Научная статья на тему 'Аспекты финансовой деятельности ордена храмовников'

Аспекты финансовой деятельности ордена храмовников Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
531
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРДЕН ХРАМОВНИКОВ / ОРДЕН ХРАМА / ТАМПЛИЕРЫ / БАНКИРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РЫЦАРИ-ТАМПЛИЕРЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Аспекты финансовой деятельности ордена храмовников»

И.А. Юрков, исторический факультет Научный руководитель: канд. ист. наук, доц. Р.Г. Андаева

Аспекты финансовой деятельности Ордена Храмовников

Одним из главнейших занятий Ордена Храмовников была финансовая деятельность, которая стала спасательным кругом в многочисленных войнах. Эта деятельность вначале должна была лишь обеспечить поддержку паломников в Святой Земле, но с течением времени Орден превратился в огромную финансовую империю.

Безусловно, правило, установленное св. Бернаром, сохранилось: ни один храмовник не мог обладать личным имуществом. Великий магистр Арно де ла Тур Руж гордо ответил мусульманам, которые требовали с него выкуп: «Тамплиер может отдать в счет выкупа только свой пояс и свой кинжал». Это оставалось правдой, но если отдельные члены хранили обет бедности, то сам орден стал чрезмерно богатым (Фо Ги, 2004, с. 15).

Существовало четыре основных источника богатства тамплиеров:

1) дары, собранные в течение двух веков: орден жил за счет своих средств и тратил мало, но дары получал в большом количестве;

2) военные трофеи: так как монахи - воины ордена, как и все их современники, они принимали участие в грабежах: к тому же папская булла «Omne datum optimum» 1139 г. недвусмысленно их разрешила;

3) дары паломников: во все времена паломничество было прибыльным делом;

4) банковские операции: давали кредиты, переводили деньги, безусловно, орден имел с каждой операции посреднический процент или взнос.

Банкирская деятельность ордена Храма хорошо известна. Эта функция, приобретшая особенно большое значение в последние годы существования ордена, вначале должна была лишь обеспечить поддержку паломников в Святой Земле. Затем в истории Дома появился обычай давать в долг путешественникам. В картулярии, датированном октябрем 1135 г., приводится первый пример залогового займа, подписанного тамплиерами. Заем был предоставлен некоему Пере Десде из Сарагосы и его жене Элизабете. Это был залоговый заем, замаскированный двумя взаимными дарами, сделанными «из милосердия», дабы избежать обвинения в ростовщичестве, столь часто выдвигавшегося Церковью. Узуфрукт (т. е. право пользования чужим имуществом) собственности во время отсутствия заемщика представляет основной интерес.

Займ имел одну цель: облегчить путешествие в Иерусалим. Таким образом, первые финансовые операции естественно входили в рамки истинных функций тамплиеров. Но если первые клиенты ордена Храма были обыкновенными людьми, то позднее клиентами стали знатные и богаты люди. Людовик VII сам был счастлив воспользоваться казной ордена во время своего крестового похода. Десять лет спустя клиентом ордена стал папа Александр III. Изгнанный из Рима, неотступно

преследуемый императором, он часто во время своих вынужденных передвижений испытывал денежные затруднения и также пользовался услугами тамплиеров как настоящих банкиров (Мельвиль, 2000, с. 173).

Чтобы понять эту роль банкиров, которую сыграли рыцари-тамплиеры, нужно вспомнить, что в средние века церкви и монастыри считались самым надежным местом для помещения денег и хранения сокровищ. Церковные здания считались неприкосновенными. По этой причине они не только служили убежищем, но и своей надежностью привлекали всех тех, кто имел какие-то ценности, которые хотел уберечь от кражи или грабежа. Вероятно, эту финансовую роль, которую играли монастыри, военно-монашеские ордена исполняли более систематическим образом; но одни только тамплиеры превратили ее в профессиональное занятие. Безопасность их домов, ловкость проведения торговых сделок, практическая сметка их предводителей - все это способствовало развитию доверия тех, у кого были ценности, которые следовало пустить в оборот или охранять. Мощная крепость банкиров парижского отделения Ордена служила гарантией надежности - она внушала доверие, почти такое же, как опытность и честность в ведении дел казначея и его помощников. Оригинальность тамплиеров, по сравнению с другими духовными учреждениями, состояла в том, что они, подобно итальянским банкирам, держали деньги в постоянном движении, что открывало новые возможности, которых не было прежде.

