Аспекты и функции кластерного подхода к развитию регионов РФ
Гирин Павел Александрович.
студент, кафедра государственного управления и кадровой политики, Московский городской университет управления Правительства Москвы, [email protected]
Аннотация: Поддержка и развитие кластерных образований является актуальной темой государственной политики. Кластеры представляют важный инструмент инновационной политики и способ повышения конкурентоспособности как регионов, так и страны в целом. Однако увеличивающееся число кластеров поднимает проблему необходимости выделения наиболее приоритетных направлений для их дальнейшего развития. В статье раскрывается структура становления кластеров и их аспектов на территории Российской Федерации, определяются основные функции влияния кластеров на региональное развитие. Проанализированы нормативно-правовая база и стратегии социально-экономического развития, направленные на становление и развитие кластеров в регионах в частности и в стране в целом. Произведено обобщение методик выявления значимых кластерных групп в регионах, выявлены достоинства и недостатки наиболее актуальных из них. Ключевые слова: кластер; социально-экономическое развитие; кластерная политика; развитие региона; государственные программы.
Модернизация и формирование инновационной экономики России остаются превалирующими направлениями государственной политики уже не один год. Разрыв между сферами бизнеса, образования и науки; нехватка гибкости промышленного производства; низкое качество трудовых ресурсов; отсутствие взаимосвязи между деятельностью научных организаций и коммерциализацией результатов их деятельности - мешают реализации приоритетных задач экономического развития.
В начале 2000-х гг. формировались бизнес-инкубаторы, центры прототипирова-ния и технопарки; в этот же период увеличивалось финансирование и контроль за развитием вузов. Однако скачка к инновационной экономике не произошло1.
Сегодня поиск факторов дополнительного стимулирования инновационного развития приводит к пониманию важности перехода инновационной стимуляции региональном уровне национальной экономики. Необходимо дифференцировать инновационную политику, опираясь на экономические и географические особенности регио-нов2.
Одним из важнейших инструментов инновационной политики и способов повышения конкурентоспособности как регионов, так и страны в целом, стала кластеризация экономики регионов3. Кластеры являют собой механизм объединения и структуризации представителей бизнеса, науки и образования, в целях реализации совместных проектов и повышения конкурентоспособности производимой участниками кластера продукции. Кооперация бизнеса, образования и науки способствует появлению и распространению новых идей, уникального практического опыта, персонификации знания, ускорению внедрения новых технологий.
В связи с пониманием эффективности такого подхода, кластеризация охватывает всё большее число мировых стран. Почти все европейские страны обладают национальными кластерными программами и продолжают заниматься их активным развитием. Об этом свидетельствуют деятельность международной межгосударственной организации экономического сотрудничества и развития (OECD) и кластерная политика Европейской комиссии (European Commission)4. В нашей стране с конца 1990-х гг. на федеральном уровне также формировались механизмы, способствующие появлению и развитию кластеров.
По мнению А.А. Иваненко, самое первое положение в законодательной документации, способствующее появлению кластеров, отразилось в Федеральном Законе № 70-Фз от 07.04.1999 г. «О статусе наукограда Российской Федерации»5. Положения данного документа содержат предпосылки к появлению и развитию кластеров, говоря о финансовой поддержке на развитие инновационной, социальной и инженерной инфраструктуры, объединяя их в понятие кластера6.
Дальнейшие возможности для развития кластеров на территории нашей страны появились в Постановлении Правительства РФ №249 от 22.04.2005 г. «Об условиях и порядке предоставления средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства». Данное постановление обеспечивало субсидирование мероприятий региональных программ субъектов РФ7.
Если два предыдущих постановления могли способствовать появлению кластеров за счёт предоставления финансовых ресурсов, то Постановление Правительства РФ №166 от 29.03.2005 г. «О реализации проектов промышленной сборки», сформировало первые предпосылки появления территориально-промышленных зон, при дальнейшем развитии выливающихся в кластеры. В дополнение к нему Федеральный закон №116 от 22.07.2005 г. «Об особых экономических зонах», одобренный распоряжением №328-р. от 10.03.2006 г., создал государственную поддержку для появления и реализации кластерных проектов8.
