Научная статья на тему 'Аспекты антирелигиозной пропаганды в годы советской власти и церковной политики на современном этапе среди молодежи на примере Пермской области'

Аспекты антирелигиозной пропаганды в годы советской власти и церковной политики на современном этапе среди молодежи на примере Пермской области Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
232
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Технологос
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Пудовкина Ирина Михайловна

На примере Пермской области рассмотрены направления идеологической работы партии по антирелигиозному воспитанию молодежи в годы советской власти. Показано, как строятся отношения государства и церкви в настоящее время, а также какую роль играет церковь в религиозном воспитании молодого поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Аспекты антирелигиозной пропаганды в годы советской власти и церковной политики на современном этапе среди молодежи на примере Пермской области»

ББК 60.56

И.М. Пудовкина

АСПЕКТЫ АНТИРЕЛИГИОЗНОЙ ПРОПАГАНДЫ В ГОДЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ И ЦЕРКОВНОЙ ПОЛИТИКИ

НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ НА ПРИМЕРЕ ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ

На примере Пермской области рассмотрены направления идеологической работы партии по антирелигиозному воспитанию молодежи в годы советской власти. Показано, как строятся отношения государства и церкви в настоящее время, а также какую роль играет церковь в религиозном воспитании молодого поколения.

Одним из важных направлений работы партии после октября 1917 года была антирелигиозная пропаганда, которая целенаправленно велась в разных возрастных группах населения, но особое значение она приобрела среди молодежи и подрастающего поколения - детей. Такая широкая идеологическая работа велась не случайно. В первые годы советской власти остро встал вопрос о преемственности поколений. Если понимать этот процесс с точки зрения социологии и культурологии, то от поколения к поколению передается социальный опыт и ценности духовной культуры. Но ни социальный опыт, ни тем более духовные ценности прошлого оказались неприемлемыми для первого советского поколения. В свете новой идеологии у него должно было быть сформировано новое передовое революционное мировоззрение, где любые религиозные установки исключались. Словом, надо было воспитать такое поколение, которое, согласно взглядам испанских философов X. Ортеги-и-Гассета и X. Мариаса, выступало как субъект исторической деятельности, верный политическим идеям своего времени, и эти идеи оно транслировало бы и дальше.

В деле воспитания такого нового поколения главная задача отводилась школе. Советская школа должна была кардинально отличаться от старой, дореволюционной. Критику этой буржуазной «классовой» школы Ленин начал еще задолго до революционных событий 1917 года. Особенно резко он отзывался об уроках Закона Божьего, потому что религия воспитывала у подростков монархическое и национально-патриотическое сознание, которое называлось «проповедью великодержавного шовинизма». После революции антирелигиозная проповедь в новой школе

выступает на первый план. Не будет преувеличением сказать, что огромный вклад в дело развития основополагающего педагогического принципа - воинствующего атеизма - внесла Крупская. Перед ней и ее соратниками стояла грандиозная задача: уничтожить старую школу с ее методами обучения и воспитания и выработать совершенно новые принципы в деле формирования у детей нового антирелигиозного мировоззрения. Правда, она критиковала публичные акты расстрела икон в школах или насильственное снятие нательных крестиков. Воспитательные методы были другие. Ребенка надо было поставить в унизительное положение, сделать посмешищем в глазах других.

Антирелигиозная пропаганда велась на всех направлениях. Учебный материал в школах и других учебных учреждениях был скорректирован согласно марксистской теории. Срочно создавались новые учебники. Детские книги должны были пропагандировать идеалы советского общества. Апологеты воинствующего атеизма предлагали для более успешного воспитания нового человека полностью изолировать всех детей от родителей, которые могут привить им «вредные взгляды», и помещать их в народные детские дома, открыть которые предполагалось на территории всего Советского Союза. Этот проект был отклонен советским правительством как антигуманный, но Наркомпросу и Главполитпросвету настоятельно рекомендовали вести антирелигиозную пропаганду, начиная с дошкольного возраста, когда эти вопросы только начинают интересовать детей. Поэтапное воспитание подрастающего поколения отражено не только в специализированных изданиях, но и на страницах печатных изданий, в том числе и провинциальных. Так, на страницах газеты «Ударник», издававшейся в Усолье в типографии «Пахарь», сообщалось, что первомайский праздник полиграфисты Соликамска провели в красном уголке, который располагался в одной из бывших церквей города. «На другой день утром в красном уголке взрослых сменили дети. Мячи, кубики, много других игрушек, а также книжек было приготовлено для ребят. Никогда еще церковные своды не слыхали столько шума, веселья как в это утро»1.

