Научная статья на тему 'Аспекты генетического анализа динамики системы мотивации профессиональной деятельности педагогов с разным трудовым стажем'

Аспекты генетического анализа динамики системы мотивации профессиональной деятельности педагогов с разным трудовым стажем Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
71
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА МОТИВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СИСТЕМОГЕНЕЗ / ЭТАПЫ ДИНАМИКИ СИСТЕМЫ / ЗАКОНОМЕРНОСТИ СИСТЕМОГЕНЕЗА / ЦИКЛИЧНОСТЬ / SYSTEM OF MOTIVATION OF PROFESSIONAL ACTIVITY (WORK MOTIVATION) / PEDAGOGICAL ACTIVITY / SYSTEM GENESIS / STAGES OF SYSTEM DYNAMICS / PATTERNS OF SYSTEM GENESIS / CYCLICITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горбушина А.В., Корчагина Г.И.

Введение. В статье обозначена актуальная для науки проблема отсутствия описания генезиса и динамики мотивации профессиональной деятельности педагогов; обоснована конструктивность применения методологии системогенеза для исследования изменений в содержании структуры мотивации профессиональной педагогической деятельности. Материалы и методы. В статье приведены отдельные результаты эмпирического исследования мотивации профессиональной деятельности педагогов с использованием батареи психодиагностических методик, обработанные с применением методов математической статистики, корреляционного анализа, метода анализа психологической структуры, выполненного в логике исследований ярославской психологической научной школы. Результаты. По итогам эмпирического исследования постулированы основные этапы динамики содержания структуры мотивации профессиональной педагогической деятельности, обозначено их психологическое содержание. Обсуждение. На основании анализа содержания структуры мотивации профессиональной деятельности у педагогов с разным трудовым стажем сделаны выводы о закономерностях динамики содержания структуры мотивации профессиональной педагогической деятельности, подтверждающих базовые принципы системогенеза; на основании динамики организованности системы выявлен циклический характер изменений в структуре мотивации профессиональной деятельности педагогов с разным трудовым стажем. Заключение. Особенности динамики содержания структуры мотивации профессиональной педагогической деятельности позволяют сделать выводы о ее системогенезе, протекающем в соответствии с изменениями условий социальной ситуации и задач профессионального развития. Качественные и количественные изменения в содержании структуры мотивации профессиональной педагогической деятельности происходят по принципам системогенеза и имеют циклический характер. Основные положения: обоснована необходимость применения логики системогенеза к исследованию мотивации профессиональной деятельности учителей; обозначено психологическое содержание этапов изменений мотивации профессиональной деятельности педагогов; выделены закономерности динамики системы мотивации профессиональной педагогической деятельности; описана дополнительная закономерность, зафиксированная по результатам эмпирического исследования, цикличность изменения содержания структуры системы мотивации профессиональной деятельности педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENETIC ANALYSIS ASPECTS OF DYNAMICS OF THE SYSTEM OF PROFESSIONAL ACTIVITY MOTIVATION OF TEACHER`S WITH DIFFERENT SENIORITY

Introduction. The article identifies the problem of lack of a description of the genesis and dynamics of the motivation of the professional activities of teachers that is relevant for science; substantiated the constructiveness of the application of the methodology of system genesis for the study of changes in the content of the structure of the motivation of professional pedagogical activity. Materials and methods. The article presents some results of an empirical study of the motivation of teachers' professional activities using a battery of psychodiagnostic methods, processed using the methods of mathematical statistics, correlation analysis, the method of analyzing the psychological structure performed in the logic of the Yaroslavl Psychological Scientific School. Results. According to the results of the empirical research, the main stages of the dynamics of the content of the structure of the motivation of professional pedagogical activity are postulated, their psychological content is indicated. Discussion. Based on the analysis of the content of the structure of motivation of professional activity among teachers with different work experience, conclusions were made about the patterns of the dynamics of the content of the structure of motivation of professional pedagogical activity, confirming the basic principles of system genesis; based on the dynamics of the organization of the system, the cyclical nature of changes in the structure of the motivation of professional activity of teachers with different work experience is revealed. Conclusion. Features of the dynamics of the content of the structure of the motivation of professional pedagogical activity allow to draw conclusions about its systemogenesis, proceeding in accordance with changes in the conditions of the social situation and tasks of professional development. Qualitative and quantitative changes in the content of the structure of the motivation of professional pedagogical activity occur according to the principles of system genesis and are cyclical. Highlights: justified the need to apply the logic of system genesis to the study of the motivation of the professional activities of teachers; marked the psychological content of the stages of changes in the motivation of professional activities of teachers; highlighted the patterns of the dynamics of the system of motivation of professional educational activities; describes an additional pattern, recorded by the results of empirical research, the cyclical nature of changes in the content of the structure of the system of motivation of teachers' professional activities.