Появление на территории России первых кластеров способствовало их включению в Программу социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2006-2008) №38-р от 19.01.2006 г. Программа включала положения об экспериментах реализации кластерных мер и политики на уровне регионов и муниципалитетов. Ввиду появления в стране первых кластеров, программа содержала9: 1) ос-
0
ю
S
V
2 а
8
00
сэ
сч
£
Б
а
2 ©
новные цели и направления развития кластерного подхода; 2) привлечение к участию в деятельности кластеров заинтересованных компаний; 3) программы по содействию выхода на внешний рынок; 4) формирование в кластерах центров по накоплению и обмену знаниями; 5) устанавливала финансирование исследований структуры кластеров. С этого момента кластеры стали активно включаться в стратегии и программы развития РФ. Рассмотрим лишь самые основные из них.
«Стратегия развития науки и инноваций в РФ на период до 2015» от 15.02.2006 г. утверждала создание кластеров, стимулирование спроса на инновации и результаты научных исследований, создание устойчивых инновационных сетей и научно-производственных связей как подзадачу модернизации экономики10.
Программа «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий» распоряжением №328-р от 10.03.2006 г. способствовала обширному появлению и развитию технопарков на территории страны, как элементов инновационной инфраструктуры (в том числе в Санкт-Петербурге, Нижегородской, Новосибирской, Калужской областях и республике Татарстан). Данная программа утвердила первый технопарк на территории Санкт-Петербурга -ИТ-парк информационных технологий11.
Целевая федеральная программа «Национальная технологическая база» №54 от 29.01.2007 г. содержала положения о необходимости развития отечественной промышленности и производстве конкурентоспособной продукции внутри кластерных образований12.
Одним из первых положений, говорящих о значимости кластеров в инновационном развитии, стала программа «Об основах инновационной политики Санкт-Петербурга на 2008-2011 годы». Данная программа выделяла ряд приоритетных направлений для развития инновационной деятельности (на территории Санкт-Петербурга)13 : 1) развитие инновационной инфраструктуры; 2) проведение в городе кластерной политики; 3) реализация инновационных проектов исполнительной власти РФ; 4) обеспечение обучения и переподготовки кадров для инновационных предприятий; 5) увеличение спроса на инновации. Данная программа дала толчок к созданию на территории Санкт-Петербурга пилотного инновационного кластера - Фармацевтики и медицинской промышленности14.
И только в 2012 г. Министерством
Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации (2008 г.)
Стратегии социально-экономического развития 1>м шиши. отдающие приоритет развитию кластеров
Конкурсный отбор ПИЛОТНЫХ 1 - Порядок отбора.' С-> ннпцшьи программ реализация
1 инновационных - Критерии отбора; ражнтня программ
А территориальных кластеров А - МвТОДНЧМкмс м дтгрмал Ы Л ■> пилотных
т (2012 г.) Г 1>л фдботке л рш рамм территориальные кластеров кл.к-геров
Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (2011г.)
выделением коику|киой основ? СУбОЩИЙ субърктлм РФ на ра яите кл аггеров
Рисунок 1 - Государственная кластерная политика
Источник: составлено автором по материалам ЦКР и нормативно-правовой базы кластеров [Электронный ресурс]: http://cluster.hse.ru/cluster-policy/low_base.php (дата обращения: 09.10.2017).
экономического развития РФ была запущена первая национальная программа поддержки кластеров и, поручением от 28 августа 2012 г. № ДМ-П8-5060, был утвержден перечень пилотных программ развития инновационных территориальных кластеров, включающий первые 25 инновационных кластеров на территории Российской Федерации (включая два на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области).
Говоря о нормативно-правовых аспектах кластеров сегодня, наиболее значимую роль играет «Прогноз долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2030 года». Положения данного прогноза опираются на утверждённый правительством РФ №1662-р от 17.11.2008 г. «Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (разработанного Министерством экономического развития РФ). Стратегия 2020 содержит положения о необходимости создания сети территориально-производственных и инновационных высокотехнологичных кластеров, способствующих улучшению конкурентоспособности регионов15.
