Научная статья на тему 'Аспекты корректного подхода в применении традиционного орнамента в современной проектной деятельности (на примере национального орнамента этносов Западно-Сибирского региона)'

Аспекты корректного подхода в применении традиционного орнамента в современной проектной деятельности (на примере национального орнамента этносов Западно-Сибирского региона) Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
445
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАДИЦИОННЫЙ ОРНАМЕНТ / ЭТНИЧЕСКАЯ И СОВРЕМЕННАЯ КУЛЬТУРА / ДИЗАЙН / АЛГОРИТМ / ПРИМЕНЕНИЕ / ЗАИМСТВОВАНИЕ / ПРИНЦИП / TRADITIONAL ORNAMENT / ETHNIC CULTURE / MODERN CULTURE / DESIGN / ALGORITHM / APPLICATION / LOANS / PRINCIPLE

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Миннахметова Рамиля Ралифовна

В данной статье рассматривается этический подход в процессе регионального дизайн-проектирования с применением традиционного национального орнамента. Проектирование должно начинаться с детального анализа региональных особенностей традиционного орнамента. Данный метод анализа раскрывает широкий диапазон возможностей грамотного приложения орнамента от прямого заимствования до выработки обобщенных синтетических идей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Aspects of the correct approach in applying traditional ornament in modern design activity (as an example of national ornament ethnic groups of the West Siberian region)

Issues of ethics, competence and topicality with regard to the use of the traditional national ornament in design are considered in this article's. The design should begin with a detailed analysis of regional features of traditional ornament. This method of analysis reveals the wide range of possibilities correct applications ornament from direct loans to develop generalized synthetic ideas.

Текст научной работы на тему «Аспекты корректного подхода в применении традиционного орнамента в современной проектной деятельности (на примере национального орнамента этносов Западно-Сибирского региона)»

УДК 7.05 ББК 85.1

Миннахметова Рамиля Ралифовна

преподаватель кафедра Дизайна

Ханты-Мансийский институт дизайна и прикладных искусств (филиал) ГОУ ВПО «Уральская государственная архитектурно-художественная академия»

г. Ханты-Мансийск Minnakhmetova Ramilya Ralifovna Senior Lecturer School of Design

Design and Applied Art Institute Khanty-Mansiysk Branch of the SEI of the HVT

“Ural State Architecture Academy”

Khanty-Mansiysk

Аспекты корректного подхода в применении традиционного орнамента в современной проектной деятельности (на примере национального орнамента этносов Западно-Сибирского региона)

Aspects of the correct approach in applying traditional ornament in modern design activity (as an example of national ornament ethnic groups of the West

Siberian region)

В данной статье рассматривается этический подход в процессе регионального дизайн-проектирования с применением традиционного национального орнамента. Проектирование должно начинаться с детального анализа региональных особенностей традиционного орнамента. Данный метод анализа раскрывает широкий диапазон возможностей грамотного приложения орнамента - от прямого заимствования до выработки обобщенных синтетических идей.

Issues of ethics, competence and topicality with regard to the use of the traditional national ornament in design are considered in this article’s. The design should begin with a detailed analysis of regional features of traditional ornament. This method of analysis reveals the wide range of possibilities correct applications ornament - from direct loans to develop generalized synthetic ideas.

Ключевые слова: традиционный орнамент, этническая и современная культура, дизайн, алгоритм, применение, заимствование, принцип

Key words: traditional ornament, ethnic culture, modern culture, design, algorithm, application, loans, principle.

Самобытная культура коренных народов Севера, зародившаяся и сформированная под влиянием уникальных природных, исторических и мировоззренческих факторов на современном этапе - в рамках мультикультурализма, привлекает пристальное внимание: становится объектом изучения и, часто, заимствования. Закономерная тенденция развития любого полиэтнического общества: на определенном этапе происходит пресыщение

индустриально-городской культурой и возрастает интерес к локальной этнической. В настоящее время этот процесс наблюдается на всей территории Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Широко применяя элементы древнего народного творчества («фольклоризмы»), выражается приобщенность к местной культуре. В этом процессе удобным способом для придания объекту самобытной образности, подчеркивающим его специфичность и региональный колорит, становится орнамент.

Традиционный национальный орнамент благодаря высокому уровню разработанности мотивов, их выразительности, многообразию, образности и ассоциативности широко распространен в работах современных профессиональных художников, дизайнеров, архитекторов, декораторов, модельеров, технологов, чья деятельность расширяет рамки прикладных и декоративных возможностей древнего искусства.