Текст научной работы на тему «Аспекты генетического анализа динамики системы мотивации профессиональной деятельности педагогов с разным трудовым стажем»

DOI: 10.25588/CSPU.2018.46..6..018 УДК 159.99 ББК 88.6, 88.8

А. В. Горбушина1, Г. И. Корчагина2 g

л

АСПЕКТЫ ГЕНЕТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ДИНАМИКИ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ С РАЗНЫМ ТРУДОВЫМ СТАЖЕМ

■,2 X

ина

^RCID № 0000-0003-3899-6491

£

Старший преподаватель кафедры психологии, л

ж

Вятский государственный университет, г. Киров, Российская Федерация. |

E-mail: gorbushina_anast@mail.ru. §

I

2ORCID № 0000-0002-8188-1465 |

ж

§

Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии,

Вятский государственный университет, г. Киров, Российская Федерация. д

ж

E-mail: korchagina_g@mail.ru. а

ж *

ж §

ж §

Аннотация

Введение. В статье обозначена актуальная для науки проблема отсут- ее ствия описания генезиса и динамики мотивации профессиональной дея тельности педагогов; обоснована конструктивность применения методоло

о

гии системогенеза для исследования изменений в содержании структуры е

§

мотивации профессиональной педагогической деятельности.

Материалы и методы. В статье приведены отдельные результаты эмпирического исследования мотивации профессиональной деятельности педагогов с использованием батареи психодиагностических методик, обработанные с применением методов математической статистики, корреляционного анализа, метода анализа психологической структуры, выполненного в логике исследований ярославской психологической научной школы.

Результаты. По итогам эмпирического исследования постулированы основные этапы динамики содержания структуры мотивации профессиональной педагогической деятельности, обозначено их психологическое содержание.

о-ж

о

§

ж

ж д

а i

0

1 о

№ §

ж ж

д

д о

в

о*

Обсуждение. На основании анализа содержания структуры мотивации профессиональной деятельности у педагогов с разным трудовым стажем сделаны выводы о закономерностях динамики содержания структуры мотивации профессиональной педагогической деятельности, подтверждающих базовые принципы системогенеза; на основании динамики организованности системы выявлен циклический характер изменений в структуре мотивации профессиональной деятельности педагогов с разным трудовым стажем.

Заключение. Особенности динамики содержания структуры мотивации профессиональной педагогической деятельности позволяют сделать выводы о ее системогенезе, протекающем в соответствии с изменениями условий социальной ситуации и задач профессионального развития. Качественные и количественные изменения в содержании структуры мотивации профессиональной педагогической деятельности происходят по принципам системогенеза и имеют циклический характер.

Ключевые слова: система мотивации профессиональной деятельности, педагогическая деятельность, системогенез, этапы динамики системы, закономерности системогенеза, цикличность. Основные положения:

- обоснована необходимость применения логики системогенеза к исследованию мотивации профессиональной деятельности учителей;

- обозначено психологическое содержание этапов изменений мотивации профессиональной деятельности педагогов;

- выделены закономерности динамики системы мотивации профессиональной педагогической деятельности;

- описана дополнительная закономерность, зафиксированная по ре-

а

§ зультатам эмпирического исследования, - цикличность изменения содержа

| жания структуры системы мотивации профессиональной деятельности пе-¡sj дагогов.

1. Введение (Introduction) проблема для психологической нау-

а ж s

3

£ И5

Исследование мотивации про- ки в условиях реформирования си-фессиональной деятельности (да- стемы образования [1-2]. Согласно лее - МПД) педагогов - актуальная взгля дам В. Д. Шадрикова, «мотива-

ция оказывает влияние на принятие профессиональной деятельности, определение личностного смысла профессиональной деятельности, транс- формацию нормативного результата и выбор способов его достижения» [3, с. 48].

Имеющиеся в науке эмпирические данные об особенностях мотивации педагогов носят фрагментарный, отрывочный характер [4-8], не позволяют выйти на уровень их глубокого осмысления в целях дальнейшего практического применения и требуют качественно нового подхода к исследованию. С нашей точки зрения, наиболее конструктивной для всестороннего изучения мотивации профессиональной педагогической деятельности (далее -МППД) является методология си-стемогенеза, где среди прочих срезов анализа обязательно рассмотрение явления в динамике (генетический анализ).

Ранее было постулировано [810], что МППД - динамическая сложноорганизованная система детерминант, побуждающих к выполнению профессиональной педагогиЧеской деятельности. МППД имеет структурно-уровневую организацию

и качественную специфику, проявляющуюся на уровнях субсистем и компонентов. Система МППД формируется в мотивационной сфере личности субъекта труда под влиянием включения в особую социальную ситуацию и выполнения педагогической деятельности. Система МППД нестатична. Ее содержание и структура меняются с увеличением времени работы по профессии в соответствии с изменениями социальной ситуации, особенностей выполнения деятельности и задач профессионального развития. Логично предположить, что динамика содержания структуры МППД подчиняется закономерностям системоге-неза: неравномерности, гетерохрон-ности, одновременности закладки компонентов системы, целевой детерминации и др., описанных в работах А. В. Карпова и подтверждённых многочисленными исследованиями [3, 12-16]. Это особый аспект анализа развития сложноорганизо-ванных систем, имеющих многомерную структурно-уровневую организацию.

С необходимостью описания динамики содержания структуры МППД базовые принципы системо-

о а

л *

л Ж л

к л

л

о §

г о

а

Ж

§

к

Ж

к

к *

к

о к

о

ж № а

-к к

к 3

о ^

л о о к

о Ж

§

о-Ж

о

Й

л

о-Ж

о

о

ж л

а §

о § о

№ о

3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ж Ж

о

О*

а ж s

го

а у

I ^

а ж ж

3 ^

И5

генеза могут быть дополнены принципом цикличности.

