Научная статья на тему 'Аспекты коррупции в бюджетном процессероссии'

Аспекты коррупции в бюджетном процессероссии Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
178
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС / КОРРУПЦИОННЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ПРАВОСОЗНАНИЕ / ГОСУДАРСТВО / АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ЭКСПЕРТИЗА / ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО / CORRUPTION / BUDGETARY PROCESS / SENSE OF JUSTICE / STATE / ANTI-CORRUPTION EXPERTISE / OFFICIAL

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Денисенко Е.В., Мещерякова А.В., Мещерякова С.Н.

Предоставляется возможность осознать понятие коррупции в бюджетном процессе России, рассмотреть различные ее аспекты и факторы распространения. Проанализированы коррупционные действия как результат недостаточной правовой культуры и правосознания граждан, менталитета инедостаточно высокого уровня жизни населения, а также несовершенства бюрократической системы государства. Сделан вывод, что коррупцияначинается смалого изаканчивается наступлением негативныхпоследствий во всех сферах жизни общества и государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASPECTS OF CORRUPTION IN RUSSIA''S BUDGETARY PROCESS

In this article, we examine the concept of corruption in Russia's budgetary process and consider its various aspects and factors. The authors provide an analysis of corruption as a result of a lack of citizens' legal culture and legal consciousness, the population's mentality and low level of living, as well as the imperfection of the state's bureaucratic system. It is concluded that corruption starts from small things and leads to negative consequences in all spheres of society and state.

Текст научной работы на тему «Аспекты коррупции в бюджетном процессероссии»

Право

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2017, № 6, с. 89-91

89

УДК 34

АСПЕКТЫ КОРРУПЦИИ В БЮДЖЕТНОМ ПРОЦЕССЕ РОССИИ © 2017 г. Е.В. ДенисенкоА.В. Мещерякова2, С.Н. Мещерякова3

1 Ростовский юридический институт Министерства внутренних дел России, Ростов-на-Дону 2Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону 3Ростовский государственный университет путей сообщения, Ростов-на-Дону

j ane81.81@mail .ru

Пеступила в редакцию 01.11.2017

Предоставляется возможность осознать понятие коррупции в бюджетном процессе России, рассмотреть различные ее аспекты и факторы распространения. Проанализированы коррупционные действия как результат недостаточной правовой культуры и правосознания граждан, менталитета и недостаточно высокого уровня жизни населения, а также несовершенства бюрократической системы государства. Сделан вывод, что коррупция начинается с малого и заканчивается наступлением негативных последствий во всех сферах жизни общества и государства.

Ключевые слева: коррупция, бюджетный процесс, коррупционные действия, правосознание, государство, антикоррупционная экспертиза, должностное лицо.

Коррупция в современном мире, вне всякого сомнения, стала одним из наиболее значимых вызовов. Она пронизывает все структуры государственной власти и управления, что негативным образом сказывается на развитии экономики, а значит, и всех других составляющих общественной жизни страны. Подтверждением этого служит то, что средства массовой информации все чаще сообщают нам о задержании ряда высокопоставленных чиновников, подозреваемых во взяточничестве1. Коррупционные действия государственных служащих наносят болезненный удар по экономике нашей страны, в первую очередь по причине расходования государственных средств не по назначению. Проблема коррупции коснулась и бюджетного процесса нашего государства.

Бюджетный процесс - это регламентируемая и регулируемая нормами бюджетного права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и других участников бюджетного процесса по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов различного уровня и контролю над их исполнением, иными словами деятельность, обеспечивающая жизнеспособность государства и исполнимость принятых им социальных обязательств. То обстоятельство, что участниками бюджетного процесса в Российской Федерации выступают: глава государства, органы законодательной власти, органы исполнительной власти, органы денежно-кредитного регулирования, органы государственного и местного финансового контроля, главные распорядители бюджетных средств, т. е. широкий круг субъектов с разным объемом полномочий

и разнородными функциями, нередко становится предпосылкой перерастания потенциальных коррупционных рисков в конкретные проявления коррупции в бюджетной сфере [1].

Чтобы понять, как бюджетный процесс становится средством получения незаконных доходов его участников, нужно обратиться к понятию коррупции.

Исходя из положений Федерального закона от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», коррупция - это дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей или иного имущества [2]. Наряду с правовой составляющей, коррупция характеризуется как социальный феномен, специфический компонент «дис-сипативной структуры отношений между государством и обществом» [3]. Именно такая природа коррупции и ее влияние на все стороны общественной жизни объясняют позицию Президента России Владимира Путина, который в своем послании Федеральному собранию Российской Федерации заявил о коррупции как о препятствии для развития России [4].