Здесь шло заведомое искажение значение церкви как социального института, задача которого объединить последователей той или иной религии на основе общности вероучения и культа. Кроме того, понятие «церковь» в переводе с греческого означает вещь, принадлежащую Господу, т.е. высшую сакральную ценность на Земле. В данном случае дей-

1 Ударник. 1930. № 101 (1299) // Березн. арх. отдел. Ф. 28. Оп. 1. Д. 2.

ствия властей были направлены на уничтожение сакрального, на смешение противоположных понятий и действий, на усвоение того, что храм -это всего лишь место для игр и веселья.

Дети школьного возраста уже могли под руководством взрослых выступать с требованиями о передаче церквей под культурные учреждения. Окружная верхнекамская газета «Смычка» в 1930 году информировала своих читателей: «Школьники Соликамска, собравшись в кино "Пролетарий" 8 января, решили: "просить советские организации об отводе Спасской церкви под детский клуб". На днях окрисполком удовлетворил

просьбу школьников. Церковь передается под детские культурные учреж-

2

дения» .

Комсомол был уже не только объектом воспитания, он сам выступал в роли воспитателя и проводника идей партии. Прибегая к партийной фразеологии, можно сказать, что комсомол всегда был на передовых рубежах антирелигиозной борьбы. Большинство комсомольцев были членами «Союза воинствующих безбожников» (СВБ), созданного в 1925 году. Вступление в эту организацию носило массовый характер. По официальным данным к концу 40-х годов в ее рядах состояло около 3,5 млн трудящихся 100 национальностей. Первичные организации СВБ существовали на промышленных предприятиях, в колхозах, учебных заведениях. Они проводили активную антирелигиозную пропаганду под девизом «Борьба с религией - борьба за социализм». Так, в Пермской области при непосредственном руководстве таких первичных организаций на многих предприятиях создавались ударные безбожные бригады, отчислялись средства на строительство подводной лодки «Воинствующий безбожник», организовывались соревнования - одна «безбожная» комсомольская смена соревновалась с другой.

«В ответ на открытую работу церковников в поселке города Соликамска "Карналитовый рудник", - писала в 1937 году газета «Ударник», - молодежь стала развертывать при клубе антирелигиозную работу. Организован и приступил к работе кружок союза воинствующих безбожников, куда вошла вся молодежь»3.

Особенно активно ряды СВБ пополнялись в дни главных церковных праздников.

«На состоявшемся на днях комсомольском антирождественском вечере, - сообщает все та же газета «Ударник», - после доклада о попов-

2 Смычка. 1930. № 28 (1226) // Березн. арх. отдел. Ф. 28. Оп. 1. Д. 1.

3 Ударник. 1937. № 154 ( 3452) // Березн. арх. отдел. Ф. 28. Он. 1. Д. 16.

ском рождестве, его значении и происхождении присутствующие постановили: "...в ответ на предсмертные судорожные выступления ...разных религиозных и сектантских организаций, объявляем себя безбожниками-ударниками по выполнению и перевыполнению промфинплана, по овладению техникой и марксистско-ленинской теорией"»4.

Пропаганда была нацелена на создание некой идеальной модели общества, члены которого должны были обладать едиными взглядами и мировоззренческими позициями. Однако в реальной жизни в области религии все было гораздо сложнее. Понятия «безбожная пятилетка», «безоговорочная победа атеизма», как и «последний советский поп», которого Хрущев в 60-е годы обещал показать по телевидению, оказались не более чем демагогией и мифом.