Цикличность обнаружена по отношению к различным сложноорга-низованным системам в разных областях науки. Цикличность описывает развитие сложноорганизован-ных систем как закономерное чередование циклов, подчиняющихся определенным внешним и внутренним условиям, выводящих систему на новый качественный уровень развития и разделяемых точками бифуркации (кризисами). В динамике системы может быть несколько циклов, которые необязательно однородны по содержанию, но обязательно замкнуты и завершаются определенным результатом для системы. Применительно к изучению МППД каждый цикл может быть связан с особыми задачами профессионального развития, различным соотношением результативности деятельности, структурой системы мотивации и т.д. Цикл может состоять из нескольких этапов, каждый из которых есть следствие и логическое продолжение предыдущих.

Выделение закономерностей динамики структуры МППД с дополнением принципом цикличности по-

может более глубоко проанализировать процесс динамики системы МПД педагогов и внести уточнение в развитие методологии системоге-нетической концепции.

Отсюда, цель статьи: выявить и описать закономерности динамики структуры МППД как сложноорга-низованной системы.

2. Материалы и методы (Materials and methods)

Выборка исследования динамики МПД: 415 респондентов - слушатели курсов на базе Института развития образования Кировской области - педагоги средних общеобразовательных школ области и города (93,8 % женщин, средний возраст 43,4 года, 89,4 % с профильным высшим образованием).

Батарея диагностических инструментов состояла из ряда опросников: «Словарь» И. Г. Кокуриной, «Мотивация работой» И. П. Пономарева, «Структура мотивации трудовой деятельности» К. Замфир в адаптации А. А. Реана, Метод моти-вационной индукции Ж. Нюттена. В статье приведены отдельные результаты эмпирического исследования относительно генезиса и динамики структуры МППД.

Выборка была поделена на отдельные группы в зависимости от стажа педагогической деятельности, особенностей социальной ситуации, профессиональной деятельности и задач профессионального развития на основании выявленных с помощью критерия 1-Стьюдента статистически значимых различий в содержании МПД. Анализировались особенности мотивационной структуры следующих стажевых групп с временем работы до 1 года (п = 30), от 1 до 2 лет (п = 30), от 2 до 5 лет (п = 30), от 5 до 7 лет (п = 30), от 7 до 10 лет (п = 30), от 10 до 20 лет (п = 75), от 20 до 30 лет (п = 100) и свыше 30 лет (п = 60). Для каждой из групп было зафиксировано своеобразие содержания МППД с помощью применения корреляционного анализа по Спирмену. Далее для каждой группы были установлены особенности структурно-уровневой организации МППД с помощью применения метода анализа психологической структуры через вычисление основных индексов системности [10]. В результате выделения в качестве ключевых показателей динамики основных субсистем МППД и колебаний удовлетворенностью тру-

дом со стороны респондентов были выделены этапы динамики системы МППД [11].

3. Результаты (ИегиИз)

Основные этапы динамики содержания структуры МППД, полученные в результате эмпирического исследования, с развернутым описанием представлены в публикациях [10, 11]. На подготовительном этапе (стаж до 1 года) как таковая система МППД отсутствует, но внутри мотивационной сферы субъекта в результате самостоятельного выполнения должностных обязанностей, включения в педагогический коллектив накапливаются изменения по принципу гомеокинеза. На этапе образования системы (стаж от 1 до 2 лет) впервые зафиксирована специфическая субсистема мотивации работой, явившаяся критерием возникновения МПД педагогов, закрепляющаяся со временем, приобретающая высокую степень дифференцированности и включающаяся во взаимодействие с остальными составляющими МПД. Далее от этапа количественного роста (стаж от 2 до 5 лет) к этапу зрелости (стаж от 5 до 7 лет) структура МППД меняется в количественном

с а е к

е

н е

3

и

4

е

с §

г о

а н

л

и н

и

и

к и с и с

г: в а

и

и о ^ е с с и о н §

он

о

Й

д

е

он

о

с

а е

д

а

г

о

г о в с р

н н

д

д о

в

о*

а ж ж

го

а у

I ^

а ж

ж &

£ сц

плане: актуализируются новые мотивы и инволюционируют незадей-ствованные, дифференцируются функциональные субсистемы, увеличивается мера взаимосвязи между составляющими. Система приходит к состоянию равновесного функционирования, вслед за которым начинает нарастать энтропия внутри структуры МППД и система саморегулируется. На этапе кризиса (7-10 лет стажа) учитель разрешает накопившиеся противоречия, связанные с работой и реализацией педагогической деятельности, происходит поиск смысла профессии. Прохождение «точки бифуркации» запускает новый виток развития системы МППД. На этапе реорганизации (стаж от 10 до 20 лет стажа) происходит качественный скачок в структуре МППД: резко повышается интегративность и организованность системы, увеличивается количество составляющих, усиливается мера взаимсвязей между мотивами и функциональными субсистемами. Обретение смысла профессиональной деятельности, осознание ее роли и формирование собственного пути профессионального развития выступают ресурсом мотивации в плане

реализации педагогической деятельности. На этапе интериоризации (стаж свыше 20 лет) эти тенденции сохраняются, делая систему МППД более устойчивой, происходит прорастание мотивов профессиональной деятельнсоти в личность педагога.