Однако, анализируя современные орнаментированные объекты, выявляется проблема необходимости артикуляции нравственно-этических принципов проектной деятельности. Заимствование орнамента имеет случайный, хаотичный характер и ведется по формальным признакам, с целью указать региональную, этническую принадлежность объекта. В такой ситуации сакрально-семантический аспект орнамента утрачивается. Кроме того можно заметить множество композиционных недостатков. Чаще всего это следует из несоответствия: ритм, диагонали, пропорции, заложенные в орнамент, не вписываются в существующую среду. Так, теряется смысл использования орнамента - он становится чужеродным элементом.

Современная культура, заимствуя традиционные мотивы, расширяет области приложения орнамента - преобразует традиционные сферы, вводит новые: реклама, архитектура, урбодизайн, создание логотипов, сувениров и другие. Так орнамент, перемещаясь, и воплощаясь в новых формах, изменяет и свои функции.

Несоответствие целей нанесения орнамента в традиционной и современной культурах, а также новые (несвойственные) сферы применения, выявляют сложность корректного подбора орнамента.

Творческая проблема художников, дизайнеров, архитекторов найти, «выловить» в океане информации материал, необходимый для выражения их замысла, а затем грамотно применить свои находки. На самом деле это вовсе не облегчает их профессиональной задачи, а лишь определенным образом смещает в ней акценты.

Здесь должна проявляться открытость навстречу незнакомому материалу, пластичность при его ассимиляции. Таким образом, происходит «активное освоение, а не выгораживание зоны покоя в по-прежнему чуждом мире хаоса. Напряженная серьезность в культуре уступает место прихотливой игре». [6, 96] Тут следует понимать, что иллюзия легкости может достигаться только при наличии высочайшего мастерства...

В процессе интеграции культур, и создания новой региональной, подход «творческого преемствования наследия северных культур» [1] оказывается наиболее уместным. Полноценное плодотворное сотрудничество представителей разных этносов и создание «новой синтетической культуры» [2, 72] возможно в условиях, мультикультурного общества «в котором сосуществуют и взаимодействуют в совместной жизни на равноправной основе разные культуры». [5, 153] В этом процессе важна заинтересованность в понимании основоположных принципов и ценностей чужой культуры. Интеграция должна проходить последовательно, деликатно - внедрение новой культуры имеет свой ритм.

Формирование такого сплава культур возможно через тщательное изучение и дифференциацию разнородных внутрикультурных особенностей, учитывая поликультурные, межэтнические, этнические направления. А также четко определяя цели и назначение заимствуемых ценностей чужой культуры, в частности орнаментируемого предмета: подбирать место, пропорции,

композицию орнаментального мотива. Кроме того, используя адекватные времени технологии и материалы, отвечающие принципам экологичности, возможно адаптировать их к современной культуре.

Деликатный подход к ценностям традиционной культуры определяет с одной стороны, что исследование орнаментального искусства различных

этносов необходимо вести комплексно, как неотъемлемой части общего полотна традиционной культуры Севера. С другой, одновременно дифференцируя его специфические региональные особенности. Синтезируя, таким образом, весь спектр междисциплинарных знаний об орнаменте - от художественно-стилистических особенностей до его сакрально-семантического содержания, возможно составить цельное информационное поле о нем, позволяющее вывести верные принципы корректного подхода в применении орнамента.

Проектирование должно начинаться с детального анализа региональных особенностей традиционного орнамента, учитывая ряд аспектов. Данный метод анализа раскрывает широкий диапазон возможностей грамотного приложения орнамента - от прямого заимствования до выработки обобщенных синтетических идей.

Проследив этапы возникновения и эволюции орнаментальных форм, технологий и материалов, можно сказать, что развитие северного орнамента шло относительно медленно, сохраняя названия и семантическую нагрузку, так как механизмы пространственной и временной трансмиссии орнаментальных традиций отвечали принципам устойчивого воспроизведения канонов. Данная тенденция характерна и на современном этапе: северное искусство - живая художественная традиция народа.

Сопоставление художественно-стилистических качеств орнаментальных мотивов различных этносов Западно-Сибирского региона выявило, что орнамент, развиваясь по общей эволюционной схеме, преодолевая определенные вехи трансформации, синтезирования, расщепления и вновь слияния, двигается, тем не менее, в рамках определенного уникального стиля. Присущая тому или иному этносу формопластика орнамента, выполняя эстетическую функцию, выступает материализованной культурной особенностью, обусловленной доступностью природного материала, хозяйственным укладом жизни, а также материальным наполнением культуры.