Проведенный анализ нормативно-правовых документов позволяет выделить основные этапы государственной кластерной политики РФ (см. рисунок 1).
Однако, несмотря на явную заинтересованность со стороны правительства и частое упоминание кластеров в документах Министерств регионального развития, экономического развития, про-
мышленности и торговли Российской Федерации и положениях государственного стратегического планирования, в нормативно-правовой базе отсутствует единая система способов выявления, регулирования развития и повышения эффективности кластеров.
Развитие кластерной политики и укрепление нормативно-правовой базы, в том числе рост выделяемых субсидий16, значительно поспособствовали увеличению роста числа кластеров. В 2012 году, после принятия проекта перечня пилотных программ развития инновационных территориальных кластеров, официально было выделено 25 кластеров, получающих субсидии и значительную поддержку правительства на развитие регионов (см. рисунок 2).
На момент принятия данного проекта № 13575-АК/Д19ч от 05.07.2012, в Министерство экономического развития Российской Федерации было подано 94 заявки17. Однако лишь около 40 из них представляли собой полноценные кластеры, зарегистрированные и упоминаемые в нормативно-правых документах18. Все остальные заявленные образования являлись протокластерами - кластерами на самом начальном этапе становления, либо значительными промышленными организации в своём регионе.
К 2016 г. число официально зарегистрированных и утверждённых государственными программами кластеров, имеющих возможности для получения установленных государством субсидий, возросло до 139, то есть почти в три с поло-
Кл остер ме д ицм мско й, фармацевтической промышленности.
Развитие информационны* технологий, радиоэлектроники приборостроения, средств связи и
инфотелекоммумиквций Санкт-Петербурге
С удое троите л ьн ыи ин новаци онии й тер ритори ал аи ый кластер Архангельской области
Миме городе кий индустриальный инновационный кластер в области автомобилестроения и нефтехимии
Консорциум «Научно-обрмеелтельио-проихюдсткиимй кластер «Ульяновск-
Инновационный территориальный кластер ракетного . д в*<г «телестроения «Тек но ГЮЛ ис "Новы й Звездный"»
Титановый клктвр Свердловской области
кластер информационным и фармацевтике ских
Инновационный территориальный кл асте Р авиастрое ния и судостроения
Кластер инновационным технологий lATOf, Желез ногорск
комплексная i переработка угля и техногенных отчетов в Кемеровской Области
в тврритвршитып» к,~астгри ршпяшоэ пр ограми р атггил которых реишенлуется поддерживать б т.ч. досредстаоипрвдсклаьлания субсидий hï средств федерального окзжшбпаепш субгшФ^Роншекои Ф*л*?1шш Сперва* группа)
ПСЗвЯВМ tncKOEaiHtoHHbJi т *рр иг о р иллькь» ел аст • р и р « али а ¡про прогреми рашптая которых
1ф»ЛГГ0Л»Т*»ГС*ТТ4>ДЛ-»рЖТП!ЛТТ.'ИЯ ITPpBO-JI ТГЯГТР 6« ПОСР'ЛСТНЯ пр ЗДПСТВЕ.-ОИ11Г гуо-гждмй ICÏ
среде iE феде? аг.ьног о склжегас} о ьекгоь Российской Федерации («торах групп*}
Отржс.
* Яд«;»» нрикшкоикиа технологии + Прояжсдстхо Л4татв.-1НЬГС1Е ф Фармацевтика, оиотекяолеп Ф Наше нате риалы
Рисунок 2 - Пилотные инновационные территориальные кластеры
Источник: Абашкин В.Л., Бояров А.Д., Куценко Е.С. Кластерная политика в России: от теории к практике // Научный журнал НИУ ВШЭ "Форсайт". - 2012. -№3. С.22. [Электронный ресурс]: https://foresight-journal.hse.ru/data/2013/09/23/1279029782/02-Abashkin-16-27.pdf (дата обращения: 20.10.2017).