Так, в парижском храме ордена тамплиеров хранился ради вящей безопасности в дни царствования Людовика Святого образцовый ливр (фунт), который был идеальной монетой для французского королевства того времени. Когда в Руане была введена та же монета, представитель руанской власти явился в парижский храм для проверки веса новой монеты с идеальной, образцовой Людовика Святого. Оригинал договора, заключенного в 1258 г. между Людовиком Святым и послами английского короля Генриха III, хранился в помещении тех же тамплиеров, что и образцовая монета, так как и он представлял большую ценность. В 1261 г. на десять лет была положена в парижский храм тамплиеров английская корона в виду того, что король боялся держать ее при себе в Лондоне при том недовольстве, которое охватило значительную часть английских баронов. Лишь в 1272 г. Генрих III получил обратно свои драгоценности, тщательно проверив инвентарную опись с той распиской, которая была выдана тамплиерами в 1261 г. французской королеве, игравшей роль посредницы между храмовниками и английским королем. (Лозинский, 1923, с. 87).

Когда клиент передавал парижским тамплиерам определенную сумму, на его имя открывали своего рода текущий счет, после чего по его требованию ему производились выплаты. Кроме того, храмовники брали на себя труд по оприходованию его доходов, как-то: сумм, причитающихся ему в порядке исполнения контрактов, или возвращенных долгов. Доходно-расходные счета закрывались три раза в год: на вознесение, День Всех

Святых и Сретение. Клиенты заводили платежные векселя, по которым можно было получить деньги не только в кассе парижского отделения Ордена тамплиеров, но и в других командорствах. Их сеть покрывала почти всю территорию Франции. Таким же способом можно было переводить денежные суммы, не перевозя реальных денег, из одного командорства в другое, из парижского отделения Ордена в лондонское или в Акру. И вообще, когда два клиента имели текущие счета в банке тамплиеров, взаимные платежи осуществлялись посредством простой записи в счетных книгах.

Именно тамплиеры являются изобретателями чеков, причём если сумма вклада исчерпывалась, то её можно было увеличить с последующим восполнением родственниками. Дважды в год чеки посылали в комтурию выпуска для окончательных подсчетов. Каждый чек снабжался отпечатком пальца вкладчика. За операции с чеками Орден брал небольшой налог. Наличие чеков освобождало людей от необходимости перемещений драгоценных металлов, игравших роль денег, теперь можно было отправляться в паломничество с небольшим кусочком кожи и в любой комтурии тамплиеров получить полновесную монету! Таким образом, денежная собственность владельца чека стала недоступной для разбойников, число которых в Средневековье было достаточно велико.

Располагая значительными суммами наличных денег, Орден тамплиеров был в состоянии предоставлять ссуды, что порождало щекотливую проблему. Церковь принципиально осуждала дачу денег в заем под проценты, а банковская прибыль почти всегда носила ростовщический характер. Правда, церковь не могла совершенно запретить эту деятельность. К тому же существовал способ обойти этот запрет: проценты с ссуды взимались вперед путем фиктивного завышения суммы долга. Вполне вероятно, что тамплиеры действовали подобным образом, хотя и не приходится сомневаться в том, что французским королям они предоставляли беспроцентные ссуды: они извлекали больше выгоды, прямой или косвенной, являясь банкирами государства. Вообще же, они проявляли большую осмотрительность, давая в долг только платежеспособным клиентам. Они требовали залог, по крайней мере, покрывавший сумму займа. Король Иоанн Безземельный, чтобы получить у тамплиеров заем в 3 тысячи марок, должен был депонировать золото на эту сумму (Бордонов, 2004, с. 149).

Чаще всего, как уже говорилось, в залог принималась земельная собственность в случае невозвращения долга остававшаяся у тамплиеров. Если же долг не возвращался в установленный срок, заемщик должен был уплатить штраф. К храмовникам обращались и за мелкими ссудами отдельные крестьяне, причем они обычно давали в залог свои земельные участки, остававшиеся в руках ордена навсегда в случае невозможности уплаты в срок взятого займа. В этом отношении между деятельностью монастырей и храмовников наблюдается полная аналогия, и документы

разных орденов свидетельствует о крайней распространенности этого вида финансовой деятельности среди всех представителей церкви.

Французские тамплиеры были настолько опытны в финансовых делах, что нередко они находились во главе финансового управления королевства и исполняли функции, соответствующие функциям современных министров финансов. Так, в царствование Филиппа Августа в течение 25 лет королевская казна управлялась казначеем ордена храмовников братом Гаймаром (Haimard), которому удалось, между прочим, после присоединения Нормандии к Франции установить в новой провинции ходкую по всему королевству монету и вытеснить старую; казначей тамплиерского ордена и управляющий финансами французского короля Гаймар в то же время исполнял различные финансовые поручения римской курии, направлялся в Рим к Иннокентию III для переговоров о сборе десятин, следил за правильным поступлением денег на дело Крестовых походов и выдавал ссуды как духовным, так и светским лицам.

