИСТЕМ ПРИ ТРАНСПОРТИРОВКE ГРУЗА В ПРОСТРАНСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
7
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
беспилотные системы / система стереозрения / лидар / адаптивные алгоритмы / машинное зрение / нейронные сети / unmanned systems / stereo vision system / lidar / adaptive algorithms / machine vision / neural networks

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — И.А. Паулин, А.Г. Зотин

В статье рассматриваются аппаратные, программные, алгоритмические и комбинированные способы ориентации различных беспилотных систем в пространстве при транспортировке грузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — И.А. Паулин, А.Г. Зотин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASPECTS OF ORIENTATION OF DIFFERENT UNMANNED SYSTEMS WHEN TRANSPORTING CARGO IN SPACE

The paper discusses hardware, software, algorithmic and combined methods of orientation of various unmanned systems in space during the transportation of goods.

Текст научной работы на тему «АСПЕКТЫ ОРИЕНТАЦИИ РАЗЛИЧНЫХ БЕСПИЛОТНЫХ СИСТЕМ ПРИ ТРАНСПОРТИРОВКE ГРУЗА В ПРОСТРАНСТВЕ»

УДК 004.9, 004.3

АСПЕКТЫ ОРИЕНТАЦИИ РАЗЛИЧНЫХ БЕСПИЛОТНЫХ СИСТЕМ ПРИ ТРАНСПОРТИРОВКЕ ГРУЗА В ПРОСТРАНСТВЕ

И. А. Паулин Научный руководитель - А. Г. Зотин

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: iapaulin.sibgu@gmail.com

В статье рассматриваются аппаратные, программные, алгоритмические и комбинированные способы ориентации различных беспилотных систем в пространстве при транспортировке грузов.

Ключевые слова: беспилотные системы, система стереозрения, лидар, адаптивные алгоритмы, машинное зрение, нейронные сети.

ASPECTS OF ORIENTATION OF DIFFERENT UNMANNED SYSTEMS WHEN TRANSPORTING CARGO IN SPACE

I. A. Paulin.

Scientific supervisor - A. G. Zotin

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: iapaulin.sibgu@gmail.com

The paper discusses hardware, software, algorithmic and combined methods of orientation of various unmanned systems in space during the transportation of goods.

Key words: unmanned systems, stereo vision system, lidar, adaptive algorithms, machine vision, neural networks.

В современном мире все больше востребованы беспилотные системы (БС) для транспортировки различных грузов. Данные системы могут применятся на производстве для транспортировки груза между различными производственными участками, БС могут быть реализованы в виде различных автономных транспортных системах (АТС), а именно наземной колесной платформы, воздушных дронов [1], морских судов (надводных, подводных), роботов-манипуляторов. Разработка современных автономных систем - процесс непростой. Для ориентации АТС в пространстве им необходимо выполнять несколько подзадач в реальном времени [2]:

1. Локализация - определение местоположения АТС с сантиметровой точностью. Для могут быть использованы данные с различных сенсоров, высокоточные карты. В картах уже заложена масса полезной информации: например, данные о разметке, топологии местности, безопасных маршрутах и знаках.

2. Восприятие - идентификация окружающих объектов. АТС фиксирует их, определяет скорость и направление движения.

Секция «Программные средства и информационные технологии»

3. Предсказание - АТС пытается спрогнозировать движение других движущихся объектов, это могут быть различные транспортные средства, погрузчики, электротележки, грузовые машины, а также сам человек.

4. Планирование - исходя из трёх предыдущих задач, алгоритмы АТС

«определяют» собственные действия и отдают команды системам управления. И всё это

должно занимать миллисекунды.

Для ориентации АТС средств в окружающей среде применяют различные технические средства [3]:

Система стереозрения. При помощи двух работающих синхронно камер, стереозрение дает бортовой системе АТС информацию о цвете и яркости объекта на пути следования, о его геометрической форме, о препятствиях на пути и о расстоянии до них. Для этого система анализирует изображение объекта в трехмерном пространстве и создает его трехмерную полигональную модель.

Гиростабилизатор на базе гироскопа обеспечивает мягкое движение кузова, уменьшение бортовой качки и стабилизацию чувствительных систем управления. К различным грузам есть требования перевозки и без данной системы АТС не сможет отслеживать состояния перевозимого объекта и вносить оперативно корректировки в свои движения и выбирать более подходящий маршрут для успешного выполнения задачи.