Число кластеров в Федеральных Округах
I ккокш область Новгородская ~ область Вологодская область Ярославская ,
область Смоленская область
Московская область
Липецкая
область
Воронежская область [\ Ставропольский »фАЙ
Рисунок 3 - Распределение кластеров в России в 2016 г.
Источник: Составлено автором по материалам карты кластеров России [Электронный ресурс]: http://clusters.monocore.ru/ (дата обращения: 20.10.2017) и Геоинформационной системе [Электронный ресурс]: https://www.gisip.ru/ (дата обращения: 20.10.2017).
00
сэ
сч
£
Б
а
2 ©
виной раза по сравнению с 2012 г. (см. рисунок 3).
Эти кластеры входят в 22 основные отрасли промышленности и туризма (см. таблицу 1).
За четыре года, в период с 2012 по начало 2017 года произошёл рост числа кластеров в регионах страны в три с половиной раза. Таким образом, можно сделать вывод, что правительственные меры в значительной степени влияют на развитие кластеров.
Но остаётся нерешенной проблема контроля со стороны государства, а также использующихся механизмов государственного участия в зарождении и развитии кластеров. Ввиду отсутствия единой проработанной базы кластеров существует опасность поверхностного заимствования зарубежного опыта развития, без вдумчивого учёта особенностей регионов. Все это, включая рост числа кластеров, требует комплексного анализа регионов.
Для этого обратимся к обобщению методик выявления значимых кластерных групп в регионах.
У всех представленных, наиболее актуальных на данный момент, методик существуют свои недостатки.
Теоретическая модель оценки кластеров Г. Майера универсальна в использовании, однако ввиду качественного анализа данных, не пользуется популярностью. Для достоверности результатов необходима эмпирическая методика выявления и анализа кластеров в регионах.
Методика Европейской кластерной обсерватории позволяет полноценно оценить все кластерные группы в регионе. Тем не менее данная методика имеет такие недостатки как: невозможность определения тесноты связей кластеров; ограниченный набор показателей; невозможность оценки деятельности компаний кластеров.
Методика, представленная Г. Линдк-свиком, построена на оценке силы кластерных групп, но не в полной мере способствует выявлению значительных кластерных групп ввиду ограниченности показателей.
Методика Е.С. Куценко и А.Н. Киселева позволяет произвести полноценный анализ по выявлению кластерных групп в регионе, основанных на комплексе показателей, а также определить наиболее перспективные кластерные группы и виды экономической деятельности для дальнейшего развития. Однако для качественной реализации данной методики необходим доступ к полноценным и досто-
Таблица 1
Отраслевые специализации кластеров
Источник: Составлено автором по материалам карты кластеров России [Электронный ресурс]: http:/ /clusters.monocore.ru/ (дата обращения: 21.10.2017) и Геоинформационной системе [Электронный ресурс]: https://www.gisip.ru/ (дата обращения: 21.10.2017)
Отрасль кластера Число кластеров в стране Отрасль кластера Число кластеров в стране
Машиностроение 23 Станкостроение 4
Радиоэлектронная промышленность и приборостроение 18 Л втомоб и л ы га я промышленность 4
Медицинская и фармацевтическая промышленность 16 Агропромышленный комплекс 3
Биотехнологии 8 Туризм 3
Химическая и нефтехимическая промышленность 7 Судостроение 3
Новые материалы 7 Металлургия 3
Товары народнога потребления 7 Оборонная промышленность 3
Лесопромышленный комплекс 6 Стройматериалы И технологии 3
Авиационная промышленность 6 1 ]ереработка ОТХОДОВ 3
Ядерные и радиационные технологии 5 Космическая промышленность ]
Топливно- энергетический комплекс 5 Ювелирные изделия 1
верным статистическим данным в регионе и стране.
В связи с этим остается необходимость в формировании нового инструмента выявления значимых кластерных групп, адаптированного к российской практике.
Литература
1. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р. Режим доступа: http:// economy.gov.ru/minec/activity/sections/ fcp/rasp_2008_n1662_red_08.08.2009 (дата обращения: 18.10.2017).
2. О Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 -2008 годы) [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства РФ от 19.01.2006 N 38-р. Режим доступа: http:/ /ppt.ru/newstext.phtml?id=11248 (дата обращения: 09.10.2017).