Дехристианизация пустила глубокие корни и затронула многие слои русского общества, но она не была всеобщей. Большинство населения российской империи исповедовало православие. Для них события 1917 года, декреты и постановления советского правительства, стали серьезным испытанием и поворотным моментом в их жизни. Часть верующих, несмотря на жестокие репрессии, не предала своих убеждений. Другая оказалась в рядах тех, кого католическая церковь называет «1ар81», т.е. отпавших от веры во время гонений. Третья группа ушла «ушла в тень», жила по двойным стандартам, четко различая публичную и частную сферу жизни, никогда не путая их. У представителей этой группы сохранилось общественное сознание, ориентированное на религиозную веру, хотя власть фактически лишила их права удовлетворять свои духовные потребности. При определенных условиях они могли транслировать религиозный опыт своим детям и внукам (в наши дни 70-80-летние бабушки в храмах - это бывшие пионеры и комсомольцы 30-40-х годов минувшего века), которые так же, как и их родители, жили одновременно в двух параллельных мирах - приватном, личном и официальном - публичном.

Анализ документов, хранящихся в архиве администрации города Березники, показал, что как только давление на церковь было ослаблено, молодежь стала чаще совершать религиозные обряды. Действия эти не афишировались, но, тем не менее, становились достоянием гласности органов власти, после чего проводилась соответствующая работа с обеими сторонами.

4 Ударник. 1932. № 6 (1801) // Березн. арх. отдел. Ф. 28. Он. 1. Д. 3.

Так, по данным исполнительного комитета Пермского областного Совета депутатов трудящихся в 1970 году в Осинском районе «религиозная обрядность остается весьма сложной. Высока церковная обрядность. Крещение детей в 1969 году составило 50 % к числу родившихся, венчание - 10 % к числу зарегистрированных браков. Увеличилось количество крещеных детей школьного возраста, также участились случаи личного крещения взрослых людей». В связи с этим Совет депутатов трудящихся настоятельно рекомендует «... всесторонне изучить служителей культа и церковный актив, характер и методы их проповеднической деятельности и с учетом этого разработать и осуществить мероприятия по ослаблению влияния церковников среди населения». Осинскому райисполкому рекомендовалось также «внедрять в быт новые гражданские обряды. и принять необходимые меры по улучшению воспитательной работы среди молодежи и школьников»5.

В 1971 году исполнительный комитет Пермского областного Совета депутатов трудящихся констатирует, что в Ильинском районе «за последние годы наблюдалась высокая религиозная обрядность. В прошлом году более 40 % детей было окрещено, свыше 8 % жителей района совершили обряд венчания» .

Под контролем органов власти города Березники находилась церковь Похвалы Богородице в поселке Орел, которая после закрытия в 1962 году Ленвинского храма осталась единственной действующей в районе Усолье-Березники. Подробные списки жителей города и его окрестностей, принявших крещение или крестивших своих детей в этой церкви, предоставлялись ежегодно в соответствующие органы. В приведенном ниже фрагменте одного из списков, видно, что возраст родителей составлял от 36 до 22 лет, детей - от 2 месяцев до 10 лет. Взрослым, принявшим крещение, было от 20 до 27 лет. Для многих это была, вероятно, внешняя обрядность, но своими действиями они утверждали веру в христианские догматы, ценности и нормы.

В 1942-1943 годах во многие города Пермской области были депортированы этнические немцы из Поволжья, Северного Кавказа, Крыма и Украины, исповедовавшие католицизм и протестантизм, и приверженцы его основных направлений: анабаптисты, баптисты, адвентисты. В 60-70-е годы были организованы их общины, которые работали очень

5 Березн. арх. отдел. Д. 3. Л. 38.

6 Березн. арх. отдел. Д. 3. Л. 42.