В настоящее время масштабы коррупции в бюджетном процессе таковы, что не могли остаться без внимания главы государства, который на расширенном заседании Генеральной прокуратуры Российской Федерации заявил: «Не допускать нецелевого расходования бюджетных средств, их разбазаривания или прямого расхищения» [5]. Коррупционные действия,

90

Е.В. Денисенко, А.В. Мещерякова, С.Н. Мещерякова

которые обозначил гарант Конституции Российской Федерации, возникают в связи с тем, что учет бюджетных доходов и расходов становится все более и более непрозрачным. Бюджеты, как федеральный, так и региональный, постоянно изменяются в зависимости от финансового положения страны и субъекта, что затрудняет возможность отслеживания потоков денежных средств, которые могут быть не учтены. Поскольку сам государственный бюджет не производит никаких трат, а только является распределителем денежных средств между их получателями, то на этом этапе важнейшая задача государственных органов и должностных лиц - распределять бюджетные средства правильно и максимально прозрачно [6].

Масштабы коррупции в бюджетной сфере обусловлены совокупностью факторов, имеющих не только субъективную, но и объективную природу. Так, одним из факторов распространения коррупции в бюджетном процессе является наличие множества бюрократических процедур, тщательно оберегаемых самими чиновниками. Поскольку процедура оформления бумаг занимает много времени и требует большого количества документов, а также осуществляется множеством инстанций, то в совокупности данные факторы делают бюрократическую систему подходящей средой для процветания коррупции, которую сложно регулировать или контролировать.

Вместе с тем коррупция как массовое социальное явление произрастает не только на личных корыстных интересах чиновников, но и благодаря тому, что не получает должного осуждения граждан и фактически отражает состояние менталитета общества в целом, вследствие чего коррупция в России стала просто нормой. При таком положении дел всегда ли нужно винить в этом должностное лицо, берущее деньги за то, что он обязан делать в силу закона, исполняя свои должностные обязанности? И разве не человек, дающий сто рублей врачу за «липовую» справку или сотруднику полиции, намеревающемуся выписать протокол за езду без ремней безопасности, сам того не подозревая, дает начало большой цепочке? Цепочке взяток и «откатов», которые с каждым звеном данной цепи, как снежный ком, увеличиваются в размерах и охватывают все сферы жизни, в том числе и бюджетную. Коррупция в тех масштабах, в каких она есть сейчас, начинается с малозначительных подкупов мелких чиновников. Но, как известно, зачастую виноваты обе стороны. Если не брать в расчет случаи, когда должностное лицо вымогает взятку, то ответственность ложится на взяткодателя. Если

иметь достаточно высокий уровень правового воспитания, правовой культуры, то можно избежать коррупционной ситуации. Но соблазн дать или принять взятку очень велик. Это выгодная «сделка» для обеих сторон: для одной -легкие деньги, для второй - получение желаемого. Таким образом, коррупция начинается с малого и заканчивается наступлением негативных последствий во всех сферах, начиная от снижения уровня общеобразовательной и правовой культуры и заканчивая самым масштабным и значимым явлением - ударом по экономике, главной составляющей частью которой является бюджетный процесс.

Собственно взяточничество разъедает бюджетную сферу, делая ее несовершенной, допуская возможность того, что одни субъекты получают больше денег, чем им требуется, и, естественно, расходуют их не по назначению. Незаконные махинации в бюджетном процессе - это и нецелевое израсходование денег при выполнении государственных программ, и незаконное завышение стоимости работ и услуг, осуществляющихся внутри субъекта или целой страны. Огромных размеров достигла теневая экономика, которая вносит значительный вклад в разрушение бюджета. Бесплатное предоставление в пользование природных и материальных ресурсов, необоснованное списание материальных ценностей, незаконная передача государственного и коммунального имущества бизнес-структурам - результат функционирования теневой экономики.

Мы разделяем мнение тех, кто считает, что масштабность форм и способов проявления коррупции в бюджетной системе позволяет говорить о «бюджетной коррупции» как о самостоятельной разновидности преступления [7].

При этом полагаем, что для целостности понимания феномена коррупции в бюджетной сфере его исследование целесообразно проводить на нескольких уровнях, исходя из необходимости:

1) выработки концептуальных подходов к коррупции и ее институционализации, позволяющей создать теоретические основы для противодействия ей;

2) исключения практики разработки и принятия федеральных законов и иных нормативных правовых актов, имеющих коррупциоген-ный потенциал;

3) снижения временного разрыва юридического осмысления изменений происходящих в бюджетной сфере процессов, значительно опережающих практику нормативного правового регулирования, не успевающего за вновь возникающими коррупционными рисками в бюджетной сфере;

Аспекты коррупции в бюджетном процессе России

91

4) сдерживания ее на уровне, не представляющем реальных угроз национальной безопасности;

5) корректировки общественной ментальности в направлении осуждения коррупционных проявлений, в противовес ныне допускаемой модели взаимоотношений граждан и чиновников.