Таким образом, изменения системы МППД согласуются с изменением общей цели психологической функциональной системы профессиональной педагогической деятельности - достижения результата. Применительно к изучению динамики МППД общая цель конкретизируется в виде частной цели - достижение результата деятельности в конкретных условиях социальной ситуации в соответствии с задачами профессионального развития. Именно изменение цели психологической функциональной системы профессиональной педагогической деятельности запускает динамику МППД.

По итогам рассмотрения этапов динамики МППД можно в полной мере назвать системогенезом изменения содержания структуры МПД педагогов с разным трудовым стажем. На различных этапах динамики

определяется состав системы, происходит установление структурно-уровневой организации и взаимодействия между составляющими, что позволяет системе осуществлять свое функциональное предназначение в плане достижения целей профессиональной деятельности.

Обобщенное выделение этапов изменений, особенности содержания структуры МПД педагогов с разным трудовым стажем, зафиксированные выше [10, 11], являются основанием для постулирования закономерностей динамики системы МППД.

4. Обсуждение (Discussion)

Большинство закономерностей системогенеза [3, 13, 17], выделенных ранее, нашли подтверждение в результатах эмпирического исследования. Так, появление на этапе образования [10, 11] в один временной промежуток специфической функциональной совокупности мо-тивационных образований, связанных с содержанием педагогической деятельности, ставших критерием оформления системы МПД, позволяет утверждать об одновременности закладки компонентов системы.

Изменения в содержании струк-

туры МППД носят неравномерный характер [10, 11]: периоды интенсивного наполнения и актуализации новых мотивов и субсистем сменяются временными отрезками, во время которых происходит «инволюция»: структура освобождается, обедняется по своему составу.

Актуализация различных моти-вационных образований, выделение субсистем [10], их дифференциация разнесены по времени и зафиксированы в разные этапы динамики системы МППД, что позволяет сделать заключение о гетерохронности динамики структуры МПД педагогов.

Инволюция «неработающих» мотивационных образований, «облегчение» каркаса структуры МПД на этапе зрелости [10, 11] свидетельствует об обеспечении минимального эффекта функционирования системы МПД педагогов.

Постепенное нарастание дифференциации функциональных субсистем [10] до достижения кризиса также является подтверждением принципов системогенеза. Дифференциация проявляется в формировании субсистем, нарастании их функциональной специализации. Хотя эти изменения происходят

с п е к

е

н е

S

и ^

е с §

§

о

а н

л

cv и

н

и

и

к и с и с

в а

и

и п р о ^ е с с и о н §

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

он

о

Ki

д

е

Sa

он

о

с

S е

д

а §

о §

о в с р

н н

д

д о

в

о*

а н и г а ч

I

,а н и

уб

£ сц

неравномерно и нелинейно, общая закономерность действует на каждом из этапов динамики МППД.

В докризисный период ярко наблюдается выстраивание относительно четкой иерархии между компонентами и субсистемами МППД, что является доказательством функционирования сис- темы по принципу иерархизации [10; 11]. Иерар-хизация структуры сохраняется и на всех остальных этапах изменения МППД, однако характер ее меняется: качественный скачок в развитии системы запускает выраженную интеграцию внутри субсистем.

Увеличение индексов когерентности [10], на первых этапах планомерное, а после кризиса - резкое -указывает на прогрессирующую интеграцию системы МПД педагогов с разным трудовым стажем.

Динамика структуры МППД в соответствии с целью психологической системы профессиональной деятельности, изменением условий социальной ситуации и задачами профессионального развития могут считаться доказательством конкор-дантности функционирования системы и подчинения ее целевой детерминации.

Кроме того, в ходе анализа результатов диагностики мотивации профессиональной деятельности педагогов нашел свое подтверждение, выдвинутый Т. В. Разиной принцип постоянного переструктурирования - система МППД для каждой стажевой группы имела качественное своеобразие [16], возникающее как ответ на требования деятельности к субъекту труда и задачи его личностного и профессионального развития.

Несмотря на использованный во время организации исследования метод срезов при проведении диагностики, полученные для каждой стажевой группы показатели динамики МПД вполне укладываются в единую логику системогенеза и не противоречат друг другу.

В ходе проведенного анализа полученных эмпирических данных о динамике структуры МППД можно выделить еще одну закономерность - наличие циклических изменений в стадиальности динамики МППД. Об итеративности системогене-за высказывались А. В. Карпов, В. Д. Шадриков и др., имея в виду множественную повторяемость закономерностей развития в масштабе

времени, некоторую «спиралевид-ность» взаимодействия уровней в составе системы [3]. Цикличность является универсальной закономерностью психического развития [18]. На наш взгляд, цикличность динамики МППД требует более глубокого описания с целью уточнения итеративности ее системогенеза.