Дальномер оптического распознавания и главное устройство ориентировки самоходных АТС - LIDAR. По сути лидар - лазерный сканер, работающий по принципу радара. Дальномер использует явления отражения света и его рассеивания в прозрачных и полупрозрачных средах, обрабатывает информацию об удалённых объектах с помощью активных оптических систем. Используя лучи когерентного излучения лазеров - в некоторых моделях таких лазеров больше 60 - они формируют трехмерную или двумерную картину окружающего мира. Но у лидара есть минусы: он не различает цветов, не может классифицировать сложные по форме объекты, а также изображения на знаках, если данных о них нет в загруженной карте.

Системы размеченного пространства. Данные системы применяют в замкнутом пространстве на складах или промышленных объектах. На пол, стены и статичные объекты наносят метки с помощью которых АТС может определять свое положение и траекторию движения, это может быть радиоаппаратура, разметка на полу, специальные знаки. Например, это помогает создавать безопасные зоны для работы роботов-манипуляторов без дополнительных огораживающих средств, разметка на полу может служить траекторией для движущихся объектов без использования дополнительного и дорогостоящего оборудования такие как лидар и стереозрения [4].

Все эти аппаратные системы позволяют выполнять АТС свою задачу в идеальных условиях. Но окружающая среда является не стабильной и труднопредсказуемой, что приводит к сложности ориентирования АТС в пространстве и выполнение им заданной задачи при возникновении не штатной ситуации.

Для преодоления данной ситуации используют различные адаптивные алгоритмы, которые позволят АТС обрабатывать не стандартную ситуацию и находить пути решения из подобных ситуаций. Применяют алгоритмы локализации, картографии, планирование траектории, обучение с подкреплением и другие методы машинного обучения. Наибольшего успеха достигли системы с внедрением нейронных сетей, которые решают задачи машинного зрения. Поэтому, к примеру, отсутствие разметки движения не является проблемой для программного обеспечения АТС. Для решения задачи могут быть использованы глубокие нейронные сети [5], такие как LidarNet, ClearSightNet, а также программные продукты, например Safety Force Field.

В современных АТС отдают предпочтения для ориентации камерам стереозрения, лидарам, наборам различных сенсоров для измерения расстояния.

Роботы-манипуляторы могут применять датчики температуры, давления и влажности для построения траектории захвата какого-либо изделия. На борту АТС должны быть соответствующие мощности для обработки данных различными алгоритмами поступающие с сенсорной аппаратуры.

Современные беспилотные системы уже в состоянии хорошо ориентироваться в пространстве, избегать аварий и обмениваться информацией. Однако есть ещё масса задач, которым их можно обучить для большей эффективности решаемых задач. Внедрение беспилотных транспортных средств в производство, это один из этапов который позволит значительно упростить логистику производства и в будущем позволит создавать облачные производства [6].

Статья подготовлена при финансовой поддержке Министерства науки и высшего образования Российской федерации (Договор № FEFE-2020-0017).

Библиографические ссылки

1. Распопов В .Я. Микросистемы угловой ориентации беспилотных летательных аппаратов. // Датчики и системы 2011. № 8. С. 3-12.

2. Степанов Д.Н. Методы и алгоритмы определения положения и ориентации беспилотного летательного аппарата с применением бортовых видеокамер // Программные продукты и системы 2014. №1. С. 150-157

3. About UAV Navigation [Электронный ресурс]. URL: https://www.uavnavigation.com/company/blog/uav-navigation-depth-inertial-navigation (дата обращения: 17.03.2021).

4. Veerajagadheswar Prabakaran, Mohan Rajesh Elaraa, Thejus Pathmakumar, ShunsukeNansai. Floor cleaning robot with reconfigurable mechanism // Automation in Construction.2018. Vol. 91, P. 155 - 165.

5. Щицелова А.В., Татьянкина В.М. Использование нейронных сетей глубокого доверия для идентификации объектов. // Математическое и информационное моделирование 2017. С. 512-516.

6. Eric Bauer. Cloud Automation and Economic Efficiency // IEEE Cloud Computing. 2018. Vol. 5, No 2, P. 26-32.

© Паулин И. А., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.