Таким образом, тамплиеры были успешными финансистами и лучшими счетоводами Средневековья. Пользуясь своей независимостью, престижем и тем, что для него не существовало границ, орден создал целую финансовую организацию, которая вызывает восхищение современных экономистов. Именно тамплиеры придумали чек и все виды кредита. Ордену доверяли огромные вклады, через его посредничество оплачивали приобретения за границей. Тамплиеры стандартизировали вексельную систему для королевств Европы, Азии, чем способствовали развитию экономики и обороту капиталов.

Список источников

Гийом Тирский. Об уреждении ордена тамплиеров [Электронный ресурс] / Электрон. ст. - Режим доступа к ст.: http://www.templiers.info/historical_materials/index.php?id=sources_translation &sources_translation=william-of-tyre-about-the-basis-of-templars-01.

Папская булла «Omne datum optimum» 1139 г.

Текст Французского Устава Ордена Рыцарей Тамплиеров (Upton-Ward, J.M., 1972, The Rule of Templars. Published by The Boydell Press, Woodbridge, Suffolk, UK /Пер. с англ. Румянцев Петр (Йошкар-Ола), Котенева Валерия (Самара), 1997.)

Список литературы

Бордонов Ж. Повседневная жизнь тамплиеров в XIII веке/ Пер. с фр., предисл. и науч. ред. В.Д. Балакина М.: Мол. гвардия, 2004. 243 с.

Гофф Ж. ле. Цивилизация Средневекового Запада [Электронный ресурс] / Гофф Ж. ле. - Электрон. ст. - Режим доступа к ст.: http://www.templar.globalfolio.net/Epoha/Documents/epoha_document_money.h tm.

Лозинский С. Средневековые ростовщики. Петроград: Сеятель, 1923.

Лобе М. Трагедия ордена тамплиеров / Пер. с франц. Д.А. Журавлевой СПб.: Евразия, 2003. 224 с.

Мельвиль М. История ордена тамплиеров. СПб.: Евразия, 2000. 415 с.

Рид П.П. Тамплиеры. / Пер. с англ. В.М. Абашкина. М.: АСТ: Ермак, 2005. 410 с.

Фо Г. Дело тамплиеров / Пер. с фр. Е.В. Чудиновой СПб.: Евразия, 2004. 224 с.

М.С. Ильин, исторический факультет Научный консультант: канд. ист. наук, доц. В.И. Земенко

«Христиане на Востоке»: от мифа к реальности средневековья (предпосылки становления и обособления христианской Церкви на Востоке)

«Не существует единой христианской религии, но существует столько форм христианства, начиная от первоначального и вплоть до католичества и протестантства, сколько есть социальных эпох, пережитых христианскими общинами за эти два тысячелетия».

А. Донини

Мировая история на всём своём протяжении наполнена многочисленными «мифами», многие из которых обусловлены отсутствием известных и достоверных источников, не разработанностью отдельных вопросов или же идеологическими моделями, лежащими в основе историографии вопроса (Репина, 2004, с.4-5). Так или иначе, даже для современной исторической науки многое представляется «мифологизированным», безусловно, таковой и остаётся история «христиан Востока» (Малая Азия, Средняя и Центральная Азия, Юго-Восточный регион). Возникнув на территории Византийской империи и её периферийных зон, выделившиеся внутри христианства движения со временем трансформировались в обособленную политическую и церковную организацию с более чем тысячелетней историей. Для того чтобы понимать эту историю, необходимо обратиться к её истокам. Попытаемся взглянуть на христианский мир в один из узловых моментов его истории - период Вселенских соборов.

Длительные богословско-христологические дискуссии, проходившие на территориях поздней Западной Римской империи, всей Восточной Римской империи, а в особенности Александрии и Антиохии, на протяжении IV - VII вв. выявили ряд устойчивых тенденций, определивших всё последующее развитие и становление христианской Церкви.

Христианский мир в этот момент стремится как будто бы сомкнуться в едином географическом, политическом и идеологическом пространстве на основе универсальной религиозной доктрины (догматики), истолкование которой становится прерогативой узкой группы лиц, стремящихся во что бы то ни стало утвердить автократию Церкви (Лозинский, 1986, с.31-35).

92

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.