Данная закономерность может быть логичным продолжением действия принципов неравномерности и гетерохронности в системогенезе

МПД: изменения в структуре происходят не только неравномерно и нелинейно, а с определенной закономерностью. Эта закономерность может быть детерминирована взаимосвязями МППД с профессиональной деятельностью и профессиональным развитием. По итогам обобщения результатов динамики системы МПД педагогов на основании выделения организованности системы МППД можно выделить как минимум два цикла (рисунок 1).

Рисунок 1 - Динамика организованности системы МППД Figure 1 - Dynamics of organization of the system of MPPA

Каждый цикл состоит из нес- рамками. кольких этапов динамики МППД Охарактеризуем их по схеме, пред-[10, 11] и ограничен временными ложенной Ю. П. Поваренковым [19]:

о а

ж *

ж Ж ж S

ж ^

ж

о §

г о

а

Ж

§

д ж Ж

ж

ж

* ж

о ж

о

ж № а

ж

ж 3

о ^

ж о о ж

о Ж

§

о-Ж

о

Ж(

д

ж

So

о-Ж

о

о

Ж ж

д

а §

о § о

в о

3

Ж Ж

д д о

О*

а ж а

го

а у

I ^

а ж

ж &

£ сц

длительность и хронологические рамки, причины завершения, связь с конкретной профессией и следующим циклом.

Первый цикл развития составляют этапы: подготовительный - образование системы - количест- венный рост - зрелость МПД. Начало цикла может совпадать по времени с началом самостоятельной профессиональной педагогической деятельности. Суть данного цикла развития заключается в оформлении системы МПД как качественно своеобразного новообразования в мотиваци-онной сфере личности, возникающего в результате полной адаптации и принятия учителем собственной профессиональной деятельности, достижения максимальной результативности труда, формировании профессиональной идентичности педагога, профессиональной надежности и зрелости [20], достижения профессионализма. Во время цикла происходят в основном линейные количественные изменения в структуре МППД. Результатом завершения цикла становится достижение профессионализма при выполнении должностных обязанностей и устойчивого баланса между видами актив-

ности и соотношением составляющих «цены деятельности» [3, с. 47].

Следующий цикл качественно отличается от первого. Если первый цикл больше связан с количественными характеристиками роста: появление новых мотивов и мотиваци-онных образований, инволюция не-задействованных, поступательное нарастание когерентности, дифференциации и организованности системы, то во втором цикле развития наблюдается резкий скачок прироста организованности системы МППД (рисунок), интегрированно-сти системы, значительное повышение меры взаимосвязей между компонентами и уровнями системы. Длительность цикла - свыше 20 лет профессионального стажа. Однако динамика стадий внутри цикла менее интенсивна.

Циклы разделяются между собой кризисом. В данном случае кризис можно считать нормативным, связанным с установлением смысла ПД для учителя и поиском собственного способа самореализации в профессии. Согласно точке зрения В. Д. Шадрикова, подобные кризисные моменты характерны для любого вида ПД. Обретение смысла ПД

запускает новый виток развития системы МПД, связанного с интеграцией системы и интериоризацией МПД в сферу личности. Негативным результатом прохождения кризиса может стать формирование профессиональных деструкций [19, 21].

Согласно циклической модели, система МППД существует относительно автономно, осуществляя свою деятельность на первой ступени развития в большей степени в зависимости от внешних факторов, требований профессиональной педагогической деятельности, установленных нормативно-одобренных способов деятельности. После достижения системой зрелости внешние факторы отходят на второй план, не угрожая устойчивости системы, и развитие определяется в большей степени внутренними факторами, связанными с особенностями личности, смыслообразованием, формированием профессиональной идентичности и собственной траектории профессионального развития.

В общей теории систем цикличность является естественным механизмом развития сложных открытых самоорганизующихся систем. Цикличность позволяет уточнить

описанныи ранее принцип итеративности системогенеза в плане характеристики качества происходящих изменении внутри системы МППД.

5. Заключение (Conclusion)

Таким образом, изменения в содержании структуры мотивации профессиональной педагогической деятельности можно назвать систе-могенезом. Система МППД формируется и изменяется в соответствии с изменениями социальной ситуации, задач профессионального развития, изменяющихся с увеличением стажа работы по профессии. Динамика содержания структуры МППД подчиняется базовым принципам системогенеза, описывающим развитие сложноорганизован-ных систем. Дополнить и обогатить описание закономерностей генезиса МПД педагогов с разным трудовым стажем может закономерность цикличности, несводимая к простому множественному повторению закономерностей изменений в масштабе времени. Цикл развития МППД -повторяющийся законченный определенным результатом процесс. Ядро каждого цикла динамики МППД связано с целями функционирования

х

о а

л «

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

л Ж л S ж л л

о §

г о

а

Ж

§

g

ж Ж

ж

ж

« ж

о ж

о

ж № а

ж

ж р

о ^

л о о ж

о Ж

§

о-Ж

о Kl

g

л

So

о-Ж

о

о

ж л

д

а §

о § о

№ о

Р

Ж Ж

g д о

О*

психологической системы профес-

новании представленных фактов

а

Ж

ж

г

а

ч

I

¡si

Ж

ж

£ и;

сиональной деятельности учителя. Итог завершения цикла - основа для следующего цикла развития МППД. Циклы имеют качественно различное содержание и разделены точкой бифуркации - кризисом, который равновероятно может быть, как позитивно преодолен, так и иметь негативный прогноз течения. На ос-

можно предположить, что цикличность, дополняющая итеративность, может считаться закономерностью генезиса системы МППД, а также, вероятно, быть одной из универсальных закономерностей развития сложноорганизованных открытых психических систем.