Таким образом, климат - природные ресурсы - основные занятия этноса -материал - технология - формопластика - сюжет - семантика (содержание) являются взаимосвязанными, взаимоподчиняющимися аспектами культуры

(материальной и духовной). Поэтому даже поверхностное изучение видимых различий орнаментальных традиций раскрывает необходимость дифференциации в вычленении и формировании принципов применения орнамента, выявляя сквозь призму внешних формальных особенностей орнамента весь спектр аспектов его внутреннего содержания.

Рассматривая орнамент, как продукт многогранной архаичной культуры, в которой миф является «внутренней формулой культуры, невидимым центром, удерживающим в первую очередь табуированные сакральные ценности» [3, 426], можно сказать, что, не предполагая однозначности, орнамент «отсылает» к легенде, становится ассоциативным элементом. В нем отражается вся система мифопоэтических образов этноса, сохраняющая ориентацию на прошлое народа. Орнаментальный мотив, словно фольклорный эпитет, персонифицирует то или иное божество в иерархии сверхъестественных существ традиционной культуры, выполняет религиозную функцию, наделяясь обережным, сакральным значением. Однако в процессе его интерпретации важно учесть существование сложного пантеона культовых образов на уровне каждого отдельного народа, этнической группы, фратрии, рода, семьи, отраженного в мифологии и обычаях определенной местности. Таким образом закономерно выстраивать смысловое поле орнамента через мифы и легенды, так как орнамент неотделим от фольклора - это единый мир народной поэзии.

Кроме того, целая совокупность обстоятельств, таких как место расположения орнамента на изделии, размер, сочетания, цвет и другие, уточняет его знаковость и ассоциативность. В культурном опыте каждого региона складывается интуитивно данный подход к истолкованию значимых для нее символов, этим обусловлена третья - коммуникативная (семантическая) функция орнамента. Степень выверенности и конструктивности орнаментальных мотивов предполагала «общение» через созерцание, позволяла «описывать» события, народные знания, выразить сочувствие определенным эмоциям.

Наконец, обзор цветовых предпочтений каждого народа, также обусловленных рядом уникальных факторов и связанных с большим кругом сюжетов, выявляет ряд традиционных выработанных приемов (выбора и распределения цвета, двоичности, контрастности), синтезирующих в себе

практичность, декоративность и сакрализацию. Так, например, посредством использования эффекта контрастности достигается сакрализация орнамента: «на сине-красное изображение одного из божеств - небесного всадника Урта -даже трудно смотреть, оно слепит глаза . ведь, по их представлениям, на солнце смотреть можно, а на Урта нельзя» [4, 25].

Таким образом, сакрально-семантический аспект орнамента, насыщая объект определенным содержанием, одухотворяя его, отражает мировоззренческие принципы традиционной культуры, служит её графической документацией. Строгая «канонизированность» и региональная

дифференциация, направленная на преемственность и сохранение культуры, требует такого отношения и на современном этапе. Деликатный подход, через осмысление системы ценностей, позволит раскрыть потенциал орнамента и ввести его в современное проектирование.

Данный подход включает глубокий, детальный анализ региональных этнических особенностей орнамента, предполагая определенный алгоритм исследования. Поэтапно уточняя, сужая таким образом информационное поле, выявляя необходимые данные об исследуемом орнаментальном мотиве, отвечающем концепции замысла.

Учитывая, что мифологический фактор являлся первостепенным, центральным в традиционной культуре северных народов, и была развита иерархия сверхъестественных существ - разного уровня и назначения (личные, семейные, родовые и другие), а эта сложная, но стройная система верований, служила средством самоопределение человека в мире. Следовательно анализ следует начать с разграничения «региона» изучения. Ведь каждое социальное объединение имело своего покровителя. Поэтому в каждой местности, наряду с прочими орнаментами, существовал какой-либо один, наиболее характерный и часто встречающийся. Следовательно, необходима

1 - дифференциация исследования и подбора орнамента по

территориальному признаку, учитывая культурные особенности определенных этнических групп, выявляемых по следующему алгоритму:

■ Этнос (ханты, манси, ненцы, коми-зыряне, долганы, селькупы) -выявление общекультурных традиций;

■ Этническая группа;

■ Фратриальная или родовая группа;

■ Территориальные или локальные общности;

■ Семейная или личная.