3. О проекте перечня пилотных программ развития инновационных территориальных кластеров [Электронный ресурс]: Письмо №13575-АК/Д19ч от 05.07.2012 г. Министерство экономичес-
кого развития РФ. С.18. Режим доступа: https://www.triplehelixassociation.org/wp-content/uploads/2013/01/Triangulation-of-the-Triple-Helix-A-Conceptual-Framework.pdf (дата обращения: 20.10.2017).
4. О федеральной целевой программе «Национальная технологическая база» на 2007 - 2011 годы [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 29.01.2007 N 54. Режим доступа: http:/ /base.garant.ru/190626/ (дата обращения: 18.10.2017).
5. Об условиях и порядке предоставления в 2005 году средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 22.04.2005 N 249. Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc&base=LAW&n= 757178^1348ds=1000^,^d=0.71906^67^ (дата обращения: 16.10.2017).
6. Стратегия развития науки и инноваций в РФ от 15.02.2006 N 1 [Электронный ресурс]: http://base.consultant.ru/ cons/CGI/ online.cgi?req=doc;base=LAW;n=101907 (дата обращения: 20.10.2017).
Таблица 2
Методики выявления значимых кластерных групп в регионах Источник: Составлено автором на основе рассмотренных материалов.
Авторы Способ выявления кластерные групп Достоинства Недостатки
Г. Майер (Kind. S. & Meier, G. zu Köckcr)1 Теоретическая модель Универсальность использования Определение основывается лишь на качественном анализе данных; Не учитываются особенности регионов
M. Портер (Harvard Business School)2 Определение значимости отраслей с помощью коэффициента локализации Простота в применении; Удобство определения пересечений кластерных групп Сложность качественного распределения кластерных групп в сферы экономической деятельности; Ограничение в рамках одного показателя
Г. Л инд к вис j (ECO)1 Анализ кластерных групп по показателям: Коэффициент локализации, размер, фокус (LQ, Size, Focus) Выявление базовых отраслей, оценка силы и значимое™ кластерных групп во всём регионе Отсутствие методов для оценки компаний кластеров. Отсутствие оценки взаимосвязей кластерных групп; Офаничение показателей
Е.С. Куценко и А.Н. Кис с лев"1 Совокупный показатель значимости, связанности и эффективности кластеров Точность оценки потенциала кластеров: Вариативность выбора статисти ческих показателей; Определение пропорций развития кластеров Поиск и достоверность статистических данных
1 Gerd Meier zu Köcker Evaluation concept for Clusters and networks [Electronic resourcel: pp-3. - Mode access:
ittp://www2-^.ptOVvdi8c»Ctiiäera^ (dal'l 10^017)
2 Porter M.E- The Economic Performance of Regions [Electronic resourcel: Mode access • http:/Mww,pKa*odint.<rg/cop^do№b1idtaH lauter "rtie economic ¡кИяписе of duthripdf
(data 12.10.2017)
3 Lindqvist G. Discnlangling Clusters: Agglomeration and Proximity Effects. [Electronic resourees]. Mode access:
lil^iiVvrwvixludcrobscrvalory.fUi'^'stcniiinodulcs'conLgri
зммдовеммогфде« (d£|ta 12.10.2017)
4 A.H. Киселев, Е.С. Куценко, A.FL Карнаух Определение приоритетных направлений для формирования кластер ов малых и средних предпрняппг на примере г. Москвы [Электроюпли ресурс]: (дата обращения: 12.10.2017)
hUp:ù4irww.virtaxx.riL'a<hnLui,|iiCbfii_02_IO.]jdl"
7. Федеральный закон №70-ФЗ от 07.04.1999 «О статусе наукограда Российской Федерации» [Текст].
8. Абашкин В.Л., Бояров А.Д., Куценко Е.С. Кластерная политика в России: от теории к практике [Текст] / В.Л. Абашкин, А.Д. Бояров, Е.С. Куценко // Научный журнал НИУ ВШЭ "Форсайт". - 2012. -№3. С.22.