Библиографический список

1. Даутова О. Б., Гойдаленко О. Б. Педагогическая деятельность учителя в условиях перехода современной школы на новые образовательные стандарты // Человек и образование. 2013. - № 4(37). - С. 10-15.

2. Viseu J., Jesus S. N., Rus C., Canavarro J. M., & Pereira J. Relationship Between Teacher Motivation and Organizationals Variables: A Litrature Review. Paideia, 2016. 26. 63. 111-120. DOI:10.1590/1982-43272663201613.

3. Шадриков В. Д. Системогенез деятельности. Игра. Учение. Труд: монография: в 4 т. Т.1. Системогенез профессиональной и учебной деятельности. - М. : Изд. дом РАО; Ярославль : ЯрГУ, 2017. - 326 с.

4. Кожевина А. П., Дубровина С. В. Мотивация профессиональной деятельности педагогов общеобразовательных организаций [Электронный ресурс] // Общество: социология, психология, педагогика. 2018. - № 5. - С. 39-43. URL: https://cyber-leninka.ru/article/v/motivatsiya-professionalnoy-deyatelnosti-pedagogov-obscheobra-zovatelnyh-organizatsiy (дата обращения: 18.09.18).

5. Воробьева М. А., Дворникова М. Ю. , Журавёва Е. С. , Терезченко К. В. Особенности трудовой мотивации сотрудников образовательных организаций // Педагогическое образование в России. 2018. - №5. - С.74-80.

6. Рокицкая Ю. А. Исследование мотивации профессиональной деятельности педагогов с различным уровнем эмоционального выгорания // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2017. - № 1. - С.61-67.

7. Fernet C., Trepaier S.-G., Austin S, Levesgue-Cote J. Committed, inspiring, and healthy teachers: How do school environment and motivational factors facilitate optimal functioning at career start?. Teaching and Teacher education, 2016. 59. 481-491. DOI: 10.1016/j.tate.2016.07.019

8. Горбушина А. В. Актуальные направления и перспективы исследований мотивации профессиональной деятельности // Общество, наука, инновации. Всероссийская ежегодная научно-практическая конференция. Киров, 18-29 апреля 2016. - Киров : Издательство ВятГУ, 2016. - С. 4930-4937.

9. Горбушина А. В. Структура мотивации профессиональной деятельности: ме-тасистемный подход // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2011. - № 3 (3). - С. 138-141.

10. Горбушина А. В. Системогенетический анализ мотивации профессиональной деятельности педагогов в зависимости от трудового стажа // Ярославский педагогический вестник. 2018. - № 4. - С. 205-215.

11. Горбушина А. В. Развитие системы мотивации профессиональной деятельности в контексте педагогической деятельности // Сибирский педагогический журнал. 2018. - № 5. - С.83-94. DOI: 10.15293/1813-4718.1805.09

12. Карпов А. В. Психология деятельности: монография в 5 т. Т. IV Генетическая динамика. - М. : РАО, 2015. - 504 с.

13. Карпов А. В. К проблеме состава и содержания принципов системогенеза // Системогенез учебной и профессиональной деятельности. - Ярославль : Изд-во ЯрГПУ им. К. Д. Ушинского, 2013 - С. 22-27.

14. Карпов А. В. Метасистемная организация уровневых структур психики : монография. М. : ИП РАН, 2004. - 506 с. ^

15. Карпова Е. В. Структура и генезис мотивационной сферы личности в учебной |

О ■

а а

а ^

деятельности: монография. - Ярославль : ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2007. - 569 с.

16. Разина Т. В. Системогенетические и метасистемогенетические закономерности развития системы мотивации научной деятельности // Вестник ЯрГУ. 2016. - № 1 (35). - С. 104-108 (Серия Гуманитарные науки).

17. Шадриков В. Д. Психология деятельности человека : монография. М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2013. - 464 с.

18. Гольдшмидт Е. С. К вопросу об онтогенезе личности человека с позиции тео- ^ рии функциональных систем // Вестник КемГУ. 2010. - №3 (43). - С. 54-61. |

19. Поваренков Ю. П. Соотношение полицикличности и моноцикличности про- g ' фессионального становления личности // Ярославский педагогический вестник. 2016. - g № 5. - С. 205-210. ~

20. Kamalova L. A., Korchagina G. I., Bulatbaeva K. N. Professional Self-Affirmation of a Teacher as a Functional Activity System. International Electronic Journal of Mathematics Education. 2016. 11. Issue 1. 279-290. URL: http://www.iejme.com/download/professional-self-affirmation-of-a-teacher-as-a-functional-activity-system.pdf (дата обращения: 25.08.18).

21. Морозова О. П. Особенности системогенеза профессиональной деятельности учителя [Электронный ресурс] // Сибирский педагогический журнал. 2005. URL: | https://cyberleninka.ru/article/v/osobennosti-sistemogeneza-professionalnoy-deyatelnosti-uchitelya (дата обращения: 26.09.18).

