УДК 378.016-159.9-001.895
А.А. Калиева1, З.А. Хисметова2, Д.Н. Ибраева3
Государственный медицинский университет города Семей 1Магистрант 2 года по специальности «Общественное здравоохранение», 2Кандидат медицинских наук, кафедры «Общественное здравоохранение», 3КГКП «Центр первичной медико-санитарной помощи №9», г. Семей
АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИИ В МЕДИЦИНСКОМ ОБРАЗОВАНИИ (НА ПРИМЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ГОРОДА СЕМЕЙ)
Аннотация
Инновационное развитие в медицинском ВУЗе представляет собой взаймодействие участников инновационного процесса, при котором они руководствуются противоположными ценностями, имеют взаимоисключающие представления о содержании, форме и целях инновационного развития и взаимодействуют друг другом в ходе разработки и внедрения новшеств в учебных, научных и воспитательных работах.
Ключевые слова: Образовательный процесс, инновационные технологии, психологическое сопровождение.
Актуальность.
Современная ситуация на развивающемся рынке образовательных услуг диктует необходимость развития инновационного образования инновации являются необходимым и неизбежным процессом в любой образовательной организации, так как создают конкурентные преимущества, порождая
принципиально новые благоприятные возможности на рынке. От качества медицинского образования будет зависеть в первую очередь качество оказываемой медицинской помощи в стране [1].
Любая инновационная деятельность в образовательном учреждении является зоной повышенного риска. Поэтому внедрение инноваций может осуществляться только с позиций психологической безопасности и безусловной пользы для развития личности и индивидуальности обучающихся. Психологическое сопровождение любой инновационной деятельности предполагает создание комфортных условий, соответствующего социально-психологического пространства для деятельности всех участников образовательного процесса [2].
Цель работы: Изучить особенности медико-социальных факторов влияющих как положительно так и отрицательно на восприятия инновационных технологий в образовательном процессе у преподавателей медицинского вуза.
Задачи исследования:
1. Проанализировать использование инновационных технологий в образовательном процессе медицинских ВУЗов за рубежом. Изучение социально-экономической обоснованности внедрения инновационных технологий в процессе медицинского образования.
2. Изучение психологической готовности к восприятию нововведений преподавателями ВУЗа на примере ГМУ г.Семей.
3. Оценка системы взаимодействия «преподаватель-студент» в процессе внедрения инновационных технологий.
Материалы и методы исследования
Для достижения поставленной цели проведен литературный обзор на предмет зарубежного опыта, проводен социологический опрос и анкетирование преподавателей и студентов гМу г.Семей . Статисти-
ческий анализ в компьютерной программе для статистической обработки данных SPSS Statistics.
Данные проведенного опроса по выявлению инновационных ориентаций среди преподавателей ГМУ г. Семей демонстрируют расхождение во мнениях.
- 44% опрошенных респондентов считают, что новаторство нужно всегда;
- 50% преподавателей подчеркивают необходимость создания определенных условий для осуществления инновационной деятельности;
- 6% профессорско - преподавательского состава не видят необходимости в каких-либо изменениях существующей системы медицинского образования.
При детальном изучении материала было установлено, что отношение преподавателей к инновациям в значительной мере зависит от стажа. Самыми горячими сторонниками модернизации образования оказались преподаватели имеющие стаж преподавательской деятельности более 25 лет, а не молодежь, как можно было бы ожидать. Создание, внедрение и принятие инноваций требует от личности эмоционального, интеллектуального и нравственного напряжения.
На вопрос - как оценивает преподаватель существующие «внутренние» препятствия в освоении инноваций? В выборе ответа без колебаний называют самый распространенный фактор:
- «отсутствие времени и сил для освоения и применения новшеств» - 51%,
- «сила привычки» - 30%,
- «боязнь неудачи при применении нового» - 10%,
- «разногласия, конфликты в коллективе» - 5%,
- «отсутствие лидеров, новаторов в коллективе» -
4%.