9. Голобокова Г.М. Особенности развития инновационной деятельности в российских регионах [Текст] / Г.М. Голобокова // Региональное развитие: материалы XVI Апрельской международной научной конференции «Модернизация экономики и общества» (г. Москва, 7 апреля 2015 г.) - Москва, 2015.
10. Иваненко А.А. Нормативно-правовое регулирование деятельности кластеров [Текст] / А.А. Иваненко // Вестник Самарского государственного университета. - 2011. - №82. С. 90.
11. Наймушин В.Г. Проблемы и перспективы инновационного развития экономики России [Текст] / В.Г. Наймушин / / Международная научная конференция «Современные технологии управления». - 2014. - №1. - С. 1019.
12. Пилотные инновационные территориальные кластеры в Российской Федерации [Текст] / под ред. Л.М. Гохберга, А.Е. Шадрина. - Москва: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». - 2013. - С. 6-7
13. Сазонов И.Е. Технопарк, специализированный в области информационных технологий (ИТ-парк), на базе СПбГУТ им. Проф. М. А. Бонч-бруевича [Текст] / И.Е. Сазонов // Инновации. - 2005. -№9(86). С. 39.
14. Геоинформационная система [Электронный ресурс]: https:// www.gisip.ru/ (дата обращения: 07.04.2017)
15. Доклад Министерства экономического развития 2015. Кластерная политика: концентрация потенциала для достижения глобальной конкурентоспособности [Электронный ресурс]: https:// www.hse.ru/pubs/share/direct/document/ 148470113 (дата обращения: 20.10.2017)
16. 71. Доклад Министерства экономического развития России?скои? Федерации. Кластерная политика: концентрация потенциала для достижения глобальной конкурентоспособности [Электронный ресурс]: Москва, 2015. Режим доступа: https://www.hse.ru/pubs/share/ direct/document/148470113 (дата обращения: 20.10.2017)
17. Мониторинг кластерной среды [Электронный ресурс]: http:// spbcluster.ru/files/ prezentaciya_monitoring_ckr_2_etap.pdf (дата обращения: 20.10.2017)
18. Нормативно-правовая база кластеров [Электронный ресурс]: http:// cluster.hse.ru/cluster-policy/low_base.php (дата обращения: 20.10.2017)
19. Российская кластерная обсерватория [Электронный ресурс]: http:// cluster.hse.ru/cluster-policy/subsidyi.php (дата обращения: 20.10.2017).
20. Российская кластерная обсерватория. Список 94 заявок, поданных на конкурс Минэкономразвития РФ. [Электронный ресурс]: http://cluster.hse.ru/ cluster-policy/konkurs.php (дата обращения: 20.10.2017).
21. European Commission [Electronic resource]. - Mode access: http:// ec.europa.eu/growth/smes/cluster/ observatory/cluster-policy/index_en.htm (data: 20.10.2017)
Ссылки:
1 Наймушин В.Г. Проблемы и перспективы инновационного развития экономики России // Международная научная конференция «Современные технологии управления». - 2014. - №1. - С. 1019.
2 Голобокова Г.М. Особенности развития инновационной деятельности в российских регионах // Региональное развитие: материалы XVI Апрельской международной научной конференции «Модернизация экономики и общества» (г. Москва, 7 апреля 2015 г.) - Москва, 2015.
3 Пилотные инновационные территориальные кластеры в Российской Федерации / под ред. Л.М. Гохберга, А.Е. Шадрина. - Москва: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». - 2013. - С. 6-7.
О À
BS
S
w
2 e
8
00
сэ
сч
£
Б
а
2 ©
4 European Commission [Electronic resource]. - Mode access: http:// ec.europa.eu/growth/smes/cluster/ observatory/cluster-policy/index_en.htm (data: 16.10.2017)
5 Иваненко А.А. Нормативно-правовое регулирование деятельности кластеров // Вестник Самарского государственного университета. - 2011. - №82. С. 90.