Крещение в церкви поселка Орел, 1971 год*

Дата № п/п Ф.И.О. родителей Год рождения Номер паспорта Домашний адрес Имя ребенка Дата рождения

28/Х11 1 Кислицын Василий Семенович Кислицина Таисья Александровна 1935 1935 Советский проспект, 62-3 Ольга 13^-61

25/ I 2 Александрова Любовь Владимировна 1951 Советский проспект, 10-21 Любовь 26/1Х-51

25/ I 3 Чернышева Наталья Александровна 1953 Пр. Ленина, 43-38 Наталья 20^-53

4/111 4 Калмыков Владимир Анатольевич Калмыкова Лидия Семеновна 1947 1949 Старый Чуртан, 34 Анатолий 11/11-71

31/ V 5 Черных Евгений Николаевич Черных Декабрина Ивановна 1941 1944 Ул. К.Маркса, 34-15 Владимир Декабрина 13/Х-68 17/Х11-44

5/У1 6 Синкин Леонид Иванович Синкина Антонина Михайловна 1937 1935 Суксунский Р-н Ольга Антонина 6т1-61 18/1-35

1зт Подюкова Ираида Степановна 1948 Ул. Кряжевая, 53 Светлана 10/111-68

* Таблица публикуется в сокращенном варианте. Год рождения выделен. Номер паспорта в таблице не указан автором.

активно. Молитвенные собрания активно посещали не только немцы, но и русские. Все общины евангельских христиан баптистов были взяты иод контроль. Соответствующие органы проводили наблюдение за их работой. Были распространены специальные бланки отчета «О проведении

наблюдения за богослужением», где в пункте № 4 говорилось следующее: «Особо отметить поведение (подчеркнуть необходимое) детей дошкольного и школьного возраста и молодежи в возрасте до 30 лет: в богослужениях участвовали активно, проявляли к нему явный интерес, ма-

7

ло активно, явно равнодушно» .

Власть реагировала на малейшее проявление инакомыслия в молодежной среде. Времена менялись, но административные и партийные органы по-прежнему осуществляли тотальный контроль над любой неформальной молодежной деятельностью. Духовные ориентиры и запросы молодого поколения оказывались под пристальным вниманием и контролем партийных и комсомольских органов. Важность и необходимость антирелигиозного воспитания неоднократно подчеркивалась на всех уровнях. В комментариях к «Календарю религиозных праздников, постов и других особых дней у православных христиан, мусульман, иудаистов и баптистов», который рассылался для служебного пользования во все исполнительные комитеты Советов депутатов трудящихся, смысл всех религиозных праздников рассматривался относительно молодого поколения. Так, в комментариях к дню Веры, Надежды, Любви и матери их Софьи идея праздника трактуется следующим образом: «Праздник в честь мифических девочек - мучениц за христианскую веру и их матери. Идея праздника - вера в бога с малых лет. Обязанность родителей - воспитывать ее у детей». Идея праздника Введение во храм Пресвятой Богородицы состояла в «необходимости с ранних лет приучать детей к богу» .

В 90-е годы, в период кардинальных изменений, молодежная политика строилась совершенно по иным принципам. Социологи отмечали, что в условиях демократических реформ, резкой смены ценностных ори-ентаций, был бы невозможен возврат к ленинским принципам, которые формулировались применительно к качественно иному поколению в условиях конкретной исторической ситуации. Однако и отказаться от накопленного за всю историю советского государства опыта в работе с молодежью, в том числе и негативного, представлялось ошибочным.

Сегодня политика в отношении церкви резко изменилась. Церковь и государство - это партнеры в решении многих проблем на современном этапе отечественной истории. Так, Правительство России поддержало инициативы Церкви по вопросу молодежной политики, и год 2009 указом Президента был объявлен Годом молодежи. Сама Церковь начала

7 Березн. арх. отдел. Д. 3. Л. 28.

8 Березн. арх. отдел. Несистематизированные документы.

поднимать эту проблему раньше. В августе 2007 года в Перми состоялся Образовательный форум Приволжского федерального округа «Гражданин России: отечественные традиции образования и современность», где речь шла в основном не только о проблемах религиозного образования и воспитания, но и возрождении духовности в молодежной среде. В феврале 2008 года прошел XII Всемирный Русский народный собор - Собор детей и молодежи под девизом: «Будущие поколения - национальное достояние России». На этом соборе был подготовлен проект доктрины «Молодое поколение России», в разработке которого приняли участие философы, политологи, историки, культурологи, психологи и представители других научных дисциплин. Вопросам молодежи и молодежной политики посвящены ежегодные Международные Рождественские образовательные чтения.