A. V. Gorbushina1, G. I. Korchagina2

1ORCID No. 0000-0003-3899-6491 Senior Lecturer of the Department of Psychology Vyatka State University, Kirov, Russia. E-mail: gorbushina_anast@mail.ru.

a »

о »

a-

л »

bo

s i

i

<

a i o' a

t

№ a

о h №

2ORCID No. 0000-0002-8188-1465 Candidate of Sciences (Psychology), e

Associate Professor of the Department of Psychology

Vyatka State University, Kirov, Russia. 0.

i

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

E-mail: korchagina_g@mail.ru ^

GENETIC ANALYSIS ASPECTS OF DYNAMICS OF THE SYSTEM OF PROFESSIONAL ACTIVITY MOTIVATION OF TEACHERS WITH DIFFERENT SENIORITY

Abstract

Introduction. The article identifies the problem of lack of a description of the genesis and dynamics of the motivation of the professional activities of teachers that is relevant for science; substantiated the constructiveness of the application of the methodology of system genesis for the study of changes in the content of the structure of the motivation of professional pedagogical activity.

Materials and methods. The article presents some results of an empirical study of the motivation of teachers' professional activities using a battery of psychodiagnostic methods, processed using the methods of mathematical statistics, correlation analysis, the method of analyzing the psychological structure performed in the logic of the Yaroslavl Psychological Scientific School.

Results. According to the results of the empirical research, the main stages of the dynamics of the content of the structure of the motivation of professional pedagogical activity are postulated, their psychological content is indicated.

Discussion. Based on the analysis of the content of the structure of motivation of professional activity among teachers with different work experience, conclusions were made about the patterns of the dynamics of the content of the structure of motivation of professional pedagogical activity, confirming the basic principles of system genesis; based on the dynamics of the organization of the system, the cyclical nature of changes in the structure of the motivation of professional activity of teachers with different work experience is revealed. Conclusion. Features of the dynamics of the content of the 1 structure of the motivation of professional pedagogical activity allow

a

R

I

-R

sj

3

tB to draw conclusions about its systemogenesis, proceeding in accordance with changes in the conditions of the social situation and tasks

of professional development. Qualitative and quantitative changes in the content of the structure of the motivation of professional pedagogical activity occur according to the principles of system genesis and are cyclical.

Keywords: system of motivation of professional activity (work motivation), pedagogical activity, system genesis, stages of system dynamics, patterns of system genesis, cyclicity.

Highlights:

- justified the need to apply the logic of system genesis to the study of the motivation of the professional activities of teachers;

- marked the psychological content of the stages of changes in the motivation of professional activities of teachers; g

- highlighted the patterns of the dynamics of the system of motivation of professional educational activities;

- describes an additional pattern, recorded by the results of empirical research, - the cyclical nature of changes in the content of the structure of the system of motivation of teachers' professional activities.

R>

o

S ^

t

a

h es

S

References

1. Dautova O.B. (2013) Pedagogicheskaya deyatelnosf ychitelya v usloviyah pere-hoda sovremennoi shkoly na novie obrazovatelniye standarty [Pedagogical activity of a teacher in the conditions of transition of a modern school to new educational standards]. Che-lovek i obrazovaniye. 4 (37), 10-15. (In Russian).

2. Viseu J., Jesus S. N., Rus C., Canavarro J. M., & Pereira J. Relationship Between Teacher Motivation and Organizationals Variables: A Litrature Review. Paideia, 2016. 26. 63. 111-120. DOI:10.1590/1982-43272663201613.

3. Shadrikov V. D. (2017) Sistemogenez deyateVnosty. Igra. Uchenie. Trud (v 4 t) [System genesis of activity. A game. Teaching. Labor (in 4 parts)] Moscow, Izd. dom RAO, Yaroslavl': YarGU, vol. 1. 326 p. (In Russian). §

4. Kozhevina A.P. Dubrovina S.V. (2018) Motivatsiyaprofessionalnoy deyateVnosty pedagogov obsheobrazovatelnyh organizatsiy [Motivation of professional activity of teachers of general education organizations]. Obshchestvo: sotsiologiya, psikhologiya, pedagogika. 5, 39-43. Avaible at: https://cyberleninka.ru/article/v/motivatsiya-professionalnoy-deyatelnosti-pedagogov-obscheobrazovatelnyh-organizatsiy (Accessed: 18.09.2018). (In Russian). ff

ee

5. Vorobyova M.A., Dvornikova M.Yu., Zhuraveva E.S. Terezchenko K.V. (2018) e

t

Osobennosti trudovoj motivacii sotrudnikov obrazovatel'nyh organizacij [Features of work ^ motivation of employees of educational organizations]. Pedagogicheskoye obrazovaniye v Rossii. 5. 74-80. (In Russian). y

S

i 0

n t

t

n i i

№ t

o h №

6. Rokitskaya Yu.A. (2017) Issledovanie motivaciiprofessional'noj deyatel'nostiped-agogov s razlichnym urovnem ehmocional'nogo vygoraniya [Study of the motivation of professional activities of teachers with different levels of emotional burnout]. Vestnik Chelya-binskogo gosudarstvennogopedagogicheskogo universiteta. 1, 61-67. (In Russian).