Практическое значение реализации вышеназванных мер обусловлено наличием двоякой взаимосвязи между уровнем коррупции и степенью доверия населения к власти: с одной стороны, снижение коррупции повышает доверие к власти, с другой - рост доверия к власти выступает основой снижения уровня коррупции.

Примечание

1. Улюкаев задержан с поличным после нескольких месяцев прослушки // http://www.interfax.ru/rus-81а/537024; Губернатора Белых задержали за взятку в €400 тыс. // https://www.rbc.ru/society/24/06/2016/57 6d54579a7947459709ebf8; Чиновник Минобороны арестован за рекордную в истории ведомства взятку // https://www.kommersant.ru/doc/34214877fromFfour_ strana.

Список литературы

1. Козлова Е.Г. Коррупция в бюджетном процессе. Влияние конфликта интересов // Противодей-

ствие коррупции: разрешение конфликта интересов / Под ред. М.Б. Горного и А.И. Волкова. СПб., 2005. С. 147-152.

2. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // Российская газета. 2008. 30 декабря [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2008/12/30/korrupcia-fz-dok.html.

3. Изотов М.О. Коррупция в современной России: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. Орел, 2012 [Электронный ресурс]. URL: http://www.dissercat. com/content/korruptsiya-v-sovremennoi-rossii#ixzz502 khLjOW.

4. Послание Президента Федеральному Собранию от 1 декабря 2016 года. http://kremlin.ru/ events/president/news/53379.

5. Путин потребовал пресекать «разбазаривание или прямое расхищение» бюджетных средств. http://tass.ru/politika/4093056.

6. Толстик В.Д. Финансовые институты в системе регулирования и контроля прозрачности финансовых потоков в условиях глобализации: Автореф. дис. ... канд. экон. наук, Ростов-на-Дону, 2003 [Электронный ресурс]. URL: http://www.dissercat.com/cont ent/finansovye-instituty-v-sisteme-regulirovaniya-i-kon trolya-prozrachnosti-finansovykh-potokov-#ixzz502xC N1x8.

7. Гамукин В.В. Бюджетный риск в коррупции // Национальные интересы, приоритеты и безопасность. 2016. № 7. С. 192.

ASPECTS OF CORRUPTION IN RUSSIA'S BUDGETARY PROCESS E.V. Denisenko,A.V. Meshcheryakova, S.N. Meshcheryakova

In this article, we examine the concept of corruption in Russia's budgetary process and consider its various aspects and factors. The authors provide an analysis of corruption as a result of a lack of citizens' legal culture and legal consciousness, the population's mentality and low level of living, as well as the imperfection of the state's bureaucratic system. It is concluded that corruption starts from small things and leads to negative consequences in all spheres of society and state.

Keywords: corruption, budgetary process, corruption, sense of justice, state, anti-corruption expertise, official.

References

1. Kozlova E.G. Korrupciya v byudzhetnom processe. Vliyanie konflikta interesov // Protivodejstvie korrupcii: razreshenie konflikta interesov / Pod red. M.B. Gornogo i A.I. Volkova. SPb., 2005. S. 147-152.

2. Federal'nyj zakon ot 25 dekabrya 2008 g. № 273-FZ «O protivodejstvii korrupcii» // Rossijskaya gazeta.2008. 30 dekabrya [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://rg.ru/2008/12/30/korrupcia-fz-dok.html.

3. Izotov M.O. Korrupciya v sovremennoj Rossii: Avtoref. dis. ... kand. filos. nauk. Orel, 2012 [Ehlek-tronnyj resurs]. URL: http ://www. dissercat. com/content/kor ruptsiy a-v-sovremennoi-rossii#ixzz502 khLjOW.

4. Poslanie Prezidenta Federal'nomu Sobraniyu ot

1 dekabrya 2016 goda. http://kremlin.ru/events/presi dent/news/53379.

5. Putin potreboval presekat' «razbazarivanie ili pryamoe raskhishchenie» byudzhetnyh sredstv. http://tass.ru/politika/4093056.

6. Tolstik V.D. Finansovye instituty v sisteme reguli-rovaniya i kontrolya prozrachnosti finansovyh potokov v usloviyah globalizacii: Avtoref. dis. ... kand. ehkon. nauk, Rostov-na-Donu, 2003 [Ehlektronnyj resurs]. URL: http://www.dissercat.com/content/finansovye-instituty-v-sisteme-regulirovaniya-i-kontrolya-prozrach nosti-finansovykh-potokov-#ixzz 502xCN1x8.

7. Gamukin V.V. Byudzhetnyj risk v korrupcii // Nacional'nye interesy, prioritety i bezopasnost'. 2016. № 7. S. 192.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.