Церковь проводит большую пропагандистскую работу среди молодого поколения: организует паломнические поездки, православные лагеря, проводит всероссийские школьные олимпиады по «Основам православной культуры». Церковь прекрасно осознает, что будущее православия напрямую зависит от молодежи, которая должна воспринять его ценности и затем передать их свои детям и внукам. Вместе с тем, молодое поколение, получившее неограниченную свободу, выбирает в настоящее время не только традиционные для российского общества ценности. Оно охотно пополняет ряды членов восточных сект, ищет смысл в язычестве, буддизме, католицизме. Нельзя не учитывать, что атеизм достаточно прочно утвердился в нашем обществе, и сегодня у некоторой части молодых россиян популярны идеи «Эмерджентной церкви» и особенно такие ее теории, как органическая «неструктурная экклезеоло-гия» и «аутентичная община», которые близки его мировоззренческим основам.

Религиозное сознание молодого поколения - пестрое и разноречивое, где смешались традиционные православные ценности и суеверия, странным образом переплетаются вера в астрологию и Бога, реинкарнацию и загробную жизнь.

Сложилась интересная ситуация. Спустя почти 90 лет перед православной церковью стоит практически та же задача, что и перед советской властью: воспитать молодое поколение, но уже исходя из совершенно противоположных мировоззренческих позиций. Существенную роль здесь должна сыграть воскресная школа. Но так же, как и в первые годы советской власти, здесь встает вопрос о педагогических кадрах, о личности педагога и о задачах воспитания личности. Не вялого, пассивного, со

всем согласного н безынициативного человека, а сильной личности. Чтобы эта личность могла управлять государством, организовывать производство, преподавать, сочинять, чтобы была активной, творческой единицей общества.

В 90-е годы по стране было открыто много воскресных школ, но не все из них оказались жизнеспособными. По мнению многих церковных иерархов, занимающихся проблемами образования, современная воскресная школа должна ставить новые проблемы перед приходами, всеми, кто так или иначе связан с просветительско-образовательной деятельностью РПЦ. Воскресная школа в настоящее время должна быть организацией с большими возможностями и перспективами. Она должна существенно отличаться от дореволюционных школ, где акцент в образовании ставился, прежде всего, на религиозном моменте. В настоящее время религиозное и нравственное воспитание должно сочетаться с тремя его направлениями, которые могут вызвать интерес у подростков, -культурно-просветительским, спортивным и военно-патриотическим, так как православие и вера для современного подростка не могут и не должны быть ограничены только узкими рамками церковных предметов.

Теперь встает вопрос, что сами дети и их родители ждут от воскресных школ? В г. Березники еще в конце 90-х и начале 2000-х годов многие православные дети посещали воскресную школу при католическом центре «Царица мира». В основном они были из необеспеченных семей, и родителей привлекали сюда социальные программы. За небольшую сумму слушатели воскресной школы независимо от вероисповедания могли совершить паломнические поездки по городам Белоруссии, Западной Украины. Не столько поклониться католическим святыням, сколько посмотреть мир. Но как только политика Ватикана в отношении России изменилась и миссионерская деятельность католических священников стала менее активной, слушателей в воскресной школе стало значительно меньше.

В настоящее время в Березниках работает воскресная школа при Спасо-Преображенском женском монастыре в храме св. мученицы Та-тианы. В основном здесь проходит подготовка детей к школе в игровой форме. Детям здесь нравится. На вопрос о том, что их привлекает в воскресной школе, родители детей дали, например, такие ответы:

«Наталья. Я из верующей семьи и хочу, чтобы моя дочь знала, что такое православная вера и как правильно жить по вере.

Анжела. Воспитываю сына одна. Денег катастрофически не хватает. Здесь же сумма за обучение чисто символическая, да и отношение к детям доброе.

Ксения. Хочу, чтобы мой ребенок был чем-то занят. Кроме воскресной школы я вожу его на танцы, обучаю английскому языку. Да и самой интересно послушать про религию. Моя семья была неверующая. Бабушка рассказывала, что ее отец закрывал церкви в области. Где? Не знаю, я этим никогда не интересовалась. Сейчас спросить не у кого. Бабушки уже нет».

Другими словами, воскресная школа - это во многом школа будущего, но пока она проходит путь становления.

Получено 8.09.2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.