7. Fernet C., Trepaier S.-G., Austin S, Levesgue-Cöte J. Committed, inspiring, and healthy teachers: How do school environment and motivational factors facilitate optimal functioning at career start?. Teaching and Teacher education, 2016. 59. 481-491. DOI: 10.1016/j.tate.2016.07.019

8. Gorbushina A.V. (2016) Aktual'nye napravleniya i perspektivy issledovanij moti-vacii professional'noj deyatel'nosti [Current trends and prospects for research on the motivation of professional activity] Vserossiyskaya yezhegodnaya nauchno-prakticheskaya konfer-entsiya "Obshchestvo, nauka, innovatsii" [All-Russian annual scientific-practical conference "Society, Science, Innovations"]. Kirov, Izdatel'stvo VyatGU, pp. 4930-4937. (In Russian).

9. Gorbushina A.V. (2011) Struktura motivacii professional'noj deyatel'nosti: meta-sistemnyj podhod [The structure of the motivation of professional activity: the metasystem approach]. Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta. 3 (3), 138-141. (In Russian)

10. Gorbushina A.V. (2018) Sistemogeneticheskij analiz motivacii professional'noj deyatel'nosti pedagogov v zavisimosti ot trudovogo stazha [A system-genetic analysis of the motivation of teachers 'professional activities depending on the work experience]. Yaroslav-skiypedagogicheskiy vestnik. 4, 205-215. (In Russian)

11. Gorbushina A.V. (2018) Razvitie sistemy motivacii professional'noj deyatel'nosti v kontekste pedagogicheskoj deyatel'nosti [Development of the system of motivation of professional activity in the context of pedagogical activity]. Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal. 5, 83-94. DOI: 10.15293 / 1813-4718.1805.09. (In Russian)

12. Karpov A.V. (2015) Psihologiya deyatel'nosti [Psychology of activity]. Mono-grafiya v 5 t. "Genetiche-skaya dinamika". Moscow, RAO, vol. 4, 504 p. (In Russian).

13. Karpov A.V. (2013) Kprobleme sostava i soderzhaniyaprincipov sistemogeneza [To the problem of the composition and content of the principles of system genesis] Sistemo-genez uchebnoj iprofessional'noj deyatel'nosti. Yaroslavl', Izd-vo YArGPU im. K. D. Ushin-skogo, 22-27. (In Russian).

14. Karpov A.V. (2004) Metasistemnaya organizaciya urovnevyh struktur psihiki [Metasystem organization of the mental level structures]. Monographiya. Moscow, IP RAN, 506 p. (In Russian).

Eg 15. Karpova E.V. (2007) Struktura i genezis motivacionnoj sfery lichnosti v uchebnoj

deyatel'nosti [Structure and genesis of the motivational sphere of the personality in learning activities]. Monographiya. Yaroslavl, YAGPU im. K. D. Ushinskogo, 569 p. (In Russian) ej 16. Razina T.V. (2016) Sistemogeneticheskie i metasistemogeneticheskie zakonomer-

§ nosti razvitiya sistemy motivacii nauchnoj deyatel'nosti [System-genetic and metasystem-ge-netic patterns in the development of a system of motivation for scientific activity]. Vestnik YarGU. Seriya Gumanitarnyye nauki. 1 (35), 104-108. (In Russian).

17. Shadrikov V.D. (2013) Psihologiya deyatel'nosti cheloveka [Psychology of human ^ activity]. Monographiya. Moscow: Izd-vo «Institut psikhologii RAN» 464 p. (In Russian).

18. Goldschmidt E.S. (2010) K voprosu ob ontogeneze lichnosti cheloveka s pozicii teorii funkcional'nyh sistem [On the issue of ontogenesis of the human personality from the standpoint of the theory of functional systems]. VestnikKemGU, 3 (43), 54-61. (In Russian).

19. Povarenkov Yu.P. (2016) Sootnosheniepoliciklichnosti i monociklichnostiprofes-sional'nogo stanovleniya lichnosti [The ratio of polycyclicity and monocyclic professional personality formation]. Yaroslavskiypedagogicheskiy vestnik. 5, 205-210. (In Russian)

20. Kamalova L.A., Korchagina G.I., Bulatbaeva K.N. (2016). Professional Self-Affirmation of the Functional Activity System. International Electronic Journal of Mathematics Education. 11, 1, 279-290. Aviable at: http://www.iejme.com/download/professional-self-af-firmation-of-a-teacher-as-a-functional-activity-system.pdf. (Accessed: 25.08.2018).

21. Morozova O.P. (2005) Osobennosti sistemogeneza professional'noj deyatel'nosti uchitelya [Features of systemogenesis of professional activity of a teacher]. Sibirskiy peda- e gogicheskiy zhurnal. Aviable at: https://cyberleninka.ru/article/v/osobennosti-sistemogeneza-professionalnoy-deyatelnosti-uchitelya (Accessed:26.09.2018). (In Russian).

R>

e c

s f

a

»

t

h

e

s

Ce

p

e e

s

i o'

S

a a

c

i i

< a

i o

s

t

e a

c

h

e

r

i

re S

e

i o

i

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.