В качестве внутренних противоречий, возникающих при создании и применении нового:
- 43% респондентов считают, что «стоит ли ломать старые методы и вводить нововведения»,
- 34% - «возможно будут неудачи, а это неприятно»,
- 28% - «сложно доводить начатое дело до конца»,
- 32% - «не хватает терпения, сил, времени для внедрения новых технологий»,
- 45% - «нет уверенности, что новое принесет пользу»,
- 38% - «неизбежны потери времени для работы по-новому»,
- 40% - «нет компенсации за инновационную деятельность»,
- 20% - «одолевают сомнения: нужно ли применять новое»?
Надо отметить, что почти половина респондентов инновационные процессы в медицинском образовании рассматривают как неизбежный процесс замены «старого» на «новое» и высказывают свою готовность к освоению новшеств.
Выводы
Таким образом, инновационная деятельность является эффективным механизмом
совершенствования качества образовательного процесса в учреждениях образования и требует активной и непрерывной работы по повышению квалификации участников инновационных проектов. Своевременное планирование этой деятельности на начальном этапе реализации проекта способно сохранить время и энергию впоследствии.
Используя новые информационные,
педагогические технологии, методы обучения можно не просто изменить существующее положение дел,
роль преподавателя, как носителя знаний, но и совершенствовать систему обучения в медицинском ВУЗе.
Литература:
1. Университетское образование от эффективного преподавания к эффективному учению. Центр проблем развития образования. - Минск: Пропилен, -2001. - 112с.
2. Слободчиков В.И. Инновации в образовании: основания и смысл. Педагогические инновации. - 2004. -№3. - С. 17-36.
3. Материалы к изучению дисциплин программы «Преподаватель высшей школы», часть I. - М.: МГМСУ, 2010. - 72 с.
4. Мамонтова Э.Р. Дидактические особенности развития образовательной среды вуза в процессе подготовки специалиста. Автореферат. Владикавказ. -2007. - 24с.
5. Бекенкызы Д. Совершенствование компетенций студентов медицинского вуза с использованием инновационных образовательных технологий // Образование и наука. - Семей. - 2013.
Тужырым
МЕДИЦИНАЛЫК Б1Л1М БЕРУДЕГ1 ИННОВАЦИЯЛЫК ТЕХНОЛОГИЯЛАРДЫ УЙЫМДАСТЫРУ АСПЕКТ1ЛЕР1
А.А. Калиева1, З.А. Хисметова2, Д.Н. Ибраева3 Семей каласыныц Мемлекетпк медицина университет 1«Когамдык денсаульщ сактау» мамандыгы бойынша 2 жыл магистранты,
2когамдык денсаулык сактау жэне информатика кафедрасы, м.г.к., 3Семей к. №9 алгашкы медициналык-санитарлык кемек керсету орталыгы
Инновациялык кызмет - бiлiм 6epeTiH мекемелерде оку процессiн сапалы жаксартуда жэне инновациялык жобаларга белсендi катысушыларга бiлiктiлiгiн жогарлатуда , Yздiксiз жумыс жасауга тиiмдi механизмi болып табылады. Осы кызметтi жобаньщ алгашкы сатыларында уакытылы дурыс жоспарлау оны iске асыруда уакыт пен куаттылыкты сактауга мYмкiндiк бередi. Жа^а акпараттык, педагогикалык технологияларды, жа^а окыту эдютерЫ пайдалану тек сабак барысын гана емес окытушы ролiн, медициналык жОо бiлiм беру жYЙесiн жетiлдiрушi ретЫде карауга мYмкiндiк бередi.
Негiзгi сездер: Б™ беру процессi, инновациялык технология, психологиялык жYктемелер.
Summary
ASPECTS OF ORGANIZATION OF INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN MEDICAL EDUCATION (ON THE EXAMPLE OF SEMEY STATE MEDICAL UNIVERSITY) 1A.A. Kalieva, 2Z.A. Khismetova, 3D.N. Ibraeva Semey State Medical University, 1master 2 years "Public health" (MCM) in Semey, 2Department of Public health, 3Centre for primary health care № 9 of Semey
Thus, innovative activity is an effective mechanism to improve the quality of the educational process in educational institutions and requires the active and continuous work on improvement of qualification of participants of innovation projects. Timely planning of this activity at the initial stage of the project, you can save time and energy later. Using new informational, educational technology, teaching methods, you cannot just change the existing situation, the role of the teacher as the bearer of knowledge,but also to improve the system of training in.
Key words: Educational process, innovative technologies, psychological support.