6 Федеральный закон №70-ФЗ от 07.04.1999 «О статусе наукограда Российской Федерации»
7 Постановление Правительства РФ от 22.04.2005 N 249 [Электронный ресурс]: http://base.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc&base=LAW&n=757 17&fld=134&dst=100001,0&rnd=0.7 19055496675256
8 Постановление Правительства РФ от 29.03.2005 N 166 [Электронный ресурс]: http://base.garant.ru/12139421/ (дата обращения: 18.10.2017)
9 Распоряжение Правительства РФ от 19.01.2006 N 38-р [Электронный ресурс]: http://ppt.ru/newstext.phtml?id=11248 (дата обращения: 20.10.2017)
10 Стратегия развития науки и инноваций в РФ от 15.02.2006 N 1 [Электронный ресурс]: http://base.consultant.ru/cons/ CGI/online.cgi?req=d oc;base=LAW;n= 101907 (дата обращения: 20.10.2017)
11 Сазонов И.Е. Технопарк, специализированный в области информационных технологий (ИТ-парк), на базе СПбГУТ им. Проф. М. А. Бонч-бруевича // Инновации. - 2005. - №9(86). С. 39.
12 Постановление Правительства РФ от 29.01.2007 N 54 [Электронный ресурс]: http://base.garant.ru/190626/ (дата обращения: 20.10.2017)
13 Постановление Правительства РФ от 20.07.2007 N 881 [Электронный ресурс]: http://base.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc&base=SPB&n = 91347&fld = 134&from = 73226-0&rnd=208987.2829696024461398& (дата обращения: 21.10.2017)
14 Кластер фармацевтической и медицинской промышленности [Электронный ресурс]: http://gov.spb.ru/gov/otrasl/ cjndustrial/farmklaster/ (дата обращения 19.10.2017)
15 Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р [Электронный ресурс]: http://economy.gov.ru/minec/ activity/sections/fcp/ rasp_2008_n1662_red_08.08.2009 (дата обращения: 20.10.2017)
16 Российская кластерная обсерватория [Электронный ресурс]: http:// cluster.hse.ru/cluster-policy/subsidyi.php (дата обращения: 20.10.2017).
17 «О проекте перечня пилотных программ развития инновационных территориальных кластеров» Письмо №13575-АК/Д19ч от 05.07.2012 г. Министерство экономического развития РФ.
18 Российская кластерная обсерватория. Список 94 заявок, поданных на конкурс Минэкономразвития РФ. [Электронный ресурс]: http://cluster.hse.ru/ cluster-policy/konkurs.php (дата обращения: 20.10.2017).
Aspects and functions of the cluster approach to the development of the regions of the Russian Federation Girin P.A.
Moscow City University of Management of the
Moscow Government The support and the development of cluster formations are a topical issue of government support. Clusters represent an important tool of innovation policy as well as a way to augment its competitiveness both for regions and for the country at large. However, the increasing number of clusters has led to the necessity of choosing the most significant clusters for their further development. The article reveals the structure of the formation of clusters and their aspects in the territory of the Russian Federation, defines the main functions of the influence of clusters on regional development. The regulatory and legal framework and strategies for social and economic development aimed at the formation and development of clusters in the regions in particular and in the country as a whole are analyzed. A generalization of the methods for identifying significant cluster groups in the regions has been made. The advantages and disadvantages of the most urgent of them are revealed. Key words: cluster; socio-economic development; cluster policy; development of the region; state programs.
References
1. On the Concept of Long-Term Social and Economic
Development of the Russian Federation for the Period to 2020 [Electronic Resource]: Order of the Government of the Russian Federation of November 17, 2008 N 1662-r. Access mode: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/ fcp/rasp_2008_n1662_red_08.08.2009 (date of circulation: 18.10.2017).
2. On the Program for the Social and Economic
Development of the Russian Federation for the Medium-Term Perspective (2006-2008) [Electronic resource]: Order of the Government of the Russian Federation No. 38-r of 19.01.2006. Access mode: http://ppt.ru/ newstext.phtml?id=11248
3. On the draft list of pilot programs for the
development of innovative territorial clusters [Electronic resource]: Letter No. 13575-AK / D19h of 05.07.2012 Ministry of Economic Development of the Russian Federation. P.18. Access mode: https://www. triplehelixassociation. org/wp-content/uploads/2013/01/Triangulation-of-the-Triple-Helix-A-Conceptual-Framework.pdf (reference date: 20.10.2017).