(к примеру: ханты -> северные ханты -> Казымские ханты ^фратрия ->род)

Далее, определив диапазон исследования, для трактовки и реконструкции содержательного уровня орнамента - возможно привлечение фольклорного материала (мифы, предания и сказки), имеющего единую с ним духовную основу, целостную систему религиозно-мифологических представлений. Анализ ведется от определения номинации узора до сакрально-семантического, образного основания.

2 - интерпретация смысловой структуры орнамента через мифопоэтический аспект культуры

Следующий этап предполагает определение сферы применения орнамента, целей и назначения орнаментируемого предмета, деликатный подбор места и пропорций мотива, учитывая орнаментальные традиции материальной культуры конкретной местности: виды и зоны

орнаментирования, и другие каноны. То есть, необходимы

3 - определение предполагаемой сферы применения - материального воплощения орнаментальных традиций

4 - выявление внешних характерных признаков северного орнамента:

■ компоновочной структуры:

- симметричность (вертикальное/горизонтальное отражение);

- равенство фона-узора;

- двоичность;

- ритмичность;

- диффузность (синкретичность).

■ колористической специфики:

- рально-семантическая обусловленность выбора и распределения цвета;

- двоичность.

■ взаимосвязь: материал - технология - формообразование.

Итак, на основании систематизации знаний о северном орнаменте, и учете его внешних и внутренних особенностей, возможно, отбросив недопустимые, рекомендовать целесообразные приёмы его применения в дизайне, архитектуре и декоративно-прикладном искусстве.

Экология культуры заключается в толерантном отношении к чужому опыту, фиксации и изучении исчезающих элементов. Здесь важно обратить внимание не на «консервацию» традиций, а на их естественное развитие. В данном направлении дизайн выявляется как наиболее перспективная сфера деятельности. Связь с традициями в сочетании с мощным проектным потенциалом, выделяет региональный дизайн, подчеркивает его своеобразие.

Библиографический список

1. Гарин, Н. П. Дизайн для условий Крайнего Севера (принцип преемствования культуры коренного населения): автореф...дисс...канд. искусствоведения [Текст] / Н.П. Гарин. - М.:1991. - 20 с.

2. Гарин, Н. П. Экологический опыт коренного населения западной Сибири в формировании предметной среды // Северная цивилизация: становление, проблемы, перспективы: Мат-лы I Конгресса [Текст] / Н.П. Гарин. - Сургут: Изд-во СурГУ, 2004. - 72 с.

3. Иващенко, Т. С. Проблемы интерпретации архаического искусства // Материалы Международной научной конференции «Сохранение традиционной культуры коренных малочисленных народов Севера и проблема устойчивого развития» [Текст] / Т.С. Иващенко -М., 2004. - 625 с.

4. Кулемзин, В. М. Знакомьтесь: ханты: монография / В.М. Кулемзин. -

Новосибирск: Наука, 1992. - 58 с.

5. Куликова, И. М. Мультикультурализм как общая тенденция социокультурного развития региона // Северная цивилизация: становление, проблемы, перспективы: Мат-лы I Конгресса [Текст] / И.М. Куликова. - Сургут: Изд-во СурГУ, 2004. - 153 с.

6. Розенсон, И. А. Основы теории дизайна: Учебник для вузов [Текст] / И.А. Розенсон. - СПб.: Питер, 2006. - 219 с.

Bibliography

1. Garin, N.P. Design for conditions of the Far North (principle of succession of indigenous culture): autoref ..diss... Candidate of Art Criticism [Text] / N.P. Garin. - М.:1991. -20 p.

2. Garin N.P. Environmental experience of the indigenous population of Western Siberia in forming subject environment // Northern Civilization: formation, problems, perspectives: Materials of First Congress [Text] / N.P. Garin. - Surgut: SurGu publishing, 2004. - 72 p.

3. Ivaschenko, T. S. Problems of interpretation of ancient art // Materlials of International science conference «Preservation of traditional cultures of Indigeous Peoples Of the North and the problem of sustainable development» [Text] / ^S. Ivaschenko - М., 2004. - 625 p.

4. Kulemzin, V. М. Meet: khanty people: monograph / У.М. Kulemzin. - Novosibirsk: Science, 1992. - 58 p.

5. Kulikova, I. М. Multiculturalism as general trend of social and cultural development of the rigion // Northern Civilization: formation, problems, perspectives: Materials of First Congress [Text] / 1М. Kulikova. - Surgut: SurGu publishing, 2004. - 153 p.

Rozenson, I. А. Basics of the theory of design: Textbook for universities [Text] / 1.А. Rozenson. - Spb.: Peter, 2006. - 219 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.