4. On the federal target program «National
technological base» for 2007-2011 [Electronic resource]: Resolution of the Government of the Russian Federation of January 29, 2007 N 54. Access mode: http://base.garant.ru/ 190626/ (date of circulation: 10/18/2017).
5. On the conditions and procedure for the provision
in 2005 of federal budget funds provided for state support of small business, including peasant (farm) enterprises [Electronic resource]: Resolution of the Government of
the Russian Federation of April 22, 2005 No. 249. Access mode: http: // base .consultant.ru / cons / cgi / online.cgi? req = doc & base = LAW & n = 75717 & fld = 134 & dst = 100001.0 & rnd = 0.719055496675256 (date of circulation: 16.10.2017).
6. Strategy for the development of science and
innovations in the Russian Federation from 15.02.2006 N 1 [Electronic resource]: http:// base.consultant.ru/cons/CGI/ online.cgi?req=doc;base=LAW;n=101907 ( date of circulation: 20.10.2017).
7. Federal Law No. 70-FZ of 07.04.1999 «On the
status of the science city of the Russian Federation» [Text].
8. Abashkin VL, Boyarov AD, Kutsenko ES Cluster
policy in Russia: from theory to practice [Text] / V.L. Abashkin, A.D. Boyarov, E.S. Kutsenko // Scientific journal of the Higher School of Economics «Foresight». - 2012.-№3. C.22.
9. Golobokova G.M. Features of the development
of innovation in the Russian regions [Text] / G.M. Golobokova // Regional development: materials of the XVI April international scientific conference «Modernization of the economy and society» (Moscow, April 7, 2015) -Moscow, 2015.
10. Ivanenko AA Normative and legal regulation of cluster activity [Text] / A.A. Ivanenko // Bulletin of the Samara State University. - 2011. - №82. P. 90.
11. Naymushin V.G. Problems and prospects of innovative development of the Russian economy [Text] / V.G. Naimushin // International Scientific Conference «Modern Management Technologies». - 2014. - №1. -P. 1019.
12. Pilot innovative territorial clusters in the Russian Federation [Text] / Ed. L.M. Gohberg, A.E. Shadrin. - Moscow: National Research University «Higher School of Economics.» -2013. - P. 6-7
13. Sazonov I.E. Technopark, specialized in the field of information technology (IT park), on the basis of SPbGUT them. Prof. M. Bonch-Bruevich [Text] / I.E. Sazonov // Innovations. -2005. - No. 9 (86). P. 39.
14. Geoinformation system [Electronic resource]: https://www.gisip.ru/
15. Report of the Ministry of Economic Development 2015. Cluster policy: concentration of capacity to achieve global competitiveness [Electronic resource]: https:/ /www.hse.ru/pubs/share/direct/document/ 148470113 (reference date: 20.10.2017)
16. 71. Report of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation. Cluster policy: concentration of the potential for achieving global competitiveness [Electronic resource]: Moscow, 2015. Access mode: https://www.hse.ru/pubs/share/direct/ document/148470113 (reference date: 20.10.2017)
17. Monitoring of the cluster environment [Electronic resource]: http://spbcluster.ru/files/ prezentaciya_monitoring_ckr_2_etap.pdf (reference date: 20.10.2017)
18. Normative and legal basis of clusters [Electronic resource]: http://cluster.hse.ru/cluster-policy/ low_base.php (reference date: 20.10.2017)
19. Russian cluster observatory [Electronic resource]: http://cluster.hse.ru/cluster-policy/ subsidyi.php (reference date: 20.10.2017).
20. Russian cluster observatory. List of 94 applications submitted for the tender of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation. [Electronic resource]: http://cluster.hse.ru/cluster-policy/ konkurs.php (reference date: 20.10.2017).
21. European Commission [Electronic resource]. -Mode access: http://ec.europa.eu/growth/ smes/cluster/observatory/cluster-policy/ index_en.htm (data: 10/20/2017)